К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Ставший в 70-е годы едва ли не символом брутально-обсценного кино, воспевавший на экране все возможные и невозможные извращения, везде и всюду искавший проявления сексуальности, Ренато Ползелли на заре своей карьеры снимал обычные, ничем не выделяющиеся из главного русла итальянского кинематографа картины. Такие, как готический хоррор «Возлюбленная вампира», скетч-комедию «Приключения в мотеле» или даже военную драму «Ультиматум жизни».

Впрочем, военной драмой последняя является только формально. И вместо одетых в фашистскую форму немцев легко просматриваются совсем иные перонажи – в античных туниках и сандалиях. Потому что «Ultimatum alla vita» всеми возможными способами апеллирует к классической трагедии с ее божественным предопределением, неземными страстями и Героями с большой буквы. И роковой Любовью, конечно. Как же без нее!

А партизаны и нацисты – только фон, на котором разворачивается величественное действие, скорее достойное воплощения в мраморе амфитеатров нежели банальном целлулоиде кинопленки. А то, что порой от великого до смешного – один шаг, Ползелли никогда не волновало. Так что снимал он свою трагедию с ловкостью прирожденного трэшера, немало не заботясь, что имея один единственный автоматный рожок, его Героиня длинными очередями отстреливается от супостатов целую ночь; пулевые ранения образуются без повреждения одежды, а тяжелые немецкие гранаты забрасываются на верхний ярус донжона одним легким движением руки. Такие мелочи никогда не волновали Софокла с Еврипидом – с чего бы они тогда приходили в голову Ренато Ползелли?

Ведь снимал он не приключенческую ленту, не батальное полотно, а историю рокового чувства, вспыхнувшего между смертельными врагами, и стершего с лица земли один отдельно взятый замок. Внезапная любовь между дочерью партизанского командира и сыном коменданта немецкого гарнизона – того же порядка, что чувство Медеи к Ясону, Ариадны к Тесею, Елены к Парису. Эта любовь способна рушить города, особенно если на нее накладывается столь же античное чувство мести. Мару Барри, героиню фильма Ползелли, в равной степени сжигают два пламени: любовь к юному Хансу и месть за убитую нацистами маленькую сестренку. И в этой ипостаси, она, подобно древнегреческой Электре, не остановится ни перед чем. И уже совсем не важно, сколько патронов на самом деле вмещает автоматный рожок – стрелять он не перестанет.

Прочие героини, вместе с Марой заключенные немцами в приспособленном под комендатуру замке, остаются на втором плане. Хотя, как ни странно для Ползелли, прописаны они достаточно сочно: сошедшая с ума от пыток и смерти всех своих родных Марчелла, неунывающая проститутка Чичча и хозяйка гостиницы, в которой скрывались партизаны, Сирия – всего лишь случайные жертвы молоха войны. Но на их фоне история Мары играет особыми красками. Особняком стоит Анна, единственная настоящая партизанка из арестованных немцами женщин. Она играет роль эринии, спускающей с цепи божественную ярость. Бежав вместе с Марой, Анна приводит в действие силы, которые направлены к финальному очистительному катарсису. Другой ее роли в сюжете не предусмотрено, а потому – плотно сжатые губы и ледяной взгляд становятся для Валерии Морикони, игравшей Анну, единственными изобразительными средствами.

Правда, за эпичными женскими персонажами потерялся центральный мужской. Ханс Шнайдер – образ исключительно жертвенный, способный отдать жизнь за свою любовь, но не умеющий за эту любовь бороться. Отдавшийся на волю рока и плывущий по течению – единственный в «Ультиматуме жизни», кому вряд ли бы нашлось место в древнегреческом амфитеатре. Такое впечатление, что происходи все дело в 70-х, Ползелли бы и его сделал женщиной. Но в начале 60-х лесбийские отношения на киноэкранах были не приняты. Пришлось остановиться на «юноше бледном со взором горящим».

Как знать, может быть именно стремление изображать человеческие эмоции «за гранью», снимать «обнаженные нервы» и «роковые чувства», и привело Ползелли к исследованию экстремальных проявлений сексуальности. Так или иначе, а «Ultimatum alla vita» ни в свое время, ни позже особого ажиотажа не вызвал. Ведь в наши дни (да и пятьдесят лет назад) куда охотнее осовременивают древних героев, нежели наделяют античным менталитетом современных. А жаль. Ведь если согласиться с условностью древнегреческого театра, которую принял в этом фильме для себя итальянский режиссер, может быть даже сам того не подозревая, то кино получится совсем даже неплохое. Не могли же все итальянцы того времени быть неореалистами!

19 февраля 2013 | 14:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: