всё о любом фильме:

Отвращение

Repulsion
год
страна
слоган«A classic chiller of the 'Psycho' school!»
режиссерРоман Полански
сценарийРоман Полански, Жерар Браш, Дэвид Стоун
продюсерДжин Гутовски, Роберт Стерн, Сэм Уэйнберг, ...
операторГилберт Тейлор
композиторЧико Хэмилтон
художникСимус Флэннери
монтажАластер Макинтайр
жанр ужасы, триллер, драма, ... слова
бюджет
$300 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время105 мин. / 01:45
Номинации (1):
Молодая и красивая маникюрша Кэрол психически неуравновешенна и опасна для окружающего общества. Девушку оставляют на несколько дней одну дома и тут все начинается. Кошмары Кэрол приобретают явственный характер, они материализуются. Ей мерещатся трещины в стенах, руки, которые тянутся к ней, чтобы схватить. Пространство вокруг начинает растягиваться и сжиматься.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
60 + 0 = 60
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в Великобритании. «Отвращение» стал первым англоязычным фильмом Полански.
    • Сам режиссёр Роман Полански снялся в своём фильме в камео, в роли игрока на ложках.
    Трейлер 02:39
    все трейлеры

    файл добавилmaria_l

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Молодая девушка-бельгийка Кароль Леду живёт в Лондоне и работает маникюрщицей в салоне красоты, но испытывает, помимо вполне понятного для иностранки чувства отчуждения в другой стране, ещё и разнообразные комплексы, в том числе связанные с подавлением сексуальных и агрессивных инстинктов. Но все они прорываются наружу, когда Кароль осталась одна в съёмной квартире, а её старшая сестра Элен уехала в отпуск со своим любовником, женатым мужчиной. Или же то, что произошло с Кароль, лишь привиделось ей в процессе медленного схождения с ума? (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 328 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вскоре после фестивального успеха камерной драмы «Нож в воде» (1962) Поланский покидает Польшу и следующий свой фильм снимает уже в Англии. Его зарубежным дебютом становится «Отвращение» — модерновое соединение психопатологического фильма ужасов в хичкоковском понимании и ставшей особо модной в этот период (благодаря фильмам Антониони и Бергмана) интеллектуальной драмы отчуждения.

    Бельгийка Кароль Леду, одинокая молодая маникюрша, живущая в Лондоне со своей сестрой Элен, после отъезда последней в отпуск добровольно заточает себя в четырех стенах квартиры. Она всецело замыкается на своих страхах, которые выражаются то в неконтролируемых агрессивных импульсах, то во все более навязчивых кошмарах и галлюцинациях.

    Редкостное умение молодого поляка лишать реальное и вымышленное присущих им координат, свободно выводить их за пределы жанровых границ, создает здесь такой эффект, когда подлинные события начинают восприниматься как навязчивый бред. Поланский повсеместно разрушает привычные законы восприятия времени и пространства. В фильме используется минимум слов, а действие в основном не покидает пределы одной квартиры.

    Зато в полной мере здесь задействованы: зловещие ракурсы, постоянная игра со светотенью, множество любопытных деталей — от все увеличивающейся трещины на стене до прорастающего картофеля, систематические деформации интерьеров — изменение привычных размеров вещей благодаря применению широкоугольной оптики и специального увеличения декораций; гипертрофированные звуки — от боя часов до гулких шагов на лестнице, обработанные композитором Кшиштофом Комедой… Всё это превращает обычную квартиру рядовой многоэтажки в обитель запредельных, почти готических ужасов.

    При поверхностном восприятии фильм представляет собой субъективный взгляд шизофренички на мир, с которым она постепенно теряет контакт. Чтобы передать это, польскому иммигранту нужна была особая актриса. И он находит для своего зарубежного дебюта молодую французскую исполнительницу — Катрин Денев, которая «несмотря на ангельское лицо, вполне могла зарезать мужчину бритвой». При более тесном контакте с картиной история предстает подробной демонстрацией клинического случая — погружения во тьму неосознанных страстей, что становятся следствием прогрессирующей клаустрофобии главной героини или же результатом сексуального невроза.

    Поланский сосредоточил здесь пристальный взгляд на целом комплексе таящихся в человеке разрушительных сил. Благодаря изысканному постановочному решению, фильм, который можно рассматривать как учебник по психопатологии, превращается в итоге в учебник по режиссуре. Добившись эффекта психической деформации через оптическую, фильм продемонстрировал не только клинический случай подавленности, переходящей в паранойю, но и передал крайнюю степень человеческого страха перед жизнью, когда остается только одно — самоистязание и насилие.

    Однако от типичной криминальной драмы, приправленной входящей тогда в моду фрейдистской темой, Repulsion отличает еще и контекст, который он определяет. Это и «Андалузский пес» (1928) Бунюэля (которому «Отвращение» шлет привет уже самым первым кадром, когда зрачок героини разрезается титрами), это и «Блоу-ап» Антониони, который появится лишь через полтора года, и «Сияние» (1980) Кубрика, где, как и в «Отвращении», эффект финального фотоувеличения многое разъясняет зрителю, это и французская «новая волна», чьи приемы Поланский умело эксплуатирует в уличных сценах.

    Это и «Орфей» (1949) Кокто, это и пьесы Тенесси Уильямса, с присущими его героям психопатологическими эскападами, ну и, конечно, триллеры маэстро Хичкока. И в этом смысле дебютный иммигрантский фильм Поланского может считаться одним из лучших образцов преображения сюжета уголовной хроники в настоящее новаторское кино.

    9 июля 2012 | 19:17

    «Отвращение» (1965) — первый полнометражный фильм, снятый в англо-американский период творчества Романа Полански.

    Итак, в лондонской квартире живут две сестры: Элен (Ивонн Фюрно), ведущая насыщенную жизнь вместе со своим женатым любовником, и Кэрол (Катрин Денев) — боязливая, погруженная в себя маникюрщица, которая выходит из дома только на работу, где также чувствует себя небезопасно.

    Когда Элен и ее любовник уезжают на две недели в отпуск в Италию, Кэрол окончательно теряет контроль над собой: она закрывается в квартире, где полная изоляция вызывает у нее обострение страхов, обсессию и галлюцинации.

    Полански управляет нашим воображением, ловко рассказывая историю болезни главной героини. Чем вызвана ее болезнь? Что стало точкой отсчета? Всегда ли так было? Режиссер не дает нам готовых ответов, а позволяет самостоятельно воображать и додумывать, искать логические связи между показанными нам ситуациями.

    В фильме господствует густая, непроницаемая атмосфера клаустрофобии, замкнутости. Особого внимания заслуживает визуальная эстетика сцен: благодаря дотошно выстроенной композиции и акцентированию деталей, даже каждый случайный стоп-кадр выглядит как полноценная фотография. Также, мрачное настроение фильма развивает музыка, имеющая характер своего рода акустической игры звуков, сплетающейся с пугающей тишиной.

    Говорится, что дьявол обитает в мелочах. Полански удалось представить его в пугающе непривычном образе меланхолии, хаоса и сумасшествия со стопроцентным эффектом присутствия.

    1 января 2015 | 22:52

    «Отвращение» — второй полнометражный фильм Полански и его первая работа за рубежом. Сам режиссер признается, что снимал эту картину в целях коммерческой выгоды. Хе-хе… В наше время многим приходиться зарабатывать деньги на куда менее авторских проектах, а на такие фильмы как «Отвращение» все в основном и тратятся… Мне кажется, что эта картина Поланского создана исключительно для большого экрана. Там бы она здорово смотрелась. А вообще этот фильм надо смотреть неподготовленным и знать о нем как можно меньше. Это надо прожить и прочувствовать. Если у вас не получается с первого раза советую отложить просмотр, иначе лента не вызовет у вас ничего кроме легкого раздражения. Это как «Голова-ластик» Линча. Надо смотреть поздно ночью, в полной темноте, предварительно отключив мозг и мысленно «натянув на голову стеклянный колпак». В это кино нужно погрузиться. Тогда вы, возможно, почувствуете то, что чувствует Кэрол и вам будет очень горько и страшно.

    Этот фильм Поланского отличается от всего, что выходило на экраны в те годы. Ни одному автору доселе не пришло в голову все основное пространство картины ограничить двумя-тремя метрами жилища Кэрол и посвятить фильм «внутренностям» буйствующей шизофренички. Если бы я составлял списки самых странных классических фильмов — «Отвращение» попало бы туда в первую очередь. Роман Полански снял свою версию «Алисы в стране чудес». Просто главная героиня из маленькой мечтательницы превратилась во взрослую закомплексованную девушку. Она съела своего «белого кролика» и Страна Чудес оказалась для нее закрыта. Она заперлась в квартире с двумя трупами мужчин и постепенно сошла с ума. Это самое отвратительное и ужасное что могло быть придумано режиссером… При желании Полански мог бы назвать это кино «Хроники обыкновенного безумия»… 104 минуты, наполненные психопатией и тоской. На экране миловидная девушка Кэрол. Она переходит улицу. Какой-то мужик кричит ей вслед непристойности… Кэрол немного замкнутая и стеснительная. Опустив глаза она присаживается на скамейку и долго-долго всматриваются в трещины на асфальте… С каждым кадром Роман все больше и больше втаптывает ее в грязь. Очень смачно размазывая это по экрану. Да, Роман… тебе нравится это… Чуть позже обезумевшая маникюрша будет резать мужиков бритвой, и расхаживать по городу с головой кролика в сумке… а пока трещины… Не в этом ли магия настоящего кино?.. Да, именно в этом.

    10 из 10

    13 февраля 2011 | 21:15

    Молодая девушка Кэрол (Денёв) — классический социопат и мизантроп с явными проблемами в психике. Она может надолго замкнуться в себе, не терпит ничьих прикосновений, особенно мужских, не любит выражать свои чувства, боится людей и тихо бесится от присутствия в квартире друга своей сестры Хелен (Фюрно), с которой она живёт вместе. В тот момент, когда Хелен с парнем уезжают на отдых, Кэрол остаётся одна в большой, тёмной квартире. Сможет ли она противопоставить что-то собственным страхам и фобиям?

    Фильмом «Отвращение» молодой и, по большому счёту, никому тогда не известный режиссёр Роман Полански в 1965 году смог громко заявить о себе, попутно начав так называемую «квартирную трилогию», которая впоследствии станет чуть ли не визитной карточкой европейского кинематографиста. Ключевыми элементами этой серии фильмов, в которую также входят такие ленты, как «Ребёнок Розмари» и «Жилец», являются ограниченное пространство, абсурдные кошмары, жёсткое противостояние внутреннего мира персонажа с внешними раздражителями, жуткая атмосфера животного страха и скрупулёзное исследований глубин человеческой психологии, в особенности, касаемо замкнутых и не похожих на других индивидов.

    Вся суть этих фильмов (впрочем, насчёт «Жильца» не могут быть уверен, не смотрел) именно в атмосфере. А в таких случаях очень важна психоэмоциональная связь, соответствующее настроение и мировоззрение зрителя. К сожалению, вынужден констатировать, что при всех безусловных творческих и технических достоинствах картин «Отвращение» и «Ребёнок Розмари», сняты они всё-таки не для меня. А поэтому и отвечать взаимностью я им не обязан. Впрочем, если «Ребёнок Розмари» мне совсем не понравился, то к «Отвращению» у меня более спокойное отношение. Не могу отрицать, что в картине есть несколько потрясающих с постановочной точки зрения сцен, в которых внутренние демоны Кэрол находят своё отражение в реальном мире. Конечно, это и классическая сцена с коридором и руками, и расширяемые пространства ванной и гостиной, и затягивающие в омут меланхолии прогулки Кэрол по городу, и потрясающие в своей жестокости, беззвучные сцены ночных видений.

    Однако в целом фильм «Отвращение» не зацепил меня ни одним из крючков, щедро разбросанных Романом Полански по полотну картины. Я не понимаю эту героиню, не сочувствую ей, не испытываю жалости или сострадания. Для меня Кэрол — сумасшедшая аутистка, место которой в психиатрической больнице. Да, я прекрасно понимаю, что во многом картина «Отвращение» и снята для противопоставления такому мнению, мол, большинство любит лепить ярлыки на тех, кто не вписывается в общепринятые рамки, и мол это плохо. Но не убедил меня Роман Полански. И не убедила меня невероятно талантливая актриса Катрин Денёв, которая, конечно, сделала всё, что могла, и смотрелась просто потрясающе.

    Таким образом, я однозначно могу посоветовать фильм «Отвращение» всем, кому интересна история кинематографа, а также тем, для кого общение с людьми представляет настоящую проблему. Мне же приходится признать, что эта картина меня просто не зацепила. Однако она, безусловно, снята интереснее, чем затянутая и скучноватая лента «Ребёнок Розмари»

    7 из 10

    5 июля 2015 | 17:17

    Это фильм о молодой девушке Кэрол Леду, которая страдает тяжелой формой психического расстройства. Проявляется в фильме это не сразу, а постепенно, по нарастающей. Первые 30 минут фильма режиссер знакомит нас с жизнью молодой маникюрщицы, которая живет в съемной квартире со своей сестрой и ее парнем. Мы медленно погружаемся в жизнь главной героини, протекающей от работы до дома и от дома до работы. У девушки даже есть ухажер, Колин, оказывающий ей всякие знаки внимания, но она будто не замечает его, как не замечает и большинства того, что ее окружает.

    Постепенно через маленькие детали (отрешенный взгляд, повадки, мимику, короткие ответы в разговорах, отношение к мужскому полу), мы начинаем замечать странное отношение к жизни у главной героини, отвращение ко всему.

    Кэрол Леду оказывается психически больным и опасным для общества человеком. Обостряются эти заболевания в тот момент, когда героиня остается один на один со своими фобиями (сестра и ее молодой человек отправляются на отдых в Италию). Девушку начинают преследовать звуковые и визуальные галлюцинации.

    Гнетущая атмосфера уныния, одиночества и отвращения пронизывает насквозь все в фильме. Поэтому через 30 минут плавного повествования, зритель настолько погружается в атмосферу жизни Кэрол, что уже, будто сам видит тянущиеся из неоткуда руки и трещины в стене, чувствует на себе страх и отвращение.

    Особого уважения достойна работа режиссера Романа Полански и оператора Гилберта Тейлора. Превосходно выстроенные кадры, потрясающие своей глубиной ракурсы и планы (чего только стоит сверх крупный план глаз главной героини), игра света и тени — все сработано на отлично.

    Безусловно, стоит отметить, что Катрин Денев, сыгравшая роль главной героини, создала бесподобный образ закомплексованной, погруженной в мир страхов и фобий девушки, девушки с ангельской внешностью, но способной с легкостью зарезать мужчину.

    9 из 10

    5 марта 2015 | 12:30

    Молодая бельгийская иммигрантка Кэрол (Денев) живет вместе с сестрой (Фюрно) и работает маникюрщицей. Кэрол повсюду мерещатся странного вида трещины, а по ночам к ней в спальню бесцеремонно вламывается воображаемый господин, который насилует ее. Как бы не замечая своей ошеломительной красоты, Кэрол ходит на работу и обратно, не сворачивая с дороги, словно Красная Шапочка, которой сказали, что в кустах прячется волк. Никаких друзей, никаких подруг, никаких любовников. Более того, мужчин она панически боится и испытывает к ним глубочайшее отвращение. К ней начинает подкатывать клерк Колин (Фрейзер), но она старается его избегать. Как выяснится позднее, Колину стоило быть осторожнее.

    Полански, который к своей второй полнометражке уже стал известен на весь мир (видано ли — тридцатилетний польский еврей-беженец зарабатывает первую для страны номинацию на «Оскар» за лучший иностранный фильм), окончательно укрепился в звании европейского классика. Так снимать могут единицы — девяносто процентов «Отвращения» происходят в жуткой, вызывающей клаустрофобию квартире главной героини, оставшиеся десять Денев со стеклянными глазами ходит по Кенгсинтону и рассматривает трещины в земле. Беспроигрышный шаг — соединить красивое и непонятное — здесь срабатывает на все сто: никакому Хичкоку не снился тот саспенс, которого удалось достичь Поланскому, используя блондинку в ночнушке, дохлого кролика и труп в ванной. Макабрические видения Кэрол и намеренное использование черно-белой пленки выстреливают так, что даже «Ребенок Розмари», куда более обласканный и известный люду, смотрится как легкий летний триллер. Можно бесконечно говорить о мотивах мужененавистничества (очень редкий, к слову, в фильмах поляка) и двойничества (его хлеб и соль), но, знаете, боязно как-то. Вдруг за стеной притаилась своя Кэрол?

    10 из 10

    28 августа 2012 | 22:51

    В ее глазах глубина Сены, а улыбка сияет ярче всех огней Эйфелевой башни. Она не стремится поспевать за ритмом парижской жизни и трепетно хранит однажды созданное реноме холодной, утонченной аристократки. Катрин Денёв — совершенной красоты женщина и гениальная актриса, единожды отдав сердце которой, не вернешь его назад. Катрин могла быть буржуазной леди с порочной душой как в «Дневной красавице» Бунюэля, а могла воплотить обольстительную вампиршу из эстетского «Голода» Тони Скотта. Ореол потусторонней загадочности неотступно следовал за французской актрисой. Тандем Денёв с мастером психологических игр Романом Полански высвободил из бездны женской души пугающую картину помешательства. «Отвращение» увидело свет, когда польский режиссер, вдохновленный успехом своего «Ножа в сердце» вышел на европейский простор и обратил свой взор на серый пасмурный Лондон, в котором так просто молодой иммигрантке почувствовать себя одинокой.

    Она просила сестру не уезжать в отпуск, уговаривала не оставлять ее одну в чужой квартире. Она нуждалась в понимании, искала его, но никто не смог этого заметить. Скромная маникюрша Кэрол тихо несла свою ношу, не решаясь рассказать кому-либо о своих демонах. Красивая, стройная, дышащая обаянием молодости девушка с сияющими даже в черно-белых тонах волосами. Это невинное создание просто не могло нажить недругов, зато поклонники не стеснялись с ней знакомиться прямо на улице. Ее можно было счесть высокомерной либо слишком задумчивой, но в действительности Кэрол просто не понимала окружающий мир, и, прежде всего, не понимала саму себя. Отъезд сестры с женихом явился катализатором душевного надлома. То, что прежде можно было считать интроверсией, стало чем-то куда более страшным и непонятным. Кэрол замыкается в четырех стенах, потеряв счет дням. Девушка сама обрекла себя на затворничество, вырваться из которого она сможет лишь преодолев свое отвращение.

    Насколько быстро подпадаешь под чары молодой Катрин Денёв, настолько же скоро начинаешь испытывать недоумение от поступков ее героини. Невинный поцелуй вводит Кэрол в состояние маниакальной брезгливости. Ноги стремительно несут ее по улице, подъезд, лифт, знакомая дверь и наконец, зубная щетка. Яростно орудуя этим нехитрым инструментом, девушка стремится не просто вычистить полость рта, но и вытравить из своего естества гранулы чужой плоти. Кэрол ненавидит случайного ухажера, любовника сестры, кажется, она презирает всех мужчин на свете. Эпизод со щеткой — лишь первое звено в цепи страшных событий. По случайности сестра Кэрол не успела запечь тушку кролика, и теперь огромные глаза сходящей с ума девушки сверлят тарелку с несостоявшимся ужином, над которой разрастается туча мух. В гниющем куске мяса режиссер словно отражает душу Кэрол в миниатюре. Девушку считают не от мира сего, но относятся снисходительно, как к ребенку. Неспроста камера настойчиво демонстрирует прорастающие картофельные клубни — они своеобразное мерило времени, отсчитывающее дни добровольного заточения Кэрол. Полански акцентирует внимание зрителя на природе странностей тихой маникюрши. Брезгливая и раздражительная Кэрол никого не подпускает к своему телу. Девушку отвращает все, что имеет телесную сущность. В отчаянной борьбе с самим естеством героиня Денёв изрядно переоценивает свои силы. Каскад галлюцинаций, все сильнее заполняющих голову Кэрол, рожден смятениями невинной души, жаждущей и страшащейся плотской страсти.

    Фильму ужасов не обязательно устрашать зрительский слух истошными женскими криками. Фобии Кэрол прорываются наружу сквозь мертвую тишину, бой настенных часов, звук шагов на лестничной площадке. Для каждой сцены, демонстрирующий усиливающийся психоз девушки, Полански подбирает собственный аккомпанемент. Поневоле начинаешь задумываться: почему страдалице попросту не вырваться из четырех стен хотя бы на шумящие лондонские улицы? Сколько можно сходить с ума? Даже бескорыстную помощь она отказывается принять. Полански давит на подсознание не только звуковыми, но и оптическими эффектами. Чем глубже расстройство Кэрол, тем шире трещины, которые ее преследуют. Она избегает их даже на асфальте, а в самой квартире, кажется, не остается ни одной стены, где не было бы жутких расщелин, готовых поглотить несчастную девушку.

    Роль Кэрол прекрасно подошла молчаливой Катрин Денёв. В «Отвращении» француженка, как ни в какой другой картине, смогла играть глазами. В двух бездонных озерах на выразительном лице отражается множество эмоций, но главная среди них — усталость. Кажется, девушка устала от самой себя гораздо больше, чем кто-либо вокруг. Регулярные припадки Кэрол внушают все больше омерзения, но, парадоксальным образом, страшнее всего она выглядит в минуты умиротворения. Затворница тихонько что-то напевает, ловко манипулируя иголкой с ниткой или старательно разглаживая мужскую майку холодным утюгом. Она кажется безобидной, но на самом деле именно в эти минуты она демонстрирует неизлечимость своего безумия. Камера фиксирует старую семейную фотографию. На заднем плане Кэрол. На вид ей лет двенадцать, но отстраненность в глазах все та же. За хрупкой женской оболочкой можно увидеть человека, чьи страхи не были своевременно обнаружены и потому развились до гротескных форм. Помешательство Кэрол — частный случай, однако очень показательный и устрашающий пример того, что происходит, когда внутренние демоны человека берут верх над его сознанием.

    Психопатический триллер Романа Полански в этом году встречает полувековой юбилей. У знаменитого польского режиссера и блистательной французской актрисы за плечами десятки работ. Но поодиночке. После «Отвращения» они ни разу больше не пересеклись на съемочной площадке. Впрочем, и одного совместного фильма двум талантам хватило, чтобы оставить в веках историю о девушке, ставшей жертвой собственной психики. Это очень тяжелое кино, едва ли оно способно стать для кого-то любимым. Зато в тонких чертах женского лица и многие годы спустя можно будет увидеть горькую усмешку судьбы, чьей рабой отчаянно не хотела становиться скромная маникюрша.

    16 апреля 2015 | 23:11

    «Отвращение» Романа Полански относится помимо его раннего творчества еще и англоязычным дебютом режиссера в кино. Также сей фильм открывает трилогию «квартирного» ужаса режиссера, который намного лучше будет отображен в последующих его картинах.

    Героиня Катрин Денев представляет собой психологически сложной, замкнутой от общества молодой девушкой, которая под воздействием внутренних страхов начинает воплощать в реальность самые жуткие моменты своего воображения. Если брать к вниманию стилистику Романа Полански, то при определенном настрое, вникая в психологию картины можно даже ощутить испуг.

    Но фильм «Отвращение», несмотря на факты своего впечатляющего рейтинга, к моему убеждению классикой не стал, он смотрится очень вяло, и за исключением поклонником режиссера, большинству может показаться старомодным и неактуальным. Поэтому, беря во внимания обе стороны, объективно оценивая фильм, могу назвать его «морально устаревшим», но любителям антиквариата — быть может, самый раз.

    4 из 10

    11 января 2011 | 00:58

    Что такое безумие? При ближайшем рассмотрении сам термин умопомешательства оказывается трудно определимым. В XV веке им было нечто одно, в XIX другое, а сегодня — третье, что и неудивительно ведь сознание человека, доминирующее мировоззрение, да и само сущее пребывает в постоянном течении. Фундамент новому восприятию бытия подготовил старик Шопенгауэр, утвердив в философском дискурсе западноевропейской культуры понятие «воли». По его мнению «воля» присуща всему живому и ее референтом в материальном мире является тело. С этого все и началось. Великий Фрейд, базируясь на последних достижениях гениев философии увязал влечения и страсти тела со страхами и надеждами души. Цепь замкнулась. Его учение оказало неоценимую помощь человечеству, которое в связи с неуклонной урбанизацией, механизацией и тотальной симуляцией медленно и верно сходило с ума…И сходит до сих пор. Города растут, население уплотняется, а человек чувствует себя все более одиноким. Средства производства совершенствуются, машины усложняются, чтобы облегчить жизнь, а человек ощущает себя все более жалким и ненужным. Границы прав и свобод расширяются, сексуальность полностью раскрепощается, а человек все глубже вязнет в пучине отчуждения от своего тела и своей сущности. Бесконечно множатся все новые стили жизни, направления, вкусы, течения, а человек в растерянности спрашивает у самого себя «Кто я?» утратив всякую способность к самопознанию.

    Молодая девушка Кэрол, кажется, выносит на своих хрупких плечах все безумие этого мира. Вся ненормальность, абсурд и тревога окружающей действительности бродят в ее сознании неприкаянными призраками. В то время как другие девушки прячутся от них в своей сексуальности, моде, профессии, деньгах, детях и т. д., Кэрол все безвозвратней теряется в лабиринте собственной души, а мужчинам, случайно угодившим в него не будет спасенья. Катрин Денев, эта по-настоящему гениальная и великая женщина, сверх профессионально и искусно выписывает уникальный, неповторимый образ девушки-интроверта, чья жизнь протекает где-то внутри, далеко от внешнего мира и людей. Следует полагать, что ее экзистенциальное существование так бы и продолжало течь в мирном русле… НО ее восхитительное тело и невероятная красота как магнитом притягивают к себе мужчин. Внимание с их стороны естественно вызывает ответную реакцию, фактически телесный рефлекс или как мы теперь знаем движение ВОЛИ. Ее пробудившаяся сексуальность закономерно порождает душевный диссонанс, буквально вступая в борьбу и предъявляя законные права ее робкой, скромной и НЕПОРОЧНОЙ экзистенциальной сущности. С этого момента начинается борьба, в которой не будет победителей и побежденных, чьим результатом явится регресс к архетипическому, первосущностному состояния хаоса и чистого безумия или… просто смерти (гениальный треввелинг в последней сцены фиксирует только разбросанные, разрушенные вещи, кровь и следы борьбы).

    Столь разнообразный, прочный и структурированный каркас фильма, позволяет Роману Поланскому продемонстрировать все свою художественную мощь. Гениальная работа с самыми разнообразными объективами, светофильтрами, ракурсами и мизансценами приводят к появлению одного из лучших психотриллеров в истории кино (на уровне прародителя жанра Хичкоковского «Психо»). Параноидальная, нервозная, сновидческая атмосфера картины с первых кадров погружает зрителя в кошмар, в котором грань между истиной и ложью, реальность и галлюцинацией, святостью и бредом отсутствует априори. Чувство невыносимого, абсолютного страха перед телом (попробуйте сбежать от собственной плоти!), ощущение бесконечного одиночества в огромном мегаполисе (еще полнее выраженная в «Жильце»), кардинальная утрата перспективы реальности — все это передано просто эталонно. По силе подачи и визуализации сравниться с подобного рода шедевром могут только некоторые фильмы Хичкока или Линча. Все эти эмоции, безусловно, проистекают из сущностного ядра самого Романа Поланского, человека в детстве пережившего все ужасы войны, в молодости смерть беременной супруги от руки серийного маньяка, а в зрелом возрасте преследования всего западного общества по обвинению в извращенных сексуальных пристрастиях. Вопрос, закономерно напрашивающийся при просмотре картины состоит в том, а не безумна ли сама реальность? Что она есть как не случайное столкновения бесчисленного числа случайностей, событий, фактов, беспрерывное становление, проще говоря ХАОС — отец всего живого. Он царствует не только в т. н. объективном мире, но и в наших собственных душах, служащих ареной для страстей и влечений самого разного толка (в данном случае превалирует «отвращение»). Стоит только утратить бдительность, потерять перспективу и вот… вас уже нет. Вы даже не представляете, насколько вы близки к пустоте вот в это самое мгновение.

    Между тем, не следует думать, что фильм строго выполнен в рамках психоанализа, ближе к концу вы поймете, что он оставляет их далеко позади и вступает в область «скрытого». Картина полнится символами, метафорами и аллюзиями, тяготеющими к многозначности, а не односторонней линейности сексуального подавления и детских переживаний (Все опираются на фотографию в конце фильма, где молодая девочка Кэрол с шокирующим, невероятным, воистину парадоксально тревожным выражением животного ужаса, взирает на отца. Все думают о насилии с его стороны. А что если его не было и ее «отвращение» к мужчинам суть природное отклонение?) Нет, Полански словно доказывает, что художник всегда будет ВЫШЕ любого ученого или мозгоправа, ведь он смотрит в саму сущность вещей, а не на понятия.

    Интересно также, насколько точно фильм предугадывает все причины и последствия нарождающейся на тот момент сексуальной революции. По сути дела, последняя являлась не освобождением, а типичным симптомом порабощения и структуризации тела машинами и урбанистическим образом жизни. Кэрол словно этакая «посторонняя» наблюдает за штурмующей ее «Я» ужасной сексуальностью, но хотя бы понимает, что она опасна и боится ее, общество же напротив с радостью бросилось в ее объятия, не сознавая всю ее силу, которая в итоге обернулась смертоносной эпидемией СПИДа для миллионов.

    Фильм Поланского достоин только лестных похвал, по своему эмоциональному воздействию, содержательному наполнению и стилистическому оформлению он настолько хорош, что для критики просто невозможно найти зацепок. Продолжая традицию «Психо» (и являя ее кульминацию) «Отвращение» буквально пробуривает путь сквозь многообразные пласты (на этот раз женской) психики к сущности бытия, к мраку хаоса, который и есть истина.

    «Мы живем безумной, противной самым простым и первым требованиям здравого смысла, жизнью, но так как этой жизнью живут все или огромное большинство, мы не видим уже различия между безумной и разумной жизнью и свою безумную жизнь признаем разумной… То не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть.» Л. Н. Толстой.

    2 августа 2015 | 21:21

    Отвращение — первый англоязычный фильм Романа Полански и всего лишь второй снятый им за пределами Польши, а так же, как известно является первым фильмом из так называемой «Квартирной Трилогии» два других фильма Ребенок Розмари и Жилец в полной мере развивают тему Поланского о сумасшествии личности посредством насильственного вмешательства потустороннего зла, хотя и вовсе не такого потустороннего каким оно покажется на первый взгляд, а зла как раз таки реального, общечеловеческого понятия этого слова. Другое дело, что пресловутое зло в фильмах Полански никогда не имело особой цели, оно просто существует, и не ставит перед собой задач, от этого пугает как-то особенно не обычно.

    В чем прелесть данного безумия, выполненного так ностальгически в черно-белом цвете, это в том, как мастерски молодому на тот момент режиссеру удается убедить зрителя в том, что он смотрит вполне простое, или скажем «нормальное» кино, вовсе не предрекающее ужасающего конечно финала и ему предшествующего безумия.

    По началу героиня Катрин Денев просто на-просто раздражает, как и собственно сам фильм, по-скольку не ясна причина столь странного поведения девушки с самого начала, что так и хочется спросить режиссера о том, как он собирается постепенно сводить с ума уже свехнувшуюся героиню, но это впечатление обманчивое, так же как и мотивы самой картины. Все постепенно становится понятным, но не менее гнетущим и гораздо более устрашающим и жутким, где зритель, подобно главной героини внезапно оставшейся одной в квартире, осознает, что все предшествующие апогею события лишь натягивающаяся пружина, готовая выстрелить со всей энергией натяжения и зайти так далеко в своих пугающих, как это возможно.

    Стоит так же отметить технические аспекты, которые выполнены очень здорово, я конечно имею ввиду разрастающиеся трещены, липкие стены, удлинение комнат и другие солидные для своих времен галлюцинации, ну и конечно еще стоит отметить отлично позаимственные у Хичкоковского Психо монтажные приемы в особо шокирующих сценах, озвучить которые будет спойлером.

    В общем Repulsion Романа Полански это крайне достойный и неимоверно атмосферный триллер о зле, которое внутри каждого из нас, о природе безумия и одиночества, о силе всепоглащающего страха замкнутых пространств, сильный представитель жанра триллер, который пусть и не стал классикой уровня вышеупомянутого Психо, но все же занял достойную нишу в жанре триллер.

    9 из 10

    23 февраля 2011 | 07:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>