Почему то, пока смотрел этот фильм, на память постоянно приходили эпизоды из другой киноленты – сегодня полузабытого комедийного мюзикла «Магазинчик ужасов» / «Little Shop of Horrors» (1986). Того самого, где герой забавного Рика Морэниса вынужден кормить постоянно ненасытное растение. Таинственное и необъяснимое всегда манило человека. Он привык повелевать миром и чувствовать себя в безопасности. Но что, если всё изменится, и людям придётся осознать собственные ошибки. Так ли мы господствуем над окружающим миром, или наши ошибки грозят нам собственной погибелью? Однажды ночной звездопад повернул ход истории вспять и заставил задуматься: насколько хрупко наше благополучие.
Бойкое и довольно многообещающее начало интриговало и заставило полностью погрузиться в сюжет. Так ли часто мы встречаем истории, в которых человек становится жертвой собственного прогресса. Сегодня – да, но в 1960-ые зритель ещё не был избалован подобными сюжетами. «День триффидов» являлся скорее исключением – не столько в плане фантастики, сколько в предвидении. После таинственного звездопада большинство людей на планете ослепли, и лишь те немногие счастливчики, что просто не могли его созерцать – отделались лёгким испугом… и перспективой выживания в постапокалиптическом мире. Среди них и Уильям Мэйсон, с юношеских лет увлёкшийся разведением этих экзотических плотоядных растений. Стоит отметить, что игра Ховарда Кила была очень убедительной. Актёр сумел вытянуть фильм даже в тех моментах, когда сюжет провисал и казался затянутым.
Режиссёрам Стиву Шекею и Фредди Фрэнсису хорошо удалось передать внутреннее состояние шока и растерянности этих людей, чуть меньше – ослепших и покинутых мужеством. Стараясь показать всё отчаянное положение, создатели киноленты одного за другим толкают их на самоубийство, сопровождаемое отчаянными проклятиями и стенаниями о потерянном прошлом. С одной стороны, это действует, и действительно вместе с героями фильма погружаешься в пучину отчаяния и безнадёжности. Но где-то далеко всё же теплиться огонёк надежды. Мэйсон и его случайная попутчица Джозелла Плэйтон пытаются выжить – совершают бесконечные вылазки за топливом, оружием и провиантом, ищут других не ослепших, пытаются сохранить жизнь незрячим. И всё это сопровождается постоянной борьбой с триффидами.
Однако с того момента, как эта парочка покидает город и отправляется в бесконечное путешествие, сюжет заметно сбавляет темп и становится более склонен к описательности. Нет, он по-прежнему захватывает, но уже не столько в своём эмоциональном плане, проникновением во внутренний мир героев, сколько интригой – что же будет дальше. Забавно, но ближе к концовке фильма становится всё более ясно – не эти хищные растения, а сам человек – вот кто представляет опасность. Ведь в критических ситуациях можно познать суть другого, раскрыть всю его подноготную, вроде того рыжеволосого бандита и его шайки, что десятками бродят по округе. «Дай человеку власть, и ты поймёшь – кто он», «Отними у общества законы – и повергнешь его в хаос».
Местами кажется, что вот-вот наступит конец, и одна из сторон выйдет, наконец, победителем. Но всё оказывается гораздо сложнее и прозаичнее.
Чисто случайно наткнулся на фильмы 'День триффидов' - и сразу три: 1963, 1981 и 2009 гг. Книгу я читал в глубоком детстве, как и позже ее продолжение 'Ночь триффидов' - обе понравились. Почему бы теперь не посмотреть экранизации разных лет? Начал с самого нового. Такое себе вполне добротно скроенное апокалиптическое кино с яркими спецэффектами. Можно смотреть, а можно и нет - потеря не большая. Потом - для сравнения - посмотрел самое старое. Что вам сказать: если не брать во внимание слабые спецэффекты, то старый и новый фильмы - это небо и земля. В отличие от нового - холодного и сухого, старый - какой-то душевный, теплый (несмотря на жуткий сюжет), за героев взаправду переживаешь. Да, от первоначального романа мало что осталось, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы и соприкоснуться с концом света, и выжить в экстремальных условиях, и проявить лучшие человеческие качества. Включение в сюжет двух биологов на маяке мне показалось оправданным и даже удачным ходом. Жаль, в рамках фильма они не встретились с другими героями. Но, наверняка, встретятся. Хочу отметить замечательную игру девочки. Да и весь актерский состав оказался на высоте.
Очень удачное решение с 'музыкальным вагончиком': оказывается даже среди творящихся ужасов всегда находится место оптимизму.
Это такой ровный, четко выстроенный, лаконичный во всем хоррор. Не слишком стандартный для тех лет, но выглядящий весьма реалистично. Его попросту не могут испортить ни выглядящие несуразно растения-убийцы, ни скромные декорации (весь фильм видимо снят в двух трех интерьерах), ни достаточно прямолинейный сюжет. Классическая для двадцатого века композиция разыгрывается просто гениально: внезапное нападение на человечество - геноцид - тотальное превосходство оккупантов - безысходность. При таких вводных финал уже совсем не важен. Генетическая память зрителя о двух мировых войнах не позволяет пропустить мимо себя некоторые моменты. Страх детей, стремление спрятаться, неизвестность и тотальная непонятность того, что именно происходит, отсутствие связи, странные нападения мужчин на женщин... Все эти моменты совсем не фантастические. И в этой гиперболизированной трагедии мы видим отголоски совсем реальных событий. Тут уже не до соответствия книге Уиндема. Кстати, именно этот аспект и отделяет ленту от сходного по теме американского фильма 1955 года 'Вторжение похитителей тел'. Там, конечно атака на Америку лишь моделировалась. Понятен был и враг.
В наши дни 'День триффидов' совсем не выглядит прорывной работой. Все дело в том, что этот фильм цитировали на протяжении нескольких десятилетий. И получались весьма яркие фильмы. Это и 'Туман' Карпентера, и 'Знаки' Шьямалана, и даже'Ночь живых мертвецов' Ромеро. Это создает эффект предсказуемости, очевидности всего происходящего. Но даже принимая это во внимание картина сделана с таким зарядом профессионализма и безукоризненности, что от ее просмотр нелегко прервать.
Наравне с «Кукушатами Мидвича»*, роман «День триффидов» стал для британского фантаста Джона Уиндема звездным часом. Изданная в 1951 году книга была не только блестящим примером умной научной фантастики, но и образцом для подражания для последующих поколений авторов сотен пост-апокалиптических историй.
По внутренней хронологии история начиналась с того, что на планете появились (судя по всему в результате селекции) триффиды – разумные хищные растения, имевшие не только возможность передвигаться, устраивать засады и жрать плоть, но и высокую промысловую ценность. И все шло отлично, пока в один вечер большая часть человечества таинственным образом не ослепла – и редким счастливчикам, сохранившим зрение, пришлось вступить в борьбу за жизнь не только с изменившимся до неузнаваемости миром нового варварства, но и резко обретшими превосходство триффидами. И, как в любом хорошем пост-апокалипсисе, фантастические аспекты истории уступили место проблемам философского характера.
Автор исследовал неудобные темы относительности человеческой морали (в частности, секса как инструмента эффективного менеджмента; и религиозности, как закономерного феномена, требующего, тем не менее, тепличных условий для нормального функционирования), зависимости человека разумного от знаний прошлых поколений и технологий (то, что человек умеет виртуозно пользоваться трактором, не означает, что он сможет его самостоятельно собрать с нуля) и не стеснялся в интерпретации понятия «хэппи-энд» - неудивительно, что даже сейчас «День триффидов» воспринимается на удивление свежо. Да и после выхода на книжные прилавки, произведение имело ощутимый успех, и было переведено на множество языков мира – в том числе, советский (автором перевода выступил Аркадий Стругацкий) и язык кино. На сегодняшний день книга выдержала сразу три экранизации и, судя по тому что первая, 1963 года выпуска, считается лучшей, знакомиться с более поздними вариациями мне пока стремно.
Несмотря на то, что руку к экранизации приложил двукратный [впоследствии] обладатель «Оскара» Фредди Фрэнсис, в целом творческий коллектив для создания фильма собрался весьма невыразительный – в обильном послужном списке его создателей едва ли встретится знакомое Вам имя. В итоге, оригинальная история, охватывающая внушительный промежуток времени и цепочку событий, была неприлично сокращена, сюжет купирован (по сути, перед нами даже не экранизация, а вольная вариация на тему книги**), а мрачная атмосфера оригинала – заменена кровожадным дизайном самих триффидов (не иначе как дедушек похотливого дерева из «Evil Dead»). Там, где Уиндем ставил героев перед сложными моральными дилеммами, и представлял триффидов как разновидность египетской казни для самонадеянной цивилизации всепобедившего разума, авторы фильма явно предпочитают не акцентировать внимание на масштабе катастрофы и даже – возмутительная вольность! – находят проблеме простое решение в духе «природа и провидение сами нас спасут, нужно только ждать, и всё устроится» – как в «Войне миров» Герберта Уэллса или «Роковых яйцах» Михаила Булгакова (правда, в куда более вульгарной форме - мейнстрим что сейчас, что тогда не терпел неоднозначных трактовок). Разумеется, благодаря этому публика выходила из кинотеатров в приподнятом настроении духа, но пафос первоисточника – произведения объективно на века – был трагически утерян.
Фактически, фильм с книгой роднит лишь название, да несколько эффектных сцен. В остальном же постановка Фредди Фрэнсиса и Стив Шекейа – лишь еще один не сильно обремененный талантом монстр-муви своей эпохи, где нетривиальные монстры из тумана терроризируют не сильно-то и переживающих по поводу гибели цивилизации хьюманов. Если есть возможность – лучше для начала почитайте книгу. А экранизация (-ии) уж как-нибудь подождут.
* Роман также был неоднократно экранизирован, в том числе – Джоном Карпентером в 1995 году. Несмотря на низкие оценки профильной прессы, фильм оказался популярным.
** Показательно, что даже финальную сцену книги здесь впихнули в хронометражный центр истории. Кроме того, романтическую линию главного героя вообще убрали, и вместо любовного увлечения ему подсунули «приемную дочку» - не иначе, чтобы привлечь к ленте внимание семейной аудитории.
Прочитав роман Джона Уэндема 'День триффидов', была под огромнейшим впечатлением! Настолько сильно мне ещё не нравилась ни одна книга!
Недавно решила посмотреть, как же всё таки экранизировали мою любимую книгу? Почитав отзывы, решила начать именно с этого фильма и очень сильно разочаровалась... Но всё по порядку:
Посмотрев всего 10 минут от фильма, я уже находилась в недоумении...
Как писали ранее, что этот фильм в отличии от остальных экранизаций наиболее близок к тексту, именно поэтому мой выбор остановился именно на нём. Но в самом начале фильма я уже задалась вопросом кто эти люди на маяке? Я такого в книге не помню... Ну ладно, может режиссёр добавил что-то своё. Но по мере просмотра фильма я всё больше и больше разочаровывалась! Где все главные герои??? Где Джозелла? Где остальные зрячие люди, ставшие отшельниками? Где банда, взявшая зрячих в рабство, чтобы они обеспечивали слепых? Где команда Бидли? Где голод, смерть, боль и отчаяние? Где всё это? Такое впечатление, что от романа оставили только имя главного героя и самих триффидов! Это уже не экранизация романа, а другой фильм...
Я не думала, что отклонений будет НАСТОЛЬКО много! Во-первых, после укуса триффида люди не зеленели! Это бред... и во-вторых, что поразило меня до глубины души, так это то, что триффидов убивает морская вода!!! Что за несусветная глупость?! Роман создавался так, что триффидов нельзя убить, с ними можно бороться и уживаться, но никак не убить, а уж тем более водой!
Я, конечно, понимаю, что фильм 1962 года, но главную сюжетную линию можно было и оставить! В этом же фильме я не нашла ничего общего для себя с книгой... Даже профессию Билла и ту поменяли! В чём тогда предназначение главного героя, если он обычный моряк?..
Фильм совершенно не понравился, только разочаровал, что так неудачно сняли столь великий роман!
Фильм ужасов, социальная драма или фильм-катастрофа? Пожалуй, «День Триффидов» можно отнести во все три жанра. Тут и мутанты-людоеды, и всемирная катастрофа и тяжёлый выбор – спасаться самому или тащить на себе нелёгкую ношу в виде огромного количества внезапно ослепших жителей земли. Да, пожалуй в драме фильм как раз таки преуспел больше всего. Быть может потому, что фильм-катастрофу в те времена было сложно снять. Хотя, и составляющая ужаса очень сильна. Пусть в нём ни так много смертей от ужасных щупальцев, да и фильм скорее напоминает «Войну Миров», но всё же…
Конечно же, фильм не без греха. Некоторые спецэффекты и вовсе лучше было не выполнять, чем предоставить их как есть. А порой здесь грешат однообразными планами. Но ведь, это - самый настоящий old-school. Со всеми вытекающими последствиями.
Кстати, обратите внимание на звук, что издают мутанты! Интересно… его тоже делали при помощи расчёски?
В стране слепых - одноглазый может стать правителем.
'День Триффидов' - кино довольно-таки интересное. В первую очередь своей идеей. Собственно, идея принадлежит перу Джона Уиндэма, создателю таких романов как 'Хризалиды' и 'Кукушки Мидвича'. Его книга 'День Триффидов' очень апокалиптична. Она, собственно, как и фильм показывает нам интересную и в то же время страшную историю о глобальной катастрофе.
В фильме я увидел одну довольно-таки простую идею - выживают сильнейшие. Это самый главный закон природы. Хищные растения - Триффиды охотятся на слепых людей. В принципе, все понятно, но есть один вопрос. Чьей же злой шуткой было тотальное ослепление рода человеческого? Ведь растения собственно не имеют никакой другой цели, кроме как поедание людей, да и особым интеллектом не обладают, хотя охотники из них весьма неплохие. Фильм не дает нам на это однозначного ответа, отводя большую часть экранного времени непосредственно выживанию главных героев картины.
Увы, но я очень расстроился по той причине, что отношения зрячих и слепых людей показаны в фильме очень сумбурно и коротко. Кроме очень выразительной сцены на перроне (не стану о ней говорить, ибо она сама много скажет вам при просмотре), и в приюте, никакими другими способами не показано сосуществование слепых и горстки зрячих. А ведь это придало бы фильму дополнительные градусы.
Но в целом, 'День Триффидов' и без того получился очень захватывающим. Одни хищные цветочки чего стоят. Они и сейчас неслабо меня напугали, а в 1962 году, уверен, были вообще апофеозом ужаса. Секели и Фрэнсис определенно молодцы, поставить фильм по такому сложному произведению - дело весьма рискованное, но у них получилось. Отличная игра актеров, интересный сюжет, страшные монстры - что еще нужно качественному фильму ужасов?
Стоит начать с того, что фильм является экранизацией довольно популярного научно-фантастического романа, а следовательно, основная суть картины известна уже почти всем. Тяжело удивить зрителя, читавшего одноименное произведение: все сюжетные ходы известны, персонажи знакомы, даже финал уже раскрыт. Выход один – сделать качественное и эффектное зрелище.
Об этом знали и создатели фильма, а поэтому решили сделать упор на зрелищность и увлекательность картины, что им, безусловно, удалось. Руководствуясь самыми лучшими качествами книги, они все сделали в лучших традициях фильмов тех времен. Монстры выглядят поразительно устрашающе, персонажи не менее харизматичны, чем в оригинале, ну, а о спецэффектах и заикаться не стоит – все на уровне.
При просмотре можно заметить, что сюжет порядочно изменили, как и в случае с Войной миров, но это не портит фильм, а даже придает ему своеобразный шарм, уникальную атмосферу.
Удручает некоторая затянутость. Развитие событий не слишком динамичное, да и диалоги порой нудноваты. Да, этим грешил и первоисточник, но ведь кино это совсем другое. Здесь можно было бы исправить ошибки прошлого, но нет, этого сделано не было.
Подводя итог, можно сказать, что это отличный представитель фантастического триллера. Я бы с легкостью мог порекомендовать его как человеку, плохо разбирающемуся в кино, так и заядлому киноману, трепетно собирающему коллекцию DVD.
Фильм, конечно, сложно назвать экранизацией 'Дня триффидов' - это скорее кино по мотивам романа Уиндэма. Хотя, казалось бы, такую небольшую книгу можно было бы экранизировать практически дословно. Очень много упущено, а добавлено, наоборот, лишнего, причем необоснованно. Непонятно, зачем были введены дополнительные герои - супруги-ученые. Если уже решили придумать способ уничтожения триффидов (в книге этого нет), то честь открытия вполне могла бы принадлежать самому Биллу Мэйсену.
В целом же получилось неплохо. Особенно удались сами триффиды. Я после прочтения книги их как-то слабовато представляла, а тут - во всей 'красе'. Действительно жуткое зрелище.
'День триффидов' - бессмертная экранизация романа Джона Уиндема о том, как легко человечество может оказаться на грани вымирания.
Не могу не обратить внимания на очень хорошую игру актёров, особенно Ховарда Кила в исполнении Билла Мейсена. Фильм имеет довольно низкий бюджет, и снят в убогих декорациях, но, несмотря на это является одним из лучших образцов фантастики 60- х.
Этот фильм заслуживает отдельного внимания, особенно среди любителей фантастики прошлого века. Но есть один минус: фильм немного затянут, поэтому изначально может показаться скучноватым; тем не менее, потрясающий фильм.