всё о любом фильме:

Штрафбат (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийЭдуард Володарский
продюсерВладимир Досталь
операторАлексей Родионов
композиторАлексей Шелыгин
жанр боевик, драма, военный, ... слова
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время48 мин. (525 мин.)
О штрафниках военные историки говорить не любят, их братские могилы безымянны.
Штрафбаты бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Штрафбаты было вовсе не обязательно снабжать боеприпасами и провиантом, часто еду и оружие они добывали сами, в бою.

Смерть окружала их со всех сторон: спереди их косили пулеметы противника, сзади — пулеметы заградотрядов НКВД. Фильм рассказывает о трагических судьбах штрафников, жизнями которых добивались победы в самый тяжелый период Великой Отечественной войны…
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Фрагмент 02:45
    все трейлеры

    файл добавилmaria_l

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1186 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Личное мнение по поводу «Штрафбата» — сильный, жесткий и переполненный Любовью и Болью фильм.
    Меня заинтересовала дискусия по поводу фильма.

    Хотел бы тоже поучаствовать.

    Мои три дяди по отцу прошли ту страшную войну, остались живы, прожили долгую и трудную жизнь со своими семьями. И мне, тогда еще юному пионеру, они рассказывали про Свою войну.

    Именно отражение этих рассказов я и увидел в фильме. Та же смерть, та же жестокость, такие же неоправданные жертвы ради пяди земли.

    Меня потряс фильм, игра актеров. Они все показали насколько страшно умирать и как нужно умирать за свою землю.
    Можно до одури спорить про правдоподобность и ложь, которые есть в «Штрафбате», про немецкое и советское командование, про политику Сталина и Гитлера, про штрафников, про НКВД и прочее. Все это наверное было.

    Но «Штрафбат» лично для меня — это реквием тем русским мужикам, которые шли защищать свою землю и остались в ней, это память о тех, кто прошел ужас плена и остался верен присяги. Именно эта страшная солдатская правда и показана в фильме.
    Для меня это не кино про зеков в годы войны, а фильм — символ, фильм — память.

    Мои дяди уже давно ушли в мир иной. И к сожелению не могут дать оценку «Штрафбату». Но то, что такие фильмы снимают спустя более полувека после войны, но то, как играют Серебряков, Степанов, Мерзликин, Башаров, Мадянов, Назаров и другие величайшие актеры, уже можно надеятся, что будушее поколение русских будет жить и ценить ту Великую Победу!

    Мой выбор 9 из 10.

    так как уровень таких фильмов`Летят журавли», «Живые и мертвые» необычайно высок.

    30 июля 2009 | 13:39

    … Если о нашем сериале так упорно дискутируют, высказывая порой диаметрально противоположные мнения, если он, спустя более 10 лет после выхода на телеэкран, волнует зрителей, то он уж точно, извините, не говно, о котором не спорят до хрипоты, а просто называют своим именем. Это по поводу «красных». А что до «зелёных», то и в их ряды я бы не советовал записываться, ибо они- другая крайность, другой полюс магнита, притягивающего нас к «Штрафбату». По-моему, разумнее занять «серую» позицию. И не только потому, что, как известно, истина находится где-то посредине, но и потому, что на «нейтралке» иногда случаются братания врагов…

    … Честно говоря, на «Штрафбат» писать рецензию я не хотел: уже столько понаписано-перемыто, что добавлять вроде и нечего. Но вот только что, в отпуске, ещё раз пересмотрел его и понял, что не на всё тут обращено внимание. Так что никаких оценок (кроме моей личной- 8, да-да!) я делать не буду, а займусь неблагодарной работой- вычёсыванием «блох» из сериальной «шкуры». Поскольку даже у львов блохи водятся. Особые, знаете ли, львиные блохи. Ну, почесали!

    … Володарский с Досталем, люди, конечно, маститые, уверенные в себе. Но здесь порой даже самоуверенные. Так что большинство «блох» развели тут именно они, вольно или невольно. К примеру, показали нам, на мой взгляд, совершенно омерзительного генерал-майора, комдива штрафников. Это в прямом смысле блиндажный полководец, покидавший своё место за столом в углу штабного блиндажа (причём по левую руку- начштаба, по правую- особист или начальник разведки) за весь сериал не более 5 (!!!) раз. Похоже, он и передвигался по фронтам в этом блиндаже (!!!)- он везде один и тот же (точнее, декорация, выгородка). Наверное, поэтому у него не прибавилось ни звёзд на погонах, ни орденов на груди, как и у его приспешников. Оно понятно- перед нами Образ, Символ, Гипербола, но совершенно Нереальная, в отличие от взрывов, разворотивших окопы штрафбата. Никак они не стыкуются на одной и той же войне. Потому и не верится в генерала-фантома!

    … Присутствие в штрафбате, совершенно особенном, «режимном» подразделении приблудного попа, открыто проводящего «религиозную агитацию» построенного личного состава (!!!), к которому перед переправой выстраивается очередь на благословение больше чем за «наркомовскими» (к тому же священник- бывший «белый» и ярый антисоветчик!)- просто Нонсенс! Как и отсутствие Обязательных (!!!) политработников! В реальности попа тут же бы отвели в конец окопа… Или, наоборот, публично шлёпнули перед строем по законам военного времени. Но, вопреки суровой правде минувшей войны, авторам сериала так захотелось ввести в действие священника…

    … Появление в сериале обаятельного молодого еврея Цукермана (жертвы антисемитизма, ой как ново и модно!), в силу некоторых обстоятельств было вполне закономерным и влило живительную лирическую струю в действо (что, увы, не удалось фронтовому роману бывшего пахана- от эпичности не ушли!). Но авторы настолько ею увлеклись, что струя незаметно превратилась в мыльный поток с претензией на мейнстрим. Пришлось срочно ставить плотину…

    … И чуть было не забыли про полосатенького стукачка. А тут и конец фильма. Как обухом по голове- раз, и тишина! Многозначительно, трагично, как будто кончились патроны в обойме (серии). Но всё равно ощущение незавершённости остаётся.

    … Можно было бы ещё пространно пояснять, почему такого штрафбата, какой нам «втуляют», на самом деле быть не могло в принципе. Но об этом уже написано. Да и что-то я подустал со своим блохочёсом… Может, кто продолжит? Много ещё работы. Гребёнку дать? Но при всём при том напоминаю о своей оценке:

    8 из 10

    5 августа 2016 | 18:58

    С этого сериала начался мой интерес ко всем фильмам, снятым о Великой Отечественной, и не только фильмам. Раньше я не смотрела фильмы о войне, потому что они всегда тяжелые, но именно Штрафбат перевернул все мои представления.

    Слезы, боль и тяжелые ощущения во время просмотра — все это можно пережить. Ведь остается что-то в душе главное, важно не забывать о подвиге наших отцов и дедов, и это не банальные слова. Важно это чувствовать и ценить по-настоящему — не потому что кто-то вам об этом сказал, а потому что вы так чувствуете, потому что ваш дед или прадед воевал против фашистов и погиб…

    Штрафбат я посмотрела одним присестом — за 10 часов, просто не могла оторваться. В скором времени пересмотрю еще раз.

    Тут пишут о достоверности или фактах — так это было или не так. Я считаю, что все так было. И патриотизм настоящий, и из-под палки, и предательство, и дезертирство, и жестокость по отношению к своим же солдатам, и героизм и ненависть к советской власти, ровно как и вера в нее.

    Было, потому что война — это тоже жизнь, военные будни. А в жизни, как и на войне случается всякое.
    О достоверности фактов может говорить только тот, кто сам переживал и видел своими глазами, что было на войне, о чем и повествуют нам многие сайты с реальными воспоминаниями выживших, прошедших войну, теперь уже немногочисленных ветеранов…

    Штрафбат показывает не совсем то, что мы привыкли видеть в советских фильмах о войне. Что-то все-таки ближе к реальности, к реальным людям, индивидуальным исудьбам людей военного времени.

    Хоть я и поставила 10, но это один из тех немногих фильмов, где выставление каких-либо оценок просто не уместно, потому как воспринимаются они по-другому…

    7 апреля 2008 | 18:24

    Посмотрел одним махом и доволен. Для меня это всего лишь кино, кинопафосов всюду хватает. Меня больше привлекает не историческая справедливость (типа шёл ли в то время, в той местности дождь? Почему его нет в кадре?), а то как актёры преподносят образы (собирательные) людей, попавших по разным причинам в штрафники. Их тексты тоже интересно послушать и вообще, пересмотрев в детстве кучу советских фильмов о войне, было интересно увидеть тоже самое, но под другим ракурсом. Я прекрасно знаю где правда о войне, а где вымысел ну и что?

    Это художественное произведение, автор всегда старается угодить большинству пользователей продукта. Задача не из лёгких, поэтому всё собирательное и наверняка с добавками оплошностей. А я всё равно доволен и буду смотреть его ещё несколько раз.

    10 апреля 2009 | 13:38

    У отечественных военных сериалов есть преимущество — в них зритель чаще всего не ищет зрелищных сцен сражений, уровень постановки которых заткнет за пояс голливудские блокбастеры.

    Майор Красной армии Твердохлебов попадает в немецкий плен. После расстрела он чудом остается в живых, но свои не спешат принимать его с почестями. Теперь он враг народа и должен кровью искупить свою вину — ему поручают руководить батальоном штрафников. Этот фильм приятно выделяется среди множества схожих российских проектов, не представляющих никакой ценности. Здесь действительно интересная история, которая не позволит вам скучать до самой последней серии включительно. Нужно сразу отдавать себе отчет, что, как и любое другое художественное произведение, фильм позволяет себе ряд исторических неточностей. Тем не менее, он глубоко проникает в сознание, если уделить этой истории должное внимание, следить за развитием героев, слушать все диалоги, а не спешить их пропускать. Здесь очень ярко показаны бедствия, которые испытывала наша земля под тяжестью немецких орудий. Еще одним приятным моментом стал лексикон персонажей — создается ощущение, что мы действительно на время отправились на семьдесят лет назад и попали в простую солдатскую среду. В советское время цензура вряд ли бы пропустила большинство здешних изречений, особенно исходящих от бывших заключенных. Вообще, несмотря на однобокость идеи фильма в несомненной важности штрафных подразделений, история воспринимается легко, и нет ощущения, что какие-то моменты вам навязывают. Что касается самих сражений — все сделано в меру возможностей. Конечно, до зарубежных проектов очень далеко, но в съемках было использовано большое количество оружия и военной техники, включая пушки и танки. Во второстепенных ролях здесь снялось много знакомых по другим фильмам актеров. Отдельно хотелось бы отметить игру Юрия Степанова, который погиб в рассвете сил, а здесь создал, пожалуй, самый запоминающийся образ этого сериала.

    Удивительно это признавать, но это один из немногих отечественных сериалов, который хочется пересмотреть еще раз со временем. Эта история все же цепляет.

    8 из 10

    29 июля 2012 | 17:30

    Этот многосерийный телефильм побил в рейтингах многие криминальные сериалы и даже «мыльные оперы». Миллионы зрителей смотрели его, разинув рот, — вот она, дескать, правда о войне. Но не тут то было.

    65 лет назад нарком обороны СССР Иосиф Сталин издал знаменитый приказ N 227, который изменил ход Великой Отечественной.

    Приказ от 28 июля 1942 года более известен по неофициальному названию — «Ни шагу назад!». Тем летом войска вермахта прорвали нашу оборону и устремились к нефтеносным районам Кавказа и к Сталинграду. Отступление частей Красной Армии зачастую превращалось в паническое бегство. Стойкость, упорство, дисциплина — все полетело в тартарары. И Сталин приказал остановить вражеское наступление любой ценой. Власть прибегла к самым жестоким мерам: убегающих с боевых позиций встречал огонь заградительных отрядов.

    Этот приказ обозначил важнейший рубеж, перелом в моральном настрое войск. Надо было любой ценой упереться. И армия уперлась. По тому же приказу N 227 были введены штрафные части. И их наличие стало не самым последним фактором в достижении Победы.

    На фронт пригнали миллионы зеков ГУЛАГа? Досталь, да ты что сдурел? Почему не читал архивные документы НКВД? Почему не пообщался с ветеранами перед тем как снимать этот «шедевр»?

    Есть архивные документы НКВД. В них говорится, что за все годы войны исправительно-трудовые лагеря и колонии досрочно освободили и передали в действующую армию более 1 миллиона человек. Из них только 10% были направлены в штрафники. Большинство же пополнили обычные линейные части.

    - За неполных три года, вплоть до 9 мая 1945-го, в штрафные части были направлены 427 910 человек. При ежегодной численности армии и флота в 6 — 6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна — от 2,7 процента в 1943-м до 1,3 процента в 1945-м. Так что преувеличивать роль штрафников на войне, как это нередко делают некоторые историки, писатели, киносценаристы, было бы необъективно. Но было бы несправедливым и приуменьшать их вклад в Победу? Согласен. За нее заплачена дорогая цена. Только в 1944 году среднемесячные потери штрафников составили более половины от общей их численности. Это в 3 — 6 раз больше, чем потери в обычных войсках.

    Опять же в фильму показывают что, в штрафбатах воюют в одном окопе рядовые и офицеры, а такое просто невозможно. По приказу N 227 в штрафбаты направляли только «средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны насчитывали до 800 человек. А рядовых бойцов, сбежавших с поля боя, ссылали в штрафные роты (численность 150 — 200 человек). Командовали штрафбатами кадровые офицеры. И они получали особые льготы — выслуга месяц за полгода, ускоренное продвижение по службе и повышенный денежный оклад. А переменный состав (собственно штрафники) направлялись в батальон на срок от одного до трех месяцев.

    По сути штрафбат — были обычные стрелковые формирования с легким вооружением — винтовками, автоматами. Чаще всего их направляли провести разведку боем, чтобы выявить огневые точки противника, взять штурмом высоту, захватить «языка» и т. п., но ни как не отвлекать на себя огонь вражеской артиллерии, за такое распоряжение — распорядителя как вредителя судили бы по законам военного времени. За то что личный состав (которого и так мало) и оружие угробил.

    По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют офицеры, рядовые солдаты, освобожденные из лагеря «политические» и уголовники. Командует «сборной» штрафник капитан Твердохлебов. На самом деле: командовали штрафными частями только строевые офицеры, чистые перед законом. А в самом штрафбате воевали только офицеры, не лишенные воинских званий. Поэтому ни рядовых солдат, ни уголовников там не могло быть и в помине. Их направляли в отдельные штрафные роты.

    В фильме показана совершенно нереальная ситуация — рядовой Цукерман, получив два ранения, возвращается в батальон. На самом деле: если штрафник был ранен, он сразу выводился в тыл и дальше участия в боевых действиях не принимал.

    К штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Он читает проповеди и благословляет солдат перед боем. На самом деле: религиозная проповедь в расположении воинской части (любой, а не только штрафной), как и участие в боевых действиях человека в рясе в те времена воинствующего атеизма были напрочь исключены.

    Один из главных героев сериала — вор в законе Глымов — признается, что убил «троих легавых и двух инкассаторов». На самом деле: осужденный за бандитизм из лагеря на фронт все равно бы не попал. С такими статьями не брали.

    В фильме особист заявляет Твердохлебову, что искупить вину перед Родиной можно только кровью, иначе из штрафбата не выбраться. На самом деле: содержание в штрафбатах не превышало трехмесячного срока. Ранение или смерть в бою автоматически считались искуплением вины. А за подвиги и проявленную на поле боя доблесть из штрафбата отпускали досрочно.

    И еще несколько явных ляпов: Разведгруппа в фильме ходит в полный рост, не пригибаясь. Бойцы обязательно разводят костер у линии фронта, громко травят байки и хохочут в полный голос. Но враги этого не замечают и дают выкрасть «языка».

    Штрафбат прикомандирован к гвардейской дивизии. Но ни у кого из гвардейцев нет соответствующих знаков отличия. Половину фильма капитан Твердохлебов носит портупею задом наперед. В немецких окопах враги все время сидят в форме вермахта, но в касках СС.

    Не смотря на то что режиссер и сценаристы совершенно не знает историю ВОВ, в следствии чего наснимали ахинею, игра актеров мне понравилась. Особенно хочу выделить Степанова и Серебрянникова, которые неплохо справились с о своими ролями.

    4 из 10 

     — за неплохую игру актерского состава.

    5 марта 2015 | 10:36

    Перед тем, как начать писать эту рецензию, я много раз думал, писать её или нет? С одной стороны, люди написали немало здесь рецензий, с обоснованием своей позиции и описанием соответствия фактов действительности. С другой — мне тоже хочется выразить свою точку зрения.

    Итак…

    Мы знаем, что такое штрафбат и чем он отличался от штрафроты. Мы знаем, что такое заградотряд и зачем их создали. Кстати, заградотряды располагались следующим образом; первая линия заградительных войск располагалась в 10-15 км от передовой, вторая — в 20-25 км. Таким образом, миф о стреляющих в спину энкэвэдэшниках-особистах представляется байкой, которую используют, со времён XX партсъезда. Да и таких рецидивистов, как Глымов, блистательно сыгранный Юрием Степановым, не мог по тому же самому положению о штрафных батальонах и штрафных ротах, попасть в штрафники, так как особо опасных рецидивистов туда не брали. Не верите мне? Почитайте воспоминания ветеранов и исследования. Например, когда раненного бойца по его же просьбе, прикончил Глымов. По свидетельству Владимира Карпова героя Советского Союза, бывшего штрафника (воевавшего 5 месяцев, вместо трёх), убитых забирали с собой, не то, что раненных. Ну, чтобы не было подозрений, что боец перебежал к немцам.

    Момент с проповедью священника, просто в очередной раз доказывает, что Эдуард Володарский, просто наплевал на исторические факты. Очевидный ляп, это когда Цукермана, после ранения отправляют в штрафную роту. Про момент с его ранением, я промолчу. Бог с этим, если даже в мелочах, авторы просто ошиблись. Обращение в штрафбате, было «товарищ», а не «гражданин». Но, сцены боёв, детали формы, оружия и прочие моменты показаны более менее реалистично. Создатели явно хотели, за счёт исторических нестыковок, показать в штрафбате, модель загнанной, затерорризованной большевиками, но продолжающей воевать вопреки всему, под пулемётами своих же русских людей. Помните у Ленина, «Россия — тюрьма народов». Признаюсь, эта формула, использовавшаяся Лениным в адрес царской России, здесь используется в адрес СССР. Печально то, что за государственные деньги и клянут нас. Есть информация, что ВГТРК выделила на производство сей ленты 2,2 миллиона долларов.

    Все ругают Михалкова за его сиквел «Утомлённых солнцем», но почему многие хвалят «Штрафбат»? За правду о войне? За поливание грязью собственного народа? Не спорю, все тоталитарные режимы держатся на насилии. Но выиграли войну, мы не из-за насилия, Сталина, заградотрядов, кровавых политруков, а вопреки. Понравились актёры, на экране не актёр Серебряков, сыгравший комбата, а сам комбат, майор Твердохлебов, не Алексей Жарков, а генерал Лыков и другие. Пожалуй, актёры здесь одно из светлых пятен ленты. Отмечу майора Харченко в исполнении Романа Мадянова. Но, несмотря на хорошо созданный образ, Харченко напоминает следователя районного отдела НКВД, а не представителя СМЕРШа. Повсюду поиск виновных, интриги, не хватает пыток разве что. Но в воспоминаниях ветеранов, особисты не выглядят порождением зла. Но больше всего мне понравился отец Михаил, сыгранный Дмитрием Назаровым.

    Музыка Шелыгина — с первого до последнего звука, переходящая в прекрасный мощный по выразительности концерт для фортепьяно с оркестром войны. Касается прям до сердца и до глубины души.

    Вывод. Можно было снять кино, про то, как советский народ погубил самого страшного врага в истории. В итоге, сняли либеральную агитку снятую на государственные деньги. Володарский писал сценарии таких фильмов, как «Проверка на дорогах» и «Торпедоносцы». Дай волю, он бы и сценарии ремейков этих хороших военных фильмов написал бы. В угоду конъюнктуре. Вот и штрафбат снят в угоду конъюнктуре. Конъюнктура в разговорах про суть большевизма и судьбах России, напоминает рассуждения господина Володарского на тему «Как нам обустроить Россию?». Видимо лавры Солженицына не дают покоя.

    Хорошо хоть актёры прекрасно играют, а то смотреть совершенно невозможно, надругательство над историей.

    P.S:Если хотите посмотреть хорошее кино о войне, посмотрите «Они сражались за Родину» Бондарчука. Или «А зори здесь тихие», как оригинал, ну и ремейк тоже вполне сойдёт. «Штрафбат» же больше одного раза, лучше не смотреть.

    4 из 10

    31 августа 2016 | 00:08

    Из великого множества военных фильмов и многосерийных фильмов этот мне особо дорог. Фильм не кричит, он повествует, человеческие отношения проделаны в фильме достойно, сюжет не затянут, и поэтому кино хочется смотреть не отрываясь.

    Фильм не навязывает свои взгляды, а предлагает зрителю подумать и поразмышлять. Здесь нет надоевших всем лозунгов про партию и т. д. Это «Штрафбат», сегодня живой — значит сегодня повезло.

    А Серебряков подходит на роль комбата и по типажу, и по харизме. Ему удалось вжиться в роль комбата, и показать нам настоящего патриота своей родины, а как командира, то справедливого и рассудительного.

    В течение сюжета возникают новые герои, характеры почти всех раскрываются в полной мере, заставляют сопереживать или ненавидеть. Быт показан без преукрас, все тяжело и трудно.. На войне нет романтики — только тяжелый труд.

    Фильм удался, фильм живой, оставляет большое положительное впечатление, которое долго не проходит. Оно не мучает, но побуждает думать, патриотизм просыпается в обязательном порядке. И пусть некоторые говорят, что местами исторически не все досконально выдержано. Но, извините, это художественный фильм, а не документальный. Хотите факты — читайте историческую сводку. Хотите хорошее кино про войну — вот оно, смотрите..

    Монолог комбата Василия Степановича Твердохлебова (Серебряков) в середине второй серии кидает в дрожь, эмоционально бьет прямо в сердце, при прослушивании все тело находится в жутком напряжении:

    Мою Родину топчет враг. Я такой же как вы. Да, на убой, да, по минному полю, да как баранов. Но если хоть сколько-то из нас прорвется и займет немецкие позиции, мы обеспечим соседям наступление — а потом в прорыв пойдут ТАНКИ. И пусть мы ляжем там, но хоть сколько-то отобьем у врага… Потому что земля наша должна быть нашей, чтобы внуки ходили по нашей земле. И пусть мой кости сгниют к тому времени. Я на это согласен.

    Тут без комментариев — стою и молча аплодирую стоящему русскому кино.

    10 из 10

    9 января 2013 | 21:50

    Начиная с перестроечных времён в новой России стало хорошим тоном героизировать уголовников. Так требовало время, ибо во время всеобщей смуты именно уголовники стали новоявленной элитой общества. Они проникли и и во власть. И жили как и на нарах, так и на диванах — всласть.

    Данный сериал преследует единственную цель — создать у зрителя мнение, что воры и убийцы — это не просто «тоже люди», но что они также и герои, которым нужно отдать дань уважения и преклонить колена в боголепном восхищении перед их мужеством. Это главная задача. Но существует еще и другая задача, на которую работают многие другие телепродукты, такие как «Некст» или «Бригада». Она сводится к тому, чтобы после промывки мозгов подобными «продуктами» население многострадальной России и соседних ей товарок по бывшему Союзу начали боготворить уголовщину сейчас. Не ТУ уголовщину из истории, гипотетическую, а настоящую, нынешнюю. Другими словами, этот сериал является заказом. И выполнен этот заказ крайне похабно. А вы ожидали чего-то другого от уголовного элемента?

    В фильме очень много Неправды. Ею пропитан весь фильм от начала и до конца. Весь этот фильм — одна сплошная Неправда. И я говорю даже не о конкретных исторических событиях, имевших или не имевших в прошлом место быть, а о том, как весь этот продукт преподнесён. Я говорю о режиссерской правде и неправде. О том, что Станиславский обозначал одной короткой репликой, ставшей междометием: не верю! Слишком много либо откровенно отрицательных персонажей (они все НКВД-шники), либо наоборот — слишком уж положительных. Они, понятное дело, и есть те самые бедные штрафники, которым даже смерть не жалована, как высшее благо. Вся система образов направлена на то, чтобы создать вполне определённое представление о том, кто здесь настоящий гад, а кто герой. Нет ни единого образа (или почти ни одного), который бы выглядел живым и настоящим. Всё шаблонно. А в жизни так никогда не бывает. Для сравнения вспомните Промокашку из «Место встречи изменить нельзя». Вот то реальный образ! Иной раз у меня возникало подозрение, а не куклы ли в кадре? Скорей всего куклы, потому что не смотря на в общем-то обычные для тех лет легенды, сами персонажи им не соответствуют. Люди не меняются за считанные недели. И именно по этому в штрафных ротах не было оружия. Его выдавали перед самим наступлением. По пять-шесть патронов или гранату в зубы — и вперёд!

    Про остальные грубейшие ошибки в операторской работе, звукорежиссерской и остальном даже и говорить не хочется. Российский сериал он и есть российский сериал. Одним словом — дешёвка.

    1 из 10

    20 августа 2010 | 14:05

    Волею судеб я был вынужден просмотреть/прослушать весь сериал от первой заставки и до последних титров. Увиденное меня потрясло, и я отправился в интернет, дабы прочитать вторящие моему вкусу разгромные рецензии.

    Но вопреки логике и всемирной справедливости, я наткнулся на горы похвалы, омываемые реками любви и признания. Что ужасно и просто неправильно.

    Немногим удаётся создать действительно выдающуюся работу. И это нормально, большинству иногда достаточно быть просто интересным, умным, правдивым, либо просто смешными. К сожалению, это не случай «Штрафбата».

    Фабула весьма незамысловата. Командир со своим отрядом попал в плен, откуда бежал, за что был осуждён службой командиром штрафного батальона.

    К сожалению, основным мотивом сериала был выбран подвиг «оступившихся» воров и убийц, выполнявших безумные приказы безумных советских командиров.

    Всё как в худших традициях жанра: нквдшная паранойя, злобное командование, поножовщина, воровство, доносы, атака через минное поле, загранотряды и расстрелы. Даже немцы на фоне этого безобразия выглядят совсем уж безобидно и в действии особой роли не играют.

    Главные герои, а это несомненно штрафники, на протяжении всего сериала отчаянно пытаются… вызвать жалость. Они то тяжело переживают тяготы штрафной жизни, то предстают задорными ребятами с балалайками. Я не знаю, задумано ли это, но их попытки безуспешны, поскольку а) как персонажи они донельзя плоские, и б) они воры и убийцы.

    К сожалению, всё напоминает бессмысленную волчью грызню: ни тем, ни другим сопереживать не получается.

    Но помимо истории, в военном сериале можно было надеяться на красивые батальные сцены. И снова нет. Сцены боёв изобилуют в основном крупными планами: порой трудно понять, кто куда и зачем бежит, и что вообще происходит. Зато хорошо видны сцены смертей, почему-то показанные в замедлении.

    Актёрская игра не вызывает нареканий: в рамках односложных персонажей, изобилующих в фильме, ошибиться просто нельзя.

    Я всегда верил, что кино, как и любое искусство, призвано учить: помогать делать правильный выбор, напоминать о вечных ценностях, о важности быть человеком. Но «Штрафбат» не преследует ни одной из этих целей: он лишь отчаянно насаждает чужую точку зрения.

    26 марта 2013 | 13:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>