всё о любом фильме:

Я – учитель

год
страна
слоган-
режиссерСергей Мокрицкий
сценарийАлексей Бородачёв
продюсерАлександр Ковтунец, Ульяна Савельева
операторСергей Мокрицкий
композиторПавел Акимкин
художникПавел Пархоменко, Анна Чистова
монтажСветлана Маклакова, Элис Хофер
жанр драма
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Жить в непростых военных условиях простому сельскому учителю Павлу Зубову давала вера в свой долг — учить детей. Не важно где, не важно кто они — это его призвание, его крест. Вера в любовь и семью, в простые человеческие ценности. Но, в одночасье, череда событий в корне меняет его жизнь, возвращая в реальный мир. В мир, где идёт война, где враг демонстрирует своё истинное лицо, и где невозможно бездействовать, оставаясь тихим учителем, надо бороться за свою семью, любовь, Родину, за свои идеалы и принципы. Перед ним встает непростой духовный и нравственный выбор — либо выживать и приспосабливаться, либо не предавать самого себя и своих близких.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:06

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 2 поста в Блогосфере>


    В фильме «Я — учитель» режиссёр поместил нас, зрителей, в предлагаемые обстоятельства: начало ВОВ 1941год, оккупированная территория. Чем они отличаются от тех, которые предлагали нам режиссёры, помнившие то время? Во-первых, реалии жизни даны почти с театральной скупостью. (Предположим: сегодня слишком трудно достоверно воспроизвести то время в деталях, но в своём сериале «Далеко от войны» режиссёр старался это делать).

    Во-вторых, сама атмосфера в посёлке расслабленная (не похоже на оккупацию). Тишина, тёплый летний свет на мебели, движения женщины плавные и раскованные создают впечатление спокойствия и уюта. В окно видно, что среди редких и неспешных прохожих мешаются немецкие сапоги с туфлями и ботинками местных. Поражают безмятежные глаза мужчины. Он говорит, что надо идти на службу, чтобы зарабатывать. «Я — учитель и при любой власти должен учить детей математике, истории, литературе».

    И далее развил свою мысль: «Да пусть хоть папуасы нас завоюют. Не в подвалах же нам прятаться. А если эта власть навсегда. Мы должны уметь выживать, приспосабливаться. Власть меняется, а я — учитель, остаюсь». Он только что сделал предложение женщине, та согласилась, но сын её, мальчик 13-ти лет, резко против. «Почему?» «Потому что вы немцам служите и маму мою к ним устроили. Придут наши, и вы ответите».

    И вот пришёл час испытаний, не с советскими войсками, но с советским диверсантом. Его, раненого, учитель обнаружил в своём сарае. «Не впутывайте меня в свои дела, уходите отсюда, иначе мне придётся сдать вас полиции», — его слова. Два раза без зазрения совести он пытался сделать это. Первый раз он вернулся, избитый гауляйтером. На уроке он рассказывал по бумажке биографию Гитлера. Один ученик сбил из рогатки портрет фюрера. Рама раскололась, обнаружив внизу портрет Пушкина. Учитель поднял его, поставил на подоконник и, глядя на фашистов, которые шли к школе, как под гипнозом стал читать «Воспоминания о Царском селе».

    Он начал со слов: И быстрым понеслись потоком
    Враги на русские поля.
    Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
    Дымится кровию земля;

    Класс затих, все обернулись к нему, следя за каждым его движением. После слов:

    Страшись, о рать иноплеменных!
    России двинулись сыны;
    Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных
    Сердца их мщеньем зажжены.
    Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
    Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
    Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
    За Русь, за святость алтаря.

    раздались одиночные аплодисменты. Все обернулись, на пороге стоял гауляйтер, неплохо знавший русский язык. Вот тут учитель и хлебнул от фашиста, изощрённого в издевательствах над недочеловеками-аборигенами.

    И второй случай тоже уберёг его от рокового предательства. Вернувшись избитым, он снова наивно удивился, что раненый боец никуда не ушёл. Учитель направился прямиком к полицаям, но едва он открыл рот, как один из этих пригрозил ему за пасынка, который подрался с его сыном.

    Проехала телега с телами троих диверсантов, четвёртого объявили в розыск. Время наивных признаний прошло. И, вообще, оно изменилось: со всех сторон вставали угрозы, приспособиться не получалось. Чтобы избавиться от раненого, пришлось провести его на аэродром, как он потребовал. Но уйти оттуда учитель не успел. Прибыли фашисты встречать самолёт с неким агитатором-вербовщиком. В итоге события развернулись так, что спустя пару дней учителю самому пришлось взять винтовку, чтобы убить прибывшего.

    Не получался проект приспособиться: жить бытом, строить свой маленький мирок, зарабатывать на семью учительским трудом. (Учитель настойчиво просил пасынка называть себя папой — отец мальчика был репрессирован, тогда они с матерью переехали в посёлок). Не то, чтобы учитель понял проект завоевателей, и что ему не избежать общей судьбы. Он не раскидывал широко ни умом, ни взглядом, съёжив своё сознание до бытовых потребностей, но он понял: он не учитель, и семью он тоже теряет без нравственных скреп со всем обществом и страной.

    Желающих приспособиться было немало, и вот уже явился чудо-агитатор. Наш диверсант сказал: «Я умираю, стрелять будешь ты, много душ спасёшь». Учитель привычно округлил глаза. Но мальчик, обнаруживший обоих, сказал: «Я буду стрелять». И тут маска наивности сползла с лица отчима. Он возразил: «Я буду». Раненый умер, учитель закопал его вместе с его винтовкой, но вздохнуть с облегчением не вышло. Его дом уже опустел: жену угнали в Германию, а пасынок был схвачен за то, что бросил гранату в комендатуру.

    Учитель по привычке, ещё кинулся к начальству, но спас мальчика от расправы, чудо-агитатор, на спор, обещавший к утру перековать его из врага в своего сторонника, и перековал, не без помощи учителя. «Теперь я буду его учитель, он мой». Учитель почувствовал хватку волкодава и понял, что договариваться и приспосабливаться бесполезно. Он откопал винтовку и убил того, о ком советский боец сказал: «Очень опасен, из наших делает не наших». Бойца звали Пётр, учителя — Павел, мальчика — Ваня.

    В контексте фильма имена символичны. В них заложен сплав библейских принципов и национальных традиций, на эти опоры было поставлено государство, и история закаляла его. Верность этим трём началам залог самостоянья государства и значимости уникальной культуры, которую оно аккумулирует. Режиссёр Сергей Мокрицкий будто даёт нам урок возможности существования в собственной культурной идентичности. Ведь она нам дорога.

    Он — учитель, герой его — учитель, оппоненты героя тоже претендуют на учительство. Апостолы Пётр и Павел учили: следуй своим путём по заветам Господа, и будешь спасён. В таком четырёхкратном повторении фигура учителя обретает символический характер. С одной стороны она обязывает претендентов на это звание определёнными принципами, а с другой — у учеников тоже есть ответственность за то, кого они выбирают. Фильм не исторический, в нём исторический материал использован для осмысления проблемы сегодняшнего дня. И мы принимаем эту условность в перекличке с историей за его художественную правду.

    Огневая позиция учителя была в классе. Войдя, Ваня увидел его, убитого, над доской висел портрет Пушкина, на доске надпись: «Прощай Ваня, твой дядя Павел». Подросток с отвращением стянул с себя чужую форму.

    8 января 2017 | 22:36

    Не судите строго — просто личное мнение. Понравился фильм. Конечно не супер но зато без пафоса, наигранности и бестолковых сложносочиненных фраз. Актер хорошо сыграл этого несчастного, тщедушного человека. Понравилось как ребенок — девочка сыграла, обычно дети неестественны в фильмах. И еще — я даже не знала, что у Пушкина есть такие стихи (простите мое невежество).

    В общем о сюжете — считаю его жизненным и понятным себе как простому обывателю. Я часто думаю: а могла бы я совершить героический поступок, не сломаться в момент тяжелого испытания и не могу дать себе ответ. Был такой персонаж в известном фильме — профессор Плейшнер, который откровенно признался Штирлицу, что не сможет выдержать пыток и сразу сдаст все что знает ну и соответственно наверно будет делать все что ему скажут. Финал известен. Но Штирлиц знал что он не предатель. И в этом фильме я думаю есть такая же суть. Да, учителя, что называется, достали. И он решается на поступок о котором боялся думать. В итоге человек не пошел против своей совести и дал импульс к борьбе за победу своему пасынку. Пусть фильм не шедевр как к примеру «17 мгновений весны», но поучительный, затрагивающий обычные чувства простых людей и каждый может сделать свой вывод о совести.

    О финале — очень понравилось в конце — портрет Пушкина над школьной доской — как символ созидания.

    7 из 10

    24 июня 2016 | 23:29

    Какое благородно-приторное описание составили для фильма. На самом деле учитель этот — не будем говорить «презренный приспособленец» чисто по-большевицки, это молодому поколению непонятно, не модно и «попахивает пропагандой», он обыкновенный человек-слизняк, причем, убежденный, не убавить, не прибавить. Человек, с которым противно даже просто находиться рядом.

    Сначала он вроде бы говорит правильные слова: «придут одни, придут другие, а я как преподавал, так и буду преподавать». Но все его последующие действия и высказывания доказывают: дело только в том, что «всем надо как-то приспосабливаться», и больше ни в чем. Ценности, они мало значения имеют, особенно на фоне личного выживания. И на детей ему по большому счету наплевать, они у него скорее вызывают раздражение. И протест в нем встает не из-за захвата страны, не того, что приходится преподавать детям всякую ересь (точнее, по его мнению это не ересь — а, значит, можно подпустить нацистской пропаганды и преподавать дальше), даже не из-за действий нацистов везде и перед его глазами в частности, а из-за того, что ограничили, надавили, унизили его, его лично. Да, и больше не из-за чего. Это открытая логика фильма, это явная суть последовательности поступков «учителя», это очевидно доказывает и прописанная актеру манера игры.

    В этом же заключается первое «и нашим, и вашим». Второе — попытка одновременно потрафить и антикоммунистическим настроениям, неизвестно кем ядовито навязываемым сегодня молодежи (то ли нашими, стремящимися угодить международным настроениям, и тогда нас, «наверно, поймут и примут» в сообщество, то ли и не нашими вовсе), и патриотам, «болеющим» за свою страну времен Второй мировой и/или вечные ценности. В коммунизме было много проблем, очень много, но тот нарочитый бред и кошмар, в виде которых коммунизм выставляют сегодня… этот бред надо в книгу рекордов Гиннеса заносить, как самое больное перевирание истории.

    Всем понятно: создатели пытались сказать, что коммунизм и немецкий национализм -одна Сатана. И, мол, «здравомыслящий человек» среди этого, ему приходится ради одного, ради другого… Но с тем разведчиком, да, который прям ну «выпендривался в плену токмо из-за большевицкого фанатизма», ага, ради этого его спустили в немецкий тыл, ради этого он молчал; с самим персонажем, домогающимся матери в безвыходном положении — я тебе кров и хлеб, а ты мне свое тело; когда чужие беды — формальность и совесть не тревожит (красивую бабу отправить в штаб, зная, что наверняка там с ней будет); и это только начало. С рассуждениями героя о жизни и омерзительной попыткой «держать лицо» при его убеждениях — вышло у создателей фильма, мягко говоря… Будто через то, что они собирались снимать, пробились справедливое подсознание и совесть, и не позволили сделать ровную антисоветскую ленту, в которой все поставлено с ног на голову. Что хотели сказать? Кого осудить? Показать реальную жизнь? Ни в одну нишу фильм ну никак не влезает, потому что пытались дать все всем и сразу, а получилось… будто пятая колонна создавала картину.

    В общем, не фильм, а дохлая протухшая рыба в итоге. Хотя нельзя не отметить, что снимался в остальном он гораздо качественнее большинства современных военных картин. Качественнее, а не хорошо. Так что невелика заслуга — быть лучшим из худших.

    Так какой идиот составлял описание для фильма?

    3 из 10

    3 июня 2016 | 22:51

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>