В этом фильме есть кадр, который не может не заставить зрителя улыбнуться: в фильме режиссера Эриха фон Штрогейма мы смотрим на исполнителя главной роли Эриха фон Штрогейма. Он дает героине Мисс Дюпон (эта актриса весьма достойно справилась со своей ролью) почитать книгу. Роман называется 'Глупые жены', а ее автор Эрих фон Штрогейм. Такой вот вышел интеллектуальный каламбур. Но в этом и весь фон Штрогейм.
Сюжет истории таков: граф царской армии Владислав Сергеевич Карамзин праздно проводит время со своими двумя кузинами в Монте-Карло. Безупречный с виду, брутальный белогвардеец производит на всех самое положительное впечатление. Это свое качество он регулярно использует с женщинами. Он увлекает их и получает, то что нужно.
Однако, следя за развитием романа между Карамзиным и молодой двадцатилетней женой влиятельного американца, неожиданно зритель может заметить, что Карамзин ему стал симпатичен.
Вскоре все изменится. Фон Штрогейм приоткроет завесу таинственности и мы лишимся иллюзий и относительно Карамзина и относительно многих других персонажей произведения. Достаточно лишь сказать, что намеренно роскошный образ жизни Карамзина направлен исключительно для осуществления его истинных целей - сбыта фальшивых денег.
Известно, что для этого фильма фон Штрогейм специально напечатал фальшивые деньги, за использование которых был привлечен к суду. Это всего лишь деталь, но в этом фильме совсем нет мелочей. Запоминаются многие кадры - сцена стрельбы Карамзина по мишеням; его стрельба по голубям; шторм и мужественное поведение мужчины, спасающего женщину; подглядывающий за переодевающейся женщиной через зеркальце Карамзин; Карамзин воспользовавшийся служанкой и постоянно обещающий ей жениться; Карамзин 'разводящий' служанку на все ее накопленное за 22 года службы состояние; играющий в рулетку Штрогейм и жестокий конец.
Фон Штрогейм сделал сильное и совсем нетривиальное кино. В сущности, перед нами серьезная драматургическая работа, которую можно достаточно долго обсуждать - от мотивов героев до проработки сцен. В этом фильме все на высоте.
Особый шик в том, что жанр фильма совсем неоднороден. Это не типичная драма, поскольку циничное обаяние героя и множество комедийных сценок не позволяют однозначно проштамповать картину тем или иным жанром.
Сравнивая картину с другими работами 22 года, то ее высочайший уровень очевиден. Из того, что я на момент просмотрел - картина вполне входит в тройку наиболее значительных работ (вместе с 'Носферату' Мурнау и 'Доктором Мабузе' Ланга).
В итоге:один из наиболее значительных фильмов 1922 года. Фон Штрогейм в образе белогвардейца производит запоминающееся впечатление, а его постановочный талант показывает как нужно снимать настоящие блокбастеры
На мой взгляд, один из лучших актерских перформансов за всю историю кино. Режиссура просто великолепная, несмотря на то, что, как я понял, фильм восстановлен не совсем полностью, однако игра самозваного аристократа Штрогейма даже превосходит его же собственную постановку. Подумалось даже, что столь качественно и натурально сыграть прикольного афериста, который врёт как дышит и с азартом энтузиаста подходит к каждому новому дню своей жизни, ни один порядочный человек не сможет.
Несмотря на якобы отстутствие динамизма и недостаток диалогов, свойственных немому кино, наблюдать за происходящим на экране просто интересно. Отличные типажи, забавный юмор, красивые виды - всё на уровне. И, повторюсь, зубастая улыбка главного героя, его показушная военная форма, неизменная сигаретища во рту - это высший пилотаж, это гениально. Для соотечественников отдельный аттракцион - то, что речь идёт о русском офицере, Вашем благородии, так сказать. Хотя, собственно, офицер он на самом деле или самозванец, так и остаётся не вполне понятным, да оно и неважно. Думаю, кстати, автор 'Истории Государства Российского' на небесах нормально так предъявил Штрогейму за то, что тот создал ему такого 'потомочка'...
А вот что для меня реально выводит это кино на высший уровень - это резкий и трагичный финал. Одна ошибка удачливого мошенника, уступка страстям - и всё кончается обыденно и натуралистично. Очень круто, а также thought-provoking, как говорят в Голливуде, где создателя фильма так в общем-то и не признали за своего, несмотря на невероятный талант.
Помимо сказанного, отмечу очень хороший, по-моему, кастинг, особенно женских ролей.