К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я не сержусь, 2014, реж. Р. Дормишьян.

Многострадальная и очень титулованная драма Р. Дормишьяна «Я не сержусь» произвела на меня большое впечатление и очень понравилась. Вместе с «Вечность и день» это – один из лучших, виденных мной фильмов. Атмосферный и очень эмоциональный, он создал множество запоминающихся образов героев, города и страны. Как когда-то израильский фильм «Сват», также показавший образ молодого государства, эта драма представляет портрет «потерянного» поколения нулевых. Которое, как оказалось, в теократическом закрытом Иране есть. Необыкновенно интересная форма подачи сюжета, вместе в прекрасной операторской работой, явили нам вот такой замечательный фильм.

В 2009 году в Иране состоялись выборы, на которых вторично победил действующий президент - исламист Ахмадинежад. Оппозиция объявила выборы сфальсифицированными и вывела народ на улицы с требованием отменить их. Действующая исламская власть жестоко, с помощью военных, подавила протесты, имелись убитые и раненые. Перевыборы не состоялись, а многих несогласных поувольняли с работ и повыгоняли из учебных заведений. О последствиях этих репрессий фильм.

Бывший студент Навид некогда был организатором вузовских демонстраций. Теперь, отчисленный из университета с «волчьим билетом» и звездочкой напротив своей фамилии в различных реестрах, он выживает. Работает на скучных неквалифицированных работах и ходит по чиновникам и инстанциям с желанием как-то устроить свою жизнь. Пресловутая звездочка напротив фамилии изрядно осложняет ему жизнь. А другая звездочка помогает окончательно не разочароваться в ней же. Это его возлюбленная Сетере – звезда на фарси.

В картине нет ярких событий и приключений. Она похожа на репортаж о нескольких неделях/месяцах жизни неудачника Навида, выброшенного из жизни. Неприкаянный, скитается он по огромному, шумному, яркому городу, встречается со знакомыми, посещает конторы и чиновников, вспоминает счастливое прошлое, ведет мысленные беседы с самим собой и Сетере. И злится, всегда злится, наблюдая за успехом, бизнесом, положением людей, против власти которых он протестовал в университете. Огромной выдержки, лекарств и психотерапевта стоит Навиду его показное спокойствие. А равнодушный, не желающий меняться мир, с такими же людьми, не щадит неудачника, постоянно напоминая ему, что он выброшен на обочину со звездочкой напротив фамилии. Вот и приходится герою постоянно твердить «я не сержусь» и крепко сжимать кулаки, представляя, как он наказывает обидчиков.

Конфликт героя и общества совершенно чудесно показан оператором, когда вокруг парня застывает кадр, или он сам застывает посреди городской суеты. Показательно, что Навид в кадре почти всегда не один, но зримо одинок.

Любовные отношения героев изображены смело и провокационно для иранского кино. В других иранских картинах подобного не наблюдается. Здесь же влюбленные даже касаются друг друга, правда 1 раз. Ирония, но в иранских картинах женщин можно бить, толкать, они могут хватать мужчин за одежду, а вот чувственные отношения изображать нельзя. Но и безо всяких касаний прекрасные артисты Н.Мохаммадзаде и Б.Косари одними только взглядами показывают, что герои и любят, и вдохновляют, и поддерживают друг друга. Чего только стоят эпизоды, где они общаются жестами глухонемых, говоря о чувствах, что понятно и без перевода. Где стоят в потоке машин, то повернувшись, то отвернувшись друг от друга. Едут в переполненном автобусе так, будто они одни. Рассказывая о девушке психологу, Навид еле сдерживает слезы. Все это очень поэтично и метафорично снято.

Критика пишет, что в картине наглядно изображено общество победивших лжи, коррупции, наживы. В общем, все то, против чего выступали на демонстрациях Навид и Сетере. По лицу еле сдерживающего гнев героя, когда он общается с успешными земляками, это можно предположить. Идейное содержание картины в диалогах, которые нам недоступны. Ведь и этот прекрасный, многократно награжденный фильм не дублирован. Что есть позор нашим кинодеятелям.

Спасибо совершенно волшебному Н. Мохаммадзаде и Б. Косари, которые своей чудесной игрой стерли языковые границы и сделали действие понятным и волнующим. Почти все ясно без слов в этой интересной ленте, хоть она и не экшн.

Жить в диктатуре тяжело. Быть одиночкой среди толпы трудно. Стать героем в глазах любимой, когда ты беден и унижен, очень трудно. Принять помощь женщины восточному мужчине почти невозможно. И искренне радуешься за влюбленных героев, которые идут (а они действительно много ходят по переполненной столице) сквозь все выпавшие на их голову беды, идут вместе, шутят, вдохновляют друг друга, ссорятся, мирятся, жестами объясняются в любви и стараются не сердиться на несправедливый мир. Который они некогда хотели изменить. Пока у них это не получилось. Но они же вместе. Значит, обязательно получится!

Горячо рекомендую этот фильм поклонникам иранского кино и хороших драм.

Аплодирую моему любимому Н. Мохаммадзаде и Б. Косари так же, как и зрители европейского фестиваля, устроившие им овации после просмотра.

15 сентября 2021 | 22:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: