Семейно-бытовая драма американского режиссера Пола Мазурски оставляет крайне смешанные впечатления. Начинается фильм довольно увлекательно. Героине предстоит начать новую жизнь, стать сильной, оставить прошлое позади. Но потом все это скатывается до скучной, примитивной мелодрамы. Конечно же, идея фильма отнюдь не в том, как снова обрести счастье, а в том, какой женщине приходится быть в современном мире, чтобы выстоять все трудности, которые на нее обрушиваются, ведь помощи от сильного пола ждать не приходится. Все мужские персонажи фильма показаны крайне иронично: слабовольный, плаксивый муж, непонимающий себя, романтичный художник, изображающий героя-любовника и, наконец, Чарли – неудачник, пристрастившийся к алкоголю и наркотикам. На их фоне главная героиня, сильная, волевая и независимая, выглядит настоящим воином, который дает слабину только на приеме у психотерапевта. Чисто феминистические настроения мужской режиссуры кажутся мне потрясающе неожиданными.
К сожалению, фильм совершенно не трогает зрителя эмоционально. Рационально, картинка складывается, но чувственное восприятие отсутствует совершенно. Я не сопереживала героине не в один момент ее жизни, что очень странно, потому что женщина испытывает множество эмоций, которые близки, и ситуации узнаваемы.
Нельзя не отметить, так называемую «дымчатость кадра». Весь фильм как будто снят в тумане, что, безусловно, является главным источником «холодной температуры» картины. Подобная особенность, на мой взгляд, необходима для отражения атмосферы прагматичного, конкретного и местами жестокого общества.
В фильме описан путь женщины в современном мире, что не может не сделать картину актуальной. Но, если полагать, что искусство, прежде всего, направлено на чувственный аспект жизни (а я думаю именно так), то фильм никак не развивает этот аспект и оставляет зрителя равнодушным.
Думаю, этот фильм больше, чем просто история о женщине, которую бросил муж. Это история просто о женщине. Только не о той, которая мечтает выйти замуж, родить детей и не знать что ее муж ей изменяет. А о женщине сложной. В фильме, так и говорит про нее последний проницательный любовник:
'Ты очень непростая женщина'
К сожалению, далеко не все мужчины способны таких женщин понять, полюбить, быть рядом с ними. И, конечно, не все мужчины -режиссеры способны про таких женщин снять фильм.
Он не бытовой, а реалистичный.
Он не романтичный, а сложный.
Он завязан не на страданиях, а на психологии.
Думаю понять о чем он, смогут лишь те люди, которые видят не то что снаружи, а то что глубоко внутри.
Старые Американские фильмы страдают таким глубоким психологизмом именно по отношению к женщине, видимо эти режиссеры часто встречали и любили таких.
Феминистская зарисовка на тему - каково это оказаться одной, после 16 лет брака... При всём сочувствии режиссера своей героини и попытки в целом поднять тему брошенных жён, у меня возникли претензии к характеру персонажа Эрики, которую сыграла Джилл Клейбёрг, по ходу просмотра фильма. Как то: мне показалась она отстранённой и холодной с самого начала(не зря муж называет её в шутку 'ледышкой', когда они обнимаются после утренней пробежки). А следующая сцена в кровати, когда муж пытается с ней поделиться своими терзаниями, а она обрывает его - 'сходи к психиатру'.Не мудрено, что он ушёл к другой, при такой степени отчуждения собственной жены.
Занятна роль женщины-психиатра (разведёнки и лесбиянки), к которой обращается героиня Клейбёрг, она ещё более закомплексована, чем её пациентка (и жёстко осаждает Эрику, с её вопросом - по поводу своего расставания с мужем).
А так действительно в картине показана женщина нового типа. При чём у меня закрались сомнения в том, что её героина не была 'сильной женщиной' с самого начала, ещё в браке...И муж своим уходом помог этим качествам вылезти наружу.
Плюсы картины:джазовые виньетки Билла Конти на фоне старого, уютного Нью-Йорка, ещё не завешенного полностью рекламами Пепси и Коки...И всё же органичная игра актеров и Джилл Клейбёрг в особенности(не побоялась обнажить-и душу и тело), с её ангельским лицом и внутренней напряжённостью.
Ну и обратить стоит внимание на сцены встречи Эрики с подругами, это же первые намётки 'Секса в большом городе'!
У Эрики с первого вида вполне счастливая жизнь – любящий муж. умная и порядочная дочка, хорошая работа… Но однажды муж Эрики сообщает, что он уходит от нее так как влюбился в молоденькую девушку. Теперь Эрике надо пережить шокирующую новость, перебороть стресс, смириться с одиночеством и начать жизнь независимой и незамужней женщины.
Фильм идет всего два часа, но такое ощущение, что посмотрел 100 серийный сериал, причем не какой-нибудь интересный сериал, а ужасно длинный и скучный так называемый женский сериал.
Мазурски не разбавляет фильм интригой, он просто показывает простые бытовые отношения. Если в конце 70-х фильм и выглядел как феминистический манифест, то сейчас этим никого не удивишь.
Из подобного рода фильмов, лучше всего смотрелась «Ширли Валентайн», начала 90-х, когда затюканная домохозяйка, получила свою сказку на земле, в отличие от опуса Мазурски где героиня пытается не выражать своих эмоций, хоть и подавлена и ищет своего женского счастья.
Фильм был номинирован на 3 премии «Оскар» - за фильм, женскую роль и сценарий.
Что происходит с женщиной, когда ее бросает муж? Она впадает в депрессию?.. Срывается на близких?.. Идет к психоаналитику?..
Вот и Эрика, главная героиня фильма, пребывает в шоковом состоянии после того, как ее муж ушел к другой. И ей приходится привыкать к мысли, что она теперь незамужняя женщина.
Мазурски показывает 'бытовуху' со всей ее неприглядностью: мужчин в трусах, некрасивую грудь Джилл Клейбур, использует частые крупные планы.
Это первый фильм П. Мазурского, который я увидел. Насколько я слышал, в такой манере он снимает все свои фильмы. Наверное, это можно отнести к достоинствам фильма, но лично мне субъективно было неприятно наблюдать за этой 'настоящей жизнью'.
К плюсам можно отнести неплохую игру Джилл Клейбур (она даже была названа лучшей актрисой на Каннском фестивале) и отличный (к сожалению, утонувший в море нудных нравоучительных диалогов) юмор.
К минусам - банальнейший сюжет и то, что фильм - одна сплошная 'тягомотина' (последние полчаса я, честно признаться, смотрел вполглаза).