всё о любом фильме:

Иррациональный человек

Irrational Man
год
страна
слоган-
режиссерВуди Аллен
сценарийВуди Аллен
продюсерЛетти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникКарл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
монтажАлиса Лепселтер
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  970.3 тыс.,    Италия  491.2 тыс.,    Россия  197.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя.

Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (33 786)
ожидание: 95% (6826)
Рейтинг кинокритиков
в мире
44%
81 + 102 = 183
5.5
в России
94%
15 + 1 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Пятый по счёту и третий подряд фильм Вуди Аллена, снятый в анаморфированном формате «Синемаскоп» (отношение ширины кадра к высоте 2,35:1).
    • Первый фильм Вуди Аллена, в котором снялся Хоакин Феникс.
    • Хоакин Феникс набрал перед съёмками почти 15 килограммов веса, будучи твёрдо уверен, что его персонаж должен выглядеть именно так.
    • Второй подряд фильм Вуди Аллена, в котором он снял Эмму Стоун.
    • Первая роль Софи фон Хэйзелберг в художественном фильме почти за четверть века.
    • Эпизоды в вымышленном университетском городке сняты в реально существующем университете в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
    • Четвёртый фильм Вуди Аллена, в котором обыгрывается тема преступления и наказания. Первыми тремя стали «Преступления и проступки» (1989), «Матч Пойнт» (2005) и «Мечта Кассандры» (2007).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В определённой степени фильм «Иррациональный человек» (2015) является современным изложением романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
    • Пиетет Вуди Аллена перед русским писателем Фёдором Достоевским проявляется в двух эпизодах фильма. В одном Эйб восклицает: «Прав был Достоевский!» (относительно представлений о жизни самого Эйба), в другом Джилл находит на столе Эйба открытый роман «Преступление и наказание».
    • За основу сюжета взята идея фильма Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) — убийство, которое совершает незнакомый с жертвой случайный человек, чтобы следствие зашло в тупик в поисках мотива преступления. Как и в фильме Хичкока, часть сюжета фильма «Иррациональный человек» разворачивается в парке развлечений.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 159 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как вы назовете человека, который обретает смысл жизни через преступление, прикрываясь благими намерениями? Вуди Аллен аттестует его иррациональным человеком, хотя, на мой взгляд, речь как раз о крайнем рационализме на почве эгоизма. Именно такой рационализм подтолкнул Гитлера к уничтожению «недостойных» наций — хотя бы таковых оказалось полмира. Он же «благословил» на преступление Родиона Раскольникова. Бытовой макиавеллизм неистребим, потому что когда Бога нет, дозволено все — оправдания найдутся.

    Профессор философии Эйб Лукас экзистенциально опустошен. Он потерял смысл жизни, а проще говоря — разнюнился в хлам. Книга не пишется, член не встает, бутерброд не лезет в горло, зато туда рекой льется фляжка с горячительным. Бравирование своим отчаянием даже приводит профессора к игре в русскую рулетку на виду у перепуганных студентов — в общем, вместо того чтобы оттолкнуться от дна ноги Эйба лишь увязают в иле.

    Но случайно подслушанный в кафе разговор вмиг исправляет засбоивший часовой механизм жизни Эйба. Он получает возможность изменить этот мир. К лучшему, как ему кажется. Раздавить «червяка» — жестокосердного судью-крючкотвора, отнимающего женское счастье быть рядом с ребенком у достойнейшей. Назревает идеальное преступление: видимых мотивов нет, и, стало быть, остаться незамеченным — проще категорического императива Канта.

    Подготовка смертоубийства приятно щекочет нервы преподавателя. Все пять чувств обостряются, и он ест жизнь большой поварешкой, причмокивая от удовольствия. Ну а как иначе — он ведь нашел в себе силы действовать, пока другие занимаются пустопорожней демагогией. Заповедь «Не убий» рушится под железобетонными аргументами «общего блага». Какая уж тут «слезинка ребенка», спасающая мир красота и прочие атрибуты прекраснодушного умствования?

    И все это дьявольски логично, но, по гамбургскому счету, патологично. Дальше известно что: все тайное рано или поздно становится явным, потому что окружающий мир представляет собой колоссально сложный пазл, из которого нельзя просто так выдернуть чью-то жизнь. Одна ниточка тянет за собой вторую, вторая — третью, и…

    И не рой другому яму, а то сам в нее попадешь.

    …Каждый фильм Вуди Аллена — приговор убогости наших помыслов. Приговор неявный, изящно задрапированный невероятной сочности пейзажами и диалогами о невыносимой легкости бытия. За происходящим задумчиво наблюдает улыбающаяся лишь глазами вечность. Ее забавляют люди, строящие теории, которые не учитывают главной аксиомы. Той, что мир есть любовь, и исправление этого мира тоже возможно только через любовь. Сплетение обстоятельств — не гордиев узел, который можно разрубить чьей-то смертью. Развязывать надо. А если душевных силенок не хватает или умишка — не вмешиваться вовсе. Сверхлюди обитают только в умозрительных ницшеанских чертогах.

    Тема убийства в фильмографии Вуди Аллена появляется не впервые. В «Матч-Пойнте», «Мечте Кассадрандры» и других своих фильмах режиссер, в разных декорациях, все ставит и ставит перед зрителями и самим собой вопрос вопросов: что делает человека способным на убийство и что происходит с ним после. Правда очевидна давно (но напомнить не помешает): лишение другого смерти — не та вещь, через которую можно переступить, как через сломанную половицу. Убийство продолжается каждый день, проживается вновь и вновь. И неизбежно ведет к другим убийствам. Это химическая реакция — процесс неостановим. А конечная мишень этой реакции — сам убийца. Физически или духовно — какая разница, ведь жизнь — это метаболизм души, а не проекция рассудка. Странно, что блестящий преподаватель колледжа Эйб Лукас об этом не подумал.

    11 января 2016 | 17:52

    Не люблю пересказывать содержание фильма или описывать сюжет. Для этого есть аннотация к фильму на этой же странице. Она может быть не всегда точной, но общий смысл передает.

    А теперь, собственно, фильм. Опишу только общие впечатления и некоторые моменты.

    Про Вуди Аллена нет смысла говорить — мастер есть мастер.

    Сюжет фильма вполне интригующий. Мне напомнил «Незнакомцы в поезде» Хичкока. Также есть отсылки к творчеству Достоевского, которого любит Аллен.

    Повествование идет неспешно, без особых скачков, но заскучать не дает. Все сцены к месту и длятся ровно столько сколько нужно, провисания нет, никаких длинных монологов/диалогов.

    Действующих лиц немного, основных два — герои в исполнении Хоакина Феникса и Эммы Стоун.

    Актеры играют на отличном уровне, веришь в происходящее.

    Часто я субъективен в оценках и мне трудно не обращать внимание на личные симпатии/антипатии к актерам и режиссеру.

    Хоакин Феникс — замечательный актер, но я его недолюбливаю. Однако, в этом фильме мне он очень понравился и вся моя «нелюбовь» улетучилась. Отлично вписался в образ, герою действительно сопереживаешь.

    Эмма Стоун как всегда немного сумасшедшая, но обоятельная.

    Основное впечатление от фильма — легкость и простота. Тепм повествования и великолепно подобранная музыка создают очень приятное и непринужденное настроение, несмотря на личную драму главного героя и совершаемые им поступки.

    У режиссера получилась легкая, летняя, «черная» комедия, как бы странно это не звучало.

    Для поклонников творчества Аллена откровений не будет, просто очередной хороший фильм мэтра, для непоклонников — этот фильм способен подтолкнуть посмотреть другие работы режиссера и пополнить ряды его поклонников.

    Фильм вызывает желание его обсуждать, а это, на мой взгляд, показатель того, что, как минимум, было интересно.

    8 из 10

    25 марта 2016 | 12:17

    Григорию Потёмкину нередко приписывают фразу, которую он якобы сказал Фонвизину в 1782 году, после премьеры пьесы «Недоросль»: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Достоверность этой цитаты может вызывать многие сомнения, зато другую фразу, противоположной формы, но того же смысла, несомненно, повторяют миллионы кинолюбителей по всему миру… «Аллен, живи вечно!».

    В этом году неподражаемому Аллену исполнится восемьдесят. Невысокий очкарик с трогательными чертами лица, он уже давно воздвиг себе огромный нерукотворный памятник — и несколько небольших, рукотворных, ему при жизни поставили благодарные зрители: от Овьедо до Калининграда. За плечами маленького великого человека — книги, ставшие классикой американской литературы, постановки, ставшие классикой американского театра и, наконец, сорок пять полнометражных фильмов, многие из которых не только вошли в классику американского кино, но и пополнили золо… алмазный фонд всего мирового кинематографа.

    Фильмография Вуди Аллена обширна, классифицировать её можно по многим признакам. По десятилетиям: от конца 1960-х до настоящего времени; по жанрам (среди которых — изобретённая Алленом «интеллектуальная комедия»); по месту действия: нью-йоркский период, европейский период… и так далее. Каждый отыщет «своего» Вуди Аллена. Для меня «тот самый Аллен» — это серия многослойных психологических лент, снятых в 1970-1990-е годы, сюжет которых развивается в чарующих декорациях Нью-Йорка: «Энни Холл», «Манхэттен», «Ханна и её сёстры», «Преступления и проступки», «Мужья и жёны», «Знаменитость» и другие. При этом я безмерно ценю многие работы Аллена, которые про себя называю «апокрифами»: по-бергмановски суровые «Интерьеры»; «Звёздные воспоминания» — алленовская переработка «8 1/2 » Федерико Феллини; «Тени и туман» — лента в стиле Фридриха Вильгельма Мурнау; гимн всем любителям кино под названием «Пурпурная роза Каира»; псевдодокументальный «Зелиг» и прочие.

    Увы, не одну работу Аллена хочется вычеркнуть из памяти — как не оправдавшую высоких ожиданий, сопровождающих просмотр любой алленовской картины. Слыша от других признания в нелюбви к Вуди Аллену, всегда довольно точно представляешь себе, какие именно неудачные фильмы смотрел собеседник. И какие — не просто удачные! — к большому сожалению, не смотрел.

    Несмотря на случающиеся разочарования, каждый новый фильм Вуди Аллена — это событие, которое ждёшь, словно собственный день рождения. Это праздник, который, не имея конкретной даты, наступает каждый год. Задумавшись ещё несколько десятилетий назад о смерти, испугавшись неизбежного конца, Аллен направил страх в русло творчества, пустился наперегонки со временем — и начиная с 1977 года он ни разу не выпускал менее одной картины в год, стремясь успеть за свою жизнь как можно больше. В этом году праздник наступил 13 августа, когда в российский прокат вышел новый фильм «Иррациональный человек».

    Эйб Лукас — профессор философии и человек средних лет, находящийся в глубоком экзистенциальном кризисе — приезжает на лето в колледж, дабы преподавать этику — дисциплину, к которой он уже сам почти потерял интерес. В колледже у Лукаса, лишённого вкуса и самого ощущения жизни, завяжется одновременно два романа — с коллегой, стремящейся уйти от скучного мужа, и молодой студенткой, уже встречающейся с преданным ей молодым человеком, но очарованной томной тоской главного героя. Обе попытаются по-своему вытянуть Лукаса из безбрежного болота, в которое превратилась его жизнь. Однако возродить зачахшую душу, вернуть Лукасу радость бытия окажется в силах не женщина, а совершённый им самим Поступок. И это будет не подвиг, а нечто абсолютно безнравственное. Как ни парадоксально, но именно тягчайшее из преступлений вернёт преподавателю этики духовное равновесие и жизненные силы, даст мощнейший позитивный импульс.

    Этические проблемы, связанные с лишением человеком человека жизни, были затронуты в таких работах Вуди Аллена, как «Преступления и проступки», «Матч Пойнт», «Мечта Кассандры». Герои этих фильмов, переступая черту, погружаются в терзания, начинают задаваться вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?» И, не способные подавить в себе человеческое, голос совести, суеверный страх перед Высшими силами, — отвечают: «Тварь!». При этом не обязательно за преступлением следует реальное наказание.

    Новизна «Иррационального человека» по отношению к другим картинам Аллена заключается в том, что впервые новоиспечённый Раскольников заключает — «Имею право!». Убийство не выбивает героя из колеи, а, напротив, ставит всё на свои места. По крайней мере, так поначалу кажется…

    Злодеяние и тянущийся за ним шлейф последствий вместе с несколькими любовными линиями запутываются в фильме в сложнопереплетённый клубок. «Иррациональный человек» держит в напряжении, каждую минуту ты, как зритель, пытаешься просчитать, куда приведут сюжетные нити, каков будет исход. В по-настоящему непредсказуемом финале режиссёр разрубает Гордиев узел — делает это неожиданным образом… однако без должного изящества. Финальный сюжетный поворот оказывается внезапным и при этом несколько разочаровывающим.

    Новый фильм Аллена хорош, интересен, красив, он поистине захватывающий и по-алленовски стильный, однако местами в нём чувствуется, что у семидесятидевятилетнего мэтра режиссёрская хватка слабеет.

    Для лучших работ Аллена характерна многогранность, но в «Иррациональном человеке» тема преступления оттесняет прочие — например, интересная проблема двух параллельных романов главного героя остаётся без должной проработки. Персонажи ведут диалоги, поминая всуе всевозможных философов, но этим беседам не хватает глубины, ощущается некоторая поверхностность. Повторюсь: «Иррациональный человек» — интересное и стильное кино — само по себе, но оно страдает от сравнения с более крепкими работами Аллена.

    Если же оценивать «Иррационального человека» по меркам не авторского, а массового кино, которое зритель привык смотреть вприкуску с поп-корном, то, безусловно, фильм становится эталоном — он в меру развлекательный, в меру вдумчивый, нетривиальный, прекрасно сыгранный и качественно поставленный. Да, Вуди Аллен уже не снимает так, как он снимал когда-то. Но и сейчас никто не снимает так, как это делает Аллен. Планка опустилась везде и у всех, Аллен в этих условиях остаётся вершиной, возвышающейся над общей массой. Настоящей глыбой — самобытной и неповторимой. Вот бы стоять ей вечно!

    Вместо послесловия — персональные наблюдения. Зная, что «Иррационального человека» неизбежно будут сравнивать с «Матч Пойнтом», Вуди Аллен оставляет множество отсылок к этому фильму (пояснять не буду, дабы не было спойлеров). Это томик «Преступления и наказания» с пометками главного героя, надежда Лукаса на то, что его преступление «повесят» на какого-нибудь бродягу, постоянные разговоры персонажей об отъезде в Лондон… Любопытно, что в фильмах Вуди Аллена Лондон ассоциируется с убийством. В «Преступлениях и проступках» также были разговоры о Лондоне, к тому же в конце именно в этом городе наступает неблагоприятная развязка для героя, роль которого исполнил сам Аллен. В лентах «Матч Пойнт», «Сенсация» и «Мечта Кассандры» убийства происходят непосредственно в британской столице. Как и многие другие великие режиссёры, Вуди Аллен создал собственный киноязык: словно буквы в словах, он чередует в своих работах определённые образы — джаз, цирк, писатель в творческом кризисе, Нью-Йорк, Лондон…

    7,5 из 10

    26 августа 2015 | 14:13

    Новый фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек» отвечает на несколько философских вопросов: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Оправдано ли убийство ради благой цели? Может ли испортить великолепного Хоакина Феникса пивной живот?

    Сюжет таков. Обаятельный профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), полностью утративший интерес к жизни приезжает в небольшой колледж, где заводит интрижку одновременно со своей коллегой (Паркер Поузи), уставшей от мужа, и с романтически настроенной студенткой (Эмма Стоун). Жизнь течет однообразно до тех пор, пока случайно подслушанный разговор в кафе не переворачивает мир вечно несчастного профессора с ног на голову, поселяя в нем идею об «идеальном убийстве».

    Вуди Аллен в причудливой пессимистической манере решил пойти по своей традиционной схеме: любовная история, убийства, смешной конец. В результате получился легкий и сентиментальный фильм, с философской подоплекой и полем для размышления, который определенно стоит просмотра. В конце концов, ну кто еще решится пересказывать под звуки джаза Достоевского? Только живой классик, единственный и неповторимый Вуди Аллен.

    10 из 10

    24 августа 2015 | 18:42

    Звание профессора философии лишь с первого взгляда подразумевает то, что человек хоть на чуточку приблизился к пониманию того, что он здесь делает. Такой человек может быть не менее, а то и более потерян по жизни, чем остальные, не разбирающиеся в Канте и прочих великих, пока не случится нечто, что сможет их потрясти до глубины души. Так произошло и с весьма талантливым профессором Эйбом Лукасом, чья жизнь до переезда в небольшой городок не имела никакого смысла.

    Затейник Вуди Аллен вновь решил посватать Эмму Стоун с мужчиной постарше, только уже в нашем времени. Отправил он ее в колледж, где и познакомил с одним весьма интригующим профессором философии, в которого так легко влюбиться юной впечатлительной девушке…

    Да и как тут не влюбиться в этого Эйба Лукаса, коварно воплощенного Хоакином Фениксом? Ведь именно такие пользуются особым успехом у женщин, которым хочется стать чьей-то музой, вдохнуть жизнь в талантливого, но отчаявшегося человека. Вот и тут на профессора-алкоголика клюнули сразу две: студентка и преподавательница. Первой еще хочется все романтизировать, вторая же более реалистично и практично подходит к таким отношениям. Разумеется, любовного треугольника не избежать, но если вы думаете, что это очередная банальная история про роман студентки с боготворимым ею преподавателем, то Вуди Аллен припас для вас несколько сюрпризов.

    На Эмму Стоун здесь можно любоваться и не налюбоваться. Одержимость ее героини профессором балансирует на грани здравого смысла, но она такая ветреная, наивная и милая в своем обожании придуманного ею самой идеала, что прощаешь ей все глупости. Даже не жаль ее парня-сверстника, ведь так интригующе наблюдать за ее отношениями с Эйбом Лукасом, подталкивая их в своей голове все-таки переступить черту. И Паркер Поузи очаровательна в образе такой искательницы приключений в рамках скучного кампуса колледжа. Есть с ней парочка честных сцен, которые удивляют и забавляют своей бесцеремонностью и прямолинейностью.

    Маленький уютный городок, один из таких, где никогда ничего не случается, теплые деньки, лекции о бытие (от Аллена, устами Феникса) и откровенные разговоры о реальной жизни на свежем воздухе, происходящие под звуки джаза… и один поступок, который меняет все. «Иррациональный человек» смотрится очень легко, поднимая настроение, несмотря на присутствующую в развитии истории мрачность. Есть преступление и есть наказание. Но оба они в некотором роде шокируют: за миг «до» постоянно кажется, что это все-таки не произойдет, и заставляют пораздумывать над капризами любви, юных дам, привлекательности профессора средних лет с сильной алкогольной зависимостью, идеями обреченности и тем, в чем только людям ни удается порой найти свой смысл жизни. И хотя в принципе эти две кинокартины непохожи, при просмотре вспомнилась «Сенсация» того же Вуди Аллена, вызвавшая похожие чувства. Хотя от «Иррационального человека» гораздо более мягкое послевкусие.

    Некоторые советуют смотреть данный фильм лишь ярым поклонникам Феникса и/или Аллена, но я с этим не согласна. «Иррациональный человек» приятная комедия с нотками детектива, неожиданно и с черным юмором представляющая нахождение смысла жизни человеком, который его даже особо и не искал. Отличное кино для проводов этого лета.

    Никто не знает, что на самом деле творится в голове профессора Эйба Лукаса. До недавнего времени там были лишь философия и выпивка. Но теперь в его жизни появился смысл, и окружающим стоит быть более осторожными.

    30 августа 2015 | 19:45

    Вы меня простите, но достаточно не пытаться понять идеи фильма, а посмотреть на затянутый сюжет и посредственную игру актеров, чтобы понять, что этот фильм очень слабый. Намного слабее «Магии лунного света», где есть жизненная правда, светлый юмор. Намного слабее «Матчпойнта», где при сходстве идеи рока, попытке работать в ключе черном юморе, все намного острее и правдивее — в жизни зло часто возникает случайно и остается безнаказанным, вопреки нашим представлениям о неизбежной расплате и справедливости. Ну а передергивать «Преступление и наказание» Достоевского, идеи Хайдеггера, Сартра лучше либо очень талантливо, либо никак. Ощущенние, что иррациональный человек — пародия на современного интеллектуала, профессора запутавшегося в своих идеях с большей наивностью, чем студент Раскольников. Вуди Аллену, конечно, виднее, как у них там разлагаются мозги и нравы, но ни одному кадру этой фантастики не верится, сколько ни старайся.

    16 февраля 2016 | 11:59

    Что же, выражая воистину необъяснимый магнетизм притягательности собственной персоны, Аллен рисует уже опостылевший и замыленный в кино и литературе образ апатичного, пресыщенного, тяготящегося бессмысленностью окружающего и себя самого героя, вероятно чуть более взрослого и в изрядной степени дряхлого, чем представлен в сценарии. Протагонист исполнен Хоакином Фениксом, наверное редкий случай, когда невероятная популярность у кастдиректоров и критики кажется абсолютно оправданной. Действительно, максимум из представленного в сценарии персонажа выжато, если героиня Эммы Стоун местами раздражает (по своей ли вине или нет), то Феникс абсолютно органично выглядит в каждом эпизоде.

    Достоевщина, столь излюбленная Алленом и порой блестяще переосмысляемая (аллюзии на «сестер Карамазовых» к примеру), обнаруживает себя в картине в одном из самых первых диалогов. Впоследствии развитие сюжета угадывается, но тем не менее смотрится живо, благо Раскольников у профессора философии получается не ницшеанским, а с куда большей примесью и экзистенциальности, и Кьеркегора с Хайдеггером, не раз упоминавшихся. А следовательно, «Преступление и наказание» останавливается на первой части, не потерявшей актуальности в отличие от классических христианских спасительных ответов Достоевского, не будет никакого искупления и сопутствующего ему пафоса. Ну так и Кьеркегор был отметен в сторону в одной из бесед, так как христианские решения героя особенно не прельщают.

    Несмотря что Раскольников Аллена не обладает пылающим юным взглядом, черными лоснящимися космами и прочими атрибутами молодости и силы, рассуждения «умнейшего» профессора, просачивающиеся в некоторых эпизодах на самые разные тема так и кишат инфантильной радикальностью и ограниченностью(будь то пример с неприспособленностью Кантовской морали в реальной жизни); персонаж, рассказывая о себе ссылается на свои неоднократные попытки спасать мир, но, видимо, не оставив концепции преображения мира действием, герой разочаровывается в первую очередь ввиду невозможности этого. Что же, жизнь снова охватывает профессора Эйба со всех сторон, преображая в нем животной силой не только сексуальную энергию, но и вызывая внутри сильнейшую волю к жизни, снова отсылая нас обратно к немецкой философии жизни. Так и не может стать сюрпризом, что животный инстинкт самосохранения тоже вырвется наружу.

    Понятное дело, спасать своего персонажа было бы огромным искушением для автора.

    25 августа 2015 | 21:46

    О фильме:

    Опустошенный жизнью и потерявший к ней интерес профессор философии Эйб Лукас приезжает преподавать в небольшой колледж. Там он заводит роман с несчастной в браке женщиной и дружбу с молодой студенткой. И однажды, чтобы изменить свою жизнь, он решается на судьбоносный поступок…

    Мнение:

    Фильмы Вуди Аллена для меня всегда были чем-то таким, что посмотреть можно, но совсем не обязательно.

    Они, безусловно, забавны, ироничны, саркастичны, позволяют задуматься, но… если хочется глубоких раздумий, на мой взгляд, лучше почитать Достоевского или Чехова или еще кого-то.

    Картина под названием «Иррациональный человек» очень похожа на другие работы автора — и способом подачи материала, и образами героев, и развитием сюжета. Все это превращает ее в некоторой степени во вторичное кинопроизведение, которое не спасают ни именитые актеры, ни упоминание различных философов, ни даже некоторые их цитаты.

    Кроме того, этот фильм перекликается со знаменитым литературным произведением уже упомянутого Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», что его также не спасает. Во-первых, потому что нет той глубины, во-вторых, из-за того что «отсылочное» произведение всегда обречено на второсортность, если не содержит в себе больше ничего существенного. А учитывая, что в этой киноленте использован уже знакомый нам сюжет-каркас, картина выходит не очень веселая…

    … Но и не грустная. Фильм вряд ли можно в целом назвать неудачным. Его вполне можно посмотреть по многим причинам. Например, если вы хорошо относитесь к обладателю «Золотого глобуса» и просто хорошему актеру, игравшему во множестве ярких фильмов, Хоакину Фениксу. Ведь здесь у него главная роль, куча экранного времени, а значит и возможностей проявить себя. Если спросите мое мнение, то его игра представляется мне в этой киноленте довольно обычной, средней. На мой взгляд, данный актер может гораздо лучше.

    Также этот фильм можно посмотреть, если вам нравится то, как хлопает большими глазами актриса Эмма Стоун. Или как она приоткрывает рот, когда хочет казаться удивленной. Или как она улыбается одинаковой улыбкой из сцены в сцену.

    В принципе фильм интересен. По крайней мере его не хочется выключить и забыть, как страшный сон, что уже хорошо.

    Кстати, есть еще одна черта, присущая фильмам Вуди Аллена, — его фильмы — это всегда именно фильмы. Не блокбастеры, не артхаусы. Это именно старые добрый нормальные фильмы без выпендрежности. Ведь иногда хочется посмотреть именно их.

    Если сравнивать данную картину с предыдущим фильмом Вуди Аллена, который носит название «Магия лунного света», то можно смело говорить о том, что «Иррациональный человек» гораздо менее яркий — и сюжетно, и визуально, менее мелодраматичный, но чуть более глубокий.

    Вердикт:

    Глянуть можно. Вполне себе смотрибельный фильм. Кому-то, наверное, все же покажется скучноватым. А кому-то — не очень интересным. Но крепким середнячком в жанре ироничных кинолент данное творение назвать можно.

    6 из 10

    19 марта 2016 | 20:31

    Новый календарный год — новый фильм от признанного маэстро. Уже довольно давно поклонникам творчества Аленна известно, что режиссер сказал все, что хотел, и теперь, как правило, просто-напросто смешивает прежние истории, получая новую смесь. Стоит заметить, по-прежнему с приятным послевкусием.

    «Иррациональный человек» в завязке своей до боли напоминает «Мужей и жен», однако на этот раз Аллен не решается слишком долго мучить зрителя экзистенциальными страданиями главного героя на фоне романа со студенткой и сразу окунает нас в драматичный круговорот а-ля «Матч Поинт» и, возможно, «Проступки и преступления». Что, в принципе, не удивляет, поскольку творчество Достоевского так и норовит выскочить из-за каждого угла фильма.

    Пустые сердца наполняются сплетнями.

    Айб Лукас, профессор философии, за последний год потерял всякий интерес к жизни. Он не встречается с женщинами, не чувствует вкуса еды, забросил свое тело, а в особо веселые вечера играет в русскую рулетку на глазах у собственных студентов, среди которых присутствует Джилл, настолько восхищенная его умом, что готова расстаться с любимым молодым человеком.

    Можно ли среднему классу судить гениев?

    И вот, в самый обычный день в самой обычной закусочной он со своей поклонницей подслушивает разговор женщины, которая находится на самом краю. Внезапно главный герой осознает, что его призвание в жизни — быть (весьма своеобразным) Робин Гудом. А все, что происходит далее, как говорится, лучше один раз увидеть…

    Справился ли Аллен с задачей передачи настроений героя? И да, и нет. Нотки циничного и черного юмора, звучащие под аккомпанемент фортепиано на протяжении всего фильма, не дают возможности быть уверенным в серьезности повествования, пускай рассказчик и поднимает вопросы, мучившие еще самого Канта.

    Хоакин Феникс и Эмма Уотсон сыграли поразительно настолько, насколько способны. И все же, между ними двумя какой-либо химии на экране не возникло. Возможно, так было задумано, дабы показать одержимость Айба Лукаса своим лечением от хандры.

    Несмотря на все, лента смотрится крайне свежо. Более того, в фильме никто даже не ходит к психиатру.

    Фильмы Вуди Аллена — как бутылочка хорошего вина. Всегда подойдет для приятного вечера, а иной раз так ударит в голову, что никогда не забудется. «Иррациональный человек» является еще одной такой бутылочкой в коллекции ценителей. Но, перефразируя Айба Лукаса, скажу, что каждый должен понять сам, чем именно является для него данный фильм.

    13 августа 2015 | 16:20

    В своей драме Вуди Аллен показывает нам историю порочности отдельно взятого человека. Его зовут Эйб Лукас, он преподает философию и является асоциальным типом. Уже в начале фильма мы видим запустившего себя мужчину средних лет, страдающего алкоголизмом, не находящего точек соприкосновения с обществом и не воспринимающего жизнь как нечто ценное. С течением фильма авторы фильма погружают зрителя в хаос мыслей Эйба, которые приводят его к бессоннице, которые он пытается выразить на бумаге, и, тем самым, завершить свою научную работу по философии.

    Касаясь философии, Вуди Аллен в «Иррациональном человеке» пытается осветить проблемы пагубности экзистенциализма. Тема экзистенциализма раскрывается в данном фильме с разных сторон: здесь и Кант, и Достоевский, и Гуссерль, и Кьеркегор, и Хайдеггер. И если знакомиться с основными философскими идеями указанных мыслителей можно проследить их четкую взаимосвязь с сюжетом фильма и ужасающей трансформацией личности главного героя. Эйб Лукас, стремясь придать своему существованию особый смысл, переживая «отчаяние возможного» приходит к необходимости преодоления себя и в итоге достижения состояния «сверх общества». Ключевой для понимания идеи фильма является всё же философия Хайдеггера: недаром, главный герой, как и Хайдеггер, подвергает всю философию пересмотру, закручивает роман со своей студенткой, соглашается с тем, что просто обыденное существование — «ничто», и придерживается теории множественного гуманизма, выстроенного на допустимости физического устранения отдельных элементов на благо всего общества. Именно поэтому, как мне кажется, в конце фильма можно созерцать определенные проявления маниакально-депрессивного психоза Эйба Лукаса. Пожалуй, одновременно и достоинством и недостатком фильма является тот факт, что его сложно отнести к какому-то определенному жанру — это и драма, и психологический триллер, и местами трагикомедия. Особенно меня смутил в этом плане саундтрек, на первый взгляд звучащий достаточно нелепо в серьезных эпизодах. Хотя снова обращаясь к истории Хайдеггера, можно понять выбор Вуди Аллена.

    С уверенностью рекомендую данный фильм к просмотру тинейджерами от 16 и старше, поскольку под «нежным» соусом романтики в нём говорится о том как важно сделать правильный морально-нравственный выбор, как легко преступить ту черту, за которой благие намерения ведут прямиком в ад.

    8 из 10

    23 августа 2015 | 04:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>