Очень трудно что-либо писать о фильме 'КОЛЛЕКТОР', не скатываясь в искушение тупо пересказать сюжет, и спросить мнения об открытом финале. Но т. к. написать ужасно хочется, постараюсь остаться в рамках...
Сценарий - одно слово – литература. Любой пишущий меня поймет и от зависти порвет половину начатого романа…: ) Тот случай, когда из песни вздоха не выкинешь. Юмор - с юмором, боль - болезненная, пустота - пустая, а ум - умный)). Вы улыбаетесь, а ведь реально гораздо чаще бывает всё наоборот - от юмора больно, от как-бы-боли смешно, пустота слишком заумная, чтобы носить свое название, а в голове у заявленного умника явно и девственно пусто... «Не объяви они вслух ее красавицей, никто бы и не догадался», из серии…) Чем больше смотришь фильмов и читаешь книг, тем выше ценишь редкие композиции, где красавец действительно красив, а от страшной правды без дураков страшно. «Коллектор» - именно такая история.
…Но, знаете, если бы сценарист и режиссер-постановщик были бы разными людьми, то возможно, кино никогда бы и не вышло в свет. Повосхищавшись вдоволь, постановщик развел бы руками: ты, дорогой писатель, невероятный молодец и практически гений, но из чего прикажешь мне делать экшн кинематографа?!.. Твой герой всю дорогу ходит из угла в угол по своему ночному офису, а зритель тем временем шумно зевает и переключает на зрелищную игру престолов…
Тем поразительнее, насколько филигранно Красовский, при немыслимо скудных художественных средствах (!), добивается гипнотической прикованности к экрану. Конечно, немалая в том заслуга и самого Хабенского, который, 'зеркаля' телефонных собеседников, непостижимым образом оживляет персонажей, вроде бы оставшихся далеко за кадром. А в финале возникает отчетливое ощущение, что лично познакомился с каждым из них.
…Камера идет за героем, идет за ночью его проданной совести... А герой идет за голосами в трубке, за веселым цинизмом, оставшимся за окном, в сверкающей огнями Москве, в которую ему, казалось бы, уже никогда не попасть снова. А, может быть, и не казалось... Может быть, если ты однажды потеряешь меру и разгуляешься чересчур широко, кто-то внезапно защелкнет замОк с внешней стороны и тебе придется... придется увидеть и хорошенько рассмотреть, как внутри твоей запертой жизни темнота разгулялась не менее серьезно... А ведь только что, прямо полчаса назад, вот оно, протяни руку и дотронешься, сомнений не было ни малейших: это ты владеешь ею, а не она тобой... Но только масштабнейшая личность, подобная герою Хабенского, могла в ответ не лопнуть от негодования (Меня! Целого меня! Караул! Да я вам!..), а в конце концов расслышать сирену судьбы и совершить над собой поистине 180-градусную метаморфозу. Еще раз убедилась: к человеку, гадкому на минус миллиард достаточно пририсовать одну вертикальную черточку, и выйдет – плюс миллиард. А к нулю что ни пририсовывай, разницы не увидишь. Но фильм «Коллектор» о большом человеке. Кто был огромен в зле, и остался великим, поменяв баррикаду. А то, что за перемену пришлось дорого заплатить – что ж… «Этот мир придуман не нами…» Время собирать долги и время их отдавать.
Хабенский, конечно, тащит, и поэтому сделать фильм, где кроме него вы не увидите ни одного лица - это заведомо беспроигрышная затея. Также сценаристы фильма очень угадали с тем, что традиционная театральная наигранность и показушность диалогов нашего кино здесь удачно маскируется эпатажным протагонистом - умение владеть собой на нечеловеческом уровне, просчитывать собеседника и выстраивать необычные фразы вполне укладывается в профессию хорошего коллектора. Из всей этой затеи можно было бы выжать даже больше, не замахнись создатели картины на нарочито непросчитываемый финал и не перегни они палку с правдоподобностью сюжета - заигрались. Тем не менее, вышло очень даже неплохо.
7 из 10
Понравится, если понравился трейлер - примерно так весь фильм и будет. Ближайший хороший аналог - фильм 'Лок'.
Не понравится, если у вас встроенный детектор русского театрального дыма, а явно выдуманных диалогов боитесь как огня. Ближайший плохой аналог - фильм 'Сатисфакция' (там тоже, можно считать, один актёр, если обоих слепить вместе).
Отмечу сразу, что впечатление от фильма сильно зависит от того, на что именно настроиться при его просмотре. Если настроиться на игру Хабенского, с учетом, конечно же, того, что Хабенский нравится как актер, то впечатление, пожалуй, будет самое положительное. Ожидать же интересного или оригинального сюжета, или того, что фильм оставит в душе неизгладимое впечатление, пожалуй, не стоит. Этот фильм напоминает спектакли Гришковца, но с менее приспособленным для одиночной игры актером.
И всё-таки фильм однозначно стоит посмотреть, в нём прекрасно показаны современные люди бизнеса, их отношение к другим, к самим себе и к жизни в целом. В частности, охота на олигарха, беспринципность поступков, отсутствие морали, взаимные подставы и всему этому фоном служит неотвязный страх в ощущениях участников из-за зыбкости и непрочности их позиций в условиях современных реалий.
Помимо этого, сама идея фильма достаточно оригинальна - во всяком случае, для отечественного кинематографа, и не просто оригинальна, а также пусть достаточно своеобразно, но при этом неплохо реализована. А то у меня за последние 5-7 лет сложилось впечатление, что неплохие фильмы у нас снимают лишь про Великую Отечественную войну и про спорт - на остальные темы, похоже, государственное финансирование не выбить.
Возвращаясь к актерской игре, нельзя не отметить ту легкость и конгруэнтность, с которой Хабенский сыграл Коллектора – притом, не просто Коллектора, а безжалостного профессионала своего дела, умеющего разделять работу и эмоции, что так несвойственно русскому человеку, поэтому может вызвать некое отторжение у зрителя. И при этом лично мне, например, больше нравится его роль Медлина, да и сам сериал оставил после себя намного лучшее впечатление, чем фильм «Коллектор». Резюмируя свои мысли и впечатления, скажу, что Хабенский в команде лучше, чем Хабенский соло, но если читателю очень нравится непосредственно игра Хабенского, то фильм однозначно стоит посмотреть.
Невероятно стерильная картина о жизни обычного, но успешного коллектора, для которого 500 тыс. рублей – это не деньги, работающего в прекрасном стеклянном офисе и посещающего арт-выставки в свободное время. И чья социальная жизнь практически заканчивается после того, как в интернете появляется разоблачающее видео с его участием.
Да, российское кино пытается встать с колен, перебирая невероятное количество жанров, тем и мыслей. Вот и «Коллектор» – камерный, минималистичный фильм-спектакль – оказался необычным представителем российского кинематографа, способному приковать, хоть и ненадолго, внимание зрителя.
Безусловно, «театр одного актера» в лице Константина Хабенского удался. Он отличный актер, что в очередной раз и доказал. Остальные роли и, соответственно, персонажи представлены в качестве голосов за кадром. Они, в отличие от Артура, персонажа Хабенского, выдают свои характеры с головой, настолько банальны. Да, «голоса за кадром» банальны. Голос стервы как у стервы, голос слабохарактерного босса как у слабохарактерного босса, голос хорошей девушки как у хорошей девушки. Но в этом есть смысл. Сюжет и события фильма неумолимо бегут вперед, не дают обдумать и оценить происходящее, поэтому голоса, полностью раскрывающие своих обладателей, здесь даже кстати.
Так что в итоге? Смогла ли я воспылать симпатией к профессиональному коллектору? Сомневаюсь. Но и сказать, что фильм не понравился, не могу. Конечно, это не триллер, с сюжетом все очевидно и нет накала страстей, но его определенно стоит смотреть хотя бы только для осознания, что у нашего кино есть будущее.
Испокон веков известно, что слово обладает самой разрушительной, и в тоже время целительной и созидающей силой. Именно поэтому в начале было слово, и это слово было Бог. И Бог посылает нам только те испытания, которые мы в силах преодолеть. Вот также и Артур, будучи коллектором, своеобразным убийцей, в арсенале которого слово является главным оружием, вдруг по всей иронии судьбы становится такой же жертвой угнетения, как и все его минувшие клиенты, и весь его выдуманный мир в миг катится в Тартарары и выворачивается наизнанку.
Как бы странно это не прозвучало, но именно Константин Хабенский, зачастую становится украшением чуть ли не любого фильма с его участием. Это тот актер, который как никто другой наиболее точно передает эмоции и переживания русского, порой удалого на словцо, обывателя, истомленного современными лже- нравами и моралью, вынужденного ютиться и сосуществовать совместно с остальными, еще более потерянными людьми, контактируя с ними через телефон или запертую дверь. И 'коллектор' - очередной повод в этом убедиться. Фильм, построенный на диалогах, с незамысловатой музыкой, но врезающимися в память словами: о том как легко можно перехитрить старика, представившись его сыном, но как трудно обмануть собственную совесть.
Казалось бы, что женщина, которая это все устроила - вершит правосудие и наказывает тем самым обидчика, на самом то деле оказывает медвежью, но услугу Артуру, в жизни которого были не те люди, не та работа, не тот смысл. И именно этот курьезный случай позволяет ему увидеть истинную суть вещей и наконец разглядеть то, что действительно важно. Когда же все это происходит, когда Артур, со спокойной и умиротворенной душой может снова свободно вздохнуть и выйти на встречу новой жизни, она вдруг тут же обрывается, - также быстро, как и снизошло озарение, словно катарсис, сродни известным трагедиям Шекспира, или знаменитым словам Тарковского: 'Как только мы обретаем свой собственный опыт, жизнь заканчивается - и в этом состоит смысл бытия'. Может потому, что это всего лишь фильм, а может потому, - что в наши дни, ты можешь достигнуть понимания только с подбитой, скулящей собакой, выброшенной на край дороги, до которой никому нет дела...
Фильм является бенефисом Константина Хабенского, являющимся единственным актёром, появляющимся на экране. Время от времени он разговаривает с кем-то по телефону, но эти персонажи лишь оттеняют главного героя, показывая его с самых разных сторон. История о коллекторе Артуре получилась очень сильной, она берёт за живое уже на десятой минуте и не отпускает до самого финала. За менее чем полтора часа ты проникаешься к персонажу настолько, что к финалу начинаешь воспринимать его как кого-то очень близкого. Работая в специфической области, Артур становится одним из лучших специалистов своего дела, прибегая к довольно неоднозначным действиям. Зрителю хорошо показана профессиональная деформация, человека вытачивает дело его жизни и далеко не всегда это изменения к лучшему. Однако Артур воспринимается как положительный персонаж даже несмотря на то, что не всегда он поступает правильно.
За одну ночь весь мир этого человека рушится, и ему приходится принимать множество сложных решений, чтобы выбраться из-под его обломков. И то, как он это делает и как при этом меняется его внутренний мир, восхищает. Меня восхищают сильные люди, которые умеют идти против ветра, даже если ветер намного сильнее них. И потому финал стал для меня шоком, я никак не ожидала такой развязки и считаю её несправедливой и незаслуженной. Всё, за что должен был ответить этот человек, он и так уже ответил своим окружением, выбившем почву у него из-под ног. Фильм потрясающий, очень советую к просмотру.
Скажу сразу, скептически отношусь к российскому кино. За редкими исключениями. Прочитал описание, показался сюжет интересным. Ну, думаю, исключение из того, что сейчас у нас снимают. Решил посмотреть. Теперь впечатления:
Идея и сюжет фильма - действительно интересно, необычно и оригинально. Коллектор, который портил жизнь должникам своими звонками, не гнушаясь никакими грязными приемами, однажды сам становится жертвой телефонного звонка.
Действие: а действия собственно говоря и нет. Весь фильм, а это чуть больше часа, в кадре присутствует один человек - Хабенский, который находится в офисе. Да, есть такой жанр, или скорее разновидность фильмов, в которых в течении всего (или практически всего) фильма в кадре появляется только один человек. И да, среди этих фильмов есть весьма интересные. Тот же 'Изгой' или 'Погребенный заживо', к примеру. Но в ходе просмотра этого фильма меня не покидало ощущение ожидания, ожидания того, когда же уже начнется какое-то действие, какая-то динамика в происходящем. И вот финал, титры, я сижу и недоумеваю: 'И это все?'. Да, все. Конец.
Герои: ну что тут сказать... В кадре мы видим только Костю Хабенского. На его актерской работе, таланте и харизме и держится весь фильм. В нему претензий никаких. Других людей мы слышим. И казалось бы, их задача тут намного проще, только 'играть голосом' и в кадре даже появляться не надо, но нет. Начальник главного героя говорит как-то противно, наигранно. Татьяна Лазарева, всем известная как КВНщица, ведущая и участница различных юмористических шоу в качестве серьезной бизнес-вумен? Ну не идет ее насмешливый и легко узнаваемый голос на эту роль.
Музыка: звучит местами невпопад и порой действует на нервы. Да, есть сцены где музыка должна подчеркнуть напряжение и переживания главного героя. Но во время одной из таких сцен от музыки возникает желание выключить колонки. Перестарались, одним словом.
Сюжет: некоторые моменты не совсем понятны. К чему они и какое их логическое продолжение. История со сбитой собакой занятна, правда непонятно, что хотели этим сказать создатели фильма. Окончание фильма - неожиданное, неприятное и главное - непонятное. А что дальше будет с главным героем? Остается только гадать. Недосказанность, вот как можно охарактеризовать в целом весь фильм. Ролик, которым шантажировали главного героя так и не показали. По описанию можно только примерно догадаться что там было. И сам ролик по своей сути несуразен и трудно поверить, что люди восприняли его всерьез и поднялась из-за него такая шумиха. Что ему прислал друг про мужа той женщины, которая ему звонила? Что с ним все-таки случилось, жив ли он? Непонятно. Многие интересные и важные моменты в фильме просто не показаны. Видимо создатели фильма решили сделать это интригой. Однако создается впечатление, что это просто халтура. Есть забавный момент в фильме, когда в место проведения мероприятия привозят мешки с 'определенным содержимым'. И это смешно! Было бы, снимай этот фильм в Голливуде. Вся несуразность ситуации, реакция присутствовавших... Но где эта сцена? А ее нет. Мы узнаем об этом из разговора главного героя Артура и Татьяны. Потому что создатели фильма решили то ли сэкономить и схалтурить на съемке и актерах, то ли надеялись весь фильм вывести на таланте Хабенского.
Итог: увы, у них не вышло. Идея была хорошая, реализация подкачала. В итоге весь фильм мы наблюдаем как Хабенский больше часа сидит в офисе и говорит по телефону. Стоит ли на это тратить час? Решайте сами.
Чтобы не нагадить под конец, сразу предъявлю минус: саундтрек взяли из «Бёрдмэна» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Данная картина не то что не для всех, а вообще направлена на узкий круг зрителей-гурманов. Одна роль, одна локация, один Костя. И всё. Всем известны люди данной профессии – коллекторы. Нужно обладать выдержкой, быть грамотным, использовать психологические атаки и идти на различные крайние меры. Герой данной картины Артур обладает всеми вышеперечисленными качествами, мастер своего дела, поэтому ему поручают крупные суммы влиятельных людей. Негатив и угрозы они слышат чаще, чем приветствия по утрам.
Все второстепенные герои взаимодействуют с Артуром только по телефону. И вот тут самое приятное при просмотре. Потихоньку, выуживая слово за словом из каждого короткого телефонного разговора, зрители знакомятся с историей коллектора, различных должников и третьими лицами, имеющими отношения к главному персонажу. После мастерских «подколов» героя, он сам становится мишенью. Что же, у данной профессии свои минусы. Запутанная история с подставой выходит на сцену и обрастает подробностями с каждым разом, вернее с каждым телефонным звонком.
Впечатляет, что саму причину конфликта зрителю не показывают, только реакцию и наблюдение со стороны. Неимоверно наступают резкие действия: начальники, конкуренты, коллеги и обычные очевидцы взаимодействуют второстепенно, объединяясь только на Артуре. Блистательно показаны изменения характера сурового коллектора, его взгляды и потребности, отношения к окружающим – всё это завораживает и приятно удивляет. Поразительно, как наблюдая только за одним персонажем, можно узнать и раскрыть других только по разговору. Идеально!
Разумеется, заправкой ко всему этому интересному шоу следует безупречный финал.
Сравнивал отечественный фильм с «Локом» (Том Харди) и «Космополисом» (Роберт Паттинсон). Наши умеют снимать добротные фильмы. Константин Хабенский выступил на бис. Именно в подобном кино можно оценить актёрский талант и отношение актёра ко всему фильму. Да, и оригинальный голос Хабенского выдаёт больше реалистичности. Посудите сами, в зарубежных проектах у нас дубляж, а в нашем кино всё передаётся напрямую – от актёра к зрителю.
История божественная, несмотря на то, что герой откровенный мерзавец и совершенно осознанный мерзавец.
История о несостоявшемся покаянии.
Мы наблюдаем, что персонаж (как-то неловко назвать его героем), привыкший загонять людей в угол, оказывается сам в их же положении. Это уже возмездие, и страдания заставляют его переосмысливать свою жизнь. Движение покаяния персонажа можно отследить по его отношениям с умирающей собакой - не случайно он называет её своим именем. Именно в этой ситуации звучит ключевая фраза о том, что самое жестокое, что можно придумать - это дать надежду и тут же её отнять. Ведь именно это персонаж сделал с одним из своих клиентов.
Персонаж уже близок к покаянию, он уже понимает, что доведение человека до самоубийства - серьёзное злодеяние, за которое он несёт ответ. Но неожиданно открывающиеся обстоятельства - клиент жив и здоров - прерывает этот процесс. Он снова кум королю, снова на коне и чувствует себя безнаказанным.
А ведь кара была совсем за иное преступление...
В общем, хороший и серьёзный фильм. Большое спасибо.
Коллектор Артур (Константин Хабенский) славен умением найти слабые места клиентов и заставить выплатить долги самых отьявленных из них. Но кто-то пытается выбить почву у него из-под ног, опубликовав провокационное видео в сети. Чтобы решить проблему, ему придётся потратить ночь в офисе, потому как внизу ждёт разьяренная толпа 'поклонников'.
Своеобразный антидетектив и театр одного актёра. И хотя действие почти не выходит за рамки одного кабинета, оно вполне увлекает. Конечно, в первую очередь за счёт главного характерного актёра страны Хабенского, спасающего по ходу фильма не столько своё место и публичную репутацию, сколько собственно человеческое в себе. Да и у зрителя должно бы возникнуть из отрицательного обаяния коллектора сочувствие к нормальному в общем-то человеку.
Но актёр хоть и один по сути, но это не театр. В пространстве театральной сцены трудно было бы создать образ виртуальной среды (почти Матрицы), в которой существует герой - телефоны, соцсети, радио и ТВ... Они ведь давно составляют единственно возможную форму социального бытия, нормальная реальность превратилась почти в небытие (в сюжете эта метафора становится абсолютной, благодаря финальному эпизоду)... И здесь уже режиссёр звуком, светом, тенью, камерой создаёт кино с одним реальным героем, помещая его в абсолютно видимые зрителем, но не врезанные в экран виртуальные обстоятельства. Так что и режиссура имеет значение, хотя некоторые сценарные обороты и диалоги вызывают смущение...
Что же касается идей, то они лежат не в плоскости оправдания коллекторского труда или чистой жанровой развлекаловки (хоть Красовский и не снимал арт-хаус), а в деформации норм морали и скоростном развитии публичности. В конечном итоге профессиональный долг важнее норм частной жизни, а шантажируемый коллектор становится такой же жертвой публичной информации, как и его клиенты. И профессионализм не только для окружающих, но и для него самого заслоняет людей и даже собак... А это уже примета времени, а не конкретного ремесла.