На первый взгляд Лесли Вернон выглядит обычным милым провинциалом. Он полон амбиций и стремлений: затмить своей славой Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиса и Майкла Майерса, став новым великим серийным убийцей. И как истинный шоумен, Лесли приглашает документалистку Тэйлор Джентри стать свидетелем своего кровавого восхождения на алтарь страха сонного городка Глен Ихо.
Стоит признать, что придумать нечто новое и держащееся на драматургии в жанре фильма ужасов нынче откровенно сложно. Особенно если говорить о столь прямолинейном жанре как жанр слэшера. Однако авторам данной ленты это определенно удалось. Фактически весь фильм создаёт впечатление микса сразу нескольких жанровых элементов. Во-первых, создавая впечатление некого подобия документального фильма о попытках одного человека добиться успеха в поставленной задаче. Пусть даже этой задачей является убийство людей и становление маньяком. Вокруг этого и выстраивая крайне ироничный стёб над жанром слэшера, но без перегибов в сторону пародии. Особенно интересно развинчивая таким образом многие мифы жанра и отвечая на извечно возникающие при просмотре слэшеров вопросы. Будто почему в домах, в которых убивают главных героев никогда не открываются окна и является ли процесс убиения неким подобием спланированной акции? Во-вторых, уже в последнем акте история обретает куда более прямолинейный для слэшера характер. Но даже тут подкупает крайне харизматично прописанным злодеем. Снова возвращая в те славные времена, когда главными героями слэшеров были именно маньяки, а не их жертвы. Что за последние годы (многими кинематографистами) просто подзабылось.
Столь же необычное и отчасти новаторское впечатление производит и режиссура Скотта Глоссермана. Практически первый экранного времени создаёт впечатление некого подобия очередного монкьюментри и реалити шоу на подобии тех, что показывали по вечерам на канале MTV. В последние пол часа же трансформируясь в уже куда более прямолинейный, но достаточно атмосферный слэшер. Многие режиссеры объединить эти две разные тональности воедино наверное не смогли бы. Однако Глоссерману удалось очень органично объединить их на экране. Тем не удивительно, что о существовании такого фильма (незаслуженно) многие нынче не знают, а карьера Глоссермана как режиссера увы не задалась.
Актеры отлично отыграли свои роли на экране. Однако безусловной звездой картины можно смело назвать Нэйтана Бэйзела, которому удалось создать на удивление яркий и харизматичный образ далеко не обычного маньяка.
9 из 10
Под маской: Восхождение Лесли Вернона – это определенно один из самых незаслуженно недооцененных и незамеченных фильмов ужасов на моей памяти. Мастерки стебущий жанр слэшера без перехода в откровенную пародию и одновременно с этим – раскрываясь этим самым слэшером в чистокровном виде. Именно на стыке этих двух тональностей и создавая впечатление крайне интересного и завораживающего действия.
Репортеры считают, что есть некая логика в появлении маньяков маленьких городов. Например, Джейсон, Майерс и Фредди, которые когда-то терроризировали окрестности. Исходя из этого, наши документалисты прочитали историю, как мальчика, якобы одержимого, скинули в водопад. Тело не нашли. И вскоре его мстительная сущность должна вернуться, покарать всех виновных и всех, кто попадется под руку. Журналистка и ее команда обратились к предполагаемому убийце Лесли Вернону, чтобы взять интервью и стать свидетелями подготовки резни в классическом загородном домике с классическими студентиками. Вот только маньяк оказался веселым и добродушным парнем.
Казалось бы, что может быть свежим в слэшере, что еще можно привнести в конструкцию, кроме экзотических убийств, восхищающих своей изобретательностью. Как вариант придумать нового убийцу, либо новые локации, либо устроить знатный стёб над клише жанра, но это еще в прошлом веке провернул «Крик» и продолжает это по сей день.
Любопытно, но создатели «Под маской» еще в 2006-м нашли способ обновить взгляд на слэшеры. Да так, что это до сих пор смотрится увлекательно и смешно. Как побочный эффект, фильмы в многими любимом поджанре хоррора уже не получится воспринимать без смеха и воспоминаний о харизматичном Лесли Верноне.
Все дело в том, что каждый этап подготовки резни в том самом загородном доме будет документально передан съемочной группой. Все клише препарированы, нестыковки, и на первый взгляд нелогичные моменты, объяснены. Лесли Вернон станет нашим проводником в мир маньяков, устраивавших ночи смерти для глупых и беспорядочно совокупляющихся студентиков. Каноны соблюдены, есть девственница, есть лес, есть старая легенда и записки. Даже маска тут. Только все это с закулисьем, где маньяк, как и все переживает перед первым актом, боится неудачи, даже гоняет чаи с родственниками или коллегами по кровавому ремеслу. Такой вот необычный формат повествования.
Зная по комментариям и рецензиям, что многие не поняли иронии, сообщаю прямым текстом: это сатира, шутка над клишированным жанром. Не относитесь серьезно. Но плюс в том, что высмеивание тут доброе, почти с любовью и нежностью. Чувствуется, что команда знает слэшеры от и до, и не только их конструкцию с сюжетом и твистами, а еще и любителей поискать скрытые смыслы в простом повествовании развлекательного хоррор-аттракциона. Сразу вспоминаю эти рецензии про «Хэллоуин», что это социальная аллюзия, что Майкл олицетворяет мужское начало или, например, мораль, а его жертвы олицетворяют угнетенных женщин, или общество, загнивающее в то время от повышенной доступностью наркотиков и алкоголя. Главная героиня-девственница, конечно, родственная душа, но Майкл не умеет выражать эмоции кроме как насилием. Бывает, что фильм – это просто фильм, а собака – просто собака, но не для них. Кинематографическая конспирология.
Это все имеет право на существование, но порой слишком надумано и как-то наивно забавно. Так можно глубокий смысл найти и в рельефе найденной палки, в рисунках на полях, и, прости Господи, линиях на руках или звёздных картах. Хорошо, что подобного у нас не происходит. Ведь так?
Получается и синдром поиска скрытых смыслов тут высмеяли, это мои любимые моменты всего фильма. Про связь леса с безопасной утробой, про фаллический символ топора, что главная девственница, взяв инструмент, получает мужскую силу маньяка, и только тогда может ему противостоять, буквально, цитирую «схватив его за яйца». Очень годно, такую пост и метаиронию я люблю. И это в 2006-м. Жаль, что хоррор оказался крайне нишевым и особенно у нас о нем никто не знает. Я бы очень хотел это исправить.
Но и не только этим ценна картина: после документальной части все фанаты жанра получат классический слэшер, вся подготовка пригодится в реальности, студентики в доме, маньяк готовится к делу, объективно оценивая свои шансы на выживание как низкие. И даже тут получилось необычно, так как есть любопытный твист, хоть и читаемый довольно легко, но приятно освежающий все повествование, все больше радуя новаторским подходом и деконструкцией поджанра.
Удивительно, что многие вообще не оценили первую половину документальной подготовки, но были рады посмотреть на аттракцион, хотя тут меньше всего экзотики и авторского взгляда. Зато были классные отсылки, порой покадровые оммажи на «Пятницу 13е», и даже Роберт Инглунд, игравший когда-то Фредди Крюгера, здесь появляется в роли сурового героя, похожего на доктора Лумиса.
И в этом проблема, почему кому-то невероятно веселая документалка не зашла, потому что, чтобы понимать иронию, мы должны быть знакомы с объектом для насмешки. Причем так хорошо, чтобы знать все штампы, знать всех представителей жанра, даже знать, как реагируют критики и что пишут конспирологи. Поэтому многие и не уловили шарм, только фанатам понравится такой формат. Настоящее открытие, честно. Вы будете смотреть и улыбаться, понимая, почему же маньяка не берут пули, почему топоры ломаются, почему некоторые скримеры такие странные. После истории Лесли Вернона мир слэшеров для смотревших уже не будет прежним. И все же это по-доброму, приятно, ностальгически.
И если один из минусов, это нишевость, то, конечно, есть еще и затянутые моменты. Кажется, что экспозицию все же надо было закончить раньше, некоторые диалоги тоже слишком однообразны, но в остальном все хорошо, учитывая сколько разговоров в ленте. И большинство из них все-таки не утомляют. Да и черт с ними, с недочетами, я готов все простить этому фильму за его оригинальность, за тонкий юмор, немного кринжа и любовь к классике. Всем фанатам обязательно к просмотру.
7 из 10
Несмотря на некоторый хейт от непричастных к слэшерам.
Он в тебя попал? Да, попал, ничего страшного, я же в бронежилете…
(примерно 31-ая минута фильма)
Под маской: Восхождение Лесли Вернона
Лесли Вернон – обычный парень, который решил пойти по стопам своих кумиров, а-хи-хи. А в кумирах у него – Джейсон Вурхиз, Чаки, Майкл Майерс, Фредди Крюгер и др. Для этого Вернон нанимает группу журналистов, чтобы те засняли его (так называемое) восхождение. Заодно Вернон не прочь рассказать, каково это вообще – быть маньяком…
Перед нами явно номинант на звание – самого оригинального хоррор-мокьюментари. Только какие-нибудь “Реальные упыри” или “Охотники на троллей” могут обойти “Под маской: Восхождение Лесли Вернона”. Даже если мы возьмем классику мокьюментари “Ведьму из Блэр”, положа руку на сердце, она в подметки не годится “Вернону”.
Что мне больше всего понравилось – режиссер не пытается оставить в дураках своего зрителя (как те же шарлатаны с “Ведьмой из Блэр”). Он не издевается над хоррором, наоборот, режиссер Глоссерман (кстати, дебютный фильм) признается ему в любви. И делает это очень красиво, серьезно. В картине полно забавных сцен, но юмор здесь не злой, а именно ироничный.
Режиссер делит свой фильм на две части. В самом начале мы слушаем Вернона и следуем за ним, как он подготавливается к кровавой резне, выбирает жертв, знакомит нас с наставником. Болтает про различные правила, ведь у всех культовых убийц есть (к-хм) кодекс чести. Ты смотришь на этого щегла и улыбаешься – типа, что ты вообще несешь, какие к черту правила. А вот дальше, когда кино мутирует из мокьюментари в настоящий кровавый слэшер – эмоции зашкаливают, потому что вся болтовня Вернона работает, т.е. оказывается правдой. Это так круто, я в восторге.
Начинаешь задумываться, а может быть и Джейсон Вурхиз разрабатывал план, а-хи-хи, сидя на Хрустальном Озере, натачивая мачете. “Под маской: Восхождение Лесли Вернона” – глоток свежего воздуха (среди огромного кол-ва шлака) и своеобразный разбор всех слэшеров. Глоссерман определенно порадовал. Я нашел (для себя лично) только два минуса – хотелось бы почаще видеть в кадре Фредди Крюгера. Согласитесь, на Инглунда всегда приятно смотреть.
И второй минус – стремноватое поведение журналистов (носились там с маньяком по городу). С другой стороны, если речь заходит про мокьюментари, то без подобного расклада просто нельзя (самые тупые – люди за камерой, стандарт), иначе фильма бы не было. Подводя итог – “Вернон” никогда не получит номинацию на Оскар. Да и называть его величайшим шедевром – немножко неправильно.
Но, режиссер Глоссерман показал своим оригинальным дебютом, когда у тебя есть интересная задумка и ты ее можешь более-менее адекватно реализовать (даже без гигантского бюджета), то в твоей фильмографии обязательно появится хороший фильм.
Хотите посмотреть на внутренности слэшеров (как они функционируют)? Обязательно включайте.
P.S.
Маленькая старушка в библиотеке – это же Зельда Рубинштейн из легендарного “Полтергейста”!
Совсем недавно на всю планету прогремела«Хижина в лесу», после которой, многим ужастикам стало просто стыдно проявляться на экранах. Но гораздо раньше за пояс заткнул поджанр «слэшер» фильм «Под маской: Восхождение Лесли Вернона», показав всю подноготную данного жанра и раскрыв все его секреты приготовления.
Что мы имеем? Студентов-журналистов, приехавшие снимать документальный фильм о неком Лесли Верноне – начинающим маньяке, мечтающим о славе Вурхиса, Майерса и Крюгера. Лесли довольно энергичный, а порой и чрезвычайно веселый, соглашается показать всю процедуру подготовки к «судному дню» - дню, когда он нанесет свой сокрушительный удар.
Своей концепцией фильм очень напоминает «Человек кусает собаку», но в данном случае, это другого дерева яблоки. Здесь же режиссер фильма Скотт Глоссерман вдоволь проигрался над поджанром «слешер», но в то же время, отдал ему дань уважения. Такое мы видели сотни раз, но не под таким углом, который нам показывает Глоссерман. Это как смотреть по ту сторону камеры. Действительно, очень оригинальное решение. Никогда еще во главе фильма не стоял маньяк-убийца и не рассказывал о своей «кухне».
Благодаря малому количеству крови фильм смотрится довольно легко. Это пошло ему только на пользу.
Касательно Найтана Бэйзела, исполнившего роль Лесли Вернона - то с ролью он справился на отлично. Персонаж получился харизматичным, а стоит герою надеть маску, он тут же превращается в жестокого и молчаливого убийцу. Остальных актеров похвалить особо не могу. Разве что, Роберта Инглунда, хотя бы за его довольно неожиданное появление в фильме (несмотря на упоминание в нем Фредди Крюгера)
Вывод: Сложно причислить данный фильм к какому-то конкретному жанру. Вроде бы не ужасы, не триллер, да и для комедии он не слишком смешной. Это скорее коктейль из вышеупомянутых жанров. Режиссер показал нам всю подноготную «слэшера» с иронией и уважением к нему. Для любителей фильмов подобного поджанра он обязателен к просмотру.
Есть механизм слэшера. Элементы, создающие саспенс. Законы, определяющие повествование. Обстоятельства, предписывающие поведение. Есть маньяк, жертва, оружие, обстановка. Есть люди, использующие этот механизм для создания вполне серьёзных, претенциозных фильмов. Есть люди, выворачивающие этот механизм наизнанку для создания не то чтобы разоблачающей пародии, но ироничного насмехательства точно. Не буду громогласно заявлять, что Скот Глоссерман, режиссёр фильма с длинным названием «Под маской: Восхождение Лесли Вернона», совершил революцию в жанре, - нет, он лишь талантливо и непринуждённо показал его изнанку (для хирурга), кухню (для повара), закулисье (для театрала).
После этого фильма, снятого в 2006 году, всем режиссёрам, работающим в жанре хоррор, нужно было тихонько повеситься на плёнке отснятых слэшеров. Ведь Скот Глоссерман почти что написал учебник под названием «Как снимать слэшэры», пригласил всех на своеобразную экскурсию в мир кинопроизводства, предательски-издевательски выдав секреты жанра. Конечно, режиссёр указал на самые известные, самые узнаваемые, самые распространённые клише типа «финальная девушка должна быть девственницей» или «а вот тут появится персонаж-герой, но я его прикончу». Но нельзя не признать, что фильм получился стильным и свежим, с невероятно строгой логикой и изворотливыми приёмами.
Совсем недавно Уэс Крейвен устами персонажей своего «Крика 4» заявил о некоем переосмыслении жанра, о появлении слэшера ver. 2.0, в котором больше не убивают девственниц, а убийства снимаются на камеру. Однако настоящим переосмыслением стала работа Глоссермана, которая в отличие от «Крика» настолько непопулярна, что редкий зритель набредёт на неё среди более накачанных, но менее умных конкурентов.
Вывихнутые кости слэшера торчат из фильма во все стороны. Но потом хирургически точно вправляются обратно. Скот Глоссерман не забыл вернуть повествование фильма в прежнее русло, переменив полупародийные интонации на более серьёзные. Кстати, неслучайно в картине столь пародийно-насмехающейся появляется Роберт Инглунд – актёр, сыгравший легендарного киноманьяка Фредди Крюгера. Инглунд как бы провожает старомодные ужастики в архив и приглашает на сцену таланты несравненно дерзкие и многообещающие.
Думается, ни для кого не секрет, что поджанр слэшера возможно самый эксплуатированный и заштампованный во всем кинематографе. Ведь уже любой бездарный режиссер в курсе, что пары голых сисек с парой литров крови и злобным маньяком достаточно, чтобы за копейки сварганить очередной мусор с сюжетом “не в том месте, не в то время”, который уже лет как сорок никуда не годится. Да и стоит ли говорить, что в большинстве случаев народ надеется хотя бы на харизматичного дедулю в виде плохиша, минимума алогичных действий со стороны героев и как можно больше размазанных мозгов по стенке, ведь последний оригинально-пародийный слэшер снят еще в 1996-м году, именуемый Криком. И вот, спустя 10 лет, когда, казалось бы, на данный жанр уже давно поставлен нестираемый крест, на горизонте объявился некий Скотт Глоссерман, воистину перевернувший с ног на голову любое представление о данной ветке хоррора.
Лесли Вернон - обычный паренек, решивший затмить славу главных кумиров детства: Крюгера, Майерса, Джейсона, попутно наняв журналистов, которые его восхождение должны собственноручно заснять, а затем предъявить всему свету. Здесь-то и кроется главное достоинство фильма. Весь типичный концепт слэшеров разворачивается на 180 градусов, давая нам шанс вместе со съемочной группой посмотреть на все со стороны маньяка. Если в типичном слэшере на темной стороне гипертрофированные злодеи, которые не вызывают и каплю сочувствия и о которых зритель толком-то ничего не знает, то Вернон же действительно всего лишь человек, порой вызывающий даже симпатии. Мотивации и причины поступков нам будут раскрыты в полном объеме. Нам шаг за шагом предстоит пройти путь подготовки, в котором Вернон нам все расскажет и покажет. Вы думали, маньяки нападают на дом с десятком подростков, когда им приспичит? Ха, как бы ни так. Главный труд маньяка заключается в подготовке. Нет никаких случайностей, ничего сверхъестественного, все проходит по заранее спланированному сценарию. Запертые двери, выключенный свет, ломающиеся оружия, неожиданные встречи – все то, что вы считали ранее просто штампами жанра, в действительности просто необходимые атрибуты, помогающие нашему славному парню устраивать резню в доме и при этом быть всегда на шаг впереди. Так что готовьтесь получить ответ на любой вопрос по типу “Ну что за идиотизм?”, который вы наверняка не раз задавали в других дурацких слэшерах. Так же стоит отметить, что Восхождение один из немногих фильмов, использующих псевдо-документальный стиль, при этом полностью оправдывая его наличие своим концептом.
В целом, Вернон действительно новое слова в жанре, ибо смог предложить народу что-то кардинально свежое и ничто не копирующее. Досадно лишь, что знают о нем только два с половиной человека, которые и сами-то наверняка наткнулись на него случайно. В засилье постоянно-генерируемого шлака, данный факт несомненно удручает. Впрочем, в этом нет вины фильма, который по-хорошему изобретателен и помимо концепта, имеет в наличии еще и неплохой твист. Да и стоит порадоваться, что в кои-то веки вышел стоящий слэшер, который наконец своим действием вызывает интерес и напряжение, а не еле-заметную насмешку над нелепостью происходящего.
Однажды один не меру честолюбивый маньяк решил заткнуть за пояс всех звезд своей «профессии» - Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиса и Майкла Майерса и стать легендой. Для этого он пригласил группу студентов, которые должны запечатлеть на кинопленку всё: и подготовку, и воплощение Глен Иховской резни чем получится. И вот, юная журналистка Тейлор Джентри ходит везде за Лесли Верноном и задает ему разные вопросы по типу «и что вы при этом чувствуете?», а зритель тем временем наслаждается раскладом, при котором всем многочисленным клише слэшеров находится объяснение – трудолюбие. Да-да, только трудолюбие маньяка, его приверженность традициям жанра дарит нам колья под окнами, нераскрывающиеся чердаки, скользкие крыши, вилы в удобных местах в сараях и всё такое.
Особенно душу любителя слэшеров или нелюбителя штампов порадует интервью с опытным маньячиной, который даст конкретные советы как избежать расчленения во время пьяной вечеринки. И да, главный совет – «никогда не тусуйся с девственницами».
Забавный фильм. Немного неровный: бодренько начинается, немного провисает в серединке, кровавенько заканчивается. Отличный маньяк и его наставник, хорошая съемочная группа (исключая Тейлор), чудная девушка-цель. У меня есть определенные претензии к концовке, но я - не из любителей слэшеров, я - из нелюбителей штампов. В целом меня этот фильм порадовал.
Советую всем, кто любит черный юмор и нестандартный подход в кино.
Если вы смотрели фильмы ужасов, а если точнее - такой специфических их подвид, как слэшеры, то знаете, как привычно глупы поступки будущих жертв и как необъяснимо поведение маньяка. Но Лесли Вернон, восходящая звезда в мире убийств всё разложит по полочкам в этом сложном деле, специально для вас.
Убийцы из классических слэшеров - Пятница 13, Кошмар на улице вязов, Хэллоуин, предстают в этом фильме как некие реально существовавшие личности, деятельность которых породила массу легенд и мифов, даже целую специфическую культуру. Наследником этих культурных традиций и является новый убийца в маске - Лесли Вернон.
Все слэшеры здесь сведены к общей схеме, по которой всегда развивается действие и новый маньяк не собирается от неё отступать. Следующей за ним команде документалистов он демонстрирует все уловки, способы нагнетания атмосферы, которыми пользуются классические маньяки. Всё, что казалось в старых ужастиках надуманным, сделанным абы как, или попросту было глупым здесь превращается в части плана, без которых невозможно создать необходимый эффект. Убийца уже знает, чем закончится фильм (хотя фильм он только для нас, для него же - дело всей его жизни), он знает, кто и как умрёт, а кому суждено выжить. Все ходы, описываемые им легко узнаваемы, если вы знакомы хотя бы с парой фильмов жанра.
Особенно забавно то, как рассказ Вернона о создании легенды устрашающего маньяка, о запугивании жертв и расписании распорядка кровавого действа перекликается с действительностью - ведь персонажи фильма действительно действуют по описанным им правилам. В нужный момент все бегут, погибают там где и должны, сделав очередную глупость, в нужный момент должен - и непременно появляется - герой. Всё ведёт к привычному для любого слэшера концу. Но в этом фильме вся эта сюжетная схема неожиданно становится оправдана, закономерна. Мир, в который нас поместили создатели фильма - действительно действует по описанным законам. Потому-то вторая часть фильма и является уже не псевдодокументальным фильмом, рассказывающим о тяжёлых трудовых буднях убийцы, его тренировках и проработке плана (не говоря уж о глубоко духовных переживаниях по поводу исполнения мечты всей его жизни), а самым настоящим слэшером, наглядно демонстрирующим, как работают описанные механизмы жанра и тем самым доказывающим их неизбежность, необходимость.
Но стоит ещё сказать пару слов о финале (не о том, что будет показано в титрах и станет ещё одним штрихом классического слэшера). Сыгранный Робертом Инглундом персонаж, явно срисованный с доктора Лумиса из Хэллоуина, высказывает самое главное, дополняющее общую картину. Его прототип - Лумис, в финале первого Хэллоуина отвечает утвердительно на вопрос выжившей героини: был ли убийца в маске Бугименом. Тем самым он утверждает и оправдывает некую ирреальность происходящего, соотнесение сюжета с некой страшной сказкой, воплощённым персонажем которой и был убийца. Роберт Инглунд же отвечает иначе и в его устах звучит слово 'человек', когда он говорит о Лесли Верноне. 'Он просто человек'.
Наверное аудитория этого фильма всё же ограничена теми, кто знаком с жанром слэшер, и в этом был бы его минус, если бы он весь не был столь обращён на этот подвид ужасов – без издёвки и насмешки, наоборот, с желанием подтвердить его жизнеспособность.
Комедийный элемент в фильме строится в основном на подмене понятий. Зарисовка в стиле MTV, где вместо гламурных интерьеров, собачек на дрожащих лапках и татуировок на копчиках, нам покажут бодрого и болтливого… маньяка. Он полон энтузиазма, готов сводить нас за кулисы слэшера, показать «кухню» по производству саспенса, и даже даст немного поразвлечься вместе с ним.
Этот фильм в стиле статей «50 советов как выжить/не выжить в фильме ужасов». Но это не пародия на штампы. «Пятница 13», «Хеллоуин», «Кошмар на улице Вязов» - не предмет стеба, а уважаемая классика. Майкл Майерс, Джексон – добрые дядюшки, а главный герой фильм достойный приемник семейных традиций.
Жил-был весёлый парень Лесли Вернон, который однажды решил пойти по стопам своих давних кумиров (М.Майерса, Д.Вурхиса и Ф.Крюгера), надеть страшную маску, взять в руки серп и навести шороху в родном городке. А чтобы запечатлеть это своё становление на путь серийного убийцы для истории, он пригласил группу студентов-кинематографистов. Такова сюжетная канва.
К идее псевдодокументального слэшера можно относиться скептически. Одно дело – снимать абстрактный фильм про зомбарей в доме, ведьму в лесу или большую каракатицу в Нью-Йорке, а другое – бегать ночью с камерой за маньяком. Концепция видится явно несерьёзной и потенциально скучной. Но в результате всё получается совсем не так.
«Восхождение» - хороший фильм, точно говорю. Не больше и не меньше. Инновационно-пародийный в рамках хоррора, хорошо придуманный и хорошо сыгранный/снятый. И пусть мяса и кровищи тут к сожаленью маловато будет, да и сисек покажут всего две штуки, но для поклонника слэшерного жанра это всё равно настоящий подарок. И не только потому, что ссылается на «Пятницы», «Хэллоуины» и «Кошмары», тут цепляет сам изменённый угол зрения на подобные фильмы. Как выслеживается и терроризируется жертва, как подбрасываются ей зловещие бумажки, как в одиночку и без проблем изничтожается целая куча тусующихся тинейджеров – добродушный и разговорчивый камрад Вернон всё наглядно и подробно расскажет и покажет. Конечно же никаких сомнительных сверхъестественных штучек про неубиваемых мстителей с того света – всё тут от и до реалистично и правдоподобно, и вероятно по этой самой причине чертовски занятно.
Дебютант Глоссерман выдал шикарный закулисный взгляд на слэшер именно «изнутри» самого процесса. Взгляд возможно прагматичный (а как же, это ж фактически разрушение всех полумистических канонов жанра), но отнюдь не холодный-отстранённый, а очень даже живой и к себе располагающий. Взять того же Вернона: поначалу персонаж совершенно не впечатляет (особенно на волне сравнения с киношными маньяками), но в итоге не проникнуться целеустремлённостью и энтузиазмом главного героя становится невозможно. И кстати никакой излишней театральности в актёрстве – народ в кадре подобрали поголовно великолепно, при таком кастинге можно было даже без Инглунда обойтись.
А самое главное: «Восхождение» от иных псевдодокументалок выгодно отличается наличием истории. Это не просто беготня на камеру туда-сюда, тут сюжет есть, причём закручивающийся грамотным твистом за полчаса до конца, когда «документальная» часть полностью заканчивается, и начинается уже полноценное кино. Твист частично предсказуем, но смотрится отлично и остатки былой комедии (с юмором в фильме порядок) убивает быстро. Но не навсегда: после титров будет вторая сюжетная подкрутка, правда на это раз уже классическая. Хотя сиквела нам не надо, не-не-не...
Короче, для любителей и знатоков слэша картина к просмотру обязательна. Это конечно не олд-скульный замес, но жуть какое интересное заявление в жанре за последнее время.