всё о любом фильме:

Соль Земли

The Salt of the Earth
год
страна
слоган-
режиссерДжулиано Рибейру Сальгаду, Вим Вендерс
сценарийВим Вендерс, Джулиано Рибейру Сальгаду, Дэвид Розье
продюсерДэвид Розье, Жюлия де Абрё, Фахря Фахри, ...
операторХьюго Барбье, Джулиано Рибейру Сальгаду
композиторЛоран Петиган
монтажМаксин Гёдике, Роб Майерс
жанр документальный, биография, история, ... слова
сборы в США
сборы в России
зрители
Франция  353.3 тыс.,    Нидерланды  18.8 тыс.,    Россия  16.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время110 мин. / 01:50
Номинации:
Себастьян Сальгадо — величайший фотограф современности. Ни одно событие не укрылось от его объектива. Взгляните на мир другими глазами! Откройте для себя завораживающую историю жизни, проникающую прямо в сердце.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (12 637)
ожидание: 95% (288)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
80 + 4 = 84
8.0
в России
100%
10 + 0 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Название фильма является отсылкой к Библии. Евангелие от Матфея, 5:13: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.»
    • Что касается снимка гориллы с пальцем во рту, Себастьян Сальгадо утверждает в фильме, что это — реакция животного на узнавание самого себя после того, как оно увидело своё отражение в объективе. Научные исследования, однако, показывают, что гориллы не узнают себя в зеркале.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 341 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пока отдельные режиссёры мучаются в поисках интересных сценариев для художественных фильмов, Вим Вендерс продолжает работать с документальным кино и после прекрасной «Пины» снимает не менее прекрасную картину «Соль земли». Вендерс удачно нашёл тему — рассказать о своих великих современниках. В «Пине» он показал всем нам, с каким почтением и восхищением нужно относиться к хореографии и лично к Пине Бауш. А я, зритель, не догадывался, просто не знал. Теперь режиссёр говорит о фотографе и его искусстве видеть мир, познавать его, любить, бояться его. Это как минимум. А максимум — Вендерс снял для меня фильм об идеальном человеке.

    Трейлер «Соли земли» не обещает серьёзного разговора. Идёшь на «визуальную сенсацию», а получаешь жестокий фильм о геноциде и непрекращающейся войне. Это важно — мы ведь не знаем или не помним о том, как люди убивают друг друга. Сложно выходить в наш зажравшийся мир после фотографий Себастьяно Сальгадо. Какие кадры он бы сделал сегодня на Востоке Украины?..

    Наверное, было бы сложно после динамичной и энергичной «Пины» снять такой же динамичный и энергичный фильм о фотографии, статичной и тихой. Но у Вендерса получилось. Кадры Себастьяно Сальгадо не спеша мелькают на экране, но в итоге получается сумасшедшее путешествие по всей планете. Вендерсу повезло с героем — фильм не только о фотографе, фильм о человеке, который посадил миллионы деревьев, который прожил всю жизнь с одной женщиной, который вырастил сыновей. Вендерс, словно вслед за Чеховым, подступает к теме счастливого человека. Не знаю, счастлив ли Себастьяно Сальгадо, но знаю, что я ему завидую. Он побывал там, где большинство из нас никогда не побывает (слабо, страшно, лень), он познал мир во всём его красивом и безобразном многообразии, разочаровался в нём, но не сложил руки и сделал то, о чём многие только говорят и пишут. А он сделал.

    После «Пины» начинаешь иначе относиться к танцу. И даже иначе танцуешь, честно. После фильма «Соль земли» я вряд ли стану как-то по-новому фотографировать, но обязательно покажу его своим студентам на журфаке — так должен видеть журналист, в таким местах должен быть, так напоминать людям о том, что рядом с ними есть войны и голод, вырывать нас из повседневности в мир, который нуждается в помощи. И ещё: точно заново посмотрю на свои путешествия. Мир больше и интереснее, чем мы думаем. Если Сальгадо смог увидеть в наши дни сотворение этого мира, то кто мешает нам последовать его опасному и заманчивому примеру?

    27 июля 2015 | 13:14

    Если вас пугает то, что фильм про фотографа и/или что он — документальный, то сразу два пояснения:

    Документальный фильм о фотографе — это зашкаливающая визуальность (особенно фильм рекомендуется всем тем, кто не только купил зеркалку, но и тем, кто по двадцать минут примеряет фильтры на фотку еды в Инстаграмме).

    Документальность в данном случае — прекрасная форма для передачи неимоверного пласта информации о нашей Планете и о тех, кто её населяет и именно благодаря этой форме вы выйдите из зала с таким расширенным кругозором, как если бы ваши глаза стали видеть как глаза стрекозы — сферически.

    Ну и наконец, не так уж и много в мире снято фильмов, где вам с экрана расскажут, как лечить больную душу.

    Изображение — движущееся, статичное с фильтром, в виде эмоджи вместо слов — изображение стало центральным медиумом нашей жизни. И как тут не вспомнить вождя революции: «Важнейшим из искусств для нас является кино». А ещё наше время — это время историй — так много технологий и гаджетов, готовых сделать за нас всё, так всё расписано и предсказуемо, что мы как никогда ценим хорошую и удивительную историю. Лучшей технологии для знакомства с одним из сильнейших визуальных рассказчиков современности, чем документальный фильм Вима Вендерса «Соль Земли», в нашем мире, к счастью, ещё не придумали.

    Фотограф — это тот кто пишет светом. Когда-то его ценили как того, кто мог остановить мгновение, этакий маг-волшебник, теперь фотографа ценят за то, чтО он может рассказать одной фотографией.

    Себаштьяну Сальгаду с самого начала был и магом и удивительнейшим рассказчиком, в этом он во многом опередил время — пока другие делали шикарные и уже культовые портреты звёзд или фэшн сессии, он вместе с женой планировал тематические фото-экспедиции: «Другая Америка», «Сахель: человек в беде», «Рабочие», «Кувейт», «Исход» и многие другие. Экспедиции в разные страны, но в один мир, в мир людей. А это мир голода, страданий, конфликтов, нефтяных фотанов, сталеваров, золотой лихорадки, веры, материнской любви, соседской ненависти, низменных инстинктов и прощения. Увидев и пережив такие страшные конфликты, как голод и войны в Африке, войны в Югославии и в Кувейте, Сальгаду просто заболел душой. Как лечить больную душу? Для Сальгаду выходов было несколько и все помогли. Возможно самым наглядным для всех нас стал выход в виде новой фото-экспедиции — красивейшее, удивительное и такое доброе «Спасибо», которое Сальгаду говорит Земле в фото-проекте «Генезис». Я видела эту выставку в Стокгольме, в музее Fotografiska. Предать ощущение невозможно, это какой-то фонтан из всех 7 чувств и очень большое желание сделать мир немного лучше.

    Именно поэтому меня так тронул фильм Вендерса. Посмотреть его, это как сходить на несколько выставок Сальгаду, где вашим экскурсоводом будет он сам.

    10 из 10

    14 мая 2015 | 01:51

    Узнала о нем я, как и в большинстве случаев узнавания чего-то важного для меня, совершенно случайно. То на Фейсбуке набрела на ссылку, то наткнулась на коротенький анонс в интернете…документальный фильм, судя по кадрам, черно-белый, длится уйму моего жизненного времени,…но не отпускало чувство, что пойти надо. Смущал факт номинации на давно уже политизированный Оскар.

    Но все же пошла. Время пролетело не заметно. Ни разу не взглянула на часы, что со мной случается в кинотеатре редко, ни разу не зевнула, хотя неделя вышла не простая. На протяжении всего времени глаз было не оторвать. А то, что фильм не получил Оскар, ну лично для меня это дополнительный комплимент.

    Предполагалось, что иду на очередной фильм о бедствиях африканских народов, но на деле фильм не об этом, вернее он не только об этом, он рассказывает о многом и очень важном. Он о нас, о нашей истории, которая, как говорит сам Себастьян Сальгаду, состоит из войн, переворотов и восстаний, и эти безумства продолжаются. Человек, действительно, самое жестокое и кровожадное животное на планете. И никто не требует от нас нестись на другой континент, бросая все, что дорого, и миссионерствовать, просто посадите дерево, а лучше два, ведь большее всегда начинается с малого.

    Р.S. А еще это фильм о гениальном фотографе, за каждой работой которого судьбы народов и невероятно тонко подмеченный и переданный с такой точностью глубинный смысл. А еще это фильм просто о хорошем и мудром человеке, которому не все равно…

    10 из 10

    2 августа 2015 | 13:03

    Давно не смотрел документальные фильмы в кинотеатре. Это фильм стоит того.

    Сейчас, когда каждый фотографирует, хотя бы на телефон, не удивительно, что можно зафиксировать действительность. Но вот показать ее так, что бы затронуть душу, может только настоящий художник. Герой этого фильма Себастьян Сальгадо — художник с большой буквы.

    Он открывает нам мир социального зла и несправедливости, человеческой жестокости и безумия. Он пытается пробудить в людях сострадание и милосердие. Но в итоге сам сдается под натиском невозможности изменить людские судьбы и от социального искусства обращается к теме земли и природы. Там он еще видит шанс что-то изменить.

    И все же соль земли — это человек. По крайней мере такого его высшее предназначение.

    9 из 10

    30 июля 2015 | 16:33

    Признаюсь, я знала давно об одновременно амбициозном и скромном замысле бразильского фотографа восстановить лес Мата Атлантика на родине в Амазонии. Впервые увидев грандиозный результат усилий знаменитого бразильца и его супруги Лейлы на видео, была поражена, восхищена, обескуражена. Как же все просто, казалось бы — человек однажды посадил дерево, потом еще одно, и еще одно… Но так ли просто все на самом деле? Почему он это сделал и не делаем мы? Как пришел к подобному решению? Какой была его жизнь, и что видел на своем веку этот немолодой мужчина, если ощутил необходимость высаживать деревья, одно за другим не останавливаясь? Где-то в поисках ответов на эти вопросы кроется интерес Вима Вендерса к Себастьяну Сальгадо. Немцу семьдесят, на год больше его визави. Время собирать камни для обоих. Оба посвятили себя искусству, оба достигли профессиональных высот, узнали вкус славы, обоим есть что сказать, но бразильцу удалось перейти от пассивного наблюдения и информирования об увиденном к активным созидающим действиям. Его усилиями на глазах меняется мир. Именно поэтому маститый Вим молча ползет по-пластунски за своим неугомонным неутомимым героем к кромке ледяного океана, желая взглянуть вместе с ним в глаза моржам в надежде прикоснуться к некоему сокровенному знанию. Постепенно понимая — для того чтобы «стать рядом» с фотографом сейчас, нужно разделить с ним и всю боль Земли, которую годами ощущал Сальгадо, в то время как снимал лишь людей.

    Вендерс выбирает интуитивно понятный путь познания и лаконичную форму — начинает «листать» альбом воспоминаний Сальгадо вместе с ним. Перед зрителем медленно прокручиваются слайды — черно-белые слепки истории из разных уголков планеты, сопровождаемые краткими комментариями запечатлевшего их автора. Копошащиеся на горе человеко-муравьи, света белого не видящие из-за добровольного каторжного труда на золотых приисках; спивающаяся деревня индейцев, обладающих удивительным музыкальным талантом; обессилевший отец, несущий на руках давно умершего от голода ребенка в череде тысяч несчастных жертв чьей-то жестокой политической воли; бульдозер, подбирающий сотни трупов с земли и трамбующий их, как мусор, в общую яму — та гуманитарная помощь, которую смогли оказать европейцы африканцам; трое недавно рожденных в саване младенцев, лежащих под общим одеялом, взгляд одного их которых пустеет, оповещая о приближении скорой смерти; тысячи обездоленных беженцев с масками ужаса на лицах — жертв войн и репрессий на разных континентах; адские факелы, взвивающиеся до небес — горящие нефтяные скважины Ирака. Сальгадо скупо делится тем, что чувствовал в то время, когда был свидетелем происходившего. В какой-то момент вдруг осознаешь разницу между ним и многими охотниками за удачным кадром. В то время как последние, получив вожделенную сенсацию, неслись на всех парусах обратно в благополучный мир за аплодисментами и наградами, он проживал с несчастными часть жизни, стараясь облегчить их участь, возвращая уважение к профессии фоторепортера. Немец чувствует эту разницу, вдохновляется ею.

    Подуставший в последние годы режиссер вдруг, благодаря своему герою, обретает второе дыхание — с азартом, присущим ему в лучшие времена, возвращается к исследованию личности, оказавшейся в пограничной ситуации. Все как когда-то в его сильнейших картинах: «Алиса в городах» и «Небо над Берлином», но только сейчас речь идет о реальном человеке, пережившем состояние «уйти нельзя остаться» и сделавшим нелогичный, но единственно правильный выбор, позволивший в будущем не только сохранить рассудок самому, но и увеличить шансы планеты на выживание. Восхищенному Вендерсу, отыскавшему соль земли, остается лишь проследить ее генезис. Отдать дань уважения жене и соратнице невероятного бразильца, поддерживающей мужа во всех начинаниях. И, в какой-то степени, поспособствовать единению Сальгадо с сыном Жулианом, фактически выросшем при отсутствующем отце. Сейчас, благодаря предложению Вима стать сорежиссером и сопродюсером фильма, он смог узнать своего родителя, путешественника и исследователя, по-настоящему. Миссия простая, но важная. Искренне хочется пожелать режиссеру не забрасывать документальные проекты. Из трех «выстрелов» три попадания в яблочко — сначала поющие сердцем старички-кубинцы, потом следующая за порывами души танцующая Пина Бауш, и наконец фотограф, услышавший голос Земли. Думается мне, что Вендерс еще сможет не раз нас удивить, отыскав новые человеческие жемчужины.

    30 августа 2015 | 14:34

    Название, бесхитростно отсылающее зрителя к словам Христа, ведет по нарисованным игрой света и тени графичным пейзажам, чтобы обнажить банальную истину: соль — это слезы. На эту равнодушную землю пролиты океаны слез, пота и крови, ничуть не изменившие не только ее химического состава, но даже сути самого человека. Очередной фильм Вендерса посвящен Себастьяно Сальгадо — фотографу, ставшему ретранслятором чужой боли и сложившему мозаикой черно-белых кадров портрет второй половины 20 века. Портрет этот оказался портретом безмерного зла, сжимающего податливые сердца и обращающего кости в прах. Горящие вышки Кувейта, война в Югославии, геноцид в Руанде, вечная мерзлота и знойное безразличие пустыни, бодрое шествие капитализма по миру, свержение и установление диктатур, груды трупов вповалку, бескрайние просторы, под спудом которых еще борется жизнь, цепляющаяся за мудрость веков и законы небес. Глаз отдыхает только на кадрах с животными и величественных ландшафтах. Все остальное — история алчности, равнодушия, взаимоистребления и преступлений против природы. Человек по Сальгадо ужасен, но в, то, же время человек прекрасен.

    Это руки человеческие проводили электричество в труднодоступные районы, возводили города в пустынях, заставляя отступать перед своим упрямством даже стихии. И человек по-прежнему жив, несмотря на все, что он наворотил на третьем плевочке от Солнца. Мрачные тона оттеняют хрупкость жизни, мертвый ребенок зарифмован с вымирающим лесом, каждая деталь вмещает в себе целое. И все покрывает стальным покровом красота, как затягивало море пленка разлившейся нефти. Абсолютно мирская красота, и в то же время какая-то надмирная, сверхестественная.

    За эту красоту, эстетизацию боли и превращение ее в объект потребления, неглупая Сюзан Зонтаг в эссе «Как мы смотрим на чужие страдания» разнесла Сальгадо в пух и прах. Права ли она? В какой-то степени да. Одна из самых потрясающих фотографий — мертвая девочки в гробу с открытыми глазами, затянутыми смертной пленкой. Как объясняет нам автор, по католической традиции души некрещеных людей попадают в лимб — междумирье, шлюз перед адом и раем. Поэтому им оставляют открытыми глаза — чтобы человек мог найти дорогу. А теперь представьте себе человека, который стервятником полчаса кружил над телом с фотокамерой, выбирал ракурсы, чтобы как можно более выразительно весь этот постмортем снять крупным планом. Он не выглядит в этот момент циничной сволочью?

    Однако, прежде чем морализаторствовать, говорить о том, что фотограф делал себе карьеру, снимая красиво оформленные страдания и гуманитарные катастрофы, стоит подумать о том, что такой ход мысли может сказать больше о нас самих, чем о нем. Пожилой человек с глазами ветхозаветного старца совсем не похож на сволочь. Кадры, снятые Вендерсом — своеобразные соревнование Сальгадо и белого медведя, достойны другого великого немца — Херцога. Медведь ползет по-пластунски, выслеживая съемочную группу, Сольгадо, подражая ему, тоже ползет. Медведь — опасен и хитер, но человек его стоит. В этом суть всего творческого метода Сальгадо — чтобы что-то понять о человеке, нужно влезть в чью-то шкуру, чтобы потом выйти из нее и вернуть этот взгляд вместе со всей болью и красотой зрителю. После вавилонского столпотворения утекло много воды, поэтому иначе как до нас докричаться, если мы не понимаем языков?

    Мир постмодерна, новых моделей айфонов, ерничанья в интернете, биржевых котировок и курса доллара, уже давно не знает языка мира с фотографий Сальгадо. Он как бы заново сводит миры воедино, возвращая сводки новостей и сухие данные статистики к вечным сюжетам, превращая их в картины эпохи Возрождения. Чернокожие мадонны, прижимающие истощенных младенцев, строительство вавилонской башни, поклонение Золотому тельцу, Великий Исход, Апокалипсис Святого Иоанна. Все это уже было и повторится еще не раз.

    Чему научило увиденное самого Сальгадо? Тому, что «человек — это животное». Так он говорит. Работа в Руанде и Югославии его фактически сломала, и чуть не заставила уйти из профессии. Но отойдя от хроник кошмара, он обращается к теме жизни диких племен и борется за спасение лесов в Бразилии. В точности по Леви-Строссу, считавшего источником интереса к этнографии недовольство современного человека существующим порядком и поиском составляющей, способной вернуть нас к цельности и пантеистической гармонии.

    Мизантропом Сальгадо все же не стал. Ведь даже если человек — просто животное, то животных тоже нужно защищать. Как часть целого, как звенья одной цепи, разрыв которой в любом месте ставит под вопрос и существование вида, и саму жизнь на планете. А что до боли, то от нее не спрятаться и зажмуриться нельзя — только выстраданный опыт делает человека человеком и очищает душу. Ведь вопреки католическим представлениям, если место между адом и раем существует, то оно здесь — на Земле. Попав в лимб, держи открытыми глаза.

    30 августа 2015 | 18:07

    Споры о том, стоит ли противопоставлять документальное кино художественному, периодически возникают, наверное, с самого рождения кинематографа. Но, кажется, новая картина Вима Вендерса должна положить им конец. Фильм, по большей части основанный на репортажных фотографиях и интервью с их автором, выполнен на таком высоком художественном уровне, какого достигает далеко не всякая игровая картина.

    Наверное, одна из главных сложностей при создании документального фильма — построение композиции, превращение фактов реальной жизни в увлекательную историю с обязательными завязкой, кульминацией и развязкой. Особенно если авторская задача выходит за рамки простого информирования зрителя о том, что в какой-то исторический момент происходили некие события.

    История жизни одного из самых известных фотодокументалистов современности Себастьяна Сальгадо, пройдя через призму режиссёрского взгляда Вима Вендерса, приобрела невероятную кинематографичность. Фильм медленно и неотвратимо погружает зрителей одновременно в историю фотографа, в историю человечества и в историю планеты. И сложно сказать, что первостепенно. Здесь одно дополняет другое, и все элементы неразрывно связаны и переплетены.

    «Соль Земли» начинается с фотографий огромного золотого карьера с тысячами копошащихся в нём людей, на общем плане напоминающих муравьёв. А ближе к концу на экране возникнет лапа игуаны, так похожая на человеческую руку в рыцарском доспехе. Человек — такая же часть природы, как животные или растения. Однако чтобы прийти к этому выводу, зрителям вместе с героем картины предстоит пройти непростой путь.

    Биография Себастьяна Сальгадо поначалу кажется довольно обычной: детство на обширной бразильской ферме, получение экономического образования, любовь к женщине, которая станет спутницей всей жизни, вынужденная эмиграция из-за обострившейся политической обстановки в родной стране… Однако после того, как в руки Себастьяна практически случайно попадает фотокамера, в его жизни открывается новая полоса. Во время многолетних тяжёлых экспедиций Сальгадо предстоит заглянуть в бездну человеческого отчаяния, запечатлеть картины голода, болезней, смерти, кровопролитных войн, осознать своё призвание и разувериться в нём, разочароваться в человечестве и вновь найти в себе силы примириться с ним, обратившись к совершенно новому для себя фотографическому жанру и найдя новый смысл жизни.

    Фильм по большей части состоит из фотографий Себастьяна Сальгадо, которые уже сами по себе оставляют глубокий след в памяти. А прочувствованные комментарии автора расширяют контекст снимков и тем самым усиливают впечатление. Благодаря им зритель не только проникается состраданием к изображенным на фотографиях людям, но и особенно остро сочувствует «кризису веры», который испытывает репортер.

    Поначалу «Соль Земли» кажется просто последовательным рассказом о жизни отдельно взятого человека. Однако за этой простотой видится огромная работа, проделанная режиссёром как при отборе и компоновке фактов из биографии героя фильма, так и при создании видеоряда. Рассыпаясь в комплиментах репортёрской меткости и художественной тонкости фотографий Сальгадо, Вим Вендерс создаёт безупречное визуальное произведение, служащее достойной оправой многочисленным показанным в кадре работам репортёра.

    10 из 10

    24 июля 2015 | 14:37

    Себастьян Сальгадо — это не просто знаменитый бразильский фотограф. Его портфолио — это не просто набор красиво сделанных фотографий. Этого человека поистине можно назвать настоящим художником, который не только рисует светом и тенью, но передает чувства и эмоции не только фотографируемого объекта, но также и свои. Его проницательность, его умение чувствовать, несомненно, накладывает отпечаток на его потрясающие снимки. История его невероятного творчества легла в основу документального фильма «Соль Земли».

    Синопсис Легендарный бразильский фотограф Себастьян Сальгадо дает интервью, в котором рассказывает долгую и невероятную жизнь и историю своего творчества, включая те проекты, которые навсегда внесли его в историю.

    Режиссура и сценарий Поскольку это — мой первый опыт в написании рецензии к документальному фильму, понимая концепцию этого жанра, я решил объединить разделы режиссуры и сценария. Режиссеры Вим Вендерс и Джулиано Рибейру Сальгаду фактически сняли биографический фильм, поскольку основная часть сюжета посвящена конкретно истории жизни фотографа. Однако подали они этот материал не тривиальным способом, позитивистски пересказывая наиболее яркие события в жизни Себастьяна Сальгадо, а через призму его работы. Большая часть фильма представляет собой слайдшоу, состоящее из наиболее значимых работ Сальгадо, каждый из которых он обязательно комментирует. Зрители увидят, что фотографии — это не просто красивые снимки, а, прежде всего, отражение внутреннего мира фотографа, они с точностью передают мир таким, каким видит его Себастьян.

    Итог Откровенно говоря, это не только мой первый опыт в написании рецензии к документальному фильму, но также первый опыт в просмотре полнометражных документальных фильмов как таковых, поскольку раньше я не был заинтересован в данном жанре, т. к. находил его однотипным. Однако «Соль Земли» не просто произвела приятное впечатление, но поразила, насколько глубоко фотограф может чувствовать людей и уметь передать эти чувства в своих работах таким образом, что они превращаются в настоящие произведения искусства. Всем настоятельно рекомендую данную картину к просмотру.

    10 из 10

    6 декабря 2015 | 11:51

    «Соль Земли» — документальный фильм об известном бразильском фотографе Себастьяно Сальгадо. Со своей фотокамерой он объехал весь мир, снимал голодающих, угнетенных негров в Африке, жертв геноцида в Югославии, индейцев в Латинской Америке, рабочих рудников в Индонезии, моржей на острове Врангеля, саванны, пустыни, тропические леса. Казалось бы, такие разные сюжеты, но к каждому из них он пришел через боль.

    Себастьян Сальгадо родился в Бразилии на огромном ранчо близ города Виктория. В 15 лет он уехал учиться в Сан-Пауло. Большой город поразил его, даже пришлось поголодать, ведь до этого момента Себастьян никогда не держал в руках денег и не знал, как их использовать. Там же, в Сан Пауло он встретил свою будущую жену Лелию.

    Сальгадо закончил экономический институт, но потом вместе с женой вступил в революционную молодежную группировку и был вынужден эмигрировать во Францию. Там пришлось начинать все с начала.

    Поворотный момент в жизни Себастьяно настал, когда Лелиа купила маленькую фотокамеру. Он взял в руки аппарат, и мир лишился талантливого экономиста, но приобрел гениального фотографа.

    Со своей фотокамерой Сальгадо побывал в разных уголках Земли. Его сюжеты, в основном, имели социальную направленность — для альбома «Другие Америки» он снимал неизвестные ранее народности Латинской, Южной, Северной Америк, но самым острым стал фоторепортаж о голоде в Африке.

    Сальгадо своими глазами увидел как люди, называющие себя цивилизованными равнодушны к беде целых народов, более того, наживаются на ней. Он видел как на руках матерей умирают от голода дети, как истощенные люди доползают до лагеря «Врачей без границ» и падают замертво — помочь им уже нельзя. А власти провоцируют конфликты между голодными людьми и задерживают помощь и провизию.

    Вернувшись из Африки Сальгадо на время отложил камеру. Он больше не хотел снимать людей — злых, жестоких, недостойных того, чтобы остаться в памяти планеты.

    И потому новые его альбомы посвящены природе, животным.

    Естественнось и доброта окружающей природы примирили его с происходящим, Сальгадо вновь стал снимать социальные репортажи, но лишь иногда, очень редко.

    После долгих лет отсутствия Сальгадо вернулся в Бразилию и не узнал ранчо своего отца. Засуха почти уничтожила плантацию, остался лишь маленький островок жизни. Вместе с женой Сальгадо начал сажать тропический лес, и за несколько лет вырос огромный питомник, растительность возобновилась. Это место получило название «Институт земли». Рассказываю я об этом вот почему — увидев в свой жизни столько страданий и боли, Сальгадо нашел спасение в земле, окружающей его. Он вывел для себя правило — покидая этот мир, ты должен оставить свой кусочек планеты таким, каким он был, когда ты появился на свет. А если удастся, то сделать его лучше.

    И тогда жизнь на Земле будет продолжаться.

    9 из 10

    7 сентября 2016 | 13:17

    «Соль земли» — документальная лента о известнейшем бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо и о том, какие снимки он делал, как видел мир и что хотел сказать другим. Для тех, кому имя этого фотографа незнакомо — добавим — редкий фотограф документалист видел и снимал столько в разных концах земли и в таком диапазоне все стороны человеческих страданий и природных пограничных состояний. Вот кто такой Себастьян Сальгадо. Его знают во всём мире, его снимки это глубина не только резкости, но и проникновения в события, которые он снимал. Путешественник и миссионер, репортажный фотограф и экономист, в своих фотографиях он не боялся показывать такие вещи, за которые к нему в своё время приклеили хлёсткий и неприятный ярлык — якобы он эстетизирует насилие и тем самым служит плохую службу гуманистическим идеям, которые сам же и исповедует. Большой вопрос и повод для споров — можно ли, нужно ли так снимать, столь откровенно показывать то, что лучше бы вообще не происходило бы никогда… И всё же эти фотографии есть, и это уже история, от которой отмахнуться не получится, а вот прикоснуться — вполне. Ну сознайтесь — когда и как должны сложиться звёзды — чтобы мы вспомнили, встали, пошли и посмотрели его фотографии, что-то прочитали про автора? Не будет такого скорее всего никогда. Не найдём ни времени, ни повода… забудем и никогда не узнаем. А есть люди, которые об этом не только помнят, знают, но и хотят поделиться с другими, в который раз объяснить что-то самим себе, понять и ещё раз осознать где и как мы живём, правильно ли делаем что-то…??? Режиссёр Вим Вендерс, полностью ушедший от игрового кино в документалистику — снял ещё один свой несомненный шедевр, и речь не столько о некой визуальной стороне, сколько о сложной попытке поглядеть через объектив кинокамеры на человека, глядящего на мир через объектив фотоаппарата…. Ведь поскольку показывая мир глазами фотографа — он тем самым расширил картинку далеко за пределы кадра. Здесь не только закадровые комментарии автора легендарных снимков, здесь его мысли, чувства, он сам…

    Безусловно режиссёр и главный герой что называется нашли друг друга. Сальгадо на родине в Бразилии создал так называемый Институт земли, собрав в одном месте множество редких и исчезающих растений. Вендерс документальным киноязыком говорит о людях, пришедшем к иному пониманию реальности. Если отстраниться на минуту — и вспомнить сколь мало мы с вами знаем о окружающем нас мире и сколь узко смотрим на него — то картина «Соль земли» здесь как та самая кроличья нора — позволит увидеть и узнать многое из того, что всегда остаётся где-то сбоку от информационных лент и новостей и нам самим такое никогда не пережить и не увидеть — именно поэтому документальную картину Вима Вендерса нельзя пропустить. Это не книга, не альбом с фотографиями, за нас ленивых зрителей уже всё сделали и преподнесли нам на блюдечке без сомнений саму историю, и личную и нашу общую одновременно. Вендерс сделал это в своей любимой посмодернистской манере, но сделал бережно и талантливо, как он умеет и любит, философски и как-то по особому просто. Если вы не ходили до этого на документальные фильмы — сделайте это. Ну и если я вас совсем не убедил — вспомните — высшие награды на кинофестивалях просто так не дают. Пусть хоть это послужит предлогом ощутить пульс истории и прикоснуться к ней взглядом.

    16 июля 2015 | 17:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>