Гражданин Икс (ТВ)

Citizen X
год
страна
слоган«Охота за самым ужасным маньяком-убийцей мира»
режиссерКрис Джеролмо
сценарийРоберт Каллен, Крис Джеролмо
продюсерТимоти Маркс, Лаура Бикфорд, Мэтью Чэпмен, ...
операторРобер Фресс
композиторРэнди Эдельман
художникЙожеф Ромвари, Лорант Явор, Мария Хрубы
монтажУильям Голденберг
жанр триллер, криминал, история, драма, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время103 мин. / 01:43
Номинации (1):
Поиск продолжался восемь долгих лет. День за днем Виктор Бураков вел охоту на одного из самых страшных маньяков современности Андрея Чикатило.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
6 + 1 = 7
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по книге американского писателя Роберта Каллена «Отдел убийств» («The Killer Department», 1993).
    • Съемки проводились в окрестностях Будапешта.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Обручальные кольца в СССР и России носят на правой руке, а не на левой, как в США.
    • В финале картины Чикатило казнили из пистолета марки Glock, но эта марка никогда не стояла на вооружении советской/российской армии и милиции.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Он что, плачет? Человек, которому мы доверили безопасность наших детей, плачет?

    Фильм не только о маньяке Чикатило и следствии по его делу. В нём показана вся прогнившая система Советского Союза, холодность, безразличие и трусливость людей в верхушках власти, как тонко подмечено в фильме, «главных идиотов». Возможно, слегка преувеличено, ведь это же американцы, и они сняли так, как представляли себе, но суть передана правильно. Поимкой убийцы никто и не хочет заниматься, все только делают вид да засуживают подставных преступников, чтобы не получить неприятностей из Москвы. Но, слава богу, ещё есть люди, для которых поймать маньяка — дело чести.

    Сам Чикатило — человек несчастный. Застенчивость, насмешки и унижения вылились в эти ужасные убийства, которых можно было бы избежать, вовремя оказав психологическую помощь.
    Мне понравились диалоги. Нет каких-то лишних или ненужных слов, всё очень чётко и метко, фильм можно растаскивать на цитаты.

    Игра актёров замечательная. Надолго запоминается взгляд «товарища Бондарчука, секретаря обкома по идеологии».

    Есть какие-то мелочные помарки, вроде трупов, которые явно сделаны из пластика, но на этом внимание не заостряется. Всё-таки год-то какой, да и бюджет наверняка небольшой был.
    А так это очень сильное кино. Я бы занёс его в список 250 лучших фильмов.

    10 из 10

    27 мая 2009 | 00:49

    В Голливуде редко создают достойные фильмы о России, «Гражданин Икс» — одна из немногих таких лент, которые можно и нужно смотреть.

    Сюжет фильма не является исторически точной хронологией розыска маньяка Чикатило, хотя очень многие эпизоды фильма соответствуют действительности: первое его задержание, операция «Лесополоса» по его поимке, окончательный арест… Недочёты присутствуют: не мог патологоанатом возглавить следствие и тем более он не мог знать о методах работы ФБР в 1981 году!

    Козырь фильма — это прекрасное воссоздание антуража тех лет. Снимали фильм в Венгрии всего через несколько лет после поимки этого монстра, но зачастую венгерские пейзажи не отличить от южнорусских: те же поля и берёзовые рощи, обшарпанные здания, поношенная одежда персонажей… И ощущение уныния, безысходности, пустоты, которая царила в те годы. Правда, и тут есть ляпы. Провинциальный следователь за рулём «Мерседеса»? Сейчас это не редкость, но в 1990 году это было нереально. Ещё мне бросились в глаза некоторые надписи на русском языке, представляющие собой полную абракадабру.

    Игра актёров отличная. Герой Стивена Ри Виктор Бураков поначалу мне не очень понравился: слишком уж нерешительным и скромным он выглядел. Но моё первоначальное впечатление было ошибочным: за внешней скромностью скрывался сильный духом человек, который смог перебороть Систему и довести дело до конца.

    Дональд Сазерленд (полковник Михаил Фетисов) всячески пытается помочь Буракову в поимке убийцы. Но даже он, полковник милиции, всего лишь винтик в огромной и неповоротливой советской машине, которая дала сбой и вот-вот рухнет. Под угрозой увольнения он не отстранил Буракова от следствия, чем и предрешил поимку Ростовского чудовища.

    Киношный Чикатило (Джеффри Де Мунн), насколько мне известно, и внешне и по характеру похож на реального. Создатели фильма не стали превращать этот персонаж в полоумного верзилу с бензопилой или с топором в руках. Наоборот, как в жизни, так и на экране Чикатило был неприметным внешне человеком, скромным служащим, не пользовавшимся авторитетом. Всем он казался безобидным и даже никчёмным человеком, но никто и не знал, что рядом с ним находится настоящее чудовище, самый кровавый маньяк в СССР.

    Этот фильм не столько рассказ о поимке серийного убийцы, сколько история борьбы маленького человека с советским административным аппаратом. Чиновникам не были важны жизни, которые можно было бы спасти, гораздо важнее для них была хорошая отчётность, которую отправляли в Москву. Ведь в СССР не могло быть маньяков, садистов и насильников. Но лейтенант Бураков не прогнулся под эту гниющую, разлагающуюся систему и добился своего. Не награды, звания или деньги были ему важны, а то, что его дети могли спать спокойно, зная, что на улицах безопасно.

    8,5 из 10

    22 февраля 2011 | 19:20

    «Гражданин Икс» фильм из разряда тех, которые основаны на реальных событиях. Не зная предысторию, не заглядывая в Википедию сложно сделать вывод о чем фильм — впервые увидев такое название… Но как только вы услышите, увидите, прочитаете имя Андрей Чикатило — до сих пор вызывающее озноб от самого только произношения — Вы сразу понимаете о чем пойдет речь. Около десяти лет этот «человек», которому дали невероятное количество прозвищ, совершал уму непостижимые убийства на почве сексуального характера.

    Положительные моменты:

    1) в основном все же, картина задумывалась как художественный фильм — посему с этой точки зрения нареканий практически нет. Он действительно в потрясающе характерной для манеры триллера и детектива — держит в напряжении от начала этого всего переполоха до победного, но такого изнеможенного временем, финала;

    2) в фильме очень профессионально, и на удивление практически не присуще американской манере — сыграли талантливые актеры: патологоанатом в последующем лейтенант Виктор Бураков (Стивен Ри) — человек полностью отданный своей работе, которому приходится бороться с адовой бюрократической «машиной», не идущей на уступки ни каким боком, которая практически за все время расследования гнула свою линию непоколебимого партийного устроя и порядка.

    «В Советском Союзе нету убийц… Тем более сексуальных маньяков!» непоколебимо твердил товарищ Бондарчук (Джосс Экленд), один из той самой «верхушки». Полковника Михаила Фетисова великолепно сыграл Дональд Сазерленд — когда обстоятельства складываются не лучшим образом, он четко дает это понять своим персонажем, он так же как и многие чувствовал себя «марионеткой», но не скрывал это перед Бураковым, поэтому всегда чем мог помогал и сопутствовал расследованию. Тем не менее он также сыграл ключевого и волевого персонажа, бьющегося за свои права и свободы, хотя бы по отношению расследования и работы в целом!

    Психолога Александра Бухановского который вел ключевой, «психологический» допрос Чикатило на «выдавливание» сознания в совершенных убийствах — сыграл очень харизматический актер из Швеции — Макс фон Сюдов — роль вроде и не значительная но очень существенная и грамотная!

    Отдельно стоит отметить Джеффри ДеМунна, сыгравшего непосредственно роль маньяка Чикатило! Судя из биографических выемок прочитанных мною о «ростовском сатане» ему действительно правдиво удалось передать характер, смятение и переживания бессердечного Чикатило. Снаружи спокойный и непоколебимый семьянин, обычный советский рабочий человек — а в другой жизни зверь страдающий переизбытком прошлого, «израненным» детством с неудовлетворенной сексуальной фантазией…

    3) моменты в фильме когда Чикатило находит свою жертву, а в последующем следователи разгребают последствия в виде трупа — действительно выглядят устрашающее, и не раз кидает в озноб от самой только мысли…

    4) лаконично правильно передана атмосфера «Гордыни» тех времен. И не дай Бог «Западу» в то время — узнать о слабости и неопытности в борьбе с преступностью… Этот фактор так угнетает в фильме что и сам пускаешь «охи-вздохи» — «Как же так!… Почему!» и так далее. А ведь все могло быть иначе…

    5) хорошо продемонстрировали халатность к решению проблем того времени (не только по делу Чикатило и сюжету фильма), и слепые люди которые якобы жили «хорошо»!

    6) знаменитую операцию «Лесополоса», вследствие которой стали явью действительно устрашающие факты и происшествия, также удалось воссоздать атмосферно и близко к реальным событиям.

    Недостатки фильма.

    Честно признаться — мне лично как человеку, практически не знавшему, что такое Советский Союз в плане нюансов быта и времени, сложно что-то глобальное судить из недостатков фильма. Конечно кидались в глаза не понятные, якобы русские слова, машины иномарки не виданные в 90-х в наших краях, одежда у людей будто на дворе не 90-е а послевоенные времена, диалоги о ФБР патологоанатома, внезапно возглавившего следственную работу — также кажутся странными. Конечно понятно, что в фильме акцент не на убийства и кровищу, но в некоторых эпизодах — трупы явно уж больно «кукольные».

    В целом получаем довольно интересную, напряженную триллер-драму с элементами психологического детектива, основанную на реальных событиях, об небезызвестном маньяке охотившегося преимущественно на детей. Режиссеру Крису Джеролмо (кстати тоже сыграл роль в фильме) на счету которого не так уж много фильмов и проектов, действительно удалось стать «знаменитостью одной картины», видать уж больно зацепила его история Андрея Чикатило, теперь уже давно известного на весь мир. Видно что в фильм вложена душа и довольно не плохо переданная атмосфера СССР. И если откинуть все нюансы — фильм доносит до зрителя именно то, что он хочет увидеть!

    Категорически рекомендую ознакомиться с этим фильмом! По моему субъективному мнению — в этот раз американцы действительно не ударили в грязь и сняли воистину хорошую картину!

    9 из 10

    19 марта 2011 | 16:12

    «Врачей-членов партии мы быстро отпускаем. Насильников-членов партии — не так скоро…»

    Эту картину я впервые увидел еще в детстве. Несмотря на то, что название и большая часть содержания со временем вылетела из головы — я все равно никогда не выпускал ее из памяти. И вот, чисто случайно наткнулся на нее и в очередной раз, запоем пересмотрев, убедился — передо мной абсолютный и безапеляционный шедевр! Можно очень долго и с умным видом рассуждать об ошибках в этой картине, но всегда следует учитывать следующие обстоятельства: фильм американский и снимался по гарячим следам по заказу ТВ.

    Мне довольно трудно судить о советской действительности 80-х гг., но на мой взгляд, она воспроизведена настолько правдоподобно, насколько это было возможно при тогдашних условиях. Безусловно, недостатки советского строя и уклада жизни выпячиваются на первый план, излишне выделяются, на них преднамеренно акцентируется внимание зрителя. В фильме нет ни одного здания, которое бы не было обшарпанным, серым и безжизненным. Особенно сильно бросается в глаза ободранная стена с плакатом, изображающим Ленина. Мимо нее главный Герой (здесь заглавная буква более чем уместна) фильма постоянно проходит, по пути на работу. Со временем она начинает служить своеобразным индикатором настроений в советском обществе. Обратите внимание, когда наш герой проходит мимо плаката в 1990 г. — Ленина уже изрядно пообдирали. Но главное внимание следует сосредоточить на персонажах и актерах их сыгравших — и те и другие этого заслуживают…

    Лейтенант Виктор Бураков (Стивен Ри) — в начале фильма предстает перед зрителем рядовым патологоанатомом, который волею случая (дежурил в ту роковую ночь) оказался связанным с таинственным серийным убийцей на долгие 8 лет. Гражданин Х вошел в его жизнь и заполнил ее полностью. Кроме него Бураков больше ничего не видел в эти тяжелые годы испытаний. Виктор Бураков отдал всего себя этому делу, проникся душой и телом. Стивен Ри блестяще продемонстрировал это зрителю. Герой Ри все врямя ходит угрюмый, с мешками под глазами — от хронического недосыпания, проводя дни и ночи в раздумьях над загадкой неуловимого маньяка. Очень запомнился момент, где Виктор зарыдал перед членами следственного комитета — дело постепенно ломает его, нарушая его собственную психику, неизбежно превращая его самого в параноика.

    Полковник Михаил Фетисов (Дональд Сазерленд) — непосредственный начальник Буракова, ведущий вместе с ним следствие на протяжение 8 долгих лет. Персонаж Сазерленда поначалу довольно несимпатичен с точки зрения человеческих качеств. Фетисов — типичный карьерист. На заседаниях комитета он все время молчит и со всем соглашается, в то время, как его подчиненного раздалбывают вдоль и поперек. Он и слова не скажет против «глубокомысленных высказываний» седовласых чиновников и партийной верхушки. Но, как оказалось, полковник Фетисов лишь ждал удобного момента, чтобы взять все под контроль. Я от души был рад, когда персонаж Сазерленда очень лихо осадил заносчивого партийного босса и поставил его на место — выглядело очень эффектно.

    Бондарчук (Джосс Экленд) — тот самый большой партийный начальник, который с самого начала осуществлял высшее руководство и контроль над этим делом. Экленд очень атмосферный актер со специфической внешностью, которая идеально подходит для ролей советских партийных деятелей. Бондарчук не вызывает и малой доли симпатии. Он явно негативный персонаж, типичный образчик недалекого советского чиновника у которого голова забита пустыми идеологическими догмами и ничего кроме них он знать и слышать не хочет.

    Андрей Чикатило (Джефри ДеМанн) — типичный образец маленького, рядового советского человека. Обычного в быту и ничем не выделяющегося в коллективе. Типичный неудачник. Прожив полвека он до сих пор остается нереализован в жизни. На работе у него не складываются отношения с начальством и коллегами. В семье у него нелады с женой. Он полное ничтожество. Но кто сделал его таким? «Гражданин Икс» не дает однозначного отввета на этот вопрос, но он очень ярко намекает. Андрея Чикатило породило сама система, советская система, в которой обычный человек ничего не значит по сравнению с глобальными идеалами и призрачными ценностями Партии. Джефри ДеМанн сыграл гениально — других эпитетов я просто не могу подобрать. Его персонаж напоминает дикого зверя. И каждый раз он предстает с разным обличием — когда-то яростный и жаждущий крови, а ближе к финалу — загнанный и (страшно подумать!) жалкий. Очень сильно впечатлили финальные крупные планы ДеМанна — его поведение при беседе с психиатром, его рыдания, его поведение на суде. Вглядитесь во взгляд этих немигающих, безумных глаз сквозь толстое, треснувшее стекло очков…

    Доктор Александр Бухановский (Макс фон Сюдов) — опытный психиатр, преподающий в Ростовском университете. Он как и все печется о своей карьере, поэтому с опаской согласился помогать следствию. Согласился чисто из профессионального интереса. Очень яркой получилась сцена, в которй Бухановский читает Чикатило его психологический портрет. Поневоле задумываешься, а сколько еще таких же гениальных ученых угробила система? Закопала их талант в землю, не дала развиться и раскрыться в полной мере. Бухановский — типичный образец таких подпольных гениев. Именно с доктором Бухановским связан один из наиболее заметных ляпов картины, на который довольно трудно закрыть глаза отечественному зрителю, который слегка рассеивает туман «духа времени» — доклад Бухановского написан на английском языке и записка его Фетисову тоже.

    В «Гражданине Икс» очень много эмоционально сильных сцен, от которых у меня холод пробегал по спине и даже слезы на глаза накатывались. Но самой впечатляющей показалась реакция толпы на поимку Чикатило. Не знаю как Вы, но я вместе с ними аплодировал этим трем героям — Буракову, Фетисову и Бухановскому. Следует также отметить потрясающе реалистичные спецэффекты — я имею ввиду натурально изображенные трупы жертв. Не то, чтобы вид их отталкивал и заставлял отвернуться, но впечатлил не на шутку.

    P.S «Когда проведешь достаточно времени со львом — рычание начинает казаться все более и более разумным»

    10 из 10

    22 сентября 2011 | 22:17

    Сюжет «Гражданина Х» основан на истории самого известного российского серийного убийцы Андрея Чикатило. Поиски убийцы велись почти десять лет. Нет смысла пересказывать всю историю, она многократно изложена в книгах, телепередачах и бесчисленных статьях, выложенных в интернете. Россия так и не решилась перенести на киноэкран ход расследования более пяти десятков кровавых убийств, произошедших в Ростовской области, объединённых в одно дело под кодовым названием «Лесополоса».

    Фильм вышел по горячим следам, почти ровно через год после расстрела настоящего маньяка в новочеркасской тюрьме. Дело о кровавом монстре получило широкую огласку за границей, поэтому не удивительно, что западные кинематографисты сработали так оперативно и к своей чести, с должным уважением. Хоть фильм и предназначался для телевидения, на главные роли пригласили замечательных актёров с мировыми именами. Центральной фигурой в фильме от следствия стал Виктор Бураков, который и в реальной жизни сыграл важнейшую роль в поимке маньяка. Поскольку материал был «горячим», наиболее предпочтительные консультанты от милиции невыездными, детали, придающие фильму достоверность, во многом вымышлены. Правда на этот раз обошлось без гротескных преувеличений и так называемой «клюквы». Несмотря на тяжёлую атмосферу, фильм смотрится с интересом. Некоторое замешательство вызывает только «киношный» Бураков, который три-четыре раза за фильм умудрился прослезиться, но лучше уж немного сентиментальный герой, чем правдоподобие реальных событий. Джеффри ДеМун, сыгравший самого Чикатило, не только справился с ролью, но и внешне удачно подобран.

    С художественной точки зрения, «Гражданин Х» хороший триллер, обладающий своей атмосферой, пронизанной страхом и напряжением, и при этом не скатывается в смакование подробностей того, что делал один из самых страшных людей на планете. В отличие от другого фильма, снятого в Италии под названием «Эвиленко», этот фильм стоит посмотреть.

    9 из 10

    13 апреля 2010 | 15:25

    В этом фильме нам пытаются рассказать о том, как пытались ловить известного серийного убийцу Андрея Чикатило. Именно пытались. Ибо попался злодей не благодаря многолетним розыскным мероприятиям, а благодаря бдительности простого постового сержанта, который преподнёс маньяка следователям на блюдечке с голубой каёмочкой. Именно тогда будущий замминистра Владимир Колесников выехал на задержание, прихватив с собой ребят покрепче.

    Только в фильме всё это пунктиром. Вон и сержант тот из леса с расстёгнутыми брюками выскакивает, и Колесников с коллегами Андрея Романыча в кольцо берёт. Гораздо больше внимания уделено в общем-то второстепенному оперу Буракову, который уже, кстати, опытным сотрудником был, а не начинающим лейтенантом. Здесь он показан главным героем, который вобрал в себя целую кучу работников милиции и прокуратуры.

    В самом первом кадре, когда судебно-медицинский эксперт даёт поручение оперу, используя оборот «Меня не волнует как!», я подумал, что это комедия. Давно ли эксперт в бубен не получал? Потом, когда этот эксперт оказался в кабинете милицейского полковника, стало уже не смешно. Вроде бы он вообще Минздраву тогда подчинялся и на вопросы юридического характера вообще не имел компетенции отвечать. Эксперт говорит, к примеру, что смерть наступила от проникновения в сердце острого предмета длиной не менее 200 и шириной 25 миллиметров, а уж как он туда попал, решает следователь. Если только покойника не привезли к нему на стол с этим предметом в груди.

    Кстати, дела о подобного рода преступлениях тогда вели следователи прокуратуры, которые милиционеру Фетисову никак не подчинялись. Опера лишь выполняли отдельные поручения. Впрочем, как и сейчас. Оттого, что следователь — это процессуальное лицо, а опер — нет.

    Но это всё лирика. Хотя по сравнению с этим погоны на форме, как и сама форма — полная чушь. Хуже всего другое. Вот некий Бондарчук в исполнении британского актёра Джосса Экленда требует отпустить подозреваемого в совершении нескольких убийств на основании того, что он — член партии! Жуть! Коммуниста арестовали! Авторы просто видимо не в курсе, что в 1984 году Чикатило был арестован и осуждён, а потом исключён из партии всего лишь за кражу аккумулятора! А тут куча жмуриков. Подумаешь, убил кого-то, там аккумулятор украли.

    Беда в том, что фильм полностью не соответствует действительности, кроме пары незначительных моментов. Самое печальное, что это ухитрились снять после падения железного занавеса, когда приехать в Россию, в места, так сказать, «боевой славы» главного героя и поговорить лично со всеми, кто рядом стоял, проблем не было никаких. Вспомните, как тогда иностранцев у нас облизывали. Однако у авторов хватило денег лишь на билет до Будапешта, где они и сняли своё творение. А может быть, подумали, что в страну, где жило такое чудовище, ехать опасно.

    После этого уже не важно как снимал оператор, как выставлялся свет. Важно лишь то, что зрителя пытаются убедить, дескать маньяк всемирного масштаба много лет оставался на свободе только из-за противодействия со стороны партийного руководства насквозь порочного тоталитарного советского государства, оставляя за бортом все другие причины. С другой стороны, не зря Бураков произносит свою реплику о том, что у ФБР намного больший опыт в таких делах. Просто у них там преступлений такого рода намного больше. Радоваться надо.

    И ещё. Джеффри ДеМанн сыграл действительно классно, вчистую переигрывая всех своих партнёров по съёмочной площадке. К сожалению, для такого фильма это уже не принципиально.

    1 из 10

    26 ноября 2016 | 18:36

    Фильм снятый американцами о советском маньяке в 1995 году, на основе реальных событий, даже с сохранением фамилий действующих лиц. Казалось бы, советский союз распался и можно было снять кино достоверное, объективное, но американцы не смогли еще отойти от холодной войны и сняли «клюкву» с явным антисоветским уклоном. И что поражает, некоторые детали советской действительности изложены с педантичной точностью, а в некоторых эпизодах просто абсурд. В фильме достаточно автомобилей советского производства, хотя и встречаются какие-то доисторические экземпляры. Действия фильма проходят в 80-ые и 90-ые годы и в кабинетах последовательно меняются портретики генеральных секретарей: Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачев, также почему то в кабинете с завидной частотой меняются многочисленные картины, будто это какой-то музей. Конечно в однокомнатной квартире главного положительного героя — следователя, стоит самовар на печи и старый черно-белый телевизор. Абсурдность заключается в том, что на такое важное дело назначается судмедэксперт, а не следователь, а также то, что он отчитывается какому-то выдуманному комитету, который состоит из полковника милиции, генерала КГБ (в погонах старшего лейтенанта), а также самого главного заправилы — председателя местной ячейки коммунистической партии. При этом из этого коммуниста сделали какого-то маразматика и что парадоксально, ему подчинялись абсолютно все, никто и вякнуть не смел.

    Самая главная клюква фильма это конечно форма советских милиционеров. Возникает ощущение, что ее покупали в московской лавке сувениров и потом надевали на актеров, извратив все, что только можно. У полковника милиции на погонах здоровенные пуговицы с кителя; у охранника в тюрьме поверх рубахи нелепо надет ремень с портупеей; милиционер на вокзале вырядился как революционер — в какую то кепку начала века и шинель не по рангу, да еще потому, что из-за нищеты одеть больше нечего (и это в 80-ые то годы!). И вообще странно выглядят милиционеры перед всеми входами в здания милции: прям как фрицы в 17-и мгновениях весны. А сотрудники внутренних войск одетые в форму великой отечественной войны и стоящие каким-то непонятным строем перед генералом — это редкая хохма. И при этом генерал заставляет солдат повторять одно и тоже, как в американских фильмах про армию. Даже гражданское население одето как в 40-ые, и поэтому возникает ощущение, что создатели фильма изучали Россию по своим же клюквенным фильмам. Оказывается, мало нацепить небрежно первую попавшуюся советскую форму, чтобы создать атмосферу времени, надо еще выбить американскую дурь. Может показаться, что я излишне придираюсь, но по-моему для любого российского зрителя впечатление от фильма будет смазано различными ляпами.

    Само раскрытие преступления, по версии американских режиссеров было затянуто в связи с особенностями советской системы. Создатели фильма не смогли избавиться от стереотипов, и сняли картину в своем стиле, и даже со смазливыми аплодисментами в конце. Само психологическое противоборство следователя и убийцы, мне кажется, представлено слабо, хотя к игре актеров претензий нет. Не хватает в фильме напряженности, нервозности — скорее плавное повествование без отступлений.

    За попытки, за старания (все-таки некоторые фрагменты воспроизведены в соответствии с реальностью), этой картине можно поставить 3 — 4 балла. Тема фильма не из приятных, поэтому рекомендовать к просмотру не стану.

    31 января 2014 | 21:27

    Работу творящего можно признать состоявшейся, когда художественное воздействие созвучно с эстетическим восприятием адресата, а сама она выполнена на высоком техническом уровне.

    Это заключение можно частично применить к единственному полнометражному фильму режиссера Криса Джеролмо «Гражданин Икс». «Частично» — потому, что не зная культуру и быт незнакомой страны трудно добиться убедительного повествования.

    Это явление свойственно также современным фантастам, лишенным абстрактного мышления. Пытаясь в своих произведениях описать сознание инопланетных пришельцев, они приходят раз за разом к образу злодеев итальянских вестернов заключенных в гуманоидные тела (чего стоит «Призыв к оружию» Алана Дина). Так и этот фильм не обходится без характерных комизмов.

    Казалось бы, все, что происходит перед глазами зрителя, имеет место быть, предположим, в Албании после Второй мировой войны. Безликие оборванцы в серых костюмах ходят по окраинам города, декорации скудны и убоги. На Россию из сценических атрибутов указывает, возникающий то на газовой плите, то около двери спальной комнаты, самовар. Шутки героев имеют американский оттенок, а нарочитая диктатура Советов, погрязшая в бюрократии, порою невероятно гротескна.

    Для человека рожденного в постсоветское время, будет все ближе подобная манера описания страны, потому как пересказ прошедшей эпохи отечественными киноделами кажется еще менее убедительной. Тот печальный факт, что в начале 90-х нашему кинематографу не хватило смелости изложить историю о «Ростовском Потрошителе», а после уже и таланта, ставит работу Криса Джеролмо особняком от подобных киноисторий.

    На фоне истории про неприметного человека, который сумел повергнуть в страх страну, режиссер уделяет большое внимание непростым, но преисполненным искренностью отношениям следователя Буракова и полковника Фетисова. Благодаря взаимосвязи героев, фильм оживает и сам того не замечая зритель постепенно вовлекается в историю сопереживая главным героям. В то же время свойственные персонажам фильма простота и отсутствие вычурности приближают нас к происходящим событиям.

    Можно сказать, что неординарность киноработы, детективный жанр и манера исполнения оставит фильм «Гражданин Икс» в памяти.

    17 октября 2012 | 17:50

    Этот фильм рассказывает о сложном и затянутом по временному отрезку поиску советской милицией серийного маньяка Андрея Чикатило. Здесь показано начало этой страшной истории, реально существующей, и её логическое завершение. Однако, тем не менее, всё же режиссёр картины был более приближен к несколько иному противостоянию, чем милиция и убийца. Ведь гораздо подробнее продемонстрирована тяжёлая ноша самого охотника за безумным, выставленной на передний план схваткой меж патологоанатомом Бураковым и его бременем психологического испытания. Эта профессия (или же скорее призвание-назначение) неустанно находить мёртвые тела жертв год за годом, копить сдавленные эмоции беспомощности и есть тот главный противник герою-сыщику. Думаю, что основной задачей данного произведения и есть наглядно показать именно это, так сказать, исследовать личность преследователя, обременённого огромной ответственностью. На центровой партии в амплуа Буракова задействован одаренный актёр Стивен Ри (Stephen Rea), справляющийся с поставленной задачей весьма достойно, изображая сложные эмоции постоянного внутреннего психологического давления, становясь зерцалом вложенных режиссёрских идей. Помимо Дональд Сазерленд (Donald Sutherland) неплохо вжился в роль бюрократа-военного, Макс фон Сюдов (Max von Sydow) отыграл эпизодическое, но ключевое участие в образе психотерапевта, а экранный маньяк Джеффри Де Манн (Jeffrey DeMunn) так же достоверен, однако его персонажу лишь отдалённо вскользь уделят времени, указав пару сопутствующих деталей становления на ужасающий путь.

    На деле, помимо душевной стойкости центрового героя, в фильме будет затронута борьба его начинаний и системы, когда разные высокие чины всячески вставляют палки в колёса, заявляя, что в советском обществе маньяков быть не может, как это происходит на загнивающем Западе. Посему логически затрагивая тему Запада, невольно концентрируешься на технической стороне ленты, полной всевозможных сценарных ляпов и не состыковок. Фильм снимали американцы и, как это часто бывает, в их историях о русских пруд пруди мелких и грубых ошибок. Даже не слишком вдаваясь в специальный поиск, натыкаешься на неверное ношение обручальных колец, на крайне странные надписи на плёночных аудио-проигрывателях, на заграничный пистолет у советского солдата, на то, что Бураков просит у начальства выдать ему компьютеры для составления базы данных, в камере подросток вешается на ремне, когда у задержанных обязаны конфисковать такие предметы одежды вплоть до шнурков, и так далее. Но это штрихи, а вот портит впечатление какая-то попытка созидания «голливудского героизма-патриотизма» с речью о неком американском коллеге Буракова из ФБР, который по каким-то неведомым каналам, обойдя «железный занавес», в курсе происходящих засекреченных (!) дел с маньяком в стране «где маньяков быть не может», как он читает лекции у себя, восхищаясь находчивостью и терпением советского сыщика… А что наш герой так же отлично осведомлён капиталистическими технологиями разных научных сборов данных по ДНК из их «зарубежного кина», кроме как смехотворным не назвать.

    Подытоживая такую двоякую ситуацию с кинолентой, к идеальным её не отнести по ряду упомянутых причин и возможно ещё каких-то, которые мне не позволяет подметить мой возраст или знания о былой эпохи Союза. Однако — повторюсь — она более направлена на личностный характер и непростую профессию главного персонажа, требующего изнурительных душевных пыток и выдержки, посему просмотр вполне приемлем из-за располагающих актёрских стараний. К тому же это триллер, выстроенный на реальной базе о монстре, убивающем неповинных зачастую совсем юных и беспомощных людей, который получил кодовое обозначение при составлении характеристики — «гражданин Икс», тем самым, показав, насколько могут быть близки к нашим привычным будням и серым лицам прохожих такие очеловеченные чудища. И это не может не пугать. А раз вызываются подобные эмоции, то остросюжетное кино удалось в своей атмосфере.

    В целом фильм очень тяжёл эмоционально для зрителя, возможно, это ещё одна заслуга его создателей, но всё же на фоне логических ляпов, поэтому я от него не в восторге, вместе с тем, к провальным образцам не отношу. Есть над чем поразмышлять, выработать симпатию к сыщику, и пощекотать нервы.

    PS: Кино является экранизацией книги Роберта Калена (Robert Cullen) «Отдел убийств» («The killer department»).

    7 из 10

    8 октября 2012 | 12:11

    Некоторые навсегда остаются в истории. Содеянное ими просто не укладывается в сознании обычного человека, не поддаётся всякой логике и уж точно не забывается. А от упоминания имени, кровь стынет в жилах.

    Андрей Чикатило. Это имя уже давно стало нарицательным на просторах некогда необъятной страны. Его преступления повергают в шок, подробности злодеяний провоцируют неконтролируемые рвотные позывы и немой вопрос о том, как человек может совершить столь жестокие и противоестественные вещи с себе подобным.

    Это имя стало символом. Символом прогнившей, устаревшей и недальновидной (к тому времени) советской системы. Системы, где принято замалчивать и скрывать всё, что каким-либо образом бросает тень на страну строителей коммунизма. Где бюрократическая возня и неповоротливость стоила десятков (а иногда сотен и тысяч) человеческих жизней.

    Перед нами достаточно необычный представитель «маньячного» триллера. В подавляющем большинстве подобных картин, упор делается на личность убийцы в попытках раскрыть его «внутренний мир», линию поведения, понять мотивационные факторы, толкающие его на столь ужасающие преступления. Или все силы бросаются на расследование самих преступлений, оставляя личность душегуба за кадром, до кульминационного фарватера. Здесь же, определённый акцент упирается в место и время действия, задвигая и преступления, и расследование на второй план.

    Именно политический курс и закостенелость правящей и правоохранительной системы, дало маньяку почти 10 лет форы и позволило довести число своих жертв до 52-х (и это только по официальной версии). Да, в этом тоже есть часть правды, но «феномен Чикатило» заключается и в том, что как и любой серийный убийца, он прекрасно умел маскироваться, вести жизнь обычного, незаметного, «серого» гражданина.

    Лишь новаторский подход к ведению следствия, применение доселе запретных методик, полнейшая самоотдача и сопереживание происходящему, что кстати чуть не стоило следователю душевного здоровья, в конечном итоге и помогло остановить этого монстра.

    Отрадно, что Бураков и Фетисов выглядят не абстрактными и смоделированными персонажами, а людьми, которые готовы положить всё на алтарь достижения результата, даже несмотря на то, что каждый из них преследует собственные интересы. И конечно же Александр Бухановский, рискующий своей карьерой, но составляющий пугающе правдивый, точный и детальный психологический портрет «Гражданина Х». Того, кем может оказаться каждый. Не стоит забывать про образ самого Чикатило. Серый и неприметный, слабый и безвольный, пугающей своей «обычностью», но готовый как хамелеон, нанести удар в самый неожиданный момент. Обыкновенное чудовище. Хотя чудовища не могут быть обыкновенными.

    Все эти образы воплощены прекрасными актёрами, талант которых, не всегда соответствует их популярности. Проще говоря, они далеко не из «первого эшелона», что ни капли не умаляет их заслуг.

    Как-то не хочется говорить о недостатках, но бросается в глаза заметная бюджетность, обусловленная телевизионной направленностью проекта и очевидные, но не фатальные и уже привычные ляпы по части изображения советской действительности и исторической достоверности уголовного дела.

    Имея ряд шероховатостей, этот фильм занимает достойное место среди своих собратьев, хотя и неизвестен широкому кругу зрителей. Советую как ценителям жанра, так и обычному зрителю, который не побоится монотонности повествования и почти полного отсутствия действия, в той или иной степени, характерного для подобного кино.

    7 из 10

    31 августа 2011 | 03:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: