всё о любом фильме:

Джейсон Борн

Jason Bourne
год
страна
слоган«Вы знаете его имя»
режиссерПол Гринграсс
сценарийПол Гринграсс, Кристофер Раус, Роберт Ладлэм
продюсерМэтт Дэймон, Грегори Гудман, Пол Гринграсс, ...
операторБэрри Экройд
композиторДэвид Бакли, Джон Пауэлл
художникПол Кирби, Аманда Леггатт, Джо Ховард, ...
монтажКристофер Раус
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время123 мин. / 02:03
Смотрите в кино:
1243 сеанса в 98 кинотеатрах
Москва
сменить город
Мир на грани катастрофы, а значит пришло время ему вернуться. Неаполь, Мюнхен, Нью-Йорк — его имя знают повсюду. Элитный суперагент, лучший из лучших, даже в Лас-Вегасе игра пойдет по его правилам. Он — Джейсон Борн.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (55 635)
ожидание: 94% (10 769)
Рейтинг кинокритиков
в мире
56%
137 + 107 = 244
5.8
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Впервые после выхода фильма «Ультиматум Борна» в 2007 году и завершения трилогии Мэтт Дэймон возвращается к исполнению роли Джейсона Борна. Пол Гринграсс впервые возвращается в режиссёрское кресло для работы над фильмом о Борне после второго и третьего фильмов трилогии «Превосходство Борна» (2004) и «Ультиматум Борна» (2007).
    • Некоторые события, описанные в фильме, происходят в Афинах. Авторы фильма обратились к греческому правительству с запросом разрешить им съёмки на натуре, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за непомерных налогов и бюрократических препон. Сцены в Афинах снимались на Тенерифе, самом крупном из Канарских островов.
    • Первый фильм франшизы, сценарий к которому написал не Тони Гилрой.
    • Мэтт Дэймон неоднократно заявлял, что вернётся к исполнению роли Джейсона Борна только в случае, если режиссёром фильма снова станет Пол Гринграсс. Дэймон и Гринграсс объявили о своём участии в работе над новым фильмом франшизы в ноябре 2014 года.
    • Канал «CinemaSins» ресурса «YouTube» написал Полу Гринграссу и Мэтту Дэймону письмо о том, что им следует выпустить очередной фильм о Джейсоне Борне. Актёр позже заявил, что снова сыграет Борна.
    • Мэтт Дэймон отклонил предложение озвучить игру «The Bourne Conspiracy» разработчика «High Moon Studios» (2008), посчитав её слишком жестокой. В фильме «Джейсон Борн» он впервые сыграет потерявшего память бывшего сотрудника ЦРУ после фильма Пола Гринграсса «Ультиматум Борна» (2007).
    • Старшего офицера ЦРУ играет Томми Ли Джонс. В прежних фильмах эту роль исполнили Крис Купер, Джоан Аллен, Дэвид Стрэтэйрн и Эдвард Нортон.
    • Первый фильм франшизы, название которого состоит не из фамилии «Борн» и существительного, а из имени и фамилии главного героя. Одно время ходили слухи, что фильм будет называться «Предательство Борна».
    • Название фильма «Джейсон Борн» было объявлено 7 февраля 2016 года, в день выхода первого трейлера.
    • Второй фильм о рыцарях плаща и кинжала в актёрской карьере Алисии Викандер. Первым был фильм Гая Ричи «Агенты А. Н. К. Л.» (2015).
    • Алисия Викандер и Оскар Айзек вместе снимались в научно-фантастическом фильме Алекса Гарленда «Из машины» (2014). Айзек также снялся в фильме «Эволюция Борна» (2012).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Мэтт Дэймон и Венсан Кассель снимались вместе в фильмах Стивена Содерберга «Двенадцать друзей Оушена» (2004) и «Тринадцать друзей Оушена» (2007). События в фильме «Тринадцать друзей Оушена» тоже происходят преимущественно в Лас-Вегасе.
    • Для сцены погони по Лас-Вегас-Стрип подали свет в недавно закрытые отель и казино «Riviera».
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 57 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пятый фильм франшизы продюсеры доверили снявшему «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна» Полу Гринграссу. На его кандидатуре, по слухам, настаивал сам Мэтт Дэймон. И не зря настаивал: Гринграсс не просто маститый постановщик, в активе которого целая котомка престижнейших наград, а еще и очень стильный режиссер, который в работе будто совсем не оглядывается на чужой опыт и мнение фанатов франшизы, снимая так, как считает нужным. А у настоящего стиля всегда найдутся ценители. В данном случае я как раз среди таких ценителей. Да что там церемониться — я в диком восторге. Потому что «Джейсон Борн» — великолепное кино. Безупречный, канонический интеллектуально-психологический шпионский триллер. Однозначно лучший — самый драйвовый и интригующий фильм «борнианы» из пяти, не оставляющий ни одной лазейки для скуки, с затягивающей завязкой, эффектной кульминацией и словно бьющим обухом по макушке саркастичным финалом.

    Подборка актеров тоже выше всяких похвал. Про Дэймона не будем, другого Борна быть не может, скажу лишь, что образ психологически измотанного человека, способного за секунду собраться с силами и с духом, образ «добра с кулаками и с зубами» ему очень удался. Кассель отощал, постарел и пострашнел, но по-прежнему остался фантастически сексуальным парнем, которому безоговорочная жестокость и оружие удивительно к лицу. Томми Ли Джонс в «Джейсоне Борне» — облезлый пройдоха, уверенный, что он хитрее всех, и не жалеющий никого, ни протеже, ни прохожего. При этом таких, как он, вокруг тьма тьмущая. А Алисия Викандер и вовсе один из главных сюрпризов картины, ее героиня — обладательница нежного личика и мощнейшего характера в конце концов заставила меня слегка (или не слегка) вздрогнуть…

    Вообще, похожие — по уровню полученного удовольствия — впечатления у меня были, например, после «Стрелка» Антуана Фукуа и «Шпионских игр» Тони Скотта. Крутейших фильмов, которые я держу за «настольные» и обожаю пересматривать. «Джейсон Борн» после выхода на DVD к ним обязательно присоединится.

    30 августа 2016 | 23:15

    Вернуть Джейсона Борна спустя без малого 10 лет отличная идея для любителей одной из лучших франшиз нулевых (по моему скромному мнению), а также весьма лакомый кусочек для кинокритиков, которые, я уверен, будут самыми изощренными способами обмусоливать недостатки новой картины Пола Гринграсса. К счастью, я отношусь к первым. Хотя признаю, что «Джейсон Борн» воспринимается не так легко как первые 3 фильма франчайза. Спин-офф не трогаем, чего греха таить, он ужасен.

    Пол Гринграсс сделал этот фильм или хотя бы пытался его сделать таким же как и те два, которые он уже снимал ("Превосходство…» и «Ультиматум…»). Т. е. опять личная история, воспоминания из прошлого, особый враг и конечно же невероятно крутой главный герой. Это всё то, за что нам понравились первые три фильма.

    А вот с другой стороны, ловишь себя на мысли, что за 10 лет подобный стиль как-то устарел и уже он не воспринимается также как раньше. Казалось бы есть всё, что нужно: и замечательные актёры, и качественно прописанный сюжет, и добротный экшн, и саундтрек, и спецэффекты. Но во всём этом чувствуется некая горечь. Складывается впечатление, что авторы всё ещё застряли в 2007.

    Тем не менее, я активно буду болеть за нового Борна. Буду отстаивать мнение, что это НЕ наглая пародия на Бондиану, а пожалуй даже более «проэвелюционированный» шпионский экшн. И конечно же я рекомендую сходить на «Джейсон Борн» и получить в большей степени положительные впечатления.

    8 из 10

    31 июля 2016 | 16:43

    Новая часть шпионской франшизы, срежисированная Полом Гринграссом подтвердила то, что стало ясно после «Эволюции Борна»: снимать фильмы о Борне должен только он. Никто лучше Гринграсса не прочувствовал и не уловил нужную атмосферу и сюжетные направления, в которых должны развиваться картины о крутом и человечном агенте. Равно как стало ясным и то, что Борн изначально и навсегда — Мэтт Дэймон и никто другой. Не то чтобы провалился Джереми Реннер — он актер талантливый и фактурный, наблюдать за ним в «Эволюции Борна» было интересно, но приквел всегда остается приквелом, а основная история основной историей, в которой, надеюсь, подобных попыток сделать кино про Борна без Борна больше не повторится, ибо это будет лишь бледной копией оригинала. В лучшем случае.

    Что окончательно и подтвердил, безупречно отыграв в «Джейсоне Борне» Мэтт Дэймон. Он по-прежнему в форме: силен, ловок, отважен, умен, находчив, быстр, сметлив и всегда настороже. А иначе и нельзя, когда приходится противостоять такой мощной машине, как ЦРУ.

    Интригу сценаристы снова продумали до мелочей, и поэтому скучать зрителю на протяжении двух часов не придется. Все напряженно, динамично, зрелищно, непредсказуемо до самого финала. Информация дозируется, карты в смертельной игре «Джейсон Борн — ЦРУ» открываются постепенно. При этом не забывают связывать флэшбеками моменты из прошлого с настоящим, что придает истории Борна целостности и монолитности, дополняет историю важными деталями.

    Экшн-сцены — погони, стрельба и драки — традиционно хороши и в очередной раз радуют любителей жанра. Но лично мне в лентах о Борне всегда больше привлекали сцены выслеживания с настоящей игрой нервов, поединком характеров, умов, выдержки и скорости реакции на мгновенно меняющиеся обстоятельства. В этом плане создатели тоже не подвели, подарив несколько потрясающих по напряжению сцен.

    К актерским работам никаких претензий. К Дэймону, как говорится, ни убавить, ни прибавить: все исполнено как надо, на высоком профессиональном уровне. Но и остальные актеры на его фоне совсем не затерялись и играют с ним практически на равных. Кастинговые решения Гринграсса снова удивляют точностью «попадания»: Томми Ли Джонс, Венсан Кассель, Алисия Викандер — имена более чем авторитетные, на уровне самого Дэймона. И каждый из них великолепно справляется с ролью, выдавая неподражаемую игру. От двух первых я другой уже и не жду, но Викандер сумела показать себя с новой и несколько неожиданной стороны, доказав, что мое восхищение ее предыдущими работами было более чем оправданным.

    Джулия Стайлз в фильмах о Борне уже как родная, но в этом части и она сумела раскрыться с новых сторон, существенно оживив сюжет и собственно действие.

    Кроме них, хорошее впечатление оставили также Риз Ахмед и Ато Эссонда.

    Профессионально сработал дуэт композиторов Дэвид Бакли — Джон Пауэлл. Музыкальный ряд под стать действию — динамичен, энергичен и напряжен. Особенно порадовали темы в вышеупомянутых сценах выслеживания и игры нервов — подобраны чрезвычайно удачно.

    В-общем, чего я ждал от Гринграсса и Дэймона, то и получил. Франшиза определенно живет и не собирается сдавать позиций. Финал снова намекает на продолжение. Что ж, как минимум еще пару хороших фильмов о Борне, думаю, вполне можно снять без потерь для зрелища. При условии, конечно, что их будут продолжать делать эти двое. Без них же можно сразу закрывать лавочку и не позориться.

    9 из 10

    24 августа 2016 | 00:19

    Сиквелизация в Голливуде принимает еще большие масштабы, и теперь даже логически законченные истории рискуют получить продолжение. Впрочем, концептуально франшиза о Джейсоне Борне полностью себя еще не исчерпала, а возращение Пола Гринграсса и Мэтта Дэймона настроило на вменяемый результат. Однако, несмотря на наличие всех ключевых составляющих, удержать планку на прежнем уровне не удалось, более того фильм вызывает положительные эмоции лишь с оговорками.

    Разобравшись со своими обидчиками и спрятавшись от спецслужб, Джейсон Борн все равно не находит себе места и рвется поучаствовать в очередной чистке общества от негодяев. Пол Гринграсс, особо не меняя манеру повествования и расстановку сил, обеспечивает ему достойных визави: обаятельного Дэвида Стрейтона сменил хмурый Томми Ли Джонс, который заиграет лишь после того как Борн зайдет к нему лично, а совестного персонажа Джоан Аллен подменяет амбициозная героиня Алисии Викандер с ровно одним выражением лица на все случаи жизни. Достижением каста можно назвать Венсана Касселя — очередной безликий «актив» на службе ЦРУ в его исполнении получился весьма харизматичным. Как бы там ни было, схематичность действующих лиц вряд ли будет серьёзным упреком в адрес фильма, ведь персонажи «Борнианы» всегда были в меру примитивны, позволяя Мэтту Дэймону выходить на первый план и выглядеть более колоритным и трагичным протагонистом. Но в этот раз подобного не происходит. Слегка заплывший Мэтт, в общем-то, в отличной форме и трудится на благо образа, но ему не получается сопереживать, так как, если ранее Борн шел к какой-то конкретной цели, то теперь его намерения довольно размыты, да и, в целом, малосущественны. Безусловно, режиссер бросает Борна в бой под основательные обстоятельства, но далее наш герой носится по всему свету за довольно очевидной информацией. И дело здесь даже не в какой-либо примитивности сюжета, ведь с ним Гринграсс и Кристофер Раус управились отлично, подняв злободневные темы и населив мир новыми интересными личностями, а в поверхности сценария, которому отчаянно не хватает глубины. Ввиду этого мотивация персонажей объясняется «задним числом», а их поступки на первый взгляд попросту иррациональны. Но стоит отметить, фирменная атмосфера суровости сохранена — рукопашные бои все такие же брутальные, диалоги пафосны, а за фильм не произносится ни одной шутки, что, пожалуй, можно записать в преимущества.

    Учитывая вышесказанное, нельзя утверждать, что фильм не доставляет. Если отбросить сценарные неурядицы, то это увлекательный и эффектный боевик о Джейсоне Борне с привычной трясущейся камерой, красивыми панорамами городов и напряженными диалогами. Постоянные телефонные разговоры и каноничное общение через гарнитуру также на месте. Гринграсс активно и умело использует крупные планы, что усиливает эффект присутствия, и фильм действительно смотрится на одном дыхании. Картинка более чем зрелищная, а краш-тест в Лас-Вегасе даст фору и «Форсажу», и фильмам Майкла Бэя. Но нюанс в том, что, чем меньше вы осведомлены о сюжете и о, скажем, таких понятиях, как «Тредстоун», «Блэкбрайар» и т. п., тем труднее вам будет понять, что тут происходит и почему все эти люди так друг друга ненавидят. Таким образом, диалога со зрителем не получается и полноценное восприятие положительных сторон киноленты может оказаться затруднительным. Из этого следует главная трагичность данного произведения — заменить Дэймона на Стэйтема, а название поменять на что-нибудь из списка вакансий, суть фильма не изменится, однако, для всех это уже будет «обычный боевичок», а не «интеллектуальный шпионский триллер». Лично у меня нет презрения к жанру «боевичка», поэтому к подобной структуре картины претензий не имею. Особенно, если технически все выполнено на уровне и со вкусом. Но все же, такой масштабный проект не должен быть направлен на узкую аудиторию, состоящую из фанатов серии и любителей жанра. И очевидно, что на этот раз Полу Гринграссу не удалось соорудить самостоятельную и многогранную историю, хоть режиссер и был на верном пути. Одно отрадно, что, как бы это банально не звучало, но если добавить минут двадцать болтовни и диалогов, раскрывающих поведение персонажей, то фильм действительно мог бы претендовать на эталон шпионского боевика, и тогда, например, персонаж Викандер стал бы разноплановым не в последние десять минут, а гораздо раньше.

    «Джейсон Борн» умело использует фирменные приемы, подкупая зрелищностью и драйвом, особенно фанатов серии и жанра, однако, те, кто ожидает увидеть именно драматичное кино, могут разочароваться, ибо за сердитыми лицами героев скрыто немного, а для принятия достоинств картины необходимы определенные допущения, порой, требующие от зрителя знания других фильмов серии.

    6 из 10

    1 августа 2016 | 02:19

    Вообще не очень разделяю мнение, что если старая трилогия понравилась — то и новая зайдет на ура. Сюжетно новая часть как бы отделена от предыдущих: если в первых фильмах Джейсон Борн (далее — ДБ) хочет узнать свое прошлое и выжить, то сейчас — мстит и лезет на рожон. «Многоходовочки» и хитросплетенные интриги остались на месте, но куда-то исчезли детали, которые добавляли оригинальной трилогии шарм шпионажа.

    В начальной трилогии ДБ проскальзывал мимо камер, охранники узнавали его по лицу, а если его ранили — то из него действительно шла кровь, и бедненький ДБ, пыхтя и хромая, искал себе укромное место, чтобы обработать раны. В новом фильме это все почему-то исчезло: фэйс-контроль вообще решительно убрали (все знают, что ДБ опасен, но никто не знает его в лицо, позволяя ему беспрепятственно ходить куда угодно и где угодно, просто своровав бейджик и напялив кепочку), а сам ДБ выдерживает и падение с дома, и пули в упор, и гантели в голову.

    Немного улетучился и фирменный «стелс». Изначально ДБ проявлял мастерство тактики: саботировал технику, укрывался в тени, создавал дезориентирующие ловушки из подручных материалов и брал врагов как хитростью, так и силой. В новом фильме все это, конечно, тоже присутствует, но уже не в таком количестве. ДБ здесь чаще идет напролом, полагаясь не столько на хитрость, сколько на везение.

    Однако, абстрагируясь от упомянутых огрехов, можно с уверенностью сказать, что «Джейсон Борн» — довольно таки добротный боевик. Сам ДБ не понтуется и не задвигает псевдо-философских реплик, как «не скажу где», в кадр не лезет излишек голых женских прелестей, как «не скажу где», а персонажи здесь не топорные и на дотошно-четкое «плохой-хороший» не разделяются (как «не скажу где»).

    Но впечатление все же портит этот привкус голливудского боевика. Если раньше ДБ чувствовался загнанным зверем, который просчитывает каждое действие для того, чтоб выжить, то сейчас это ощущение «загнанности» улетучилось. Оно улетучилось, и Борн стал немного похож на героя боевиков, на котором любые раны заживают за минуту, а сам он борется со злом не выживания ради, а просто потому, что может.

    Это, конечно, обидно. Как продолжение фильм откровенно слабее предыдущих частей, хотя в нем все так же присущи эти шпионские интриги и обилие деталей, которые можно упустить, моргнув в неподходящий момент. А как отдельный фильм… не стоит смотреть «Джейсона Борна» как отдельный фильм. История тут хоть и новая, но она опирается (прям так си-и-и-и-ильно облокачивается) на первую трилогию.

    7 из 10

    29 июля 2016 | 22:31

    С нетерпением ожидал возвращения Мэтта Дэймона к роли Борна, да еще и с возвращением в серию Пола Гринграсса, который снял «Превосходство» и «Ультиматум». Если посмотреть на оригинальную трилогию, то это одна из любимых моих цельный трилогии. С момента последней части уже прошло 9 лет, и за это время успели посмотреть спин-офф серии с Джереми Ренерром, который не плох, но я бы его к серии с Борном не относил совсем, ибо он не много о другом.

    Джейсон Борн залег на одной после событий оригинальной трилогии, но прекрасно понимал, что ЦРУ не поверили в его смерть, и рано или поздно их пути вновь пересекутся. В «Ультиматуме Борна» личность Борна была раскрыта для него самого и для Джейсона это отличный шанс забыть прошлое, но как часто бывает прошлое настигает его, и ему предстоит узнать всю правду и встретиться с врагами, которые знают гораздо больше о нем, чем он сам.

    Завязка фильмов о Борне уже можно назвать классикой для серии, он залегает на дно на какое-то время, и прошлое к нему поступает, а это главный соблазн для Джейсона, чтобы вновь вернуть в игру. Пол Гринграсс нашел весьма хорошее решение сюжетное, как вернуть Борна в серию, и какие этапы жизни для этого нужно показать в фильме. При этом, как обычно, с сюжетом и логикой развития событий у Борна нет, сюжет развивается последовательно и динамике в фильме отлично соблюдена, поскольку нет провисаний сюжета. Нужно отметить, что были умело добавлены ключевые персонажи: Алисия Викандер, Венсан Кассель, Томми Ли Джонс.

    Если посмотреть на визуальную часть, то все же видно, что прошло не мало времени и технологии вышли на новый уровень, и это видно по том, как показана в фильме тотальная слежка ЦРУ за всеми, постановка погонь, драк

    Что касается актеров, то Мэтт Дэймон — как всегда на уровне в роли Борна, и его стремление к тайнам своего прошлого не перестает его утомлять, при это действует, как супер агент и продумывает все наперед, правда местами не торопиться и это плохо сказываться. Алисия Викандер — толковая актриса, которая действительно очень интересно играет, ее персонаж получился совсем неординарным и при этом с цельной метой для ЦРУ(редкость для серии). Венсан Кассель — которого много, что связывает с Борном получился очень не плох, со своими мотивами и тараканами в голове. Томми Ли Джонс — классический управляющий ЦРУ, который имеет отношение к Борну.

    Как итог к фильму, «Джейсон Борн» — получилось отличное продолжение серии, о котором ты не начинаешь думать, а хуже он или лучше предыдущих частей. Фильм смориться цельно и органично с предыдущими частями, но затрагивает более ранее этапы жизни Борна, которые повлияли на многое.

    Если Вам понравилась оригинальная трилогия о Борне, то рекомендую к просмотру

    29 июля 2016 | 10:57

    У каждой достойной истории есть свое начало, середина и конец. Причем на финальный акт делается наиболее высокая ставка, ведь именно после ознакомления с его драматическими величинами у аудитории и складывается обобщенное мнение о всем творении в целом. В 2002 году стараниями режиссера Дага Лаймана увидел свет эффектный, хладнокровный шпионский триллер «Идентификация Борна» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Поместив потерявшего память незнакомца в атмосферу постоянного давления и непрекращающейся ни на миг слежки, Лайман мастерски довел первую главу истории до промежуточного окончания, тем самым дав недвусмысленный намек на грядущий сиквел, последовавший спустя два года. Заменивший Дага Лаймана на посту режиссера Пол Гринграсс продолжил успешные начинания коллеги, скорректировав визуальный стиль франшизы из классической академичности в резонансный натурализм, и не прогадал. Зритель смог почувствовать себя прямым участником событий, проходя абсолютно все испытания рука об руку с Джейсоном Борном. Закрутив интригу, словно пружину, Гринграсс не отказался от работы над завершением трилогии, окончательно покорив мир благодаря «Ультиматуму Борна», великолепном окончании истории опасного парня, оставляющего на пути к восстановлению памяти горы трупов бесчестных коллег. И когда уже все карты были раскрыты, а преступники наказаны, в логически завершенный пробег Джейсона Борна вмешались продюсеры, для которых не существует никаких иных ориентиров, кроме показателей кассовых сборов.

    Не сумев договорится с Гринграссом и Дэймоном о съемках искусственной четвертой части, продюсер Фрэнк Маршалл переориентировал франшизу на сторонние программы ЦРУ, заменив «Тредстоун» на «Блэкбрайер», что повлекло за собой смену Джейсона Борна от Мэтта Дэймона на Аарона Кросса, роль которого воплотил Джереми Реннер. Но несмотря на то, что «Эволюция Борна» получилась недурственной, в меру захватывающей и интригующей, зрители не смогли принять историю героя Джереми Реннера, как достойное продолжение похождений Джейсона Борна, от чего франшиза потерпела удар в прокате. Фрэнку Маршаллу пришлось отказаться от поспешного запуска пятой части, ведь ее крах мог бы окончательно поставить на колени некогда блистающую франшизу, разбив все надежды на долгоиграющий и постоянно развивающийся проект с возможной заменой ведущих действующих лиц. Спорное окончание прокатной дороги «Эволюции Борна» недвусмысленно намекнуло, что в игру нужно срочно возвращать Мэтта Дэймона. И желательно, чтобы вместе с ним к Борну вернулся бы и Пол Гринграсс. Продолжительные уговоры, удвоение гонораров и мольбы сотен тысяч поклонников истории наконец сыграли свою роль, благодаря чему в 2016 году состоялась премьера ленты под лаконичным и броским названием «Джейсон Борн». Пол Гринграсс вновь оказался в режиссерском кресле, попутно получив доступ к работе над сценарием. Мэтт Дэймон привел себя в наилучшую физическую форму, вновь настроившись на продолжительный, утомляющий бой с бесчестным руководством ЦРУ. И зрители, и критики в едином порыве настроились на нон-стоп зрелище в лучших традициях первой трилогии, но иногда лучше не воскрешать то, что некогда было сверкающим и ушло в зените славы. Создателям «Джейсона Борна» не только не удалось сказать новое слово в контексте франшизы… Они даже не смогли приблизится к лучшим образчикам своих собственных работ недавнего прошлого, представив публике вторичное, предсказуемое зрелище с откровенно слабым, можно даже сказать примитивным, сценарием.

    Если вы думали, что «Ультиматум Борна» раскрыл все тайны, скрывающиеся в тайниках памяти Джейсона Борна, то вы ошибаетесь. Герою Мэтта Дэймона не дадут так просто скрыться от камер и радаров, потому что он слишком опасен, чтобы оставлять его на свободе. Неугомонная экс-коллега Борна, Ники Парсонс (Джулия Стайлз) за неимением иных увлечений, вновь ввязывается в неприятности, вытянув наружу грязные секреты ЦРУ. Казалось бы, ну что интересного могут подарить Борну уже прочитанные ранее файлы, которые несут в себе сухие строчки материала о давно прошедшем времени, но как оказалось, Джейсон знает далеко не все. Он вспомнил обучение, все свои жертвы и врагов — как за границей, так и под звездно-полосатым флагом. А вот то, с чего же именно все начиналось, до недавнего времени оставалось в неизвестности… Добавим к этому подозрительные мотивы и недомолвки со стороны директора ЦРУ Роберта Дьюи (Томми Ли Джонс), и получим еще один повод кинуть Борна в атаку. Только на этот раз смысла и загадок в его расследовании узреть не получится, ведь далеко не всегда выигрышный в прошлом тандем способен выйти на прежний уровень и порадовать поклонников не менее успешной главой, нежели те, что из раза в раз приятно поражали их ранее.

    Основной проблемой фильма становится схематичность. Она окутала собой «Джейсона Борна» от первых прикидок сценария до актерской игры. По сути, четвертое пришествие Мэтта Дэймона в роли машины для убийств лишена какого-либо эмоционального стержня. Нет, конечно Пол Гринграсс попытался обосновать еще один раунд непрекращающейся борьбы главного героя, но не сумел довести начинания должным образом. Приключения Борна больше не цепляют, за него не переживаешь и где-то даже начинаешь обвинять героя в эгоизме. Его действия несут в себе разрушительный характер, а мотивы не столь сильны, чтобы оправдать собой поведение Борна. Мэтт Дэймон максимально дистанцировался от образа живого человека из плоти и крови, сыграв практически все сцены с однообразным выражением лица, что в купе с критически невысоким количеством фраз приближает его к Терминатору. Не сумели проявить свои таланты и такие признанные звезды, как Томми Ли Джонс и Алисия Викандер. Первый отыграл, что называется, на автопилоте, воплотив собирательный образ бюрократических негодяев без искорки фантазии, а вторая попыталась выглядеть на экране, как Железная леди, и это ей, что характерно, удалось. Однако дальше жесткого выражения лица и строгих фраз Алисия Викандер не зашла, так и оставшись еще одной марионеткой в усталых руках Пола Гринграсса. За кого же можно просто взять и порадоваться, так это за Венсана Касселя. Талантливый француз снова нашел лазейку в большой Голливуд, что определенно вдохновляет. Что же касается его роли «цепного пса» директора ЦРУ, то лишних слов говорить не нужно: рядовой стереотип.

    К безапелляционным достоинствам «Джейсона Борна» стоит отнести отлично поставленный экшен, в котором Пол Гринграсс проявил себя с наилучшей стороны. Технический аспект ленты поражает. Пускай он и далеко не революционный и не ставит заоблачную планку качества, зато выглядит уверенно, бодро и динамично. Именно экшен спасает прямолинейный сценарий «Джейсона Борна» от негодования внимательной публики и позволяет без особой усталости высидеть просмотр до самого конца. Но согласитесь, что от возвращения Гринграсса и Дэймона ожидалось далеко не это… Таким образом хочу сказать, что «Джейсон Борн», это банальный аттракцион, совершенно ненужная глава законченной истории. Если пропустить его мимо внимания, ничего катастрофического не произойдет. И это самое печальное.

    6 из 10

    4 августа 2016 | 22:35

    «Джейсон Борн» — долгожданное воссоединение Мэтта Деймона и Пола Гринграсса, тандема, подарившего нам потрясающие фильмы о приключениях бывшего наемного убийцы, который благодаря амнезии смог подавить программу подчинения ЦРУ. Фанаты жадно ловили каждую подробность о новом фильме. Название держалось в секрете до последнего, как и сюжет грядущей картины Гринграсса, известно было лишь одно, мы снова увидим Мэтта Деймона в столь полюбившемся образе. Но получилось ли у Пола и его съемочной группы оправдать доверие аудитории? Ответ — нет. Отрицательный, жесткий и резкий, как удар плотным глянцем по лицу.

    Глава первая, «Идиотия Борна». С событий «Ультиматума» проходит десять долгих лет. Джейсон, в попытках обрести себя, участвует в подпольных боях и вспоминает счастливые дни, когда вместе с возлюбленной он отдыхал на Гоа, жил той жизнью, что пыталось отнять у него правительство. До сих пор он вспоминает ту потерю, как отправную точку своего маршрута в попытках «узнать о прошлом». В «Превосходстве» Борна, Джейсон вычисляет тайные мотивы бывшего куратора программы, после чего передает запись ЦРУ и уходит в Нью-Йоркский закат. В «Ультиматуме» Джейсон полностью осознает, как он попал в программу «Тредстоун», рассекречивает секретный проект «Блэкбраер» и испаряется. По сведениям — он мертв и никто не знает где его найти. Но спустя десять лет, после скитаний по всевозможным странам и фраз в духе «Я все вспомнил», Борна находит бывшая коллега, знакомая нам по предыдущим частям. Да, Ники Парсонс за десять лет превратилась в настоящего хакера, хакнула ЦРУ с ноутбука «ДУБНА 48», выкачала папки с названиями «Темные операции» и «Секретные программы» (Так они и называются в компьютерах ЦРУ, никакой дешифрации, ничего). Интересно, почему историю браузера директора не захватила? Ну так, чисто посмеяться. После чего без труда находит Борна, понятия не имея где он ошивается последние десять лет. Более того, в документах по «Тредстоуну», обнаруживаются новые данные и оказывается, что Борн не все вспомнил, такой вот «неожиданный» ход сценаристов. И снова флэшбеки, только не интересные, как в «Ультиматуме», раскрывающие суть вербовки спецагентов, выказывающих преданность программе, а так, для введения линии с местью совершенно «левому» спецагенту. Борн снова убивает, хотя все мы помним, что он зарекался больше никогда не лишать людей жизни, потому что Мари этого хотела. Но кому нужен канон, правда? Никому. В том числе Кристоферу Раусу, сценарному подмастерью Гилроя, которому в этой части досталась ключевая роль в написании истории.

    Глава вторая, «Попкорновость Борна». Все мы знаем и любим франшизу о Джейсоне Борне за реалистичность, но теперь и этот фактор утерян безвозвратно. На смену реалистичным погоням, с реалистичными столкновениями машин и уроном пассажирам, пришла «Форсажная» легкость, чит на бессмертие у героев, а так же полное отсутствие физики поведения машин. Их дергают, разворачивают как игрушечные, от былой серьезности не осталось и следа. Помните, как в «Превосходстве», столкновение на Волге с Гелендвагеном, привело к хромоте Джейсона? Или как из-за выстрела в плечо, тот отчаянно ворвался в магазин за водкой, дабы обработать рану, а позже и в аптеку, понимая, что иначе — ему конец. Забудьте, теперь кульбиты на машине превратились в аттракцион, падения с крыши в малиновое варенье на виске, а пули в теле — лишь для красоты картинки. Убита атмосфера, отличавшая Борна от идиотских spy-боевиков в духе «Джека Ричера». Теперь это попса, экшн в угоду толпе, без малейшего намека на колорит прошлого…

    Глава третья, «Бесхарактерность Борна». Отсутствие интересных персонажей, как и сюжета — поражает. Если раньше наc приковывала к экрану бесконечная суета в штабе ЦРУ, благодаря харизматичным координаторам, вспомните хотя бы Джоан Аллен в образе блистательной Памелы Лэнди, то сейчас и эта «фишка» Борнианы пропала, оставляя огромную дыру на израненном теле нового фильма. Основных ЦРУшников в ленте двое, антагонист в роли Томми Ли Джонса, пустой как сценарий, безвкусный как экшн. «Убейте того, того и того еще!» вот и весь персонаж, никакой изобретательности как в былые времена, когда сюжетные ветки антагонистов были мастерски прописаны… Заурядный плохой парень, на этом все. Второе главное действующее лицо в ЦРУ, специалист по компьютерной безопасности в исполнении Алисии Викандер. Откровенно, герой введенный в фильм, ради пафосной сцены в финале. Заменитель Лэнди со знаком минус. Зачем ее вообще ввели в фильм? Чтобы на постере Деймону было не так грустно одному?

    Глава четвертая, «Деградация Борна». Поднимаемые в «Ультиматуме» темы, обращенные к цепным псам, такие как «ради чего мы убиваем?» не получили и малейшего развития. Давайте, старики, вспоминайте шикарную сцену на крыше, когда киллер опустил пистолет. Вспомнили? Забудьте, так говорит нам режиссер. Здесь «злого спеца», играет приглашенная звезда, не теряющий своей брутальности с возрастом Венсан Кассель. И ведь казалось бы, у вас есть талантливый драматический актер по ту сторону баррикад от Борна, почему бы не раскрыть его с другой, человечной стороны? Нет! «Ты предатель, я тебя убью» — советы по мотивации от Кристофера Рауса или как испоганить все задумки предыдущих частей, забыв о развитии франшизы, превратив все в бездушную пострелушку.

    Итог. Картина не так отвратительна, как может показаться из рецензии. Более того, я уверен, что люди, поверхностно знакомые с франшизой или новоприбывшие в стан зрителей Борнианы, оценят положительно отсмотренное полотно. Но те, кто провели с Джейсоном Борном долгие годы, те кто переживали с ним потрясения, открывали неизведанное… Про нас забыли. Предали, оставив с двухчасовой пародией на предыдущие части, позиционирующей себя как полноценное продолжение. И боль от осознания этого, не сможет нейтрализовать даже Moby, канонично звучащий во время финальных титров.

    Мы запомнили тебя другим, Джейсон. Никогда не возвращайся.

    3 из 10

    18 августа 2016 | 18:54

    То, что возвращение Пола Гринграсса к режиссёрскому креслу, а Мэтта Деймона к главной роли будет означать возврат к былому качеству после весьма сомнительного спин-оффа Тони Гилроя с Джереми Реннером, никто не сомневался. Но всё равно были опасения, что новая глава станет необязательной и лишней во франшизе о бывшем агенте ЦРУ, потерявшем память, ведь «Идентификация», «Превосходство» и «Ультиматум» составляли вполне завершённую трилогию, которая не нуждается в продолжениях или ответвлениях (да, ещё один плевок в сторону ненужной «Эволюции Борна»). Всегда казалось, что в них уже было сказано всё, что можно было. Однако!

    Несмотря на то, что в первом акте события развиваются схожим образом, что и в предыдущих лентах о Джейсоне (вот вам Борн, который снова залёг на дно; вот новые высокопоставленные представители ЦРУ и хладнокровные наёмники; вот новый неоднозначный проект и люди, которые готовы его разоблачить; вот герой снова ввязывается во все это и становится мишенью), далее фильм начинает обретать новые интонации.

    Начнем с того, что линия героя Деймона получает качественное развитие. Говорите, в финале «Ультиматума Борна» он вспоминает всё и ставит крест на своем прошлом? Как бы не так! Оно не дремлет, и теперь за Джейсоном начинают охоту люди, однажды повлиявшие на его судьбу не менее сильно, чем персонажи Криса Купера, Альберта Финни и других старожилов, а у самого Борна появляются новые личные мотивы. Всё это раскрывает историю героя гораздо глубже и, что очень важно, нигде не покажется, что сюжет высосали из пальца так, как, например в прошлогоднем «007: СПЕКТР». Мотивации других здесь так же хороши, особенно если рассматривать новичков — персонажи Томми Ли Джонса, Венсана Касселя, Риза Ахмеда и, особенно, Алисии Викандер достойно дополняют вселенную «борнианы», возможно даже превосходя прежних второплановых действующих лиц франшизы.

    Что нельзя не отметить, так это то, как ярко в новой серии вписаны актуальные темы: волнения и протесты общественности; нарушение приватности и тотальная слежка спецслужб за гражданами; радикальные методы ЦРУ и их связи с основателями социальных сетей, и многое другое. Неоднократно упоминается и Эдвард Сноуден, явно ставший в картине символом и вдохновителем для новых борцов против системы. Всё-таки Пол Гринграсс — не простой ремесленник, а талантливый и умный режиссер, поэтому у вас уж никак не должен повернуться язык назвать «Джейсона Борна» пустячковым и вторичным боевиком. Он актуален до мозга костей и за это ему стоит отдать должное.

    Но вообще, «Борниана» в первую очередь всегда была историей о поисках себя и желаниях делать правильно, невзирая на давление призраков прошлого, которые хотят всячески этому помешать. И здесь эта тема по-прежнему работает, находя отклик у тех зрителей, которые это понимают и ищут того же самого. В «Джейсоне Борне» помимо этого также поднимаются такие вопросы, как: «Где та грань, которая отделяет действия, направленные на добро от плохих и корыстных?»

    Ну и, конечно же, немного об экшне. Сразу надо сказать — он не лучший во франшизе. Но это и не значит, что создатели сделали шаг назад. Сцены погонь и драк выдержаны на одном уровне с предыдущими лентами, а Мэтт Деймон, хоть и постарел почти на 9 лет со времен последнего появления, всё еще способен наподдать своим противникам, хоть уже и не так эффектно. Фирменный стиль съемки с эффектом «трясущейся камеры», тренд которой задал сам Гринграсс еще с выходом «Превосходства Борна» в 2004-м, присутствует, но благодаря новому оператору Бэрри Эйкройду («Повелитель бури», «Капитан Филлипс») происходящее на экране уже не настолько сильно мельтешит, как это было ранее. Впрочем, впечатлительным зрителям всё-равно стоит сесть подальше от экрана во избежание желания выругаться после сеанса из-за усталости глаз. И да, сцена погони в Лас-Вегасе… Ни в коем случае не покидайте зал пока не посмотрите её. Она того стоит.

    Подытоживая, скажу, что это достойное возвращение одной из главных шпионских франшиз 21-го века. Не лучший фильм серии, но и далеко не падение лицом в грязь. Лента режиссёра Пола Гринграсса не представит почти ничего нового в плане постановки, зато всё так же сумеет найти отклик в сердце и вновь заставит сопереживать одному из самых интересных героев-одиночек в истории кинематографа. Считаю, что в данном случае большего и не нужно.

    9 из 10

    28 июля 2016 | 10:49

    «Я помню. Я всё помню» — первые слова Джейсона Борна в новом, то ли четвёртом, то ли пятом по счёту фильме о Джейсоне Борне под названием «Джейсон Борн». Да, иногда у создателей франшиз возникает соблазн дать фильму подытоживающий заголовок: Рэмбо-4 назывался «Джон Рэмбо», пятый фильм о Рокки назвали «Рокки Бальбоа».

    Но речь, вообще-то, не об этом. Зрителю немного завидно — ведь в отличие от обретающего память героя, он стал понемногу забывать всё, что связано с Джейсоном Борном. С последней встречи с Мэттом Дэймоном в роли, окончательно застолбившей актёру место среди самых узнаваемых кинозвёзд (да, мы помним о прекрасных ранних ролях) прошло девять лет.

    Зритель подзабыл подробности сюжетов, но, разумеется, помнит и ценит явление миру агента нового типа — супершпиона, сделанного не из гаджетов, запонок и мартини, а из мяса и костей. Шёл 2002-й год, до «Казино Рояль» ждать ещё четыре года, и понятно, что (это ж-ж-ж неспроста) «Джейсон Борн» написанием и звучанием напоминает одно известное имя и собирается составить ему конкуренцию. Нетривиальная задача, но создатели «Идентификации Борна» под командованием режиссёра Дага Лаймана справились с ней на ура, переведя шпионский боевик в максимально реалистичное, чуть ли не документальное русло. После «Превосходства Борна», замечательного сиквела с говорящим названием, снятого уже Полом Гринграссом, бондовцы не выдержали и изменили стиль 007. Третий фильм серии, «Ультиматум Борна», не уступил первым двум. Четвёртый в расчёт не берём, потому что это галимый спин-офф, и даже «Наследие» в названии небрежно перевели как «Эволюция». И вот Мэтт Дэймон и его Джейсон Борн снова в деле. И он, в отличие от нас, помнит всё.

    Дорогой читатель! Предположим, что ты выкроил шесть часов на пересмотр первых трёх фильмов или, как я, освежил в памяти сюжеты при помощи Википедии и пошёл-таки в кино. Что же ты увидел? Не ошибся ли ты, дружище, принимая такое важное решение?

    Сначала ты увидел полуголого Мэтта Дэймона, раздающего затрещины за деньги в уличных боях на греко-албанской границе (в США, а если быть точным, в Лас-Вегас он приедет позже, во второй половине фильма). Чем не Джон Рэмбо? Ты удовлетворённо хмыкнул — Мэтт в прекрасной физической форме.

    Потом ты увидел Ники Парсонс, ворующую секретные файлы ЦРУ, потом нового директора ЦРУ Роберта Дьюи, потом кибердиректора и великое множество мониторов, услышал многократное «copy that» и проникся забытой, казалось бы, атмосферой. Борн ищет правду, ЦРУ ищет Борна.

    А когда действие переместилось на заполненные демонстрантами вечерние улицы Афин, ты вспомнил, почему любишь фильмы про Борна больше других похожих фильмов. Протестанты, коктейли Молотова, полицейские, пожары, перевёрнутые машины выглядят как в настоящем новостном репортаже, улучшенном великолепной режиссёрской и операторской работой и поистине титаническим трудом монтажёра. Во время погонь частота смены сцен достигает двух-трёх в секунду, и кто этим занимается — мой герой. Финальная же гонка на спецброневике и полицейской машине могла бы номинироваться на лучшую погоню десятилетия, если бы не «Безумный Макс», взявший все призы.

    Ты убедился, что все мелочи, все детальки, повышающие реализм и обеспечивающие медленное, но верное втягивание в события, никуда не делись. Надписи на мониторах, запрещающие доступ куда бы то ни было — нормальных размеров, выстрелы и взрывы не разбрасывают фонтаны искр, а агент ЦРУ, обречённый на гибель, не всматривается пристально телячьим взглядом в фотографии своей семьи. Фото семьи есть, но камера проскальзывает по ним походя, без задержки: слёзовыжималка в «Борне» совсем другого уровня.

    Ты снова стал свидетелем двух типов противостояния Борна: интеллектуально-технологического с директором Дьюи (ЦРУ здесь — мощное, беспощадное зло, привычно оправдывающееся заявлениями о безопасности страны) и личное, физическое с киллером по кличке Агент. Один — Томми Ли Джонс, второй — Венсан Кассель, оба хладнокровные убийцы, оба харизматичные до чёртиков.

    А когда дело дошло до мордобоев, ты вспомнил ещё одну фишку «Борнов» — не просто живую, а бешеную, мечущуюся, припадочную камеру, подвесившую планку для кинодрак двухтысячных на недосягаемой для многих высоте. Ты снова не увидел всех подробностей и не запомнил движений, но прочувствовал каждый удар, да не какого-то там кунфуиста павлиньего веса, а здоровенного и злющего 90-килограммового мужика. Ты сидел, сжав зубы, ожидая, что ещё чуть-чуть реалистичнее — и тебе перепадёт прямо в зале.

    Ты снова заглянул за кулисы и увидел грязные интриги, слаженную работу, высочайшее техническое оснащение и чуть ли не всемогущество американских спецслужб. Возможно, тебе захотелось зайти на фейсбук и написать острый политический комментарий. Что-то вроде «Ха! Какие ещё танки! У америкосов везде спутники, пусть покажут фотки!» или «ЦРУ и ФБР устраивают все мировые перевороты, я сам видел». Но ты так не сделаешь, ты же умный и понимаешь, где реальность, а где художественный фильм.

    Ты по достоинству оценил новую «девушку Борна», потому что со старой пришлось распрощаться. Почему в кавычках? Да потому что девушки Джейсона проходят не по категории «даст — не даст», а по категории «предаст — не предаст». Так что ты так и не увидел даже краешка лифчика прекрасной Хизер Ли, начальницы киберотдела. Но новая борноактриса Алисия Викандер впечатляет и без этого: она подтянута, элегантна, умна, загорела, и за весь фильм не улыбнулась ни разу. Лишь однажды на её гладком личике появляется что-то вроде лёгкой удовлетворённости от выполненной работы.

    Полу Гринграссу снова удалось достойное продолжение долгой истории забывчивого супершпиона. А ты, мой дорогой читатель, умничка, что сходил в кино. Ты всё сделал правильно.

    5 августа 2016 | 21:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>