Эпичнейшее жизнеописание стрелка с Дикого Запада Уайатта Эрпа (Кевин Костнер) со всеми обязательными сюжетными остановками – от детства до роковой перестрелки у корраля О.К..
Зачем смотреть?
За перенос на целлулоид «самой известной перестрелки в мировой истории» брались лучшие: ветеран вестернов и четырежды «Лучший режиссёр» по мнению Американской киноакадемии (мировой рекорд!) Джон Форд снял в 1946 году «Мою дорогую Клементину», а в 1957 году другой ветеран ковбойских фильмов Джон Стёрджес вернулся к этому эпизоду американской истории в вестерне «Перестрелка в О.К. Коррал». В 90-х в один ряд с мэтрами хотел интегрировать себя и Кевин Костнер, находящийся тогда на пике своего кассового успеха и заваленный по самую макушку «Оскарами» за «Танцующего с волками». К сожалению, не получилось, не фартануло.
Взявшийся за этот исполинский трёхчасовой эпос режиссёр Кэздан тогда просто не делал плохих фильмов, и эта его попытка раскочегарить выдыхающийся жанр вестерна достойна внимания, хоть и имеет ряд недочётов: кино слишком неспешно разгоняется, чересчур драматизирует некоторые моменты (пока Костнер меняет парики и принимает эпичные позы на фоне пафосной музыки) и, о ужас, «сливает» ту самую перестрелку, сведя её к быстрой и неэстетичной дворовой потасовке.
Однако, настроившись на неспешный лад, терпеливый зритель взбодрится в середине фильма с появлением Дэнниса Куэйда в роли исхудавшего туберкулёзника Дока Холлидея и вдоволь потешится над бытом Дикого Запада – тут, например, есть персонаж, который состоит в браке со шлюхой, что вызывает недоумение у Костнера-Эрпа и вся сцена их диалога выглядит в разы смешнее, чем аналогичный подсюжет из пародии на вестерны от Сэта Макфарлейна.
Не идеальный, но размеренный и красивый, этот трёхчасовой байопик может составить вам хорошую компанию – главное, чтобы он попал в настроение.
Почему-то принято считать, что Кевин Костнер позиционировался как некая замена 'королю вестернов' Клинту Иствуду, который сам в своё время перехватил это неофициальное звание у Джона Уэйна. Но на самом деле фильмов в жанре вестерн с участием Кевина Костнера можно пересчитать на пальцах одной руки (при этом достаточно неоднозначные 'Водный мир' (1995) и 'Почтальон' (1997) отнести к вестерну будет как минимум некорректно). Но есть интересный нюанс в карьере Костнера: именно вестерн принёс ему наибольшее признание на самых престижных кинопремиях - эпический 'Танцующий с волками' (1990) завоевал многочисленные награды и взял даже 'Оскар' в категориях 'Лучший фильм' и 'Лучший режиссёр' (Костнер сам снял 'Танцующего...'). Так что вестерн актёру и режиссёру знаком весьма близко.
Кроме того в биографии Костнера есть ещё лента 'Открытый простор' (2003) хорошо принятая как в кругу критиков, так и среди зрителей. Но дебют в вестернах у Костнера произошёл благодаря съёмкам фильма 'Сильверадо' (1985), где в качестве основного постановщика выступил Лоуренс Касдан. И вот практически десять лет спустя Костнер и Касдан снова встретились на производстве нового вестерна. Им стал биографический 'Уайатт Эрп'. Название исходит от имени одной человека, обретшего широкую славу во времена ковбоев, столь лихо романтизированных американской литературой и, конечно, кинематографом. Для многих Уайатт Эрп представлялся неким героем без страха и упрёка, мгновенно выхватывающим пистолет из кобуры. Но на самом деле при изучении биографии Эрпа выявлялись весьма неприятные факты. И Костнер вместе с Касданом и сценаристом Дэном Гордоном решили показать историю знаменитости из Дикого, дикого Запада максимально реалистичной.
И этот реализм сыграл злую шутку с создателями биографического вестерна. Американский зритель, основываясь на знаниях об Эрпе плюс сильно почитаемый жанр вестерна, не принял главного героя с его тёмными пятнами на жизненном полотне. А ведь Костнер вместе с компанией 'Warner Bros. Pictures' готовился вновь штурмовать 'оскаровские' высоты. Фильм задумывался как масштабная история жизни Эрпа, охватывающий практически всю его удивительную, полную событий биографию. И хронометраж картины более чем в три часа красноречиво об этом говорит. А то, что в 'Уайатте Эрпе' снялся не только Костнер, но и ещё десяток знаменитых актёров, начиная с Джина Хэкман и заканчивая Линденом Эшби (помните Джонни Кэйджа из 'Смертельной битвы' (1995)?) тоже открыто сообщает, что 'Уайатт Эрп' должен был стать кинохитом кода. Однако вместо признания случился кассовый провал (в производство вложили 63 миллиона долларов, а сборы в США составили лишь 25) и пять номинаций на антинаграду 'Золотая малина', в том числе за худшую мужскую роль и худшую режиссуру.
Но о чём, собственно, фильм-то? Ничего выдающего в жанре он не показывает, это лишь тщательная проработка эпизодов жизни центрального персонажа с попыткой глобального их анализа. Если есть зритель, который любит щепетильную работу над образами и над каждой сценой, то ему как раз и уготован 'Уайатт Эрп'. Если сказать другим языком, то каждый персонаж так выписан, словно это не полнометражный художественный фильм, а нечто вроде мини-сериала. А вот благодаря большому количеству сильных актёров каждый из участников действа становится заметной фигурой. За пример можно взять хотя бы героиню Кэтрин О’Хары (припоминаете маму из 'Один дома' (1990)?). По сути ярко выраженная второстепенная роль с небольшим количеством реплик, но она настолько запоминается, добавляя колорит ленте, что её присутствие полностью оправдывает скопление звёзд в 'Уайатте Эрпе'. Даже великолепный и неповторимый Джин Хэкман согласился на небольшую роль, но всё-таки заметно, что когда он появляется в кадре, то всё остальное затмевается.
И можно ещё долго говорить про актёров, но стоит остановиться ещё на двух. Первый - это, естественно, сам Кевин Костнер. Признаться, не самая хорошая роль замечательного актёра. И вроде создал он образ отважного, принципиального и жёсткого, даже порой жестокого человека, как того и требовалось для отображения персонажа, но местами было заметно, что Костнер либо переигрывает, либо до конца может передать зрителю то, что желает. В конце концов, Уайатт Эрп в исполнении Костнера начинает надоедать ибо постоянная концентрация на нём за три часа экранного времени - это чрезмерность. Ради Костнера даже отодвинули того же Хэкмана, а также Майкла Мэдсена, Изабеллу Росселлини и многих других, а ведь у них тоже были занимательные герои. Но вот кто точно остаётся в памяти своей бравой игрой и точным попаданием в образ - так это Деннис Куэйд в роли Дока Холлидэя (не меньше знаменит нежели Эрп). Бесстрашный, честный, любящий говорить без любезностей, всегда готовый первым ринуться в любую заварушку, в особенности если она смертельно опасная - это всё Док Холлидэй в изумительном исполнении Денниса Куэйда. Это одна из лучших ролей актёра - это уж точно.
И даже при заметных изъянах эпического байопика вестерна-драмы всё же есть положительные качества 'Уайатта Эрпа'. Например, грамотная операторская работа (блистательный Оуэн Ройзман получил номинацию на 'Оскар'), ещё многочисленные вспомогательные персонажи были отлично сыграны (ещё раз хочется упомянуть выразительную убедительность от Денниса Куэйда) и глобальная работа над масштабным сюжетом тоже не ускользнёт от внимания. Так что как представить жанра 'Уайатт Эрп' весьма неплохое зрелище, главное, чтобы Вас хватило на более чем трёхчасовой марафон по биографии неоднозначной, но знаменитой личности времён освоения Дикого, дикого Запада и романтизированных ковбоев. Так что думаю, что оценка весьма заслуженная.
В конце 80-х - первой половине 90-х годов Голливуд много и часто снимал ковбойских фильмов. Здесь и дилогия «Молодые стрелки», и «Мэверик», и «Тумстоун. Легенда Дикого Запада» и конечно «Уайетт Эрп» с Кевином Костнером. «Тумстоун», кстати, тоже рассказывает о жизни Эрпа, поэтому можно говорить о том, что персона этого стража порядка пользовалась популярностью у киношников. К слову фильмов об Уайетте Эрпе снято немало, но эти два стоят особняком. И вот почему. Оба могут похвастать впечатляющими актерскими составами и присутствием на главной мужской роли не то чтобы известных, а скорее легендарных уже на тот момент актеров. Курт Рассел сыграл Эрпа в «Тумстоуне», Кевин Костнер в «Уайетте Эрпе» соответственно. Оба фильма интересны и несмотря на общую тематику, они все же отличаются друг от друга.
«Уайетт Эрп» идет более трех часов и его события затрагивают период жизни главного персонажа от юношества до преклонных лет со значительным упором на взрослые годы, когда он был блюстителем порядка в городах Додж-Сити и Тумстоун. В «Тумстоуне» акцент сделан именно на взрослую жизнь героя, сыгранного Расселом.
Претворенный образ Эрпа Кевином Костнером более соответствует тому, который имеется в представлении общественности. Он был фигурой противоречивой, орудовавшей по обе стороны закона и частенько выхватывающей револьвер в ситуациях, когда можно было обойтись без кровопролития. В «Уайетте Эрпе» он является не исключительно положительным героем, а положительным, но со значительными изъянами, из-за который зритель может и не оценить его как главного протагониста.
Эрп с юношеской поры вбил в голову слова отца о том, что полагаться можно только на семью — именно это и произошло, ведь во время его работы шерифом ему помогали родные братья, а также те, кому он мог доверить жизнь — например Док Холлидей, образ которого в данном фильме в кадре отобразил Деннис Куэйд (на мой взгляд у Вэла Килмера в «Тумстоуне» образ Холлидея был более ярким и запоминающимся, а сам актер сыграл на порядок сильнее).
Несмотря на то, что «Уайетт Эрп» - биографический фильм, не все события показанные здесь, соответствуют действительности. Например эпизод с Морганом (Линден Эшби) и Вирджилом (Майкл Мэдсен) Эрпами, когда героя Мэдсена подстрелили три ковбоя в ночи, отражает события одной ночи, хотя на самом деле сцены с участием Моргана и Вирджила произошли в разное время.
Но как и многие фильмы, этот естественно не обходит стороной легендарную перестрелку у корраля О-Кей, в результате которой погибло несколько ковбоев, несколько человек, включая Вирджила и Моргана Эрпов и Дока Холлидея были ранены. Та перестрелка, как гласит история, длилась всего 32 секунды, всего было выпущено порядка 30 патронов, но так или иначе перестрелка благодаря газетам, книгам и ТВ стала самой популярной на Диком Западе. Плюс ко всему, если почитать факты об этой перестрелке, то можно найти интересную фразу самого Эрпа, который рассказывал о своей подготовке к перестрелкам и поведал, что в городе у него было достаточно мест, где он прятал оружие, на тот случай, если бы оно могло пригодиться.
Тот факт, что Эрп в этом фильме представлен как фигура противоречивая — все же многое Лоуренс Кэздан показал так, что персонаж Кевина Костнера был наполовину хорошим наполовину плохим, возможно и сыграл свою роль. Фильм провалился в прокате, не сумев отбить и половины из вложенных в него 63-х миллионов. Да и вышедший немногим ранее «Тумстоун» подорвал зрительский интерес. Кому хочется идти второй раз за год на фильм, в котором рассказывается об одном и том же? Пусть и с участием разных актеров.
Но усилия приложенные Кэзданом и его командой к созданию фильма заслуживают похвалы, ведь фильм получился масштабным, с обилием декораций, костюмов и прочей атрибутики, воссоздающей Дикий Запад конца 19 века.
***
Актерские составы двух фильмов об Эрпе.
Курт Рассел, Вэл Килмер, Билл Пэкстон, Майкл Бин, Пауэрс Бут, Терри О куинн, Стивен Лэнг, Томас Хейден Чёрч, Билли Зейн, билли Боб Торнтон, Майкл Рукер, Фрэнк Сталлоне (брат Сильвестра Сталлоне) — это состав «Тумстоуна».
Кевин Костнер, Деннис Куэйд, Джин Хэкмен, Майкл Мэдсен, Кэтрин О Хара (мама Кевина Маккалистера из «Один дома»), Билл Пуллман, Том Сайзмор, Адам Болдуин, Изабелла Росселини, Линден Эшби (Джонни Кейдж из «Смертельной битвы»), Аннабет Гиш (агент Моника Рейс из «Секретных материалов»), Теа Леони, Джеймс Кевизел, Рекс Линн и Джеймс Гэммон (тренер бейсбольной команды из «Высшей лиги»).
Как видно, актерский состав обоих фильмов увесистый, но в первом случае много уже опытных и мастеровитых ребят, а во втором много тех, кто спустя годы станет достаточно популярен — Леони, Кевизел, Гиш, например. Но так или иначе, оба фильма — и «Тумстоун», и «Уайетт Эрп» от Джорджа пана Косматоса и Лоуренса Кэздана соответственно — это зрелищные вестерны об одном из периодов в истории США, когда Запад еще был Диким.
Примечательно, что Майкл Мэдсен, будучи задействованным в фильме «Уайетт Эрп» не сумел принять участие в проекте «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, где он должен был стать Винсентом Вегой...
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Есть много людей, которым нравится Уайатт. Смотри сам: Я, Вирджил... Я...
Великолепное кино во всех отношениях, за три часа полностью раскрыта личность Уайатта Эрпа. При этом Эрп личность не односложная с маркером 'Хорший' или 'Плохой', а разносторонняя, при встрече многие сочтут его скорее мерзавцем чем хорошим парнем. Его отношения с братьями и друзьями можно назвать эталоном взаимоотношения в семье, крепкие, не требующие никаких слов, а исключительно дело, и достигнуто понимание с полуслова. Такие фильмы нужно показывать детям, беспристрастный пример житейской мудрости и мужества. Очень редкий фильм, такой один на миллион.
Как же приятно смотреть такие фильмы, аж дрожь пробирает, вместе с мурашками по спине... Уайатт Эрп - фильм , который нужно показывать своим детям, во-первых он научит их жизни, а во-вторых не заставит их скучать.
Господи, какая же плеяда звёзд в этом фильме просто глаз не оторвать, и на удивление все тютелька в тютельку на своём месте, никто не выделяется и так аккуратно гармонируют друг с другом, что забываешь, где находишься и уносишься в прерии дикого запада...
Фильм, несущий в себе больше морали, чем чем все предыдущие фильмы Кевина Костнера и Джина Хэкмена вместе взятые(хотя что-то я запамятовал фильмы с Джином Хэкманом, да ещё и с моралью, разве что супермен).
Великолепно в этом фильме всё начиная с пейзажей, и кончая добротным сюжетом
Такие фильмы, как двухсерийный «Уайатт Эрп», объясняют, почему американцы никогда не жаловали спагетти-вестерны, - тоже своего рода красивый жанр, этакая жестокая оперетта среди кактусов. Но – не то.
Американские вестерны всегда были прежде всего историями «за жизнь», хотя и вписанными в не вполне обычный антураж. «Уайатт Эрп» - в некотором роде вершина жанра. В этом фильме есть и дикая романтика, диктуемая не столько желанием побаловать публику, сколько самими временем и местом, и – в гораздо большей степени, - жизненная драма, судьба, Характер. Это история жизни человека, который мог в одиночку остановить разъяренную вооруженную толпу. И это – реальная история. Никаких балетных драк, виртуозных перестрелок и прочих чудес. Просто голос, взгляд и винчестер в руках человека по имени Уайатт Эрп. Имя – тоже реальное, в былые годы оно было знакомо всему Западу.
Это фильм, в котором есть абсолютно классические для вестерна сцены вроде прохода четырех братьев Эрпов в развевающихся длинных пальто по рыжей улице притихшего городка, идущих на знаменитую в истории Америки тумстоунскую «стрелку», - я еще не встречала человека, мужчину или женщину, которого эта сцена оставила бы равнодушным или вызвала бы желание иронизировать. И в то же время это фильм, из которого встает жизнь во всей ее реальности. Если тебе интересно понять, как жили, чувствовали, любили, умирали на Западе в конце XIX века, то есть как это было НА САМОМ ДЕЛЕ, - это фильм для тебя. В нем есть всё это: любовь, семья, опасность, смерть, быт, временами – очень удачный юмор, и ощущение абсолютной подлинности всего, что происходит на экране.
В фильме есть также потрясающие актеры. Например, Изабелла Росселини, сыгравшая, может, и небольшую, но очень обаятельную и запоминающуюся роль. И Кевин Костнер. «Уайатта Эрпа» стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы убедиться, что Кевин Костнер – по-настоящему, без дураков, великий актер. На экране он проживает жизнь, постепенно, на наших глазах, превращаясь из скромного клерка с Восточного побережья в матерого отморозка, способного войти в салун, где царит нечто в стиле «Человека с бульвара Капуцинов», только без кинопроектора и всерьез, стрельнуть в потолок, и не слишком даже громко сказать: «Я – Уайатт Эрп. Этого бардака здесь больше не будет». После чего действительно… бардак прекращает свое существование. Развитие событий становится понятным еще в тот момент, когда Эрп начинает свою короткую речь к народу. Бардака действительно не будет. Когда это говорится таким тоном и с таким лицом, - ты веришь этому человеку.
Есть эпохи, которые, при всей серьезности отношения к ним, всегда будут казаться прежде всего материалом то ли для дамского романа, то ли для детского фильма, то ли для кино для подростков. Век Дикого Запада (в Америке говорят просто Old West) – из таких. Создателям фильма удалось решить очень сложную задачу: они не попытались намеренно превратить эпос в тусклую прозу, дабы избежать обвинений в склонности к авантюрному кинематографу: они оставили эпоху такой же колоритной, какой она была. Однако на этом материале им удалось снять фильм, жанр которого можно определить просто как «драма». Достойная, серьезная, благородная, лишенная пафоса драма из жизни человека, который – вот так случилось, - прожил ее на Диком Западе и еще при жизни стал легендой.
Один из лучших фильмов этого жанра. Несколько братьев ведут кровавые войны между родами, кланами, устанавливая свои неписанные законы и востребования.
Операторская работа заслуживает высших наград. Странно, почему фильм присутствовал лишь в одной номинации на «Оскар», но, несомненно, заслужил большего.
Игра Майкла Мэдсена впечатлила больше всего, ну а Кевин сыграл не ниже свого уровня.