К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Справедливости ради стоит заметить, что фильм Кларенса Брауна воспринимается как целостное кинематографическое произведение, но, тем не менее, каждый зритель в зависимости от возраста, социальной принадлежности, да просто настроения действительно имеет возможность «вычитать» в нём то, что ему близко.

Кто-то, к примеру, сосредоточит внимание на линии поведения преподобного Итана Уилкинса (в мужественной, строгой трактовке Уолтера Хьюстона), всегда и во всём стремящегося без показного пафоса следовать законам высшей морали и от других требующего такого же нравственного максимализма, включая и собственного сына, Джейсона, к которому он особенно строг. А кого-то, быть может, привлечёт 'мотив' становления характера Джейсона, непростой процесс «воспитания чувств» этого героя, ведь его тончайшие нюансы точно передают играющий маленького Джейсона Джин Рейнольдс, а затем Джеймс Стюарт. И, вероятно, мало кого оставит равнодушным история Мэри — супруги Итана, матери Джейсона, женщины редкой внутренней чистоты и порядочности, бесконечно преданной мужу и сыну, который, как ни трудно догадаться является смыслом её жизни. Ради исполнения зачастую эгоистических желаний Джейсона Мэри готова на любые лишения. И хотя для Кларенса Брауна важны все персонажи (из них хочется отдельно отметить оказавшего большое влияние на Джейсона доктора Шингла, иронично сыгранного Чарльзом Коберном) именно Мэри Уилкинс представляется главной фигурой снятого им драматического, охватывающего период до начала Гражданской войны в Америке и военные годы киноповествования.

Однако роль Мэри считается ролью «второго плана». И соответственно в данной номинации была выдвинута на премию «Оскар» исполнившая её Бьюла Бонди. Но актриса, использовавшая для создания образа своей Мэри «пастельные», деликатные «краски», увы, ничего не получила, будучи, конечно же, достойной этой высокой награды.

11 декабря 2022 | 15:54
  • тип рецензии:

США середины 19 века. В один из небольших городков прибывает семья священника Этана Уилкинса вместе с его женой Мэри и сыном Джейсоном. Идут годы и у отца и сына проявляются разные представления о жизни. Джейсон хочет вырваться из провинциального болота, став врачом, тогда как его отец готов жить в бедности, думая о спасении души и довольствуясь малым.

Историческая семейная драма режиссера Кларенса Брауна, где на фоне реальных событий в США середины 19 века, в частности Гражданской войны, разворачивается история одной ячейки общества. В картине довольно удачно воссоздана атмосфера того времени, но вот в плане сюжета все не так радужно. Есть типичный конфликт отцов и детей, причем создатели походу не определились на чью сторону встать. Да и особо жесткого противопоставления жизненных позиций отца и сына тут нет. Присутствует и откровенный наивняк, типа отчитывания Авраамом Линкольном Джейсона за то, что тот не писал письма маме два года. Ну и в целом в плане сценария и режиссуры тут все не очень.

Более-менее выручает актерский состав, сумевший хоть как-то оживить своих не слишком прописанных персонажей. Уолтер Хьюстон в роли священника неплохое исполнение. Но более интересной тут выглядит фигура его сына Джейсона. В юном возрасте роль исполняет Джин Рейнольдс и надо сказать, что его любопытный и строптивый пацан выглядит даже интереснее его взрослой ипостаси в лице Джеймса Стюарта, хотя последний тоже сыграл уверенно. Бьюли Бонд за роль терпеливой матери семейства получила номинацию на 'Оскар'. Кстати, хоть номинация за роль второго плана, ее персонаж тут едва ли не ключевой и появляется на экране чаще всех. Стоит выделить также Энн Резерфорд в роли возлюбленной Джейсона.

Довольно средняя историческая драма, любопытная, пожалуй, ныне лишь своим актерским составом и хорошо воссозданной атмосферой жизни США середины 19 века. А вот в смысле режиссуры и сценария тут все слабовато.

6 из 10

18 апреля 2018 | 17:40
  • тип рецензии:

Третьей (и последней из трёх) картиной, в которой Джеймс Стюарт снялся на студии MGM ради того, чтобы затем быть отпущенным на съёмки киноленты «Оживлённая леди» (1938) в RKO, стала семейная драма Кларенса Брауна «Из человеческих сердец» («Of Human Hearts»).

Сюжет: США, Мэриленд, начало 1850-х годов. В небольшой городок прибывает семья, состоящая из трёх человек – проповедника Итана Уилкинса (Уолтер Хьюстон), жены Мэри (Бьюла Бонди) и их сына Джейсона (детские годы – Джин Рейнольдс, во взрослый период жизни – Джеймс Стюарт). Но у отца и сына обнаруживаются разные представления о жизни.

Если проповедник готов жить в нищете, довольствуясь малым и постоянно думая лишь о «спасении души», то мальчик оказывается куда более практичным, и мечтает о более перспективном будущем для себя. Он хочет стать врачом, считая эту профессию более почётной и важной для общества (ну и более, высокооплачиваемой, разумеется, тоже). Из-за этого между ними образуется недопонимание, которое будет только усиливаться с годами…

Итак, «Из человеческих сердец» (1938) – это семейная драма с претензией на некоторую «историчность» в сюжете. Выбранное создателями фильма время действия – вторая половина XIX века, а в качестве «исторической ширмы» для показываемых событий использована Гражданская война между Севером и Югом в 1860-х годах, знакомая, очевидно, большинству в наши дни по «Унесённым ветром» (1939).

Не обойдётся здесь и без появления реальной исторической личности – в данном случае, это будет сам президент США - Авраам Линкольн. Правда, повод для вставки этого персонажа в сюжет сценаристы выдумали откровенно смехотворный. Впрочем, несмотря на наличие реальных исторических событий и героев, ни о какой зрелищности и остросюжетности в постановке Кларенса Брауна речи не идёт уже изначально.

Вместо этого, всё внимание в ней сконцентрировано на простой и слишком прямолинейной истории об отношениях детей и родителей, которая при ближайшем рассмотрении больше разочаровывает, нежели действительно трогает. Не знаю, что собой представлял роман Оноре Морроу «Benefits Forgot» (1917), киноверсией которого «Из человеческих…» является, но сценарий некоего Брэдбери Фута явно писался с расчётом на то, чтобы заставить зрителя умилиться и даже заплакать при просмотре.

Но итоговый результат не столько побуждает достать носовой платок из кармана, сколько заставляет сидеть и наблюдать за происходящим с «кислым» выражением лица, а пару раз – даже покрутить пальцем у виска, поражаясь наивности сюжетных поворотов (а один раз – даже идиотизму таковых!). Например, в противопоставлении жизненных приоритетов героев Уолтера Хьюстона и Джеймса Стюарта нередко возникает ощущение, что сценарист Фут так и не определился, чью же сторону он лично сам принимает во всём этом конфликте.

В результате, становится не всегда понятно, кому именно из них надо сопереживать (не говоря уже о том, что сами персонажи прописаны крайне поверхностно). Ну, а сюжетная линия с ответом Авраама Линкольна на письмо героини Бьюлы Бонди - это, пожалуй, самое нелепое, что есть в картине Кларенса Брауна. Режиссура, к слову, качественно оказывается не намного выше сценария - всё снято просто, скучно и прямолинейно, разве что «Из человеческих…» не кажется слишком затянутым, несмотря на свою почти двухчасовую продолжительность.

Ещё стоит отметить, что атмосфера второй половины XIX века визуально воссоздана достаточно точно, и что важнее – без какого-либо ущерба для актёров. Именно этим, если вспомнить, грешила снятая двумя годами ранее всё тем же Брауном «Великолепная инсинуация» (1936), где так же, как и здесь (правда, в менее заметных ролях), сыграли Бьюла Бонди и Джеймс Стюарт.

Ну, и, напоследок остаётся вспомнить про актёрский состав «Из человеческих…». Указанный на первом месте в титрах, Уолтер Хьюстон в качестве проповедника надлежащим образом набожен и жесток, отчего этот персонаж и не вызывает особых симпатий – поэтому, можно считать, что с ролью актёр справился.

Вторым по списку идёт Джеймс Стюарт (уже в третий раз снимающийся у режиссёра), хотя в кадре он появляется только с 43-й минуты, да и потом присутствует приблизительно лишь половину оставшегося экранного времени киноленты. До этого же роль сына проповедника играет неизвестный мне подросток по имени Джин Рейнольдс, и должна сказать, что благодаря нему «детское» воплощение сына героя Хьюстона получилось очень ярким и запоминающимся.

А вот что касается Стюарта… Нет, в качестве подросшего Джейсона он был вполне хорош – я даже готова согласиться с отзывами критиков, считавших, что это была его лучшая роль по состоянию на начало 1938 года. Но всё же – «детская» ипостась сына главных героев показалась мне лично более интересно воплощённой, нежели «взрослая» (возможно, дело в сценарии).

Номинированная за роль Мэри Уилкинс на «Оскар» в категории «лучшая женская роль второго плана», Бьюла Бонди играет здесь, по сути, как раз главную роль, поскольку появляется в кадре значительно чаще Хьюстона и Стюарта вместе взятых. Двумя годами ранее она уже получала аналогичную номинацию за игру во всё той же «Великолепной инсинуации» Брауна.

Впрочем, в отличии от во всех отношениях пустой «… инсинуации», в данном случае, факт номинирования актрисы на статуэтку представляется уже более справедливым. Её любящая и жертвующая всем ради сына мать действительно заставляет зрителя сопереживать своей непростой судьбе, несмотря на заметные недостатки сценария, описанные выше.

Из остального актёрского состава можно выделить: Чарльза Коберна в роли доктора Шингла, примером которого вдохновляется сын главных героев и становится врачом, и Энн Разерфорд в качестве возлюбленной последнего, Энни Хоукс. К слову, в отличие от Разерфорд, исполнительница той же роли, но в «детском» качестве (Леатрис Джой Гилберт) оказалась уже не столь интересна, как её «взрослая» оппонентка.

В заключении, остаётся отметить, что «Из человеческих сердец» вышла довольно неоднозначной картиной - хорошие актёрская игра и визуальное воплощение здесь выступают против слабых сценария и режиссуры (и последние оказываются, к сожалению, победителями). Сегодня же данная постановка может быть интересна лишь благодаря задействованным в ней актёрам (Стюарт, Хьюстон, Разерфорд, Коберн и, возможно (но маловероятно), Бонди), но не более того.

5 из 10

17 июня 2017 | 20:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: