всё о любом фильме:

Штрафбат (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийЭдуард Володарский
продюсерВладимир Досталь
операторАлексей Родионов
композиторАлексей Шелыгин
жанр боевик, драма, военный, ... слова
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время48 мин. (525 мин.)
О штрафниках военные историки говорить не любят, их братские могилы безымянны.
Штрафбаты бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Штрафбаты было вовсе не обязательно снабжать боеприпасами и провиантом, часто еду и оружие они добывали сами, в бою.

Смерть окружала их со всех сторон: спереди их косили пулеметы противника, сзади — пулеметы заградотрядов НКВД. Фильм рассказывает о трагических судьбах штрафников, жизнями которых добивались победы в самый тяжелый период Великой Отечественной войны…
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Фрагмент 02:45
    все трейлеры

    файл добавилmaria_l

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1186 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Отечественные сериалы на тему второй мировой войны, давным-давно заполонили наши с вами экраны. Тематическое содержание, которых оставляло желать лучшего, по многим причинам, как идеологическим, так и киношным. Данное полотно режиссера Николая Досталя, вполне заслуженно пользуется авторитетом в киношной среде. И правда — актёрский состав, содержание максимально приближенное к реальности, правдоподобность отдельными моментами.. Описывать события, по-моему, нет смысла, они вытекают из самого названия, интереснее пересказать актёрскую игру, которая во многом протеворичива.

    Твердохлебов (Алексей Серебряков) — командир и отец родной, буквально вернувшийся с того света. Хорошая работа Алексея, по-прежнему харизма и мужское обаяние на месте, не переигрывает, трудно представить другого актёра на мете Серебрякова.

    Глымов (Юрий Степанов) — недавно скончавшийся так нелепо актёр Юрий Степанов, с блеском исполнил роль вора в законе Глымова. Иногда смотришь только ради реплик его героя, это ли не попадание в роль? Человек чётко сформировавшихся взглядов, он, прежде всего не теряет чувство человеческого достоинства, готовый подставить локоть товарищу по оружию в любой момент. Светлая Вам память Юрий Константинович..

    Майор Харченко (Роман Мадянов) — Как можно охарактеризовать игру актёра, который подобных персонажей сыграл пачками? Как и в «Солдатах», Мадянов с блеском справляется с ролью этакого «цербера», всего на своём пути сметающего. Ни одного нарекания, успешная работа.

    Несколько слов о других персонажах и актёрах. Вот тут интересно. Досталь собрал в своей картине практически весь наш актёрский цвет. Тут и Борисов в роли бедного дедушки потерявшего внучку, и Дмитрий Назаров в роли священника. Только вот зачем его вплели в сценарий и подробили по сериям мне не совсем ясно, что это, как ни поклонение перед церковью и попыткой ответить на многочисленные упрёки недобитых коммунистов? Лишнее это. Что ещё бросилось в глаза при просмотре, излишняя порой пафосность повествования, как со стороны сценария, так и в игре актёров. Лишняя была линия и с молодым еврейским юношей, можно подумать, что не нашлось обычного русского парня способного, приударить за молоденькой медсестричкой (на роль которой, кстати, могли пригласить девушку и посимпатичней).

    В общем и целом неплохое по форме (и местами по содержанию), полотно, успешно справляющиеся с попытками защитить наших штрафников, ведь они тоже люди, пусть и оступившиеся..

    Вердикт: 7 из 10.

    18 марта 2010 | 14:40

    Один из лучших, на мой взгляд, фильмов о войне. Единственный раз режиссеры задумались о заслугах не маршалов и генералов (которые в «Штрафбате», кстати, спокойно сидят в земляночке, и дела им нет до остальных), а простых людей. Людей, имена которых даже никто не собирался запомнить, о них никто не задумывался, потому что штрафники считались «изгоями общества», а по-советски — врагами народа.

    В фильме мы видим совершенно разных людей. В штрафные отряды прибывают все новые и новые бойцы из тюрем (пополам — уголовники и политические заключенные), или попросту осужденные без суда из следствия за страшные, якобы, грехи (такие, как у молодого еврейского парня Цукермана, набившего морду капитану за оскорбительные шутки национального характера в свой адрес).

    Замечательно, что режиссер не стал нам рассказывать о героизме солдат. Вместо этого он показал нам их жизнь, их каждодневные подвиги — выживание среди нехватки провианта, одежды и оружия, и преданность своей стране, такой несовершенной, но все же своей.

    Особенно понравился герой Глымова, который, с виду закоренелый уголовник, оказывается (в разговоре с бывшим чекистом, тоже осужденным и отправленным в штрафные войска) выходцем из раскулаченной семьи, ненавидящий власть в стране, но любящий Россию как свою Родину и Родину своей истребленной семьи.

    Потрясающе дополнил и раскрыл фильм священник в исполнении Дмитрия Назарова.
    Примечательно, что нигде не показывали этот сериал, кроме канала «Россия». По первому в то время «крутили» неестественно оптимистичный и разбитной сериал «На безымянной высоте».

    2 февраля 2008 | 18:35

    Долго не хотела смотреть «Штрафбат». Думала, что будут, в духе современных фильмов о войне, порочить память погибших, хаять советскую власть и т. д. Как я была неправа! Фильм вызвал у меня только восторг! Никогда не думала, что современный военный фильм станет в моём сознании в один ряд с шедеврами Быкова «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты». Да, фильм жестокий. Но ведь война есть война. И в «Штрафбате», как и у Быкова, в фильме есть душа! Во всём! В отеческом отношении комбата к своим солдатам (он может и пожалеть, и наказать). Когда уголовники, у которых, казалось, не осталось уже ничего святого, перед смертным боем просят благословения у Бога. Когда над рядами раненых пролетает журавлиный ключ. «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…» Наконец, в сцене явления над полем боя Казанской Божией Матери с младенцем. Я не исключаю, что фильм в чём-то нарушает исторические реалии, как многие кричат. Но ведь «Штрафбат» не претендует на жанр исторической документалистики. Это художественный фильм, и задание его не факты отражать, а донести подвиг, совершённый людьми во имя людей, донести мораль, особенную мораль, того времени. И сценарист, режиссёр, актёры справились с этой задачей на 100%!

    7 мая 2012 | 23:34

    Мало кто сейчас об этом реально вспомнит, но при съемках «Штрафбата» Николай Досталь и вся его съемочная бригада никогда не прибегали к помощи военных консультантов и историков. В работе над этим сериалом были задействованы только технические специалисты и художники по костюмам и эпохам, все остальное в плане сюжетной линии, персонажей и основных событий на экране на тот момент придумывал сценарист и драматург Эдуард Володарский. К его счастью, тогда еще жили оставшиеся штрафники, он обращался к ним за их сведениями и воспоминаниями, другие же материалы брались из архивов и хроник военных лет, поэтому на стадии подготовки многим могло казаться, что к проекту киностудии «МакДос» создатели отнеслись с огромной любовью и уважением. Однако не просто так здесь было упомянуто, что режиссер не соизволил позвать в кино людей знающих, например, толковых вояк и ученых, которые годами трудились в стезе анализа и изучения минувших дней войны, так как после завершения съемок сериала это и сыграло с ним злую шутку.

    «Штрафбат» заключал в себе наивную идею того, что в рядах штрафных рот и батальонов могли принимать участие уголовные заключенные, взявшиеся за оружие в борьбе с врагом ради спасения великой и необъятной русской земли. Не канон, конечно, сказал бы рядовой зритель, но ради всех интриг и ходов сценарий был написан именно в подобном тоне. Все серии насквозь пропитались духом этого контингента, а точнее: «воров в законе», мошенников, насильников и политических арестантов. Не говоря уже и о том, что после всего просмотра у более-менее грамотной публики в душе возникло глубокое сомнение и подозрение, что режиссер что-то недоговорил, где-то ошибся и допустил нарочные ошибки в истории, изобразив то, чего на самом-то деле и не могло быть. Хотя кому-то из народных масс подобный продукт вполне сгодился для ума, в его защиту начали писать уйму хвалебных отзывов и реплик, не очень-то и вникая в истинную подоплеку ложных и сокрытых фактов в зачине данного проекта. На патриотизме зрителей авторы умело сыграли, сжав их гордость за победы прадедов в кулак, но подло обманули при этом, отчетливо понимая частое незнание современников досадных нюансов того времени, затерявшегося в людской памяти и потому давно прошедшего.

    Что стало самым страшным, после выхода на телеэфир «Штрафбат» приняли за истинный пример героизма и святости духа советского воина, опять-таки не слишком вдаваясь в подробности и не спеша оперировать реальными документами. К огромному сожалению, в сериале главным героем, образцом для подражания, сценарист сделал обычного зэка, уголовника, совершившего тяжкие и особо тяжкие злодеяния в мирное время. Однако, согласно приказу N323 о направлении в штрафные роты военнослужащих, в штрафбаты отправляли только средний командный состав или, говоря простым языком, офицеров, допустивших общеуголовные деяния или проступки в воинской дисциплине. Никакой речи о якобы «искупавших кровью» зэках свою вину на полях сражений во время Великой Отечественной войны в директивах не велось, весь срок наказания они проводили в местах более отдаленных, чем передовые линии фронта, причем до полного его окончания. Поэтому попытка режиссера увековечить осужденного бандита и вора в этаком лике святого была, по крайней мере, странной, если же вообще не абсурдной. Кроме того, при создании сериала авторы, как они заявляли, посещали архивы, изучали события тех лет, но и после этого, к ним появились немаловажные вопросы.

    Во-первых, по сюжету отдельным штрафбатом командовал разжалованный майор Твердохлебов, который побывал в плену у фашистов и чудом из него спасся. По мере явки к своим товарищам, он ввиду своих злоключений потерял полностью доверие в глазах особистов и был признан врагом советского народа, брошенного на опасные участки фронта, чтобы смыть эту вину кровью в боях. Но такая ситуация в корне не выдержала бы критики, так как на основании все того же 323-его приказа командовать штрафными батальонами и ротами отправляли всегда кадровых офицеров, коим приказано было вести за собой в чем-то виновных штрафников. В «Штрафбате» же Николая Досталя такого не существовало с самого его начала, видимо, режиссер пытался выдумать лично свое отдаленно похожее на некогда реальные подразделения и наделить его различными героями, их судьбами и характерами, опять же лишь в угоду художественному приему и неким интригам, но в ущерб историческим сходствам. Только к чему было нужно подключать в канву сюжета всех этих картежников, рецидивистов и бандитов — непонятно, наверное, для того, чтобы хоть как-то сравнить их с настоящими бойцами Красной Армии.

    Во-вторых, конечно, «Штрафбат» не тянул на лавры ценного экземпляра в качестве сериала, но и грамотного подхода к деталям в нем не увидел бы, скорее всего, не один кандидат исторических наук. Потому что было нелепо слышать о том, что при съемках кино создатели рылись в бумагах и трудились в архивах, так как при просмотре казалось, что правды в нем ютилось на ломаный грош. Так как реальные штрафные батальоны существовали по времени от силы два-три месяца, а у Досталя в хронометраж уместили гораздо более долгий срок. Дальше, любой из штрафников мог искупить вину, если получал ранение или совершал подвиг, после этого его ждали реабилитация и направление в действующие войска. В сериале об этом почти ничего не сказали, а если пытались, то мельком. Впрочем, детище киностудии «МакДос» авторы нашпиговали многими ляпами, одно то, что провинившиеся рядовые служат в одном батальоне вместе с лишенными званий офицерами, вызывало улыбку. В реальности место бы им приготовили в штрафных ротах, но не в батальонах. В общем, можно выкапывать ошибки и неточности дальше, но местами «Штрафбат» не прогнулся только из-за отличной актерской работы многих прославленных артистов.

    Николай Досталь однажды как-то сказал, что «предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя». С точки зрения обычного зрителя, это стало похвально, но со стороны опытного ремесленника, необычайно глупо. Так как «Штрафбат» не стал достоянием нового времени, он лишь получился искажающим правду, вялым и дряблым саботажем в руках неумелых киношных диверсантов. Водил ли он за нос публику? Да, определенно водил, пуская ей в глаза мелкую пыль, раз та поверила в его оригинальность. Смог ли сериал возвеличить заслуги и победы дедов и прадедов наших? Скорее всего, нет. А вот в совести и правильности соображений всего съемочного, работавшего над его созданием, коллектива вдоволь заставил посомневаться.

    6 из 10

    11 мая 2016 | 14:22

    `Штрафбат` смотрела на одном дыхании. Слава Богу, что есть режиссеры, затрагивающие такие неоднозначные темы.

    То, что сейчас ветеранов смешивают с дерьмом, этим не гордиться надо, это позор нации! Мы живем в стране с очень сложной историей. Но в День Победы появление на параде ветеранов молодых людей с фашистской символикой и фашистскими лозунгами — это плевок на подвиг людей, защищавших ОТЕЧЕСТВО. Заметьте, я не имею в виду правительство. Современным молодым людям полезно смотреть такие фильмы. Великолепный состав актеров, замечательная игра, множество тем к размышлению.

    А тем, кому не нравятся серьезные фильмы, пусть смотрят замечательный шедевр `Самый лучший фильм`. Великое филосовское произведение, много познавательного, а главное идейного! Побольше таких фильмов — и поколение дебилов нам обеспечено.

    24 ноября 2009 | 20:30

    Когда шла война, тогда много было несовершенного, тяжелого, грязного и низкого, но нам решили показать одну, но достойную историю на примере отдельной истории одного штрафного батальона и некоторых личностей. И возможно, эта лишь та самая малая, но достойная часть, которую мы увидели.

    Некоторые скажут, что на самом деле, бывало и хуже, и что нам многое не показали! Ветеранов, к сожалению, с каждым годом остается всё меньше и меньше. Ну да, не показали, наверняка, бывало всякое, не уложишь всё в один сериал, да и зачем всё показывать? Особенно самые тяжелые, самые низкие и грустные моменты — они не нужны, они лишь вызовут разочарование или отвращение, возможно и таких тяжелых разочарований было много по разным причинам. Итак, показали, на мой взгляд, достаточно и те недостатки, о которых не любят упоминать: это и ошибки руководства, и отношение к власти, трусость и предательство, разное отношение к солдатам, и к солдатам из штрафных батальонов, хамство, нетерпение и не справедливость. А ведь хочется, чтоб у людей, посмотревших этот фильм, оставалось чувство достоинства, благодарности, гордости, восхищения, уважения и удовлетворения за старшее поколение в целом, которые жили в те времена и своими силами старались, стремились, боролись, сражались с врагом как могли, на том уровне, на котором могли, жертвуя собой ради других, и уровень этот был не высок. И оно осталось. И это не только такой штрафной батальон молодец! Здесь старались отразить военное участие всех в лице самых тяжелых, не профессионально подготовленных и неуправляемых людей, которые служили в штрафбате. И вполне четко понятно, что это госзаказ, но это нисколько не портит отношения к фильму.

    «Неразбериха такая, что сам черт ногу сломишь!»

    «Заставь дурака богу молиться, так он весь лоб расшибёт»

    «Я уже ничему не удивляюсь»

    «Попал к ним, значит виноватый!»

    «Ты такой сердобольный, а я значит, такой бесчувственный!»

    «Не терпится орден получить!»

    «Кто про что, а вшивый про баню!»

    «Не в золоте дело, а в вере!»


    Раскрыт разный характер людей, показаны разные судьбы, разное отношение к жизни, к власти и к людям; любовь и уважение к своей Земле, харизма, вера и стремление к победе до конца, состояние боевого духа, ответственность за товарища, горечь от потерь и память ушедшим. Показан идеальный позыв к чему следует стремиться и гордиться на примере отдельных личностей. Достойно показаны военные действия и то, что война объединяла многих разных слоев общества в единое. И естественно, те кто были из штрафных батальонов страдали и проходили через большее, нежели обычные солдаты, они несли свою цену, свою тяжелую ношу за жизнь отечества.

    Радует, что этот сериал раскрыл и показал нам в открытую нечто приближенное к настоящему, что происходило в подобных случаях, и более глубже, чем в 9ой роте и достойнее, или одним словом, лучше (к сожалению), чем в фильме Никиты Сергеевича Михалкова Предстояние. Однако, явно сравнивать такое не следует.

    Благодарность всем, кто участвовал в создании — в первую очередь, актерам, сценаристам, продюсерам и др., кто стремился максимально достойно, сурово и по настоящему донести и напомнить не забывать нам произошедшее!

    Достойный современный военный русский сериал о второй мировой

    9 из 10

    4 февраля 2011 | 12:41

    Начиная с перестроечных времён в новой России стало хорошим тоном героизировать уголовников. Так требовало время, ибо во время всеобщей смуты именно уголовники стали новоявленной элитой общества. Они проникли и и во власть. И жили как и на нарах, так и на диванах — всласть.

    Данный сериал преследует единственную цель — создать у зрителя мнение, что воры и убийцы — это не просто «тоже люди», но что они также и герои, которым нужно отдать дань уважения и преклонить колена в боголепном восхищении перед их мужеством. Это главная задача. Но существует еще и другая задача, на которую работают многие другие телепродукты, такие как «Некст» или «Бригада». Она сводится к тому, чтобы после промывки мозгов подобными «продуктами» население многострадальной России и соседних ей товарок по бывшему Союзу начали боготворить уголовщину сейчас. Не ТУ уголовщину из истории, гипотетическую, а настоящую, нынешнюю. Другими словами, этот сериал является заказом. И выполнен этот заказ крайне похабно. А вы ожидали чего-то другого от уголовного элемента?

    В фильме очень много Неправды. Ею пропитан весь фильм от начала и до конца. Весь этот фильм — одна сплошная Неправда. И я говорю даже не о конкретных исторических событиях, имевших или не имевших в прошлом место быть, а о том, как весь этот продукт преподнесён. Я говорю о режиссерской правде и неправде. О том, что Станиславский обозначал одной короткой репликой, ставшей междометием: не верю! Слишком много либо откровенно отрицательных персонажей (они все НКВД-шники), либо наоборот — слишком уж положительных. Они, понятное дело, и есть те самые бедные штрафники, которым даже смерть не жалована, как высшее благо. Вся система образов направлена на то, чтобы создать вполне определённое представление о том, кто здесь настоящий гад, а кто герой. Нет ни единого образа (или почти ни одного), который бы выглядел живым и настоящим. Всё шаблонно. А в жизни так никогда не бывает. Для сравнения вспомните Промокашку из «Место встречи изменить нельзя». Вот то реальный образ! Иной раз у меня возникало подозрение, а не куклы ли в кадре? Скорей всего куклы, потому что не смотря на в общем-то обычные для тех лет легенды, сами персонажи им не соответствуют. Люди не меняются за считанные недели. И именно по этому в штрафных ротах не было оружия. Его выдавали перед самим наступлением. По пять-шесть патронов или гранату в зубы — и вперёд!

    Про остальные грубейшие ошибки в операторской работе, звукорежиссерской и остальном даже и говорить не хочется. Российский сериал он и есть российский сериал. Одним словом — дешёвка.

    1 из 10

    20 августа 2010 | 14:05

    Фильм который заслужил такое количество дискуссий уже имеет право над победу над серостью. Над бесконечным обилием проплаченных и пустых фильмов о войне.

    Безусловно у каждого своя правда, человек который прошел свою «горячую точку» имеет право на свое слово, но этот фильм заслуживает высочайшей похвалы прежде всего за свой сценарий, за свою актерскую игру и за режиссуру. Не бывает идеальных фильмов, даже судя по «кинопоиску» фильм который заслужил 5 звездочек может быть намного лучше фильма за 8 звезд, сама не раз с этим сталкивалась, фильм с симпатичной актриской зачастую стоит выше здесь чем глубокое некассовое зрелище.

    А уж фильм о войне всегда может быть или восхвален до небес или растерзан в пух и прах. Но то, что он попал на экраны, и был так принят — это уже успех, и то что заставил кого то посмотреть на другую сторону войны с ее гнилой картошкой и дружбой с немцами, это самый более чем человечный ход который впервые был показан здесь, да простят меня создатели «Они сражались за родину» и «А зори здесь тихие» но этот фильм я бы смело поставила с ними в один ряд.

    И слезы Твердохлебова здесь самые что не на есть настоящие, мне эти слезы вообще напоминают всю думающую российскую интеллегенцию, которая так или иначе покинула Россию, которая жила, работала, вкладывала, верила и не получила ничего, только лишь удар по почкам но шла до конца, пока или не умерла или не иммигрировала с русских земель. Поэтому и такие фильмы вызывают такой резонанс среди людей, поэтому и Тарковский и Иоселиани получают такое количество таких зрителей. Я заранее прошу прощения что в этой рецензии указываю имена этих достойных режиссеров, все же рецензия это мое сугубо личное мнение. Может следующей рецензии может и не быть.

    22 декабря 2010 | 21:14

    По-моему, сериал не пнул только ленивый. И, в общем, есть за что. Количество тяжелейших исторических даже не ошибок — фальсификаций, переходит все возможные пределы. Малобюджетность сквозит отовсюду. Сценарий умиляет своей наивностью и предсказуемостью. Но…

    Это надо смотреть. Хотя бы раз. Хотя бы ради актерской игры. А она здесь превосходна. Кристалльной чистоты, ясности, правдивости. Это надо смотреть, хотя бы раз — чтобы понять, как из благодарной, в общем-то задумки можно сделать клюкву. Чтобы понять, что фильмы бывают не только однозначно хорошие, или плохие.

    Ну и напоследок. Этот фильм стоит посмотреть — чтобы потом был стимул взять хорошую книжку и прочитать, как все было на самом деле…

    3 из 10

    8 мая 2008 | 17:15

    В данной картине показана реальная жизнь штрафников. Никакой романтики и геройства. Только кровь, грязь и голод. Впереди и сзади враги, только впереди есть крошечный шанс выжить. Чувствуя себя даже не «пешкой», а «куском мяса»,который каждый раз бросают на верную гибель, люди превращаются в зверей. Бойцы, вызывающие уважение у врага не должны остаться безызвестными, но они ими остались. О них никогда не напишут. Как хорошо было сказано в фильме, они просто статистика и не более того. Вечная память…

    8 из 10

    30 июня 2013 | 00:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>