К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'На Бога надейся, а сам не плошай'

За свою жизнь я повидал много хороших и откровенно дрянных фильмов, но даже среди лучших киноработ есть те, что, на мой взгляд, не входят в обязательную программу просмотра для всех и каждого, а самое главное, их не захочется пересматривать повторно. К таким факультативным фильмам я бы отнёс и '21 грамм' режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту. По авторскому стилю я, вообще, назвал бы Алехандро Гонсалеса Иньярриту мексиканским Кириллом Серебрянниковым, уж больно много общего в мировосприятии у двух этих режиссёров.

Безусловно, Алехандро удалось снять действительно сильное кино, которое пропитано одной действительно мудрой мыслью о том, как важно не похудеть на 21 грамм при жизни, каким бы тяжёлым ни был твой путь. Но, вместе с тем это крайне тяжёлое, эмоциональное, пропитанное болью, отчаянием и холодом кино, впрочем, как и многие работы Алехандро. Холод это сквозит практически из каждого кадра, каждой сцены, погружая зрителя в атмосферу безнадёжности, а цветовая палитра, сотканная преимущественно из холодных цветов и приглушённых оттенков, лишь способствуют этому погружению.

Этот метод, одновременно использованный режиссёром для выделения сюжетных линий каждого из персонажей и обозначения формы времени, служит визуальными подсказками, помогающими зрителю расположить события в хронологическом порядке. И помощь эта, в принципе, не лишняя, потому что сценарий фильма, выполненный в форме перемешанных кусочков мозаики, весьма неплох и создаёт определённую интригу, заставляя следить за развитием сюжета и гадать о причинах происходящего, но вместе с тем хорошенько загружает центральный процессор и нагревает мозг.

Игра актёров, образы и типажи в картине подобраны классно, вообще никаких вопросов. Звёздный состав прожил в кадре все 125 минут так, что ни на секунду не возникало сомнений в их искренности и эмоциональности.

Из ярких моментов хочется отметить режиссёрскую находку с отводом камеры во время выстрела Пола в номере отеля, позволяющую сделать 'случайным' неслучайный поступок и финальные кадры заброшенного бассейна, накрываемого пеленой снега, на который смотрит Кристина, для которой плавание - это вся её жизнь. От этой сцены веет такой прохладой, что даже самого толстокожего человека продувает насквозь.

А теперь о самом главном, о том, что вызывает вопросы к картине. Бенисио Дель Торо, сыгравший рецидивиста вставшего на пусть исправления через познание Бога, сказал как-то о фильме: «Это мрачный фильм, и он вовлекает вас в процесс. Он заставляет задуматься». С эти сложно не согласиться, но вот о чём? О том, что трагическое стечение обстоятельств может резко и навсегда изменить ход жизни множества людей? Так это ни для кого не секрет. Может быть о том, что у всех людей есть душа? Так тоже вроде как общеизвестный факт, различия лишь в качестве и количестве. Так может о том, что надеясь на божественное провидение не стоит забывать и о своей роли в этом мире? Пожалуй, этот вывод наиболее здравый. Вот только стоил ли он двух часов эфирного времени, пропитанных болью и страданиями, не способными изменить этот мир к лучшему, а лишь ложащимися тяжёлым осадок на 21 грамме у всех, кто решился посмотреть это фильм? На мой взгляд, нет.

Памятую о предыдущей яркой работе 'Сука-любовь', которую я смотрел несколькими годами ранее, я вижу как Алехандро Гонсалес Иньярриту выплёскивает на широкий экран свой непростой жизненный опыт, полный боли, жестокости, разочарований и лишений, что на отрезке в 60 лет жизни уже не кажется чем-то странным. Сам режиссер оценивал свои картины из 'трилогии о смерти' как: «Сука-любовь» — фильм о страсти, «21 грамм» — о потерях, а «Вавилон» — о надежде и сопереживании. И хочется надеяться на то, что при последующем просмотре 'Вавилона' я всё-таки стану свидетелем того, как маисовое поле режиссёра вновь зазеленеет.

7 из 10

25 сентября 2023 | 13:38
  • тип рецензии:

Главный герой фильма в исполнении Шона Пенна задает такой вопрос: «Сколько весит 21 грамм? Вес нескольких пятицентовых монет. Вес одного шоколадного батончика. Что мы теряем? Что мы получаем?». Эти слова он говорит закадровым голосом, в то время как камера смотрит на него в больнице, когда он вот-вот умрет.

Казалось бы, это звучит абсурдно. «Сколько весит 21 грамм?» — это в буквальном смысле риторический вопрос. Но на самом деле его сущность измеряется не в физическом эквиваленте. Как далее говорит герой, это «вес нескольких пятицентовых монет, вес колибри, вес одного шоколадного батончика», заведомо подразумевая его материальную несущественность. Таким образом, он подводит зрителя к духовной плоскости вопроса.

Джордж Карлин, известный американский комик, усердно критиковавший американские общественные устои (в частности, общество потребления), после смерти своей жены написал монолог, в котором сказал: «Жизнь не измеряется количеством прожитых дней. Жизнь измеряется моментами, когда захватывает дух». На мой взгляд, слова «захватывает дух» носят здесь не развлекательный характер.

Сегодня в простонародном смысле принято считать, что это означает, например, совершить прыжок с парашютом, сходить на концерт известной рок-группы или посетить молодежную алкогольную вечеринку, после которой наутро настанет похмелье. В таком достаточно примитивном ключе воспринимается фраза: «В жизни надо попробовать все». Причем смысл этого высказывания носит сугубо потребительский характер.

Кратко его смысл можно обобщить лозунгом «Секс. Наркотики. Рок-н-ролл», ставший модным в Западном обществе 1970-х годов. И хотя произноситься он перестал давно, но в сущности он по-прежнему доминирует в Западной культуре, также как и в нашей русской, которая на протяжении последних тридцати лет стала ее придатком.

Когда из кабинетов нашего Министерства образования и науки звучат заявления, что из школьной программы следует убрать литературу Толстого и Достоевского, потому что они, мол, «слишком сложны для детского восприятия», то можно сказать, что это решение сродни тому лозунгу. Как говорил бывший Министр образования Андрей Фурсенко, задача современной российской школы — «вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Какое отношение фильм «21 грамм» имеет к этому вопросу? Как ни парадоксально, самое непосредственное. В человеке формируется творческая сущность, когда он хочет что-то изменить в мире, сделать так, чтобы «зло» преобразовалось в «добро». В нем складывается экспериментальный энтузиазм и любознательность к жизни.

Высшим метафизическим выражением «зла» для человека является смерть. Стоит ли говорить о том, какие чувства испытывает человек, когда теряет близких ему людей? Прямо или опосредованно с этим сталкивался каждый из нас. Смерть — это фундаментальное явление в жизни человека, неизбежное и неумолимое. Именно в силу своей неизбежности и неумолимости она находит себя во всех видах искусства мировой культуры. И требует вынужденного осмысления.

Именно прикосновение к смерти, как это ни больно, пробуждает в человеке творческое и мыслящее начало, так как ставит его в новые условия жизни и вырывает из старых, вынуждая к ним приспосабливаться. Немудрено ли, что она стала причиной создания большинства произведений искусства в мировой культуре?

Русская литература в лице Толстого и Достоевского (и не только их) подробно исследует тему смерти, как бы обращаясь с ней на «ты». В этом состоит фундаментальное свойство русской культуры. По признанию самого Алехандро Иньярриту, именно этим она сродни мексиканской, откуда режиссер родом.

Иньярриту не раз признавался в своей любви к русской классической литературе, отмечая в ней эту черту. А своим учителем в мире кино считает Андрея Тарковского — нашего советского отечественного режиссера.

Также, по мнению Иньярриту, недостаток американской культуры (речь идет про США) он видит как раз в нежелании подробно исследовать этот вопрос. По его словам, смерть как мыслительный конструкт вытеснена из американской национальной культуры, для которой главной ценностью является потребление и «жизнь в моменте».

На мой взгляд, в своем творчестве Иньярриту не критикует «жизнь в моменте» саму по себе — он лишь осуждает ее как потребительский феномен и поэтому предлагает свой, альтернативный взгляд. Его суть состоит в том, что жизнь в миге есть сама по себе ценность, а не то, что мы можем из этого мига извлечь.

Поэтому, когда у человека «захватывает дух», это не означает, что он получил порцию впечатлений как покупатель развлекательных услуг. Это означает, что он набрался впечатлений. Причем если в потребительской парадигме таковыми считаются только положительные впечатления, то Иньярриту заявляет, что и отрицательные тоже.

Отрицательные эмоции, чувства и переживания составляют ядро нашей личности. Иньярриту стремится обратить внимание, что они так же «захватывают дух», но в полном смысле этого слова, а не только «отводят душу». Более того, благодаря им внутренний мир человека переживает свою «революцию в миниатюре». И именно вкупе с положительными образуют они целостную неповторимость человеческой личности.

Недостаток американского мировосприятия, считает Иньярриту, коренится как раз в том, что в нем считается, будто можно избежать отрицательных впечатлений (либо заретушировать их) и приобрести как можно больше положительных. Главное — научиться ловким трюкам, чтобы этого достичь.

Такой подход напоминает отношение бизнесмена к своему предприятию с целью извлечь больше прибыли при минимальных затратах. И капиталистическая парадигма подразумевает, что аналогичным образом можно обойтись с собственной душой. Но эта позиция заранее обречена на провал, так как законы души априори не тождественны законам материального мира.

Душа, живущая по законам противоположного полюса (то есть материального), уже не есть душа, так как лишь в противопоставлении этому полюсу она являет свою духовную сущность, а значит и имеет признаки, характеризующие ее именно как душу. Своим противопоставлением материальному она как бы обусловливает себя, ставит грань.

Алехандро Иньярриту предлагает зрителю жесткий и бескомпромиссный, но честный взгляд на жизнь. В своих фильмах он предлагает исследовать ее негативную сторону, чтобы через данный опыт зритель мог более пристально оценивать ее положительные мгновения. Иными словами, он предлагает зрителю «прозреть».

Давая жизни объективную оценку, зритель способен сформировать более углубленный, философский взгляд на нее. В конце концов, можно предположить, что к такому заключению его подводит режиссер. А аргументами для этого служат события, показанные в фильмах. И в целом таковой является вся его фильмография.

В «21 грамме» (как и в принципе во всех фильмах режиссера) мы наблюдаем трагедию и горечь героев. Каждый из них поневоле становится неизбежным источником горя другого, переживает разруху в своем внутреннем мире, теряет точку опоры и смысл жизни. Каждый поначалу пытается обрести его в самоуничтожении или уничтожении других. Но, пройдя через это, в итоге обретает себя.

11 октября 2022 | 18:44
  • тип рецензии:

Этот фильм – пазл, который нужно собирать во время просмотра. Состоит он из большого количества кусочков, которые длятся от 1 до 3 минут. Кусочки эти берутся из коробки, т.е. в хаотичном порядке и раскладываются на столе. Изображение на них не самое сочное и красочное, но видна рука профессионала, правда, пользовался он любительскими инструментами при создании головоломки. И если в начале даже немного раздражает, когда кусочки попадаются нам из разных мест и они не сразу соединяются друг с другом, то всё ближе к концу появляется цельная картина. И ты вроде бы рад, что всё собрано, но взглянув на изображение, ты невольно начинаешь размышлять. И мысль твоя тянется далеко и заставляет задуматься о жизни, смерти, Боге, будущем, поступках, отношениях, воспоминаниях и т.д. И это может продолжаться долго…

«Сколько жизней мы проживаем? Сколько раз мы умираем? Говорят, что в момент смерти человек теряет 21 грамм… Любой человек… А что такое 21 грамм? Велика ли потеря? Когда мы теряем 21 грамм, как много с ними уходит? Сколько мы приобретаем? 21 грамм — вес пяти монет, вес колибри, шоколадного батончика… Сколько весит 21 грамм?»

8 из 10

08 марта 2022 | 16:49
  • тип рецензии:

Название фильма и синопсис отсылает меня к сомнительной теории о том, что после смерти тело человека становится легче на 21 грамм. Как? Почему? На это мы ответа не получим, лишь только какие-то упоминания вскользь. Вместо раскрытия этой темы создатели занимаются другим. Они яростно пытаются доказать мне, и возможно вам, что смотрю я вовсе не проходную мелодраму, а целый триллер, да не простой, а психологический.

Как они это делают? Добавляют в фильм нелинейное повествование. Мол, мы тут не какой-то слезливый фильмец на раз снимаем. Что даёт нам этот ход? По началу, кино смотрится бодро и интересно. Удерживает желание понять как истории этих трёх персонажей переплетутся между собой. К сожалению, только по началу. Сюжет развивается довольно банально. В середине начинаешь примерно понимать что будет дальше, а когда пройдёт две трети фильма уже и так будет понятно что, куда и как.

Почему триллер психологический? Главные герои испытывают сильнейшие переживания и это по ним видно. За это конечно спасибо актёрам, которые отыгрывают как надо.

Отдельно хотелось бы отметить персонажа Бенисио Дель Торо. Его проблема, как мне показалось, имеет наибольшую глубину. Хотя местами он просто фанатик и дебил, но по ходу фильма у него появляются здравые мысли и он идёт по своей, так называемой, дуге развития. Это заставляет сопереживать ему больше чем остальным персонажам.

В итоге, если убрать не до конца работающее нелинейное повествование, то мы получим мелодраму, которую можно будет смело разок посмотреть и забыть.

5.5 из 10

07 октября 2021 | 08:28
  • тип рецензии:

«21 грамм» – второй фильм из трилогии режиссера Алехандро Гильермо Иньярриту.

В фильме события перемешаны, перетасованы словно карты, и лишь к его середине хоть немного начинаешь разбираться, что к чему. И то, что, как ты думал, было в далеком или недавнем прошлом у всех троих главных героев, оказывается в будущем. Как и в первом фильме «Сука-любовь», здесь есть три героя, три истории, сюжетные линии, соединенные волей судьбы одним событием. Есть Кристина Пэк - женщина, потерявшая в аварии своих близких – мужа и дочерей, есть Джек Джордан - тот, кто был тому причиной, и есть Пол Риверз - человек, получивший шанс продлить свою жизнь благодаря этой аварии. Герою Шона Пенна до чертиков надоели все эти больничные койки, трубочки, переливания, сдача спермы в резиновых перчатках для возможно будущего ребенка из пробирки. Пусть будет жизнь. И она будет – во всех ее жестоких красках, которые гениально умеет смешивать Иньярриту. Будет и беременность, и без всяких пробирок. И Джек купит хомячка своему сыну, несмотря на все ограничения, существующие лишь в голове.

Какой вывод у меня после второго фильма Алехандро – все мы учимся жить. Как? Через саму жизнь, никогда она не предоставит лабораторный вариант, чтобы сперва научиться, а уж потом начать жить по-настоящему. Как бы не так, все обучение идет прямо в бою. Жизнь продолжается.

8 из 10

По сравнению с «Сука-любовь» фильм местами для меня выглядел затянутым. А, может, эти паузы были нужны, чтобы осмыслить то, что происходит на экране? Гений Иньярриту умеет загадывать загадки.

06 февраля 2021 | 21:22
  • тип рецензии:

Что действительно поражает так это мастерство режиссёра вплетать события из разных частей судьбы целых трёх сюжетных линий, мастерски их потом пересекая. Наблюдать за этим процессом - одно удовольствие. 'Мастерски' - здесь ключевое слово, т. к. это, пожалуй, мой любимый фильм Иньяритту на эту тему. На втором месте 'Сука-любовь', на третьем 'Бьютифул'. 'Выживший' сейчас не рассматриваю, т. к. это совершенно иная категория для меня.

Здесь же чётко прослеживаются режиссёрские фишки и самое потрясающее погружение в историю, вовлечение зрителя благодаря живой камере и необыкновенным крупным планам, эстетически нарушающим порой классические параметры.

Для меня, как начинающего режиссёра, это не просто фильм, а самый настоящий референс по погружению зрителя в кино.

13 января 2021 | 16:50
  • тип рецензии:

Общее впечатление: «21 грамм» - это история о надежде и человечности, жизнелюбии и выживании. Независимо от того, боитесь вы смерти или нет, она приходит, и в этот момент ваше тело становится на 21 грамм легче. Быть может, это вес человеческой души?

«Сколько весит жизнь?» — именно такой слоган картины, имея в жанре тревожный триллер с ноткой драматичности, фильм так же акцентирует внимание на мистике. В картине 3 истории: Кристин Пек (Наоми Уоттс), в прошлом наркоманка, избавилась от своей зависимости. У неё любящий муж Майкл и две дочери. Именно тогда, когда она вернулась к нормальной жизни, происходит трагедия… Джек Джордан (Бенисио дель Торо), бывший заключённый, покончил с прошлым и твердо, как ему кажется, встал на путь веры. Он буквально воспринимает Евангелие, убеждён в том, что новую машину ему подарил Христос (Бог дал — Бог взял). Все переворачивается тогда, когда он ненамеренно сбивает на своей машине людей, совершая тем самым тяжкий грех. Пол Риверс (Шон Пенн), математик, тяжело болен. Спасти его может только трансплантация сердца. По стечению обстоятельств донорское сердце, находится, а с ним возможно и душа человека.

Так как историй несколько, то фильм хитро переплетается меж ними, зритель видит то прошлое, то будущее, то паралельно возникает нить настоящего. Да все события смешаны, но воспринимается хронология легко. Несмотря на нагруженность ленты, понять что и зачем происходит нетрудно, сюжет увлекает своим оригинальным повествованием. А история трагичности окутывает сразу 3-х героев: Кристин, Джек и Пол никто из них не хочет жить в этом мире и причина у каждого своя. Все эти 3-е людей неразрывно связаны друг с другом, и если в начале ленты мы видим эту связь лишь отголоском прошлого, то к финалу картинка склеивается и все встает на свои места.

Безусловно, 2 номинации на премию Оскар: лучшая женская роль (Наоми Уоттс), лучшая мужская роль второго плана (Бенисио Дель Торо) восхищают, жаль что номинации так и остались номинациями. Но все же как круто играет Наоми! С ней проживаешь жизнь, которая увы, резко разбилась.

Дилемма веры в Бога, потеря смысла жизни и обретение любви, кажется что это непростая головоломка от Иньярриту, однако, она стоит просмотра!

8 из 10

19 октября 2020 | 18:30
  • тип рецензии:

Пересмотрев '21 грамм' в более сознательном возрасте, чем 15 лет назад, я поразился, насколько точно попал Иньярриту в состояние вечного человеческого рабства. Все только и знают спрашивать выведенное в слоган 'Сколько весит жизнь?', повторять за героем фильма и за написавшим 'вводную' болваном про '21 грамм, который теряет тело после смерти'. Я не увидел в этой картине историй про душу и вообще душевности. Совсем в другом регистре играет '21 грамм'.

Авторы фильма не задаются вопросом, есть ли у человека душа, и сколько она весит. Это предсмертные мысли героя, он имеет право их думать, но я не нашел нигде подтверждения согласия с ними автора фильма. Иньярриту вывел в своей ленте константу человеческого существования - вечное рабство, как круговорот жизни.

Все герои фильма - рабы. Все люди в мире - рабы. Пресловутая свобода ничего не значит, мы не умеем и не имеем права ею распоряжаться. Один из героев - раб тщедушного болезненного тела, другая героиня - наркотиков и алкоголя, третий герой - раб религии. Все вместе они - рабы обстоятельств и...любви. В который раз охота заорать, как в этапном фильме Иньярриту: 'Сука-любовь!' Как у Стивена Кинга в 'Зеленой миле': 'Они убили друг друга любовью'. Человек в этой картине болезненно зависим от любви, он её бессловесный раб и исполнитель прихотей. Какой уж тут 21 грамм? Килограммы, тонны, тысячи тонн не израсходованной любви сливаются в виде ядовитых отходов небесной канцелярии на оглушенных любовью людей, барахтающихся, захлебывающихся, тонущих в ней. Хоть кому-то она принесла счастье?

В рабстве у 'суки-любви' жестко, холодно и страшно. Но на то оно и рабство, чтоб человек не имел права голоса, не мог просто захотеть, встать и уйти. Это зависимость похуже героиновой. Герои фильма любят сильно, страшно, на разрыв аорты. Пагубная привычка любить разъедает их души, растворяет их тела в серной кислоте серой обыденности, не позволяющей вспорхнуть и полететь на крыльях любви, испить ее живительной влаги, которую она безжалостно отнимает, когда ей кажется, что раб утолил жажду.

Несколько человек копошатся и истязают себя и других в своем крохотном, узком, зачумленном мирке. Им страшно, больно, одиноко. Они боятся продолжать жить и продолжают просто так, по привычке, как старые пустые магазинные кассы продолжают дзынькать при открытии, словно надеясь, что кто-то в них положит немножечко наличности. Каждый из героев опустошен, каждый несет свой рабский крест на свою персональную Голгофу, каждому уготовлен персональный земной ад. Не избегнет своей участи никто.

Но это - увы - и есть жизнь - философски пожимает плечами режиссер. Вечное бегство от себя или обстоятельств, краткие мгновения радости, разбавленные реками страданий. Смерть порождает жизнь, жизнь порождает жизнь. Так было и так будет всегда. Всегда будет любовь, мешающая жить, но при этом создающая жизнь. Всегда будет суд - общественный или свой собственный, суд совести. Всегда будет ложь, более или менее оправданная, которая рушит счастье и возводит новое. Счастье и несчастье ходят рука об руку, и никогда одно не бывает без другого, ибо если где-то прибыло, где-то должно убыть. И это - константа. Если где-то любовь, значит, где-то ненависть. Чем сильнее человек верит в бога, тем сильнее в нем бесы. Если где-то ушел 21 грамм, куда-то он прибился, где-то добавился. Если у кого-то вынули сердце, его получил кто-то другой. После дождя всегда ярче светит Солнце.

Его проблески появляются и в атмосфере безнадеги и тотальной тоски фильма. Потому что режиссер всегда и во всем ощущает колесо жизни и дает его ощутить нам. Лучше не приближаться к этому фильму с целым, не потрепанным любовью и страданиями сердцем, без жизненного опыта, без опыта потерь, не побывав в рабстве. Иначе не почувствуешь ничего. То есть совсем. Зато если хоть какой-то кусочек твоего сознания ответит на какую-то историю, зацепится за какое-то слово, уловит свою маленькую правду, фильм станет твоим и уже не отпустит. Ты так же попадаешь от него в зависимость. Смотреть '21 грамм' нужно только улавливая в нем себя. Иначе - просто бессмысленно. Не страдавший никогда не поймет страдальца, сытый не поймет голодного.

Режиссер и оператор удачно используют обычные ручные камеры, какими сейчас не снимают даже свадьбы, для добавления достоверности и близости происходящего на экране, придавая свежести банальным и ничем особо не выделяющимся историям. Но, как было написано у Кинга: 'Зло банально'. Осталось добавить к этому лишь, что также банально добро, да и сама жизнь. Но заставить сопереживать, видеть на экране себя, любить и ненавидеть - это стоит дорого, это умеют далеко не все. Большинство сцен разворачивается в обычных, серых, всем привычных местах. В обычных квартирах, больницах, церквях. И люди тут обычные, просто пойманные в ловушку любви. Как и все мы. Они говорят банальности, они, уходят от любящей женщины - к любимой, даже не могут ничего объяснить, просто мямлят идиотское 'Я скоро вернусь', как будто и правда верят, что вернутся. Они делают банальности, совершая преступление и сбегая с места его совершения, несмотря на веру, ежедневное чтение библии, молитвы за столом и самый громкий 'аминь!', потому что никакая молитва, никакой бог не уберегут их от себя, от собственного рабства, от колеса жизненных случайностей.

Все время кажется, что режиссер не до конца использует возможности таких искусных актеров, как Шон Пенн, Наоми Уоттс, Бенисио Дель Торо. А потом понимаешь, что именно это и нужно. Если бы они блистали так, как блистают иногда звезды в знаменитых шедеврах, это придало бы картине лоск, несовместимый с банальностью жизни и выводимых Иньярриту жизненных формул. Они просто делают то, что нужно, чтобы им полностью верили и сочувствовали. Секс здесь не возбуждает, поцелуи резкие, быстрые, злые, как будто украденные, а любовь рабская, давящая, измученная. Здесь все не так, как у людей именно потому, что все так, как у людей. Людей, попавших под жизненное колесо.

Это болезненно горький фильм, но, как горькая пилюля, его нужно, сжав зубы, проглотить, чтобы почувствовать облегчение. Чтобы увидеть, как живут, как чувствую, как умирают. Чтобы сопоставить это со своим опытом, согласиться, разозлиться, заплакать, возненавидеть, порадоваться, что у тебя не так, взгрустнуть, что именно так, встать и снова влиться в свой собственный, такой же круговорот жизни, вернуться к своим хозяевам, которые будут мучить и испытывать тебя до самого последнего вздоха, когда придет черед отдать свой злосчастный 21 грамм ради кого-то еще. Destruam et aedific?bo. Разрушается и строится.

10 из 10

11 июля 2020 | 14:24
  • тип рецензии:

«Сколько весит жизнь?» - можно увидеть на весах, у себя дома, но сколько бы она (жизнь) не весила, в любом случае, FORD F-350 Super Duty гораздо тяжелее. Что заставляет свободно движущиеся объекты сталкиваться в пространстве? Трудный вопрос. Если сопоставить драматическое стечение обстоятельств с той 'невидимой силой', которая, с легкой подачи Алехандро Гонсалеса, выглядит, не иначе как, 'пространством вариантов' или пользуясь терминами квантовых философов - 'квантовой запутанностью', которая, как известно, иногда 'распутывается', в результате, тех или иных знаковых явлений, то картина полностью обескураживает тем, что ее нельзя ни понять, ни объяснить.

Размеры Космоса непостижимы и описывать 'квантовую реальность', даже проявленную в границах киносюжета, еще не доступно для человеческой мысли. Будучи уверенным, что главная причина или, в тех же квантовых терминах - основной вектор состояния, разлит в пределах всей вселенной, то свершившиеся события, какими бы трагическими они не были, должны пониматься в качестве следствий и любые попытки установить причины с помощью логических доводов будет самообманом. Очевидно, в этом и заключается главная драма жизни, что слова - 'Судьба', 'Карма', 'Бог' или 'Абсолют' - не дают всеобъемлющих ответов и все что остается, это пожинать следствия, в надежде усмотреть в них хоть какие-то намеки на скрытые закономерности.

Иисус подарил Джэку (Бенисио Дель Торо) пикап, однако не предупредил, что в случае превышения скорости, он может в нем разочароваться - что и произошло. Умирающей профессор математики уже не надеялся выжить, но Джэк превысил скорость и подарил ему второе сердце, что в свою очередь очень порадовало его супругу Мари (Шарлотта Гинсбур). Кристин (Наоми Уоттс) не знает, как жить без семьи и уже полностью отчаялась, но Полу Риверзу (Шон Пенн) уже пересадили сердце ее погибшего мужа и вот, она уже ожидает от него ребенка...Авторы прослеживают причинно - следственную связь с отсылкой на символический подтекст из имен собственных: понимание героев в данном контексте, продиктовано, привычный для понимания, художественной формой, которая, хотя ничего и не проясняет, зато придает всему некую осмысленность и красоту.

В общем, 'квантовая запутанность', 'карма' или предопределение свыше, здесь оставлено без ответа: сравнивая состояния героев в разбросанных фрагментах прошлого, настоящего и будущего, можно усматривать и то и другой...и еще много чего, вплоть до силы волевого намерения нереализованной мамаши и незадачливого юноши, заглушающего трафик электрической воздуходувкой. Фильм заслуживает самую высокую оценку!

20 мая 2020 | 14:05
  • тип рецензии:

В первый раз, когда я пытался посмотреть данный фильм, то выключил на половине, ибо ничего не понял. Но в защиту скажу, что тогда я очень сильно устал за день, вообще ничего не соображал. В этот раз я был максимально бодр и сконцентрирован. И скажу, что несмотря на свою тяжеловесность и сочащейся атмосферы для пущего трагизма, мне фильм понравился. Но выделю момент — у ленты есть косяки, и все что я укажу — субъективщина с максимально обоснованной критикой. Если у вас возникнут определенные вопросы, то пишите мне в комментарии, пообщаемся.

С феноменом, когда после смерти человек теряет 20-21 грамм, я был знаком еще со школьных лет. Этот процесс объясняли по большей части тем, что «столько весит душа человека, и она покинула тело». Используя данное утверждение, мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту снял драму о том, как несколько людей справляются с последствиями ужасной автокатастрофы. Женщина, которая в результате ДТП потеряла мужа и двух дочерей. Бывший зэк, который был за рулем в тот злополучный день и наехал на несчастных. Больной, которому пересадили сердце погибшего мужчины, но он все равно ощущает ментальную связь со случившимся. У каждого из них перевернулась жизнь в тот день, и им приходится жить с определенным грузом на сердце…

«21 грамм» содержит в себе три жизненные истории, соединенные по воле случая. И чтобы у вас сразу начались вспышки гнева, а потом вы остыли, я начну рассматривать истории с самой слабой — про зэка. Бенисио дель Торо очень хороший актер, но его персонаж выступает заложником сценария. Мужчина попадал в тюрьму с 16 лет, и в поисках спасения для души ударился в религию. Он очень набожный, порой слишком, как например в сцене воспитания своих детей. Вот только раз говорили, что он регулярно попадал в тюрьму, он не таким уж святым и кажется. Мучаясь совестью, он загоняет себя в тюрьму, откуда его отпускают, а потом он живет как-то по обычному. Да, страдания есть в жизни, но пока не наступает ключевой момент ближе к финалу, ему как будто пофиг.

Вторая линия — про больного, которому пересадили сердце. Сравнивая с двумя другими ключевыми актерами, Шон Пенн держится в кадре как-то ненатурально и проходил большую часть с одним выражением лица. Его персонаж тоже себе накрутил муки совести, но этому помогают и внешние, не зависящие от него факторы. Его жена держится на другом уровне от него, он постоянно ищет, от кого ему досталось сердце. Познакомившись с женой погибшего донора, он сходится с ней, притянуто за уши, ну да ладно. Что меня вымораживало в персонаже Шона Пенна, так это его яркое нежелание жить в первой половине фильма, он считал, что это сердце не для него. Я не специалист по анатомии, но как мне кажется, пересадка сердца — это не та процедура, когда можно сделать возврат. И вообще, тебя спасли, так в любом случае радуйся, что ты жив. Ты, по крайней мере, не потерял самых любимых людей.

И вот таким путем мы добрались до самой лучшей части — линия женщины. Мне было жалко персонажа Наоми Уоттс, реально жалко. Посттравматический синдром — вещь относительная от слова «совсем» и у каждого проявляется по-разному. Пережить такую трагедию, в один день потерять самых близких людей... В данном случае мы видим, как персонаж разрывается от боли, её срывы режут по сердцу. Уоттс талантище, спорить не буду.

В техническом плане есть самое настоящее испытание — а именно, рваный монтаж и неровный хронометраж. Я знаю, сложно за два часа показать три истории, и при этом сопроводить их флэшбеками. Но не нарезать же их кусками по две-три минуты и рандомно их раскидывать. Я знаю парочку примеров, когда справились с нелинейным повествованием гораздо лучше: Серджио Леоне ('Однажды в Америке'), Квентин Тарантино ('Криминальное чтиво') и Даррен Аранофски ('Реквием по мечте'). «Реквием», кстати, наиболее приближен в этом плане к «21 грамму». Там тоже три истории, тот же хронометраж, вот только там собрана более целая картинка. А в «21 грамме» без бутылки чего-то крепкого явно не разберешься.

Я в принципе не кинокритик, и никогда не стремился в эту касту. Я просто люблю по вечерам смотреть фильмы и составлять о них мнение. Да, оно иногда не вяжется с общественным. Но это не отменит устоявшегося факта: не все фильмы подходит для моего понимания. Все эти высокопарные мотивы, символизм и авторский подчерк — пусть этим ребята из команды Роджера Эберта занимаются. Для меня «21 грамм» хоть и выглядит неровным, это не значит, что знакомство с Иньярриту обрывается. Я просто не с того начал.

08 февраля 2020 | 01:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: