Несколько слов о переводе названия. Он слишком вычурный, простецкий. Стремление сделать фильм понятным для более широкой аудитории тут совсем не совпадает с самим фильмом - работой глубокой и проникновенной. Конечно лучше бы подошли более академичные слова. А в целом, рабочее название ленты - 'Метанойя' подходит куда больше.
Да и сам дискурс фильма оказывается вдали от соотношения тем безумия и нормальности, равно как и освещения 60-х. Эти темы появляются в фильме подспудно, по ходу развития сюжета. Конечно в ходе знакомства с доктором Лэнгом и его супругой мы без труда увидим жизненные травмы, сходные с теми, которые испытывают его пациенты. И, разумеется, у зрителя конечно могут возникнуть вопросы о соотношении безумия и 'нормальности'. Но такие вопросы неизбежны при глубоком освящении вопросов психиатрии.
Кстати, в таком же фоновом, факультативном режиме проходит и другая значимая тема - отношения медицинского сообщества к принудительным мерам в психиатрии. Достаточно фрагментов нескольких семинаров и кратких бесед героя с другими специалистами, чтобы подробно изложить несоответствия. Но фильм не про это. Тут о другом.
Это биография человека, известного человека. И она отличается от потока современных односложных байопиков, нередко сводящихся в смысловом плане к заметке в Википедии. Опасаясь судебных исков и отрицательных отзывов сздатели подобных лент возвели за норму снимать очень просто, без двусмысленности и глубины. А вот в этой ленте не так уж много фактов о жизни доктора Лэйнга. Зато как эффектны будут его диалоги с супругой: Теннант и Мосс показывают настоящие высоты актерского пилотажа. Как и многие другие актеры. Гэмбон действительно точен в изображении истерики, Бирн в своем пограничном расстройстве (это не скудная на эмоции актерская поделка в 'Реинкарнации', а настоящий прорыв сравнимый с 'Пауком' Кроненберга).
Вглядитесь в печальные глаза Дэвида Теннанта. Мы видим его в быту и на работе. Это два разных человека. Один - зажигателен и ярок. Второй - скучен и печален. В семье ему непросто. И все сложности семейной жизни этого человека идут от неготовности найти себя целостным. Потому он фактически пропускает психологическое насилие в адрес собственных дочерей. Вроде бы реагируя на проблему он остается безучастным. Безучастен он и к своей жене. Страсть появляется лишь тогда, когда ему приходится работать.
Замечательная находка этого фильма - моменты, когда главный герой вынужден быть доктором для своих родственников. Перед ними предстает будто другой человек. Он зажигается совсем другим внутренним светом, сияет. Он делает все так профессионально и почти душевно, что у близких даже и сомнений никаких не остается. Они живут с великим человеком, великим доктором. А когда проблема разрешается все возвращается на круги своя. Опять эта потерянность и отстраненность.
Так что, перед нами очень достойное кино. К его достоинствам можно отнести тщательно проработанные диалоги, безукоризненную актерскую работу, многомерность затрагиваемых смыслов. Приятно наблюдать с каким блеском отточена каждая сцена - даже второстепенные актеры разыгрывают свои комбинации, проживая жизнь в произведении. Для современного кино такое редкость
60-е годы ХХ века. Эпоха любви, цветов и хиппи. Рональд 'Ронни' Лейнг (Дэвид Теннант) — известный шотландский психиатр, практикующий нестандартные методы лечения, вроде полного отказа от транквилизаторов и электрошока, возглавляет небольшую клинику-комунну, где, в отличии от обычных лечебниц, врачи и пациенты относительно мирно сосуществуют на равных условиях. Пока душевные разговоры, 'изгнание дьявола', вой на луну, стихи и вечеринки сменяются терапевтическим приемом ЛСД, профессиональное сообщество пытается всеми способами прекратить сомнительный эксперимент доктора Лэйнга.
Душное помещение в восточном Лондоне. Доктор Лэйнг и его коллега Пол (Адам Пол Харви) каждый день смотрят на человеческое страдание, и пытаются помочь людям, до которых никому нет дела. Они порицают официальную психиатрию за клиники-тюрьмы, за пыточное лечение и за транквилизаторы, убивающие личность. В то время как признанная медицина, в лице нервного доктора Мередита (Дэвид Бамбер), не может объяснить как именно помогает электрошоковая терапия, Роберт Лэйнг возвращает к жизни безнадежную больную. Его метод — умение слушать. Его лекарство — косяк, две капли ЛСД, пицца и осколки разбитой вазы. Люди с растоптанной душой для него интереснее беременной любовницы Энджи (Элизабет Мосс). Собственная жизнь постепенно растворяется в алкоголе и депрессии. И пока он в Лондоне воет на луну с одним из своих 'пациентов', в Глазго медленно умирает его дочь, а родная мать искренне желает ему смерти.
«У кого есть время выслушать того, кто всю жизнь слушает других?»
Кислотно-абсентное повествование о том, что шестидесятые были лучшим временем, чтобы сойти с ума. История, где любой человек, будь то буйный поэт или женщина в послеродовой депрессии, имеет право на жизнь, где безумие не конец, а новое начало: «Понятие шизофрении — это оковы, сковывающие пациентов и психиатров. Для того чтобы сидеть в клетке, не всегда нужны прутья. Определенного рода идеи также могут стать клеткой. Двери психиатрических больниц открываются потому, что химическое сдерживание более эффективно. Двери наших умов открыть гораздо сложнее».
Однако, жизнь иногда слишком безжалостна. Нельзя спасти всех, вылечить каждого и, как бы ты ни старался, иногда глухие мягкие стены единственно возможный вариант, но тем не менее, каждый голос заслуживает того, чтобы его услышали.
Я очень долго ждала этот фильм. Будучи поклонницей Дэвида Теннанта я пристально следила за съемками, узнала о реальном герое, о котором пойдет речь в фильме, слушала многочисленные интервью и до дыр пересматривала трейлер. Меня обрадовала новость, что его покажут в кино в рамках Британского кинофестиваля. Только чтобы потом узнать, что в день единственной премьеры у меня стоит рабочая смена... Я была очень расстроена. Так расстроена, что до сих пор не могла заставить себя посмотреть Mad to be normal. Но год близится к завершению, нужно выполнить то, что обещал в начале года. Вот мое мнение об одном из самых ожидаемых фильмов этого года.
1960е годы. В то время, когда шизофрению - заболевание само по себе неизвестное и непонятное - лечили медикаментами и электрошоком, действие которого не могли объяснить даже ведущие специалисты, шотландский психиатр Рональд Дэвид Лэйнг решается на необычный эксперимент: в Лондоне в местечке под названием Кингсли Холл он устраивает что-то вроде центра лечения, где он вместе с парой других докторов жили вместе с пациентами, многие из которых были серьезно больны. А лечение было необычным - больные не получали медикаменты, их не запирали в комнатах, не применяли электрошок. Больные могли свободно перемещаться по зданию, делать все, что считали нужным, и единственное, что делали Лэйнг и врачи, это слушали пациентов. Чем же закончится данный эксперимент - не может предсказать никто, даже сам доктор Лэйнг.
Чем интересны фильмы-биографии - благодаря им мы узнаем о жизнях выдающихся людей, которые смогли как-то изменить наш мир, и то, как они изменяли его. Никогда прежде не слышала о докторе Лэйнге, о его славе в 60е и о его нетрадиционных методах лечения ментальных заболеваний. Поэтому весь фильм Роберта Маллана повествует о его необычном учреждении, можно наглядно увидеть работу психиатра с пациентами, а также увидеть и его жизнь. Никто не спорит, что все это были весьма спорные и противоречивые методы работы с больными людьми, которые могут быть опасны для окружающих и для самих себя. Мы разрываемся во мнениях: вроде бы мы видим, что методы Лэйнга помогают пациентам больше, чем в обычных психушках, но также понимаем, что долго это продолжаться не может.
Несмотря на очевидный переворот в области психиатрии, фильм акцентирует больше внимания на главных героях, делая его фильмом не о достижениях, а о людях.
Уже который раз меня поражает Дэвид Теннант, которого я считаю одним из самых выдающих актеров современности. Я еще давно поняла, что роль Р. Д. 'Ронни' Лэйнга будет ничем непохожа на его другие образы. Харизматичный и обаятельный, в ярких цветастых рубашках и бархатных пиджаках, заботливый и понимающий, который всегда найдет время для пациентов, каким бы делом он не был занят (намек понят), но одновременно очень сложный человек, который не может наладить отношения со своей семьей и найти достаточно времени для своих детей, который выслушивает проблемы своих пациентов, но не намерен делиться с кем-либо своими чувствами, эмоциями и переживаниями, ко всему прочему еще и страдая от хронического алкоголизма... До сих не могу понять, как же к нему относиться. Кто такой Р. Д. Лэйнг - новатор и пионер в области лечения ментальных заболеваний или выписывающий пациентам ЛСД доктор со слишком высоким мнением о себе, закрытый от самых близких, но открытый для всего мира? Дэвид отлично уловил двойственность натуры такого персонажа, блистательно представив Лэйнга на большом экране!
Невзирая на сравнительно небольшой бюджет, в фильме удалось собрать прекрасный каст известных актеров: Элизабет Мосс, успевшая себя зарекомендовать себя в сериале Рассказ служанки, играет подругу Лэйнга Энджи Вуд, которая, попав под обаяние доктора, решает разделить с ним жизнь, не представляя всех последствий; Габриел Бирн, давний друг Рональда Джим, который хоть и выглядит милым и безобидным стариком, но все же он неспроста возвращается в Кингсли Холл, и нельзя предугадать, что от него ожидать; Майкл Гэмбон, один из самых пожилых пациентов Лэйнга Сидни Коток, травмированный событием произошедшим в детстве, постоянно слышащий голоса, но отказывающийся от ЛСД дабы не становится еще более безумным; Дэвид Бамбер - доктор Мередит, сторонник традиционных методов, который хоть и не понимает принципа работы электрошока, все же протестует против особых методов Лэйнга; Оливия Пуле - Мария, страдающая от пост-родовой депрессии, но время от времени помогающая другим пациентам; Адам Пол Харви, второй после Лэйнга в Кингсли Холле, доктор Пол Зиммел, полностью разделяющий взгляды своего в некотором роде наставника, и поддерживающий его в любых действиях.
Mad to be normal относится к той категории фильмов, которые не нужно воспринимать, как подлинное изображение действительности. Судя по всему, это и стало причиной многих негативных отзывов. Да, фильм основан на реальных людях, но он не воспроизводит хронику давно минувших дней, а показывает, как все могло бы быть. Если воспринимать фильм как художественное произведение, то можно вполне им насладится. Так что...
Байопик об известном психиатре прошедшего столетия, объявившем конфронтацию невежественным методам лечения психических расстройств. Четко ощущается важность и близость поднятой темы в фильме режиссёру. Поэтому фильм насыщен монологами и диалогами о важности заботы и сопереживания для душевного здоровья, и неприемлимости механического и медикаментозного вмешательства для лечения психических расстройств. По сути важные и редко поднимаемые в кино вопросы здесь поданы скупо и тривиально, за что действительно обидно, единственное, изящность им придаёт игра Девида Теннанта. Тут важно помнить, что фильм всё таки в основном байопик и не особо старается размышлять глубоко. Главный герой фильма это жизнь человека отданная идее, со всеми последствиями.
Я большой фанат Дэвида Теннанта, хотя он хороший актер и понравился мне в Broadchurch. Но помимо него в этом фильме и Майкл Гэмбон (Дамблдор в 'Гарри Поттере'), и Кейт Мосс ('Служанки'), и Гэбриэл Бирн, который для меня вообще не нуждается в представлении, а если для вас - да, то посмотрите с ним сериал HBO 'Пациенты', тем более, что в этом фильме есть забавная и грустная отсылка к этому сериалу, в котором Бирн играет психоаналитика.
'Бесит быть нормальным' - биографический фильм про шотландского психиатра Ленга, который в чумовые шестидесятые двигал вперед психиатрию. К счастью, это звучит только довольно скучно, а на самом деле это фильм про гениального эмпата и гуманиста, и про эмпатию и гуманизм в принципе, в каждом из нас.
Да, этот фильм задает каждому зрителю вопрос о том, насколько ты, вот конкретно ты, гуманен и эмпатичен. Нам всем в рутинном быту, в потоке жизни кажется, что мы достаточно сострадательны и в целом хорошие люди. Мы участвуем в благотворительности, помогаем друг другу, когда такая взаимопомощь нужна, и так далее. Но вот перед нами история доктора, который НЕ помогал своим пациентам, просто потому, что многим из них вообще невозможно помочь. Он просто жалел их, слушал их и любил их. Черт побери, нам всем, 'нормальным' ужасно не хватает именно того, что Ленг давал своим психам. И та толпа бритоголовых идиотов (нормальных), которые в одном из эпизодов 'штурмовали' лечебницу Ленга - она тоже, каждый в ней, нуждается в сострадании, в свободных ушах и жалости.
Жалость в нашей (особенно российской) культуре страшно зашеймлена. 'Жалость унижает' (с). Мы даже сами не осознаем, насколько это катастрофически сказывается на нашем коллективном, социальном сознании, в котором слабый равно виноватый. А потом мы удивляемся, почему так живучи стереотипы про 'сама виновата' по отношению к жертвам изнасилований, например.
На самом деле - жалость, это то естественное, природное в нас, что не стоит подавлять, а стоит культивировать. Потому что каждый в ней нуждается, как в воде или воздухе, а ее у нас так мало...
Все второстепенные персонажи в этом фильме - очень точные и трогательные, и Энжи (Мосс) - возлюбленная Ленга, и его умирающая дочь, и все-все пациенты его клиники. Особенно, конечно, впечатляет Джим (Бирн), который постепенно скатывается от милого чудоковатого пожилого мужчины, до буйного и опасного помешанного. Джим - то исключение, которое только подтверждает правило. Ленг вынужден отправить его в традиционную лечебницу с транквилизаторами, смирительными рубашками и электрошоком, потому что тот угрожал жизни его ребенка, но его прощальный поцелуй, скорбный профиль Джима и полная луна (значимый для персонажа символ и 'самые первые часы') в финальных кадрах, говорят о том, что даже в поражении Ленг прав.
Этот фильм не о том, что психически больные люди заслуживают лучшего обращения - это и без того очевидно. Это фильм о том, что если вы нормальны - то скорее всего с вами что-то не так!
Посмотрите этот фильм, если получится, он еще какое-то время будет идти в 'Формуле кино' в рамках Бритфеста.