всё о любом фильме:

Иррациональный человек

Irrational Man
год
страна
слоган-
режиссерВуди Аллен
сценарийВуди Аллен
продюсерЛетти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникКарл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
монтажАлиса Лепселтер
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  970.3 тыс.,    Италия  491.2 тыс.,    Россия  157.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Смотрите в кино:
7 сеансов в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя.

Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (30 562)
ожидание: 95% (4994)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
15 + 1 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Четвёртый фильм Вуди Аллена, в котором обыгрывается тема преступления и наказания. Первыми тремя стали «Преступления и проступки» (1989), «Матч Пойнт» (2005) и «Мечта Кассандры» (2007).
    • Пятый по счёту и третий подряд фильм Вуди Аллена, снятый в анаморфированном формате «Синемаскоп» (отношение ширины кадра к высоте 2,35:1).
    • Хоакин Феникс набрал перед съёмками почти 15 килограммов веса, будучи твёрдо уверен, что его персонаж должен выглядеть именно так.
    • Второй подряд фильм Вуди Аллена, в котором он снял Эмму Стоун.
    • Первый фильм Вуди Аллена, в котором снялся Хоакин Феникс.
    • Первая роль Софи фон Хэйзелберг в художественном фильме почти за четверть века.
    • Эпизоды в вымышленном университетском городке сняты в реально существующем университете в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В определённой степени фильм «Иррациональный человек» (2015) является современным изложением романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
    • Пиетет Вуди Аллена перед русским писателем Фёдором Достоевским проявляется в двух эпизодах фильма. В одном Эйб восклицает: «Прав был Достоевский!» (относительно представлений о жизни самого Эйба), в другом Джилл находит на столе Эйба открытый роман «Преступление и наказание».
    • За основу сюжета взята идея фильма Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) — убийство, которое совершает незнакомый с жертвой случайный человек, чтобы следствие зашло в тупик в поисках мотива преступления. Как и в фильме Хичкока, часть сюжета фильма «Иррациональный человек» разворачивается в парке развлечений.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 155 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Федор Михайлович никому не дает покоя. Вот и так называемого «Иррационального человека» Вуди Аллена мучат те же проблемы… Стоит ли для утверждения своей значимости кого-нибудь укокошить. Какое-нибудь злостное, неблагодарное существо. Вообще главный герой выглядит противоречиво — мужественно-интеллектуальное лицо и.. .«беременный» животик. Сразу наводящий на мысль о каком-то дефекте моральном. Ну, так оно и есть.

    Но герой привлекателен, сыплет философскими концепциями, а не сразу устраивает смазь. Я вообще люблю фильмы с умными героями, на которых отдыхаешь после телевизионного разгула. Наряду с обретением брутальности в герое просыпается дремлющее мужское начало, и красавица-героиня как раз под рукой. Да не одна.. В общем фильм смотреть интересно, сюжет увлекателен, добротный профессионализм Вуди Аллена дает о себе знать… ОДнако режиссер решает проблему традиционным методом. Духовной глубины ему не хватает, задачи у него другие. И все-таки я — за, для однократного просмотра фильм хорош…

    7 из 10

    19 октября 2015 | 13:51

    Пусть вас не пугает заголовок, всё не так страшно, как можно себе представить, но «Иррациональный человек», как мне кажется, — это интерпретация Вуди Алленом такого жанра, как «психологический триллер». Разумеется, в нём нет жутковатых, мрачных образов, свойственных этому жанру, а есть — утративший вкус к жизни, но в то же время притягательный профессор философии Эйб (Хоакин Феникс), прекрасная Джилл (сыгранная очаровательной Эммой Стоун) и, уже не столь молодая, но от того не менее страстная Рита (Паркер Поузи). В глазах Риты и Джилл профессор Эйб предствляется некоторым воплощением их мечтаний и желаний — того, чего не хватает им в жизни. Для Риты — это шанс бросить своего мужа и уехать в Европу, а для Джилл — Эйб, представляется в образе философа-бунтаря, романтика, человека с роковой судьбой. Постепенно у Эйба завязываются отношения с обеими героинями, но на фоне этой стандартной любовной истории мы всё глубже погружаемся в размышления загадочного профессора Эйба. Казалось бы, уже ничто не может вывести профессора из апатии, мир кажется мрачным и бессмысленным, но лишь одна идея, случайно пришедшая ему в голову, возвращает его к жизни. И эта идея — убийство, ради благой цели. Поскольку повествование большей частью идёт от лица Эйба, мы воочию можем наблюдать, как главный герой решает морально-этические вопросы, как объясняет свои стремления и как разрабатывает план «идеального убийства». Но к чему приведёт эта «гениальная» идея, удастся ли совершить «идеальное убийство», ну и (для девушек) — чем же закончится любовная история? Рекомендую узнать ответы на эти вопросы, посмотрев этот замечательный фильм.

    Не стоит боятся рейтинга R и «18+», никакой чернухи и пошлятины в нём нет, просто — это достаточное взрослое, умное кино, поднимающее вопросы морали и нравственности. И, разумеется, актёрские работы на высоте: Хоакин Феникс и Эмма Стоун прекрасно сыграли, а Вуди Аллену — отдельное спасибо.

    8 из 10

    16 августа 2015 | 23:18

    Каждый год по традиции выходит новый фильм мастера авторского кино, четырёхкратного обладателя премии «Оскар», человека, который неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности, — Вуди Аллена. 2015 не стал исключением. В российский прокат, в частности, вышла лента под интригующим названием «Иррациональный человек».

    Профессор философии Эйб Лукас, главное действующее лицо картины, обладает оригинальным мышлением, ярким интеллектом, репутацией, которая опережает его. Люди либо любят его, либо ненавидят. Любой острый вопрос он может окутать туманом слов. Эйб любит русских писателей и считает, что Достоевский понял суть жизни. Главный персонаж испытал удары судьбы в своей жизни. Так, мама Эйба Лукаса покончила с собой, а его лучший друг погиб в Ираке, подорвавшись на мине. Профессор спал со многими студентками в своей жизни и, можно сказать, что жил, избрав в качестве своего девиза изречение из «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда «Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему». Но постепенно жизнь перестала для него иметь большую ценность и Эйб перестал испытывать радость и другие положительные эмоции. Герой Хоакина Феникса стал больше задумываться о смысле своего существования, ставить перед собой экзистенциальные вопросы. Он стал настоящим страдальцем, который не переставал при этом завораживать окружающих своим интеллектом.

    Эйб Лукас почувствовал новое дыхание жизни, собственное перерождение, когда у него возник преступный замысел. Риск вдохнул в него силы, он стал жизнерадостным, испытывать все прелести любви. Героя Хоакина Феникса можно сравнить с Раскольниковым, основным действующим лицом романа великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который, кстати, и есть один из любимых авторов Эйба.

    Профессор на своих лекциях ссылался на Канта, говоря о том, что малейшая ложь нарушает позицию категорического императива. Но, сам запутавшись в паутине своей лжи, его и нарушил. Главное, что задумав и совершив преступное, безнравственное, противозаконное действие, Эйб поставил себя на место Бога, решив, что может управлять этим миром, творить судьбы людей. Он совершил тяжкий грех и нарушил главную христианскую заповедь «Не убий». Центральное действующее лицо не испытывает раскаяния, душевных мук, жажды покаяния. Его душа стремительно падает в пропасть. Одно действие влечет за собой другое. Преподаватель философии внутренне готов уже совершить снова преступление.

    Джилл, героиня Эммы Стоун, новой музы Вуди Аллена, влюбилась в профессора Эйба Лукаса. Она увидела, что в его боли и уязвимости имелось то, что было созвучно ее романтическим фантазиям. Про персонажа Хоакина Феникса Джилл говорит, что он консервативен в своем либерализме. При этом, для профессора Джилл не была объектом влюбленности, ибо все его мысли устремились на реализацию его преступного замысла.

    Между Эммой Стоун и Хоакином Фениксом не чувствуется химия на экране, но в данной ленте выдающегося голливудского режиссера она и не нужна, так как Эйб Лукас одержим исключительно своей идеей и безумен в своем замысле, иррационален. Хоакин Феникс создал, конечно, не такой ярчайший образ, как это было в «Гладиаторе», где он продемонстрировал вершину актерского мастерства, но сыграл все равно качественно и убедительно.

    Фильм Вуди Аллена, сочетая в себе приятные музыкальные мелодии и нотки легкости, позволит зрителю задуматься о нравственности, о бытии, о неотвратимости судьбы, о чем-то незначительным, что может спасти жизнь. В нем красной нитью проходит то, что все предусмотреть нельзя, что кара за свои плохие действия наверняка настигнет тебя при жизни. Ибо, нарушая устоявшиеся законы и гармонию Вселенной, она рано или поздно не простит тебе этого. Эффект бумеранга никто не отменял.

    16 августа 2015 | 02:14

    Новый фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек» отвечает на несколько философских вопросов: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Оправдано ли убийство ради благой цели? Может ли испортить великолепного Хоакина Феникса пивной живот?

    Сюжет таков. Обаятельный профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), полностью утративший интерес к жизни приезжает в небольшой колледж, где заводит интрижку одновременно со своей коллегой (Паркер Поузи), уставшей от мужа, и с романтически настроенной студенткой (Эмма Стоун). Жизнь течет однообразно до тех пор, пока случайно подслушанный разговор в кафе не переворачивает мир вечно несчастного профессора с ног на голову, поселяя в нем идею об «идеальном убийстве».

    Вуди Аллен в причудливой пессимистической манере решил пойти по своей традиционной схеме: любовная история, убийства, смешной конец. В результате получился легкий и сентиментальный фильм, с философской подоплекой и полем для размышления, который определенно стоит просмотра. В конце концов, ну кто еще решится пересказывать под звуки джаза Достоевского? Только живой классик, единственный и неповторимый Вуди Аллен.

    10 из 10

    24 августа 2015 | 18:42

    О фильме:

    Опустошенный жизнью и потерявший к ней интерес профессор философии Эйб Лукас приезжает преподавать в небольшой колледж. Там он заводит роман с несчастной в браке женщиной и дружбу с молодой студенткой. И однажды, чтобы изменить свою жизнь, он решается на судьбоносный поступок…

    Мнение:

    Фильмы Вуди Аллена для меня всегда были чем-то таким, что посмотреть можно, но совсем не обязательно.

    Они, безусловно, забавны, ироничны, саркастичны, позволяют задуматься, но… если хочется глубоких раздумий, на мой взгляд, лучше почитать Достоевского или Чехова или еще кого-то.

    Картина под названием «Иррациональный человек» очень похожа на другие работы автора — и способом подачи материала, и образами героев, и развитием сюжета. Все это превращает ее в некоторой степени во вторичное кинопроизведение, которое не спасают ни именитые актеры, ни упоминание различных философов, ни даже некоторые их цитаты.

    Кроме того, этот фильм перекликается со знаменитым литературным произведением уже упомянутого Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», что его также не спасает. Во-первых, потому что нет той глубины, во-вторых, из-за того что «отсылочное» произведение всегда обречено на второсортность, если не содержит в себе больше ничего существенного. А учитывая, что в этой киноленте использован уже знакомый нам сюжет-каркас, картина выходит не очень веселая…

    … Но и не грустная. Фильм вряд ли можно в целом назвать неудачным. Его вполне можно посмотреть по многим причинам. Например, если вы хорошо относитесь к обладателю «Золотого глобуса» и просто хорошему актеру, игравшему во множестве ярких фильмов, Хоакину Фениксу. Ведь здесь у него главная роль, куча экранного времени, а значит и возможностей проявить себя. Если спросите мое мнение, то его игра представляется мне в этой киноленте довольно обычной, средней. На мой взгляд, данный актер может гораздо лучше.

    Также этот фильм можно посмотреть, если вам нравится то, как хлопает большими глазами актриса Эмма Стоун. Или как она приоткрывает рот, когда хочет казаться удивленной. Или как она улыбается одинаковой улыбкой из сцены в сцену.

    В принципе фильм интересен. По крайней мере его не хочется выключить и забыть, как страшный сон, что уже хорошо.

    Кстати, есть еще одна черта, присущая фильмам Вуди Аллена, — его фильмы — это всегда именно фильмы. Не блокбастеры, не артхаусы. Это именно старые добрый нормальные фильмы без выпендрежности. Ведь иногда хочется посмотреть именно их.

    Если сравнивать данную картину с предыдущим фильмом Вуди Аллена, который носит название «Магия лунного света», то можно смело говорить о том, что «Иррациональный человек» гораздо менее яркий — и сюжетно, и визуально, менее мелодраматичный, но чуть более глубокий.

    Вердикт:

    Глянуть можно. Вполне себе смотрибельный фильм. Кому-то, наверное, все же покажется скучноватым. А кому-то — не очень интересным. Но крепким середнячком в жанре ироничных кинолент данное творение назвать можно.

    6 из 10

    19 марта 2016 | 20:31

    Вуди Аллен каждый год удивляет и радует своими фильмами искушённого зрителя. Перед просмотром очередного думаешь: «Что же он выдаст на этот раз? Философскую притчу, пронизанную лёгким юмором, детектив с серьёзным психологизмом героев или историю любви какой-либо пары?» Тут всё вместе. Аллен комбинирует свои излюбленные темы, выстраивая из них интересную работу.

    Известный на весь штат профессор философских наук приезжает в небольшой студенческий городок читать курс лекций. Романтик, вечно с флягой виски, он разочарован в жизни, в людях, в себе. Аллен всегда удачно выбирает типаж главных героев. Его протагонисты — это люди, которым некомфортно в нашем мире. Режиссёр бьёт в сердцевину зрительской аудитории: нам приятно, когда говорят не о таких как все, так как скучающий интеллектуал с лёгкостью может подстроить свою жизнь под сценарий кинематографиста.

    Прекрасное пузо Хоакина Феникса подавляет многие неудачи картины, например, повторяющиеся в начале сцены прогулок и лекций наряду с обсуждениями главного героя — Аллену хочется как можно скорее описать его. Получается слишком нагромождённо. Предельно очевидной становится акцентуация Аллена — проблема и способы её развития.

    Понравилась сцена с рулеткой, тоже кстати сказать вполне очевидная — ну давай уже выхвати пистолет! Если использовать язык музыкальных терминов, можно с уверенностью отметить, что фильм порой излишне громок (forte) при умеренном (moderato) темпе событий. А когда все в городе начинают говорить про судью, то невольно представляешь режиссёра перед листком бумаги, где он решает на сколько минут продолжить болтовню.

    Персонажи подчас выглядят сериальными и тяжеловесными, как будто выполняющими определённую роль в фильме, для количества. Их задача в картине ясна (тупая студентка из лаборатории) и очевидно, что они нужны только для подноса с фразой «кушать подано». Главная героиня прописана лучше, у неё и вправду по-женски меняется характер, настроение, и это выглядит вполне правдоподобно, чего не скажешь о Джил с бутылкой виски на пороге: «Решила купить вам в подарок…». Главный же герой в первой половине фильма излишне угрюм, мрачен. А когда даётся контраст с улыбающемся философом, невольно улыбаешься вместе с ним, хотя и представляешь структуру произведения, понимаешь, как это сделано… — тезис, антитезис, синтез.

    Но несмотря на все мелочи, в картине есть своя магия, как сказал кто-то про жизнь из предыдущего фильма Аллена, и что очень точно описывает суть всего обыденного, к чему притрагивается режиссёр. Аллен любит своё кино, и всеми силами старается сделать так, чтобы оно понравилось. Он уважает зрителя, и не даёт много пошлости, как, к сожалению, бывает во многих фильмах. Зачем стоит ограничитель 18+ я так и не понял. Наверное, до 18 никто не видел женского тела, и не держал бутылку виски в руках, хотя это вопрос к прокатчикам.

    «Если в комнате есть ружьё, оно обязательно должно выстрелить». В 2015 не перестаёшь удивляться ружьям Аллена, хотя и говоришь себе «нет-нет, так точно не будет», наивно давая фору режиссёру. Но он не всегда оказывается проворнее твоей интуиции, хотя, как и в Матч-поинте с теннисным мячиком, умеет поражать, заставляя задерживать дыхание от тонких перипетий художественной мысли.

    Картина выполнена красиво. То, что серьёзно и сделано со вкусом, всегда вызывает одобрение. Хотя говорить о серьёзности, описывая Аллена — дурной тон — он мыслит другими категориями. Для него серьёзное неотделимо от комического. Смешное не может быть несерьёзным. А несерьёзное смешным.

    Отнеся себя к той или иной категории, решив вопрос можно ли убивать старушек, жизнь приобретает смысл. (Кстати в фильме много Достоевского, что приятно). Но всё равно найдётся студентка, для которой это не так… Впрочем, в этом тоже есть своя магия.

    10 сентября 2015 | 00:21

    Иррациональный человек вызвал у меня противоречивые чувства. Он заставил спорить с режессером.

    Эйб Лукас-преподаватель философии, который совершенно запутался и не может отыскать свою роль в жизни. Взгляните на него: взрослый мужчина, который поражает своими познаниями и к которому хочется тянуться. Он увяз в рутине повседневной жизни, алкоголе и не видит смысла ни в чем.

    Вместе со своей студенткой Джилл Эйб подслушивает разговор и решается на очень страшное дело. На убийство.

    Явные параллели с произведением Достоевского «Преступление и наказание» трактованы несколько иначе. Что до нас хотят донести?Да, есть тема убийства и возможно обоснованного. Но вывод?

    Для меня стало непонятно, почему взяв за основу произведение русского классика с четкой моралью, мы получили фильм, который словно старается ее уловить.

    Вторая сюжетная линия посвящена студентке Джилл. Ее персонаж является слишком типичным. Это умная девушка, которая влюбилась в преподавателя и забыла совершенно обо всем. Где-то мы это уже слышали. Правда?

    Догадавшись о совершенном Эйбом преступлении, она занимает правильную и четкую позицию, чем вызывает симпатию. Но в целом, актерский талант Эммы Стоун не был до конца раскрыт. Не хватило глубины персонажа.

    Финал стал совершенно непредсказуемым. Старый добрый Вуди Аллен дал знать о себе.

    Итак, что мы имеем. Приятная драма, с хорошей постановкой сцен и чудесными актерами, которая в то же время осталось недосказанной. Сюжетные линии резко переходили одна в другую и не сохранилось чувство целостности.

    6 из 10

    15 августа 2015 | 14:16

    Несмотря на то, что последние фильмы Аллена нельзя назвать яркими именно в качестве фильмов, а скорее в качестве историй или пьес, ему удаётся, как мне кажется, делать некоторые важные вещи, мало кому подвластные. Во-первых, в отличие от многих охотников за злободневным материалом, В. Аллен действительно почувствовал острую и до сих пор загадочную проблему взаимоотношения рационального и иррационального в одном человеке, между разными людьми и, можно сказать, в природе. «Магия лунного света» была тоже посвящена этой теме. Во-вторых, на основе этой темы он строит не мрачную экзистенциальную драму, а увлекательный сюжет, наполненный иронией и изяществом, понятный каждому, но не для каждого предсказуемый. Он ненавязчиво обыгрывает многие драматургические клише или законы, такие как «висит ружьё — должно выстрелить»: см. историю с фонариком. Тривиальные ситуации для узнаваемых масок (таких, как циничный философ со стаканом виски) Аллен умудряется оживить, постепенно их разоблачая (как в случае с главным героем), но до последнего момента не лишая изначальной харизмы. Ведь персонаж Феникса действительно способен превращать обыкновенные и скучные ситуации в острые и проблемные. Эпизод русской рулетки — хороший пример. Но в итоге этот персонаж оказывается глупцом и откровенным маньяком.

    В развитии его истории лежит, я думаю, понимание Алленом сегодняшней симпатии ко всему подчёркнуто противоречивому, к тем характерам, которые кичатся противоречивостью и делают из неё «имидж», и практически любая биография заметной личности пользуется одним и тем же приёмом — показать сочетание «сакрального и профанного» и т. п.. Что стало уже вопиющим клише, абсолютно типичным способом создания портрета выдающегося характера. Романтизация «коктейля противоположных черт» порой обесценивает действительно потрясающие характеры, точно так же она помогает менее одарённым казаться гениями. Известнейшая поп-звезда, герой обложек Канье Уэст постоянно и нарциссично эксплуатирует формулу «противоречивости». В то время как истинно интересные люди и произведения могут быть и скромнее, и в чём-то прямолинейнее, и разумнее, и скучнее; а их противоречивость окажется гораздо сложнее и тоньше, не вписываясь в пошлые очертания типичных характеров-«коктейлей» и не поддаваясь опостылевшим противопоставлениям (таким, как циник и романтик в одном лице — если речь идёт о скопированном и поддельном). Вуди Аллен на примере героини Эммы Стоун показывает, что может быть величественнее обаятельной, но на деле пустой иррациональности и харизматичности: живой человек, который учится видеть правду, любить, думать. И всё это вплетено в сюжет с такой деликатностью и улыбкой, с непременной джазовой лёгкостью, словно речь идёт о милой постановке для приятного вечера или выходного дня. В этом Аллен показывает и своё чувство стиля: он знает изящество классического джаза и мог бы, наверное, с большей убедительностью поставить ретро-фильм о Бонде, нежели это получается у создателей «Скайфолл» и «Спектра», пытающихся вызывать ностальгию через отдельные «винтажные» элементы.

    15 ноября 2015 | 17:29

    Самый запоминающийся фильм Вуди Аллена для меня на настоящий момент — это «Матч-пойнт». Сильный эмоциональный отклик родился у меня, прежде всего, благодаря сцене убийства героини Скарлетт Йоханссон. Тогда такой поступок персонажа Джонатана Рис-Майерса показался мне вопиющим проявлением жестокости, эгоизма и несправедливости.

    В связи с выходом нового фильма от Вуди Аллена «Иррациональный человек» невозможно не вспомнить о «Матч-поинте». Сам режиссер назвал «Матч-поинт» в числе трех лучших своих работ. Оказывается, та история до сих не отпускает Аллена: в очередной раз он закручивает похожую интригу и, по примеру авторов философских трактатов, спорит сам с собой, предлагая разные вариации.

    Фильмы «Матч-поинт» и «Иррациональный человек» настолько близки, что в них упоминается одна и та же книга — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, и в финале разыгрывается, в общем-то, одна и та же сцена.

    «Иррациональный человек» — это облегченная версия «Матч-поинта», с мрачновато харизматичным, вечно «беременным» Хоакином Фениксом вместо неотразимого, холодного и одновременно страстного Джонатана Крис-Майерса, с более камерным сюжетом и без большого эмоционального накала.

    Смысловое ядро картины одинаковое — рассуждение о морали, человеческой природе и судьбе. Очевидно, что режиссер подбирает определенные типажи, которых можно будет завязать в узел нервов и толкнуть, как состав, в заданном направлении. История о профессоре философии Эйбе Лукасе, потерявшем вкус к жизни, лишь повод снова задаться вопросами о том, что человек делает со своей жизнью, для чего и чем живет, что он выбирает, а что не в его власти, и как разыгрывает свои карты случай. Почему кому-то суждено постоянно совершать глупости и плутать по жизни, делая несчастными других и избегая ответственности, а другому стоит оступиться лишь раз, и он пропал навсегда? Для чего на самом деле мы нужны жизни, и как понять, какой именно поступок приведет к красной карточке, как бы умны и хитры мы ни были?

    Основные персонажи фильма — участники «любовного треугольника», Эйб, его молодая талантливая студентка Джилл (Эмма Стоун) и замужняя преподавательница Рита (Паркер Поузи), очень выразительны в плане «заточки». Это именно те герои, которых можно встретить в других работах Вуди Аллена и, например, таком фильме, как «Великий Гетсби». Люди, населяющие мир «Иррационального человека», не ищут настоящей жизни, они давно выдумали свою жизнь и находятся в поиске подходящих «актеров». Их вечная проблема в том, что либо они оказываются плохими Карабасами-Барабасами, либо куклы не хотят делать, что от них ждали — тогда кукол ломают, герои фильма становятся убийцами и жертвами.

    Персонажи находчивы по жизни, но лишены моральной базы. Воспринимая моральные принципы теоретически, по факту, они не различают черное и белое и не несут ответственности. Задыхаясь в своих страстях, они не дают себе труда разобраться, действительно ли влюблены, а встречаясь с трудностями или не находя ожидаемого, легко исчезают или готовы быть ненормально агрессивными, без длительных колебаний решаются на убийства, защищая свои интересы, даже не жизнь.

    «Иррациональный человек» предложит возможность рассмотреть вопросы морали и судьбы под другим углом и с некоторыми новыми акцентами. Такое кино часто напоминает книгу, где важны характеры и детали, они вместе создают продуманную историю о людях, которые вроде бы живут, но понятия не имеют, как надо жить, и готовы при наличии варианта получше бросить все ради призрачных иллюзий и инфантильных идей.

    7 из 10

    13 августа 2015 | 07:23

    В этот раз у В. Аллена мало шуток. Это больше триллер, но и триллером не назовёшь.

    Тема фильма не нова. Это старое-доброе убийство и измена супругам. Опытный и пресыщенный жизнью дядька приезжает в колледж преподавать философию. На него западает студентка, которая даже не знает зачем ей нужна философия.

    Опять эти пресыщенные, самодовольные и богатые герои и их окружение. Ходят на концерты классической музыки. Красиво одеты. Не менее красиво говорят. А доходит до дела — обезьяны обезьянами.

    Главная героиня тоже хороша. Наполнена копиями мыслей разнообразных философов, которые выдаёт за свои. А сама только и думает закрутить интрижку.

    Все герои хотят перманентно испытывать прекрасное чувство влюблённости и ни о чём не думать.

    Работа оператора заслуживает самые лучшие похвалы.

    Саундтрек прекрасен.

    Вообще, весь фильм исполнен великолепно от начала до конца.

    7 из 10

    24 марта 2016 | 23:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>