Посмотрев этот фильм, я узнал несколько новых для себя вещей, что уже оправдывает в моих глазах любое произведение кинематографа.
Новый режиссёр (она же исполнительница главной роли) - помешанная на боли Эми Хэскет (насколько я понял, живущая в Боливии уроженка США), вместе со своим коллегой Жаком Авила занятая на данный момент экранизацией “Жюстины” маркиза де Сада.
Новое произведение - весьма странная повесть Роберта Льюиса Стивенсона “Олалья”, с которой я ознакомился тотчас же после просмотра. Написанная от первого лица безымянным английским офицером, находящимся на излечении после тяжелого ранения в Испании, она описывает его пребывание в некоей “ресиденсии”, населённой представителями выродившегося аристократического рода, и про которую в окрестностях ходят зловещие слухи.
Новое имя Олайя (или Олалья, в русской традиции Евлалия) - так звали святую, претерпевшую множество бесчеловечных мучений в первые века христианства (кстати, о мучениях этой святой Эми Хэскет сняла отдельный фильм).
В центре фильма - история вампирской семьи, замысловатое переплетение прошлого и настоящего. Вампиры здесь совсем не похожи на Брэда Питта или Паттинсона, а, скорее, представляют собой некоторую аллюзию на семейку Аддамс: инфантильный и манерный толстяк сын, два странных молчаливых старика, карлица мамаша, две половозрелые дочки (Эми Хэскет, Мила Джоя) и дядя-извращенец (Авила). Надо сказать, что все актёры замечательно передали описанных Стивенсоном вырожденцев - я давно не видел такого болезненного зрелища на экране.
Сюжет фильма представляет собой творческое переосмысление уже упоминавшейся одноименной повести Стивенсона, в которой все странности выродившегося рода объясняются вампирской сущностью семьи Олайи. В то же время оригинальное произведение назвать “вампирской литературой” можно лишь с изрядной долей фантазии.
Сами события разнесены на две эпохи - одна часть из них происходит во время, приблизительно совпадающее со стивенсоновским (начало 19 века), другая часть - уже наши дни.
Фильм нельзя назвать любительским - использовано, судя по всему, вполне профессиональное оборудование - но глаз отмечает неприятные цвета, наивные компьютерные эффекты и какие-то провалы в действии, которых современное кино, ориентированное на постоянный мелькающий “экшн” в кадре научилось избегать. Фильм изобилует натуралистичными сценами садизма, что уже стало фирменной фишкой Хэскет и Авила. Мне кажется, что всё это в совокупности даёт данному фильму право проходить по категории “авторского” или “независимого” кино. Вместе с тем, надрывная игра и энтузиазм самих авторов фильма не дают заскучать во время просмотра.
Жила - была семейка вампиров, происходившие из знатного и очень старинного рода. Ничем они старались особо не привлекать к себе внимания, жили себе поживали мирно, никого не трогая. Это им до поры до времени удавалось, но до тех пор пока в их семействе не появилась Олайя. Она, юная и в меру красивая, стала тем кто стал со временем угрожать существованию их древнего вампирского рода. А все дело в том что Олайя захатела вступить в интимную близость с посторонним человеком и испить его кровушки. А это в свою очередь грозило неминуемой гибели всей вампирской семьи. Ведь они могут жить века вечные если только будут соблюдать интимную связь внутри своей семьи. Олайя же становится угрозой их существованию и они стараются оградить или попросту говоря запереть ее в своем вечном жилище, тем самым оградив ее от внешнего мира и лишив ее интимной связи с каким либо представителем человеческого рода не принадлежащего к их вампирской семейке.
Режиссер Эми Хескет сняла свою картину с небольшим налетом арт - хаусности. В картине напрочь отсутствует какое либо быстротечное действие, его здесь попросту нет. Сама картина на события не богата и смотрится достаточно медленной и неторопливой. Все действие происходит в двух временных отрезках, прошлом и настоящем, эти два отрезка взаимосвязаны между собой, настоящие события являются прямым следствием прошлого. Полтора часа экранного времени показались достаточно долгими и затянутыми, все это следствие скупости на интересные события в картине.
Почти все экранное действие развивается в одном месте, в большом доме, принадлежащем семье вампиров. Его интерьер не выглядит старомодным, скорее наоборот современным, единственная разница отличающая его от других подобных домов это наличие в нем вампиров. Картина позиционируется как ужасы, но таковой по сути не является. Напугать здесь зрителя нечем, ни одна из олдсукульных сцен страх и трепет вызвать не способна. Укусов и крови в ленте минимальное количество, в начале да и в концовке картины, все остальное экранное время занимают бесконечные экранные диалоги, которые смотрятся достаточно пресными и бессодержательными. Диалоги в свою очередь разбавлены сценами с обнаженной женской натурой, которые я причислить к выдающимся не могу.
С атмосферой в ленте тоже, как мне показалось, не все в порядке. Нет она вроде как чувствуется, но на полную мощь ощутить ее не удастся, здесь на нее явно повлияли сценарные решения в проработке каждой отдельной взятой сцены. По актерской игре выделять кого то отдельно вообще не представляется возможным, средняя игра всего актерского ансамбля.
В целом же картина оставляет после себя весьма двойственные чувства. Но о просмотре жалеть не приходится, картины из Боливии достаточно редкий гость, рекомендовать могу тем кто интересуется данным направлением кинематографа, они смогут оценить данное творение по достоинству.