К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Как и любой другой вид искусства, кинематограф обязан развиваться, иначе он потеряет свою актуальность и будет влачить бренное существование где-то на задворках истории. Первые открытия, связанные с движущимися картинками, носили по большей части технический характер и на рубеже 19-20 столетия пионеры от кино соревновались друг с другом в продолжительности отснятого материала, экспериментировали с монтажной склейкой и простейшими спецэффектами. Но чем дальше продвигалось развитие кино, тем сильнее смещались акценты в драматическое достояние фильмов, благодаря чему мир познакомился с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, плакал и веселился вместе с героями нетленных 'Унесенных ветром', поражался масштабными амбициями Говарда Хьюза. Начинаясь, как техническая революция, кинематограф со временем преобразовался в самодостаточный и влиятельный бизнес с центром в Голливуде, США. Матерые дилеры, сделавшие себе имя и репутацию на удачных сделках по продаже нефти, газа и прочих полезных ископаемых, уследили в создании фильмов серьезные перспективы, практически безотказную машину по выуживанию денег из карманов уставших от повседневной обыденности зрителей. Основав ряд голливудских студий с внушительными полигонами из павильонов, бизнесмены частично переквалифицировались в продюсеров и на долгие десятилетия закрепили за собой звание полноправных королей Фабрики Грез.

Сделав из кинематографа перспективный бизнес-проект, его высокопоставленные покровители из года в год выстраивали не дающую сбоев формулу успеха, которая исключала любой риск и гарантированно зазывала в кинотеатры самую широкую аудиторию. На экране то и дело гоняли красавчики с шикарной шевелюрой и белоснежной улыбкой, соблазняя дам и заставляя мужчин работать над своей собственной внешностью, вместе с героями картин зрители попадали в головокружительные приключения, пробирались в давние уголки истории и покоряли будущее. Легкая восторженность, присущая голливудскому кино первой половины 20 века работала безотказно до тех пор, пока не наступила эра застоя, вызванная боязнью продюсеров идти к резким переменам. По окончании Второй Мировой Войны аудитория довольно быстро охладела к прилежным студийным фильмам, требуя смелости решений, знакомства с нестандартными героями и настоящей опасности с далеко не всегда гарантированным счастливым концом. К 60-м годам в новостных колонках все чаще звучали тревожные нотки о кассовых провалах того или иного дорогостоящего голливудского фильма, и это обстоятельство постепенно подталкивало Фабрику Грез к краю, за которым находилась так называемая 'Новая волна', состоящая из молодых, самонадеянных и далеко не бесталанных режиссеров, сценаристов, актеров, художников и монтажоров, не подчиняющихся общепринятым правилам.

Отвергнутые недальновидными продюсерами Джордж Лукас, Фрэнсис Форд Коппола и многие другие перспективные таланты от кино, на время отказались от попыток завоевать расположение Голливуда и отвернулись от него, создав Мекку независимого кино земли под звездно-полосатым флагом, озаглавленную как 'Американский зоотроп'. Не имея за душой многомиллионных доходов, товарищи тем не менее создавали собственные фильмы, прокатывали их по фестивалям и порой даже делали попытку прорваться в широкий прокат, пускай и не без проблем. Амбициозная анти-утопия Джорджа Лукаса 'ТНХ-1138' едва не стоила 'Американскому зоотропу' жизни, и все же молодые кинематографисты не собирались оступаться от воплощения мечты, прорабатывая концепцию и снимая те фильмы, которые сейчас считаются нерушимой классикой кино. Ведущей фигурой 'Американского зоотропа' на протяжении многих лет оставался Фрэнсис Форд Коппола, позаимствовавший идеи независимого кино следующего поколения от коллег из французской 'Новой волны'. Поставив во главе взаимоотношений с коллегами честность и открытость, Коппола заручился поддержкой как верного компаньона Джорджа Лукаса, так и Стивена Спилберга, Мартина Скорсезе, Брайана Де Пальмы и многих других уверенных постановщиков, чей творческий указатель только становился на правильную стезю.

Немного оттеснив пораженную голливудскую махину из кинотеатров, творцы 'Американского зоотропа' получили в свои руки власть и возможности, о которых они могли только мечтать. Постепенно студия, или же территория свободных Фрэнсиса Форда Копполы стала редеть, и ее влияние стало угасать. Концом же 'Новой волны' американского кино можно считать премьеру первого в истории полномасштабного блокбастера под названием 'Звездные войны', чьим автором выступил ранее непонятый общественностью радикальный визионер Джордж Лукас. отправившись в Крестный поход против застоявшейся системы и раздутых бюджетов фабрики Грез, Лукас, а затем и его товарищи вновь изменили вектор развития большого кино. На смену недорогим поделкам, мечущимся от маргинальной специфичности до гениальности, они привели дорогие, шикарные картины, изменившие облик развлекательного кино. По сути, Лукас, Спилберг и компания объединили все лучшее, чтобы было в старом, ненавистном ими Голливуде с традициями 'Новой волны', подарив нам неожиданно свежий облик студийного кино, который мы знаем до сих пор.

С высоты прошедших с момента основания 'Американского зоотропа' лет нынешнему поколению зрителей непросто в полной мере оценить культурное влияние влияние студии Фрэниса Форда Копполы, однако забывать о подвигах некогда молодых и полных сил кинематографистов мы не вправе. Документальная лента Гари Лива 'A Legacy of Filmmakers: The Early Years of American Zoetrope' возвращает историю вспять и заново выстраивает декорации 'Американского зоотропа' с его ведущими действующими лицами. Используя хронику минувших лет и отрывки из культовых фильмов студии, Лива старается выстроить последовательную цепочку событий от идеи Копполы о создании Мекки независимого кино до выпуска наиболее важных проектов 'Американского зоотропа' за все годы его существования. Ценность документальной ленты увеличивается благодаря многочисленным интервью с настоящими участниками прошедших событий, включая как самого Копполу, так и его коллег. Как постороннему зрителю, так и исследователям истории кино будет не лишним ознакомиться с откровениями мэтров, так как без основ чего-либо невозможно развитие.

В итоге хочу сказать, что 'A Legacy of Filmmakers: The Early Years of American Zoetrope' представляет из себя бесценный срез эпохи. Кинематограф не стоит на месте, а все время меняется, развивается, движется только вперед. И его голливудская 'Новая волна', подчеркнутая деятельностью 'Американского зоотропа', полностью заслуженно занимает отведенное ей почетное место. Так что не стоит упускать уникальный случай и узнать изнутри, как же работает этот дивный механизм, позволяющей мечте оживать. И я желаю вам исключительно приятного и познавательного просмотра.

10 из 10

05 сентября 2016 | 19:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: