всё о любом фильме:

Видеодром

Videodrome
год
страна
слоган«A terrifying new weapon»
режиссерДэвид Кроненберг
сценарийДэвид Кроненберг
продюсерКлод Эру, Пьер Дэвид, Лоуренс Несис, ...
операторМарк Ирвин
композиторГовард Шор
художникКэрол Спайэр, Дэльфин Уайт, Анджело Сти
монтажРональд Сандерс
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  673.2 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время84 мин. / 01:24
Телевизионный продюсер Макс Ренн, разыскивая свежее и оригинальное порно для своего кабельного канала, случайно натыкается на «Видеодром» — ведущуюся из ниоткуда передачу про секс и убийства, многократный просмотр которой разлагает не только психику, но и плоть человека…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
80%
35 + 9 = 44
7.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Из-за ограниченного бюджета Кроненберг не смог снять несколько сцен, в том числе финал, в котором Макс, Бианка и Никки появляются на съемочной площадке «Видеодрома». У Бианки и Никки — разрезы на туловище, из разрезов торчат мутировавшие половые органы. По другой версии, сцену не сняли, потому что Дебора Харри заболела, а Джеймс Вудс должен был уехать на встречу с родственниками. По третьей — продюсеры наложили на эту сцену вето из-за ее скандальности. Еще одна сцена, которая была в сценарии, но не попала на экран: телевизор Макса появляется из-под воды в его ванной, и при этом по нему идет передача. Съемочная группа долго искала способ избежать короткого замыкания; предлагался вариант, когда в пустом корпусе телевизора будет говорить живой актер; была идея использовать жидкость, не являющуюся проводником (такая жидкость стоила слишком дорого); предлагалось даже покрыть все детали телевизора изоляцией. Но, в конце концов, от сцены отказались.
    • Кассеты, которые засовывает в себя герой, — системы Betamax, потому что обычные кассеты системы VHS — слишком большие и неудобные.
    • Дебора Харри, играющая любовницу Макса, известна, в первую очередь, как солистка группы Blondie.
    • O’Blivion — стилизованное под ирландскую фамилию английское слово «oblivion», означающее «забвение».
    • Легенда о том, что телевизор может вызвать у человека опухоль или другие болезни, зародилась в 40-е годы, сразу же после появления телевидения.
    • Идея фильма возникла у Кроненберга задолго до начала работы над проектом. В ее основе — детские воспоминания о необычных передачах, которые будущий режиссер смотрел по канадскому телевидению.
    • Кроненберг долгое время не мог реализовать проект из-за высокой себестоимости, поскольку в нем должно было быть много спецэффектов. После успеха фильма «Сканнеры» (1980) Кроненбергу стали доверять более крупные проекты, и он смог снять «Видеодром» (1982).
    • Съемки проходили с 19 октября по 19 декабря 1981 года в Торонто.
    • Дэвид Цубоучи, который играет в фильме японского порнографа, впоследствии стал министром в правительстве провинции Онтарио. Оппозиция припоминала ему участие в этой картине на протяжении всей политической карьеры.
    • В сценах, где у героя появляется щель на торсе, Джеймс Вудс лежал на кровати под определенным углом, а сверху на него наклеивали муляж тела с разрезом. Позже Вудс признавался, что с тех пор не переносит, когда на него что-то наклеивают.
    • Когда снималась сцена в миссии «Катодный луч», было включено так много телевизоров, что от повышенного напряжения едва не загорелась электропроводка в здании.
    • Почти весь рекламный ролик фильма смонтирован на компьютере Commodore 64.
    • Прототип персонажа Брайана О’Бливиона — канадский философ и теоретик современных методов коммуникации Маршалл МакЛюэн (1911-1980). Дэвид Кроненберг был студентом МакЛюэна во время учебы в колледже.
    • Прообраз СивикТВ — торонтский канал City TV, который показывал в ночное время полупорнографические ленты. Одного из партнеров Макса называют в фильме «Мозес» — это отсылка к основателю City TV.
    • Энди Уорхол называл «Видеодром» (1982) «заводным апельсином» 80-х годов.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В раннем варианте сценария рука Макса превращалась не только в пистолет (что и происходит в фильме), но и в гранату…
    • Во время съемок сцены, в которой рука героя превращается в стилизованный пистолет, Вудс разыграл Кроненберга: измазал руку синей краской и заявил, что отморозил кисть.
    • Режиссерская версия фильма, выпущенная на кассетах и DVD, длиннее примерно на три минуты — в основном за счет более продолжительных сцен насилия. Например, в сцене убийства Барри Конвекса показан еще один выстрел.
    • Существует телевизионная версия с другим финалом. Если в киноверсии фильм заканчивается кадром с Джеймсом Вудсом, подносящим пистолет к голове, то в телеверсии после этого показывают лица других героев.
    • еще 16 фактов
    Трейлер 01:58
    все трейлеры

    файл добавилPluzhnikov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    Канадский режиссёр Дэвид Кроненберг приобрёл первоначальную известность благодаря фильмам ужаса и фантастическим лентам, которые он снимал в конце 70-х — начале 80-х годов. И его «Видеодром» создан как будто специально для теле- и видеоманов, проводящих всё своё время у экранов.  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 19 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Кроненберг для меня один из самых любимых режиссеров. Его «Видеодром», я пересматривал снова и снова. Сквозящая в фильме атмосфера безнадежности пленяла. Снова и снова, я пересматривал финальные кадры, где герой Джеймса Вудса остается наедине с собой, чтобы исполнить самое последние действие. Намного позднее я так же погружался в фильм «Автокатострофа», а затем в «Экзистенцию». Но «Видеодром» был первым. И я по-настоящему поразился, поняв, что фильм для меня устарел. Более старый, незатейливый «Судороги», до сих пор смотрится. «Муха» не утратила очарования. «Сканеры» все так же притягательны. А «Видеодром» — нет. Возможно спецэффекты, игравшие ключевое значение, перестали восприниматься, возможно переход от видеоленты к дискам сыграл свою роль или этот фильм нужно смотреть на выпуклом кинескопе старого телевизора. «Видеодром» превратился в памятник эпохи видео на постаменте из груды видеокассет. Очень жаль, если новые зрители не смогут увидеть в фильме того же, что видел я. Буду надеяться, проблема во мне. В любом случае, это классика своего жанра, ни поклонники Кроненберга, ни ценители старой фантастики не должны проходить мимо. Это достойное кино, попробуйте его посмотреть, но все же, сделайте ему скидку на возраст.

    Моя оценка

    9 из 10

    5 ноября 2011 | 23:22

    Одна из лучших работ канадского мастера. Этим фильмом Кроненберг показывает как видео способно вмешиваться в жизнь человека, изменять её, подчинять своей воле. Как и во многих других его работах атмосфера фильма мастерски поддерживается музыкой Говарда Шора. Фильм прекрасен, и не даёт зрителю отарваться от экрана — и в итоге Кроненберг ещё раз доказывает своё мастерство. Тем кто ценит хорошее кино обязательно следует посмотреть Видеодром. Выше любых похвал.

    10 из 10

    25 мая 2007 | 22:13

    Начну, пожалуй, с того, Кроненбергу полностью наплевать на сюжет, повествование, да и, впрочем, на самого зрителя, всегда у него так было в обиходе. Тут же Кроненберг с наглостью истинного извращенца, с изыском преподносит предсказание, пред-киберпанк, насыщенный садизмом по отношению к телевизионной сети.

    Демонстрация полового акта с иглой в ухо, избиение телевизора (возникнет аналогия с услугами виртуальных проституток, даю слово), прямым текстом заявляя о том, что появится мир, где у всех будут чужие имена, — интернет!

    Это вообще странное кино, умеющее, видом отдельных сцен, заставить упасть со стула, да и вообще с точки зрения кадра кино вряд ли имеет на сегодня равных по своей смелости в показе ужасающего. От него так и разит ультранасилием, в коем Кроненберг даёт себе оторваться по полной, под звуки удивительной музыки Говарда Шора.

    А вот теперь без дураков, кино длится меньше полутора часа, но меня жутко кидало от него спать, хотя и смотрел днём. Вопрос — «Что со мной не так?»

    По сути, странное дело, иногда Кроненбергу получается меня держать длительное время в интересе, а иногда вгонять меня в тоску. Я про все его фильмы. Однако ни как невозможно Кроненберга упрекнуть в его бездарности, всё же в деле слияния ужаса с чем-то ещё неповторимым, ему нет равных

    2 ноября 2015 | 07:17

    Если вы не знаете кто такой Кроненберг и сели просто посмотреть старенький ужастик, то увы, вас ждёт разочарование, фильм 80-ых годов и понятно дело, что спецэффекты давно уже устарели и способны если напугать, то только ребёнка, хотя я, например, получил удовольствие от работы гримёров, выглядело всё достаточно правдоподобно, также отсутствуют бу-моменты, типа, когда из-за угла кто-либо выпрыгивает, а зритель от неожиданности подпрыгивает до потолка и даже нет мало-мальского саспиенса, зато есть кое-какие умные мыслишки, которые достаточно хорошо реализованы, но беда, допереть до них не так уж просто, напишу о тех, какие мой мозг смог воспринять.

    Есть Макс, телевизионный продюсер, который ищет всякие разные порнофильмы для своего канала, он прям извёлся от желание найти что-то такое необычное и тут под руку подворачивается какая-то подпольная передача, под названием» Видеодром», которая несёт больше не эротический характер, а насильственный, там постоянно кого-то истязают или того больше, убивают, после неоднократного просмотра у Макса начинает ехать крыша и есть от чего…

    По смыслу этот фильм схож с «Суррогатами», только там была робо-тушка, которая заменила тебя в жизни, то есть отрывала человека от реальности, здесь же всё более реалистично, масштабно, за тему взято телевидение, которое также приковывает миллионы людей у голубого экрана, заменяя нам жизнь всяческими картинками, забавляя и отупляя в корень наш интеллект, разрушая психику, и более того меняя нас даже физически, ну посмотрите сами, нам постоянно показывают как мы должны выглядеть, и тут же толпа побежала в спортзал качать свою попу, в больничку, дабы накачать грудь и губки, наращиваем всё, что можно нарастить и вот мы уже идеальные телевизионные куклы, но это заблуждение, завтра идеалы поменяются и гонка за ними возобновится снова и с удвоенной скоростью, это замкнутый круг деградации. Что самое паршивое, всё это я понял держа в руках пульт от телевизора, воткнувшись в экран, дальше больше, теперь перед моим взором монитор и я для чего-то пишу эту муть, вместо того, чтобы жить, да, пускай я не болен заботой о своей внешности, я свободен от телевизионных глупых программ, но я раб других увлечений, у меня свой круг, он вне жизни и он такой же замкнутый.

    Также здорово показана жестокая, природная суть человека, каждый из нас играет свою социальную роль и их главных, две — палач или жертва, обычно они сокрыты, но есть люди, которые не стесняются своих наклонностей и выражают их, не обязательно в прямом смысле кого-то убивая или наоборот в желании быть униженным, хотя есть и такие, чаще всё это проявляется в простой бытовухи, в нашем общении с людьми, я не желаю анализировать кем являюсь я, но тех и других видел достаточно в равном количестве. Макс, герой фильма, даже не мог представить, в какие тёмные глубины своей души ему придётся окунуться, только от одной просьбы человека, сделать ему больно, трудно переступить этот барьер, но пути назад нет.

    Фильм буду рекомендовать к просмотру, он действительно неординарный, можно сказать трудный для восприятия, но я уверен, что каждый, что-нибудь своё да урвёт у фильма, короче, явно будет над чем подумать.

    Всем желаю приятного просмотра!!!

    4 августа 2014 | 19:53

    Представим себе сцену: человек сидит в темной комнате и смотрит телевизор. Экран освещает помещение белым светом, показывая то ли фильм ужасов то ли порнографию. Далее человек не выдерживает накала страстей и протягивает руку. Рука всё ближе и ближе к телевизору, экран пульсирует и изменяется, ладонь касается его поверхности и проникает внезапно внутрь, и вот уже человек не может её вытянуть, экран охватывает его руку полностью, притягивает к себе, зритель не способен сопротивляться и проваливается сквозь изображение. Думаю, у многих в голове рождалась такая сцена, в том числе и у Дэвида Кроненберга, что в итоге вылилось в его желание снять фильм про единство плоти, разума и телевидения. Кино вышло в 83-м и обрело название «Видеодрома», а этим человеком, слившимся с телевизором, стал харизматичный Джеймс Вудс.

    Его герой — продюсер небольшой телекомпании — в поисках материала для эфира набретает на странные видеозаписи пыток и убийств, транслирующиеся под названием «Видеодром». Материал горячий, продюсер заинтересовался и начал расследовать, кто же такое выпускает. В процессе расследования он утратит контроль над своим разумом и плотью, и вплотную столкнется с миром галлюцинаций, которые не всегда похожи на галлюцинации, и отличить реальность от фантазии будет совсем сложно…

    Фильм очевиден в своем развитии сюжета, то есть когда я думал над этой темой, в голове родился некий сценарный замысел, набор штампов, то самое первое и простое, что пришло в голову, и именно такой же набор мыслей был у Кроненберга. Фильм логичен и прям, тут нет каких-то внезапных поворотов сюжета, Кроненберг мыслит стандартно даже при таком нестандартном сюжете. Но предсказуемость событий и поступков главного героя не делает кино менее интересным. Погружение его в пучину Видеодрома затягивает и зрителя, а сцены трансформации плоти смотрятся впечатляюще даже при устаревших методиках создания спецэффектов. Отличный триллер про игры разума. Хотя его можно было бы сделать и лучше, кроме Кроненберга никто за это не взялся. И на том ему спасибо.

    9 из 10

    19 января 2009 | 10:05

    Психические заболевания тоже следят за модой. Если раньше с людьми общались демоны, духи, боги, ангелы, то теперь пациенты психиатрических клиник все чаще жалуются на неизвестное излучение, чипы, вмонтированные в мозг, лучи инопланетян и прочие технические новинки в стиле сай-фай. Если даже синдром «шоу Трумана», когда пациент думает, что является героем подобной передачи. Кроненберг в «Видеодроме» успел связать своё безумие с короткой эпохой VHS, предсказав все блокбастеры будущего, повествующие о слиянии человека и машины. Эта теплая, ламповая, философская страшилка вышла очень яркой. Спецэффекты в фильме не уступают, а местами и превосходят по реалистичности современные компьютерные технологии.

    Режиссер берется за очень сложную, страшную, табуированную тему. Он пытается изучить природу очень специфического удовольствия. Почему приятно смотреть на чужие мучения? Почему нам нравится жестокость в кино? Что лучше жестокость на экране или жестокость в жизни? Связаны ли они? И самое главное… что если вы вдруг узнаете, что все эти люди умирают на экране по-настоящему?

    Телевидение — первый шаг к созданию всемирной информационной матрицы, которая уже сейчас полноценно управляет обществом. Канадскому самородку Кроненбергу удалось разглядеть это явление в самом начале, предсказать вектор развития, написать об этом жуткую историю. За внешним корпусом триллера в фильме можно легко разглядеть стройную философскую теорию, которая тем более очевидна из двадцать первого века.

    Продюсер порноканала заразился загадочным медиавирусом после просмотра кассеты с одним особо жестоким шоу. Кроненберг смешивает реальность и галлюцинации пугающим образом, зритель оказывается захвачен этим бредом, не в силах отделить одну линию повествования от другой. Постепенно ничего логичного на экране не остается, мы видим лишь живописное безумие. Резкие переходы по ту сторону экрана не дают возможности различить кто зритель, а кто герой шоу. Жестокость, выпущенная на волю для потехи, для услаждения любителей подобных развлечений сжирает своего создателя без остатка.

    Это очень хорошее кино. Я остался под впечатлением. Всем рекомендую.

    19 сентября 2014 | 15:03

    Попытка дать оценку явления видеоиндустрии её собственными средствами, также парадоксальна как и деятельность профессора О`Бливиона. Оценивая деструктивные веяния медиа — тот уже сам является продуктом видоволн. Кстати его пространные рассуждения о безличном общении и теле-псевдонимах сейчас и впрямь выглядят неким пророчеством.

    Что до главного героя — это распространённый персонаж некого нуара, его производные можно увидеть в протагонистах: «8 миллиметров», «Особо опасен», «Острова проклятых». Некий предприимчивый авантюрист, который под внешним влиянием утрачивает своё я и становится лёгкой добычей для чужих идей. Производство медиа продукции он препоручает пирату телевизионщику и, что интересно, совершённое убийство герой может воспринять только через камеру первого. Примерно также современный человек оценивает свою жизнь, сравнивая её с продуктом этих самых телевизионщиков.

    Идею про технику, продолжение человека, а в последствии человека — принадлежности техники, можно увидеть в «Матрице» и «Метрополисе», она так же стара как и мысль об оружии — естественном продолжении руки. Здесь всё это приобретает буквальное значение, пытаясь действовать на восприятие образами безсонательного. Но тут автор опять опровергает себя, ведь показывая опасное влияние чужих идей, он делает с нами то же что и со своим героем, превратившимся в манкурта.

    Сегодня это творение выглядит пророческим, хотя медиа контент влияет на умы людей в не зависимости от источника распространения. Интересно как через 30 лет будет смотреться фильм «Она» Спайка Джонса — такой же визионерский срез действительности?

    23 мая 2014 | 06:33

    Если сравнивать техническую картину мира настоящего с плёночным царством VHS-видеокассет времён кроненбергского «Видеодрома», то в 1983 Дэвид Кроненберг материализовал ещё скромную и безобидную картину видеопомешательства, ведь тогда виртуальная реальность наличествовала в зародышевом состоянии и имела вид топорных и громоздких агрегатов. С тех пор техногенное нагромождение самых разнообразных и разнокалиберных аппаратов мутировало в стильные и обтекаемые девайсы. Кроненберг описал торжество видеосигнала над плотью и сознанием, и для того времени разворошенный живот и сросшаяся с пистолетом рука были шокирующим эйдосом, тогда как сейчас кроненбергские перверсии и извращения над телом выглядят архаичным и неотесанным способом кинематографического самовыражения.

    Ведь «Видеодром» идёт вразрез с нынешней коммуникацией человека и техники. Грубые и порой отвратительные скрещивания органического и неорганического в этой кинокартине никак не вяжутся с сегодняшним проникновением технологии «тач-скрина» во все сферы человеческой деятельности. Человечество выбрало как раз отмытый, лощеный, наиболее простой (а не показанный Кроненбергом насильственный) способ соприкосновения с выводками научно-технического прогресса. Мы создали сенсор, мы взрастили поколение большого пальца. Наша интерактивность не требует галлюциногенного вмешательства, чтобы осуществить с сознанием контакт. Не нужно становиться жертвой доморощенных экспериментов и просматривать совершенно шизнутые снафф-шоу, чтобы сознание и плоть ощутили манящую теплоту соблазнительной виртуальности. Достаточно просто прикоснуться пальцем к блестящему экрану, чтобы открыть для себя целый мир эскапических развлечений.

    Дэвид Кроненберг предвосхитил экспансию виртуальности, но провалился с интерфейсом. Конечно же, это обусловлено ограниченностью авторского воображения, которое было зажато в рамки господствующих в то время представлений о том, какой должна быть виртуальная реальность. Кроненберг показал предельное сближение, взаимопроникновение человека и техники, но опять же прогадал с жестокостью связующего элемента. И ещё: в условиях 3D-гегемонии, нельзя не заострить внимание на том, что в «Видеодроме» мимоходом фигурировала некая фирма по производству очков, принадлежащая боссу видеодрома. Причём эти самые очки в фильме были названы «взрывоопасной штукой».

    2 августа 2011 | 03:10

    Режиссера картины Дэвида Кроненберга безусловно можно считать одним из самых сильных, необычных и инновационных режиссеров Голливудской старой школы. Ведь ничего хотя бы отдаленно напоминающее работы Кроненберга, не снимал еще никто и вряд ли будет кто либо в будущем. Лишь подчеркивая очень сильный авторский подчерк режиссера. Не только визуальный, но и идейный. Так как лично я считаю, что вопреки мнению большинства зрителей и даже поклонников творчества режиссера, важными элементами его фильмов всегда были нисколько жестокое насилие и животный секс, сколько очень глубокое исследование человеческой души и психики на примере абсолютно разных событий.

    «Муха» исследовало тему медленного, но уверенного истребления в себе человечности даже будучи прикрытым благородными мыслями и целями. «Судороги» возвышали естественные человеческие инстинкты и тягу к насилию и сексу на разумом и сознанием как таковым. «Экзистенция» так вовсе буквально выворачивая на экране абсурдным образом одну из главнейших проблем современного общества в лице игромании. Следуя всему этому, стать белой вороной картине Кроненберга безусловно не удалось и она безусловно становится важнейшим элементом в общей мозаичной картинке и лишь закрепляет авторский посыл режиссера Дэвида Кроненберга в полной мере.

    Разве что, если обычно кинематографисты делают ставку исключительно на историю, Кроненберг всегда и в данном случае включительно раскрывает общую идею картины и его общую мораль сквозь поистине впечатляющий визуальный ряд и уникальный визионерский подчерк Кроненберга. Отсюда и не удивительно, что как и в других картинах режиссера, секс, жестокость, насилие и прочая жуть воспринимается нисколько как оружие манипуляции зрителем, сколько важнейший элемент картины. Более того, нисколько не пугая, сколько производя поистине жуткое впечатление подобно тем или иным ужасным картинкам на пачках сигарет.

    Ведь режиссер картины Дэвид Кроненберг не просто рассказывает историю, сколько достаточно глубоко исследует пожалуй одну из главных проблем американского общества. Когда практически всё своё свободное время люди тратят за «зомбоящиком» и просмотром даже порой абсолютно бессмысленных передач, а порой истерично прыгая от одного канала к другому. При этом, не утоляя свою жажду даже количеством каналов за 100 единиц и более. Возможно история может показаться чрезмерно абсурдной, фантастичной и во многом строящейся на стереотипах касательно влияния телевидения на человека и превращающего его в жестокое существо, но при этом не перечеркивая сильнейший социальный смысл картины как таковой.

    Главной жемчужиной картины безусловно является исполнитель главной роли Джеймс Вудс. Я всегда считал его безумно сильным и талантливым актером, а после просмотра данной картины так вовсе он вырос в моих глазах в разы. Так как порой даже без каких либо слов Вудс в полной мере раскрывал не только своего сложнейшего персонажа, но и обнажал весь глубокий смысл картины даже в одних глазах своего персонажа.

    8 из 10

    Видеодром — это безусловно редкий представитель поистине крепкой социальной фантастики в рамках психоделического триллера, который производит сильное впечатление с одной стороны и отталкивает вызывая отвращение с другой. Безусловно очень сильный фильм, который не смотря на его достоинства пересматривать захочется вряд ли. Но пожалуй в этом и есть весь Дэвид Кроненберг и его творения.

    8 июня 2015 | 21:06

    Этот фильм выдающегося режиссера Дэвида Кроненберга стал первым его по-настоящему крупным проектом, после которого за ним закрепилась слава мастера, создающего авторское кино. Во второй половине 60-х канадец снял ряд короткометражек, после которых последовали четыре полнометражных картины, которые обычно относят к жанру ужасов. Действительно, «Судороги», «Бешеная», «Выводок» и «Сканнеры» изобиловали натуралистическими кровавыми сценами, которые у многих зрителей вызывали лишь отвращение. Однако фильмы были сняты талантливо и оригинально, и наряду с недовольными появилось довольно большое количество почитателей его творчества. Стоит отметить, что и в «Видеодроме» Кроненберг широко использовал спецэффекты и грим, многие сцены получились кровавыми и жестокими, однако этот способ режиссера использовать гротеск оказался необходим для усиления эффекта и создания ирреальной атмосферы действия в фильме. На фоне всех этих чисто внешних моментов внутренний текст фильма, обозначенные в нем глубокие экзистенциальные проблемы, многими остались незамеченными. И действительно, после первого просмотра ощущается единственное превалирующее над всеми ощущение и вывод-автор ярко и в красках показал, насколько тонкой может стать грань между действительностью и виртуальной реальностью, между собственным телом и «новой плотью». Но кроме того в этом выдающемся произведении поднимается ряд очень глубоких философских проблем. О них и хотелось бы поговорить в данной статье.

    Главный герой фильма, Макс Ренн (Джеймс Вудс), является владельцем одного из небольших кабельных каналов для взрослых. Он занимается поиском нечто особенного, оригинального, того, что смогло бы привлечь аудиторию к каналу.

    В начале фильма показана сцена встречи с некими японскими партнерами, устраивающими презентацию своего порно-сериала. Ключевой для дальнейшего понимания сюжета фильма станет фраза Макса: «Это не заводит. Как-то… пресно».

    Как раз вовремя поспевает предложение режиссера канала Харлана просмотреть запись сигнала, якобы перехваченного им с некоего спутника в районе Малайзии. Тут и осуществляется первое знакомство Макса с «Видеодромом». Кратковременная запись, длящаяся менее минуты, тем не менее вмещает в себя сцены насилия, жестокости и садомазохизма. Ренн посчитал это будущим хитом и поручил сделать несколько записей Харлану.

    Приглашенный на вечернее ток-шоу, Макс завязывает знакомство с главной героиней-радиоведущей Ники. Их собеседником на этой встрече является профессор Брайан О’Бливиан (фамилия переводится как слово «забвение»). Однако профессора как такого нет, вместо него выступает видеозапись О’Бливиана. Следуют вопросы: является ли показ порнографии, насилия и жесткости факторами, влияющими на психику человека? Почему идет такая тенденция показа на телевидении? Становятся ли люди более аморальными, смотря подобные передачи? Нужно ли давать выплеснуться своим желаниям посредством контакта с экраном телевизора? Но телевидение уже давно превратилось в нечто большее, чем показ развлекательных программ. Человек хочет видеть себя в жизни виртуальной реальности, созданной на экране. Телевидение становится проекцией подсознания человека. И подсознание здесь трактуется Кроненбергом фрейдистки- это темные, архаичные, разрушительные желания силы, скрытые в человеке.

    Любовь и желание. Завязавшийся роман Макса и Ники-вторая серьезная проблема, поднимающаяся в «Видеодроме». Склонность девушки к садомазохизму (порезы на шее, сделанные ей по ее собственной просьбе ее любовниками) и понравившаяся ей запись «видеодрома», шокирует Ренна-его интерес к этому «шоу» был чисто коммерческим, воспринимал он его как наигранные сцены, сделанные для последующей продаже видео на подпольном рынке. Тревога закрадывается ему в сердце, когда Ники объявляет о своей поездке в Питтсбург для участия в пробах «видеодрома». Макс всячески отговаривает ее-возникшая в нем любовь побеждает темные желания, он пытается отговорить ее не делать этого. Впоследствии в фильме мы не раз увидим Ники на экране телевизора, образ которой будут использовать создатели «видеодрома» для контроля над Ренном, что свидетельствует о его глубокой привязанности к девушке. Но тревога и любовь перемежаются у него с галлюцинациями, в которых Макс избивает Ники-еще один фрейдистский темный мотив. Борьба светлого и темного, любви против необузданного желания- все это мастерски изображено здесь Кроненбергом.

    Действительность и виртуальная реальность. Профессор О’Бливиан мертв. Он-символ забвения. Но будучи одним из создателей «видеодрома», в итоге он стал его жертвой- опухоль мозга, возникшая в результате просмотра шоу, поглотила сознание профессора- он уверовал в виртуальную жизнь, жизнь в телевидении. Уверовал в «новую плоть». Проблема оторванности от реальности, возникновение неразличимой границы между действительным миром и миром воспаленного сознания — еще одна тема, затронутая режиссером и особенно актуальная в наши дни. Стоит ли говорить о том, что для 1983 года (задолго до появления «Матрицы») это было настоящим прорывом.

    «Реальность такова, какой мы ее сами представляем». Вкрапляяя в сюжет главный мотив шоппенгауэровской философии, Кроненберг чередует сцены реальной жизни с кошмарными галлюцинациями, «проекциями» больного сознания Макса и показывает пагубность неутолимого желания человека в получении новых неизведанных ощущений, приводящих к разрушению личности. «Видеодром-это смерть».

    «Я-воплощенное видеослово. Долгая жизнь новой плоти»! Теперь Макс уже не может контролировать свою жизнь- он стал как видеопроигрыватель, в который можно загрузить любую пленку и прокрутить. Им воспользовались, чтобы отобрать контроль над каналом, на котором создатели «видеодрома» планируют осуществить его первую живую трансляцию. Одного за одним Ренн убивает своих компаньонов. В сцене, когда он приходит убить дочь О’Бливиана, в нем еще теплится что-то человеческое. -»Я не убиваю людей». — «О нет, ты убиваешь для «видеодрома»"! Сигнал Бьянки меняет «кассету» Макса. Теперь он воплощенное видеослово. Его тело претерпевает мутации. Новая плоть. Долгая жизнь новой плоти!

    Сцена кульминации картины, когда Ники в телевизоре показывает путь обретения «новой жизни» путем умерщвления «старой плоти», является венцом фильма. Это-предостережение режиссера: таков результат воздействия безумия и хаоса, разрушающих человека изнутри.

    Этот мрачный, жуткий шедевр сделал Кроненберга знаменитым и стал ступенькой, которая помогла ему встать в ряд культовых режиссеров жанра «арт-хаус» и осуществить новые впечатляющие проекты. Воспринятая широкой публикой как очередная страшилка, к тому же слишком натуралистическая и изобилующая сценами секса, насилия, безумия и крови, в действительности же она и по сей день является одной из самых умных, впечатляющих картин о виртуальной реальности, затронувшей столь актуальные, не меняющиеся с течением времени и изменением технологий вечные проблемы человечества.

    11 мая 2012 | 23:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>