Кто был рожден в горах, тот ничего не боится и живет очень долго... Такое мнение может показаться кому-то полной чушью, но только если ты не был знаком с такими людьми или не прочитал где-нибудь о них. Дабы развеять это предположение, можно еще раз перечитать 'Герой нашего времени', пушкинский 'Кавказ' и греческую песнь про мужественного Прометея, смело смотрящего смерти в глаза... Но эти произведения посвящены, в целом, мученической мужской доле... Может, про одиночество и боль расскажет персонаж Бэллы, правда, этот рассказ будет не таким правдивым...
Тогда где тогда искать истину? На этот вопрос ответит история, произошедшая с женщиной, рожденной в чешском селении, где-то два столетия тому, в то время, когда многие верили в чары и колдовство как дьявольский знак их скорой погибели. В день, когда гром не унимался, поднималась большая буря над лесной долиной, на свет появилась девочка... Девочка, которой дали имя Бара. Девочка, которую через много лет сочтут за колдунью. Колдунью, которая якобы держит в страхе жителей маленького города.
Город, где происходят основные события, чем-то напоминает пугливое гнездо простаков и завистников, которые по выходным ходят в церковь, по вечерам посещают танцевальные клубы, выручают по мелочам друг и друга, и, конечно же, почитают свое начальство. Само начальство в лице неуклюжего пана Управляющего чем-то напоминает гоголевское из романа 'Мертвые души'. Только в кинокартине Владимира Чеха, пан Городовой старается прислушиваться к каждому местному, заходить к нему чай, обсуждать дела особой важности... Собственно за этим он частенько наведывается к пану Священнику, чтобы не только поговорить, но и повидаться с его племянницей Элишкой - и в этом понимании, он просто наблюдает за ней, стараясь не проронить лишнего слова или не показаться дураком... Как бы он ни старался, но все получается наоборот. Мысль о женитьбе с родственницей пастыря только радует его, но будущая невеста не слишком довольна этим. За советом, бедная Элишка обращается к своей верной подруге, которой и является героиня Бара. .. Девушка мнит себя такой же неуслышанной и огорченной, как и Элишка, и мечтает о такой же судьбе, как и у нее... Но, увы, обстоятельства сложились, не так, как ей хотелось...
Постановщик Владимир Чех воспроизвел свой фильм 'Дикая Бара' в форме романтичной баллады с элементами басни со счастливым концом. Вроде, как и намереваясь показать горькую драматическую историю, он изменяет траекторию, наталкиваясь на поучительный социальный вымысел, который возможен лишь в детских сказках. Суть вымысла в том, что человечество, строго придерживаясь религиозных убеждений, давно потеряло ласку и понимание, не умеет прислушиваться и живет только ради своей выгоды. Из-за этого и страдает юная Бара, которую все называют ведьмой и обвиняют во всем, к чему она даже не имеет никакого отношения. Ее странное поведение и подозрительная внешность заставляет местных так ненавидеть ее.
Сама Бара, которую сыграла актриса Власта Фиалова, чем-то напоминает загадочную Олесю из одноименной повести Куприна - так же любит бродить по лесу, не желает быть у всех на виду. .. Только Бара лишь делает вид, что ей противно большое общество. На самом деле, она ищет в нем доверия, хоть бы и капельку, хоть бы и не от близких людей. ..Потому она надеется встретить любимого человека, который не обманет ее. Фиалова придает своему образу больше страсти и мудрости, как у царицы Клеопатры... Но со временем ее облик блекнет в среде других персонажей, еще проникновенней, чем она. Ее героиня очаровывает своим видом и выводит из себя остальных - вот почему она отличается от других девушек, вот почему мужчины от нее без ума. Власта наделила своего персонажа душевными качествами, словно, вложив в него частичку своего характера. .. И так не поймешь потом – будто это артистка так хорошо справилась своей ролью, или это ее роль так удачно подошла ей!
Сам сюжет построен на гонении - внутреннем и физическом. Чех убеждает, что гонение внутреннее гораздо опаснее, чем реальное. Эту черту он скрывает под масками каждого участника танцевального балла, который жители устраивают в качестве развлечения. .. На этом празднике все эмоции смешиваются в одни приветливые улыбки, за которой неясно, что думает человек и что ощущает.
Единственное проявление чувств заметно у одной особы - это та самая… это дикая Бара… Этим экспрессивным прилагательным ее наделило то же суеверное общество. На самом деле, Бара не такая. У нее есть то дорогое сокровище, которое никто не сможет у нее забрать или выкрасть. Это доброта – то чувство, данное ей Богом, на которое не наложишь проклятия….
Киноповесть Владимира Чеха убеждает, что, прежде всего, как бы ни был загнана или закрыта от мира личность, она в любой мере останется свободной: свободной от правил, от обязательств. Взаперти личность превратится в зверя, нежели на воле. На свободе она становится более человечной, она может распоряжаться своей судьбой, она может решать самостоятельно. Это не означает, что нужно хлопнуть дверью со словами «Я ухожу и больше не вернусь» или сбежать, никому не сообщив... Нет, уйти можно только тогда, когда ты осознаешь это. Уйти можно только туда, где ты обретешь свой покой. Уйти только с тем, кто не бросит, кто сможет увидеть разделить с тобой эту свободу.
В чешском варианте название фильма звучит как 'Diva Bara '. Логичным было бы перевести именно так - Дива Бара. Хотя суть от этого нисколько бы не изменилась... Все равно он будет гласить о том же - о женщине порабощенной, изгнанной и обиженной... Но для каждого он будет означать уже совсем иное!
8 из 10