Мустанг

Mustang
год
страна
слоган«Their spirit would never be broken»
режиссерДениз Гамзе Эргювен
сценарийДениз Гамзе Эргювен, Алис Винокур
продюсерШарль Жилибер, Патрик Андре, Садик Экинджи, ...
операторДавид Шизалле, Эрсин Гок
композиторУоррен Эллис
художникТуркер Исджи, Сердар Емисчи, Селин Созен
монтажМатильда Фон де Мортел
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Франция  470.5 тыс.,    Великобритания  43.5 тыс.,    Испания  25 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время97 мин. / 01:37
Номинации:
В деревне на севере Турции пятеро сестер-подростков возвращаются из школы, беззаботно резвясь с мальчишками. Консервативные воспитатели считают эти невинные игры непозволительными и всерьез берутся за воспитание девушек. Жизнь юных сестер круто меняется: дом становится тюрьмой, школу заменяют уроки домашнего хозяйства, начинаются приготовления к принудительным свадьбам. Но жизнелюбивые девушки не собираются мириться с традициями, ограничивающими их свободу.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
139 + 4 = 143
8.2
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • «Мустанг» стал первым полнометражным фильмом режиссёра Дениз Гамзе Эргювен. До него она сняла три короткометражки.
    • Незадолго до того, как начать съемки фильма, режиссер Дениз Гамзе Эргювен узнала, что беременна. Услышав эту новость, ведущий продюсер сказал ей, что она не будет больше работать над фильмом, и проинформировал об этом других членов команды, утверждая, что фильм будет катастрофой. Несмотря на это, остальные продюсеры пошли режиссеру навстречу, и съемки фильма были успешно продолжены и завершились во время беременности Дениз.
    • Дениз Гамзе Эргювен встретила соавтора Алис Винокур в Студии Каннского кинофестиваля для начинающих кинематографистов, где они были единственными женщинами, участвующими в программе. Эргювен приехала туда, чтобы работать над фильмом под названием «Короли», но не смогла привлечь продюсеров и спонсоров для продолжения работы над кинолентой. Поэтому Винокур предложила Эргювен сделать фильм меньшего масштаба, чтобы доказать, что она сможет стать режиссером. Вместе они начали работать над картиной «Мустанг».
    • В сцене, где бабушка открывает шкаф для одежды, мы видим футболку с хэштегом «#direngezi» — знаменитым девизом мятежей, направленных против уничтожения парка Гези на центральной площади Таксим.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Лале говорит своему дяде, что хочет пойти на финальный матч в четвертьфинале Суперлиги. В турецкой Суперлиге нет такого понятия, как четвертьфинал.
    • Когда дядя смотрит матч со своими друзьями, на экране можно заметить надпись ligtv.com.tr, что означает, что это архивные кадры.
    • Девушки собираются попасть на матч Галатасарай-Трабзона. Они говорят Ясину, что им нужно в Трабзон, однако позже, когда мы видим их по телевизору, счет показывает первым название Галатасарай, что значит, что матч был в Стамбуле, а не в Трабзоне.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Должны-то они должны, мне ли не знать как восточной девушке, да только смех тут ни при чём, а моральные принципы — они внутри, они впитываются с молоком матери. Нельзя заставить быть такой, хоть под сколько клеток ни сажай, сколько ни бей, сколько ни ругай. На самом деле страшно осознавать, что то, о чём мне рассказывала бабушка в виде сказок (про то, что выдавали замуж в 13 лет, проверяли простыни и т. д.), существует и по сей день. Кстати, давно хотела посмотреть «Дифрет», которую спродюсировала Джоли в том числе. Там примерно похожая тематика, только дело было в Африке. Поверить в то, что такое происходит в Африке, гораздо легче, чем в то, что это происходит в Турции, довольно развитой стране. А если учесть «феминистическую» ситуацию в Европе и США (которая тоже, кстати, нездорОва и олицетворяет собой другую крайность), то вообще.

    При просмотре фильма я искренне сопереживала девочкам, попавшим в клетку запретов и условностей консервативного, как оказалось, общества. Да, дело происходит в глубинке, однако это уже тревожный знак. Думаю, турки на такой фильм денег бы точно не дали, хорошо, что подвернулись французы, которые согласились помочь.

    Откровенно говоря, в этом фильме как будто извратили понятия о чистоте и чести девушки, ибо борьбу за них превратили в настоящую тюрьму и издевательства. Не думаю, что бабушка и дядя виноваты на 100%, они сами пленники законов, по которым жила эта деревня. Но дядя, правда, — ещё и как человек, мягко говоря, не очень. А вот бабушка — полная заложница узкого мышления, зомбированная мнением «тётенек с соседнего подъезда». Она думает, что если выдать внучек поскорее замуж, то всех их проблемы решатся, и им завтра не надо будет думать о хлебе насущном. Это все её мысли. Размышления о моральном состоянии девочек — это что-то на грани фантастики для неё.

    Я бы назвала этот фильм «5 мустангов». Думаю, что название предназначалось Лале, младшенькой, которая действительно очень похожа на дикую лошадь, рвущуюся на свободу, однако в моём понимании свободы добились все пять сестёр, каждая своим путём. Да, кто-то из них морально сильнее, кто-то слабее и ведомее, однако ни одна не сдалась. Пусть чьи-то тела сломили, но души всех пятерых остались непокорёнными!

    Надеюсь, этот фильм, номинированный на Золотой глобус и теперь Оскар, а также представленный на многих фестивалях, поможет осознать проблему тем странам, в которых творится подобное. Я не говорю, что надо двигаться в сторону феминизма и матриархата, считаю этот путь неверным, однако мустанги не должны жить в клетках! Выпустите их на свободу!

    8 из 10

    17 января 2016 | 00:13

    Что такое мустанг? Мустанг — дикая лошадь живущая в прериях Северной Америки. Какие ассоциации вызывает это слово? При слове «мустанг» в моей голове возникают мысли о неукротимом дух свободы, о создании которое невозможно приручить, или обрести над ним контроль другими способами пока оно само этого не захочет.

    Название очень точно характеризует этот фильм. Однако по началу, зная о нем не так уж и много можно подумать что это очередной фильм про любовь подростков, которые встречают на своем пути массу препятствий но в итоге обретают друг друга. но это далеко не так.

    Фильм поднимает множество проблем, главная из которых столкновение стремительно меняющегося современного мира и мира, как принято считать, мира устаревшего, со своими «жесткими» традициями и принципами. И как бы печально это не звучало, этот вопрос становится все более и более значимым в контексте наших сегодняшних реалий. и Турецкая глубинка, по моему, хороший пример того, к чему может привести это противостояние в современных условиях.

    Пятеро сестер в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира и и становятся заложниками традиций. Застав их однажды за беззаботными безобидными играми с мальчиками их воспитатели (да именно воспитатели, в лице дяди и бабушки, потому что родители их давно погибли) решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их даже не смущает, мягко говоря, юный возраст подопечных.

    Конечно человеку воспитанному целиком и полностью на западных идеалах и априори считающему «восточные» обычаи и традиции чем то диким и неуместным в современном обществе будет тяжело посмотреть на эту историю с разных точек зрения, но если взглянуть на происходящее с точки зрения Воспитателей и их понятий что такое хорошо и что такое плохо то можно сказать что они вовсе не желают зла девочкам. Наоборот, хотят чтоб их жизнь сложилась как можно лучше. Но по видимому их представления о том что лучше не сходятся с представлениями детей. а хотят они только одного — свободы! И эта жажда свободы заставляет их идти на любые ухищрения для того чтобы ее обрести. И несмотря на все эти ухищрения они оказываются настолько одинокими и беззащитными в своей борьбе за эту небольшую долю своды, что даже не все выдерживают такого давления.

    Надо сказать что для Эргювен эта картина по настоящему замечательный дебют и лента заслуженно претендует на Оскар.

    Фильм, хоть и не радостный, но заканчивается все-таки на хорошей ноте, хотя не ясно что случилось с героями потом. И хоть концовка и после титров заставляет опасаться за судьбу девочек, фильм оставляет приятный осадок и заставляет задуматься о многом.

    8 из 10

    21 января 2016 | 21:15

    То, что для любого народа важно чтить свои традиции и обычаи, не поддается никакому сомнению. Но традиции, как и общество, должны идти в ногу со временем, а не укореняться до такой степени, что в итоге ограничивают личную свободу, тем самым только отторгая от себя их носителей. Особо остро эта тема проявляется во время взросления, когда человек стремится познать мир, раскрепостить себя, самостоятельно определить свое будущее. И «Мустанг» — это как раз фильм обо всем этом.

    Синопсис Пятеро сестер из небольшого поселка на севере Турции, где еще сильны мусульманские традиции, неожиданно сталкиваются жестким сопротивлением взрослых. Расценив обычные юношеские забавы девочек за неподобающее поведение, они сразу ограничивают их личную свободу, отобрав все средства связи с внешним миром, заставляя ходить в скромных платьях, а вместо школьных знаний изучать домашнее хозяйство. В конце концов их собственный дом превращается в личную тюрьмы, но ситуация обостряется, когда родители решают выдать сестер замуж за незнакомых им людей.

    Несмотря на юный возраст основных исполнителей, актрисы превосходно вжились в свои роли, передав те душевную боль и обиду, которые испытали героини. Особо хотелось бы отметить Гюнеш Шенсой в роли самой младшей, но, пожалуй, самой сильной духом сестры Лале, которая не смирилась с предстоящей участью затворницы, а решила бороться за свою свободу. Также нельзя не упомянуть имя Нихал Колдаш в роли бабушки девочек, которая по факту воплотила в себе будущую участь внучек.

    В плане режиссуры фильм отдаленно напоминает ранние работы Софии Копполы. Хотя я могу ошибаться, но во время просмотра чувствовалась автобиографичность картины, поскольку режиссёр Дениз Гамзе Эргювен очень тонко передала мысли, чувства и эмоции героинь. На мой взгляд, пять сестер — это воплощение пяти вариантов судеб, одни из которых примирились со своей участью (кому-то даже повезло), другие решили дать отпор. Кто-то нашел выход в пуле в голове, кто-то, осознав, что больше терять нечего, решил просто навсегда сбежать из дома. В любом случае, в «Мустанге» очень хорошо показано, насколько деструктивным может быть чрезмерная приверженность средневековым традициям, которая, пыталась сохранить семью, а в итоге её и разрушила.

    Сценарий Действие сюжета фильма разворачивается на черноморском побережье на востоке Турции в месте, где еще сильны мусульманские традиции. Лале, Нур, Есэ, Сельма и Сонай — пятеро сестер-школьниц, у которых начались летние каникулы. Сразу после школы девочки решают в качестве забавы искупаться в море. Местная бабулька, расценив это как развратное поведение, тут сообщает об увиденном бабушке и дяде девочек, и с этого момента в жизни героинь наступает черная полоса.

    Итог На самом деле, «Мустанг» — это не просто хороший дебют турецкой женщины-режиссера, но также само по себе сильное кино, которая тяжело смотреть из-за царящей на экране несправедливости и обреченности, против которых «не попрешь». Фильм действительно цепляет до глубины души, заставляя сопереживать героиням и ждать, к чему же приведет их история.

    9 из 10

    29 ноября 2018 | 19:04

    «Мустанг» — блестяще выстроенная, крепкая картина с проработанной драматургией, с косвенным символизмом, не режущим глаз, но запоминающимся с первых кадров. История бунта девочек-подростков против патриархального воспитания, их сопротивления гендерным стереотипам рассказана с бойкой, даже боевой интонацией, лишь тематически, а не стилистически сближаясь с картиной С. Копполы «Девственницы-самоубийцы». В данном случае абсурдность мусульманского патриархального воспитания, лишающего человека права свободного выбора предстает во всей своей «красе», вызывая в памяти шедевры иранского кино «День, когда я стала женщиной» М. Мешкини и «Яблоко» С. Махмальбаф.

    Однако, Турция — более светская, чем Иран, страна, хотя усилиями Эрдагана она стремительно превращается во второсортную мусульманскую шариатскую державу. В фильме поднимается также интересная тема патриархального воспитания, видящего грех во всем и зачатую во особо извращенной форме: что же таится в головах людей, если они подозревают такое?! Во-вторых, после «Офсайда» Панахи возникает проблема допуска женщин на футбольные матчи и половой сегрегации в этом плане, свойственная мусульманским обществам.

    В то же время образ непокрытой женской головы становится символом того, что в Турции не все так плохо, по крайней мере в столице. Действие «Мустанга» разворачивается на окраине, в деревне, чем объяснятся неистовость патриархального давления на подростков. Автором сюжета становится не только турецкий режиссер, но и помогавшая ему французская сценаристка, благодаря чему драматургия приобретает отчетливый феминистский пафос и мощь социальной критики, потому сама проработанность нарратива свидетельствует о том, что, к сожалению, сценаристы мусульманских стран (если только это не гениальные самоучки, как Махмальбаф) не всегда способны видеть символические возможности реалистических деталей и изгибов фабулы, для этого им нужна помощь тех, кто прошел западные киношколы.

    Арабское кино тонет в бытовом реализме, помочь выбраться из него может лишь западное кинематографическое образование. Тема образования, образ эмансипированной учительницы не случайно становится в «Мустанге» символом свободы, к которому стремятся девочки, преодолевая препятствия ценой больших усилий. «Учение — свет» — известная истина, получающая в картине надлежащее воплощение.

    24 января 2016 | 13:24

    Свежестью восприятия себя женщиной, прежде всего, обращает внимание фильм. Было бы бессмысленно рассуждать сейчас о бесправии слабого пола в мусульманских странах, хотя бы потому, что чужая культура не так проста как может показаться заглянувшему туда на мгновение гостю. Примеров влиятельных дам, отбросивших на деле и чадру, и не приглянувшиеся им традиции, но умело делающих вид, что играют роль второй скрипки, хватает — одна такая шейха рулит сейчас всеми мужами Катара сверх успешно для страны. А вот поразмышлять о том, что сегодня восточная женщина не хочет искать обходные пути, не желает быть тем ручейком, что тихо обогнет по касательной тяжелый камень на своем пути, не стремится исподтишка достигать поставленных целей, но предпочла бы громко заявлять о том, чего она добивается, и ожидает, что с ней будут считаться мужчины, стоит. Сила решимости действовать тут обратно пропорциональна возрасту героинь. Бабуля полностью по власти традиций, старшие девочки бунтуют в душе, но выбирают тихие методы протесты, а вот самая юная дева готова к открытой конфронтации и смелым рискованным поступкам. Малышке суждено определять будущие тенденции турецкого общества.

    Свежей кровью очаровывает кино. Пятеро молодых прекрасных актрис — такие же новички в большом кино, как и сама режиссер, их отыскавшая, не играют ничего концептуального, сложного, а просто остаются собой — свежими, полными сил и надежд, расцветающими день ото дня пылкими и дерзкими юными созданиями. Девушки готовы и хотят сделать и увидеть больше, чем уготовано им традиционными рамками, довольствоваться приготовление домашних пирогов не позволяет им их буйная природа, их сердца рвутся узнать, что же там за пределами изгороди, которой укрыли их близкие. Напор силен, и преградам рано или поздно суждено быть если не сметенными напрочь, то как минимум проломленными. В этом не остается сомнений, когда наблюдаешь за ленивым томлением красавиц, чьи мышцы сильны и готовы к стремительному движению чуть только привязывающие их «цепи» слегка ослабевают. Это ощущение возведенного курка держит в напряжении и является самой сильной стороной повествования. Не будь его на первый план вышла бы излишняя документальность и простота сюжета, напрочь лишенного каких-либо художественных ярких приемов, врезающихся в память, но задор юности позволил закрыть глаза зрителю на многие слабости фильма

    Свежим взглядом берет дебютантка Дениз Гамзе Эргювен, турчанка по происхождению, ныне француженка европейцев. Они финансируют ее работу, помогают со сценарием и даже выдвигают фильм на Оскар, как лучший иностранный, при очевидном многообразии собственных. Не удивительно, ведь в спокойной и благополучной Европе нет таких животрепещущих не политических проблем, которые могли бы найти отклик у людей разного уровня дохода и образования, а тут сто процентное попадание в умы и меткий удар по чувствам белого зрителя, обреченного на сопереживание. Надо лишь отдавать себе отчет в том, что подобная картина могла родиться лишь на границе слияния востока и запада. Да, режиссер, вне всякого сомнения идентифицирует себя с девочкой-мустангом решительной Лале, делая свои воспоминания об Анкаре частью истории подростка, но ведь посмотреть на прошлое другими глазами Эргювен помогли европейское образование, европейские ценности и европейская коллега. И, возможно, это единственный путь развития, ведь взаимопроникновение культур всегда рождает что-то новое и прекрасное.

    22 февраля 2016 | 20:57

    Почему «Мустанг»? Он ли был спасением? Спасением была воля, жажда жизни и желание бороться за право жить самой младшей из сестёр. Но почему ребенок должен сражаться за священное право жить?.. Известно, что в мире нет более жестоких людей, чем фанатичные идеалисты. Яростно отстаивая свои постулаты, они забывают о главном. О любви. Посадить детей в клетку для них лишь естественная потребность «воспитания». Истина находится посередине, но в этом фильме ярко показаны крайности подавления и освобождения.

    Превосходно показана тема сестринской дружбы, атмосфера переходного возраста.

    Тягостное чувство оставляет конец картины, не совсем ясно, счастливое ли это пристанище?.. Ведь это был всего лишь детский план, а не мастерски продуманный путь бегства взрослого человека, имеющего законное право голоса и свободы.

    Рекомендуется к просмотру борцам за детские права.

    7 из 10

    2 марта 2016 | 15:21

    На самом деле, этот фильм не произвел на меня сильного впечатления. И только почитав чужие рецензии, мне захотелось и самой о нем написать.

    Фильм о пяти девочках-подростках, которые живут в обществе с устаревшими устоями. Живут с людьми, рьяно пытающимися защитить честь и достоинство девочек.

    Вроде бы, всё так и есть. И можно было бы списать все проблемы на традиции и кажущееся влияние общественных взглядов. Можно оправдать родственников. Якобы они желают девочкам только добра, но в их понимании это оно и есть. Не умеют они по-другому.

    Так и мне казалось в начале фильма.

    В нём, действительно, всё подается ненавязчиво. В этом есть проблема «Мустанга». Самое ужасное может пройти незамеченной.

    Прочитав рецензии, я даже немного засомневалась. Может мне показалось? Но нет.

    И тут всё-таки на первый план выходит (для меня; я не могу принимать или оправдывать такие вещи) жестокость человека. И жестокими являются и дядя, что не вызывает сомнения, и потворствующая бабушка. Каким бы невежественным не было ближайшее общество, разве может человек не видеть зла? А он всё видит. И всё, что делает, чтобы исправить ситуацию говорит:«Прекрати это». Разве тогда не является он участником того зла?

    Конечно, фильм достоин внимания. Он поднимает проблему узких взглядов общества. Но возвращается и к частному, к насилию в семье, к трагедии одного человека.

    18 января 2016 | 15:41

    Рецензия будет длинная, однобокая и сверх субъективная. И рецензия не сколько на сам фильм, сколько на образ ближневосточного кино, что я посмотрел в своей жизни. И имею на это право. Также как авторы этого фильма показывают не конкретных людей, а собирательные образы.

    Я не люблю ближневосточное кино. Мне не нравятся ни стиль, ни сюжеты. И довольно долго не смотрел фильмы оттуда. Мне не нравились эти немного наивные, совершенное прямолинейные морализаторские фильмы-притчи. Но после разговора на днях с одним хорошим человеком, которому эти фильмы нравятся, я подумал, что нужно глянуть какой-нибудь, вдруг, кино стало другим у них, интересным. Этот человек посоветовал посмотреть фильм 2015 года «Мустанг».

    Фильм повествует о 5 девочках, запертых в средневековых дурацких традициях и в собственном доме. И тут у меня сразу первый вопрос. Почему именно 5? И нет, я не придираюсь. Мой вопрос вполне логичен, так как эти девочки почти ничем не отличаются. Нет сильных и ярких характеров. Все их оценки и действия делятся на два варианта — принять или бороться. Поэтому спокойно можно было оставить две девочки. Я не запомнил никого кроме самой маленькой. Я не узнал о каждой из них ничего уникального, ни с одной я не сблизился. Это просто собирательный образ девочек и это ужасно скучно. Моё мнение, если посадить главных героев вашего фильма за стол и сделать так, чтобы что-то серьезное случилось за столом или, герои узнали о чем-то серьезном. И если хотя бы два героя из всех присутствующих одинаково оценят событие и одинаково себя поведут, то с вероятностью 90% у вас в сценарии лишние персонажи. Здесь же все 5. Почему автор фильма не подумал об этом, не проработал своих персонажей совершенно? Ответ дам ниже.

    Вопросы к дяде и бабушке девушек. Что они такое? Откуда такое отношение. Что они любят, что не любят. Хоть бы на минуту они изменились. Но нет, одной краской весь фильм злой дядя и страдающая бабушка. Скучно.

    Оценивать художественную составляющую таких фильмов, как и актерскую игру я не могу — это здесь лишь сухой инструмент для освещения социальной проблемы авторами. Этому не придается важное значение. Так как герои здесь марионетки, то и актерам достаточно лишь доносить идею и быть естественными. А это скучно.

    Главное, зачем снимаются такие социальные фильмы. Это лежит на поверхности и в каждом кадре таких фильмов. Привлечь внимание к таким социальным проблемам, рассказать об этом. И я не против этого. Эти вещи ужасны и рассказывать о них нужно, и привлекать к ним внимание тоже нужно. Но, мое мнение, немного по-другому. Не так прямолинейно, не так явно. Понятно, что в условиях жесткой цензуры трудно рассказывать миру о чем-то. Но, вспомнить серебряный век. Поэты тоже кричали, что есть мочи о проблемах социальных, но делали это изящно, в искусстве, а не используя искусство как рупор. Блок не писал напрямую, что разочаровался в революции и что, революция плохо вот этим и этим, но написал поэму «12», которая вызвала больше волнений чем какой-либо прямой призыв.

    Я даже не сопереживаю девчонкам в этом фильме, потому что они не настоящие и я к ним не приблизился. Я ничего о них не знаю, не знаю — любят ли они козюли жевать или есть ли у них заветные мечты; какие теневые стороны и демоны у них. Я как зритель соединяюсь с героем и ему сопереживаю только, когда я чувствую подсознательно, что он живой, настоящий, но здесь такого нет. Как показать «живость» персонажа? Через оценки и выборы в драматических ситуациях. Здесь они однообразные и предсказуемые. Плюс за весь фильм не было ни одних отношений глубже бытового уровня. И это скучно.

    Кино итак стало слишком политичным, слишком сильным социальным оружием. И авторы зачастую, в погоне за целью докричаться до общественности, забывают зачем вообще есть кино — вызывать эмоции, чувства, ощущение другой жизни, приносить эстетические и душевные переживания и только потом (но совсем необязательно) иметь социальную цель. Ведь можно рассказывать о социальных проблемах поэтично и художественно — «В поисках Эрика», «Ида» «Трещины», первое, что приходит на ум.

    И если я всё же доберусь до большого кино, то буду снимать и защищать художественные до мозгов костей фильмы. Ведь именно такие фильмы делают кино самым популярным и сильным видом искусства современности.

    П. С. Если взять во внимание, что этот фильм — дебют режиссёра Дениз Гамзе Эргювен, то нужно отдать должное очень качественной для дебюта режиссуре.

    Я поставил оценку 4 из 10 фильму «Мустанг»

    #Mustang #kinopoisk

    25 февраля 2018 | 13:42

    Спорить о том, хорош или нет полнометражный дебют Дениз Гамзе Эргювен, не приходится. Номинация на Оскар тому подтверждение. Фильм действительно заслуживает внимания. И не только по той причине, что поднимает актуальную (увы!) проблему о праве на свободу, но прежде всего потому, что история о пяти сестрах, воспитывающихся вдалеке от шумного города, весьма увлекательна и интересна. В события, происходящие в неторопливом темпе и раскрывающие первые сложности взросления и становления в традиционном обществе, втягивает с первых же кадров. И дело, видимо, не только в относительно небольшом хронометраже, или же наличии определенного интереса, интриги, которые, несомненно, появляются, стоит нам только обратить внимание на человека, вот-вот вступающего в жизнь взрослую с ее увлекательными играми без правил. То, что так подогревает интерес зрителя, рождает любопытство, заставляющее досмотреть все затеянное режиссером действо до финальных титров, без сомнений, исходит от пяти очаровательных героинь, источающих чистую, живую, бурлящую и неподдельно-завораживающую энергию юности. Развивающиеся на ветру волосы на фоне золотистых лучей солнца, еле сдерживаемый смех и искренность веселья подкупают мгновенно. И уже невозможно быть равнодушным, невозможно остаться в стороне, когда, казалось, давно решенная проблема набирает мощные обороты в далекой маленькой глубинке.

    История о своеобразном противостоянии традиционного уклада жизни и реалиями, порожденными процессом мировой глобализации, по ходу своего развития порождает не один вопрос. Поэтому фильм, чья оболочка так привлекательна, показался мне не столь однозначным по своему содержанию.

    Не так просто разложить все по полочкам в семье турецкой с ее обычаями и устоями, когда ты сам человек из страны европейской. Но, пытаясь вникнуть в образ мыслей и уклад жизни, меня несколько смутила та жажда свободы, граничащая с элементарной невоспитанностью и выраженным отторжением любых авторитетов, которую так страстно выражала самая младшая Лале. Подобное видится весьма странным (учитывая, что страна мусульманская), но вполне объяснимым с точки зрения юношеского максимализма. Остальные сестры были либо хитрее — действовали тихо, видимо, осознавая в силу большего опыта до тошноты явную безнадежность открытого противостояния, либо вторили Лале на свой лад. В любом случае, сложно представить (по крайней мере, мне), что их бунтарские выходки были следствием осознания всей трагедии несправедливого отношения к женщинам в обществе. Скорее, это всего лишь многочисленные попытки сделать глоток свежего воздуха, вырваться из дома, сердцевина которого начала источать неприятный запах. Отсутствие родительского тепла и ласки, неразумное соотношение суетливой заботы и излишней назидательности в воспитании со стороны бабушки, кривотолки соседей, да сомнительные визиты дяди в спальню девочек по ночам. Подобные обстоятельства нагнетают и без того незавидное положение девушек, которым изо дня в день вторят, какой должна быть их жизнь. Каждая из сестер находит свой путь решения.

    Финал не расставляет точек над i и не дает четких ответов, что лишний раз побуждает задуматься, задавать вопросы и самим искать решение проблемы. Это ли не признак хорошего кино?

    7 из 10

    17 февраля 2016 | 20:25

    21 век. Что значат эти слова и какой смысл в них вложен? Для многих из нас — это синоним прогресса, развитости, эволюции, современности взглядов и свободы действий. Несмотря на то, что мы все живем в 21 веке, традиции каждой нации по-своему наложили большой отпечаток на сегодняшнюю жизнь ее представителей.

    Действие картины переносит нас в нынешнюю Турцию, в глубинку наподобие нашей деревни вдали от «цивилизации» и столицы. Пятерых девочек-подростков, сирот, воспитывают бабушка и дядя. И если сердце пожилой женщины может простить им многие девичьи грешки, понять слабости и порой закрыть глаза на некоторые выходки, то дяде этого всего принять не дано (возможно, поэтому он по-прежнему холост и живёт с матерью?). Дядя девочек — тиран, бессердечный, жестокий, грубый человек, помешанный на том, чтобы скорее выдать замуж всех своих племянниц, и таким образом «сплавить» их на содержание другой семье. Как человек по-своему одинокий, не познавший любви, он не видит смысла в каких-либо чувствах как в собственной семье, так и в отношениях между будущими молодожёнами. Даже самоубийство третьей «невесты» в доме не наталкивает его на мысль о том, что он что-то делает не так, не заставляет задуматься и ощутить свою вину перед бедными детьми (а ведь они действительно всё ещё дети).

    Все происшествия мы видим глазами самой маленькой из сестер, Лале, единственной из всех, кому пока ещё не грозит помолвка с нелюбимым, да что там, даже незнакомым человеком. Она смотрит на старшую, влюблённую сестру, видит её свадьбу и счастливые глаза, замечает и вторую, несчастную, что рыдает вдали от гостей и доказывает собственную невинность родителям жениха. Настойчивость бабушки и дяди шокируют девочку. Последние родные сестёр отнимают у них все вещи, что могут «сопутствовать разврату», среди которых банальный телефон или майка со стразами. У девочек крадут детство, жестоко и нахально ущемляя их права как детей, как девушек, как представительниц прекрасной половины человечества.

    Лале не хочет мириться с этим. Она и сама не подозревает, как становится феминисткой, как не может соглашаться с такими глупыми правилами, как хочет жить в современном 21 веке, где девочки могут свободно играть с мальчиками, девушки — выбирать себе мужей, женщины — идти на футбол, учиться, работать наравне с мужчинами и не бояться мнения соседей, не стыдиться своего равенства и не стать жертвой сексизма. Смерть третьей сестры становится последней каплей, после чего героиня планирует план побега и спасает тем самым себя и свою ещё одну, последнюю, оставшуюся с ней в бабушкином доме, невесту-сестру.

    Название фильма весьма символично, ведь все знают, что мустанг — это дикий конь американских прерий. Название мустанга происходит от испанского слова «mestengo», что означает «без хозяина». Они принадлежат «la mesta» — всем и никому. Символ мустанга — это и есть девочка Лале, которая не подчинилась правилам, обуздывающим всех женщин в округе, и доказала, что любые рамки можно сломать.

    Странно смотреть и осознавать, что сегодня в мире есть много государств, в которых существуют проблемы, диковинные для нас. Среди них — проблема ущемления женских прав, поднятая женщиной-режиссёром в данной киноленте. Мы, «женщины 21 века», привыкли к тому, что свободно можем ходить на выборы, одеваться, во что хотим, краситься, как хотим, учиться, работать и делать многие другие, такие обычные для нас вещи, не задумываясь о том, что где-то, совсем рядом, женщины уже с раннего возраста страдают, не имея возможности вздохнуть свободно, почувствовать себя человеком, почувствовать себя прекрасной, нужной, любимой. Ведь женщина — это не родильная фабрика, не кухарка, посудомойка, уборщица, она такой же человек, как и мужчина. С такими же желаниями, потребностями, чувствами и переживаниями.

    Эта тема всегда затрагивает меня до глубины души и заставляет переживать ещё как минимум несколько дней после просмотра фильма.

    Актуально, просто, невинно, искренне.

    20 июля 2016 | 17:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: