«Герой» — хороший фильм. Не из-за воздушных пируэтов или ментальных схваток — подобная восточная экзотика уже давно стала частью азиатского фольклора и воспринимается спокойно. Но из-за отношения режиссера к истории, к своему народу, к людям, сражавшимся в различных армиях, но ставших единым государством.
Интересно, что такой взгляд принадлежит режиссеру Чжану Имоу.
Чжан вырос в семье, поддержавшей Гоминьдан, китайскую партию, боровшуюся с коммунистической партией Китая. После поражения в гражданской войне Гоминьдан сбежал на Тайвань и организовал там правительство в изгнании. Сторонники Гоминьдана и их родственники, в том числе Чжан, прошли идеологическую реформацию культурной революцией Мао Цзэдуна. Этот период Чжан назвал «потерей десяти лет».
Снимая фильм об объединении обособленных провинций в единое государство, Чжан удержался от творческого реваншизма и современных политических аллюзий. Режиссер передал тему гражданской войны, противостояния и раскола в обществе, как человек, переживший подобные события и сумевший остаться над схваткой.
Чжан рассказал о судьбе государства. Результат режиссерской работы — поэтичен, живописен и глубок. Но самое прекрасное, что есть в фильме, это начальная фраза «герои есть по обе стороны». Чжан сразу настраивает зрителя на восприятие единого народа, а не истории о дроблении Китая на своих и чужих. Такой подход — очень правильный для общества. В нем нет социального конфликта, нет «авторских трактовок», отсутствует идеологическая конфронтация. Есть общая, важная веха в развитии страны.
Имоу рассуждает о войне, но у него обе стороны — это его народ. Народ и благополучие государства — высшая цель, ради которой можно и умереть. Ведь безымянный герой Джета Ли именно потому и герой, что добился своего, получил возможность нанести удар императору, но понял императорский замысел и признал, что действия императора служат величию Китая.
Тема сиюминутных страстей и высшей цели дублируется Чжаном в отношениях Сломанного меча и Летящего снега. Если на макроуровне государство терзает война, то на личностном, микроуровне героев терзает внутренний конфликт.
Один из самых страшных конфликтов — предательство любимого человека. Но и на микроуровне конфликт можно пережить. Сломанный меч и Летящий снег остаются вместе. Пусть через страдания и боль, но боль живет в прошлом, не мешая совместным усилиям для достижения главной цели.
Это очень хорошее кино. Содержательно богатое. Позволяющее не только насладиться красотой постановки, императорским дворцом, масштабом массовых сцен, эстетикой кадра, поэтикой боев, диалогами персонажей, но и задуматься об истинном смысле картины: герой не тот, кто следует за своими желаниями, а тот, кто отказывается от желаний ради высшей цели.
Фильм рассказывает о покушении на убийство первого императора Китая Цинь Шихуана, еще до того как он окончательно сформировал свою империю. Согласно историческим сведениям, формирование империи обошлось для народа большой кровью и было следствием жестокой тирании Шихуана. По сути, он насильно объединил 6 княжеств с различными культурами, традициями и мировоззрениями. Конечно политика Шихуана созвучна с политикой многих диктаторов 20 века, и когда фильм выходит в коммунистическом Китае в 2002 году, то становится невозможным отделить изображение событий древности от современной истории.
Фильм поднимает вопрос: на что нужно пойти, чтобы создать сильную империю? И предлагает довольно проблематичный ответ.
Однако, феномен режиссера Чжана Имоу, это история непобедимой силы высказывания, не поддающегося никакой цензуре. Во-первых, этот режиссер стал настолько знаменитым и коммерчески успешным и в Китае и за его пределами, что любая попытка его цензурить, государству обойдется дорого. Во-вторых, Имоу прекрасно сохраняет статус кво, так как ему удается привнести крайне критическую точку зрения в отношении государственной политики в казалось бы полностью пропагандистский фильм. Это мы и видим в конце «Героя». Советую обратить внимание на то, что проговаривается в конце фильма и то, что показывается. Вполне возможно, что вы увидите две абсолютно противоположные точки зрения.
Над созданием фильма работали хореографы матрицы, а также оператор Кристофер Дойл (Любовное настроение). Помимо этого, главные роли в фильме исполнили Джет Ли, и главная пара из того же любовного настроения — Мэгги Чун и Тони Люн. Здесь они также играют любовников, только в эстетике Уся, (фильмов о боевых искусствах). Это фильм невероятной красоты хореографии и поэзии кадра, которая играет важнейшую роль в формировании финального высказывания.
Третий век до нашей эры. Китая, как мы его знаем еще нет. На его территории располагаются более ста княжеств, от довольно крупных до совсем мелких, которые постоянно выясняют между собой отношения. Это время называется эпохой Воюющих Царств. К 221 году до нашей эры правитель царства Цинь по имени Ин Чжен (позже названный Цинь Шихуанди и известный под этим именем) огнем и мечом объединил разрозненные княжества и создал первое в истории централизованное китайское государство. Действие фильма происходит немного раньше этого времени, когда Ин Чжен уже владеет царством Цинь, но еще только собирается захватить остальные крупные княжества, чтобы объединить страну.
Главный герой фильма – Безымянный, как он сам себя называет. Этот воин уничтожил трех самых искусных и прославленных в ратном деле врагов царства Цинь, которые в прошлом уже покушались на жизнь Ин Чженя и за головы которых была объявлена огромная награда. В начале фильма Безымянный прибывает ко двору правителя и рассказывает, как он смог победить его врагов. Однако, проницательный Ин Чжен понимает, что, возможно, это ложь, используемая для того, чтобы подобраться к нему максимально близко и совершить очередное покушение на его жизнь.
Режиссер Чжан Имоу собрал все самое лучшее (начиная с себя), для создания этой исторической картины. Сюжет касается одной из главнейших вех в истории Китая и самого первого настоящего китайского императора. Для китайского народа это по важности примерно, как для нас история крещения и объединения Руси князем Владимиром. Музыку к фильму написал Тань Дунь, получивший ранее «Оскар» за лучший саундтрек к «Крадущемуся тигру, затаившемуся дракону».
В главных ролях весь цвет актерского цеха Китая на начало нулевых, кроме Чоу Юн-Фата и Джекки Чана. В главной роли Джет Ли, остальные исполняют Тони Люн Чу Вай (Любовное настроение, Чунгкингский экспресс), красавица Мэгги Чун (Любовное настроение, Полицейская история 1-2) поразившая меня в самое сердце в «Пока не высохнут слезы», Чжан Цзыи (Крадущийся тигр, затаившийся дракон, Дом летающих кинжалов) и Донни Йео (фильмы про Ип Мана). Так же в помощь была привлечена вся доступная на то время мощь визуальных спецэффектов и почти 20 тысяч военнослужащих для батальных сцен уровня Куросавы.
В итоге получилась картина невероятной зрелищности, которая, несмотря на практически непрерывный махач, выглядит красиво, имеет интригующий сюжет, любовную линию, нехилую драму и небанальную концовку. И все это грамотно упаковано в полтора часа экранного времени (толстый намек всяким любителям растянуть драчки на 2,5 часа). Да, можно возникнуть на тему, что драчки эти нереалистичные, что еще за прыжки по воде и бег по воздуху? Человек не может рассечь двадцать связок с циновками, пока падает чашка! Однако, нужно вспомнить о каком временном периоде идет речь. События происходят до нашей эры, еще раз повторюсь. Так что относитесь к этому, как к старинной легенде. У вас же не бомбит, надеюсь, от Ильи Муромца и Добрыни Никитича, которые вырывали с корнями дубы и дубасили ими по башке печенегов? Так вот и здесь «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя» (с)
Еще сейчас могут встрепенуться любители истории и сказать «да кто он такой, этот ваш экранный Цинь Шихуанди? Что это за романтизированный образ того, кто залил страну кровью и творил всякую опричнину?» С одной стороны они правы, с другой, не наше это дело, пускай китайцы сами решают, нравится он им или нет, а с третьей, несмотря на проводимый террор этот чел реально объединил страну, провел множество реформ, начал строить Великую китайскую стену и стартовал еще множество больших проектов, которые отчасти развалили страну обратно после его смерти, но начало было положено и отрицать это бессмысленно. Мы тут вообще-то про кино говорим, а не про исторические хроники, а в кино автор имеет право на все, что захочет, в рамках уголовного кодекса. Так что красиво, зрелищно, масштабно, концовка до слез, а ломать копья за правдивость сюжета оставим историкам.
Удивительная картина, которую невозможно до конца понять в переводе. Потому что настоящая многосложность здесь возникает не только при помощи смены цвета, заворажающих видов внутреннего Китая с Алашанем, символизма или невозможной поэзии битв. А поэзия эта нешуточная. Почему-то даже захотелось достать с дальней полки старый сборник «Поэзия эпохи Тан» и перечитывать всю ночь...
Нужно уметь мыслить образами китайской культуры, которые рождает язык. Тогда и становится ясным, что «Все под небесами» это же не просто про Поднебесную и принесение себя в жертву общим идеалам. Хотя элемент заочной полемики с Достоевским присутствует. Да, счастье одного человека стоит гармонии для миллионов. Это постулируют как данность. Но эта философия не только про этику долга перед государством, но еще и определенное эстетическое переживание. Не только ради чего можно погибнуть. Но и как жить. И такое глубокое конфуцианское рассуждение является для мирового кинематографа уникальным. Думаю, что и в национальном китайском оно достаточно редкое и несводимо к простой агитке.
Но даже не беря эти соображения в голову, это кино просто интересно смотреть. Оно сделано хорошо сценарно и технически. Актеры и музыка в нем очень нестыдные. Лента держит во внимании, когда нужно вызывает слезы. В общем, безусловно смотреть.
Тут есть тот, который любил говорить в звёздной саге: «Сила течёт во мне, и я един с силой»
Во мне тоже течёт сила Бога Моего, сокрушающего всех врагов моих: бесов, сатану и тырым-пырым. В этом фильме у людей, как видится, много врагов. Что и говорить: человеку иной раз даже повода повраждовать не нужно. Неутолимая жажда власти, денег, золота, девок, земли, чужой земли и т.п. всё и так сделает, рождает ненависть к тем, кто у вас на пути.
Люблю Советский Союз за его желание уровнять всех и вся, чтобы не было у кого-то больше денег, больше, власти, машин, дворцов, яхт и т.п. - то есть унять зависть и похоть к богатствам ближнего. Хотя в рамках этого мира такая задача нереализуема в принципе, так как зло уже в сердце человека тлеет от рождения (то есть тайное знание добра и зла, что подробно объясняется в библии с самого начала).
Не люблю США за их капитализм и форму римской демократии. Во-первых, капитализм по своей сути поощряет зависть, хотя и двигает человека больше работать, чтобы получить желаемое, но порабощает это же. Во-вторых, римская демократия в итоге всегда кончается диктатурой - американцы сегодня, используя силу, в том числе экономическую, диктуют свою волю не только окружающим, но и вообще странам, находящимся от них далеко за океаном. Зато по американским технологиям и лекалам снимают все шедевры мировой синематографии. Что и говорить, капитализм везде правит сейчас, даже в матушке России - будь он неладен.
Люблю Китай, хотя мне всё равно до него (далеко он от меня, но я там был однажды в реале, а не по видео из Ютуб - хотя по видео куда как больше можно увидеть и узнать, да и ходить долго по другим странам и местам мне сейчас не с ноги). Чудесная страна, где много откровенно бедных людей, есть чисто 'рисованный где-то на бумаге и в каких-то правительственных зданиях социализм' (его так даже просто путешествуя по городам и другим местам и не замечаешь, не чувствуешь нигде вообще), но на самом деле заправляет капитализм повсюду. Кстати, одна из немногих стран мира, где коррупционеров фатально эээ... борются с ними, короче, самым радикальным способом (прям как в СССР на ранних этапах), но и это не помогает - там воруют по-чёрному, прям как на постсоветском пространстве.
Наш фильм вроде о зарождении Китая, как общей нации, одной страны и т.п. Ну, мне это вообще не интересно. Столько в мире стран, а сколько их было в истории: почти бесконечно можно изучать всё это, набивать информацию в чертоги разума. Тут же лучше на постановку смотреть. Масштаб есть, интересные бои есть (чисто в восточном стиле, занимательная хореография), картинка правда кажется монохромной, хотя и в ней много цветов. Толи дело в старой плёнке, то ли это специальный такой эффект.
Вообще, конечно, жутко. Чем страна больше, тем больше нужно было когда-то пролить крови, разбить внутренних и внешних врагов, чтобы её объединить. А сколько всего нужно было сделать, чтобы закрепить кровавый успех. Правитель, конечно, важен. И он должен править.
_
Наш фильм не шибко цепляет сюжетом. Вот смотрю и строчу попутно, не понимая вообще о чём фильм. Он какой-то театральный, оторванный от реальности. Это как выступления в позднесоветское время вождей и т.п. - никто толком уже не понимал, что они говорят и кому... Но это в масштабе. Если фильм смотреть не в масштабе страны или правления, правителя, а сузить его до отдельных сцен с боёвками, атаками кого-то на кого-то, прогулками среди коридоров китайских жилищ и т.п. - вот этот визуал ещё можно оценить... это как прогулки в Ютубе, где авторы с камерой просто безмолвно ходят по разным местам... и ты просто смотришь без слов, ловишь отдельные звуки, наслаждаешься различными природными и урбанистическими пейзажами.
В остальном это какой-то затянувшийся файтинг симулятор типа Мортал Комбат или ещё чего... здесь в нарушение всех законов физики ('в чертогах разума', как говорит один герой) люди влёгкую летают выше в несколько раз роста своего... вертикально, горизонтально, под углом... повелевают ветром и ещё чем, бегают по воде (Иисус ходил, они прям бегают, словно олени... олени на воде). Почти фэнтези. Тут много такого в стиле 'почти фэнтези', хотя этот фильм не фэнтези, а больше как сказка. Я такое обычно не смотрю, просто на постере с ленты рекомендаций к просмотру на главной странице КП увидел чувака из Звёздных войн, хотя еще молодого. Забавный факт, кстати, вчера на главной странице в онлайне увидел: федеральные каналы доступны на КП даже без подписки.
Фильм Чжана Имоу одновременно существует в двух измерениях: эстетическом и политическом. Как произведение искусства он представляет собою настоящий шедевр. Глобальный масштаб событий (как в историческом, так и в буквальном физическом смысле), симметрия и глубина кадра, часто достигаемая за счёт протяжённого пустого пространства (например, неба или пустыни), яркие цвета персонажей и антуража, величественная и безмолвная красота пейзажей (горы, озеро, пустыня, облака), удачно выбранные ракурсы – все эти средства киноязыка искусно используются режиссёром, воплощаясь в прекрасную гармоничную кинокартину. В мире «Героя» не существует разрыва между человеческим и естественным. Напротив, природа является как бы продолжением мира людей: при гибели персонажа листопад окрашивается в кроваво-красные цвета, колебание пламени свечей отражает противоречивые порывы духа героя, ветер становится воплощением воли воинов. Персонажи «Героя» преодолевают не только пространство (поднимаясь над физическими законами природы), но и время. Всё самое важное происходит в застывших моментах: пока не упадёт прядь волос, капля крови или дождя.
Герой – это, прежде всего, боец. Поединкам отведено центральное место в повествовании. Характерно, что воинское мастерство отождествляется с музыкой и каллиграфией – все эти формы искусства по существу сводятся к достижению «высшего состояния». Сверхъестественная эквилибристика бойцов, представляющая собой полёт воображения, безудержное буйство красок, подчёркнутая символичность и условность происходящего – таковы художественные особенности «Героя». Не будет преувеличением сказать, что это весьма поэтичный фильм.
Идеология
Поэзия – необычайно мощное искусство не только в эстетическом, но и в политическом смысле. Не случайно ещё Платон изгонял из своего идеального Государства всех поэтов. В данном случае совершенная красота формы выступает аргументом в пользу идеи, лежащей в основе содержания фильма: «все под небесами». Небо – то Единое, что объемлет собой всё, возвышается и, соответственно, властвует над всеми. Проекцией Неба на Землю является власть одного над всеми – императора. «Захватить всех под небесами» – сакральная цель правителя, желающего установить космический порядок в мире людей.
Прежде чем персонажи осознают своё место и роль в универсуме, им предстоит пройти тройственный путь, который можно выразить разными формулами. По отношению к знанию он таков: ложь – заблуждение – истина. Его также можно визуализировать как триколор: красный – синий – белый. С точки зрения воителя, путь составляет последовательное прохождение трёх стадий: человек и меч составляют одно целое – меч только в душе – отсутствие меча и в руке, и в душе. А героический маршрут начинается с разжигания невероятной силы страсти. Следующий шаг – готовность пожертвовать своей жизнью. Но высшая форма героизма – это готовность пожертвовать не жизнью, но всеми своими страстями, то есть отказ от индивидуальности во имя Единого.
Не случайно истинный герой китайской нации – Безымянный. Образность фильма постоянно утверждает эту мысль. Безликие ряды царских воинов с достойным восхищения единообразием механицизма исполняют свой долг перед правителем. Все подданные выглядят и ведут себя совершенно однообразно – незыблемость закона не оставляет пространства для индивидуальности. Те же, кто не способны низвести себя до роли маленькой чешуйки на теле левиафана (кстати, вспомним, что традиционным символом Китая является морской дракон), не имеют место в царстве Единого. Лучшее на что им можно надеяться – это торжественный похоронный обряд и обретение «дома» по ту сторону жизни.
В III в. до н. э. царь Цинь Шихуанди одолел все остальные царства и таким образом стал правителем Единого китайского государства. В фильме он изображён мудрым и не боящимся смерти владыкой, который хоть и жесток, но действует во имя великой цели. На самом деле он был беспощадным тираном, не только умертвившим множество людей, но и приказавшим сжечь все книги на территории своей империи. К концу жизни Цинь Шихуанди настолько сильно боялся умереть, что в поисках эликсира бессмертия обратился к алхимикам, которые надоумили его принимать содержащее ртуть «лекарство». Закономерным последствием употребления ртути стало безумие и скорая смерть. Но даже в загробный мир он не был готов последовать в одиночестве. Вместе с владыкой было захоронено его воинство – терракотовая армия, состоящая, по меньшей мере, из 8 000 глиняных статуй. Скульптуры хоть и представляют собой индивидуализированные образы, но всё же составлены из ограниченного количества физиологических форм, соединенных различным образом. Итак, терракотовая армия индивидуальна в условном и весьма ограниченном смысле, что вполне соответствует логике единообразия. Именно на бойцов терракотовой армии больше всего похожи воины царства Цинь в фильме.
Исторический Цинь Шихуанди имеет мало общего с изображённым в фильме своим идеализированным образом. Также безымянный герой есть лишь фиктивная абстракция, идеальный гражданин с точки зрения авторитарной власти. Содержание фильма – идеология тоталитарного государства – представлена в совершенной художественной форме. Поэтому восхищаясь героем как эстетическим феноменом, не стоит забывать об опасности поэтики (иными словами пропаганды) как служанки политики.
Первое, что нужно знать про фильм Герой - это настоящий шедевр.
Второе, к этому фильму нужно относиться как к примеру кинопоэзии.
Потому что сюжет наполнен условностями, характерными для легенд или мифов. Он подаётся специфическим киноязыком, где важно все, даже второстепенные, незначительные детали: фон, цвета, костюмы. Каждый элемент имеет смысл для подачи истории.
Сам сюжет рассказывает о времени междоусобных войн в Китае, где каждый регион обладал своей самобытностью, но был зажат в своём развитии из-за непрекращающихся конфликтов. Династия Цинь успешно начала объединение Китая под своим управлением. Естественно, в регионах это расценивалось как деспотия и порождало кровавую реакцию. По ходу повествования раскрыты не только персонажи и их характеры, но и олицетворение разных мнений на политику.
Вывод фильма в том, что нужно следовать прогрессу. Он заключается не в красоте сражений, а в мудрости письменности. Один правитель, один язык, одна огромная страна.
Китайская компартия очевидно помогла этому фильму воплотиться. Для того чтобы показать разным этническим и социальным группам своей страны, бизнесменам, интеллигенции, а также всему западному миру, что в рамках единой системы координат (духовных ценностей) жить будет лучше и спокойнее. Не надо войн, нужен планомерный совместный рост. Чтобы все жизни, отданные кровавой борьбе, не пропали даром, а обрели смысл в сохраняемом мире и общем развитии.
Ps. Дополнительно хочется отметить, что в этом кино чудесные актёры, ошеломляющей красоты операторская работа и трогательная любовная линия.
Боевые искусства и музыка отличны друг от друга, но у них есть один общий принцип — и то, и другое стремится к достижению своего высшего состояния.
В целом.
Честно сказать, не считаю себя фанатом китайских сказок в стиле Уся про летающих людей, однако данный фильм явно выделил бы как исключение ибо он просто завораживает своей утонченной красотой.
Дизайн и операторская работа.
Сразу хочется выделить общую картинку ибо она просто сказочная. Весь фильм условно поделен на несколько сегментов, каждый из которых разительно отличается своими декорациями, природными пейзажами, цветами и динамикой.
Музыка.
Красивая и медитативная. Прекрасно дополняет визуальную составляющую.
Сюжет.
Переносит нас в Китайский эпос и затрагивает ценности и этику Конфуцианства: благородство, справедливость, долг, мудрость, честь, верность, достоинство, доблесть и другие.
Актерская игра.
Все актеры прекрасно передали общий дух, атмосферу, идею фильма и заслуживают похвалы.
Итого.
Очень красивый (как с точки зрения визуала, звука, так и идеи), медитативный фильм про человеческие ценности и идеалы.
Рекомендую фильм к просмотру фанатам средневековых картин в стиле Уся, Конфуцианских учений, красивых кадров и музыкальных мотивов в духе традиционных китайских звучаний. Если вы ожидаете драйвового боевика в средневековом сеттинге, легкого юмора или красочной мелодрамы (хотя тут она отчасти присутствует)- фильм скорее всего покажется скучным и нудным.
С VIII века в Срединном царстве (Чжун-го) или Поднебесной между собой боролось несколько мелких государств. В китайской истории этот период именуют «Борющиеся царства» (Чжаньго). Победителем из этого противоборства вышло царство Цинь. Его правитель принял титул императора (хуанди) и завершил объединение Китая. Но в глазах побеждённых народов он был только жестоким завоевателем. И множество великих духом людей сделали смыслом своей жизни убийство деспота. Вот только не всё, что кажется злом на расстоянии, оказывается им при более близком и глубоком погружении в суть вещей.
Чжан Имоу рассказывает если не ту же самую, то основанную на той же легенде историю об императоре и его убийце, что и Чень Кайгэ несколькими годами ранее. Но сюжет, стиль и общая композиция здесь совершенно иные. Повествование подобно большому клубку, смотанному из разноцветных нитей, каждая из которых придаёт новую тональность и красочность одним и тем же событиям. Цинь-ши-хуанди беседует с Человеком-без-имени, который раз за разом рассказывает одну и ту же историю, но всякий раз на новый лад. Каждый следующий вариант развития событий окрашен в свою особенную цветовую гамму и даёт собственную интерпретацию поступков персонажей и мотивов их действий. В красном (цвет любви и кровопролития) рассказе страстная любовь перетекает в ненависть и жажду мести. Голубые оттенки превращают историю в повесть о самопожертвовании великих людей во имя идеи и любви. В белый цвет силы духа и величия окрашен третий фрагмент. Зелёные краски проникают в рассказ вместе с надеждой и мечтой о будущем счастье и гармонии, которая чем труднее достижима, тем более желанна. Каждый вариант – это узкий взгляд на происходящее, искажаемое конкретным цветом/взглядом в определённую сторону. И только соединение и сочетание всех радужных оттенков даёт не только богатство палитры, но и широту охвата подлинного понимания истории в целом.
«Герой» - это синтез древних восточных традиций и искусства постмодернизма посредством кино. Режиссёр словно иллюзионист создаёт простор для всевозможных домыслов и интерпретаций. Множественные ассоциации и аллюзии ткут причудливый узор. Визуальная эстетика и завораживающая музыка во многих сценах подменяют собой диалоги и закадровый текст, оставляя простор для сотворчества зрителя. Здесь нет отображения подлинных событий китайской истории, но есть их мотивы. Созданная Имоу особая художественная реальность неисчерпаема в своей незавершённости. Прошлое сосуществует с настоящим, которое перекидывает жертвенный мостик для прихода грядущего. Нелинейная история основана на циклических повторениях, становящихся ключевыми характеристиками раскрытия сути.
Смысл «Героя» прочитывается, исходя из синкретизма восточного мировоззрения. Все китайские искусства взаимосвязаны. Достижение высочайшего мастерства в живописи, музыке, каллиграфии или даже боевом искусстве возможно только через предельное напряжение воли. Сосредоточенный дух способен объять собой всё мироздание, достигнув высшего уровня жизненной силы. Достигнув совершенства в каллиграфии можно тем самым открыть способ стать мастером боя. Ведь во Вселенной всё взаимосвязано. Космос – единая резонирующая система, гигантский мир-организм, в котором царит воздействие-отклик (чань-ин). Развитая личность предельным напряжением своей воли может воздействовать на Вселенную, и она откликнется в соответствии с силой и характером воздействия. Сила искренности и духовной сосредоточенности даёт способность творить почти невозможное. Недаром персонажи в кадре показаны в соответствии с композицией традиционной китайской живописи в неразрывном единстве с окружающим пространством. Все пейзажные виды в «Герое» предстают словно с горной вершины. Разные планы отделены друг от друга воздушной дымкой. А высокий горизонт усиливает ощущение бескрайности пространства.
Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье не осознаешь толщину земли. Ничто в этом мире не достаётся даром, а обретение не происходит без утрат. Так и вкус счастья возможно оценить лишь, потеряв его. Ради жизни и благоденствия многих нужны скитания и муки некоторых, возможно лучших сынов и дочерей своей земли.
Сегодня я попытаюсь рассказать о фильме 2002-го года «Герой», снятом режиссёром Чжаном Имоу, который также создал такие фильмы как «Дом летающих кинжалов» и «Великая стена» 2016-го года. В самом фильме снялись некоторые культовые актёры: Джет Ли, не нуждающийся в представлении, Донни Йен, которого можно вспомнить (или узнать) по картинам: «Блэйд II», «Шанхайские рыцари» и – из последнего – «Три икса: Мировое господство». Отдельно хочется обратить внимание на Чжан Цзыи, актрису, исполнившую роль второго плана, которая при этом была особенно сложной и напряжённой; ей пришлось в одном фильме показать и женщину сладострастную, и разочарованную, и ревнующую, и мстящую, и имеющую идеалы. И, как по мне, её игра достойна всяких похвал и наград, хотя, признаюсь, я не специалист-аналитик театрального искусства.
Чуть выше я сказал, что попробую рассказать про этот фильм. И это действительно так, поскольку я понятия не имею как такую кинокартину можно описать должным образом; её можно только смотреть, созерцать, чувствовать.
Для тех же, кто всё-таки желает прочитать специально осушённые слова, не способные передать атмосферу фильма, я продолжу.
Картина повествует о событиях, происходящих примерно в середине III-го века до нашей эры, когда некий Безымянный оказывается приглашён к правителю государства Цинь в знак признания заслуг первого. Сам фильм по большей части состоит из рассказа о событиях недалёкого прошлого, временами возвращаясь к моменту диалога. Что любопытно, рассказ ведётся об одних и тех же событиях аж целых три раза, но в абсолютно разных интерпретациях и толкованиях. Более подробно о сюжете говорить не буду потому только, что его извивы настолько непредсказуемы и при этом изящны, что лучшее, что я могу сейчас сделать для своего читателя и, надеюсь, будущего зрителя – это умолчать.
Однако кое-что обсудить можно и должно. Это художественные приёмы, используемые режиссёром в картине. Во-первых, необходимо отметить его игру с палитрой цветов: она настолько прекрасно коррелирует с повествованием и имеет огромное значение в повествовании; особое внимание отдано следующим цветам: красный, синий, белый, зелёный, чёрный, жёлтый. Второе, что нельзя проигнорировать, так это музыку, исполняемую на традиционных китайских инструментах и задающую тон событиям. Третий важный аспект – это традиционную для китайских фильмов неестественную акробатику; людей, непривычных к ней, данная особенность может несколько смутить, и это надо учитывать. Также очень качественно воссоздан антураж эпохи и подчёркнута красота природы.
Фильм, хоть и имеет свои недостатки (не всегда лучшие ракурсы; возможно, некоторая затянутость сцен; определённая историческая неточность: империя Цинь создавалась на основе философии легизма, а не конфуцианства, как было показано в кино; нереалистичность боёв; определённая нелогичность поступков), но является эстетическим по сути своей. Но, в отличие от уже однажды рассмотренной мной дилогии «Битва у Красной Скалы», эта картина не стремится к красоте ради неё самой.
В «Битве» целью режиссёра было передать историю максимально искусно и утончённо. Здесь же задача у Чжана Имоу стояла иная: подвести зрителя, хоть и жертвуя отчасти реалистичностью, с помощью красоты и гармонии к этическим темам, ставящимся в фильме. А нравственная проблематика здесь действительно очень хорошо представлена: вопросы чести, долга человека и государя, общего и частного блага, любви и ненависти, похоти и целомудрия, покоя духа и его же смятения и многие, многие другие. Вероятно, мне только кажется, но, возможно, всмотревшись в события кинокартины «Герой», можно увидеть все десять тысяч вещей, касающихся этики.
Однако прежде чем каждый вынесет свой вердикт относительно фильма, одну вещь стоит учесть: в этой картине самое важное – это переживание впечатления её целостности. Бессмысленно дробить её для анализа и для поиска недостатков; они есть, и они могут легко быть увидены. Но красота «Героя» от этого не меркнет. Ведь 'Всё под Небесами'.