всё о любом фильме:

Палач (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерВячеслав Никифоров
сценарийЗоя Дзюбло
продюсерКонстантин Эрнст, Денис Евстигнеев, Татьяна Голынская, ...
операторМихаил Искандаров
композиторАнтон Шварц
художникИгорь Топилин, Лариса Лебедева
жанр детектив, криминал, триллер, ... слова
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время50 мин. (500 мин.)
События разворачиваются на окраине Москвы в 1965 году. В центре — история разоблачения женщины-палача, которая во время войны по указке немцев расстреливала пленных, партизан, мирных жителей. Это фактически отдельная гражданская война изуверки со своим народом. В войну ей едва исполнилось 20 лет, а на ее счету было уже полторы тысячи убийств.

Своих жертв она расстреливала из пулемета, прячась за игрушечной маской зайчика. Потом выпивала бутылку самогона и затем появлялась уже на следующее утро без маски и жила обычной жизнью, такой же, как и все остальные… Поэтому после войны вычислить убийцу было очень непросто. Дело это поручили главному следователю. Его подозрения падают то на одну, то на другую женщину…
Рейтинг сериала
IMDb: 8.30 (9)
ожидание: 96% (181)
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:21

    файл добавилSpecificLife1979

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 536 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мода на события Великой Отечественной войны в современном кинематографе очевидна. Тем не менее, фильм «Палач» поднимает один из важнейших и болезненных аспектов данной темы: темы предательства советских граждан и службы их в рядах полицейских частей вермахта и СС. В данном фильме есть изображение сцен насилия: да, это было. И помнить об этом нужно всегда. По поводу главной героини и её смертельного образа можно сказать «Верю», поскольку на фронт попадали люди с различной психической конституцией и их «явление» в роли палачей совсем не удивительно.

    Хочу поставить фильму высокую оценку. Игра актёров убедительна, а реквизит, отсылающий к эпохе 60-х годов, вне всяких похвал.

    Что не понравилось: зацикленность на выпивке. Перед фильмом демонстрировалось предупреждение о курении табака, но весь фильм оказался наполненным сценами распития алкоголя.

    17 января 2015 | 20:00

    Ничего общего с реальными историческими событиями, кроме как основной идеи с главным антагонистом-предательницей, данный сериал не имеет, и это нужно хорошо понимать, приступая к просмотру данной картины, ведь этот многосерийный фильм может понравиться только в качестве вольного художественного произведения, вдохновленного реально существовавшим человеком.

    Но была ли главная злодейка сериала человеком? Это очень спорный вопрос, обсуждению которого отведены две заключительные серии, ставшие самыми сильными эпизодами в фильме. Мораль у сериала одна — осуждение чудовищных преступлений сумасшедшей предательницы, самой настоящей маньячки, серийной убийцы и психопатки, которая творила со своими соотечественниками то, чем не хотели заниматься даже немцы. Образ демонической убийцы, которой для более устрашающего образа добавили несколько вымышленных фактов, удается исполнительнице главной роли действительно великолепно, хотя к ней я вернусь позже.

    Итак, главная сюжетная линия сериала — это поиск той самой маньячки, убившей за время войны около полутора тысяч человек, среди которых были не только партизане и военные, но и старики, дети, женщины. Действительно невероятно пугающая история, которая превращает сериал в невероятно мрачный атмосферный советский детектив, который не теряет своей привлекательности и увлекательности даже несмотря на то, что личность Тоньки-пулеметчицы можно вычислить еще в первой же серии. Однако тем интереснее смотреть долгожданную развязку этой жуткой истории.

    Некоторые сюжетные линии и факты, придуманные сценаристами, создают серьезные отличия между сюжетом фильма и реальным делом зловещей пулеметчицы. Многие зрители поспешили занести это в основные минусы сериала, с чем я не согласен. Здесь убийцу ищут не 30, а 20 лет, да и расследование начинается с громкого убийства 17-летнего парня (неплохой образ уже сыгравшего в «Чернобыле» Анвара Халилулаева), отличающегося особой жестокостью — юноше прострелили оба глаза. Именно этот факт заставляет ведущего это дело следователя МУРа майора Черкасова (Смоляков) вспомнить об аналогичных убийствах кошмарной Тоньки-пулеметчицы (которая превратила простреленные глаза своих жертв в свой фирменный почерк), которую он разыскивал в годы войны, когда служил в Смерше. Как только следователь устанавливает связь этого дела с историей самой кошмарной убийцы Великой Отечественной войны, это расследование превращается для него в дело чести.

    По поводу других несоответствий — они всего лишь работают на образ главной злодейки, делая его более зловещим и страшным. Молодая женщина, убивающая по 27 человек в день, перед казнью напивающаяся самогоном и скрывающая свое лицо под детской маской зайчика (тайна личности для Тоньки-пулеметчицы здесь имела принципиальное значение — люди, видевшие ее лицо, немедленно превращались в безглазые тела). Эпизоды, где эта самая убийца расстреливает людей — самые жуткие сцены в сериале. И эти факты превращают персонаж Тоньки-пулеметчицы в невероятно зловещего, мрачного, даже жуткого таинственного человека (хотя большинство зрителей сразу поймет, кто такая эта злодейка).

    Многим не понравилось, что расследование ведет сотрудник МУРа, но и эта деталь, на мой взгляд, не так уж и плоха, ведь сериал является, в первую очередь, вольным сиквелом другого нашумевшего советского детектива «Мосгаз», рассказывающего о другом серийном убийце. Здесь же милиционер Черкасов расследует убийства двоих подростков, а не дело военной преступницы Антонины Малышкиной (в реальной жизни — Макаровой). И как только Черкасов понимает, что с этим убийством связано дело предательницы-палача, в дело вмешивается КГБ.

    По поводу актерского состава хочется сказать отдельно. Андрей Смоляков с ролью следователя справляется как всегда превосходно — он даже фактурно очень подходит под эту роль. Буквально такой же яркий образ он играл и в «Высоцком», и в «Григории Р.», поэтому в таланте полноте раскрытия образа усомниться просто невозможно. Что касается Виктории Толстогановой — сыграла просто великолепно, особенно раскрылась в заключительных сериях и флеш-беках из своего военного прошлого. Очень яркий и запоминающийся образ. Порадовал Владимир Юматов в роли сослуживца главного героя по Смершу, миловидная Мария Андреева в роли назойливой журналистки, Виталий Кищенко в роли мрачноватого Кривовяза, Иван Волков в роли хамоватого майора милиции, Юрий Тарасов в роли помощника Черкасова и соблазнительная Марина Александрова. Запомнился и образ следователя КГБ из заключительных серий, но, к сожалению, имени актера я не знаю.

    В общем, перед нами качественный советский детектив, радующий именно интересным сюжетом, пусть и с предсказуемой концовкой, но массой других плюсов.

    8 из 10

    18 января 2015 | 22:26

    Великая Отечественная растворяется в памяти, в воспоминаниях ушедших фронтовиков, стираются исторические детали и достоверные подробности… Может быть, когда-нибудь рассекретят хранящееся в спецхране ФСБ уголовное дело Антонины Макаровой, Тоньки-пулеметчицы, фашистского палача, расстрелявшей на Брянщине полторы тысячи человек, в основном мирных жителей, женщин и детей.

    Палач продолжала мучить своих чудом уцелевших жертв в снах, а сама спала спокойно… Еще целых 35 лет она жила под чужим именем.

    Жаль, но выбранный сценаристом жанр психологического детектива и вольное обращение с историческим материалом значительно преуменьшают ценность фильма.

    Андрей Смоляков (следователь Черкасов), Анатолий Журавлев (фронтовик Сергей Яковлев), Виктория Толстоганова (Раиса), Людмила Полякова (свекровь) играют «на разрыв аорты», но… впустую.

    Тема трагична до крика, до боли… а сериал так, пустышка с заячьей мордашкой, ужастик с выбитыми глазами. Холостой выстрел по военному прошлому.

    Отвратительна эпизодическая роль Федора — первого, чьей «походной женой» стала героиня фильма. Исторически это был более человечный персонаж.

    Холодная исповедь расчетливой и жестокой женщины-палача в последней серии — самые сильные кадры фильма, которому, увы, не суждено стать шедевром.

    5 из 10

    Только из уважения к теме войны

    16 января 2015 | 01:45

    Андрей Смоляков, много лет не снимался и блистательно вернулся в кино «Высоцкий. Спасибо, что живой». В «Палаче» снова играет следователя и делает это безупречно. Многосерийный фильм снят на очень высоком уровне. Есть захватывающий, державший весь фильм в напряжении сюжет, основанный на реальных событиях, есть прекрасная игра актеров, и есть драматический катарсис, сосредоточенный в последней серии фильма.

    Хочу отметить прекрасную игру мальчика Александра Дробитько, после «Похороните меня за плинтусом», еще одна прекрасная роль.

    Виктория Толстоганова играет одну из главных ролей и вызывает неоднозначную реакцию, благодаря своей героине, одно можно сказать со своей ролью справилась на 100%.

    «Палач» фильм в лучших советских традициях, своего рода «Визит к Минотавру» 21 века. Больше жестокости, больше динамики, меньше души и философствования.

    9 из 10

    17 января 2015 | 10:50

    Просмотр «Палача» я начала с последней серии. Заинтересовавшись сериалом, решила посвятить выходные новому проекту Первого канала. Сами понимаете, развязка для меня «роялем в кустах» не была. Да и о деле Тоньки-пулемётчицы я была наслышана… Реальность и художественный вымысел авторов сравнивать не берусь. Простительно, что они прибегли к вымыслу и фантазии. Да и маску в виде зайчика можно простить: всё-таки лицо Тоньки зрителю не хотели открывать до самого финала… А как иначе можно было бы скрыть его, постоянно возвращаясь к эпизодам из её жизни?

    Так что, Бог с ней, с документалистикой, судить строго данный аспект фильм я не берусь. Однако замечания насчёт сюжета всё-таки есть.

    Во-первых, как мне показалось, сериал слишком затянут. Да, серий всего десять, но можно было бы всё это урезать до пяти-семи. По моему мнению, слишком много внимания было уделено разборкам в семье Черкасова, взаимоотношениям Сони Тимофеевой с мужчинами, личной жизни героев и т. д.. Соглашусь, зрителю необходимо расслабляться, наблюдая за жизнью персонажей. Но здесь, простите, с этим переборщили. Даже в последних сериях, когда близок финал, когда страсти максимально накалились, создатели «Палача» приковывают внимание зрителя совсем не к Палачу, а к Славику и его отцу. Честно, я зевала на этих эпизодах.

    Во-вторых, для тех, кто не знаком (как, например, я) с сериалом «Мосгаз» некоторые эпизоды останутся загадкой. Некая Ирина, вышедшая из тюрьма, некий художник, некие люди, которые отвлекают зрителя от основной нити событий и уносят куда-то далеко-далеко… Может, я не права, но подобные переходы были как-то неуместны.

    В-третьих, работа МУРа была порой, как бы помягче выразиться, глуповатой. К цели шли какими-то окольными неясными путями, выбрали странную «наживку» для Палача… Да и вообще не обращали внимание на многие детали. К тому же, вся соль была в том, что Черкасов начинает искать Тоньку, опираясь на свою интуицию, но именно этой интуицией в нужные моменты он не пользуется, а действует, руководствуясь какой-то железной, порой туповатой, милицейской логикой. К тому же, побег Палача из госпиталя крайней не убедителен. Ну не могли органы разведки не поверить несчастной женщине, ведь если она была разведчицей, то должна была обладать информацией, которая известна только ей да партизанам. В общем, неувязочка вышла.

    В-четвёртых, образ Палача не до конца проработан. Казалось бы, умная, уравновешенная женщина и допускает такие глупости! Ну, скажите, зачем, если хочешь поставить другого человека, стрелять столь профессионально? Да был бы подозреваемый убийцей, он бы целился в сердце или в голову, чтобы уж наверняка попасть, а здесь… Две зияющие дыры на месте глаз. Я, конечно, понимаю, что без этой «отличительной черты» Тоньки Черкасов о ней бы и не вспомнил. Однако можно было бы здесь обратиться к реальным материалам и уже с помощью них разрубить этот «гордиев узел». Такие эпизоды образ Палача в моих глазах как-то подпортили, что ли… Ну не верю я, что столь хитроумный, изобретательный, решительный и уверенный человек мог столь глупо поступить, расправляясь со своей первой жертвой. Ошибка могла быть позже. Но не сразу.

    Однако все эти недочёты сглаживала хорошая актёрская игра. Все действительно справились со своими ролями, но особенно мне бы хотелось отметить лишь нескольких артистов и их героев.

    Раиса Яковлева. Виктория Толстоганова сыграла на твёрдую «пятёрку», даже на «пятёрку с плюсом». Веришь ей на протяжении всей картины: и её слезам отчаяния, и её спокойствию, и её страху, и её раскаянию… Эта актриса открылась для меня в новом свете: в свете эмоциональной, яркой, но главное столь настоящей игры! Только ради исполнения ею этой роли можно смотреть сериал.

    Нина Кривовяз. Юлия Пересильд тоже хорошо справилась со своей ролью. Мы видим на протяжении фильма, как молодая, красивая и смелая девушка превращается в забитую, мстительную, злобную старую алкоголичку, которая только и живёт собственной ненавистью. Честно, глядя на неё в молодости и двадцать лет спустя, не могла долго поверить, что играет одна актриса. Гримёры, конечно, тоже здорово постарались.

    Ирина Яковлева. Честно, имя героини не помню, могу ошибиться. Чтобы вы поняли о ком я говорю, то вспомните харизматичную и остроумную бабушку в инвалидном кресле. Людмила Полякова справилась с ролью на «ура!». Она язвительна, за словом в карман не лезет, но в то же время интеллигентна и мила. Честное слово, было одно удовольствие наблюдать за тем, как она то невестку подколет, то внучку, а то и мужа последней. Это довольно близко к жизни семьи, в которой есть больной человек, считающий, что всё внимание должно быть уделено лишь ему. И актриса справилась с этим на «отлично».

    Остальные герои, на фоне этих, показались мне не столь яркими, а некоторые и вовсе блёклыми. Да, было интересно, порой забавно слушать словесные перепалки Сони Тимофеевой и её ухажёра Зинчука, но когда это повторялось из серии в серию с одинаковым выражением лиц у обоих актёров, то это начинало надоедать.

    В целом, неплохой сериал, несмотря на перечисленные недостатки. Актёрская игра затмевает многие недочёты, а те, которые проскальзывают, простим российского кинематографу. Бывало и хуже.

    7 из 10

    26 января 2015 | 18:49

    Прототип главной героини десятисерийного фильма «Палач» действительно «впечатляет больше». Вызывает больший ужас и заставляет думать о выборе между добром и и злом, о том, что выбор этот не имеет отношения к национальной принадлежности.

    Недостатки фильма связаны с жанровыми клише: 1) советских военных фильмов и 2) американских криминальных телефильмов.

    1) Кинопродукция о второй мировой войне должна показать, что зло всегда по ту сторону окопов («Риорита» — большая редкость). Антонину Парфенову-Макарову, обычную советскую гражданку, никто не насиловал, не пытал, не «ломал», над ней не издевались; она убивала, потому что она убийца (тавтология, но по-другому кратко не ответишь; война виновата? постольку поскольку). Flashback`и о превращении советской девушки в палача — грубы и надуманы. Гибрид между советским военным фильмом и фильмом ужасов (сцены насилия, ломающие личность) скорее всего неудачен. Психологизм (заявленный в жанровом подзаголовке) вроде появился, когда главная героиня начала говорить для протокола. Бабская неприязнь к хорошенькой невесте в белом платье или к красавице-разведчице-партизанке тоньше и драматичнее в качестве «объяснения» жестокости. Cвет или тьма — выбор души; произведения об этом выборе становятся произведениями искусства. «Палач» им не стал. 2) По законам американских многосерийных телефильмов необходима fictional team of special agents (минус лакание водки по поводу и без повода). Лица у них должны быть симпатичные, они — профессионалы, личная жизнь каждого дана лёгким пунктиром, а личная жизнь их начальника даётся более подробно. Только вот непонятно, чем симпатичная команда (кастинг-cлужба обеспечила те же лица, что и в десятках других телефильмов) занимается в течение своего рабочего дня, кроме проверки масла в машине (1 раз) или похода в архив за справкой (2 раза).

    И последнее замечание. В 90 % процентах российских детективов поражает следующее: людей сажают в тюрьму без веских доказательств их вины. Ужасно, что это скорее всего очень правдоподобно. Персонаж по имени Раиса Сафонова — объявлена военной преступницей и отправлена в лагерь на основании маски, лежащей рядом с ней на больничной койке и документам соседки по палате. Из диалога с Барсуком в лесу следовало, что Раиса Сафонова проходила обучение в разведшколе, то есть имелось личное дело, а значит фотография, рост, цвет глаз, особые приметы и пр. Эти мелочи не кажутся сценаристу важными, и мало кому из зрителей приговор без следствия показался неправдоподобным. Ведь это действительно не невозможно. К закадровому эфемерному расследованию (при котором для выяснения личности военного преступника хватает масочки и выбитых зубов) причастен герой Андрея Смолякова Иван Черкасов (он же работал в СМЕРШЕ). Разве не зло обвинить не ту в страшном преступлении? Не зло искать свидетеля, видевшего лицо без маски, через 30 лет? Хорошо ли считать Черкасовых героями?

    12 мая 2015 | 14:54

    Понятно, что задача сценариста была не простой — из фактов выстроить целую ТАКУЮ жизнь.

    Понятно, что Толстоганова очень старалась.

    Но… не веришь такому Палачу.

    У такого рода фильмов должно быть два «круга». Первый — это сама история, набор определенных фактов, последовательность действий.

    Второй — это нутро главных героев. Так вот, у человека, который влегкую расстрелял 1500 женщин, стариков, детей совсем не такое нутро. Ага, вот такая тетушка будет всю жизнь «жить» своей первой любовью, и в тоже время вот так запросто за пару ударов прикладом даст расстрелять своего любимого. Если не умерла вмести с ним, то «шкура», а таким «шкурам», как правило, такая любовь-морковь вообще до лампочки по жизни. И вот эти сцены с дочкой «я так тебя люблю», и профессия учителя в школе (да такие люди обычно детей на дух не переносят, будут они каждый день по собственной воле подвергаться стрессам, если нужды нет) и т. д. и т. п. Даже при раздвоении личности такого не бывает.

    В общем, могут быть какие-то документальные огрехи, огрехи с костюмами и т. д. Это не так бросается в глаза, конечно, если ты не профи. Но вот такое «ложное» нутро почувствует самый обычный человек. В общем, не верю, как сказал бы классик, что Палач это реальный живой человек. В сериале это два разных человека. А на Палаче то все и зиждется.

    Ну и так, все прочее — не могли легко и просто посадить агента из разведшколы на основании просто маски и подброшенных документов, не ходили небритыми милиционеры в Советское время (бритье и короткая стрижка обязательна, никто бы на службу не пустил с такой щетиной) и т. д. и т. п.

    Один раз посмотреть можно, но все время не покидало чувство подделки чувств и нутра главной героини.

    К остальным героям вопросов намного меньше.

    19 июля 2016 | 21:16

    Недавно, с удовольствием посмотрел приквел данного сериала — «Мосгаз», поэтому изначально ожидал хороший сериал. Несмотря на это, получил намного больше, чем мои совсем немалые ожидания!

    Кастинг. В приквеле немало раздражали Марина Александрова(Соня), Алексей Бардуков (Гаркуша) и Юрий Тарасов(Пожидаев). Раздражали не своим неумением играть, а тем, что не верилось в созданных ими персонажей во вселенной МосГаза. Тем приятнее и неожиданнее стало то их преображение в «Палаче». Веришь от и до. Соня обзавелась мозгами и колючками, Гаркуша теперь работник милиции, а не только герой-любовник, Пожидаев же — не мешок говна с большими полномочиями, а вполне понятный человек со своими плюсами и минусами.

    Все новые герои — также в яблочко, даже не верится. Абсолютно адекватный Брежнев, ГБ-исты, милиционеры, жизненные Славик и старый муж новой «жены» главного героя, прикольная и нестандаратная журналистка. Но абсолютно все герои и новые, и старые меркнут на фоне Виктории Толстогановой. То, как она сыграла и то, ЧТО она сыграла… Последние две серии посвящены именно ей, это её лебединая песня. Почему-то вспомнился погибший от антидепрессантов Хит Леджер, слишком сильно сросшийся со своей ролью, и так и не вышедший из Джокера. Очень надеюсь, что у Виктории всё хорошо, и она забыла ЭТО как страшный сон. Мой низкий поклон её актёрскому мастерству.

    Сюжет. Как ни странно, в этом детективе — сама загадка и расследование наименее интересны, возможно потому, что другие истории вызывают намного больший интерес. Особенно хорошо это видно в первых сериях, где большинство времени уделено именно расследованию и смотреть их бывает скучно. Видимо, понимают это и сценарист с режиссёром, недаром ведь убийца найден за 2 серии до конца фильма. Другие же линии намного более интересны. Новая семейная история Черкасова полны жизненности, его диалоги со Славиком вообще обязательны для ознакомления всем отцам. Военная часть истории, особенно её окончание в монологах Виктории Толстогановой, является главной темой в данном фильме. Щемящая, больная, с полным ощущением, что посмотреть это ты должен обязательно.

    В общем, что тут говорить. Большое спасибо всем создателям фильма за отличное кино.

    10 из 10

    15 сентября 2015 | 01:22

    Садизм, маски и русские с самогоном — западный зритель это «хавает» с удовольствием вместе с попкорном, но чтобы для российского зрителя такое приготовить! Молодых бендеровцев на Украине наверняка воспитывали вот на таких «исторически значимых фильма»

    Больше позитива!

    Не успела Государственная радиовещательная компания «Радио России» закончить МНОГОмесячное освещение событий 1 мировой войны, как Государственная телекомпания «1 канал» начала показ очередного МНОГОсерийного ужастика под многообещающим названием «Палач». Этот фильм, снятый по классической схеме голливудских ужастиков на российскую тему: русский самогон плюс маска на западный манер. Банально все просто. Но очевидно авторы, понимая, что сделать успешным прокат такого бездарного фильма чрезвычайно сложно, используют уже испытанный прием — что называется, за заячьи уши притягивают его к «тяжелому историческому прошлому». И уже банальный садистский ужастик носит статус исторически значимого фильма. Таким образом, к аудитории любителей пощекотать свои нервы садистскими сценами прибавляется еще и немалое количество зрителей с нормальной психикой, желающих расширить свои познания о советской действительности тех лет. Но авторы и здесь себя особенно не утруждая, изобразили советских чиновников, опять же по голливудской схеме, небритыми истуканами, склонными к жестокости и истерии. Естественно, заячьей маской интересуется и сам глава Советского государства, изображенный, как и положено, со звездой на груди и густыми (гуще некуда) бровями на лице.

    Насколько правдоподобны болезненные фантазии авторов, говорит уже тот факт, что они майора милиции снимают постоянно небритым, следуя голливудской моде. В советское время прийти чиновнику, тем более милиционеру, на службу в небритом виде, означало получить выговор за ненадлежащий вид и даже за нарушение дисциплины. Ну, а уж расстрел пьяной маски из глубины оврага своих жертв, находящихся наверху, даже в Голливуде покажется оригинальным…

    В общем, если не принимать во внимание такие мелочи, можно сказать, ужастик удался.

    Но ужаснее всего так это то, что Государственные телерадиовещательные компании России совсем не заботятся о позитиве своих программ, а заполняют свой эфир порой МНОГОдневно довольно мрачной и искаженной информацией, выдавая ее за истину. А это уже и есть очернительство нашей истории и неважно прямое оно или исподволь, как в подобных фильмах.

    В связи с этим, не пора ли развернуть кампанию, по призыву компаний СМИ к большей разборчивости и ответственности в трансляции своих программ на зрителей и слушателей огромной страны?

    16 января 2015 | 17:33

    Признаюсь в постыдном: я всегда боялась профессиональных домохозяек. Именно что не игнорировала, не посмеивалась над ними презрительно ("гыгыгы, онажемать, что с нее взять?») — боялась. Поскольку не встречала в жизни людей, более безнаказанно жестоких. С детства слово фашистка ассоциировалось у меня с образом одной из детсадовских мамаш, выдернувшей в раздевалке из-под меня, пятилетней, коврик, оставив голыми ногами на ледяном кафеле, дабы под конечностями собственного исчадия ковриков было два, а потом и вовсе выпихнувшей меня тушей в морозный коридор. Потом были школьные мамашки ("Зюзечка не будет сидеть с этим мальчиком: он какой-то паршивый!» — и это при всем классе), мамашки общежитские ("Да я на тебя, потаскушка, в ректорат заявлю! Пулей из университета вылетишь!» — по адресу соседки дочечки из-за пропавшей у той пары носков), наконец, чужие мамашки в лоне семейств ("Зачем вам собственные детишки, у вас же племянники есть? А вздумаешь, стерва, забеременеть, под суд пойду, а родить не дам!») Их всех объединяли умение предельно чётко делить мир на своих (драгоценных) и чужих (неполноценных), готовность истово и без малейшей оглядки на этих самых чужих защищать и расширять свой Lebensraum, полнейшая безучастность к судьбе их стараньями жизненного пространства лишенных, а также непоколебимое сознание высоты собственных миссии и предназначения ("Я — Мать!!!»), всё осеняющих, всё оправдывающих. А потому, как бы абсурдно это ни звучало, строем мысли хозяйственная чистюля и онажемать кажется мне куда ближе к обыкновенному фашисту Третьего Рейха, нежели любой прыщавый зигающий юноша с «Майн Кампфом» под подушкой. Потому что у юношей склонность к радикализмам, как правило, проходит вместе с прыщами, профессиональное же, агрессивное мамство — неистребимо.

    Не знаю, преследовала ли сценарист Зоя Кудря какие-либо манипулятивные цели, выстраивая фабулу «Палача», или же действовала по наитию, но по болевым точкам поколения она пробила мастерски. Центральная детективная интрига её сюжета такова, что кандидаток на роль мимикрировавшей Тоньки-пулеметчицы всего две: женщина с трудной судьбой, опустившаяся, отталкивающая, спившаяся от отчаяния, и — такая вот образцовая мать, жена, педагог, дисциплинированная, подтянутая, арийски холодноватая. Зритель вынужден метаться между своим эстетическим чувством и нравственным чутьем, впадая попеременно то в омерзенье, то в Хамов грех — и это очень мучительно. Потому что напрашивающийся вывод — страшен. Пережив ад, нельзя не запить. Нельзя остаться чистеньким, уравновешенным, даже просто здоровым душевно, оставаясь при этом человеком. Ибо в определенных обстоятельствах и альтернатив всего две: оскотиниться от страданий, сожалений, угрызений или закрыться для чувств и полностью расчеловечиться. В этом смысле, кстати, подлинная история Тоньки-пулеметчицы впечатляет едва ли не сильнее сценарной: та следов не заметала, никого в послевоенное время не убивала, но до такой степени уповала на давность лет и на «самый гуманный суд в мире», что вплоть до оглашения приговора не рассматривала всерьез меру пресечения более жесткую, чем три года условно. Тут бы режиссеру понаблюдать за Тонькой, бесстрастно, неспешно — на суде, в камере, за написанием апелляции, посмотреть бы в глаза её бесстыжие — да, увы, этого не позволял навязанный Кудре остросюжетный формат. Вот она и понапихала туда серийных убийств, оперской беготни, всяческих шур и мур, пошлого щегольства киллера из комикса с дресс-кодом и профессиональным росчерком пулей в оба глаза…

    Впрочем, внесенные профанные поправки, «обыкновенье пряжи» и мельтешение обыденности оказались отнюдь не худшей базой для убедительного ответа на основной непроизносимый вопрос, просящийся на язык — надменным, в основном, потомкам — в рамках данной тематики. Вопрос, заключающийся в том, а стоило ли вообще вести отлов недобитков, коли жили они после войны тише воды ниже травы, и, конкретнее — стоило ли ворошить былое с заведомым риском для живущих здесь и теперь? Судьбы Тоньки и её альтер-эго категорически подтверждают, что стоило. Несмотря ни на что. Потому что нежить живуча, а человечность хрупка. Нежить обладает тараканьим даром приспосабливаться ко всем и ко всему, а человечность — неприкаянна и нелепа. Нежить, если её не укорачивать, подомнёт под себя, сожрёт, затопчет, человечность же склонится, посторонится, самоустранится. И тогда нежить победит, возликует, восторжествует. А этого ей позволять нельзя. Ни за что. Никогда.

    11 февраля 2015 | 20:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>