«Плоть и демоны» - это история убийц Берка и Хэйра, ранее снятая режиссером Роберт Уайзом, под названием «Похитители тел». Питер Кушинг играет респектабельного доктора Нокса, врача Эдинбурга 19-го века, которому нужны свежие трупы, чтобы продолжить свои важнейшие исследования. Поскольку эксгумация тел для медицинских целей является незаконной, доктора Нокс должен полагаться на грабителей-разбойников Берка (Джордж Роуз) и Хэйра (Дональд Плезенс) за поставку трупов. Но эксгумировать тела долгое и весьма не приятное занятие, да и в цене трупы 'посвежее', поэтому Берк и Хэйр решают просто убивают людей...
Основываясь на реальных событиях, произошедших вокруг врача и двух убийц, «Плоть и демоны» - нельзя назвать ужасным или страшным фильмом - только если опять же не ссылаться на пометку реальных событий. Вместо этого, это хорошо продуманная драма о том, как здоровый человек с праведной целью может испортиться злом, если он позволит одержимости и амбициям ослепить его.
Фильм особенно интересен, потому что здесь Питер Кушинг играет доктора Нокса, персонажа, который имеет много общего с бароном Франкенштейном: оба мужчины считают, что они одни знают, как продвигать медицинскую науку, а все остальные слишком ограничены в зрении и стремлении к успеху. (Есть даже сцена в «Плоть и демоны», которая очень похожа на сцену в «Месть Франкенштейна» - в обоих случаях герои Питера Кушинга приказаны появляться перед медицинскими советами, склоненными к их позору. В обоих случаях, Вызванный врач отказывается склониться перед ними.) Помимо Питера Кушинга, Дональд Плезенс и Джордж Роуз великолепно играют печально известных серийных убийц, Берка и Хэйра.
Из минусов: Прежде всего, визуальная часть фильма. За исключением сцен, где разъяренная толпа преследует Берка и Хэйра, Джон Джиллинг не использует тот факт, что он снимает в черно-белом. Большинство сцен имеют разные оттенки серого, где некоторые резкие контрасты освещения значительно повысили бы драму и сделали фильм более интересным визуально.
Во-вторых, раскрытие Нокса и его семьи считаю недостаточным. В особенности это касается его племянницы. Если бы мы видели больше «личной жизни» Нокса в лекционном зале и подвале, где он покупал трупы у Берка и Хэйра, его падение и плата были бы гораздо более впечатляющими.
Итого:«Плоть и демоны» - это фильм, который стоит посмотреть поклонникам «Золотого века» британского триллера. Поклонники Питера Кушинга и Дональда Плезенса также смогут насладиться этими двумя актерами, прекрасно справившимися с ролями, в данном фильме. Хотя и не относя себя, ни к одним, ни к другим, я посмотрел фильм без капли скуки и с удовольствием.
Этот черно-белый фильм 1960 года с Питером Кушингом и Дональдом Плезенсом интересен, наверное, помимо игры двух актеров, навсегда вошедших в историю хоррора и триллера, тем, что именно его римейком является более известный фильм 'Доктор и дьяволы' (1985) со 'звездным десантом' из Тимоти Далтона, Джонатана Прайса и Джулиана Сендза. Та же история эдинбургского врача, нуждающегося в свежих анатомических материалах, и двух пьяниц и мерзавцев, начинающих с раскапывания могил и заканчивающих убийствами персонажей городского дна, чтобы заработать на поставках трупов доктору.
Наверное, самое важное отличие двух фильмов - если не считать некоторых поворотов сюжета - в фаустовском образе врача. Далтон сыграет молодого идеалиста, слишком захваченного жаждой познания и жаждой выучить настоящих врачей в своей аудитории, а не полушарлатанов, опирающихся на старинные побасенки медицины. Герой Кушинга циничнее и демоничнее - если под демонизмом понимать высокомерное презрение к себе подобным. Но и им движут побуждения исследователя и педагога. И если персонаж Далтона будет показан в противостоянии консервативно-мещанской академической среде, то доктор Нокс Кушинга - самоуверенный властитель эдинбургского мирка, от его светской части до тех сточных глубин, откуда несут ему драгоценную добычу раздолбаи Вилли и Бёрк.
Для Кушинга роль доктора Нокса - параллель его исполнению роли доктора Франкенштейна в фильмах Теренса Фишера, а Франкенштейн - образ надменного человека, бросающего вызов природе и Богу. Для Фишера вообще характерны образы людей науки, вмешивающихся в дела Творца: будь это невольный создатель 'силикатов' Филипс в 'Острове террора', будь это безжалостный специалист по магии Моката в 'Выходе дьявола'. Поэтому доктор Нокс из 'Плоти и демонов' попадает в контекст английского хоррора конца 50-60-ых годов, о чудовищах и титанических натурах. Совершенно иной акцент в фильме Фредди Фрэнсиса 'Доктор и дьяволы'. Там именно мрачные улицы Эдинбурга и озверение нищих и озлобленных людей из трущоб, но также и свойственные им проблески чувства выйдут на первый план. Но для кино рубежа 50-60-ых годов, когда неореалистическая поэтика только формировалась в Италии, главная драма - не путь двух поставщиков плоти от разоренных могил к окончательной деградации, а уверенное движение доктора Нокса от гордой фигуры, восхищающей родных и знакомых, к весьма двусмысленному положению человека, который зашел слишком далеко и вызывает ужас.