всё о любом фильме:

Семнадцать мгновений весны (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерТатьяна Лиознова
сценарийЮлиан Семенов
директор фильмаЕфим Лебединский
операторПетр Катаев
композиторМикаэл Таривердиев
художникБорис Дуленков, Феликс Ростоцкий
монтажКсения Блинова, Ида Дорофеева, В. Потапова
жанр драма, приключения, военный, история, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время69 мин. / 01:09 (828 мин.)
Время и место действия — Германия, канун Победы в Великой Отечественной войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же — штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по одноименному роману Юлиана Семенова.
    • Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».
    • Фильм снимался в основном в Риге, некоторые эпизоды — в Москве.
    • Интерес к сериалу «17 мгновений весны» во время его первого показа был столь велик, что домой к режиссеру Татьяне Лиозновой постоянно звонили взволнованные зрители — узнать, что же будет дальше с героями и чем все закончится.
    • Роли солдат-эсэсовцев в картине исполнили кадеты из военных училищ Таллина и Риги — все, как один, голубоглазые блондины.
    • Фильм отреставрирован и раскрашен к 9 мая 2009 года. По заказу телеканала «Россия», под руководством Александра Любимова, над новой версией в течение трех лет работали 600 человек в пяти странах: России, США, Корее, Китае и Индии. Они использовали уникальные методики по работе над цветом. А некоторые кадры раскрашивались даже вручную. Параллельно шла и усиленная работа по полной переработке звука. Создатель черно-белого оригинала Татьяна Лиознова одобрила идею и приняла участие в российской части проекта.
    • Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера.
    • У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала.
    • У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки есть татуировка «Слава», сделанная ещё в молодости. Естественно, что у Штирлица такой быть не может. Поэтому, всякий раз когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица (например, выкладывание на столе забавных зверюшек из спичек), это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Также Ростоцкий «писал за Плейшнера» все телеграммы, так как у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк.
    • В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Мелиес — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.
    • В сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом. Также на бланках телеграмм в левом верхнем углу явственно видны слова «Уплата: ____ руб. ____ коп.».
    • В эпизоде, когда Штирлиц рисует шаржи на Геринга, Гиммлера, Геббельса и Бормана, заметно, что на листках бумаги заранее намечены контуры рисунков.
    • В одном из эпизодов Мюллер в беседе со Штирлицом, говорит что он старше и по возрасту и по званию. В действительности Тихонов старше Броневого на 10 месяцев. Оба актера родились в 1928 году.
    • Съемки начались 11 апреля 1971 года в Берлине.
    • Знаменитая сцена с женой Штирлица в ресторане Elephant была идеей Вячеслава Тихонова. Ее нет в первоисточнике Юлиана Семенова. Историю подобную этой сцене Тихонову рассказал знакомый разведчик.
    • На роль Вальтера Шелленберга пробовался Глеб Стриженов.
    • В числе претендентов на роль Мюллера был Павел Луспекаев.
    • Товарный знак «Штирлиц» был зарегистрирован в 2008 году, а в 2013 году, через 40 лет после премьеры фильма, Арбитражный суд подтвердил право наследников Юлиана Семенова на бренд «Штирлиц».
    • В заключительной серии, в аэропорту генерала Вольфа ждала бронированная машина, — это машина УАЗ-452 1965 года выпуска.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о сериале содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В заключительной серии, когда Кэт садится в поезд, на вагоне — у входа надпись на русском языке «тара 58т».
    • еще 17 фактов
    Ошибки в сериале
    • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Две песни Эдит Пиаф, которые Штирлиц слушает в машине по пути к границе, на самом деле будут написаны лишь в 60-е годы.
    • Женщины в СС не служили, за исключением так называемых Женских вспомогательных подразделений СС, которые имели собственную систему званий. Так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа.
    • Штирлиц рисует шаржи фломастерами. Первый фломастер действительно появился в Германии, но лишь в 1960 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 539 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    До недавнего момента, сколько не начинал я созерцать легендарное кинотворение о приключениях штандартенфюрера Штирлица, на первой-второй серии бросал это скучное мероприятие. Гнетущая чёрнобелость вкупе с затянутым хронометражём и «фирменными» капеляновскими паузами создавало не самый смотрибельный эффект. С цветовым преображением фильм обрёл гамму живительных оттенков, таки заставивших меня посмотреть кинокартину полностью.

    Наверное вряд ли найдётся почитатель «Семнадцати мгновений…», которой хотя бы раз не задавался вопросом о прототипе главного героя. Создатели фильма неоднократно указывали на собирательный образ Штирлица, феноменальным, известным только советским спецслужбам способом прокравшегося чуть ли не в сам фюреровский бункер. Был ли у Штирлица реальный прообраз — вопрос более чем спорный, да и рассуждать на предмет внедрённости советских агентов в немецкие спецструктуры столь высокого ранга могут пожалуй только компетентные, особо посвящённые специалисты. Я же ограничусь лишь некоторыми личными выкладками.

    Среди основных достопримечательностей фильма можно назвать периодические текстовые вставки с краткими досье на тех или иных эсэсовцев, в которых фигурировало такое антропологическое качество, как «истинный ариец». Честно говоря, это качество не лучшим образом соотносилось с типажом пускай и аристократичного, но всё-таки не совсем «ариестого» Тихонова, который в своё время очень сильно пострадал от неких авторитетных режиссёров, профессионально пренебрегавших его нестандартной внешностью, не очень-то и подходящей для художественного воспроизведения обитателей умеренных, и уж тем более северных широт. При всём уважении к так называемой «собирательности образа», у советских, некогда лучших в мире спецслужб хватало нейронов для выполнения разведзаданий подбирать физиогномически безупречных агентов, и Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов — лишнее тому подтверждение. Если авторы случаем не моделировали субъективного Штирлица, а на примере его образа хотели косвенно подчеркнуть «неариестость» фашисткой верхушки (Гитлера, Гиммлера, Геббельса и пр.), умело сыгравшей на национальных чувствах немецкого народа, то, конечно же, честь им и хвала. Уже хорошо, что роль штурмбанфюрера не исполнил «товарищ Бендер».

    Переходя к характеру главного действующего лица, сразу же отметим его поразительную, порою «суперменскую» многоталанность. Он эрудирован, имеет аналитический склад ума, интересуется раритетной литературой, будучи гражданином атеистического государства легко цитирует ветхозаветные книги. Феноменальное самообладание Штирлица помогает ему выходить из самых затруднительных положений. Однако и излишняя рациональность штандартенфюрера иногда даёт сбои. Чего только стоит злополучный чемодан, который при других временных обстоятельствах, к примеру, не за два месяца до окончания войны, а в её середине, мог бы стоить разведчику жизни.

    Вынужден констатировать, что, к сожалению, не обошли фильм и серьёзные, вызывающие негодование, огрехи. Так, например, в тексте шифрограммы с оперативным заданием и штирлицевское разведруководство, и высшее руководство Третьего Рейха, имеют совершенно одинаковое конспиративное наименование — «Центр» (оба с заглавной буквы). Неужели у авторов, во избежание путаницы, не хватило фантазии дать им разные названия, скажем, советское разведкомандование условно обозначить «Ставкой», а за немцами сохранить «Центр»? Просто по прочтении шифровки невольно возникает впечатление, что и фашисты, и советский разведчик Исаев, работали на один и тот же мистический «Центр», а это некоторым образом набрасывает на создателей тень подозрений в криптографической и конспирологической неискренности.

    Что касается других персонажей, то более всех остальных симпатизировала радистка Кэт. Наблюдая её лучистые глаза, ей поистине сопереживаешь. Также не оставляют равнодушным ни совестливый пастор, пускай и сотрудничающий с фашистами ради блага семьи, ни профессор-недотёпа, хоть и совершивший прокол, но реабилитировавшийся ценой собственной жизни.

    Финал кинокартины знаменует сакраментальная фраза: «Мир ещё не завоёван…». Может статься, что скоро всё кардинально изменится…

    14 декабря 2014 | 22:35

    В сериале как ни странно не семнадцать серий, и повествование начинается не сном Максима Максимыча, засыпающего в своей машине, превращаясь в фон Штирлица, уклоняющегося от хитроумных нападок проекций Мюллера и агентов гестапо, и переходящего на следующий уровень сна в кабачок для ожесточенной схватки интеллекта с Фрау Заурих, теребя в его руках личный тотем, символизирующий надежду на спасение (срыв сепаратных переговоров). Тридцатиминутный сон за рулем автомобиля, трансформирующийся в семнадцать дней в нацисткой Германии, переходящих в двадцатилетний побег за рубеж от неуравновешенной жены — это уже совсем другая история. Даже «бедные» немцы и «коварные» коммунисты — это отнюдь не сюжет нового трэша с Джоли, а народный сериал столь любимый зрителем.

    Пусть вас не вводит в заблуждение штандартенфюрер СС позволяющий себе перед секретной операцией выпить стакан пива, и после этого лихо направляющий машину по разбитому бомбами Берлину. И не смущает тот факт что, пока в 1973 году Андрей Миронов в России подрабатывал гидом для группы итальянских туристов, в число которых входил хромой профессор Плейшнер (неудачно вывалившийся из окна дома на Цветочной улице), его дочка Маша Миронова неосознанно играла роль сына пианистки Кэт. Ведь перед нами культовая классика и шедевр отечественного кинопроизводства, его так приятно пересматривать в достойной реставрации черно-белого изображения и звука от киновидеообъединения «Крупный план» (в отличии от урезанной колоризацией версии).

    Замечательная игра наших актеров, создавших потрясающий актерский состав. Тонкая игра Тихонова, вероятно лучшая роль Броневого, искристое исполнение Табакова. Великолепная Мильтон и загадочная Светличная, тихая Градова. Добросердечный Плятт и неуверенный Евстигнеев, напористый Дуров. Красавец Лановой и изысканный Гафт, бравый Куравлев. Все это дополняется божественным голосом Копеляна, великолепными песнями Кобзона, на стихи Рождественского под музыку Таривердиева. Фрагменты разобранные на цитаты и крылатые фразы с экрана прочно вошедшие в обиход, не говоря уже о благодатной почве для создания баек и анекдотов, да квестовых компьютерных игр.

    Сериал Лиозновой и повесть Семенова взаимодополняют друг друга, так читая можно вникнуть в интимные подробности выражения своей преданности к фюреру от Гессе, а наблюдая за видео-повествованием насладиться исполнением про себя песни Исаевым. Добротная экранизация иногда дословно цитирующая книгу, разумно дополняющая и вдохнувшая жизнь в ставших знаменитыми персонажей. И пусть факт того что так глубоко в фашистскую организацию не мог внедриться никто из славян, и что появление русской жены в полном шпиков Берлине — это залог полного провала, но ведь не будь этого и жизнь на улицах не замирала бы на те мгновения пока он первоначально транслировался по телеканалу, а склонные к мелодраматизму дамочки не стирали бы слезы глядя на немую сцену встречи в кабачке.

    9 августа 2010 | 21:47

    Один из лучших шпионских фильмов (именно фильмов, а не телевизионных сериалов), если не лучший вообще. Гениальнейшая и максимально точная экранизация романа Юлиана Семенова. Отменный подбор лучших актеров: Л. Броневой, Р. Плятт, Е. Евстигнеев, О. Табаков и конечно В. Тихонов, который стал кумиром для подражания, благодаря великой актерской игре. Этот фильм стал незыблемым памятником все тем жертвам второй мировой войны, где в безжалостной схватке интеллекта и силы, рождались герои.

    11 апреля 2007 | 14:36

    Я долго думал, а стоит ли вообще писать какое-то подобие рецензии на эту классику советского кинематографа. Мол, ну все ж и так вроде знают, что это один из тех сериалов, которые однозначно стоит посмотреть. Однако затем я подумал — а сколь часто можно вообще услышать что-то об этом произведении? Кроме анекдотов, пожалуй, что и ничего. Да и анекдоты отрастили уже такую бороду, что о них и не вспоминают, как правило. Так что по здравому размышлению — если когда и стоит писать рецензию на этот многосерийный фильм — то это сейчас.

    Сериал рассказывает о семнадцати днях весны 1945 года. Последней весны существования Третьего Рейха. В то время, как силы союзников бьют фашистов по всем фронтам, в Берлине немцы отнюдь не предаются панике. Многие уверены, что череда поражений не вечна, и ход войны ещё переменится. Более реалистичные же начинают наладить контакт с Западом, надеясь заключить союз с США. В центре всего этого находится штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик под прикрытием. Он получает шифровку от своих о переговорах с Западом и что им нужно помешать. Но кто пытается раскурить трубку мира с американцами и как именно этому можно помешать — воистину задача для неординарного ума. Коим и является Штирлиц…

    Прежде всего стоит сказать, что сюжет крайне умело построен. Каждая серия нагнетает интригу. Например, в течение всей первой серии мы ничего не знаем о том, что Штирлиц на самом деле разведчик. Лишь в самом конце серии он получает шифровку и мы понимаем, кто он. На конец второй серии припасено хладнокровное убийство. В третьей начинается большая игра — Штирлица начинают проверять. Никто не подозревал его, просто были некоторые странные факты о нём, которые было решено проверить. При этом никто поначалу даже не сомневался в том, что проверка ничего не покажет. Вот только обстоятельства сложились так, что Штирлиц начинает отплясывать лезгинку на острие ножа.

    Всё это невозможно было бы реализовать хорошо, если бы не актёрская игра. Честно сказать, среди всех отсмотренных мною фильмов этот пожалуй, самый гениальный в плане актёрской игры. И дело даже не в том, как отыгрывает Вячеслав Тихонов (Штирлиц). В конце концов, поставить хорошего актёра на главную роль не такая уж проблема. Но как играют абсолютно все актёры в этом проекте — вот это и впрямь поражает. Как отыгрывают молодой Табаков (Шелленберг) и уже тогда стареющий Леонид Броневой (Мюллер). Броневой в особенности. Но и все остальные играют не хуже. И то, как это всё складывается в общее впечатление, как это всё выглядит на экране — поражает.

    Слегка нивелируется это всё длинной экспозицией. Первые две серии смотрятся в натяг, затем появляется интерес, который лишь к пятой серии приковывает к экрану. Опять же, сказывается тот факт, что каждая серия длится не меньше часа. И при этом это именно что многосерийный фильм, у него не сериальная структура.

    Снято всё тоже очень необычно. Сегодня так не делают. Переходы, ведение камерой, крупные кадры на лицо. И понятно, почему так не делается — потому что актёрская игра. В современных сериалах такую актёрскую игру просто не смогут показать.

    Местами, правда, это играет против картины. Есть одна сцена где-то в третьей серии, с которой мне пришлось просить отдельного пояснения. Что это было, почему это так сделано. И ответ таков, что я бы ни за что не догадался. Почему она осталась без комментария со стороны обычно разговорчивого закадрового рассказчика?

    Пожалуй, ближайшее сравнение, которое возникает у меня — это советский же Шерлок Холмс, и, как ни странно, британский Шерлок. Потому что по сути, каждая серия «17 мгновений» построена вокруг некоей загадки. Задачи, которая стоит перед Штирлицем. И зритель не понимает, как это вообще можно решить, как провернуть. А затем Штирлиц находит решение и всё, разумеется, оказывается элементарно. Коренное отличие, однако, в том, что здесь есть сквозной сюжет, на котором всё повязано. И потому каждая решённая задача вызывает проблему на следующем этапе. Отсюда идёт нагнетение ситуации и потому к последней, 12-й серии, накал страстей нешуточный.

    Небольшая деталь, не относящаяся к качеству сериала. Вступительный кадр к каждой серии говорит, что снято это «Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького». То есть фильм предназначен для юношей. Фильм про войну, шпионов и убийства. Сегодня ни у кого не хватит яиц снять подобный проект и представить его, как ориентированный на подростков. Да в конце концов, мне сложно представить подростков, которые бы такое стали смотреть. Поэтому я сейчас, пожалуй, обращаюсь к людям около 20 лет. Которые, как и я, до сих пор не смотрели этот фильм. А должны бы.

    10 из 10

    От этого фильма ничего не убавить, да и добавить нечего. Это действительно тот фильм, который стоило бы проходить вместе с литературной классикой, но в школах не проходят историю кинематографа. Насколько я знаю, даже какие-либо попытки рассказать историю искусств были давно оставлены. Резюмируя вышесказанное — если вы уже смотрели этот сериал, полагаю, можно бы и пересмотреть. А если нет — то бегом! Это же… Ну, блин. Это классика.

    21 июня 2016 | 14:14

    Очень сложно писать что-то о картине, которая всеми признана и считается у многих наших соотечественников любимым фильмом. Сложно даже как-то критиковать, высказывать недовольство некоторыми моментами. Ведь этот сериал действительно считается одним из лучших произведений советского кинематографа. К своему стыду я ни разу не смотрел его от начала до конца. Конечно, каждые майские праздники, его обязательно показывают по нашему телевидению и кусками, какими-то урывками, я все же наблюдал за этим фильмом. Однако, вот так, чтобы с самого начала и до конца, не смотрел ни разу. Я решил исправить эту оплошность, замазать отчетливо видный пробел на моей кинематографической карте.

    В этой картине снимаются замечательные люди. Актеры, имена которых на веки останутся в памяти всех почитателей кино. Главную роль, роль знаменитого Штирлица, играет прекрасный актер Вячеслав Тихонов. Образ, который ему удалось передать на экране, не спутаешь ни с чем. Слова и фразы его героя уже давно разобрали на цитаты, а жесты, мимику, наверное, уже никто никогда не сможет повторить! Кстати, на протяжении всего сериала незаменимым спутником Штирлица является сигарета. Боже мой, я даже боюсь представить, сколько скурил Тихонов за время этих съемок!

    Конечно, помимо Вячеслава, в этой картине снимается очень много великих актеров. Это и Броневой, и молодой Табаков, и Гафт, Екатерина Градова, Юрий Визбор, Евгений Евстигнеев. Перечислить всех просто не хватит листа. Вот, кстати, о Евстигнееве. Для меня это была первая его роль, в которой он предстал не в комедийном образе. Первый раз я видел Евстигнеева в роли серьезной, без капли смеха. На это было интересно посмотреть. Скажем так, очень необычно. Также, был удивлен, когда узнал, что режиссером этой картины была женщина — Татьяна Лионозова. С ее работами я прежде не встречался. Фильм получился таким «мужским», что когда узнал, был сильно удивлен.

    Ну вот, собственно, я все так красиво расписал, такими красивыми словами, а итог у меня получиться немного иного плана. Несмотря на то, что игра актеров здесь на очень высоком уровне и фильм практически всеми признан как лучший советский сериал, я не могу сказать, что получил массу удовольствий, просматривая его. Вот не знаю почему. В некоторых моментах становилось откровенно скучно. Порой мне виделись совершенно не обязательные сцены. Например, сцены в зоопарке с животными, которые растянулись на добрых минут пять. Сложно, очень сложно высказывать недовольство по этому фильму. Поэтому я ограничусь словами, что, видимо, это на любителя. Или просто мы, молодое поколение, немного по-другому понимаем жанр шпионского боевика. Не знаю. Однако, все равно, я считаю, что это должен посмотреть каждый уважающий себя киноман, хотя бы для того, чтобы понимать, что с огромным интересом смотрели наши отцы не в силах оторваться от экрана.

    6 из 10

    10 ноября 2010 | 20:28

    Писать о таких картинах непросто. Ведь для того, чтобы прикасаться к шедеврам, нужно понимать всю ответственность: позолота от шедевра остается на пальцах навсегда…

    Это не просто кино. «Семнадцать мгновений…» — это целый мир, существующий по ту сторону экрана. И нам, зрителям, странным мистическим образом кажется, что фильм не заканчивается, герои продолжают жить своей отдельной жизнью где-то там… в далекой, ушедшей от нас стране.

    Да, прошлого не вернуть. Но так хочется, чтобы вернулись и были рядом Штирлиц-Тихонов, Шелленберг-Табаков, Мюллер-Броневой, Кэт-Градова. Какие роли сыграны, какие типажи созданы невероятно талантливыми актерами!

    Фильм получился не просто о мгновениях одной победной весны. Это мгновения, которые снова и снова проживает огромная страна, сопереживая героям и заново участвуя в событиях!

    10 из 10

    11 октября 2009 | 12:13

    «Поздней ночью советский разведчик Максим Исаев появился в Берлине. У него были документы на имя штандартенфюрера СС Штирлица. Ничего не выдавало в нём русского разведчика. Даже болтавшийся у него за спиной парашют и автомат ППШ»

    Так гласит старый анекдот. Ну а если серьёзно, то советский сериал «17 мгновений весны» был в свое время настолько популярен, что по нему не только сочиняли анекдоты. Во время показа сериала в 1973 году взволнованные зрители постоянно звонили домой режиссёру, Татьяне Лиозновой, чтобы узнать, что же будет дальше. Более того, все воры в Москве не работали в то время, наслаждаясь этим фильмом дома вместе с остальными зрителями. Объяснить такой успех, я думаю, несложно, нужно просто прочувствовать этот фильм.

    Сам я посмотрел этот фильм (в чёрно-белом варианте) совсем недавно на кассетах, записанных мамой. Именно она подтолкнула меня взглянуть на сей шедевр, и я не скажу, что пожалел об этом. Фильм очень душевный и невероятно добрый, при том ещё, что у него ТАКОЙ захватывающий сюжет. Неважно, что тут нет никакого экшена, спецэффектов и прочего, что интересно зрителю сейчас. Правда, самая первая серия не такая уж и интересная и даже нудная, но… Досмотрите её до конца, и вы не пожалеете. Если бы я до просмотра не знал бы, что Штирлиц — это советский разведчик Исаев, то я сразу бы заинтересовался. Далее вы точно будите просто подпрыгивать от волнения и переживания за героев.

    И хотя в фильме есть самые различные ляпы (ничто, к сожалению, полностью не совершенно), причём немало — и исторические неточности, и какие-то логические неувязки, географические, технические и костюмные ляпы. Однако, кого это волнует? Ведь зритель просто смотрит, наслаждается фильмом, восторгается актёрами и любит это кино. А «17 мгновений» есть за что любить и есть, чему тут восторгаться.

    Кстати, самая трогательная сцена в фильме, которую потом много раз обсуждали (я имею в виду немую сцену встречи Штирлица с его женой) в сценарии не было. Её придумала Татьяна Лиознова, говорят даже, что сняли её с первого дубля.

    Музыка в фильме очень красивая; то, что к этому приложил руку Микаэл Таривердиев я догадался без труда — здесь в некоторых моментах отчётливо слышатся фортепьянные аккорды из «Иронии судьбы».

    Актёрская игра. Вячеслав Тихонов навсегда запомнился зрителю, как Штирлиц, это его самая яркая роль. И хотя до этого у него была не менее интересная роль князя Андрея Болконского в «Войне и мире», и всё же роль Штирлица — это его коронная роль. Леонид Броневой сыграл Мюллера, это — первая роль, принёсшая в то время 45-летнему актёру известность (кстати, вот ещё анекдот: «Штирлиц выстрелил Мюллеру в голову, но она отлетела от него. «Броневой», — подумал Штирлиц»). Любопытно, что у режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. И поэтому образ, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала. Мне очень понравилась сцена, когда Мюллеру докладывают об отпечатках пальцев Штирлица. Вернее, очень интересна его реакция…

    То, как сыграл этот главный дуэт, это нереально повторить снова. Гениально! Хочется отметить также Екатерину Градову (Кэт), Евгения Евстигнеева (Плейшнер), Леонида Куравлёва (Айсмен), Ростислава Плятта (пастор Шлаг), Олега Табакова (Шелленберг; кстати, актёр так реально был похож на своего прототипа, что после выхода фильма Табакову пришло благодарственное письмо из Германии от племянницы Шелленберга).

    Мой вердикт: Один из самых известных и невероятно интересных сериалов, он бессмертен, в этом сомнений нет. Душевно, гениально, захватывающе и по-доброму. Я обязательно посмотрю фильм ещё раз, и в цвете.

    10 из 10

    Классика советского кинематографа!

    4 апреля 2010 | 12:44

    Шедевральный советский сериал о собирательном образе героя-разведчика Штирлице.

    Содержание — вот основа сериала: содержание разговоров, внутреннее содержание героев, содержание действий на экране — всё это дает почву для постоянных размышлений. Всё содержательно, глубоко, осмысленно, логично, красиво, с одной стороны, и трагично, с другой.

    Вячеслав Тихонов — эталон мужской красоты, как внешней, так и внутренней. Это Вам не Джеймс Бонд и Итан Хант в разном исполнении. Здесь всё натурально, естественно, без спецэффектов.

    Я даже представить себе не могу, как можно было так тонко передать ту военную атмосферу волчьего лагеря, ее напряженность, безысходность, коварность. Один небольшой и незаметный человек был противопоставлен целой Машине, Системе, Государству, сколько мужества надо иметь, чтобы работать в таких условиях. И как все эти эмоции передал В. Тихонов, нет слов!

    У меня выступают слезы, когда Штирлиц, запершись в своем доме, один в этом злом и чуждом для него мире, слушал по радио советские песни под печёную картошечку и рюмку коньяка, сколько боли и горечи было в его сердце в тот момент! А таких душещипательных сцен в картине очень и очень много.

    А как гениально передана тонкая психологическая игра между Мюллером, Шелленбергом и Штирлицем, между Штирлецем и другими людьми (пастором Шлагом, профессором Плейшнером, провокатором Клаусом), а отеческие отношения с фрау Заурих, а помощь своему товарищу по лагерю Кате, на такой игре можно вырастить не одно поколение разведчиков. А как Вам сцена обмена взглядами в ресторане между Штирлецем и его женой, она просто гениально сыграна!

    Изюминкой фильма явились мысли вслух Штирлица, не понимаю, почему так редко используют в настоящее время данный подход. Ведь такой подход дает возможность глубже понять те или иные события картины, поступки героев. Также плюсом картины являются документальные хроники тех времен, что дает возможность окунуться в данную атмосферу, прочувствовать ее достоверность и трагичность.

    Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв — вот настоящие мастера своего дела, вот кому веришь и ни капельки не сомневаешься в их игре.

    А самое интересное, что всем этим шпионским мужским балом руководила женская рука — Татьяна Лиознова. Ни один режиссер с той эпохи лично для меня так и не смог переплюнуть ее талант видения тех или иных сцен. Женщина лучше всех смогла поставить настоящее кино про мужчин.

    Хотел отдельно поблагодарить людей, которые придали данному сериалу цвет. Я все разы смотрел только цветную версию сериала.

    Вечная Слава нашим разведчикам!

    10 из 10

    24 мая 2016 | 11:19

    Меня восхищает в этом фильме то, что он умней меня. Я периодически пересматриваю его и, когда кажется, что вот сейчас-то, с высоты своего ума, я наконец-то пойму полностью этот фильм, он всё равно убегает вперёд, оставляя меня позади с недоумённым взглядом. Итог предсказуем: когда в последних сериях какой-нибудь Штирлиц говорит какому-нибудь Шелленбергу: Мюллер что-то знает о пасторе Шлаге, я хоть убей, уже не понимаю, почему Шелленберг вскакивает с фразой «Вы с ума сошли!». Я так запутался в этих шпионских играх, что безуспешно пытаюсь разложить по полочкам этот набор политических и шпионских взаимоотношений.

    И при этом, кино восхищает своей интеллектуальностью, стилем, сюжетом, который уже в те годы выстроен по законам жанра: разведчик несколько раз оказывается на грани провала, но его выдержка, характер, хладнокровность и самое главное — острый ум позволяют зрителю проследить за тем, как он будет выпутываться из ситуаций, которые чем дальше, тем опаснее для него. Как же прекрасен в этой роли Вячеслав Тихонов. Насмотришься на него и хочется где-то срочно достать столько же ума и выдержки. Без преувеличения, Штирлиц Макс отто — супергерой советского разлива.

    Да и вообще, чуть ли не по каждому персонажу следует писать не менее абзаца, ибо все они представляют людей, которым по долгу службы приходится быть умнее и хитрее противника. Целое собрание тактиков, стратегов, разведчиков, агентов, политиков, провокаторов и так далее и тому подобное. И все стараются быть умнее, подстроить какие-то провокации, просчитать тактические ходы, спланировать целые операции. Наблюдать — удовольствие.

    В общем, кино, которое лично мне хочется пересмотреть. Желательно раз в три-четыре года. Это, так сказать, мой личный интеллектуальный спарринг-партнёр. Когда я разберусь в этих шпионских и политических перипетиях, причём во всех, а не только в какой-нибудь одной главной сюжетной линии, я тогда пойму, что достиг просветления и вышел на недосягаемый уровень мышления.

    10 из 10

    21 июля 2014 | 11:51

    Позволю себе внести ложку дёгтя в бочку мёда. На мой взгляд, фильм очень надуманный, абсолютно лживый с исторической точки зрения, а в некоторых сценах попросту глупый.

    Сюжетных натяжек настолько много, что иногда неловко делается за авторов, в том числе и за самого главного — Юлиана Семёнова. Начнём с главного героя. Во-первых, агент в гестапо и РСХА у советской разведки был один — немец Вилли Леман, завербованный еще до прихода Гитлера к власти. Когда он был разоблачён в 1942 году (кстати, по вине руководителей нашей разведки), Гиммлер и Мюллер были настолько поражены, что даже не доложили об этой скандальной истории фюреру, а по-тихому прикончили беднягу. К чему я об этом? Штирлиц был бы простителен, коли действовал в кругу таких же вымышленных персонажей (как, к примеру, Белов-Йоганн Вайс в «Щите и мече»), в таком случае с него и взятки гладки. Но если вы вводите в число главных героев реальных исторических деятелей, то извините. Даже голливудцы до такого не додумались, чтобы в соседнем с Гиммлером кабинете орудовал некий шпион! Недаром генералы — реальные участники ВОВ были возмущены фильмом — мол, войну, оказывается, выиграл какой-то шпион!

    Художественные достоинства в картине, конечно же, есть — отличная игра большинства актёров, фразы, ставшие крылатыми и т. д.

    И если уж называть эталонный советский фильм про шпионов — то это «Мёртвый сезон», основанный, кстати, на реальной истории и сделанный гораздо более достоверно и со знанием дела (а сцена обмена вообще стала классической и не раз цитировалась даже в западных фильмах). К тому же, на мой взгляд, Банионис — актёр куда более разнообразный и талантливый, нежели всегда одинаковый Тихонов.

    5 из 10

    27 января 2009 | 11:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>