всё о любом фильме:

Мустанг

Mustang
год
страна
слоган«Their spirit would never be broken»
режиссерДениз Гамзе Эргювен
сценарийДениз Гамзе Эргювен, Алис Винокур
продюсерШарль Жилибер, Патрик Андре, Виолэйн Джилиберт, ...
операторДэвид Чизаллет, Эрсин Гок
композиторУоррен Эллис
художникTurker Isci, Сердар Емисчи, Селин Созен
монтажМатильда Фон де Мортел
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Франция  470.5 тыс.,    Испания  25 тыс.,    Россия  2.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время97 мин. / 01:37
Номинации:
В деревне на севере Турции пятеро сестер-подростков возвращаются из школы, беззаботно резвясь с мальчишками. Консервативные воспитатели считают эти невинные игры непозволительными и всерьез берутся за воспитание девушек. Жизнь юных сестер круто меняется: дом становится тюрьмой, школу заменяют уроки домашнего хозяйства, начинаются приготовления к принудительным свадьбам. Но жизнелюбивые девушки не собираются мириться с традициями, ограничивающими их свободу…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Мустанг» стал первым полнометражным фильмом режиссёра Дениз Гамзе Эргювен. До него она сняла три короткометражки.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 149 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    21 век. Что значат эти слова и какой смысл в них вложен? Для многих из нас — это синоним прогресса, развитости, эволюции, современности взглядов и свободы действий. Несмотря на то, что мы все живем в 21 веке, традиции каждой нации по-своему наложили большой отпечаток на сегодняшнюю жизнь ее представителей.

    Действие картины переносит нас в нынешнюю Турцию, в глубинку наподобие нашей деревни вдали от «цивилизации» и столицы. Пятерых девочек-подростков, сирот, воспитывают бабушка и дядя. И если сердце пожилой женщины может простить им многие девичьи грешки, понять слабости и порой закрыть глаза на некоторые выходки, то дяде этого всего принять не дано (возможно, поэтому он по-прежнему холост и живёт с матерью?). Дядя девочек — тиран, бессердечный, жестокий, грубый человек, помешанный на том, чтобы скорее выдать замуж всех своих племянниц, и таким образом «сплавить» их на содержание другой семье. Как человек по-своему одинокий, не познавший любви, он не видит смысла в каких-либо чувствах как в собственной семье, так и в отношениях между будущими молодожёнами. Даже самоубийство третьей «невесты» в доме не наталкивает его на мысль о том, что он что-то делает не так, не заставляет задуматься и ощутить свою вину перед бедными детьми (а ведь они действительно всё ещё дети).

    Все происшествия мы видим глазами самой маленькой из сестер, Лале, единственной из всех, кому пока ещё не грозит помолвка с нелюбимым, да что там, даже незнакомым человеком. Она смотрит на старшую, влюблённую сестру, видит её свадьбу и счастливые глаза, замечает и вторую, несчастную, что рыдает вдали от гостей и доказывает собственную невинность родителям жениха. Настойчивость бабушки и дяди шокируют девочку. Последние родные сестёр отнимают у них все вещи, что могут «сопутствовать разврату», среди которых банальный телефон или майка со стразами. У девочек крадут детство, жестоко и нахально ущемляя их права как детей, как девушек, как представительниц прекрасной половины человечества.

    Лале не хочет мириться с этим. Она и сама не подозревает, как становится феминисткой, как не может соглашаться с такими глупыми правилами, как хочет жить в современном 21 веке, где девочки могут свободно играть с мальчиками, девушки — выбирать себе мужей, женщины — идти на футбол, учиться, работать наравне с мужчинами и не бояться мнения соседей, не стыдиться своего равенства и не стать жертвой сексизма. Смерть третьей сестры становится последней каплей, после чего героиня планирует план побега и спасает тем самым себя и свою ещё одну, последнюю, оставшуюся с ней в бабушкином доме, невесту-сестру.

    Название фильма весьма символично, ведь все знают, что мустанг — это дикий конь американских прерий. Название мустанга происходит от испанского слова «mestengo», что означает «без хозяина». Они принадлежат «la mesta» — всем и никому. Символ мустанга — это и есть девочка Лале, которая не подчинилась правилам, обуздывающим всех женщин в округе, и доказала, что любые рамки можно сломать.

    Странно смотреть и осознавать, что сегодня в мире есть много государств, в которых существуют проблемы, диковинные для нас. Среди них — проблема ущемления женских прав, поднятая женщиной-режиссёром в данной киноленте. Мы, «женщины 21 века», привыкли к тому, что свободно можем ходить на выборы, одеваться, во что хотим, краситься, как хотим, учиться, работать и делать многие другие, такие обычные для нас вещи, не задумываясь о том, что где-то, совсем рядом, женщины уже с раннего возраста страдают, не имея возможности вздохнуть свободно, почувствовать себя человеком, почувствовать себя прекрасной, нужной, любимой. Ведь женщина — это не родильная фабрика, не кухарка, посудомойка, уборщица, она такой же человек, как и мужчина. С такими же желаниями, потребностями, чувствами и переживаниями.

    Эта тема всегда затрагивает меня до глубины души и заставляет переживать ещё как минимум несколько дней после просмотра фильма.

    Актуально, просто, невинно, искренне.

    20 июля 2016 | 17:38

    Европейцам сложно представить себе, что в современном мире до сих пор есть оплоты средневековья, где женщинам запрещается громко смеяться на людях, посещать футбольные матчи и носить короткие юбки. Но, поверьте, такие места есть. И самое поразительное, что одним из них является наш ближайший южный сосед, Турция, официально признавшая равноправие мужчин и женщин ещё в 30-е годы прошлого века (на 10 лет раньше Франции, кстати!), но с приходом к власти правительства Эрдогана, взявшего курс на исламизацию, постепенно скатывающаяся обратно в средневековье. При этом находятся смельчаки турецкого происхождения, пусть и живущих далеко от юрисдикции турецких властей и рук турецких исламистов, которые не боятся во всеуслышание говорить о проблемах своей исторической родины — в прошлом году мы увидели «Шрам» гражданина Германии Фатиха Акина, рассказавшего всему миру о турецком геноциде армян (что в Турции уголовно наказуемое деяние), теперь же на наш суд представлена картина «Мустанг» подданной Франции Дениз Гамзе Эргювен, рискнувшей рассказать о попрании прав и свобод женщин в мусульманских странах. Во многом автобиографичная картина, в которую дочь турецкого посла, выросшая в Анкаре, перенесла переживания и эпизоды из собственного детства, собрала на кинофестивалях от Канн до Одессы внушительную коллекцию трофеев, а буквально недавно стало известно, что она выдвинута от Франции, на долю которой пришлась львиная доля финансирования «Мустанга», на соискание «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

    Лале и её старшие сёстры возвращаются на летние каникулы в турецкую деревушку, где они живут на попечение бабушки и дяди после смерти родителей. Невинная детская игра с участием местных мальчишек становится для ортодоксальных опекунов знаком того, что юные красавицы, развращённые большим городом, сбились с верного пути. Дом становится для пятерых сестёр настоящей золотой клеткой, единственный путь на свободу из которой- замужество с нелюбимым человеком, которого выберут опекуны. Но Лале, не готовая смириться с участью вечно прикованной к кухне и детям домохозяйки, замышляет побег…

    Хотя Эргювен тщательнейшим образом избегает всяческих параллелей между «Мустангом» и «Девственницами -самоубийцами» Софии Копполы, они напрашиваются как-то сами собой: это и родной дом, ставший настоящей темницей, и запутывание красивых, словно пёстрые бабочки, девушек обратно в кокон, который напоминают их мешковатые платья, и приготовления к принудительным свадьбам… Однако, в отличии от слишком уж вычурного драматичного финала «Девственниц», концовка «Мустанга» всё же отличается: пусть и не всем, но сёстрам удаётся вырваться на свободу из сооружённой «заботливыми» опекунами клетки. Подобно свободолюбивым мустангам с длинной гривой, девушки раз за разом ищут лазейки на свободу, полную приключений и новых впечатлений., а вместе со свободой к ним приходят и вера в будущее и в собственные силы. Гораздо изящнее, чем в «Девственницах» решён и вопрос с кастом — героини фильма, которых отбирали из сотен кандидаток на протяжении долгих девяти месяцев, удивительно схожи друг с другом, все как одна прекрасны и удивительно сексуальны, даже вопреки мифу о зажатости южанок (учтите при этом, что для многих актрис из квинтета «Мустанга» их роль стала дебютом в большом кино).

    Так что же такое в конечном итоге «Мустанг»? В первую очередь, конечно, банальный гимн феминизму, в сотый раз доказывающий, что вопреки замшелым предрассудкам и консервативным взглядам, восточная женщина -это тоже человек, у которого есть права, игнорировать которые абсурдно. С другой же стороны, это уверенная пощечина всему мусульманскому миру (наравне с Турцией, к созданию фильма приложили руку и кинематографисты из Катара), многие страны которого так стремятся в ООН и НАТО, при этом занимаясь элементарным попранием прав и свобод своих граждан. Конечно, один «Мустанг» — это жалкий глас вопиющего в пустыне, но то, что Эргювен решилась вынести эту проблему на общемировое обсуждение — семимильный шаг в верном направлении.

    7 из 10

    14 января 2016 | 12:27

    Пять сестёр-школьниц выросли в деревне на севере Турции в семье своего дяди. В какой-то момент их суровому воспитателю, а также бабушке, надоело выслушивать от соседей жалобы на их слишком вольготное и даже «развратное» поведение, и девочки попали под домашний арест по всем законам жёсткого восточного воспитания женщин. Отныне только серые одежды, работа по дому допоздна и замуж за того, на кого укажет любимая бабуля. Разумеется, девушки не готовы так просто мириться с новыми реалиями своей жизни и будут сопротивляться гнёту до последнего.

    Фильм «Мустанг» для меня это тот самый случай, когда вроде и фильм снят хорошо, и темы затронуты острые и актуальные, и к сценарию особых нареканий нет никаких, а всё равно не цепляет. И чёрт его знает почему. Не хватает какой-то магии кино, какого-то особенного надрыва, каких-то эмоциональных «крючков»: вот и получаются на выходе те самые фальшивые ёлочные игрушки, которые не приносят радости. Может быть, такому зрителю как я, с моими возрастом, полом, национальностью и окружающей обстановкой эти проблемы просто не могут казаться слишком уж близкими — всё-таки у нас не Турция. Да и там далеко не везде такие проблемы возникают.

    Мне, конечно, жалко восточных девушек, которые вынуждены жить под паранджой и в уcловиях тотального отсутствия возможности собственного волеизъявления, хотя я и понимаю, что даже в самых строгих из таких стран, типа Саудовской Аравии, всё далеко не так просто, как кажется на первый взгляд и у себя дома за высокими стенами эти самые девушки вольны делать гораздо больше, нежели какая-нибудь российская забитая домохозяйка под пятой у мужа-козла. Однако в этом фильме главная трагедия заключается не столько в самом факте вопиющего морального и порой даже физического домашнего насилия, сколько в том, что девочкам пришлось привыкать в этому стилю воспитания уже будучи достаточно взрослыми. Жили-жили себе, и тут — бац, и решётки на окнах. И вот как раз этот-то аспект и хотелось бы раскрыть поподробнее. Казалось бы, в этом вся соль, ан нет — переход от одной системы к другой получился у режиссёра, во-первых, недостаточно резким, а во-вторых, не таким уж и всеобъемлющим.

    Одним словом, хоть я ещё не видел других прошлогодних претендентов на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», что-то мне подсказывает, что «Мустанг» в этом списке лично для меня не будет в числе лидеров. Хороший фильм, но немного недокрученный и недосказанный.

    7 из 10

    30 марта 2016 | 12:28

    Турецкий режиссер Дениз Гамзе Эргювен решила поднять в своем дебютном фильме важную социальную тему места современной женщины в турецком патриархальном обществе. Причем по вполне понятным причинам ей не удалось найти финансирование для своего проекта на родине, поэтому она познакомилась на съемках «Августины» с француженкой Алис Винокур, которая и помогла ей подправить сценарий, что принесло их совместному проекту аж девять номинаций на премию «Сезар». Для пущего эффекта они назвали социальную драму «Мустанг», чтобы подчеркнуть свой феминистический манифест. Нет ничего удивительного в том, что европейскому зрителю пришлась по душе история, где не прям нарушаются права женщин, но ограничивается их свобода на личную жизнь, выбор спутника по жизни и т. п.

    Но на самом деле фильм немного о другом. После весьма фривольного поведения пятерых сестер строгий дядя посадил девочек под домашний арест. Причем под арест в прямом смысле слова с решетками на окнах и воротами на замке, а также предварительной проверкой у гинеколога. Но нельзя сказать, что подобное наказание было несправедливым и чрезмерно суровым. Во всяком случае, даже по нашим нормам морали не каждая девушка залезет на шею парню и будет беззаботно плескаться в воде, не вызывая осуждающих взглядов со стороны. А уж в Турции с таким поведением тем более сложно выдать девушку замуж за парня из хорошей семьи. Вот поэтому бабушка-опекун решила ускорить процесс и выдать своих внучек скорее, пока они не набрались скверны. Я понимаю, что приятного мало в том, что тебе приводят какого-то жениха и решают всё без твоего согласия или какого-либо участия. Но в поведении бабушки всё же больше заботы, чем строгости. Пока старшие сестры покорно одна за другой пошли под венец, как послушные кобылки, которых ведут за поводья в семейное стойло, самая младшая Лале не прельщается подобной перспективе и готовит свою диверсию с побегом.

    С одной стороны забавно смотреть, на какие хитрости идут девушки, чтобы попасть в слепую зону пронзительных глаз взрослых. Особенно забавный момент был, когда родственницы из женской солидарности прикрывали поход сестер на футбол. С другой — удивляет, как самая маленькая девчонка не побоялась пойти наперекор старшему мужчине в доме. Но даже не это самое главное, на мой взгляд. Больше всего всё-таки возмущает отношение к молодым девушкам и щепетильность турков к репутации, доходящая до абсурда. Лишь бы соседи чего дурного не подумали и не сказали. Когда в первую брачную ночь родители мужа стоят под дверью и ждут простынь с кровью — это абсурд! И не меньший абсурд всей толпой вести невесту ночью к гинекологу!

    Вообще мне кажется, что режиссер хотела показать, сколько лицемерия в подобном поведении и двойных стандартов морали. Строгий дядя требует от девочек целомудрия и послушания, что не мешает ему самому захаживать в их спальню по ночам. Дениз Гамхе Эргювен показала парадоксальность ситуации, когда среди множества запретов самые ярые блюстители морали нарушают их в первую очередь. Да и подобная система воспитания не приносит должного результата, поскольку молодежь всё равно находит способы вступить во внебрачные связи или же психологически не справляются со стрессом в переходном возрасте, что приводит к печальным результатам. Так стоит ли пытаться обуздать буйный нрав мустангов и выдрессировать их? Или же дать им необходимую свободу, чтоб не соблазнять запретным плодом? Вопрос, конечно, риторического плана. В фильме показали две крайности, а открытый финал вовсе не говорит о том, что свобода лучше неволи. Как-то так…

    7 из 10

    26 апреля 2016 | 02:55

    Этот фильм вызвал у меня неоднозначные эмоции. С одной стороны — красивые виды, чудесная музыка, трогательная и грустная история, достаточно просто и понятно рассказанная. Проблема столкновения традиций и поколений уже не нова, но достаточно интересно раскрыта. С другой — у меня пока больше вопросов чем ответов.

    Во-первых, мы не знаем никакой предыстории, кроме того, что девочки — сироты и остались на воспитание бабушки и дяди. Не знаем ничего, например, о любимой учительницы Лале, и о многом другом. Как будто часть истории осталась за кадром. Это делает для меня фильм немного поверхностным.

    Во-вторых, а строга ли бабушка? Семья представлена в фильме как консервативно-традиционная мусульманская, где девушек отдают замуж по договору в 17 лет, проверяют простыни после первой брачной ночи и заставляют надевать платья до пят. Однако как же так вышло, что в такой семье взрослые девушки совсем не умеют готовить, и бабушка учит их этому перед свадьбой? Сестры ничего не делают по дому (валяются на ковре, загорают в купальниках, жуют жвачки, едят, играют, болтают, переодеваются и бегают в майках и лифчиках)… Это ли строгое восточное воспитание, которым, спохватившись, занялась бабушка? Непонятно.

    Что непонятно совсем — так это эмоциональная составляющая. Увидев сестер на футболе, бабушка готова сознание потерять, какой ужас!! А после трагедии с одной из них семья достаточно быстро приходит в себя. Ни тебе кругов под глазами, ни бессонных ночей, ни горя в глазах. Я не думаю, что это недоработка актеров, их игра, на мой взгляд, превосходна. Скорее недоработка режиссера. Или — что может быть — мне непонятна задумка.

    Ну и наконец «непонятки» с дядей. Что происходит у него с сестрами, что за отношения? Почему так радикально реагирует на его замечания одна из девушек и зачем наведывается он к ним в комнату? Мне кажется, этот момент не раскрыт, показан как второстепенный, а ведь он скорее ключевой. За что отчитывает его (надо сказать, спокойно и без нервов) бабушка на кухне? Либо я недопоняла идею, либо фильм не столько про традиции, сколько про маниакальных родственников и представлять историю надо немного в другом свете.

    Большое спасибо актерам за прекрасную игру, и особенно девочкам! Но… для меня идея и история остались непонятными, хотя наверняка многие зрители со мной не согласятся.

    4 из 10

    13 января 2016 | 05:01

    Свежестью восприятия себя женщиной, прежде всего, обращает внимание фильм. Было бы бессмысленно рассуждать сейчас о бесправии слабого пола в мусульманских странах, хотя бы потому, что чужая культура не так проста как может показаться заглянувшему туда на мгновение гостю. Примеров влиятельных дам, отбросивших на деле и чадру, и не приглянувшиеся им традиции, но умело делающих вид, что играют роль второй скрипки, хватает — одна такая шейха рулит сейчас всеми мужами Катара сверх успешно для страны. А вот поразмышлять о том, что сегодня восточная женщина не хочет искать обходные пути, не желает быть тем ручейком, что тихо обогнет по касательной тяжелый камень на своем пути, не стремится исподтишка достигать поставленных целей, но предпочла бы громко заявлять о том, чего она добивается, и ожидает, что с ней будут считаться мужчины, стоит. Сила решимости действовать тут обратно пропорциональна возрасту героинь. Бабуля полностью по власти традиций, старшие девочки бунтуют в душе, но выбирают тихие методы протесты, а вот самая юная дева готова к открытой конфронтации и смелым рискованным поступкам. Малышке суждено определять будущие тенденции турецкого общества.

    Свежей кровью очаровывает кино. Пятеро молодых прекрасных актрис — такие же новички в большом кино, как и сама режиссер, их отыскавшая, не играют ничего концептуального, сложного, а просто остаются собой — свежими, полными сил и надежд, расцветающими день ото дня пылкими и дерзкими юными созданиями. Девушки готовы и хотят сделать и увидеть больше, чем уготовано им традиционными рамками, довольствоваться приготовление домашних пирогов не позволяет им их буйная природа, их сердца рвутся узнать, что же там за пределами изгороди, которой укрыли их близкие. Напор силен, и преградам рано или поздно суждено быть если не сметенными напрочь, то как минимум проломленными. В этом не остается сомнений, когда наблюдаешь за ленивым томлением красавиц, чьи мышцы сильны и готовы к стремительному движению чуть только привязывающие их «цепи» слегка ослабевают. Это ощущение возведенного курка держит в напряжении и является самой сильной стороной повествования. Не будь его на первый план вышла бы излишняя документальность и простота сюжета, напрочь лишенного каких-либо художественных ярких приемов, врезающихся в память, но задор юности позволил закрыть глаза зрителю на многие слабости фильма

    Свежим взглядом берет дебютантка Дениз Гамзе Эргювен, турчанка по происхождению, ныне француженка европейцев. Они финансируют ее работу, помогают со сценарием и даже выдвигают фильм на Оскар, как лучший иностранный, при очевидном многообразии собственных. Не удивительно, ведь в спокойной и благополучной Европе нет таких животрепещущих не политических проблем, которые могли бы найти отклик у людей разного уровня дохода и образования, а тут сто процентное попадание в умы и меткий удар по чувствам белого зрителя, обреченного на сопереживание. Надо лишь отдавать себе отчет в том, что подобная картина могла родиться лишь на границе слияния востока и запада. Да, режиссер, вне всякого сомнения идентифицирует себя с девочкой-мустангом решительной Лале, делая свои воспоминания об Анкаре частью истории подростка, но ведь посмотреть на прошлое другими глазами Эргювен помогли европейское образование, европейские ценности и европейская коллега. И, возможно, это единственный путь развития, ведь взаимопроникновение культур всегда рождает что-то новое и прекрасное.

    22 февраля 2016 | 20:57

    Художественный фильм «Мустанг» один из пяти номинантов на соискание премии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» в этом году. Дебютный полнометражный фильм турецкой женщины-режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Я выделил тот факт, что режиссером данного фильма является женщина, потому что «Мустанг» рассказывает историю об ограничении прав и свобод юных девушек в мусульманских семьях, свято чтящих традиции. Только женщина способна перенести на экран эту историю, и в полной мере показать всю боль, которую испытали главные героини фильма.

    Мустанг — одичавшая домашняя лошадь, живущая в прериях Северной и Южной Америки. Какие ассоциации это вызывает у вас? У меня в голове возникают мысли о скинутых с плеч оковах и неукротимом духе свободы, бьющем в небо слово фонтан. Название очень точно характеризует сам фильм, попутно настраивая зрителя на нужный лад перед просмотром. «Мустанг» довольно во многом перекликается с «Белой лентой» Михаэля Ханеке, в которой, как и в «Мустанге», поднималась тема ограничения прав и свобод детей своим воспитателями.

    Турция. Наши дни. Пятеро сестер-подростков, живущих в небольшой северной деревушке, в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира, становясь заложниками традиций, по которым живут их воспитатели (дядя и бабушка). Застав их однажды за безобидными играми с представителями противоположного пола, дядя и бабушка решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их не смущает даже, мягко говоря, юный возраст подопечных и их категорическое нежелание принимать уготованную им реальность.

    Фильм затрагивает множество тем, главная из которых — столкновение цивилизаций. Культура современного быстроразвивающегося мира лбом к лбу сталкивается с культурой традиционного мира, в котором и по сей день правят устоявшиеся давным-давно стереотипы, весьма спорные в наши дни. И как бы не было грустно, но данная тема, как нельзя актуальна в контексте нашей современной действительности. То, что случилось в данном фильме, отнюдь не редкость, не выдумка автора. Такие явления очень и очень часто происходят по всему миру, даже в самых технологично развитых странах, не говоря уже о глубинке Турции, где и живут главные герои фильма.

    Также хочется отметить то, что история рассказанная в фильме далеко не однобока. Воспитатели девочек, в лице бабушки и дяди, показаны не злобными варварами пытающимися любым способом «насолить» сестрам, а людьми, которые любят их, но не понимают того, что причиняют им вред своей «заботой». Не понимающими, что сестры не желают той жизни, что они им уготовили. В этом и есть главная мысль фильма — то, что для одних хорошо, для других — плохо.

    8 из 10

    27 января 2016 | 23:30

    «Мустанг» — блестяще выстроенная, крепкая картина с проработанной драматургией, с косвенным символизмом, не режущим глаз, но запоминающимся с первых кадров. История бунта девочек-подростков против патриархального воспитания, их сопротивления гендерным стереотипам рассказана с бойкой, даже боевой интонацией, лишь тематически, а не стилистически сближаясь с картиной С. Копполы «Девственницы-самоубийцы». В данном случае абсурдность мусульманского патриархального воспитания, лишающего человека права свободного выбора предстает во всей своей «красе», вызывая в памяти шедевры иранского кино «День, когда я стала женщиной» М. Мешкини и «Яблоко» С. Махмальбаф.

    Однако, Турция — более светская, чем Иран, страна, хотя усилиями Эрдагана она стремительно превращается во второсортную мусульманскую шариатскую державу. В фильме поднимается также интересная тема патриархального воспитания, видящего грех во всем и зачатую во особо извращенной форме: что же таится в головах людей, если они подозревают такое?! Во-вторых, после «Офсайда» Панахи возникает проблема допуска женщин на футбольные матчи и половой сегрегации в этом плане, свойственная мусульманским обществам.

    В то же время образ непокрытой женской головы становится символом того, что в Турции не все так плохо, по крайней мере в столице. Действие «Мустанга» разворачивается на окраине, в деревне, чем объяснятся неистовость патриархального давления на подростков. Автором сюжета становится не только турецкий режиссер, но и помогавшая ему французская сценаристка, благодаря чему драматургия приобретает отчетливый феминистский пафос и мощь социальной критики, потому сама проработанность нарратива свидетельствует о том, что, к сожалению, сценаристы мусульманских стран (если только это не гениальные самоучки, как Махмальбаф) не всегда способны видеть символические возможности реалистических деталей и изгибов фабулы, для этого им нужна помощь тех, кто прошел западные киношколы.

    Арабское кино тонет в бытовом реализме, помочь выбраться из него может лишь западное кинематографическое образование. Тема образования, образ эмансипированной учительницы не случайно становится в «Мустанге» символом свободы, к которому стремятся девочки, преодолевая препятствия ценой больших усилий. «Учение — свет» — известная истина, получающая в картине надлежащее воплощение.

    24 января 2016 | 13:24

    Фильм «Мустанг» рассказывает о пяти юных сестрах (их возраст не оговаривается, но предположительно от 16-15 и на понижение), которые живут в небольшом поселке на севере Турции, воспитываются бабушкой и дядей и, судя по всему, растут как трава.

    Пять сестер — пять судеб. Картина рассказана от лица самой младшей — Лале. Может быть, именно её неиссякаемое жизнелюбие и детская упрямость внесли столько света в этот фильм.

    Жизнь сестер до переломного момента, с которого и начинается картина, ловко дрейфует на грани двух миров — мира свободы и мира традиций. Но достаточно одного инцидента — недвусмысленного заигрывания с мальчиками у всех на глазах — чтобы родственники спохватились, что их воспитанницы недостаточно целомудренны для девиц, а, значит, пора их «переделать», а еще лучше — побыстрее выдать замуж.

    История рассказана так легко и даже радостно, что до некоторых поворотных пунктов я готова была отнести её к жанру драмеди. В фильме так много света, такие живые юные лица актрис, что просто не хочется верить в худшее. Но на самом деле это фильм про жестокий и сложный мир, у нас такие темы любят показывать как чернуху: с грязными подробностями и гнетущим послевкусием. Мир, где тринадцатилетних девочек силой выдают замуж — тогда, когда им ещё страшно даже выполнять супружеский долг. Тогда, когда им хочется ходить в школу, а не учиться домашнему хозяйству. Мир, в котором свобода — это жизнь, и отнять эту свободу, значит, забрать и жизнь.

    «Мустанг» показывает Турцию изнутри, сложносочинённую, живущую одновременно в двух мирах — в европеизорованной современности и закостенелом прошлом.

    И всё-таки нужно выбирать что-то одно, чтобы избежать двойных стандартов и внутренних конфликтов. Особенно это важно, когда воспитываешь детей. Птица, выросшая в неволе, не знает, что её пленили. Но главные героини «Мустанга» — это птички, выросшие на воле. Весь фильм показывает то, как им ломают крылья и закрывают в клетке. Но мечту о свободе нелегко уничтожить. На горизонте, как волшебная сказочная страна, мелькает Стамбул — в котором все иначе, в котором можно расправить крылья и полететь.

    Фильм обрывается на позитивной ноте — но все-таки не заканчивается, а обрывается, оставляя много вопросов и тревог о судьбе девочек. Открытый финал всегда дает почву для размышлений, и размышлять должны, в первую очередь, те, кто в ответе за таких вот птичек. То ли клетку сделать золотой и уютной еще до того, как проснется самосознание, то ли все-таки выпустить на свободу. А то так и напрашивается поговорка о двух зайцах.

    7 из 10

    17 января 2016 | 19:29

    Что такое мустанг? Мустанг — дикая лошадь живущая в прериях Северной Америки. Какие ассоциации вызывает это слово? При слове «мустанг» в моей голове возникают мысли о неукротимом дух свободы, о создании которое невозможно приручить, или обрести над ним контроль другими способами пока оно само этого не захочет.

    Название очень точно характеризует этот фильм. Однако по началу, зная о нем не так уж и много можно подумать что это очередной фильм про любовь подростков, которые встречают на своем пути массу препятствий но в итоге обретают друг друга. но это далеко не так.

    Фильм поднимает множество проблем, главная из которых столкновение стремительно меняющегося современного мира и мира, как принято считать, мира устаревшего, со своими «жесткими» традициями и принципами. И как бы печально это не звучало, этот вопрос становится все более и более значимым в контексте наших сегодняшних реалий. и Турецкая глубинка, по моему, хороший пример того, к чему может привести это противостояние в современных условиях.

    Пятеро сестер в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира и и становятся заложниками традиций. Застав их однажды за беззаботными безобидными играми с мальчиками их воспитатели (да именно воспитатели, в лице дяди и бабушки, потому что родители их давно погибли) решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их даже не смущает, мягко говоря, юный возраст подопечных.

    Конечно человеку воспитанному целиком и полностью на западных идеалах и априори считающему «восточные» обычаи и традиции чем то диким и неуместным в современном обществе будет тяжело посмотреть на эту историю с разных точек зрения, но если взглянуть на происходящее с точки зрения Воспитателей и их понятий что такое хорошо и что такое плохо то можно сказать что они вовсе не желают зла девочкам. Наоборот, хотят чтоб их жизнь сложилась как можно лучше. Но по видимому их представления о том что лучше не сходятся с представлениями детей. а хотят они только одного — свободы! И эта жажда свободы заставляет их идти на любые ухищрения для того чтобы ее обрести. И несмотря на все эти ухищрения они оказываются настолько одинокими и беззащитными в своей борьбе за эту небольшую долю своды, что даже не все выдерживают такого давления.

    Надо сказать что для Эргювен эта картина по настоящему замечательный дебют и лента заслуженно претендует на Оскар.

    Фильм, хоть и не радостный, но заканчивается все-таки на хорошей ноте, хотя не ясно что случилось с героями потом. И хоть концовка и после титров заставляет опасаться за судьбу девочек, фильм оставляет приятный осадок и заставляет задуматься о многом.

    8 из 10

    21 января 2016 | 21:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>