всё о любом фильме:

Отвращение

Repulsion
год
страна
слоган«A classic chiller of the 'Psycho' school!»
режиссерРоман Полански
сценарийРоман Полански, Жерар Браш, Дэвид Стоун
продюсерДжин Гутовски, Роберт Стерн, Сэм Уэйнберг, ...
операторГилберт Тейлор
композиторЧико Хэмилтон
художникСимус Флэннери
монтажАластер Макинтайр
жанр ужасы, триллер, драма, мелодрама, ... слова
бюджет
$300 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время105 мин. / 01:45
Номинации (1):
Молодая и красивая маникюрша Кэрол психически неуравновешенна и опасна для окружающего общества. Девушку оставляют на несколько дней одну дома и тут все начинается. Кошмары Кэрол приобретают явственный характер, они материализуются. Ей мерещатся трещины в стенах, руки, которые тянутся к ней, чтобы схватить. Пространство вокруг начинает растягиваться и сжиматься.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
60 + 0 = 60
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в Великобритании. «Отвращение» стал первым англоязычным фильмом Полански.
    • Сам режиссёр Роман Полански снялся в своём фильме в камео, в роли игрока на ложках.
    Трейлер 02:39
    все трейлеры

    файл добавилmaria_l

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Молодая девушка-бельгийка Кароль Леду живёт в Лондоне и работает маникюрщицей в салоне красоты, но испытывает, помимо вполне понятного для иностранки чувства отчуждения в другой стране, ещё и разнообразные комплексы, в том числе связанные с подавлением сексуальных и агрессивных инстинктов. Но все они прорываются наружу, когда Кароль осталась одна в съёмной квартире, а её старшая сестра Элен уехала в отпуск со своим любовником, женатым мужчиной. Или же то, что произошло с Кароль, лишь привиделось ей в процессе медленного схождения с ума? (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 328 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Молодая девушка Кэрол (Денёв) — классический социопат и мизантроп с явными проблемами в психике. Она может надолго замкнуться в себе, не терпит ничьих прикосновений, особенно мужских, не любит выражать свои чувства, боится людей и тихо бесится от присутствия в квартире друга своей сестры Хелен (Фюрно), с которой она живёт вместе. В тот момент, когда Хелен с парнем уезжают на отдых, Кэрол остаётся одна в большой, тёмной квартире. Сможет ли она противопоставить что-то собственным страхам и фобиям?

    Фильмом «Отвращение» молодой и, по большому счёту, никому тогда не известный режиссёр Роман Полански в 1965 году смог громко заявить о себе, попутно начав так называемую «квартирную трилогию», которая впоследствии станет чуть ли не визитной карточкой европейского кинематографиста. Ключевыми элементами этой серии фильмов, в которую также входят такие ленты, как «Ребёнок Розмари» и «Жилец», являются ограниченное пространство, абсурдные кошмары, жёсткое противостояние внутреннего мира персонажа с внешними раздражителями, жуткая атмосфера животного страха и скрупулёзное исследований глубин человеческой психологии, в особенности, касаемо замкнутых и не похожих на других индивидов.

    Вся суть этих фильмов (впрочем, насчёт «Жильца» не могут быть уверен, не смотрел) именно в атмосфере. А в таких случаях очень важна психоэмоциональная связь, соответствующее настроение и мировоззрение зрителя. К сожалению, вынужден констатировать, что при всех безусловных творческих и технических достоинствах картин «Отвращение» и «Ребёнок Розмари», сняты они всё-таки не для меня. А поэтому и отвечать взаимностью я им не обязан. Впрочем, если «Ребёнок Розмари» мне совсем не понравился, то к «Отвращению» у меня более спокойное отношение. Не могу отрицать, что в картине есть несколько потрясающих с постановочной точки зрения сцен, в которых внутренние демоны Кэрол находят своё отражение в реальном мире. Конечно, это и классическая сцена с коридором и руками, и расширяемые пространства ванной и гостиной, и затягивающие в омут меланхолии прогулки Кэрол по городу, и потрясающие в своей жестокости, беззвучные сцены ночных видений.

    Однако в целом фильм «Отвращение» не зацепил меня ни одним из крючков, щедро разбросанных Романом Полански по полотну картины. Я не понимаю эту героиню, не сочувствую ей, не испытываю жалости или сострадания. Для меня Кэрол — сумасшедшая аутистка, место которой в психиатрической больнице. Да, я прекрасно понимаю, что во многом картина «Отвращение» и снята для противопоставления такому мнению, мол, большинство любит лепить ярлыки на тех, кто не вписывается в общепринятые рамки, и мол это плохо. Но не убедил меня Роман Полански. И не убедила меня невероятно талантливая актриса Катрин Денёв, которая, конечно, сделала всё, что могла, и смотрелась просто потрясающе.

    Таким образом, я однозначно могу посоветовать фильм «Отвращение» всем, кому интересна история кинематографа, а также тем, для кого общение с людьми представляет настоящую проблему. Мне же приходится признать, что эта картина меня просто не зацепила. Однако она, безусловно, снята интереснее, чем затянутая и скучноватая лента «Ребёнок Розмари»

    7 из 10

    5 июля 2015 | 17:17

    После просмотра этой ранней, ещё чёрно-белой работы Романа Поланского (слово «доисторической» здесь неуместно, даже оскорбительно) можно прийти к выводу, что старые-добрые триллеры, подчас куда страшней и завлекательней, чем сомны их современных аналогов, иногда ничего из себя не представляющих (недотриллеры).

    В чём же вся прелесть? А прелесть вот в чём — в постепенно нарастающем психологическом кошмаре, который надо прочувствовать (саспенс). И это куда важнее, чем дорогие спецэффекты.

    Ещё совсем юная Катрин Денёв, ставшая впоследствии мировой звездой экстра-класса, играет здесь психически неуравновешенную, но очень симпатичную девушку Кэрол. Вся беда, которой в том, что от нормальных человеческих чувств (любви, например), она испытывает то самое чувство, которым называется этот фильм. Живя в квартире, вместе со своей старшей сестрой, её буквально воротит от осознание того, что за соседней стенкой, по ночам сестра придаётся любовным утехам вместе со своим любовником. Нет, Кэрол не хватается за топор и не крушит всё вокруг. Но режиссёр нам чётко даёт понять, что в эти моменты она переживает острую душевную боль. Она также напрочь отвергает ухаживания молодого человека, которому понравилась. Возможная причина её нездоровости в тотальном одиночестве и страхе.

    10 из 10

    12 марта 2011 | 22:33

    Первое кино из так называемой «квартирной трилогии» Романа Полански, пожалуй, задаёт одну из центральных тем для творчества режиссёра в 60-х и 70-х годах. С одной стороны, это реальное пагубное влияние внешнего мира на внутренний мир героя, а с другой — изображение коренных внутренних проблем через мнимые внешние угрозы.

    Второе относится к «Отвращению» даже в большей степени. Главная героиня, молодая маникюрша Леду, действительно поначалу вызывает ощущение скорее обычного зажатого интроверта. Но уже тогда у персонажа Катрин Денёв признаки мизандрии на лицо. Симпатичный поклонник привлекает её в нулевой степени, а вынужденное бытовое соседство с похотливым любовником сестры вообще вызывает ни что иное как то самое отвращение. Впрочем, вскоре его вызовет и поклонник, испытывающий к прекрасной в своей застенчивости Леду самые искренние чувства.

    Героиня панически боится отъезда сестры, словно предчувствуя, что оставшись один на один с квартирой, а вернее с самой собой, она попадёт в настоящий ад. Спрятанные комплексы вырываются наружу уже в виде шизофренических галлюцинаций. Героиня постепенно и поступательно сходит с ума. Квартира, как, возможно, метафора внутреннего мира в её галлюцинациях и впрямь трещит по швам, волосатые мужские лапы тянутся к ней из этих щелей, а их владельцы насилуют Леду по ночам. Не удивительно, что грань между реальным и нереальным для неё вскоре стирается, и любой мужчина из реальной жизни, даже с самыми благородными намерениями, воспринимается как точно такой же враг.

    С другой стороны, не отрицая болезни своей маникюрши, Полански недвусмысленно в негативном свете показывает окружающее её пространство. Никто не пытается по-настоящему помочь, вникнуть в проблемы девушки. Большая часть знакомых, близких испытывает к ней сугубо эгоистический интерес. Даже поклонник, ломающий из лучших побуждений её дверь, выглядит полным глупцом, безапелляционно вторгнувшимся в чужое личное пространство. А самые серьёзные проблемы у Леду начинаются с того, что сестра покидает её на несколько дней, несмотря на все мольбы остаться.

    На зрителя середины 60-х «Отвращение» наверняка производило большее впечатление, чем на нынешнего. Чёрно-белая картина вобрала в себя новаторские режиссёрские и операторские решения. Полански удалось найти собственный почерк и свою уникальную тематику. Модную тему отчуждения человека в современном мире он демонстрирует изнутри, глазами самого человека, доводя это отчуждение до уровня психического расстройства. При том саму шизофрению мало подготовленный и не повидавший зритель тех, да и нынешних лет легко мог бы спутать с мистикой, ужасами, сюром, что на самом то деле ему только во благо — ведь в таком случае «Отвращение» будет гораздо сильнее поражать воображение. Данную картину наверное действительно лучше смотреть одному в тёмном помещении, не имея никакой предварительной информации о ней.

    Но для повидавших схожие ленты будущих лет и для знакомых с тематикой творчества Полански картина может и не стать откровением. Не все сцены современного зрителя будут шокировать и страшить. Задумка с внезапным отражением человека в зеркале под резкий звук или ночные визиты выдуманных героиней насильников — классика, по-прежнему поражающая, однако, например, тот же коридор, из стен которого вылезают чьи-то руки, выглядит чересчур искусственно. Фильму явно не хватает внятной главной музыкальной темы, как впрочем и остальным в трилогии. Да и вообще звук в работах Полански не назовёшь каким-то особенным, редко какой саундтрек или эффект, шум оседает в памяти.

    К тому же в «Отвращении» по большому счёту тяжело сопереживать главной героини. Проблема в том, что Полански абсолютно ничего не говорит о её прошлом, за исключением старой семейной фотографии и информации о том, что она — бельгийка. Может иметь место пространный намёк на некую детскую травму, скорее всего, изнасилование, которому Леду была подвержена, но по большому счёту это лишь одна из догадок, которую строит для себя зритель. Ничто напрямую на это не указывает. Соответственно, когда у героини нет мотивации, или когда вся мотивация продиктована в лучшем случае лишь её иррациональной душевной болезнью, а не переживаниями, вызванными объективными трудностями, сопереживание у себя вызвать довольно тяжело. Наверное из-за вышеперечисленного «Отражение» после первого просмотра по моей градации вызывает желание поставить максимум 7,5, но всё же необходимо сделать скидку на год производства картины, а также отдать должное Полански, который стал основоположником своей особенной манеры, перенятые черты которой мы уже позже увидим у многих мэтров мистики и сюра.

    8 из 10

    5 апреля 2012 | 16:06

    Не хотела после «Ножа» смотреть его фильм, но аннотация заинтриговала.

    Непонятно, то ли это все случилось взаправду с Кэрол, то ли это просто глюки, то ли частично то, частично другое. У девушки очень выразительно лицо. Ее жизнь…как будто она 7-яя девочка, оставшаяся одна и которой приходится выживать. Не до конца поняла ее. Просто психически ненормальная? Раздвоение личности? Комплексы? Воображение? То хочет одного, то тут же от этого отказывается. Постоянные метания. То, что ясно наверняка — тема одиночества. Все ее бросили, заняты собой, естественно, что никто не заметил ее страхов. Ну и то, что она сама выдумала свои кошмары.

    Что касается названия. Отвращение. К чему? К мужчинам? Ну… все ясно. Ведут себя некоторые как животные, домогаются ее, она частенько слышит охи и ахи понятно от какого процесса за стеной. Хотя, признаться честно, были моменты, когда хотелось ее стукнуть. Это уже чересчур, ведет себя как монашка.

    Трещина в стене. Вот эту идею я даже знаю, кто стащил, и теперь уже знаю откуда. В сериале «Доктор Кто», с пятого сезона появляется трещина, символизирующая…как бы…поток сознания. То есть у главной героини в комнате также появляется трещина, и какой бы мир она не посетила, трещина ее преследует. Как там, так и здесь через эту трещину во все миры начали проникать мысли/фантазии/образы из всей жизни главной героини. И ее психика начала шататься.

    Звук. Отлично передает атмосферу. Прям жуть. Нестрашно, но жуть.

    Одиночество. Эгоизм. Шизофрения. Похотливые мужики. Трещины. Руки. Отвращение.

    Понравилось.

    13 ноября 2014 | 08:02

    Остаться наедине со своими кошмарами и страхами Роман Полански разрешил героине «Отвращения»: получился отличный психоделические триллер. Этот фильм относится к раннему периоду творчества режиссера и не перестает шокировать зрителя по сей день.

    Кэрол играет совсем молоденькая Катрин Денев. С этой ролью актриса справляется на все сто процентов и даже больше. Сюжет фильма сродни традиционному сказочному: родители оставляют ребенка дома одного, дальше начинаются приключения, иногда не самые приятные. В кинокартине Полански старшая сестра Кэрол уезжает в путешествие с любовником. Для Кэрол это событие — катастрофа, она останется одна. Что так пугает ее: одиночество или отсутствие сестры?

    Роман Полански шедеврально показывает страхи и ужасы, которые ощущает, слышит и видит девушка. На улице она в опасности, дома — тоже. Ей чудятся руки в стенах квартиры, которые пытаются схватить ее. Мужчина в ее реалистичных видениях приобретает гипертрофированную силу — может сдвинуть шкафы, открыть любые двери, подкрасться и надругаться над ней. Мужское начало вообще само по себе вызывает в ней жуткое отвращение. Интересно, откуда оно взялось, не на пустом же месте. Но нет никаких подсказок и намеков, можно только предположить, что когда-то ее кто-то пытался или мог изнасиловать.

    Шизофренические сцены, раздвоение личности, бред и сумасшествие Кэрол схожи с героиней фильма Даррена Аронофски «Черный лебедь». Но рукоплескать-то надо Полански хотя бы потому, что он первым обратился к этой теме.

    «Отвращение» вызывает разные эмоции. Это очень сложное и необычное кино, наводящее ужас и страх. Полански знает, как удивить и напугать зрителя. Он великий мастер в жанре психоделического триллера. Браво!

    10 из 10

    25 марта 2015 | 16:28

    Несмотря на то, что Полански сам заморал себя и для меня отвратителен, в одной из первых работ он и представил историю «отвращения» — последний кадр фильма окончательно убедил меня.

    Сама я психолог (хоть и бывший), и для меня это ужасающая отвратительная история бедной девушки, пережившей насилие в семье видимо со стороны отчима или быть может отца, на фоне чувствительной психики: нежелание общаться (ведь можно пригласить подругу или уйти к ней, чтоб не оставаться одной), но она боится уйти из дома, т. к. он для нее и крепость, и защита, и при этом ей уже хочется любви, но она хочет ее только в извращенном отвратительном виде… она не может контролировать себя, потому что маленький стресс — одиночество, выводит из состояния «Заморозки» ее душевное расстройство… Это чудовищная история о том, что нечеловеки-мужчины могут загубить не просто девичью честь, но и их жизнь, и даже жизнь окружающих. Это фильм и про Поланского… Я его ненавижу, но фильм снят прекрасно, прекрасна и Катрин Денев…

    10 из 10

    2 декабря 2014 | 17:47

    Что такое безумие? При ближайшем рассмотрении сам термин умопомешательства оказывается трудно определимым. В XV веке им было нечто одно, в XIX другое, а сегодня — третье, что и неудивительно ведь сознание человека, доминирующее мировоззрение, да и само сущее пребывает в постоянном течении. Фундамент новому восприятию бытия подготовил старик Шопенгауэр, утвердив в философском дискурсе западноевропейской культуры понятие «воли». По его мнению «воля» присуща всему живому и ее референтом в материальном мире является тело. С этого все и началось. Великий Фрейд, базируясь на последних достижениях гениев философии увязал влечения и страсти тела со страхами и надеждами души. Цепь замкнулась. Его учение оказало неоценимую помощь человечеству, которое в связи с неуклонной урбанизацией, механизацией и тотальной симуляцией медленно и верно сходило с ума…И сходит до сих пор. Города растут, население уплотняется, а человек чувствует себя все более одиноким. Средства производства совершенствуются, машины усложняются, чтобы облегчить жизнь, а человек ощущает себя все более жалким и ненужным. Границы прав и свобод расширяются, сексуальность полностью раскрепощается, а человек все глубже вязнет в пучине отчуждения от своего тела и своей сущности. Бесконечно множатся все новые стили жизни, направления, вкусы, течения, а человек в растерянности спрашивает у самого себя «Кто я?» утратив всякую способность к самопознанию.

    Молодая девушка Кэрол, кажется, выносит на своих хрупких плечах все безумие этого мира. Вся ненормальность, абсурд и тревога окружающей действительности бродят в ее сознании неприкаянными призраками. В то время как другие девушки прячутся от них в своей сексуальности, моде, профессии, деньгах, детях и т. д., Кэрол все безвозвратней теряется в лабиринте собственной души, а мужчинам, случайно угодившим в него не будет спасенья. Катрин Денев, эта по-настоящему гениальная и великая женщина, сверх профессионально и искусно выписывает уникальный, неповторимый образ девушки-интроверта, чья жизнь протекает где-то внутри, далеко от внешнего мира и людей. Следует полагать, что ее экзистенциальное существование так бы и продолжало течь в мирном русле… НО ее восхитительное тело и невероятная красота как магнитом притягивают к себе мужчин. Внимание с их стороны естественно вызывает ответную реакцию, фактически телесный рефлекс или как мы теперь знаем движение ВОЛИ. Ее пробудившаяся сексуальность закономерно порождает душевный диссонанс, буквально вступая в борьбу и предъявляя законные права ее робкой, скромной и НЕПОРОЧНОЙ экзистенциальной сущности. С этого момента начинается борьба, в которой не будет победителей и побежденных, чьим результатом явится регресс к архетипическому, первосущностному состояния хаоса и чистого безумия или… просто смерти (гениальный треввелинг в последней сцены фиксирует только разбросанные, разрушенные вещи, кровь и следы борьбы).

    Столь разнообразный, прочный и структурированный каркас фильма, позволяет Роману Поланскому продемонстрировать все свою художественную мощь. Гениальная работа с самыми разнообразными объективами, светофильтрами, ракурсами и мизансценами приводят к появлению одного из лучших психотриллеров в истории кино (на уровне прародителя жанра Хичкоковского «Психо»). Параноидальная, нервозная, сновидческая атмосфера картины с первых кадров погружает зрителя в кошмар, в котором грань между истиной и ложью, реальность и галлюцинацией, святостью и бредом отсутствует априори. Чувство невыносимого, абсолютного страха перед телом (попробуйте сбежать от собственной плоти!), ощущение бесконечного одиночества в огромном мегаполисе (еще полнее выраженная в «Жильце»), кардинальная утрата перспективы реальности — все это передано просто эталонно. По силе подачи и визуализации сравниться с подобного рода шедевром могут только некоторые фильмы Хичкока или Линча. Все эти эмоции, безусловно, проистекают из сущностного ядра самого Романа Поланского, человека в детстве пережившего все ужасы войны, в молодости смерть беременной супруги от руки серийного маньяка, а в зрелом возрасте преследования всего западного общества по обвинению в извращенных сексуальных пристрастиях. Вопрос, закономерно напрашивающийся при просмотре картины состоит в том, а не безумна ли сама реальность? Что она есть как не случайное столкновения бесчисленного числа случайностей, событий, фактов, беспрерывное становление, проще говоря ХАОС — отец всего живого. Он царствует не только в т. н. объективном мире, но и в наших собственных душах, служащих ареной для страстей и влечений самого разного толка (в данном случае превалирует «отвращение»). Стоит только утратить бдительность, потерять перспективу и вот… вас уже нет. Вы даже не представляете, насколько вы близки к пустоте вот в это самое мгновение.

    Между тем, не следует думать, что фильм строго выполнен в рамках психоанализа, ближе к концу вы поймете, что он оставляет их далеко позади и вступает в область «скрытого». Картина полнится символами, метафорами и аллюзиями, тяготеющими к многозначности, а не односторонней линейности сексуального подавления и детских переживаний (Все опираются на фотографию в конце фильма, где молодая девочка Кэрол с шокирующим, невероятным, воистину парадоксально тревожным выражением животного ужаса, взирает на отца. Все думают о насилии с его стороны. А что если его не было и ее «отвращение» к мужчинам суть природное отклонение?) Нет, Полански словно доказывает, что художник всегда будет ВЫШЕ любого ученого или мозгоправа, ведь он смотрит в саму сущность вещей, а не на понятия.

    Интересно также, насколько точно фильм предугадывает все причины и последствия нарождающейся на тот момент сексуальной революции. По сути дела, последняя являлась не освобождением, а типичным симптомом порабощения и структуризации тела машинами и урбанистическим образом жизни. Кэрол словно этакая «посторонняя» наблюдает за штурмующей ее «Я» ужасной сексуальностью, но хотя бы понимает, что она опасна и боится ее, общество же напротив с радостью бросилось в ее объятия, не сознавая всю ее силу, которая в итоге обернулась смертоносной эпидемией СПИДа для миллионов.

    Фильм Поланского достоин только лестных похвал, по своему эмоциональному воздействию, содержательному наполнению и стилистическому оформлению он настолько хорош, что для критики просто невозможно найти зацепок. Продолжая традицию «Психо» (и являя ее кульминацию) «Отвращение» буквально пробуривает путь сквозь многообразные пласты (на этот раз женской) психики к сущности бытия, к мраку хаоса, который и есть истина.

    «Мы живем безумной, противной самым простым и первым требованиям здравого смысла, жизнью, но так как этой жизнью живут все или огромное большинство, мы не видим уже различия между безумной и разумной жизнью и свою безумную жизнь признаем разумной… То не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть.» Л. Н. Толстой.

    2 августа 2015 | 21:21

    Одной из важнейших черт творчества Романа Полански для меня является виртуозная передача чувств героев посредством атмосферы картины. Даже не диалоги, а скорее цвета, эти винтажные краски, даже в новых его фильмах ("Призрак») делают персонажей такими загадочными, что за ними безустанно хочется наблюдать. Ну и, конечно, сами актеры, находясь в такой лакомой обстановке таинственности, холодности, не проигрывают на этом фоне и не предают то, ради чего режиссер ставит свой фильм.

    «Отвращение», снятое Полански в 1965 году, во время, когда цветная пленка была уже в ходу, имеет ярко-выраженный нуар-стиль и к тому же сочетает в себе элементы триллера, построенного на грани мистики, однако как таковой ее там нет. Пугающие главную героиню сновидения, галлюцинации или же просто плоды ее больного воображения — не что иное, как метафора ее жизни: находясь в неродной стране, Кэрол чувствует себя чужой и одинокой, а заодно медленно, но верно сходит с ума.

    Видеть Катрин Денев в таком заманчивом амплуа несколько аутичной девушки, при ее французском шарме и великолепном раннем актерском таланте, безусловно, приятно. В рамках своей роли она смотрится очень органично, все действие сконцентрировано на ней, и с этой задачей она справляется блестяще.

    В итоге, мы имеем деликатес от мастера Полански, выполненный в присущей ему манере — кинематографическая роскошь соединяется в картине в метафоричных образах и нескучном действии, смотрящимся гораздо более увлекательно и порой неожиданно и даже пугающе, чем современные аналоговые постановки.

    25 марта 2011 | 12:44

    Впервые вчера посмотрела этот фильм и осталась под впечатлением! То, что он черно-белый совсем не замечаешь. Он и не должен по своей сути, мне кажется, быть цветным. Именно атмосфера черных и белых тонов дает свою часть напряжения от сюжета, от героини.

    Весь просмотр так и хотелось крикнуть «Да очнись ты, посмотри вокруг, посмотри на солнце..!» Но понимаешь вдруг, что девушка больна и становится не по себе. Как и почему близкое окружение не увидело чего-то ненормального в ее поведении? Хотя нет, видели же, замечали, что что-то не так. Но здоровому психически человеку трудно списать симптомы рассеянности и такого поведения сразу же на психическое расстройство, и это нормально. Здоровый человек скорее подумает, что это усталость, грипп или влюбленность. Но когда ты обнаруживаешь ТАКОЕ, то становится очень страшно!

    Был у меня опыт общения с девушкой — шизофреничкой, я жила бок о бок с ней в общежитии и не знала о ее болезни. Когда стали происходить странности в ее поведении и поступках, я до самого последнего момента, до вызова врачей, не могла в это поверить и осмыслить! Ужас, конечно.

    9 из 10

    22 ноября 2012 | 13:52

    Вскоре после фестивального успеха камерной драмы «Нож в воде» (1962) Поланский покидает Польшу и следующий свой фильм снимает уже в Англии. Его зарубежным дебютом становится «Отвращение» — модерновое соединение психопатологического фильма ужасов в хичкоковском понимании и ставшей особо модной в этот период (благодаря фильмам Антониони и Бергмана) интеллектуальной драмы отчуждения.

    Бельгийка Кароль Леду, одинокая молодая маникюрша, живущая в Лондоне со своей сестрой Элен, после отъезда последней в отпуск добровольно заточает себя в четырех стенах квартиры. Она всецело замыкается на своих страхах, которые выражаются то в неконтролируемых агрессивных импульсах, то во все более навязчивых кошмарах и галлюцинациях.

    Редкостное умение молодого поляка лишать реальное и вымышленное присущих им координат, свободно выводить их за пределы жанровых границ, создает здесь такой эффект, когда подлинные события начинают восприниматься как навязчивый бред. Поланский повсеместно разрушает привычные законы восприятия времени и пространства. В фильме используется минимум слов, а действие в основном не покидает пределы одной квартиры.

    Зато в полной мере здесь задействованы: зловещие ракурсы, постоянная игра со светотенью, множество любопытных деталей — от все увеличивающейся трещины на стене до прорастающего картофеля, систематические деформации интерьеров — изменение привычных размеров вещей благодаря применению широкоугольной оптики и специального увеличения декораций; гипертрофированные звуки — от боя часов до гулких шагов на лестнице, обработанные композитором Кшиштофом Комедой… Всё это превращает обычную квартиру рядовой многоэтажки в обитель запредельных, почти готических ужасов.

    При поверхностном восприятии фильм представляет собой субъективный взгляд шизофренички на мир, с которым она постепенно теряет контакт. Чтобы передать это, польскому иммигранту нужна была особая актриса. И он находит для своего зарубежного дебюта молодую французскую исполнительницу — Катрин Денев, которая «несмотря на ангельское лицо, вполне могла зарезать мужчину бритвой». При более тесном контакте с картиной история предстает подробной демонстрацией клинического случая — погружения во тьму неосознанных страстей, что становятся следствием прогрессирующей клаустрофобии главной героини или же результатом сексуального невроза.

    Поланский сосредоточил здесь пристальный взгляд на целом комплексе таящихся в человеке разрушительных сил. Благодаря изысканному постановочному решению, фильм, который можно рассматривать как учебник по психопатологии, превращается в итоге в учебник по режиссуре. Добившись эффекта психической деформации через оптическую, фильм продемонстрировал не только клинический случай подавленности, переходящей в паранойю, но и передал крайнюю степень человеческого страха перед жизнью, когда остается только одно — самоистязание и насилие.

    Однако от типичной криминальной драмы, приправленной входящей тогда в моду фрейдистской темой, Repulsion отличает еще и контекст, который он определяет. Это и «Андалузский пес» (1928) Бунюэля (которому «Отвращение» шлет привет уже самым первым кадром, когда зрачок героини разрезается титрами), это и «Блоу-ап» Антониони, который появится лишь через полтора года, и «Сияние» (1980) Кубрика, где, как и в «Отвращении», эффект финального фотоувеличения многое разъясняет зрителю, это и французская «новая волна», чьи приемы Поланский умело эксплуатирует в уличных сценах.

    Это и «Орфей» (1949) Кокто, это и пьесы Тенесси Уильямса, с присущими его героям психопатологическими эскападами, ну и, конечно, триллеры маэстро Хичкока. И в этом смысле дебютный иммигрантский фильм Поланского может считаться одним из лучших образцов преображения сюжета уголовной хроники в настоящее новаторское кино.

    9 июля 2012 | 19:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>