Восход солнца

Sunrise: A Song of Two Humans
год
страна
слоган-
режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау
сценарий Карл Майер, Герман Зудерман, Кэтерин Хилликер, ...
продюсер Уильям Фокс
оператор Чарльз Рошер, Карл Штрусс
композитор Р.Х. Бассетт, Карли Элинор, Эрно Рапи, ...
художник Рохус Глизе
монтаж Харольд Д. Шустер
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
21 ноября 2008, «Видеоимпульс»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Номинации (1):
Молодой крестьянин Анзас, соблазненный городской красоткой, по ее наущению пытается убить жену, столкнув ее с лодки…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
50 + 1 = 51
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сценарий фильма основывается на вышедшем в 1917 году романе Германа Зудермана «Путешествие в Тильзит».
    • В 1989 году фильм был включён в Национальный кинорегистр США.
    • Первая картина с музыкальным и шумовым оформлением, записанным по технологии «Мувитон».
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Самый первый фильм, с которого я в своё время начал знакомство с творчеством классика немого кино — Фридриха Вильгельма Мурнау.

    История о семейной паре, точнее о её сильной половине — простом крестьянине, который, совершенно очарованный и одурманенный чарами «городской штучки» и, как позже выясняется, обманщицы, пытается инсценировать несчастный случай, скинув свою красавицу-жену с лодки.

    Фильм конечно не комедия, но и драмой как таковой его назвать сложно. Скорее именно мелодрама. История о любви. Чистой, светлой и такой понятной. Сюжет и манера повествования постоянно нас выводит на какие-то эмоции. Скажу больше — фильм только приобрёл от того, что он немой. Слова здесь совершенно лишние! Это надо смотреть, слушать только музыку, вглядываться в лица, движения и даже ракурсы и зритель сам всё поймёт, пропустив через себя.

    История подготовки к убийству снята очень зрелищно, протяжно и тягостно (в самом прекрасном смысле слова). Даже я в свои 20 с небольшим при просмотре фильма хотел сказать: «Неужели он сделает это». Эпизод, когда мужчина уже решился сбросить свою жену в воду снят блестяще! Гениально! Других слов подобрать просто невозможно. Зачем тут слова? Его звериная походка, снятая со спины, взгляд исподлобья. И такой контрастирующий с этим добродушный взгляд его жены, полагающей, что муж вызвал её на водную прогулку. Актриса Джанет Гейнор совершенно заслуженно получила свой первый в истории кино «Оскар». Её милое личико мне напомнило не то Настеньку из «Морозко», не то героиню Джульетты Мазины из «Дороги».

    Конечно же данный фильм никого не оставит равнодушным. И главное, повествование почти заставляет меня верить. Сначала в то, что крестьянин действительно сбросит свою жену, затем в то, что все хорошо и они спокойно отправляются домой. И наконец в то, что красавица-жена утонула во время урагана. В фильме на равных правах соседствуют и некоторые комические вставки и очень тяжёлые серьёзные проблемы. Именно в тех долях в которых они нужны чтобы не скатиться ни в одну из крайностей — ни в слезливую драму, ни в фильмы Чаплина.

    10 из 10

    2 сентября 2012 | 20:42

    Просто восхитительно снятый фильм. Все настолько живо и правдоподобно, что сложно поверить, что это представитель немого кинематографа. Режиссер фильма Фридрих Мурнау снял также культовый «Носферату». И начало «Восхода» очень напоминает симфонию ужаса, в воздухе витает ощущение, что должно произойти нечто страшное.

    После раскаяния картина сразу меняется по своей атмосфере, конец и вовсе умиляет, очень трогательное и настоящее кино, которое берет за живое.

    Осознав и вспомнив свою любовь, они прощают друг друга, и наступает рассвет, который приносит в их жизнь и союз новое начало, уже гораздо более прочное и непреступное.

    Чудесная игра обоих героев — и Джорджа О`Брайэна, и особенно Джанет Гейнор, которая заслуженно стала самой первой обладательницей Оскара за женскую роль в истории. Без голоса и интонации, одними глазами и мимикой она точно предает все, что происходит с ее героиней, настолько точно, что ее образ прям впивается в память.

    Также присутсвует пара забавных сцен с пьяным поросенком и особенно со статуей, которую пришедшие в салон сделать фотографию на память молодожены думали, что разбили.

    «Восход Солна» был включен в список Американского Института Кино (AFI) 100 самых выдающихся американских фильмов. Выиграл 3 Оскара на самой первой церемонии. А еще был был поставлен аж на 7 место Британским Институтом Кино (BFI) в списке 10 лучших фильмов в истории, составленном различными кинокритиками.

    11 июня 2010 | 15:49

    «Восход» — лента Ф. В. Мурнау, снятая в Голливуде, представляющая собой пример удачной кооперации творческих амбиций и финансовых возможностей, вместе с тем она не лишена распространенных недостатков немого кино: прямолинейно, даже агрессивно поданной сентиментальности, эмоционально заостренной пластики актеров, определенной условности, бросающейся в глаза искусственности декораций.

    Определенная наивность концепции компенсируется напряженным драматизмом в первой половине фильма, но затем, к сожалению, все больше приобретает характер идиллии. Конфликт простоты и честности жителей деревни, скрытой в них красоты, с фальшивыми, дурманящими разум соблазнами большого города, подан в форме очевидного противопоставления, которое не становится от этого менее убедительным.

    Мурнау реконструирует этапы овладения человека грехом: через обольщение ложью (сцены на болоте, где герой под влиянием эффектной, но внутренне пустой любовницы поддается страсти) и отказ от родного — к осознанному и подготовленному преступлению. Сцены подготовки к убийству и последующего раскаяния героя — наиболее эмоционально сильные в фильме. акцентированные удачно выбранным музыкальным сопровождением они превращают камерную историю в притчу об осознании человеком хрупкости связей с близкими и стремлении их сохранить.

    Используя комические эпизоды, гармонично-пантеистические, обострено-трагические, Мурнау сообщает картине богатство эмоциональных оттенков, но ослабляет драматургическую коллизию, удачный выбор типажей нивелируется стереотипностью актерской игры (за исключением жены главного героя, чье лицо обладает особым магнетизмом — мощной силой просветленной души) — все это делает «Восход» стилистически неоднородным произведением с лакунарной структурой.

    Тем не менее, нельзя не отметить саму попытку Мурнау выйти за пределы экспрессионизма и камершпиле — стилей, которые он сам во многом сформировал, за счет обильного использования натурных съемок — нонсенс для кино тех лет. Данная лента останется в истории кино заслуживающим уважением, но малоудачным формальным экспериментом, содержательно порой возвышающимся до уровня притчи, а порой спускающуюся в голливудскую наивность и ригоризм.

    29 декабря 2015 | 16:32

    Городская красотка соблазняет легковерного фермера из глубинки, который ради минутного увлечения готов убить жену…

    Уильям Фокс пригласил одного из ведущих кино-экспрессионистов — немца Фридриха Мурнау, известного своей переработкой истории о графе Дракуле — фильмом «Носферату». Мурнау в своем творчестве использовал новаторские приемы по искажению художественных декораций, чем и подкупил амбициозного продюсера, который хотел создать американский шедевр. Но, несмотря на художественное великолепие и новаторский подход (это был первый фильм студии Fox с записанной звуковой дорожкой) фильм не принес студии ожидаемой прибыли.

    «Восход солнца» уникальный и этапный фильм эпохи немого кино, когда вся сюжетная экспрессия обходится без диалогов, в силу технических возможностей кинематографа того времени, но полностью передается визуальными образами. Фильм Мурнау завораживает с первых кадров и не отпускает зрителя до самого конца. Даже по меркам современного кино, используемые операторские находки вызывают изумление. Каждый кадр выстроен так, что передает свое, особенное, настроение. Бесхитростный сюжет о любовном треугольнике умело балансирует от детектива и психологической драмы, до волнующей любовной истории, в которую веришь и сопереживаешь. Сюжет умело выстроен, что постоянно уводит зрителя от, казалось бы, близкой развязке, в новый лабиринт сюжетных хитросплетений. Так же на пользу фильму играют и очевидные внешние трансформации главных героев (поговаривают даже, что Джордж О`Брайан носил в сапогах свинец, что бы показать на физическом уровне, гложущий его героя груз совести). Но самое главное, что за главной историей и визуальным совершенством в фильме находится место каким-то милым, но примечательным деталям быта, интерьера, а так же небольшим, но влияющим на общую атмосферу эпизодическим героям, будь то фотограф или повар.

    Фильм заслужено занимает высокие места в различных рейтингах, составляемыми критиками и кинематографическими сообществами. Примечательно, что фильм был удостоен на первой церемонии вручения наград Американской Киноакадемии приза за фильм с выдающимися художественными достоинствами (официально данная номинация не считается Лучшим фильмом, а награда в ней вручалась единственный раз). Так же фильм получил от Американской Киноакадемии приз за операторскую работу и за игру актрисы (Джанет Гейнор была отмечена за три фильма одновременно, включая «Восход солнца»), номинацией была отмечена работа декораторов.

    23 февраля 2013 | 00:42

    Удивительные впечатления. Ожидая шедевра визуального я получил мощный философский заряд. Сама по себе история, рассказанная Мурнау с присущей ему таланту строгой страстностью вполне достойна творчества Достоевского. А в сущности ведь перед нами не более, чем современная (на период выхода) экранизация творчества братьев Гримм — страшная сказка для взрослых.

    Сразу же без каких-либо прелюдий нас посвящают в простой план любовницы — уговорить любой ценой мужа покончить с его женой. Вот и найдена единственная преграда для личного счастья. И без промедления следует исполнение зловещего замысла — ночью, вдвоем, на лодке. Однако, эмоции осаждают обоих участников трагедии и вместо злодеяния мы получаем ретроспекцию в их счастливое прошлое/будущее. Конкретика тут значит гораздо менее той идиллической модели взаимоотношения двух людей в большом городе, которую представил Мурнау. Он показал нам, что и в агрессивном большом городе наполненном отчужденными прагматиками всегда есть место для душевности и доброты, искренности. Возврат в реальность совмещается со внезапно начавшейся бурей. Но так ли случайна последовательность событий у Мурнау? Ведь мы в сказочной аллюзии.

    На мой взгляд, жаль что массовый кинематограф как-то не заметил этой парадигмы, которую обозначил Мурнау в «Восходе солнца». Ленты о доброте достаточно быстро вытеснились военной пропагандой, хичкоквщиной и прочими изысками современности. И ведь если провести исследование, то наверное «Носферату» будет куда более известен, нежели обсуждаемая работа Мурнау. Логическая параллель была продолжена Чаплиным в «Огнях большого города» и Капрой в «Потерянном горизонте», позже Феллини и Висконти. Только вот, не всегда этот кинематограф сохраняет тот заряд неподдельной любви к человечеству, который был у Мурнау. Точно был. А все эти стилистические аритмии, смены темпов и постановочная безукоризненность — дело второе, если не третье.

    8 из 10

    30 мая 2015 | 16:19

    Моя любовь к немому кино становится все крепче и крепче. Впрочем, как и в фильме.

    В супружеской паре, живущей на ферме, не хватает искры в отношениях. Муж заводит любовницу, та настраивает его против жены, уговаривая убить её,а точнее утопить. Вот муж почти решился, но совесть то не все обменяли на пряник в детстве.

    Фильм по достоинству оценен первым Оскаром в истории кино. Он замечателен, эдакая романтическая драма. Актеры сыграли изумительно. Джанет Гейнор заслужено получила Оскар за свою роль. Весь фильм на неё можно было только любоваться, это смущение, улыбка, выразительные глаза, да, она прекрасна.

    Восход солнца, метафора в жизни супружеской пары. Это новый рассвет их отношений, они вновь влюбляются в друг друга, и те испытания которые им были посланы только укрепили их отношения друг к другу.

    Этот фильм сильнейший толчок в истории кино. В нем операторская и актерская работы были подняты на новый уровень.

    9 из 10

    2 июня 2012 | 23:02

    «Восход» Фридриха Вильгельма Мурнау совокупностью мнения множества критиков признаётся лучшим фильмом в истории немого кино, хотя благополучно проигрывает остальным лентам как в яркости героя, так и в сценарии. Однако благодаря размеренному, тянущемуся повествованию с ярко выделенными оттенками, операторской работе, по которой в дальнейшем выстраивались многочисленные учебники, и техническому новаторству, использовавшему также звуковое и шумовое оформление, произведение заслуживает отдельного пиетета.

    Размеренность, неторопливость и выверенность образов. Их согласованность с кадром. В разрезе фильм выглядит как продукт оттеночного высокого искусства, готового к выставке. Резкая смена поэтических локаций — озеро, трамвай, город, вновь озеро. Преимущество мизансцены. Как рваный ритм стиха, единение семейной пары после дистанцирования и яркого противопоставления их образов. Кружащая камера, лёгкой поступью вместо тяжёлых и длительных поворотов на месте, следующая за мускульным танцем актёров. Наложенные образы, как элемент возвышенного и одухотворённого.

    Наибольший интерес вызывает, безусловно, реализация данного произведения. Специально приглашённый режиссёр, намеревавшийся всеми силами создавать не кино потребительское, а кино расширяющее, кино позволяющее видеть больше, чем зритель может видеть глазами, попал на время появления звука. И «восход» имеет собственную мелодию, но вопреки этому не имеет реализма диалогов и жизни героев, которые буквально могли разрушить его атмосферу. Под музыкальное сопровождение их игра, их эмоции и они сами выглядят некими кукольными персонажами, ожившими картинками чёрно-белых красок.

    Это создаёт в ленте куда большее наличие трагизма, чем имеет её фабульная часть. Любовным треугольником поразить зрителя было сложно и в то время — мало того, знакомое состояние приходило неизменённым из реальности, так его ещё и использовали в качестве максимально удобного развития драматургии в каждом проявлении творческой мысли. Сюжетная линия выбрана изначально в простом и распространённом варианте — в ней преобладает структурная однородность, при этом не спешащая завершать первые нагнетания и призраки саспенса. Если завязка произведения представляется исключительно криминальной композицией, то её финал обозначен элементом случайности — здесь напряжение возникает из сил природы, а не из сил человека, что даёт основное правило, диктуемой лентой — испытания, в которые человек самостоятельно, могут произойти и непреднамеренно. Иначе, смысла самостоятельно стремиться к разрушению нет.

    И «Восход Солнца», как зачастую предлагается фильмам, своим названием метафоризирует смысл произведения. Именно в таком виде представляется возвращение к светлому образу жены в противовес чёрному облику любовницы. Ночь прошла, сентиментальное солнце вновь взошло.

    23 марта 2017 | 22:01

    13 июля 2013 года в городе Одессе (Украина) на знаменитой, на весь мир Потёмкинской лестнице в рамках ОМКФ (Одесского Международного Кинофестиваля), показывали фильм «Восход солнца» под аккомпанементом инструментального оркестра. Показы, такого масштаба происходят в Одессе не впервые, в рамках ОМКФ в прошлом году тоже проводились подобные показы под озвучку великолепной этно-группы «Даха Браха».

    «Восход солнца» — шедевр немого кино (жанр — мелодрама).

    Лента повествует о том, как предприимчивая дама из города «охомутала» сельского фермера, уговорила его продать ферму, а его жену утопить. Но всё бы ничего, если бы не совесть, любовь, ну и другие чувства, которые всколыхнулись в сердце фермера, когда он уже топил свою жену. Как оказалось, не все люди могут быть такими расчётливыми как приехавшая из города дама. Вот поэтому в конце ленты городской даме пришлось уехать из села с пустыми руками.

    Подумать то, немое кино, начало эры кинематографа, самые первые ростки, а кино трогает до сих дней, глубиной смысла. Это картина о человеческих ценностях, об исчезновении которых говорят в фильме «Прекрасная зелёная». После просмотра фильма, мне особенно вспомнился монолог героя этого фильма, когда он в чувствах у прохожего спрашивает, благодарил ли тот коров сегодня утром за молоко.

    Фильм старый, но его стоит посмотреть.

    Особенно обращаю ваше внимание на некоторые моменты из фильма, где вы ещё увидите свинью тщетно старающуюся перевернуть бутылку вина для того чтобы отхлебнуть пару капель оного; в толпе стоят мужчина и женщина, случайные прохожие, которые наблюдают за происходящим, у женщины постоянно падает бретелька платья, а мужчина будучи настоящим джентльменом, каждый раз эту бретельку приподымает, женщина учтиво благодарит и они дальше наблюдают за картиной, бретелька при каждом порыве смеха слетала с плеча, мужчина не выдержал постоянного подымания бретельки и опустил обе за что и получил пощёчину. Вся толпа зрителей на лестнице, а ступенек, кстати 192, не раз взрывалась хохотом.

    Спасибо ОМКФ за незабываемый вечер и показ. Благодаря вам я открыла для себя немое кино.

    29 июля 2013 | 12:10

    Талант Мурнау вкрадчивыми, но уверенными шагами, пройдя путь от экспериментальных фильмов ужасов и собственноручно созданного двоякого жанра, делает окончательный уклон от экспрессионизма и выпускает апогей всего своего накопленного труда и опыта.

    Сладковато-приторная мелодрама, прекрасно скрытая за хорошей операторской работой и блестящей актерской игрой таких молодых и притягательных Джорджа О’Брайена и Дженет Гейнор, заставит умильнуться даже самое «черствое» сердце. А момент с поцелуем на автостраде — шикарнейшая находка и, вполне возможно, одна из самых красивых и романтических сцен в кинематографе начала 20-го века.

    Коварная история любви, хоть и не принадлежит конкретному авторству режиссера и команды (что уже почти традиция), исполнена совершенно великолепно, призывая зрителя гневаться, смеяться, переживать и искать в сюжете самого себя. Найдёшь или не найдёшь — это другой вопрос. Самое главное — это то, что картина внутри себя очень тесно сосуществует с такими полярными понятиями, как жизнь и смерть, искренняя любовь и мимолетная страсть, проводя параллели между которыми можно выявить, что от одного до другого — всего лишь шаг и никогда не знаешь, встретишь ли ты свой «восход» завтра.

    10 из 10

    25 октября 2018 | 02:06

    Сможет ли любовь двух человек пережить самые мучительные и тяжкие испытания? Конечно, мало, кто задавался подобным вопросом, т. к. редко сталкивался с действительно серьезными трудностями в отношениях с любимым человеком. Однако, если все же подобное испытание настанет, к чему это приведет? Чувства усилятся или самоликвидируются. Подобного рода проблема была отображена в легендарной немой киноленте «Восход солнца».

    Синопсис Молодой крестьянин влюбляется к обольстительную, но коварную городскую особу, которая мечтая увести мужчину в город, убеждает его убить свою жену, сымитировав несчастный случай, в результате которого жена героя должна утонуть в озере. Одолев муки совести, мужчина, наконец, решается на коварный поступок, но попытка лишить любимую женщину жизни будит в нем новый прилив чувств к своей жене, которая едва может простить его за попытку совершить предательский по отношению к ней поступок.

    Игра актеров На первый взгляд, фильм может показаться простым и невзрачным с банальной историей любви. Однако это не так, потому перед нами развертывает целая эпическая драма о предательстве и прощении на фоне любви. Чтобы зритель понял, насколько суровые испытания уготовила судьба главным героям, это потрясение должны были передать главные герои, роли которых исполнили непревзойденная Джанет Гейнор и Джордж О’Брайен. Последний воплотил образ человека, который вынужден бороться со своими темными сторонами, одержав победу над которыми, борется за прощение и действительно единственную любовь своей жены. Джанет Гейнор исполнила роль не просто преданной женщины. Ее героиня — эдакий чистый ангел, который никогда бы на свете не предала любимого человека, ради которого она готова пойти на все.

    Режиссура Все-таки несмотря на исторические события, которые произошли в Германии в 20-30-е гг., немецкому кинематографу 20-х гг. есть чем восхищаться, поскольку это не просто национальное кино, но также этой целый раздел, представители которого поражают своим видением до сих пор. Одним из представителей немецкого киногротеска явился Фридрих Вильгель Мурнау. В своей, пожалуй, самой лучшей работе он заостряет внимание на такой вещи как конфликт, причем как межличностный, так и внутренний. Такая точная передача чувств героя формирует чувство, что «Восход солнца» — это в какой-то степени тонкий психологический триллер. Преодолев внутренний конфликт, главный герой теперь пытается побороть конфликт с женой. Режиссер невероятно натуральным и искренним образом воскрешает чувства между мужчиной и женщиной, превращая их в целую и неделимую частицу.

    Сценарий Как мне кажется, если бы этот фильм был снят в таком же стиле в наше время и показан в на каком-нибудь кинофестивале независимого кино, то наверняка завоевал бы главный приз наряду с дополнительными, включая лучший сценарий, т. к. такой СЦЕНАРИЙ нужно было действительно продумать. Сначала закручивается интрига с попыткой убийства, которая проваливается из-за непогасшей любви. Тут авторы вводят новый посыл с воскрешением, а может даже перерождением чувств между главными героями. Их путешествие по городу и приключения становятся своего рода вторым медовым месяцем, который изобилует разными вещами, символизирующими их любовь. Но тут приходит настоящее испытание, грозящее не только их любви, но даже гибелью одного из них. Это испытание и предрешает финал.

    Работа оператора Я не просто так говорил о том, что восхищаюсь немецким немым кинематографом, т. к. меня привлекает в нем буквально все, включая работу оператора. К сожалению, даже в американский ранний кинематограф все равно отличается от европейского стиля. Операторы «Восхода солнца» при помощи своего совместного таланта сумели подчеркнуть чувства и эмоции героев, а также выделить общую психоделическую атмосферу фильма, выбирая ровные обездвиженные кадры. Так. например, мне особенно понравились сцены, в которых оператор останавливал кадр на лицах героев, тем самым позволяя зрителю углубиться во внутренний мир героя.

    Итог На самом деле, «Восход солнца» — первая немая СТАРАЯ лента, которая действительно восхитила своим видением окружающего мира, а также, конечно, внутреннего мира человека. Даже современный кинематограф едва может показать такое, оставляя за собой жалкие попытки. «Восход солнца» — сильное кино не просто о любви, но о борьбе самой любви за свое существование. Поэтому я настоятельно рекомендую фильм к просмотру.

    10 из 10

    10 августа 2014 | 22:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: