всё о любом фильме:

Мустанг

Mustang
год
страна
слоган«Their spirit would never be broken»
режиссерДениз Гамзе Эргювен
сценарийДениз Гамзе Эргювен, Алис Винокур
продюсерШарль Жилибер, Патрик Андре, Виолэйн Джилиберт, ...
операторДэвид Чизаллет, Эрсин Гок
композиторУоррен Эллис
художникTurker Isci, Сердар Емисчи, Селин Созен
монтажМатильда Фон де Мортел
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Франция  470.5 тыс.,    Испания  25 тыс.,    Россия  2.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время97 мин. / 01:37
Номинации:
Смотрите на ТВ:
Четверг, 1 сентября в 14:25 на канале «TV XXI»
В деревне на севере Турции пятеро сестер-подростков возвращаются из школы, беззаботно резвясь с мальчишками. Консервативные воспитатели считают эти невинные игры непозволительными и всерьез берутся за воспитание девушек. Жизнь юных сестер круто меняется: дом становится тюрьмой, школу заменяют уроки домашнего хозяйства, начинаются приготовления к принудительным свадьбам. Но жизнелюбивые девушки не собираются мириться с традициями, ограничивающими их свободу…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
117 + 3 = 120
8.2
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • «Мустанг» стал первым полнометражным фильмом режиссёра Дениз Гамзе Эргювен. До него она сняла три короткометражки.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 149 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Почему «Мустанг»? Он ли был спасением? Спасением была воля, жажда жизни и желание бороться за право жить самой младшей из сестёр. Но почему ребенок должен сражаться за священное право жить?.. Известно, что в мире нет более жестоких людей, чем фанатичные идеалисты. Яростно отстаивая свои постулаты, они забывают о главном. О любви. Посадить детей в клетку для них лишь естественная потребность «воспитания». Истина находится посередине, но в этом фильме ярко показаны крайности подавления и освобождения.

    Превосходно показана тема сестринской дружбы, атмосфера переходного возраста.

    Тягостное чувство оставляет конец картины, не совсем ясно, счастливое ли это пристанище?.. Ведь это был всего лишь детский план, а не мастерски продуманный путь бегства взрослого человека, имеющего законное право голоса и свободы.

    Рекомендуется к просмотру борцам за детские права.

    7 из 10

    2 марта 2016 | 15:21

    - Будьте добры один билет на «Мустанг».
    - Что-то, какой фильм?
    - «Мустанг».
    - У нас нет такого фильма!
    - Как нет, вон же у вас написано…
    - А, секунду… Точно. Просто у нас ещё никто не покупал билет на этот фильм!

    Можно было бы назвать этот диалог с кассиршей показательно-печальным, если бы не одно «но»: классическое фестивальное кино, выдвинутое на «Оскар», по странному и счастливому стечению обстоятельств было добавлено в репертуар обычного «мейнстримного» 14-зального «Люксора», торгующего блокбастерами и хоррором уровня «Паранормального явления-5». Причём загнали «Мустанга» в последний, самый маленький зал под номером 14 — видимо, заранее зная, как мало народу захочет зайти туда после жирного ужина в KFC. И не прогадали — первые 10-15 минут в пятирядном помещении я наслаждался абсолютной и единоличной властью, после чего до самого конца впереди меня нежилась ещё какая-то парочка. И всё. Три человека на 45 мест. Это было логично.

    Итак, что же такое «Мустанг»? Можно было бы назвать его просто фильмом о подростках или одой молодости, но тогда рассказ сразу приобретёт оттенок нарко-хиппарского секс-угара, которым полны тысячи подобных картин. Поэтому я скажу так: лента Эгювер — это целомудренно-приземлённая драма о детях, о потребности человека в минимальной естественной свободе передвижений, мыслей и желаний. О том, насколько глупыми и беспомощными против изобретательной детской фантазии могут быть взрослые с их идиотской показной моралью и обычаями. При этом здесь нет никакой излишней жестокости, никаких крайностей, никакого драматизма через край: «Мустанг» идёт спокойным шагом, периодически позволяя себе выписывать лёгкие вертеля и несильно гарцевать, не грозя скинуть тебя с хребта. По-женски нежно, красиво, вкусно (кстати, сценаристку — также даму — зовут Алис Винокур) — будто родные дочки режиссёрши, оберегаемые её тёплой рукой, бредут героини сквозь события, пока оператор украдкой ловит на камеру их воздушную женственность. И в то же время рядом, на кухне, утонувшая в религиозных догмах бабуля и её последний сын так и норовят прервать эту идиллию домашними арестами, пошивом всё более закрытых платьев и построением всё более высоких стен вокруг дома, не понимая, что в созданной Эгювер реальности прорваться сквозь тихий девочкин мир просто невозможно.

    Не знаю, насколько своевременен фильм в нынешней России, но и такая грустная мысль приходила мне в голову при его просмотре — никогда не знаешь, что ждёт твоих детей через десять, двадцать лет, когда всё, что окружает тебя самого уже сейчас, начинает напоминать некую чудесную смесь из социализма и теократии. Параллели подтвердило секундное, но чудовищное сходство экранной бабушки, сидящей в очках в профиль, с Еленой Мизулиной — чуть ли не ярче, чем Путина с Добби из «Гарри Поттера». В этот-то момент всё и стало ясно… Если же продолжить тему сходств, то волшебная Лале, сыгранная 13-летней дебютанткой Гюнеш Шенсой, дюже напомнила мне 10-летнюю Брук Шилдс из «Прелестного дитя» — только у турецкой девочки глаза в сто раз осмысленнее и живее. Вообще, конечно, половина всей красоты «Мустанга» держится на ней, на нежном персонаже-рассказчике, ближе всех расположенном к детству и лучше всех знающем путь на волю. Лапочка!

    Очень приятная, солнечная, спокойная лента, вполне достойная быть номинированной на премию Американской киноакадемии. Желаю ей удачи!

    9 из 10

    17 октября 2015 | 01:16

    «Мустанг» — турецко-французская лента, выдвинутая последней на соискание «Оскара» и благосклонно принятая фестивалями и критиками. Она стала полнометражным дебютом 37-летней Дениз Гамзе Эргювен. Дебютом удачным, дерзким и талантливым.

    В турецкой глубинке до сих пор царят консервативные порядки, зачастую граничащие с глупостью и, как принято сейчас говорить, мракобесием. Эту горькую истину придется во всей ее полноте познать пяти сестрам, растущим под строгим надзором бабушки и дяди. Стоит им однажды поиграть с мальчиками после уроков, вполне невинно резвясь в море и срывая яблоки в чьем-то саду, как по деревне разносятся слухи о неподобающем и позорящем семью поведении сестер. Разве можно такое простить? И, как отмечает младшая из сестер (от ее имени и ведется повествование), с тех пор их жизнь превращается в дерьмо. Джинсы сменяются традиционными нарядами, а дом становится тюрьмой с курсами для будущих примерных домохозяек. Ведь как иначе смыть с семьи позор, не выдав девочек замуж?

    История, рассказанная в «Мустанге», сначала кажется слегка абсурдной и местами вызывает усмешку и ощущение несерьезности. Чего стоит один эпизод с побегом девочек на футбольный матч (так и напрашивается сравнение с «Оффсайдом» Панахи). Но с тем, как растут решетки на окнах дома-тюрьмы, растет и драматичность происходящего. В какой-то момент она способна раздавить вас или довести до слез. При этом Эргювен не позволяет себе абсолютно никакой сентиментальности. Вся ее картина — жесткая, если не сказать жестокая, по отношению к зрителю и самой себе. Финал же здесь держит в напряжении как первоклассный триллер.

    И все-таки в первую очередь «Мустанг» — история о взрослении. Пяти сестрам приходится резко и быстро повзрослеть, раскрыть свою сексуальность и столкнуться с противодействием консервативного общества. Поэтому «Мустанг» — это еще и история о бунте, на который не все оказываются способны. И, безусловно, это история о поиске и силе свободы. Той свободы, которая способна пробиться через все, что угодно.

    При желании здесь можно найти и множество высказываний о положении дел и нравах в современной Турции. Вот, например, эпизоды сватовства, когда родственники обсуждают и расхваливают друг другу потенциальных молодоженов, и, посадив их рядом, тут же констатируют, что «они друг другу понравились». «Стерпится, слюбится» — убеждает одну из сестер заботливая бабушка. Девочек везут в больницу, чтобы подтвердить их невинность, а новоиспеченные родственники со стороны мужа с нетерпением ждут увидеть кровь на простыне после первой брачной ночи.

    Положение женщин — это то, что, безусловно, интересует, задевает и, наверняка, возмущает Дениз Гамзе Эргювен. Дядя увлеченно слушает, как по телевизору вещают о том, какой скромной и покорной должна быть настоящая женщина. Все женщины примерно готовят и смотрят сериал, в то время как мужчины собираются смотреть футбол. Выбивается из этой классической ситуации только младшая из сестер — Лале — просящая посмотреть футбол. Она же кричит донесшей на девочек соседке: «Завернулись в свои тряпки поносного цвета и думаете, что можете всех судить!»

    Она в принципе оказывается наиболее свободной и способной к бунту против консервативного патриархального общества. Здесь можно усмотреть еще один мотив: именно самая младшая из всех оказывает сопротивление авторитетному дяде, своими чертами напоминающему президента Эрдогана. Режиссер словно возлагает свои надежды на самое молодое поколение, видит в нем ту свободу, которая позволит восстать против тупого консерватизма турецкого общества.

    Обрамляет эту сильную историю музыка Уоррена Эллиса. Австралиец, весьма далекий от всего турецкого, он сочиняет мелодии, вдохновленные местной культурой, и потому органично вписывающиеся и задающие динамику происходящего на экране.

    Дениз Гамзе Эргювен создает историю о взрослении и свободе, мощную, дерзкую и живую, как сама юность. И каждый зритель, сумевший прочувствовать ее, унесет с собой часть той неистовой энергии, лежащей в ее основе.

    8 из 10

    16 октября 2015 | 23:18

    Этот фильм вызвал у меня неоднозначные эмоции. С одной стороны — красивые виды, чудесная музыка, трогательная и грустная история, достаточно просто и понятно рассказанная. Проблема столкновения традиций и поколений уже не нова, но достаточно интересно раскрыта. С другой — у меня пока больше вопросов чем ответов.

    Во-первых, мы не знаем никакой предыстории, кроме того, что девочки — сироты и остались на воспитание бабушки и дяди. Не знаем ничего, например, о любимой учительницы Лале, и о многом другом. Как будто часть истории осталась за кадром. Это делает для меня фильм немного поверхностным.

    Во-вторых, а строга ли бабушка? Семья представлена в фильме как консервативно-традиционная мусульманская, где девушек отдают замуж по договору в 17 лет, проверяют простыни после первой брачной ночи и заставляют надевать платья до пят. Однако как же так вышло, что в такой семье взрослые девушки совсем не умеют готовить, и бабушка учит их этому перед свадьбой? Сестры ничего не делают по дому (валяются на ковре, загорают в купальниках, жуют жвачки, едят, играют, болтают, переодеваются и бегают в майках и лифчиках)… Это ли строгое восточное воспитание, которым, спохватившись, занялась бабушка? Непонятно.

    Что непонятно совсем — так это эмоциональная составляющая. Увидев сестер на футболе, бабушка готова сознание потерять, какой ужас!! А после трагедии с одной из них семья достаточно быстро приходит в себя. Ни тебе кругов под глазами, ни бессонных ночей, ни горя в глазах. Я не думаю, что это недоработка актеров, их игра, на мой взгляд, превосходна. Скорее недоработка режиссера. Или — что может быть — мне непонятна задумка.

    Ну и наконец «непонятки» с дядей. Что происходит у него с сестрами, что за отношения? Почему так радикально реагирует на его замечания одна из девушек и зачем наведывается он к ним в комнату? Мне кажется, этот момент не раскрыт, показан как второстепенный, а ведь он скорее ключевой. За что отчитывает его (надо сказать, спокойно и без нервов) бабушка на кухне? Либо я недопоняла идею, либо фильм не столько про традиции, сколько про маниакальных родственников и представлять историю надо немного в другом свете.

    Большое спасибо актерам за прекрасную игру, и особенно девочкам! Но… для меня идея и история остались непонятными, хотя наверняка многие зрители со мной не согласятся.

    4 из 10

    13 января 2016 | 05:01

    Что такое мустанг? Мустанг — дикая лошадь живущая в прериях Северной Америки. Какие ассоциации вызывает это слово? При слове «мустанг» в моей голове возникают мысли о неукротимом дух свободы, о создании которое невозможно приручить, или обрести над ним контроль другими способами пока оно само этого не захочет.

    Название очень точно характеризует этот фильм. Однако по началу, зная о нем не так уж и много можно подумать что это очередной фильм про любовь подростков, которые встречают на своем пути массу препятствий но в итоге обретают друг друга. но это далеко не так.

    Фильм поднимает множество проблем, главная из которых столкновение стремительно меняющегося современного мира и мира, как принято считать, мира устаревшего, со своими «жесткими» традициями и принципами. И как бы печально это не звучало, этот вопрос становится все более и более значимым в контексте наших сегодняшних реалий. и Турецкая глубинка, по моему, хороший пример того, к чему может привести это противостояние в современных условиях.

    Пятеро сестер в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира и и становятся заложниками традиций. Застав их однажды за беззаботными безобидными играми с мальчиками их воспитатели (да именно воспитатели, в лице дяди и бабушки, потому что родители их давно погибли) решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их даже не смущает, мягко говоря, юный возраст подопечных.

    Конечно человеку воспитанному целиком и полностью на западных идеалах и априори считающему «восточные» обычаи и традиции чем то диким и неуместным в современном обществе будет тяжело посмотреть на эту историю с разных точек зрения, но если взглянуть на происходящее с точки зрения Воспитателей и их понятий что такое хорошо и что такое плохо то можно сказать что они вовсе не желают зла девочкам. Наоборот, хотят чтоб их жизнь сложилась как можно лучше. Но по видимому их представления о том что лучше не сходятся с представлениями детей. а хотят они только одного — свободы! И эта жажда свободы заставляет их идти на любые ухищрения для того чтобы ее обрести. И несмотря на все эти ухищрения они оказываются настолько одинокими и беззащитными в своей борьбе за эту небольшую долю своды, что даже не все выдерживают такого давления.

    Надо сказать что для Эргювен эта картина по настоящему замечательный дебют и лента заслуженно претендует на Оскар.

    Фильм, хоть и не радостный, но заканчивается все-таки на хорошей ноте, хотя не ясно что случилось с героями потом. И хоть концовка и после титров заставляет опасаться за судьбу девочек, фильм оставляет приятный осадок и заставляет задуматься о многом.

    8 из 10

    21 января 2016 | 21:15

    Свежестью восприятия себя женщиной, прежде всего, обращает внимание фильм. Было бы бессмысленно рассуждать сейчас о бесправии слабого пола в мусульманских странах, хотя бы потому, что чужая культура не так проста как может показаться заглянувшему туда на мгновение гостю. Примеров влиятельных дам, отбросивших на деле и чадру, и не приглянувшиеся им традиции, но умело делающих вид, что играют роль второй скрипки, хватает — одна такая шейха рулит сейчас всеми мужами Катара сверх успешно для страны. А вот поразмышлять о том, что сегодня восточная женщина не хочет искать обходные пути, не желает быть тем ручейком, что тихо обогнет по касательной тяжелый камень на своем пути, не стремится исподтишка достигать поставленных целей, но предпочла бы громко заявлять о том, чего она добивается, и ожидает, что с ней будут считаться мужчины, стоит. Сила решимости действовать тут обратно пропорциональна возрасту героинь. Бабуля полностью по власти традиций, старшие девочки бунтуют в душе, но выбирают тихие методы протесты, а вот самая юная дева готова к открытой конфронтации и смелым рискованным поступкам. Малышке суждено определять будущие тенденции турецкого общества.

    Свежей кровью очаровывает кино. Пятеро молодых прекрасных актрис — такие же новички в большом кино, как и сама режиссер, их отыскавшая, не играют ничего концептуального, сложного, а просто остаются собой — свежими, полными сил и надежд, расцветающими день ото дня пылкими и дерзкими юными созданиями. Девушки готовы и хотят сделать и увидеть больше, чем уготовано им традиционными рамками, довольствоваться приготовление домашних пирогов не позволяет им их буйная природа, их сердца рвутся узнать, что же там за пределами изгороди, которой укрыли их близкие. Напор силен, и преградам рано или поздно суждено быть если не сметенными напрочь, то как минимум проломленными. В этом не остается сомнений, когда наблюдаешь за ленивым томлением красавиц, чьи мышцы сильны и готовы к стремительному движению чуть только привязывающие их «цепи» слегка ослабевают. Это ощущение возведенного курка держит в напряжении и является самой сильной стороной повествования. Не будь его на первый план вышла бы излишняя документальность и простота сюжета, напрочь лишенного каких-либо художественных ярких приемов, врезающихся в память, но задор юности позволил закрыть глаза зрителю на многие слабости фильма

    Свежим взглядом берет дебютантка Дениз Гамзе Эргювен, турчанка по происхождению, ныне француженка европейцев. Они финансируют ее работу, помогают со сценарием и даже выдвигают фильм на Оскар, как лучший иностранный, при очевидном многообразии собственных. Не удивительно, ведь в спокойной и благополучной Европе нет таких животрепещущих не политических проблем, которые могли бы найти отклик у людей разного уровня дохода и образования, а тут сто процентное попадание в умы и меткий удар по чувствам белого зрителя, обреченного на сопереживание. Надо лишь отдавать себе отчет в том, что подобная картина могла родиться лишь на границе слияния востока и запада. Да, режиссер, вне всякого сомнения идентифицирует себя с девочкой-мустангом решительной Лале, делая свои воспоминания об Анкаре частью истории подростка, но ведь посмотреть на прошлое другими глазами Эргювен помогли европейское образование, европейские ценности и европейская коллега. И, возможно, это единственный путь развития, ведь взаимопроникновение культур всегда рождает что-то новое и прекрасное.

    22 февраля 2016 | 20:57

    Фильм рассказывает о жизни пяти девочек сирот, воспитанных бабушкой и строгим дядей в глухой провинции, где-то в Турции. Режиссер в первую очередь пытается рассказать о судьбе женщин, чья доля предопределена заранее и мало зависит от них самих.

    Патриархальность, религиозность общества и дань традициям — все то, что современному человеку кажется диким и безумно несправедливым. Так кажется и самим девочкам, воспитанным любящей и, по видимому, не очень строгой бабушкой. Именно участь бабушки в воспитании девочек, как мне кажется и сыграла роль в том, что растут они с огромным чувством несправедливости в душе. Она, с одной стороны, позволяла им больше, чем ожидал от нее суровый дядя, тем самым дав девочкам почувствовать некую свободу. Но с другой стороны, именно она и не видит, что соблюдая обряды и традиции, отдавая совсем еще юных девочек замуж, вся семья рушит их жизни. «Стерпится, слюбится»,- повторяет бабушка, приводя в пример свою собственную жизнь. «Я тоже не знала своего будущего мужа до свадьбы», -безумная логика бабушки. Раз страдали поколения до вас, то и вас ожидает такая участь. Бабушке и в голову не приходит, что может-то быть и по-другому, и не обязательно так торопиться выдавать юных созданий замуж.

    Фильм, по моему мнению очень нужный. Не потому что он номинирован на Оскар, а потому что он может научить чему-то многих, и не только тех, кто живет в стране с договорными браками и безумными традициями, а каждого, кого так и тянет сказать: «А мы в ваши годы!» или «Женщина должна…». Никто никому ничего не должен, потому что нужно уважать самостоятельный и осознанный выбор человека, его желания и стремления.

    9 из 10

    15 февраля 2016 | 20:16

    Европейцам сложно представить себе, что в современном мире до сих пор есть оплоты средневековья, где женщинам запрещается громко смеяться на людях, посещать футбольные матчи и носить короткие юбки. Но, поверьте, такие места есть. И самое поразительное, что одним из них является наш ближайший южный сосед, Турция, официально признавшая равноправие мужчин и женщин ещё в 30-е годы прошлого века (на 10 лет раньше Франции, кстати!), но с приходом к власти правительства Эрдогана, взявшего курс на исламизацию, постепенно скатывающаяся обратно в средневековье. При этом находятся смельчаки турецкого происхождения, пусть и живущих далеко от юрисдикции турецких властей и рук турецких исламистов, которые не боятся во всеуслышание говорить о проблемах своей исторической родины — в прошлом году мы увидели «Шрам» гражданина Германии Фатиха Акина, рассказавшего всему миру о турецком геноциде армян (что в Турции уголовно наказуемое деяние), теперь же на наш суд представлена картина «Мустанг» подданной Франции Дениз Гамзе Эргювен, рискнувшей рассказать о попрании прав и свобод женщин в мусульманских странах. Во многом автобиографичная картина, в которую дочь турецкого посла, выросшая в Анкаре, перенесла переживания и эпизоды из собственного детства, собрала на кинофестивалях от Канн до Одессы внушительную коллекцию трофеев, а буквально недавно стало известно, что она выдвинута от Франции, на долю которой пришлась львиная доля финансирования «Мустанга», на соискание «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

    Лале и её старшие сёстры возвращаются на летние каникулы в турецкую деревушку, где они живут на попечение бабушки и дяди после смерти родителей. Невинная детская игра с участием местных мальчишек становится для ортодоксальных опекунов знаком того, что юные красавицы, развращённые большим городом, сбились с верного пути. Дом становится для пятерых сестёр настоящей золотой клеткой, единственный путь на свободу из которой- замужество с нелюбимым человеком, которого выберут опекуны. Но Лале, не готовая смириться с участью вечно прикованной к кухне и детям домохозяйки, замышляет побег…

    Хотя Эргювен тщательнейшим образом избегает всяческих параллелей между «Мустангом» и «Девственницами -самоубийцами» Софии Копполы, они напрашиваются как-то сами собой: это и родной дом, ставший настоящей темницей, и запутывание красивых, словно пёстрые бабочки, девушек обратно в кокон, который напоминают их мешковатые платья, и приготовления к принудительным свадьбам… Однако, в отличии от слишком уж вычурного драматичного финала «Девственниц», концовка «Мустанга» всё же отличается: пусть и не всем, но сёстрам удаётся вырваться на свободу из сооружённой «заботливыми» опекунами клетки. Подобно свободолюбивым мустангам с длинной гривой, девушки раз за разом ищут лазейки на свободу, полную приключений и новых впечатлений., а вместе со свободой к ним приходят и вера в будущее и в собственные силы. Гораздо изящнее, чем в «Девственницах» решён и вопрос с кастом — героини фильма, которых отбирали из сотен кандидаток на протяжении долгих девяти месяцев, удивительно схожи друг с другом, все как одна прекрасны и удивительно сексуальны, даже вопреки мифу о зажатости южанок (учтите при этом, что для многих актрис из квинтета «Мустанга» их роль стала дебютом в большом кино).

    Так что же такое в конечном итоге «Мустанг»? В первую очередь, конечно, банальный гимн феминизму, в сотый раз доказывающий, что вопреки замшелым предрассудкам и консервативным взглядам, восточная женщина -это тоже человек, у которого есть права, игнорировать которые абсурдно. С другой же стороны, это уверенная пощечина всему мусульманскому миру (наравне с Турцией, к созданию фильма приложили руку и кинематографисты из Катара), многие страны которого так стремятся в ООН и НАТО, при этом занимаясь элементарным попранием прав и свобод своих граждан. Конечно, один «Мустанг» — это жалкий глас вопиющего в пустыне, но то, что Эргювен решилась вынести эту проблему на общемировое обсуждение — семимильный шаг в верном направлении.

    7 из 10

    14 января 2016 | 12:27

    Художественный фильм «Мустанг» один из пяти номинантов на соискание премии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» в этом году. Дебютный полнометражный фильм турецкой женщины-режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Я выделил тот факт, что режиссером данного фильма является женщина, потому что «Мустанг» рассказывает историю об ограничении прав и свобод юных девушек в мусульманских семьях, свято чтящих традиции. Только женщина способна перенести на экран эту историю, и в полной мере показать всю боль, которую испытали главные героини фильма.

    Мустанг — одичавшая домашняя лошадь, живущая в прериях Северной и Южной Америки. Какие ассоциации это вызывает у вас? У меня в голове возникают мысли о скинутых с плеч оковах и неукротимом духе свободы, бьющем в небо слово фонтан. Название очень точно характеризует сам фильм, попутно настраивая зрителя на нужный лад перед просмотром. «Мустанг» довольно во многом перекликается с «Белой лентой» Михаэля Ханеке, в которой, как и в «Мустанге», поднималась тема ограничения прав и свобод детей своим воспитателями.

    Турция. Наши дни. Пятеро сестер-подростков, живущих в небольшой северной деревушке, в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира, становясь заложниками традиций, по которым живут их воспитатели (дядя и бабушка). Застав их однажды за безобидными играми с представителями противоположного пола, дядя и бабушка решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их не смущает даже, мягко говоря, юный возраст подопечных и их категорическое нежелание принимать уготованную им реальность.

    Фильм затрагивает множество тем, главная из которых — столкновение цивилизаций. Культура современного быстроразвивающегося мира лбом к лбу сталкивается с культурой традиционного мира, в котором и по сей день правят устоявшиеся давным-давно стереотипы, весьма спорные в наши дни. И как бы не было грустно, но данная тема, как нельзя актуальна в контексте нашей современной действительности. То, что случилось в данном фильме, отнюдь не редкость, не выдумка автора. Такие явления очень и очень часто происходят по всему миру, даже в самых технологично развитых странах, не говоря уже о глубинке Турции, где и живут главные герои фильма.

    Также хочется отметить то, что история рассказанная в фильме далеко не однобока. Воспитатели девочек, в лице бабушки и дяди, показаны не злобными варварами пытающимися любым способом «насолить» сестрам, а людьми, которые любят их, но не понимают того, что причиняют им вред своей «заботой». Не понимающими, что сестры не желают той жизни, что они им уготовили. В этом и есть главная мысль фильма — то, что для одних хорошо, для других — плохо.

    8 из 10

    27 января 2016 | 23:30

    Спорить о том, хорош или нет полнометражный дебют Дениз Гамзе Эргювен, не приходится. Номинация на Оскар тому подтверждение. Фильм действительно заслуживает внимания. И не только по той причине, что поднимает актуальную (увы!) проблему о праве на свободу, но прежде всего потому, что история о пяти сестрах, воспитывающихся вдалеке от шумного города, весьма увлекательна и интересна. В события, происходящие в неторопливом темпе и раскрывающие первые сложности взросления и становления в традиционном обществе, втягивает с первых же кадров. И дело, видимо, не только в относительно небольшом хронометраже, или же наличии определенного интереса, интриги, которые, несомненно, появляются, стоит нам только обратить внимание на человека, вот-вот вступающего в жизнь взрослую с ее увлекательными играми без правил. То, что так подогревает интерес зрителя, рождает любопытство, заставляющее досмотреть все затеянное режиссером действо до финальных титров, без сомнений, исходит от пяти очаровательных героинь, источающих чистую, живую, бурлящую и неподдельно-завораживающую энергию юности. Развивающиеся на ветру волосы на фоне золотистых лучей солнца, еле сдерживаемый смех и искренность веселья подкупают мгновенно. И уже невозможно быть равнодушным, невозможно остаться в стороне, когда, казалось, давно решенная проблема набирает мощные обороты в далекой маленькой глубинке.

    История о своеобразном противостоянии традиционного уклада жизни и реалиями, порожденными процессом мировой глобализации, по ходу своего развития порождает не один вопрос. Поэтому фильм, чья оболочка так привлекательна, показался мне не столь однозначным по своему содержанию.

    Не так просто разложить все по полочкам в семье турецкой с ее обычаями и устоями, когда ты сам человек из страны европейской. Но, пытаясь вникнуть в образ мыслей и уклад жизни, меня несколько смутила та жажда свободы, граничащая с элементарной невоспитанностью и выраженным отторжением любых авторитетов, которую так страстно выражала самая младшая Лале. Подобное видится весьма странным (учитывая, что страна мусульманская), но вполне объяснимым с точки зрения юношеского максимализма. Остальные сестры были либо хитрее — действовали тихо, видимо, осознавая в силу большего опыта до тошноты явную безнадежность открытого противостояния, либо вторили Лале на свой лад. В любом случае, сложно представить (по крайней мере, мне), что их бунтарские выходки были следствием осознания всей трагедии несправедливого отношения к женщинам в обществе. Скорее, это всего лишь многочисленные попытки сделать глоток свежего воздуха, вырваться из дома, сердцевина которого начала источать неприятный запах. Отсутствие родительского тепла и ласки, неразумное соотношение суетливой заботы и излишней назидательности в воспитании со стороны бабушки, кривотолки соседей, да сомнительные визиты дяди в спальню девочек по ночам. Подобные обстоятельства нагнетают и без того незавидное положение девушек, которым изо дня в день вторят, какой должна быть их жизнь. Каждая из сестер находит свой путь решения.

    Финал не расставляет точек над i и не дает четких ответов, что лишний раз побуждает задуматься, задавать вопросы и самим искать решение проблемы. Это ли не признак хорошего кино?

    7 из 10

    17 февраля 2016 | 20:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>