К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Хотел было начать рецензию с предупреждения – лучше не показывайте этот фильм детям и особенно подросткам, но вспомнил, что какое-то количество лет назад на каком-то федеральном канале смотрел его в обеденное время.

Когда увидел «Америкэн бой» в программе, то сначала не поверил своим глазам и удивился, как этот великолепнейший, но изобилующий жёсткими сценами советский боевик (и не обращайте внимания на год и место выпуска – это настоящий добротный советский фильм своей эпохи) будут транслировать днём.

Но я недооценил возможности чистки контента.

И хотя прошло не так много времени, но, к сожалению, не могу сейчас всё вспомнить однозначно точно.

Кажется, когда милиционеры наблюдали картину оргии отлавливаемого преступника, то экран напоминал парную, так густо застланную водяным туманом, что ничего не разобрать.

(Не знаю, отказались ли от этого, на мой личный взгляд, «перегиба палочки», сегодня, но тогда, помнится, даже в видеоклипах артисты вместо сигареты прикладывали к губам белесую дымку и из такой же белесой дымки разливали по стаканам алкоголь.)

Из зверской расправы над беременной женщиной вырезали ключевые кадры, а в конце один из отморозков говорил: «Что ты сделал…?! Ты ж её «замочил»!!! Нам Близнецы… поотрывают!!!»

Да, друзья мои, кто, как и я, видел фильм в оригинале, из этого короткого киномонолога убрали даже слово «гнойный».

(Кстати, тех отморозков ещё советские артисты играли так реалистично, что в начале 1990-х при виде их «игры» по коже, действительно, «пробегал мороз».)

Я снова прослушал всю непередаваемую словами по воздействию на мою психику в далёком 1993 году центровую песню картины, которая слышалась мне как «Мэло мо».

(Для меня, человека далёкого от музыки и иностранной речи без акцента, эта песня была настоящим, только ещё не дошедшим до нас, зарубежным хитом какой-то новоявленной Сандры или Сабрины. В этом не было даже тени сомнений!

А через четверть века в Интернете с удивлением узнал, что написана она была советским композитором и исполнена советской певицей.

Да, работа, достойная восхищения!

Под её аккомпанемент ручейки крепко сбитых ребят с большими спортивными сумками через плечо вытекали на улицы города и производили очередной сбор дани со своих «угодий».

Посмотрев, как главный герой в исполнении красавчика (в прямом и переносном смысле слова) Александра Пескова «глушил» всю команду «ТОлстого» и его самого (с запоминающимся закатом глаз под лоб и «Эти тебе уже не помогут – они в стране вечной охоты») и ещё немного, переключился на другой канал.

Переключился, потому что… уже не «пробирало» и… слава Богу.

И судя по фильтрации содержимого кино, в эпической битве на лопатах, наверняка, не показали её зрелищный финальный кадр. (Но изъятие магазина из автомата, безусловно, было решением излишним и, как оказалось, весьма-весьма рискованным.)

В заключение хотелось бы отметить, что помимо отменной игры актёров, отличных (на мой дилетантский взгляд) сцен борьбы за возмездие и справедливость, «Америкэн бой» врезается в память очень хорошо прописанными монологами и диалогами героев от самого начала до самого конца.

(Лично мне особо понравился непродолжительный диалог расставания главного героя со «снятой» им на время миловидной очаровашкой в «Интуристе».

Оказывается, персонаж Пескова может не только «крошить» бандитов и «ставить на место» их «шестёрок», но и быть таким галантным и щедрым кавалером даже с… «женщиной с низкой социальной ответственностью»)

А главное – в этом фильме его создатели ни на секунду не пытаются оправдать носителей Зла, которые за свои деяния должны быть просто уничтожены и точка. (А с недавнего времени с какого-то «привета с большого бодуна» стало модным «понять их и простить» – мол, «времена были такие». Ага! Спешим и спотыкаемся.)

(И здесь большая просьба – безо всяких «умных» возгласов в стиле: «Ха! Собрались они Зло уничтожить!!! Убили одних – тут же придут другие – хотя бы тот лощёный тип с бородкой, что приезжал на встречу с Близнецом!»)

P.S. На досуге для просмотра открываю в Интернете «нефильтрованный» «Америкэн бой».

Боже, как время всё меняет!

Наблюдаю за встречей главного героя с женой убитого друга и… начисто забываю, что будет с ней минутами позже, потому что… начинаю влюбляться. Какая симпатичная брюнетка с таким особым, с печалью от осознавания всех ужасов надвигающихся реалий, взглядом советской молодой женщины конца 1980-х (а раньше я этого даже не замечал)!

С ума сойти, в момент погони за сверкающим голым задом криминальным «авторитетом» в голове сама по себе начала воспроизводиться главная музыкальная тема из «Маски-шоу» (тЫн-да, ты-тЫры тЫн-да…).

Слава Богу, что сейчас можно брезгливо воротить нос от эффектно выложенного на стол новоявленным обладателем паспорта гражданина США пустякового иностранного продуктового набора, в котором зеленоватая… жидкость из бутылочки «ёлкой воняет». А вот тогда за него многие могли не только тело, но и душу продать.

Да что там за буржуйские продукты, когда за жвачку (сегодня они целыми штабелями громоздятся от пола до потолка перед кассой в любом магазине) с вкладышем с «крутой тачкой» (сейчас этих «тачек» на улице столько, что мне, как пешеходу на перекрёстке, аж дурно становится) детишки могли натворить такое, что «волосы вставали дыбом».

И вот только не надо, друзья мои, говорить мне, что тут я «перегибаю палочку». Не надо, так как видел эту вакханалию собственными глазами.

Что было, то было! И… было, было, было, было, но прошло. О-о-о, меня опять «заносит»!

И уж совсем фантастическими звучали в начале 1990-х слова строптивого возрастного «ещё не капитана» (особенно на фоне его характеристики вором «в законе» как «глупая цепная собака, которая служит хозяину, который её плохо кормит») о том, что: «А страну мы из этого … вытащим! За уши, но вытащим!!!»

Уважаемый мною актёр Владимир Васильевич Гостюхин сам, наверное, тогда не верил в пророчество своего персонажа (по крайней мере, в обозримом будущем). А сегодня (по моему сугубо личному мнению) главное, чтобы очередные титанические усилия Людей (безо всякого преувеличения, именно так, с большой буквы) по «вытаскиванию» не «ушли песком сквозь пальцы», как бывало неоднократно в нашей истории (в том числе и в начале 1990-х).

P.P.S. Время беспощадно перемалывает и меняет всё.

Но оно не властно над моим вечным преклонением перед подвигом воинов-«афганцев». Всех тех, кто ходил на (смертоносные) караваны, воду делил на глотки и друзей (боевых) хоронил… или сам погиб, защищая нашу мирную жизнь.

10 из 10

05 ноября 2024 | 11:31
  • тип рецензии:

В 1992-м году на экраны выходит криминальный боевик Америкэн-бой украинских кинематографистов.

О режиссере фильма Юрии Рогозе никогда не слышал ни до, ни после фильма Америкэн-бой.

Сюжет фильма для того времени довольно актуален. Затрагивается серьезная тема солдат-интернационалистов, вернувшихся в конце 1980-х из Афганистана и стремящихся найти себя в той реальности, которая предстала перед ними. Собственно данная тема сквозит на протяжении всего фильма. Авторам вполне удалось показать атмосферу начала 1990-х в провинциальном городе Херсон с типичными проблемами тех времен: отсутствие работы, криминальные группировки, рэкет, продовольственный дефицит. Все показано с учетом местного колорита.

Основная линия фильма - история бывшего солдата-афганца Николая Найденова, а ныне гражданина США Ника Маккена в исполнении Александра Пескова, который до этого был замечен по небольшим ролям в советских фильмах Отряд 1984 года и Зеркало для героя 1987 года. Его герой прилетает к своему другу из США в постсоветскую Украину (надо заметить, что съемки фильма скорее всего происходили еще во времена СССР, в 1991 году) и обнаруживает, что его уже нет в живых, а вина в его гибели лежит на местных криминальных авторитетах. С этого момента начинается основная сюжетная линия - попытки главного героя Ника Маккена/Николая Найденова найти убийц друга.

Действие фильма как было замечено выше происходит в украинском городе Херсон. Особых достопримечательностей здесь мы не видим за исключением малопримечательного кафе 'Зодиак' и местного пляжа. Обычный захолустный город, глаза ничего особо не режет, но и восторгаться нечем. Из сцен, происходящих на улицах города запомнился эпизод с автомобилем 'Запорожец' и запоминающимся диалогом главного героя Ника Маккена с героем Олега Рогачева (инвалид-'афганец' Павел ).

(герой Александра Пескова/Ник Маккен): - 'Разве это машина?'

(герой Олега Рогачева инвалид-'афганец' Павел): - Тебе, что 'Шевроле' с откидным верхом подавай? За эту скажи спасибо!

(герой Александра Пескова Ник Маккен): - Спасибо!

Стоит отметить сцены драк и музыкальное сопровождение фильма. Драки поставлены очень профессионально на мой взгляд, тут стоит отметить хорошую физическую подготовку главных персонажей фильма. Музыкальные композиции тоже весьма запоминающиеся!

Игра актеров в фильме достойная, видно, что над их подбором тщательно поработали. Конечно выделяются прежде всего герои Александра Пескова (Ник Маккен/Николай Найденов), Анатолия Хостикова ('Близнец') и Владимир Гостюхин ('Железяка'). Хорошо показаны характеры их персонажей и мотивы их поступков.

В целом режиссеру удалось показать непростую историю главного героя в исполнении Александра Пескова/Ника Маккена. Тут затрагиваются такие острые темы как: солдатская дружба, проблема выбора между риском для жизни ради справедливости или же смирения с жизненными обстоятельствами не зависящими от тебя. Также для особо наблюдательных личностей есть интересный момент, затрагивающий проблему супружеской верности.

В завершении стоит отметить, что фильм запоминается после просмотра и его хочется периодически пересматривать. Это один из отечественных кинохитов непростого 1992 года.

18 июня 2023 | 03:28
  • тип рецензии:

Детдомовец Николай Найдёнов – ветеран Афганской войны. Благодаря Красному Кресту он перебрался в США, где взял имя Ник Маккен и стал инструктором по рукопашному бою. Ник решает съездить на Родину – проведать сослуживца. Но выясняется, что тот был убит в ресторане, где работал охранником. При попытке узнать больше Ник был изгнан из ресторана. Ещё один друг убитого, лишившийся ног в Афгане, подбивает Николая на месть, но тот (что неожиданно для боевика) отказывается: так-то Ник нездешний, плюс у него в Штатах беременная жена. Маккен приходит попрощаться к вдове убитого, но та уже и сама бездыханная – бандиты хотели узнать, кто приходил в ресторан, но перестарались и убили несчастную. Ну что, теперь-то месть началась.

Как для своего времени вполне достойный фильм. Он интересен сразу по нескольким пунктам. Кино украинское, но ничто в кадре не указывает где именно «у нас» происходит действие, чтоб фильм можно был продавать для показа в других странах СНГ (так и с некоторыми современными сериалами делают). Но главное – «Америкэн бой» смотрится, как негатив вышедшего годами позже «Брата-2»: протагонист пересекает океан и разбирается с бандитами из-за своего убитого сослуживца. Разве что в данном случае маршрут обратный – из Штатов в СНГ. Причём оба фильма начинаются с того, что протагонист вспоминает боевое прошлое: к Нику приехали журналисты, Данила участвовал в съёмках телепередачи. Не знаю, смотрел ли Балабанов «Амрикэн боя», но совпадений многовато.

22 мая 2023 | 16:02
  • тип рецензии:

Более чем неплохой образец постперестроечного кино. Хоть и снят на Украине, но всегда воспринимался как 'наш', ибо болячки у всех постсоветских стран похожие. Фильмы той поры, любого жанра причем, обладали ярко выраженной чернушностью и несли безнадегой. Хотя я в общим и целом ничего против сего направления не имею, даже более -посмотрел тучу подобных фильмов, увы, убогих в большинстве, хотя в бурлении поноса порой на поверхность всплывали жемчужины типа Беспредела или Камышового Рая. Да даже Интердевочка, которая мне не нравится по своей сути, сделана как драматическое произведение...небездарно и с интересным посылом 'хорошо там, где нас нет', что для фильмов тех лет необычно. Вот для Америкэн Боя -там по ходу фильма черт знает сколько раз озвучивается как прекрасно в США. И жрачка-то там в миллион раз вкусней и люди пьют меньше и живут дольше, да и вообще гадят бабочками и там совсем не надо умирать. Но как серьезный минус я это не воспринимаю, скорей такая своеобразная примета времени -как люди думали. Учитывая катастрофический уровень жизни в СНГ в те годы -и не великое дело. Плюс есть положительные и крайне симпатично выписанные герои Владимира Гостюхина (который вообще не умеет плохо играть) и Олега Рогачева, которые смотрят на вчерашнего афганца, а ныне счастливого обладателя американского паспорта как на... догадайтесь что)

И да, фильм выделяется среди мутной жижи в лучшую сторону именно бОльшим позитивом и некоторым оптимизмом.

Впрочем, сам Ник Маккен (Коля Найденов) тоже красавчик. Вообще...это можно брать за аксиому, если переживал за героя -значит фильм удался. Тем более, зная как зачастую оканчивается чернуха 90х, есть смысл переживать -а вдруг кокнут? Учитывая то, что герой -хороший человек,(отлично сыгранный Александром Песковым, который по-моему нигде так хорошо не блеснул, да еще при этом раздался с возрастом вширь лицом и телом), ветеран войны, хапнувший всякого, верный друг и просто мужик, оказавшийся в ужасном окружении, но, будучи орлом, способный подняться над обстоятельствами как классический герой-индивидуалист, вызывает эмпатию и сопереживание. Ну серьезно, у кого не отлегло от сердца при 'It's not Moscow timе...It's New York time! Все отлично, ребята!'?

Остальные под стать, прекрасный, как уже сказал, Гостюхин в убедительной роли честного мента (да, такие существуют), Рогачев и Хостикоев в роли главгада. Последний достоверно пугается когда на него наставляют дуло старенького британского 'стена', но так же убедительно впадает в лютую, бешеную ярость. Вообще, кроме общей такой своеобразной перестроечной атмосферы тотального беспредела и хороших персонажей есть еще совершенно лютые, за гранью добра и зла, драки. Таких жестких поединков еще поискать, причем с одной стороны наш протагонист Ник использует очевидно каратэ, но при этом драки сделаны не в духе американских би-муви с разменом ударами, а реалистично: противники складываются от хорошего попадания как карточный домик, а в финальном бою герой очень быстро устает, плюс от пары ударов затылком в лицо, получает в хламину разбитое демократическое табло. Поставлено все это реально сильно, местами ощущение как будто дрались по-настоящему, а после команды 'стоп' от режиссера растаскивали вошедших во вкус актеров. Этим Америкаэн Бой выгодно отличается от того же Фаната -отличного во всех смыслах фильма, который тем не менее, подпортили драки -уж очень искусственно выглядят они сейчас, особенно при том, что операторская работа там не 'перекрывает' удары, которые как в Болливуде не долетают сантиметров 10, что выглядит вырвиглазно, при всей вполне годной постановке.

В целом, экшен, за исключением драк, уже не способен поразить воображение, особенно учитывая то, в каком ублюдочном качестве сама картинка в фильме. Если 'Чтобы Выжить' нормально отреставрировали, может и этой своеобразной классике повезет, хотелось бы надеяться. И что уж совсем фантастично, я бы не против даже поглядеть на сиквел, типа Америкаэн Бой: 30 Лет Спустя. Эх, мечты-мечты.

14 января 2022 | 23:35
  • тип рецензии:

Конец 80-х — начало 90-х двадцатого столетия… На неподготовленного советско-российского зрителя обрушился шквал из иностранных харизматичных мужчин. Рэмбо с молодецкой удалью косил врагов в американских лесах, вьетнамских джунглях и афганских песках, Терминатор с завидным упорством прыгал во времени, попутно отбирая у подвыпивших байкеров одежду, сапоги и мотоциклы, а Джон Макклейн с переменной меткостью поливал террористов пулями, как из брандспойта. А вот Коля Найденов, который волею случая стал американским гражданином Ником Маккеном — немного другой. Он герой украинского фильма Бориса Квашнева «Америкэн бой» 1992 года выхода, которого сыграл Александр Песков.

Николай Найденов живет под Вашингтоном и работает спортивным инструктором в местном клубе. Его жизнь благополучна. Он женат на американке Деби, которая не только пустила его в свою жизнь, но и дала ему фамилию — Маккен. Николай — детдомовец, позже ставший советским воином-интернационалистом, а еще позже вызволенный из афганского плена волонтерами Красного креста и вывезенный в США, где он впоследствии и остался. На родине у него нет родных, есть лишь армейский друг Сергей Губанов, который однажды спас ему жизнь на войне. Поездка в Союз с целью повидать боевого товарища и становится завязкой кровавой истории времен «перестройки и гласности».

Родные края встречают американского гостя неласково. Таня, беременная жена Сереги, не пускает его на порог, сообщив, что ее мужа убили чуть больше недели назад в ресторане с астрологическим названием «Зодиак», где он работал охранником. Друг Губанова Пашка, безногий ветеран той же афганской войны, тоже неприветлив с Николаем — он испытывает неприязнь к нему за то, что тот сытно устроился за океаном после войны, позабыв тех, кто остался на родине. А заодно за то, что он вскоре уедет обратно в Штаты и забудет о случившемся, как о страшном сне. На этом история бы и закончилась, а Коля Найденов вернулся бы в Америку, где снова стал бы Ником Маккеном, однако судьба распоряжается по-иному.

Место действия — безымянный южный городок позднего советского периода с провинциальным колоритом. Локация и не требует уточнений — в той или иной мере в те времена одна и та же картина существовала по всей стране с незначительными различиями. Бандитскими группировками город поделен на сферы влияния, а крепкие парни в слаксах, кожаных куртках и дешевом «адидасе» собирают дань с любого, кто почувствовал в себе коммерческую жилку.

Персонаж, заслуживающий отдельного упоминания — милицейский опер Мухин по прозвищу Железяка (Владимир Гостюхин). Он встретится зрителю по ходу пьесы не раз и в финале сыграет свою роль. Его начальство — олицетворение обескровленной и обезволенной государственной системы, сам же он — прообраз тех, кто хоть и устал от бардака и беспредела, но тянет лямку, прекрасно понимая, что его труд, в лучшем случае, просто не оценят: он стал не нужен. Мухин — служака до мозга костей, не привык гнуть спину перед руководством, пасовать перед блатными, однако этого мало, чтобы переломить ситуацию в пользу Закона. Потому как правильно было сказано в «Гараже» Рязанова: «Законным путем идти можно. Дойти трудно.»

На фоне засилья американских боевиков фильм про ветерана афганской войны, устанавливающего справедливость кулаками и огнестрелом, прошел почти незамеченным. Да, «Америкэн бой» качеством съемок, пленкой и технической частью уступает своим западным собратьям, однако, как мне кажется, ментально их превосходит. Может быть потому, что подобная история — хоть и выдумка, но очень близкая к были. Той были, которую не вычеркнешь из истории большой страны, как не старайся: начало разложения государства и общества в целом, и каждого человека в частности. Но глядя на Колю Найденова и лейтенанта милиции Ивана Мухина, которому никогда не стать капитаном, кажется, что лучшее — впереди. Но это не точно.

10 из 10

22 мая 2021 | 10:10
  • тип рецензии:

Постперестроечный кинематограф, как наиболее массовое из искусств, даже в сложную для страны эпоху был выразителем времени. С трудом, но все же выходили картины, разнообразие которых, ограничивалось преимущественно жанром боевика, лубочной комедией или эротикой. Качество и общий уровень выпускаемой продукции оставляло желать лучшего. Боевики и криминальные драмы были заточены не на раскрытии персонажей и рассказываемой истории, а, скорее, на успешной демонстрации откровенных сцен насилия, что в совокупности с крайне низким уровнем технического и исполнительского мастерства (дешевая и некачественная пленка, привлечение непрофессиональных артистов и тд.) не позволяли даже близко сравнивать отечественную продукцию с зарубежными аналогами того же периода. Одним из удачных исключений в российской кинопродукции начала 90-х стала картина Бориса Квашнева «Америкэн бой». История Николая Найденова, детдомовца, ветерана Афганской войны, а ныне респектабельного американского гражданина, решившего проведать старого военного друга на родине, обладает вполне увлекательным и динамичным сюжетом. Но важнее здесь не столько эффектные трюки, взрывы, погони и перестрелки, сколько сама история, рассказанная непритязательно и на редкость доверительно. Создателям удалось передать дух эпохи, резкий контраст между процветающим западным обществом и отечественной безнадегой (хотя фильм снимался в Херсоне, но происходящее в нем можно легко отнести к любому российскому городу, крупному или провинциальному). Разумеется, отрицать влияние западных лент о справедливом возмездии здесь бессмысленно: оно просматривается невооруженным глазом. Фильм отражает восторжествовавший индивидуалистический подход к справедливости, что неоднократно умело и весьма талантливо демонстрировали картины с Клинтом Иствудом, Чарльзом Бронсоном, Бертом Рейнолдсом и другими голливудскими звездами 70-80-х гг. Однако, вторичность сюжета ничуть не портит впечатления от просмотра. За это стоит благодарить исполнителей главных ролей: Александра Пескова и Владимира Гостюхина. Таким образом «Америкэн бой» представляет собой органично вписавшуюся в дух времени картину о торжестве справедливости в мире, где этой справедливости больше, кажется, уже никогда не будет. Один из лучших в жанре боевиков и сегодня смотрится весьма познавательно как для поклонников жанра экшн, так и для всех ностальгирующих по хорошему кино.

7 из 10

23 декабря 2020 | 22:30
  • тип рецензии:

На киноплёнке «Америкэн бой», помимо отлично разыгранной и отснятой интриги, навсегда запечатлены и те годы, с которых всё начиналось... А начиналось всё с неудачной перестройки, которая спровоцировала государственный переворот.

Смена власти привела к взрыву хаотического бандитизма - к всплытию на поверхность всей этой шелупони, которая обнаруживала себя буквально на каждом углу (последние деньги отнимали прямо в подъездах). Не стрелял, не воровал и не обманывал только или ленивый, или просто добрый. Все остальные не растерялись и стали заниматься кто чем. Одни промышляли банальным рэкетом (в том или ином масштабе), другие занимались более серьёзными преступлениями...

На бытовом уровне также произошли негативные сдвиги, обусловленные резко нахлынувшей нищетой (труд некоторых людей, как мы помним, оплачивался варёной колбасой из туалетной бумаги, самой туалетной бумагой, а также хозяйственным мылом). Имущие и логично мыслящие граждане отправлялись на авиалайнерах в Америку...

Одним словом, это было очень странное время… Спустя много лет, почти ничего не изменилось, кроме того, что бывшие, так называемые, 'крутые' пацаны, которым удалось выжить, повзрослев и поумнев, стали действовать куда более интеллигентными, мудрыми и внешне законными методами. И наружная суть нашей реальности сейчас построена таким образом, что уже нет острейшей необходимости эмигрировать в 'благодатные' по всем меркам Соединённые Штаты. А бизнесом можно и здесь заниматься.

Главный герой этого фильма прибыл из США в уже разваленный и не подающий никаких надежд Советский Союз, чтобы повидать приятеля, с которым они вместе воевали. Наверное, это был очень закадычный друг, чтобы ради него преодолеть такое расстояние и при этом очутиться в самой настоящей помойной яме. Это во-первых. Во-вторых — в такую заварушку можно втянуться только ради настоящего друга, с которым прошёл и огонь, и воду, и медные трубы, и много чего ещё. То есть сразу видно, кем был этот человек для героя Александра Пескова.

В начале ленты нам показывают молодого человека, почивающего на лаврах и довольного сытой и комфортабельной американской жизнью. По нему не видно, что он вообще мог когда-то участвовать в военных действиях. Лощёный (как и все американцы), немного слащавый и в некоторой степени самовлюблённый. И поэтому самое начало фильма не предвещает ничего особо интересного.

Но, к счастью, создатели картины резко переломили плоский и слегка заунывный старт одной весьма мощной и извечной деталью, присущей лучшим американским боевикам, — возвращением героя в родные пенаты. Далее начинается постепенное преображение Николая. Из зажиточного американца он обратно превращается в простого русского парня, которому не чуждо всё русское: водочка, закусочка, разговоры по душам на убогих кухоньках, которые, как правило, по ночам кишат мышами и тараканами… Тем более что Николай — всё равно наш человек; просто долгая жизнь в Америке в любом случае меняет характер и даже внешность (и не всегда в лучшую сторону)…

Но истинная сущность человека проявляется только в очень опасных жизненных моментах. В повседневном спокойствии можно быть прекрасным, дерзким, отважным суперменом, а при возникновении какой-нибудь по-настоящему критической ситуации спасовать и показать себя полным ничтожеством. А можно и наоборот. В фильме «Америкэн бой» подлинный нрав героя раскрылся после того, как ему пришлось вспомнить навыки военной смекалки, сноровки, а также самообороны. И здесь мы уже видим совершенно другого человека — явно не заевшегося янки. Даже мимика кардинально изменилась.

Технически лента сделана отличным образом. Киноплёнка, солнечная атмосфера южного города, любопытные передние и задние планы, сцены (сражение на складе — вообще очаровательный фарс), диалоги (особенно разговор Пескова и Гостюхина в ресторане)… Лента, конечно, немного отдаёт американскими штучками. Ничего страшного, ведь эта особенность свойственна, в принципе, всем перестроечным фильмам...

Фильм 'Америкэн бой' - красиво поставленный рассказ о том, какой должна быть настоящая дружба, и о том, что эту светлую дружбу, как и память о ней, не сможет уничтожить даже белоснежный самолёт, печально и стремительно поднимающийся над грешной землёй...

10 из 10

20 февраля 2020 | 11:40
  • тип рецензии:

Проходит время, и очередному десятилетию приклеивают хлёсткий ярлык, подчищают или, наоборот, подчеркивают особенные признаки и отправляют в летописную папочку. Что там указано на этикетке девяностых - шальные, лихие, бандитские. Конечно, и тогда не жили миллионы под знаком ножа и кастета, большинство наркотики и вальтеры лицезрело только по телевизору, но всё-таки поворот из спяще-разоблачающих восьмидесятых был совершен весьма круто. И не каждый удержался на вираже.

'Америкэн бой' - это плоть от плоть, дух от духа тех лет, которые уже стойко обросли мифами и легендами. Из ставшей вдруг доступной Америки приезжает в гости к сослуживцу бывший детдомовец и десантник, а ныне добропорядочный заатлантический ситизен Коля-Ник. Упакованный, гладкощекий, фирмовый. И окунается паренек по уши в родные помои, которые с приходом демократического вектора стали липче и пахучее до невозможности. Как и положено боевику, не претендующему на сверхприбыли и фестивальные веточки, здесь правит балом месть и один за всех всех и утрамбовывает. С характерной вертушкой и холодным взором на челе.

Чего не отнять у отечественных картин, так это реалистичность персонажей. Здесь маргиналы не ослепляют фарфоровыми улыбками, отморозки вспорют нехорошим взглядом, который не поставить никаким хореографам и визажистам, декорации взяты с натуры, а не отрихтованы профессиональными художниками на компьютерах. Если вынести за скобки метросексуала Пескова, то остальных героев можно было увидеть в любом городке когда-то необъятной и непобедимой Родины. От честного мента Железяки до грузинского вора в законе. Лохматые девчонки пасутся по барам, стриженные бычки в трениках и кожанках набивают спортивные сумки девальвирующей бумагой, обслуга делает стойку на хруст зелено-серых бумажек, яркими заплатами на замызганных стенках размножатся журнальные постеры сисясто-мордастых моделей из залежалых 'Плейбоев'. Америкэн бой, уеду с тобой!

Наш ответ ван Даммам и Чакам Норрисам прошел на крепкую четверочку. Действие, несмотря на схематичность и предсказуемость, держало в тонусе весь фильм. Обязательная чернуха обыгрывалась и обосновывалась. Из дежурной эротики предпочтение было отдано дряблым ягодицам похотливого гангстерито, 'Комбинация' и 'Лесоповал' из утюгов не звучали. Да и откровенных ляпов и суперменства было в пределах допустимой величины. Понятно, что автоматная очередь никогда не зацепит главного героя (особенно, в первый час кинособытий), а вертушки сам бог велел демонстрировать, стоя на подвесной трубе - жанр есть жанр. Да и не одному Брюсу Уиллису позволено шутить в самый драматический момент. Ну и философии в стиле 'Как вы могли про... дефекацировать такую страну' отвели место.

Практически никто из команды создателей не построил успешную кинокарьеру (за исключением Владимира Гостюхина). Да и сам 'Америкэн бой' не монументализировался 'Маленькой Верой' или 'Братом-2'. Но, словно патрон в магазине 'Калашникова', он ладно встроился в картинку шальных девяностых. Когда подмигивал 'Распутин' и исчезали 'Запорожцы', а малиновые пиджаки сосуществовали в единой идиллии с высокими кроссовками. И правда у каждого была своя.

20 сентября 2013 | 23:46
  • тип рецензии:

Николай Найдёнов - бывший детдомовец и ветеран Афганистана, а теперь уже гражданин США Ник МакКен, приезжает на родину навестить боевого друга, с которым вместе воевал, сидел в плену - Серёжу Губанова. Но от жены его узнаёт шокирующую новость - его убили бандиты. Друг Серёжи - инвалид, так же 'афганец', Паша рассказывает герою о том, что те кто это сделал входят в банду держащую в страхе весь город. Их трогать боится даже милиция, а потому эти ублюдки избегут наказания. Коля решает вернутся домой, к жене, но перед этим узнаёт, что те подонки пытали и убили беременную вдову друга, пытаясь у неё выведать его имя. Перед этим он встречался кое с какими замешенными в этом деле людьми, дабы разузнать всё получше. И это происшествие заставляет Николая изменить своё решение. Он остаётся в городе и решает навести здесь порядок. А на него самого тем временем вышел крутой и неподкупный мент по кличке Железяка...

'-Я своих Коль не сдаю. Потому и лейтенант до сих пор...' (с)

В начале 90-ых в нашей стране кино почти что не снимали. А если и снимали, то как правило частные кино- компании однодневки, созданные для 'отмывки' ворованных денег. А потому и качество выходящих в ту пору (с позволения сказать) фильмов остовляло желать лучшего.

В начале 90-ых, кинотеатры пустовали, перестав быть местом проведения досуга. К тому же в широкой продаже появились видиомагнитофоны, а рыночные палатки пестрили ассортиментом кассет с записями американских боевиков класса 'Б'. А потому отсутствие качественного, отечественного кино мало кого тогда волновало.

А этот Российский фильм (вообще то Украинский, так как снят он был в 1992 году), тоже созданный новичками в профессии и дебютантами всякий раз при просмотре поражает. Он написан, поставлен и разыгран на очень высоком уровне. До которого не каждый нынешний боевик сможет дотянутся. Это касается и сюжета картины, про 'афганца' мстящего за своего убитого однополчанина и его жену, и некоего посыла, что фильм даёт зрителю. Хотя здесь навалом драк, погонь (и не только на машинах, но и даже на катерах!), перестрелок и разнообразных сцен экшена, но 'Америкэн Бой' прежде всего не боевик, а драма. Даже в большей степени драма. Это легко понять посмотрев картину, в особенности сцены в которых герой говорит про свою судьбу ('-Да я собственно и не жил раньше - детдом, армия, затем война, плен...'), или сцена где он в разговоре с Железякой в кабаке рассуждает о России ('-Я всё хотел спросить у кого та, что вы вообще со страной сделали?!Так ведь жить нельзя!'), или вспоминает Афган (-'Принеси-ка нам девочка водки, и не за то, что у меня американский паспорт и баксы в кармане, а за то, что я на 'караваны' ходил, воду на глотки делил, и друзей хоронил...'). Разве можно было подобные монологи услышать из уст героев голливудских боевичков, Ванн Дамма или Сигала? Так пронзительно могли снимать только у нас. Только наши герои казались не выдуманными от балды, а будто пришедшими на экран из настоящей нашей, тяжёлой жизни...

Ведь во времена 'строительства' капитализма в стране рухнувшего коммунизма - честь, долг, дружба по большей части стали просто словами, потеряв при этом вложенный в них смысл. А этот фильм показывал настоящего героя, в прямом смысле слова, человека борющегося за благородную цель.

Помню прекрасно то какое впечатление на меня произвел боевик 'Америкэн Бой', когда я первый раз посмотрел его по ТВ в далёком детстве. Я не мог поверить, что это отечественный фильм! Там были крутые драки, погони с перестрелками, взрывы и прочие атрибуты хорошего боевика. Так же хочу отметить многие жестокие сцены картины (к примеру когда дружки-наркоманы пытают и убивают беззащитную беременную женщину, или финальный поединок героя с 'королём' преступного мира на лопатах с последующем, леденящим кровь добиванием поверженного), не несут в себе патологии. Их не хочется смаковать, и ими нельзя наслаждаться в отличии от подобных моментов в иностранных картинах данного жанра. На мой взгляд это большой плюс создателям этого фильма. Им удалось найти некий баланс между развлекательным и чем то серьёзным в своём кино. А для нашего кино той поры это без малого - уникально...

Сценарий картины про 'интернационалиста' разбирающегося с мафией провинциального городка написал Юрий Рогоза, писавший так же текст ТВ-сериала 'День Рождения Буржуя', что был очень популярен во времена своего выхода. Любопытно, почему он решил уйти из профессии, и кроме этих двух вещей так нечего больше и не сочинил. Вообще, в этом плане схожая судьба у всех людей трудившихся над картиной. Ни композитор ленты Александр Злотник (написавший драйвовую тему, и подобравший в качестве саундтрека классные американские песни от рэпа до попсы - популярные в начале 90-ых), ни оператор Олег Андрусенко, ни сам режиссёр-постановщик Борис Квашнёв после бескомпромиссного боевика 'Америкэн Бой' вышедшего на экраны кинотеатров в 1992-ом году, так нечего и не создали, ни вместе, не порознь. Удивительно и обидно, да и только...

Все актёры работавшие над фильмом создали запоминающихся персонажей. Сыгранный Александром Песковым Найдёнов - харизматичный и приятный, открытый парень, мент Железяка воплощённый Владимиром Гостюхиным - образ настоящего мужика и офицера, а безногий калека Пашка сыгранный Олегом Рогачовым - это наша боль и досада афганской войны. Ну а уж из Анатолия Хостикоева вышел просто первостатейный злодей - крутой и сильный Близнец-ст. До сих пор помню его фразу, брошенную им отступающему в их поединке Николаю -'Куда же ты бежишь, 'афганец'?Родина-мать зовёт.'Неприятный и жестокий получился образ. Таким я и представлял всегда криминального босса.

Жалко так же, что и актёры задействованные в съёмках этого боевика, больше негде не блеснули (кроме Гостюхина, он еще создаст запоминающегося героя в замечательном ТВ-сериале 'Дальнобойщики'). На мой взгляд, при удачном раскладе, из Александра Пескова могла выйти звезда отечественных боевиков №1.Не хуже каскадёра Александра Иншакова, а может даже и лучше, так как в молодости первый был симпатичнее и фотогеничнее второго (да простит меня за эти слова 'крестоносец')...

В заключении скажу о том, что и сегодня, более 20 лет спустя, 'Америкэн Бой' не забыт. Его регулярно крутят по ТВ и всё ещё смотрят зрители. Жалко что на ДВД отыскать его невозможно. А то с радостью добавил бы его в свою видио-коллекцию. Нестареющий, легендарный боевик 90-ых, настоящая классика жанра отечественного кино!

10 из 10

17 июня 2013 | 19:25
  • тип рецензии:

Боевик достаточно посредственный. Сюжет прост и наивен: бывший солдат советской армии, ныне живущий в США, решает отомстить российским бандитам, убившим на родине его армейского друга. В общем-то это можно понять и даже простить, ведь в то время мода на такие вот незамысловатые боевички была в самом разгаре.

На игру актеров тут особо и внимания не обращаешь, ибо зачем? В те времена это было не особо важно, так как в подобный жанр никак не вписывалось и частично компенсировалось яркой динамикой.

Что же есть в 'Американском парне' из яркого и динамичного? Да практически ничего, кроме редких драк, длящихся не более 5 секунд. Вот это уже непростительно, каноны жанра нагло не соблюдены и подозреваю что не из вредности, а просто потому что без них дешевле. С такими исходными (без актерской игры и экшена) фильм должен быть мертвым уже при рождении, но его авторы вдруг схитрили и разбавили картину всего парой актеров, отыгравших на ура и спасших серый по сути фильм. Правда как ни странно, но главный герой в их число не входит - его игра, в особенности его реплики, мне показались слишком резиновыми. Порадовал только мент Железяка в лице Гостюхина и несколько эпизодических персонажей, появлявшихся в кадре редко, но метко.

Так что же позволяет получать мне удовольствие при каждом просмотре этой незамысловатой пародии на зарубежные боевики эпохи 80-х? Ирония. Весь фильм - это сплошная ирония государства и общества над самими собой и над друг другом, показанная сценаристом и четким рисунком просматривающаяся на фоне однотонного режиссерского полотна. А раз уж снимать красивую картинку мы тогда еще не умели (или разучились?), то иронию выплеснули через реплики героев фильма. Вот некоторые из тех, которые до сих пор всплывают по памяти:

'Ни хрена их не поймали. И не поймают. А милиция ищет. Но тоже ни хрена не найдет'

'У нас теперь, Кока, много чего есть. И побольше чем у вас. Жрачки только поменьше'

'Да прав ты, американец, во всем прав. Только не моя эта правда и не приму я ее никогда'

'Слушай, Иван Данилыч. Ты хоть понимаешь, почему ты до сих пор даже не капитан?'

'Я наших не сдаю, Коль. Поэтому лейтенант до сих пор'


Представить картину без этих слов просто невозможно, без них она станет жутко пресной, всё это ее визитная карточка. И запоминаются они отлично наверное потому, что актуальны они были для нашей страны раньше, актуальны сейчас и наверняка останутся таковыми в далеком будущем.

7 из 10

Но только за иронию.

21 июня 2012 | 10:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: