К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Нам это прекрасно знакомо. Повсеместная халатность - еще одна беда наша, после дураков и дорог. И для того, чтобы что-то задвигалось, завертелось, чтобы власть обратила внимание, нужна катастрофа, которую уже невозможно замолчать, а до того - всеми силами будут прикрывать, замазывать, отворачиваться, а потом, конечно же, постараются свалить вину на какого-нибудь рыжего, вроде начальника климовской котельной после коммунальной катастрофы в Подмосковье.

Чиновники, впрочем, везде одинаковы. О том убедительно докладывает телефильм 'Эффект затемнения', который у нас назвали попроще - 'Катастрофой'. Почему 'Эффект затемнения'? Просто у одного рядового авиадиспетчера регулярно гаснет монитор, на котором он видит и контролирует определенные авиарейсы. Человек говорил об этом, писал жалобы, ходил к начальству, но кроме славы мелкого пакостника, зануды и душнилы, ничего не получил. Жалобы принимались, произносились обещания, но ничего не делалось. А уже потом была катастрофа и погибло очень много людей. И вот этот маленький человек, который месяцами вопил, кричал о том, что будет катастрофа, если все останется на том же месте, объявлен главным виновником произошедшего, несмотря на 20 лет безупречной службы. Все его жалобы почему-то забылись, все заявления куда-то исчезли, и, кажется, так же быстро и неукротимо должен исчезнуть и он сам.

Собственно, 'Катастрофа' - это такой 'Дурак' по-американски. Бегает маленький человек и пытается убедить всех, что настанет 'ахтунг', над ним смеются, 'ахтунг' наступает, он же оказывается виноват. Отличие в том, что это Америка и режиссер Джефф Блекнер верит в справедливость. Если не для погибших, то хотя бы для этого ответственного работника и дает ему в помощь умного и неравнодушного следователя.

'Катастрофа' - неплохой фильм, хотя, конечно, телевизионный формат мешает ему быть по-настоящему хорошим. Снят он недорого и безыскусно и напоминает растянутую до полного метра серию сериала типа 'Закон и порядок' (хотя сейчас и полуторачасовые серии в сериалах - уже не редкость). Несмотря на серьёзный тон и многообещающую завязку, фильм очень долго раскачивается и в середине серьезно провисает, заставляя героев уныло бродить и усиленно думать на камеру. Очень хороший актер Эрик Столц, который чуть было не стал суперзвездой мирового масштаба, когда получил роль Марти Макфлая в фильме 'Назад в будущее', но потом потерял роль и остался просто очень хорошим актером - вполне на своем месте в роли самоотверженно помогающего другим человека. Ему очень идут роли профессионалов своего дела - знающих, понимающих, сильных людей, способных делать правильный выбор, несмотря на грозящие в случае правильного выбора неприятности.

Еще один хороший актер Чарльз Мартин Смит играет совершенно в другом ключе, человека попавшего в мельничные жернова и чувствующего примерно тоже самое. Его герой и правда не очень приятный человек, в какой-то степени даже маргинал, но это не делает его ни плохим работником, ни виновником произошедшей катастрофы. Смит очень хорошо передает состояние человека в отчаянном положении, который под гнетом свалившихся на него чувства вины, страха, всеобщего остракизма, безнадеги, впадает в нечто похожее на ПТСР и уже не может мыслить адекватно.

Оба героя вызывают живой отклик и не оставляют равнодушным. Но фильм в целом как раз не способен по-настоящему ни увлечь, ни взволновать. Режиссура Блекнера вялая и аморфная с редкими всполохами хороших, ярких, динамичных сцен, которых, увы, слишком мало.

Так что в целом, несмотря на отменных актеров и актуальность темы, 'Катастрофа' - явно не тот фильм, который приклеит к экрану на полтора часа.

7 из 10

17 февраля 2024 | 15:29
  • тип рецензии:

Каждую минуту в Аэропортах садятся и поднимаются в небо тысячи самолетов. На огромной высоте путешествуют тысячи людей. Которые может и не предают этому значения. Может, просто не думаю об этом. Для кого-то это не просто путешествие или очередной перелет, для кого-то это работа. Многие не видели, как выглядят самолеты, которые летят на огромной высоте, с бешеными скоростями. За всем этим обязаны следить авиадиспетчеры. На мой взгляд, одна из сложнейших профессий. Ведь на них положено тысячи жизней.

Все начинается, тогда когда на глазах у опытного диспетчера происходит страшная авиакатастрофа. Все начинается в тот момент, когда всего лишь на три секунды гаснет его монитор. Всего—то казалось было три секунды, что за это время произойдет. Но небо диктует свои правила. На борту лайнера находилось сотня людей, которые погибли. Каждый потерял кого-то из близких. Следователь, который вел расследование, потерял девушку и нерожденного ребенка. Лори-подругу. Она чувствует себя виноватой, ведь это она. Она предложила поменяться сменами. Джона постигает боль потери тогда, когда он видит список тех, кто был на борту. Он не верит Гери Дрейку, в том, что монитор погас на три секунды. Генри во всю пытается, доказать, что он правильную команду дал пилоту. Пытаясь доказать, что аппаратура, которая им служит давно изжила свое. Но никто не верит ему. Все рапорты оказываются уничтожены. Вот он вопрос ответственности. Чтоб привлечь внимание к тому, что система опасна он вырубает электрику, чтоб показать всю ненадежность системы. Но это остается как-бы не замеченным. Все идет своим чередом и все работают на аппаратуре, которую остается склеивать бумажками и жвачками, чтоб оттянуть ее неминуемую замену. Генри просто пытается избежать новых катастроф, которые все- таки будут, даже не по его вине, а потому собирается вырубить всю систему слежения в воздухе

«Почему, чтобы изменить правила, нужна катастрофа?» задает этот вопрос один из героев. Почему люди пытаются скрыть то, что они виноваты. Может все так бы и думали, что виноват Дрэйк. Все бы его винили, если б не следователь, который идет за фактами, когда понимает, что диспетчер дал правильную команду, что здесь нет его вины. Что виноват, тот, кто поменял вентилятор в радаре, чтоб замести свои следы. Но это что изменит?

Фильм будет интересен для многих. Хорошая игра актеров, психология, интересный сюжет, который заставляет в него вжиться. А так же задуматься о многом.

12 февраля 2012 | 00:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: