Соль Земли

The Salt of the Earth
год
страна
слоган-
режиссер Джулиано Рибейру Сальгаду, Вим Вендерс
сценарий Вим Вендерс, Джулиано Рибейру Сальгаду
продюсер Дэвид Розье, Жюлия де Абрё, Андреа Гамбетта, ...
оператор Хьюго Барбье, Джулиано Рибейру Сальгаду
композитор Лоран Петиган
монтаж Максин Гёдике, Роб Майерс
жанр документальный, биография, история, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  353.3 тыс.,    Нидерланды  18.8 тыс.,    Россия  16.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время110 мин. / 01:50
Номинации:
Себастьян Сальгадо — величайший фотограф современности. Ни одно событие не укрылось от его объектива. Взгляните на мир другими глазами! Откройте для себя завораживающую историю жизни, проникающую прямо в сердце.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (17 963)
ожидание: 95% (288)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
89 + 5 = 94
8.0
в России
100%
10 + 0 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Название фильма является отсылкой к Библии. Евангелие от Матфея, 5:13: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.»
    • Что касается снимка гориллы с пальцем во рту, Себастьян Сальгадо утверждает в фильме, что это — реакция животного на узнавание самого себя после того, как оно увидело своё отражение в объективе. Научные исследования, однако, показывают, что гориллы не узнают себя в зеркале.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Давно не смотрел документальные фильмы в кинотеатре. Это фильм стоит того.

    Сейчас, когда каждый фотографирует, хотя бы на телефон, не удивительно, что можно зафиксировать действительность. Но вот показать ее так, что бы затронуть душу, может только настоящий художник. Герой этого фильма Себастьян Сальгадо — художник с большой буквы.

    Он открывает нам мир социального зла и несправедливости, человеческой жестокости и безумия. Он пытается пробудить в людях сострадание и милосердие. Но в итоге сам сдается под натиском невозможности изменить людские судьбы и от социального искусства обращается к теме земли и природы. Там он еще видит шанс что-то изменить.

    И все же соль земли — это человек. По крайней мере такого его высшее предназначение.

    9 из 10

    30 июля 2015 | 16:33

    Узнала о нем я, как и в большинстве случаев узнавания чего-то важного для меня, совершенно случайно. То на Фейсбуке набрела на ссылку, то наткнулась на коротенький анонс в интернете…документальный фильм, судя по кадрам, черно-белый, длится уйму моего жизненного времени,…но не отпускало чувство, что пойти надо. Смущал факт номинации на давно уже политизированный Оскар.

    Но все же пошла. Время пролетело не заметно. Ни разу не взглянула на часы, что со мной случается в кинотеатре редко, ни разу не зевнула, хотя неделя вышла не простая. На протяжении всего времени глаз было не оторвать. А то, что фильм не получил Оскар, ну лично для меня это дополнительный комплимент.

    Предполагалось, что иду на очередной фильм о бедствиях африканских народов, но на деле фильм не об этом, вернее он не только об этом, он рассказывает о многом и очень важном. Он о нас, о нашей истории, которая, как говорит сам Себастьян Сальгаду, состоит из войн, переворотов и восстаний, и эти безумства продолжаются. Человек, действительно, самое жестокое и кровожадное животное на планете. И никто не требует от нас нестись на другой континент, бросая все, что дорого, и миссионерствовать, просто посадите дерево, а лучше два, ведь большее всегда начинается с малого.

    Р.S. А еще это фильм о гениальном фотографе, за каждой работой которого судьбы народов и невероятно тонко подмеченный и переданный с такой точностью глубинный смысл. А еще это фильм просто о хорошем и мудром человеке, которому не все равно…

    10 из 10

    2 августа 2015 | 13:03

    Споры о том, стоит ли противопоставлять документальное кино художественному, периодически возникают, наверное, с самого рождения кинематографа. Но, кажется, новая картина Вима Вендерса должна положить им конец. Фильм, по большей части основанный на репортажных фотографиях и интервью с их автором, выполнен на таком высоком художественном уровне, какого достигает далеко не всякая игровая картина.

    Наверное, одна из главных сложностей при создании документального фильма — построение композиции, превращение фактов реальной жизни в увлекательную историю с обязательными завязкой, кульминацией и развязкой. Особенно если авторская задача выходит за рамки простого информирования зрителя о том, что в какой-то исторический момент происходили некие события.

    История жизни одного из самых известных фотодокументалистов современности Себастьяна Сальгадо, пройдя через призму режиссёрского взгляда Вима Вендерса, приобрела невероятную кинематографичность. Фильм медленно и неотвратимо погружает зрителей одновременно в историю фотографа, в историю человечества и в историю планеты. И сложно сказать, что первостепенно. Здесь одно дополняет другое, и все элементы неразрывно связаны и переплетены.

    «Соль Земли» начинается с фотографий огромного золотого карьера с тысячами копошащихся в нём людей, на общем плане напоминающих муравьёв. А ближе к концу на экране возникнет лапа игуаны, так похожая на человеческую руку в рыцарском доспехе. Человек — такая же часть природы, как животные или растения. Однако чтобы прийти к этому выводу, зрителям вместе с героем картины предстоит пройти непростой путь.

    Биография Себастьяна Сальгадо поначалу кажется довольно обычной: детство на обширной бразильской ферме, получение экономического образования, любовь к женщине, которая станет спутницей всей жизни, вынужденная эмиграция из-за обострившейся политической обстановки в родной стране… Однако после того, как в руки Себастьяна практически случайно попадает фотокамера, в его жизни открывается новая полоса. Во время многолетних тяжёлых экспедиций Сальгадо предстоит заглянуть в бездну человеческого отчаяния, запечатлеть картины голода, болезней, смерти, кровопролитных войн, осознать своё призвание и разувериться в нём, разочароваться в человечестве и вновь найти в себе силы примириться с ним, обратившись к совершенно новому для себя фотографическому жанру и найдя новый смысл жизни.

    Фильм по большей части состоит из фотографий Себастьяна Сальгадо, которые уже сами по себе оставляют глубокий след в памяти. А прочувствованные комментарии автора расширяют контекст снимков и тем самым усиливают впечатление. Благодаря им зритель не только проникается состраданием к изображенным на фотографиях людям, но и особенно остро сочувствует «кризису веры», который испытывает репортер.

    Поначалу «Соль Земли» кажется просто последовательным рассказом о жизни отдельно взятого человека. Однако за этой простотой видится огромная работа, проделанная режиссёром как при отборе и компоновке фактов из биографии героя фильма, так и при создании видеоряда. Рассыпаясь в комплиментах репортёрской меткости и художественной тонкости фотографий Сальгадо, Вим Вендерс создаёт безупречное визуальное произведение, служащее достойной оправой многочисленным показанным в кадре работам репортёра.

    10 из 10

    24 июля 2015 | 14:37

    После просмотра фильм действительно оставляет неизгладимое впечатление и желание погрузиться в него заново. Это вроде бы документальный черно-белый фильм с часто мелькающей «застывшей реальностью» (здесь я имею ввиду фотографию), который вряд ли, как изначально кажется, задержит на себе внимание простого обывателя… Но, несмотря на всё это, зритель ни на секунду не выпадает из повествования.

    Фильм отчасти биографический, но так как он является произведением искусства, то и смотрится не просто как интервью с главными героями, а как нечто большее.

    Сразу хочется сказать несколько слов о названии, так как в нем скрывается смысл фильма. Соль земли — это человеческий род в собирательном смысле, соответственно этот фильм не только об одном человеке, но и обо всём человечестве. И тут же вспоминается Евангелие от Матфея, отрывок из Нагорной проповеди Иисуса:

    «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».

    Это как раз иносказание о том, что человечество постепенно потеряло свою человечность. И фильм как раз наталкивает на размышления о том, как человечеству вернуть эту человечность, то есть как соли вернуть её «солёность».

    Фильм начинается с кадров алчности. Хотя изначально вообще непонятно, что нам показывают. Но потом мы видим рабов-золотодобытчиков, и сразу приходит на ум ассоциация с алчностью, с наживой. Сейчас, когда человек становится личностью, он становится как правило индивидуалистом. Раньше всё же разум у человека был более коллективным. И сейчас, когда индивидуалисту приходят мысли о личном обогащении, то скорее всего в конечном итоге они приведут к алчности. А это именно то, что забирает у человека его человечность.

    В фильме очень хорошо показан конфликт между человеком и природой, где человек представлен как детище цивилизации. И как бы горько не было осознавать, отождествляя фильм с нами, мы скорее относимся к цивилизованному миру. И горько потому, что человек цивилизации строит «прогресс», идя против природы. Это хорошо отображено в страшном разделе с огнём и нефтяными скважинами. когда человек идет против природы, то природа потом может пойти против человека.

    Так же в фильме преподнесен конфликт между человеком и человечеством. Страшные кадры смерти заставляют нас задуматься о том, что это плоды деяний наших же братьев — таких же людей. В начале повествования нам был показан портрет слепой женщины, взгляд которой действительно берет за душу. Потом мы видим множество фотографий совершенно исхудалых и изнемождённых людей, которые сейчас еще живы, но через день, два, неделю умрут. И потом мы видим многокилометровую дорогу, просто заваленную трупами. И всё это детище властей, которые провоцируют конфликты между голодными людьми, задерживают помощь и провизию, а сами наживаются на этом.

    Фильм очень хорошо структурирован: в нём четко выделяются границы разделов. Вим Вендерс с Себастьяном Сальгаду и мы вместе с ними начинаем листать альбом воспоминаний. Перед нами проносятся слайды из разных историй, периодов жизни фотографа. И всё это повествование объединяет почти непрерывающаяся музыка и проникновенный голос повествователя. Эти элементы несут в себе большую эмоциональную нагрузку. Голоса Вима Вендерса и Себастьяна Сальгаду передают нам некий можно даже сказать трепет. И в данном случае сочетание закадрового голоса, эмоциональной музыки и строгого черно-белого изображения дают ощущение непрерывности и держат внимание зрителя.

    9 из 10

    8 октября 2017 | 23:54

    Не важно по каким причинам вы решитесь посмотреть этот фильм: случайно на каком-то фестивале увидев знакомую фамилию Вендерс; специально, зная, что данный проект собрал множество престижных наград и номинаций от каннских до оскаровских; а быть может вы уже не раз видели потрясающие работы фотографа Себастьяна Сольгадо в журналах, на выставках или просто в интернете и теперь вас заинтересовал кинопроект с его участием. Не важно. Важно лишь то, что после просмотра истории рассказанные в этой киноленте засядут в вашу душу глубоко и надолго.

    «Соль жизни» — производящая неизгладимое впечатление, визуально завораживающая история жизни и творчества одного из крупнейших фотожурналистов мира, проникающая в самое сердце.

    Хочется сразу заметить, что данная картина, как и редкие другие документальные работы (вроде «Счастливых людей» Дмитрия Васюкова) вряд ли поддаются обычному оцениванию по разным критериям (мастерство, интересность, эмоциональность и т. п.). «Соль жизни» воспринимается, как история рассказанная близким другом. Просто с интересом слушаешь, проникаешь в суть, даже не думая найти изъяны у этого рассказа. Получается, что кино в данном случае — это всего лишь удобная форма повестования того, что Себастьян Сольгадо мог бы поведать о себе лично.

    Конечно форма в данном случае деталь совсем немаловажная. Вряд ли зритель имел бы возможность так проникнуться и прочувствовать всю важность сделанного Себастьяном Сольгадо, всю трагичность увиденного им, если бы ему пришлось просто читать про это или слушать рассказ экскурсовода на какой-нибудь выставке посвящённой 40-летнему творческому процессу бразильца. Тут и опыт одного из режиссёров картины, мастера мировой величины Вима Вендерса пришёлся очень кстати. Так получилось, что после своих лучших работ сделанных ещё в 70-80-х годах, творческая проницательность и рефлексия Вендерса быстро затерялись среди тысяч других художественных фильмов. Но как оказалось иссяк не творческий потенциал мастера, а только достойный материал для его работы. Всё что нужно было немецкому режиссёру — это просто заряд энергии извне, коими в разное время становились кубинские музыканты ("Клуб Буена Виста» — 1998), знаменитый хореограф Пина Бауш (фильм «Пина» — 2011) и вот теперь бразильский фотограф Себастьян Сольгадо. Во всех трёх случаях получилось поразительно честное, глубокое и даже романтическое кино.

    Далее вполне можно написать огромный, интереснейший текст о том как Сольгадо стал фотографом, как к нему пришла мировая известность, с какими огромными трудностями ему приходилось сталкиваться. Но думаю все желающие с легкостью сами найдут информацию об этом. Скажу лишь, что фильм очень точно и впечатляюще проиллюстрировал насыщенную биографию бразильца, заставив проникнуться и задуматься о судьбе нашего мира абсолютно не навязывая никакую точку зрения, а просто рассказывая реальную историю человека, у которого болела душа за весь наш мир и который доказал это не на словах, а на реальных действиях, порой просто невероятных, как в случае с природоохранной деятельностью в родной Бразилии…

    После фильма.

    «У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет, в чем его истинное призвание — намного важнее первой» (Брассай).

    9 апреля 2015 | 18:18

    Камера медленно съезжает с каменоломни, где люди поднимают на поверхность карьера себя бывших или будущих. Хотя, описывать то, что они делают, бессмысленно. В структуре человеческого сознания трудно совмещается радость и грусть. Иногда чередуются, реже шагают рядом, как это бывает в простых порядках вещей. Где ошибки не воспринимаются чьей-то злой волей, а на обиды не списывают когнитивный диссонанс.

    Черно-белая гамма не разрешает обманывать. Автор ведет свою экспозицию изнутри событий. Он снимает не ради хроники, не для денег, не из-за творчества. Просто ничего другого, чтобы так нравилось, как эта работа, он делать не может. И не хочет.

    Когда обозревается снятое им, чувствуется, что перед той реальностью идет небольшой фильтр фотографа, с его хобби документалиста.

    И ужас копи, где труд и ругань, пот и тяжелые ноши в грязи, видятся уже только через эту пелену, тормозя убогое сострадание всему, на что рассчитывает автор, снимая чужую боль. Боль нужно пережить, или рассмеяться в камеру, за такую приверженность к негативу.

    Лучше уж смотреть на зеркальный глянец, чем наблюдать, как чье-то хобби ворует то, что не отбирают даже боги, чужую боль. И к черту ваше сострадание. Боль принадлежит только им. Захотят, поделятся, с небом, саванной, прошлым, но не с объективом, выдержкой и страстью к путешествиям вглубь негатива.

    19 февраля 2019 | 08:58

    Фестивальное кино имеет больше свободы, чем какое-либо другое. Авторам не приходится заботиться о кассовых сборах, что открывает широкое поле действий для магии кинематографа. Месье, которые снимали «Соль Земли», увлёкшись самовыражением, совсем забыли, что снимают фильм.

    Начну с простого. Картинка. О, да. Я уловила попытку создать атмосферку артхаусности и поиграть на контрасте цвета между кадрами с человеческими страданиями и природой. Когда смотришь на эту работу оператора в большом кинозале, видишь пустую картинку снятую на очень дорогую фото и видеоаппаратуру. И только. Смотрится очень дёшево.

    История. В биографию одного известного фотографа вплетена прямая как фонарный столб морализаторская линия. Обе истории провальны. Если хотели сделать упор на биографию, нужно было уделить ей чуть больше внимания. Многие важные события из жизни фотографа упоминаются вскользь, так что ты и не успеваешь понять, когда они вообще произошли. Если важно было показать что-то большее, чем историю жизни одного человека, то многие биографические вставки попросту лишние. На мой взгляд, киноделы решили усидеть на двух стульях, а ничего не вышло. Из готовой картины всё ещё можно вырезать много бесполезных кинометров, и она ни-че-го не потеряет.

    Идея. Всё-таки снимали картину не ради биографии. Да, авторы правы, что в какой-то степени все мы не заслуживаем права на существования, ведь всем известно, что в каких-то уголках земного шара люди голодают, где-то идут войны, где-то вырубают последние леса и вырезают редкие виды животных, а мы, конкретный я, который смотрит фильм, ничего с этим не делаем. Но постойте, что же нам предлагают герои картины? Фотограф много лет путешествовал, издал фотоальбом, причём не один, потом посадил у себя дома лес и успокоился, а про умирающих в Африке людей было забыто, как будто бы их и не было.

    Хорошее искусство, на мой взгляд, то которое может заявить, «что чувства добрые я лирой пробуждал…». Картина «Соль Земли» идёт по очень простому пути, выбирает глобальные беды человечества и планеты, которые вообще-то просто обязаны задеть зрителя, но она не трогает ни одной струны души, не вызывает никакого эмоционального отклика. Наверное, найдутся люди, которые не станут никогда смотреть этот фильм, или начнут, но не досмотрят до конца. Я бы не стала их осуждать. Скорее наоборот. Этот «фильм» не стоит потраченного на него времени, и вообще с большой натяжкой может называться фильмом. Скорее это в высшей степени драматизированное слайд-шоу с видеовставками, показаннок под рассказываемую за кадром историю.

    21 июля 2015 | 13:23

    Праздник глаза. Это первое, что приходит на ум, когда смотришь фильм «Соль земли». В профессиональной среде есть мнение, что невозможно снять достойный фильм, состоящий из фотографий и застывших кадров, из документально-биографического материала обычного человека. Фильм про Себастьяна Сальгадо полностью меняет подобные представления. Это кино исключительное и по картинке, и по смысловому наполнению.

    Думаю, про визуальный ряд скажут без меня. Займусь смыслами. Давным-давно, когда я пришла в журналистику, мой шеф-редактор заявил: «Не питай иллюзий. Журналисты — паразиты на теле общества. Мы ничего не производим, ничего полезного не делаем. В лучшем случае информируем, но посмотри на качество этой информации, и реши, хочешь ли ты работать». Это наставление я вспомнила на фильме «Соль земли». Вспоминала, и утверждалась в правильности своего выбора. Себастьян Сальгадо — лучший пример, как один человек может волновать, поднимать проблему, менять политику. Без насилия и громких выкриков. С помощью обычной фотокамеры. Да, он фанатик своего ремесла — иначе бы его снимки не пленили нас с такой силой. Сильный эмоциональный отклик имеет только то, что сделано с той же порцией энергии. Это закон бытия. Вот только есть ещё нечто. И это нечто — любовь к человеку. Восхищение им. Ощущение взаимосвязи между всеми и всем, что происходит в мире.

    Сейчас Себастьян снимает природу. И преуспел в этом ни чуть не меньше, чем в своих социальных репортажах. В чём причина, задаёмся мы? Дело в искренности фотографа. Он смотрит вокруг глазами прозревшего слепца. Новый мир на снимках Себастьяна — не попытка бегства от ужасов, а способ зажечь свечу, найти спасение. Неслучайно, сначала он восстанавливает лес на Родине, и лишь потом — возвращается к камере. После ада — возможно вернуть рай, испытано на себе — смело может заявить этот умудрённый опытом человечище. Главное — верить.

    Только несведущему кажется, что Себастьян — сторонний наблюдатель всю свою жизнь. Что он равнодушно смотрит на голод и смерть, катастрофы и тех, кто к ним причастны. Для таких, как он, постоянно встаёт моральный вопрос: имею ли я право это показывать? Не будет ли ещё хуже? Не будет ли этот кадр красной карточкой человечеству, навсегда предлагающей удалиться с поля игры?

    «Соль земли» — ода человеку. Как конкретному(Себастьян Сальгаду), так и виду (homo sapiens).

    И, возвращаясь к названию, полученного от известной притчи. Только от людей зависит, какой мир они построят вокруг себя.

    «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

    (Мф. 5:13-16)

    20 июля 2015 | 22:08

    О главном герое

    Хорошие снимки, интересные истории, отважная натура, дух авантюризма, жажда приключений, сострадание, созидание, открытие новых горизонтов, космополит. Приблизительно такими эпитетами можно описать главного героя фильма — фотографа и путешественника. Человека, который бросил профессию экономиста и начал заниматься любимым делом.

    О снимках

    Интересные, яркие, черно-белые, эмоциональные, профессиональные, уникальные, жизненные. Такие характеристики моментально возникают в голове при созерцании работ Сальгадо.

    О некоторых эпизодах фильма

    Фильм охватывает различные временные периоды, различные народы и события. Но больше всего запомнилось три эпизода: голод в Эфиопии и Сомали, война в Руанде, выгоревшая ферма в Бразилии. Первые два эпизода — без комментариев — эти события ужасны, в них отображена вся человеческая ненависть. Третий эпизод (уничтожение леса под скотоферму, уничтожение самой скотофермы и возрождение леса) запомнился тем, что люди жалуются на природу, мол засуха испепелила всю траву, дожди вымыли всю плодородную почву, а коровы сделали почву непригодной для роста травы. Порочный круг, не находите ли? В этом эпизоде скрыто много смысла и взаимосвязей, которые мы часто не замечаем. Мы вырубаем лес под пастбища для коров, коровы со временем вытаптывают землю, а дожди вымывают плодотворный грунт и в итоге мы получаем безжизненную пустыню. И ради чего? Ради растущей потребности человечества в мясе. А нужно ли нам столько говядины и молочных продуктов? Можем ли мы без этого обойтись или по крайней мере сократить свои потребности? Думаю, что да, но это уже совсем иная тема.

    О жене Сальгадо

    Сильная женщина, верная жена, мудрый человек, умная, красивая, возможно даже идеальная)). О жене Сальгадо не так уж и много упоминаний, но она предстает перед нашими глазами именно такой. Чего только стоит ее идея засадить истощенную ферму лесом, которая воплотилась в жизнь!

    Вывод: фильм интересный, красивый, поучительный, но возможно в каких-то моментах слегка нудноват.

    9 из 10

    15 февраля 2016 | 17:18

    «Соль Земли» — документальный фильм об известном бразильском фотографе Себастьяно Сальгадо. Со своей фотокамерой он объехал весь мир, снимал голодающих, угнетенных негров в Африке, жертв геноцида в Югославии, индейцев в Латинской Америке, рабочих рудников в Индонезии, моржей на острове Врангеля, саванны, пустыни, тропические леса. Казалось бы, такие разные сюжеты, но к каждому из них он пришел через боль.

    Себастьян Сальгадо родился в Бразилии на огромном ранчо близ города Виктория. В 15 лет он уехал учиться в Сан-Пауло. Большой город поразил его, даже пришлось поголодать, ведь до этого момента Себастьян никогда не держал в руках денег и не знал, как их использовать. Там же, в Сан Пауло он встретил свою будущую жену Лелию.

    Сальгадо закончил экономический институт, но потом вместе с женой вступил в революционную молодежную группировку и был вынужден эмигрировать во Францию. Там пришлось начинать все с начала.

    Поворотный момент в жизни Себастьяно настал, когда Лелиа купила маленькую фотокамеру. Он взял в руки аппарат, и мир лишился талантливого экономиста, но приобрел гениального фотографа.

    Со своей фотокамерой Сальгадо побывал в разных уголках Земли. Его сюжеты, в основном, имели социальную направленность — для альбома «Другие Америки» он снимал неизвестные ранее народности Латинской, Южной, Северной Америк, но самым острым стал фоторепортаж о голоде в Африке.

    Сальгадо своими глазами увидел как люди, называющие себя цивилизованными равнодушны к беде целых народов, более того, наживаются на ней. Он видел как на руках матерей умирают от голода дети, как истощенные люди доползают до лагеря «Врачей без границ» и падают замертво — помочь им уже нельзя. А власти провоцируют конфликты между голодными людьми и задерживают помощь и провизию.

    Вернувшись из Африки Сальгадо на время отложил камеру. Он больше не хотел снимать людей — злых, жестоких, недостойных того, чтобы остаться в памяти планеты.

    И потому новые его альбомы посвящены природе, животным.

    Естественнось и доброта окружающей природы примирили его с происходящим, Сальгадо вновь стал снимать социальные репортажи, но лишь иногда, очень редко.

    После долгих лет отсутствия Сальгадо вернулся в Бразилию и не узнал ранчо своего отца. Засуха почти уничтожила плантацию, остался лишь маленький островок жизни. Вместе с женой Сальгадо начал сажать тропический лес, и за несколько лет вырос огромный питомник, растительность возобновилась. Это место получило название «Институт земли». Рассказываю я об этом вот почему — увидев в свой жизни столько страданий и боли, Сальгадо нашел спасение в земле, окружающей его. Он вывел для себя правило — покидая этот мир, ты должен оставить свой кусочек планеты таким, каким он был, когда ты появился на свет. А если удастся, то сделать его лучше.

    И тогда жизнь на Земле будет продолжаться.

    9 из 10

    7 сентября 2016 | 13:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: