К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Дитя Пражской весны, этот фильм показал изнанку не только устройства коммунистической Чехословакии, но и любой тоталитарной системы. Работа режиссера Карела Кахини и сценариста Яна Прохазка сразу отправилась на полку, где пролежала ровно 20 лет.

Заместитель министра строительства Людвик на вечеринке высокопоставленных работников узнает об аресте своего начальника и нескольких людей из его ближайшего окружения. Людвику становится не по себе. Еще больше его страх усиливается дома: у калитки останавливается автомобиль с выключенными фарами, телефон не работает, пробки перегорели, задняя дверь не заперта, ключи от квартиры исчезли… Людвик и его жена Анна начинают паниковать, вспоминая, кто им пришлось покривить душой, пойти на компромисс с собственной совестью, смолчать. При этом, супруги догадываются, что все их разговоры слушает «ухо» спецслужб, а потому правду они могут говорить лишь в ванной и на кухне.

Страшный, пугающий фильм, позволяющий зрителю посмотреть со стороны на собственный конформизм, на страхи взрослого человека. Конечно, в подобных историях не обходится без ассоциаций с произведениями Кафки и Оруэлла, с той лишь разницей, что Людвик – не «маленький человек в тисках системы», в Большой человек этой самой системы.

Кстати, за год до премьеры фильма Карел Кахиня получил звание «Заслуженный артист ЧССР». А Ян Прохазка до того, как стать писателем, возглавлял совхоз.

В 1990-ом году «Ухо» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил «Золотую пальмовую ветвь». Кинокритики Андрей Плахов и культуролог Кирилл Разлогов тогда назвали чешский фильм «архаичным театральным спектаклем», отметив при этом великое мужество его создателей.

Мне фильм не показался устаревшим, а камерность лишь усугубляет гнетущую атмосферу паранойи. В обществе, построенном на лжи, не бывает ни личной, ни общественной жизни, не говоря уже о любви и дружбе. Над всем главенствует инстинкт самосохранения.

8 из 10

05 июня 2015 | 13:03
  • тип рецензии:

Блестящий фильм от запрещенного в тоталитарный период чехословацкого режиссера. Вспоминается вся русская литературная классика: от 'Записок сумасшедшего' Гоголя до 'Дьяволиады' Булгакова. Плюс непременный при данной сюжетной канве Франц Кафка. Т. н. 'маленький человек в тисках системы', сотрудник особо важного министерства начинает ощущать явственную прослушку у себя дома. Подозрения усугубляет арест непосредственного руководства, отстраненность ближайших знакомых и внезапный визит 'друзей' из ГБ, якобы, для 'дружеской вечеринки'. Черный гротеск нарастает по мере приближения к финалу.

Абсурдистский юмор, 'трагедия смешного человека' и антитоталитарный сарказм, пробудившийся со всей возможной злобой в кратковременную пражскую весну - фильм дарит полную палитру смыслов и подтекстов, возможную только в той исключительно-изощренной 'дьяволиаде', которая существовала с странах 'реального социализма'. Спасибо режиссеру, за ту жемчужину кинематографа, которую он оставил.

10 из 10

14 октября 2012 | 00:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: