К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Знаменитые литературные сыщики не раз получали воплощение на экране, и если нам известны идеальные Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро, разнообразные симпатичные мисс Марпл, то комиссару Мегрэ повезло меньше, попыток было много, но идеальный Мэгре не найден. Однако советских кинематографистов никогда не смущали трудности, тем более что запутанные расследования Сименона зачастую имели антибуржуазный характер. Советских Мегрэ было несколько, а детектив 'Мегрэ и человек на скамейке' экранизировался дважды, в 1973 на московском ТВ, и в 1981 на ленинградском.

В центре сюжета поиски убийцы некоего месье Луи Туре, осложненные тем что покойный вел двойную жизнь. Экранизация 1973 г. черно-белая и входит в телецикл по романам Сименона, с Борисом Тениным. Фильм получился мрачноватый, с замедленным темпом и обязательным скучным моралите. Нудную вереницу дам бальзаковского возраста, ноющих и кутающихся в шали, разрывает образ 'неблагодарной' дочери Луи Туре - Моник, отлично сыгранный умницей-красавицей Натальей Варлей. Моник-Варлей циничная нигилистка, девушка морально изуродованная собственной родней. Также выбивается из однообразного актерского ансамбля непривычно халтурящий Ролан Быков, в небольшом эпизоде. Мегрэ-Тенин - пожилой, предсказуемо над схваткой, но любит вправить мозги, а порой даже вульгарно груб. Одним словом телеспектакль оставляет гнетущее впечатление, впрочем тяжелый осадок есть и у романов Жоржа Сименона.

Ленинградцы в 1981 году трактовали тот же сюжет гораздо динамичнее и приправили детективную интригу яркими актерскими перформансами. Условное пространство телестудии не скрывается, а подчеркивается — чуть мебели, фотобаннеры, и вот перед нами кабинет комиссара, кафе, улица или квартира. Попытались передать и пресловутый французский шарм (в советском понимании), почему-то совершенно выхолощенный в фильмах с Тениным. Мегрэ - Михаил Данилов галантен, легок (не смотря на комплекцию), не склонен кого-то судить, лишь грустная ухмылка будет ответом на мерзости бытия. Далее в актерском калейдоскопе: невротичный торчок помощник комиссара - Ал. Романцов, свидетельница по делу Туре - прелестно растерянная Ольга Волкова, любовница Луи Туре веселая Антонина Шуранова (забавно, москвичка Вера Васильева в той же роли обливается слезами, а Шуранова кокетливо подсмеивается, разрушая образ праведной любовницы рвущей на себе волосы от горя, потеряв своего благодетеля). Также в эпизодах совсем молодой анфан тэррибль Сергей Мигицко, и ледяная блондинка Елена Попова. Но главная актерская замануха этой постановки - это юная Ирина Мазуркевич в роли 'неблагодарной' Моник. Актриса необыкновенно хороша, невозможно оторвать глаз от её сцен, а роль ей досталась непростая. За еще по-детски пухлым личиком, капризным голоском и вопросительно распахнутыми серо-голубыми глазками Моник-Мазуркевич, скрывается маленький, но уже опытный хищник, готовый пойти почти на всё, ради исполнения своих желаний. Однако можно ли обвинить этого 'ангелочка' в лживости и жестокой расчетливости? Пожалуй нет... По сути история человека на скамейке это история - лжи, лгут все и всем. Но это и история мечты. Мечты о настоящей полнокровной жизни. Порвать сети будней, насладиться свободой, купить желтые ботинки, о которых давно мечтал, встретить и полюбить красивую женщину. Месье Луи Туре, пусть преступно, пусть ненадолго, но осуществил свои мечты и был счастлив.

19 февраля 2016 | 12:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: