всё о любом фильме:

Иррациональный человек

Irrational Man
год
страна
слоган-
режиссерВуди Аллен
сценарийВуди Аллен
продюсерЛетти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникКарл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
монтажАлиса Лепселтер
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  970.3 тыс.,    Италия  491.2 тыс.,    Россия  157.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Смотрите в кино:
4 сеанса в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя.

Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (33 224)
ожидание: 95% (4997)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
15 + 1 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Четвёртый фильм Вуди Аллена, в котором обыгрывается тема преступления и наказания. Первыми тремя стали «Преступления и проступки» (1989), «Матч Пойнт» (2005) и «Мечта Кассандры» (2007).
    • Пятый по счёту и третий подряд фильм Вуди Аллена, снятый в анаморфированном формате «Синемаскоп» (отношение ширины кадра к высоте 2,35:1).
    • Первый фильм Вуди Аллена, в котором снялся Хоакин Феникс.
    • Хоакин Феникс набрал перед съёмками почти 15 килограммов веса, будучи твёрдо уверен, что его персонаж должен выглядеть именно так.
    • Второй подряд фильм Вуди Аллена, в котором он снял Эмму Стоун.
    • Первая роль Софи фон Хэйзелберг в художественном фильме почти за четверть века.
    • Эпизоды в вымышленном университетском городке сняты в реально существующем университете в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В определённой степени фильм «Иррациональный человек» (2015) является современным изложением романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
    • Пиетет Вуди Аллена перед русским писателем Фёдором Достоевским проявляется в двух эпизодах фильма. В одном Эйб восклицает: «Прав был Достоевский!» (относительно представлений о жизни самого Эйба), в другом Джилл находит на столе Эйба открытый роман «Преступление и наказание».
    • За основу сюжета взята идея фильма Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) — убийство, которое совершает незнакомый с жертвой случайный человек, чтобы следствие зашло в тупик в поисках мотива преступления. Как и в фильме Хичкока, часть сюжета фильма «Иррациональный человек» разворачивается в парке развлечений.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 159 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В сюжете данного фильма явно прослеживается параллель с Преступлением и наказанием Достоевского. Это понимают и создатели, и зрители уже вскоре после начал просмотра. Подобно главному герою романа Преступление и наказание герой Хоакима Феникса в определенный момент решает, что он имеет право вершить «правосудие» на самом высоком его уровне. И понимание это окрыляет героя, вновь наполняет смыслом его жизнь. Он совершает то, что задумал. В его жизнь возвращается смысл.

    Однако наступает момент «наказания». Неизбежно ли оно? Создатели фильма отвечают на этот вопрос утвердительно. Хотя мне было бы интересно посмотреть, как развивалась бы жизнь героя, не настигни его наказание. Ведь эта идея, это преступление во благо другого человека, во благо общество дало ему импульс, толчок, цель. Но и этот импульс бы когда-нибудь иссяк. Интересно было бы посмотреть, как долго бы герой питался этой энергией. Может быть по истечении этого заряда его бы настигло наказание иного рода — прозрение, осознание неверности своего поступка. А ведь нет ничего страшней наших собственных демонов, тех что живут у нас в голове.

    Но написанного/отснятого не изменить, и кара настигает героя, которой ему, естественно, не удается избежать. Собственно все.

    Стоит только добавить, что фильм снят в обычной стиле Вуди Аллена с его иронией и легким отношением к смерти, достойная игра актеров и очаровательная Эмма Стоун.

    3 января 2016 | 03:31

    «Иррациональный человек» неспешный разговорный детектив с философскими тезисами Канта и Шопенгауэра, деликатная вещица, подобно бутылке крепкого виски, приятно опьянит своей красотой диалогов, особенно озвученными мыслями главных лиц. Коими тут являются обаятельный, но потрёпанный житьём, профессор Эйб Лукас (Хоакин Феникс) и его спутница, зеленоглазая студентка Джилл Поллард (Эмма Стоун).

    Ведущие беседы о творчестве Достоевского и не только, они будут вовлечены в историю, связанную убийством. Вся история, чем-то напоминает произведение классика русской литературы, что не удивительно Вуди Аллен часто обращался в сторону творчества создателя «Преступление и Наказание», и здесь он решил вновь вернутся к своим истокам.

    Поклонники Аллена, точно заметят повторение Вуди, но думаю, в хорошем смысле слова. Аллен не ошибся с кастингом, местом съёмок и самим настроением, в которое он удачно попал на сегодня, некое такое «бабье лето» c остротой и добротным финалом, увидеть его в холодный зимний вечер, обнимая кружку горячего кофе, будет действительно приятно и интересно.

    Честно сказать недолюбливаю Вуди, однако «Иррациональный человек» мне понравился.

    29 декабря 2015 | 01:58

    Вы меня простите, но достаточно не пытаться понять идеи фильма, а посмотреть на затянутый сюжет и посредственную игру актеров, чтобы понять, что этот фильм очень слабый. Намного слабее «Магии лунного света», где есть жизненная правда, светлый юмор. Намного слабее «Матчпойнта», где при сходстве идеи рока, попытке работать в ключе черном юморе, все намного острее и правдивее — в жизни зло часто возникает случайно и остается безнаказанным, вопреки нашим представлениям о неизбежной расплате и справедливости. Ну а передергивать «Преступление и наказание» Достоевского, идеи Хайдеггера, Сартра лучше либо очень талантливо, либо никак. Ощущенние, что иррациональный человек — пародия на современного интеллектуала, профессора запутавшегося в своих идеях с большей наивностью, чем студент Раскольников. Вуди Аллену, конечно, виднее, как у них там разлагаются мозги и нравы, но ни одному кадру этой фантастики не верится, сколько ни старайся.

    16 февраля 2016 | 11:59

    Вне всяких сомнений — конёк Вуди Аллена остроумные диалоги, обрамленные сюжетом с изюминкой. Истории о моральном выборе, или моральном падении — не будем вдаваться в терминологию — не его амплуа. К тому же сюжет о зыбкой грани дозволенного Аллен уже реализовал, сняв «Матч Поинт»… И снова знакомая фигура классика русской литературы проглядывает между строк сценария.

    Безусловно, фильм заставляет задуматься. Можно ли воспрянуть духом через поступок непозволительный, какой бы идеальной философской концепцией он ни был бы оправдан? Можно ли снова разглядеть прекрасное, выбрав из всех возможных путей дорогу через гнилой мост? Откуда мы всегда знаем, что для других людей лучше?

    Сам фильм предлагает очень точную характеристику себя:

    Торжество стиля над содержанием ©

    А, может, мы просто привыкли к другому стилю Аллена? И ведь нельзя полвека кряду выпускать одни шедевры, перед рекордным прыжком всегда надо брать хороший разбег:) С другой стороны, он и не идет на рекорды, они уже давно зафиксированы. И количеству фильмов, которые можно от первой до последней минуты разложить на цитаты, может позавидовать ни один режиссер.

    И хоть Эмма Стоун была очень мила в Магии лунного света и ретро нарядах, Скарлетт Йоханссон в роли музы Аллена — на порядок лучше.

    5 из 10

    14 августа 2015 | 01:12

    Очень приятно видеть в зарубежных фильмах отсылки, или же, как здесь, прямые симпатии к нашим писателям. Любой, кто читал Достоевского, не сможет не найти сходства Иррационального Человека с этим произведением. Эйб Раскольников? Родион Лукас?

    Так имеет ли человек право? Или пусть остается тварью? Есть ли середина?

    Убийство во благо. Мысль о том, что совершить преступление во имя человечества, или даже одного человека иррациональна, но все же приемлема и даже сродни с подвигом, может заворожить разум человека, которому надоело то, чем и как он живет. Только вот будет ли это желание помочь людям действительно из доброжелательных побуждений, актом некоего праведного палача, или же это лишь мрачная тяга к обычной иррациональности, вызванная кризисом в личной жизни и обстоятельствами, требующими этакого просветления, которое должно все изменить?

    И первое, и второе подходит к обоим героям: Эйбу и Раскольникову. У обоих перед совершением преднамеренного убийства в жизни происходит далеко не сладкий период. Может быть именно это и побуждает их к совершению этого самого деяния. Изменить что то в жизни, и почувствовать себя лучше. И конечно же, при этом понимая, что поступок был совершен «во благо». Только вот Эйб не мучился так, как Раскольников. У него то получилось «почувствовать себя лучше», но и это не освобождает от пагубных последствий. Раскольникову же стало только хуже. Возможно, к этому причастна и Лизавета, которую пришлось убить вдобавок к старухе. Но и в фильме Лизавета не отсутствует. Ей должна была стать Джилл, просто произошло бы это не в день главного преступления. А что было бы потом? Здесь можно лишь добавить закадровые слова самого же Эйба: «Убийство порождает другое убийство».

    Но самое главное «но» — это то, что как не крути, а все же это преступление. И всякое преступление ведет к наказанию. Возможно, именно это хотел сказать Федор Михайлович, и, поклонник его творчества, Вуди Аллен. Возможно, в нашем мире еще нет места настоящей иррациональности. Но наблюдать за идеями, говорящими о том, что все это возможно, что все это имеет смысл, невероятно интересно.

    19 августа 2015 | 13:32

    Тема сверхчеловека или тема идеального убийства уже не один раз будоражила умы и вдохновляла идеями многих талантливых авторов. Вуди Аллен не прошел мимо. Его новая картина с Хоакином Фениксом и Эммой Стоун не так давно вышла в широкий прокат. Сколько существует людей, философствующих на тему безнаказанного преступления? Можно смело предположить, что каждый человек хоть на несколько секунд своей жизни предавался подобным грезам. Герой картины «Иррациональный человек», Эйб, по образованию философ. Он с уважением относится к радикальным взглядам Достоевского и Канта и разделяет их. Только вот жизнь его что-то не ладится. Эйб злоупотребляет алкоголем, утверждает, что перепробовал все виды наркотических веществ, но и они не спасают его от опустошенности и одиночества, вызванных не только глубокой рефлексией, но и, по всей вероятности, какими-то трагичными моментами его прошлой жизни. Приехав на лето в небольшой колледж, он завязывает отношения с двумя разными женщинами. Одна — слегка наивная студентка, восхищающаяся его взглядами на мир. Другая — одинокая коллега, которая, по слухам, переспала со всеми в колледже. Но и отношения не особо освобождают его от мысленных колебания и неудовлетворенности жизнью. Так и течет его жизнь до того самого иррационального поступка. Вуди Аллену неплохо удалось передать идею современного Раскольникова. Образ Эйба Лукаса завораживает, Феникс прекрасно справился с ролью. Сценарий, не смотря на очевидные ссылки, не кажется таким уж тривиальным. Так поможет ли осуществление идеи «идеального убийства» выпутаться из терзаний и снова вернуть любовь к жизни? Или все же «каждое преступление влечет за собой следующее»? Способны ли близкие люди, разделяющие твои идеалы, поддержать тебя в самые неоднозначные моменты жизни или способен ли ты пожертвовать всем? На эти вопросы ясно или не очень поможет ответить новая картина Вуди Аллена.

    8 из 10

    20 августа 2015 | 22:10

    Не думал, что когда-нибудь придется писать эти слова, но час настал: интеллектуальный пересмешник и сентиментальный невротик, старина Вуди выходит в тираж. Безаппеляционность и дерзость этой сентенции компенсируются только крайней степенью моего субъективизма, и все же — я настаиваю.

    … Разумеется, все можно понять — возраст, нечеловеческая для такого — да как и для любого другого — возраста творческая скорострельность (по картине в год) и неизбежность самоповторов в связи с этим, и пр., и пр. Но обидно. Мы же все помним это волшебное послевкусие лучших алленовских работ — горечь пополам с пряностью, шоколад — с перцем и насмешкой над бестолковым родом людским. В «Иррациональном человеке» не то чтобы все это отсутствует, но — как елочные игрушки из старого анекдота, не радует. Или, как минимум — восхищает не так сильно, как прежде.

    Формально все традиционные элементы фирменного конструктора в наличии: битый жизнью и изнуренный вискариком невропат-интеллектуал, на этот раз — доктор философии в обличье Хоакина Феникса, восхищенная девица (свято место пусто не бывает: Йоханссон, по алленовским меркам, обветшала, и музой уже второй фильм подряд назначена Эмма Стоун) и любовно-криминальная обвязка вокруг них. Обвязка, надо сказать, весьма древняя — в чистом виде Достоевский ФМ, чего Аллен и не стесняется, а следовало бы. Доктор Лукас выбирает вполне раскольниковский путь выхода из депрессии, совершая убийство абсолютно незнакомого, но, с его точки зрения, вредного для общества человека. Кто может быть еще хуже старухи-процентщицы? Правильно, только юрист. Его и порешили. Преподавателя это выводит из тоски, студентку — в нее же вгоняет.

    «Чего же боле?» — как говорил по другому поводу другой русский классик. В том и проблема, что боле — ничего. Чрезмерно морализаторский, хотя и сюжетно, надо признать, изящно вывернутый финал с выводом из серии «судьба — злодейка, жизнь — копейка, бухать лучше, чем убивать». А то мы не подозревали. Нет, конечно, можно вокруг этого навертеть массу интеллектуального трепа о тлене и абсурдности «дорогого мрзд», о противостоянии европейской «думательной» и американской «делательной» ментальностях, но, право слово, это будет разговор в пользу бедных, а Вуди Аллена к таковым точно не отнесешь. Старик, безусловно, ужасно мил, но милота эта, увы, совсем не нова. Трудно, конечно, в 45-м по счету фильме чем-то удивить почтеннейшую публику — кроме ног Эммы Стоун, но раз уж приучил весь мир к своей искрометной гениальности, надо бы ей же и соответствовать, без скидок на возраст и скорострельность. На сей раз — не получилось. Что для иного режиссера считалось бы почти шедевром — по алленовскому счету просто проходная милота, Достоевский для тинейджеров.

    6 из 10

    25 августа 2015 | 14:55

    Как и удается известному режиссеру Вуди Аллену("Полночь в Париже»,«Матч пойнт»), у которого, как он сам говорил, никогда не было творческого кризиса, он выпускает свой новый фильм, идею которой можно встретить в его предыдущем фильме «Матч пойнт». Премьера прошла на Каннском кинофестивале.

    Эйб Лукас, профессор философии, чья жизнь стала унылой и бессмысленной, возможно, от его нелегкого детства, где он лишился своей матери, главный герой фильма, которого Вуди поддал уроку из книги Федора Достоевского. Он встречает молодую и талантливую Джиллу Поллард, но ее вмешательство в его жизнь ни как отражается на нем.

    Фильм рассказывает об актуальной проблеме, о всем ужасе и безобразии убийства, которое убивает человека в человеке. Но такая проблема была уже в творчестве Аллена, и это не совсем хорошо сказывается на положении фильма. Это как если бы Достоевский после «Преступления и наказания» написал бы еще таких же романов, только с разными концовками, как и в «Иррациональном человеке». И название очень символично, потому что иррациональность в Эйбе заключается в том, что несмотря на свое направление в науке, он идет на антигуманное действие.

    Но Достоевский — классик мировой литературы и «Преступление и наказание» является образцом психологического романа, в котором говорится о том, что совесть застанет каждого, а в фильме мы такого не наблюдаем, даже не смотря на его исход жизни, поэтому Эйб получился и совсем реалистичным, а название фильма скорее название интересного и несвязанного рассказа.

    «Иррациональный человек» есть ремейк Вуди Аллена своего же фильма, но он попытался привлечь зрителей неожиданным концом. Но этот фильм содержит совсем новый стиль Вуди. Фильм будто снимался совсем молодыми страстным человеком с огромным опытом, о чем можно судить по совсем новой динамике камеры, подборе музыки и актеров. Этот проект не есть что-то плохое в киноискусстве, а есть перерождение Аллена после «Магии лунного света».

    3 января 2016 | 13:56

    Вуди Аллен опять вдарился в свою любимую достоевщину, сделав из своего главного героя — преподавателя философии Эйба Лукаса, сыгранного блестящим Хоакином Фениксом — этакого Раскольникова, а из его спутницы, студентки Джилл, сыгранной действующей музой Аллена очаровательной Эммой Стоун — Сонечку Мармеладову. Естественно, интерпретация, как всегда у Аллена, вышла вольной: Джилл вполне себе приличная девушка, получающая престижную вышку, а не содержит семью за счёт самой древней из всех профессий, а Эйб не такой уже и раскаивающийся грешник, хоть вполне и добитый своим экзистенциальным кризисом и отсутствием жизнелюбия.

    Аллен вновь на территории криминального детектива (с лёгким налётом мелодраматичности предыдущей работы «Магия лунного света»), главной особенностью которой является размытость понятий вины и невиновности и необязательность наличия интриги вокруг личности убийцы. Подобно Хичкоковской «Веревке», убийство если и не происходит у нас на глазах, то мы можем проследить его подготовку, и с самого начала знать, кто кого убил. Такой вот открытый во всех отношениях детектив.

    Жанр детектива я не сильно котирую, считаю его весьма второсортным, хотя среди них попадаются блестящие фильмы и сериалы, не спорю (в голову сразу приходят «Настоящий детектив» и «Твин Пикс»), однако блестящи они, как правило, при слиянии с разными другими жанрами (к примеру, психологический детектив-триллер).

    «Иррациональный человек» это вполне себе Аллен 2000-ых, совмещая в себе и «Матч Поинт», и «Сенсацию», продолжая традиции Хичкока и на каждом шагу цитируя Достоевского. Герой — неврастеник, вечно страдающий от того, что не знает, чего искать, пока жизнь, в которой нет смысла, утекает из-под пальцев. Типично и очень по-алленовски.

    Только вот данная картина, как по мне, оказалась даже слабее легкомысленной «Магии лунного света», хотя бы потому что все герои получились до жути поверхностными, почти карикатурными. Диалоги неслись, не неся в себе никакой цельной информации: выхваченные из контекста суждения о Канте, Кьеркегоре, Сартр, пустые разговоры, дежурные фразы и т. д. А главное — чертовски мало юмора, знаменитого фирменного юмора. Изящные и остроумные сценарии, которыми так славится старина Вуди и которые я в нём так ценю, в «Иррациональном человеке» просто как в Лету канули. Может быть потому что маэстро намеревался снять драму, но и тут в силу своей лёгкости (я бы сказала даже легковесности) не преуспел.

    Среди хорошего можно отметить неизменно хороший саундтрек. Аллен известен своей любовью к джазо-блюзовой музыке, и тут она, кстати-некстати, но звучала всё время. Актёрский состав в лице всеми обожаемого ныне Хоакина Феникса (честно, не разделяю этой истерии среди киноманов), прекрасной Эммы Стоун (её красоте и харизме уже давно пора писать песни) и королевы американского инди-кино Паркер Поэзи выдался божественно гармоничным, лучше и не пожелаешь.

    Честно сказать, я люблю Вуди Аллена. И не только классического Вуди, я без ума и от его поздних работ («Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже» и «Жасмин» выдались, к примеру, блестящими). И я вполне понимаю, что при его возрасте, снимая по минимум картине в год, может выйти нечто среднее. Доказывать Аллену действительно уже нечего. Он взял все свои вышины и не раз. И все равно упорно каждую его картину встречают с возгласом «Не лучший фильм у Вуди Аллена». Да он, похоже, и не стремится к тому лучшему фильму — снимает, как снимается, и, как сам он выражается, чтобы отвлечь себя от мысли о смерти, которая всё равно настанет и заберёт тебя и всё, что ты делал, в небытие. Забавный он.

    7 из 10

    14 августа 2015 | 22:55

    А ведь мне нравятся фильмы Вуди Аллена, но здесь что-то пошло не так…

    Хочется отметить в этом фильме отлично подобранных актеров: Хоакин Феникс незаметно и правдиво перевоплощается из депрессивного, поникшего персонажа в жизнерадостного человека, а Эмма Стоун, оказывается, умеет играть истеричных персонажей. Они правда приятно удивили.

    А ещё в фильме приятная мелодичная музыка, немного энергичной классики, которая, как ни странно, придаёт фильму некую комичность. И несмотря на жанр, кажется как будто смотришь черную комедию.

    К сожалению дальше идут одни минусы.

    Кажущиеся в начале фильма весьма уместные монологи, к середине фильма начинают надоедать, а к концу хочется закричать на главных героев, чтобы они прекратили нести эту чушь.

    Сюжет не блещет каким-то изяществом, все довольно обыденно и скучно. Сидишь с ждешь что вот-вот наступит какой-то интересный поворот сюжета, что обязательно должно лучится… Но увы. И финал, кстати тоже оставляет желать лучшего: хотелось увидеть торжество добра или зла, но фильм просто закончился и всё.

    Кажется в Иррациональном человеке хотели преподнести этакое «Преступление и наказание» Достоевского, которого кстати упоминают в фильме. А получилось сделать иррациональный фильм.

    Жаль

    3 из 10

    13 января 2016 | 22:46

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>