всё о любом фильме:

Паук

Spider
год
страна
слоган«Хуже, чем потерять рассудок, может быть только одно - снова обрести его»
режиссерДэвид Кроненберг
сценарийПатрик МакГрат
продюсерКатрин Бэйли, Дэвид Кроненберг, Сэмюэл Хадида, ...
операторПитер Сушицки
композиторГовард Шор
художникЭндрю Сандерс, Арвиндер Грюал, Люси Ричардсон, ...
монтажРональд Сандерс
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  270.5 тыс.,    Италия  245.5 тыс.,    Франция  175.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время94 мин. / 01:34
Номинации:
Проведя 20 лет в доме для умалишенных, странный и нелюдимый Деннис Клег возвращается в мрачные закоулки Ист-Энда, где прошло его детство. Словно паук, он рыщет по паутине воспоминаний, опутавшей его больной разум, заново переживая боль и страх, ставшие его единственными друзьями в родном доме, больше похожем на ад.

Отважитесь ли вы приоткрыть заржавевшие двери его сознания, чтобы во мраке узреть картины жизни одинокого Паука?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
85%
111 + 19 = 130
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Трейлер 02:09

    файл добавилJen.kaZubarev1986

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    Однажды Деннис Клегг вышел из психиатрической клиники и внезапно понял, что снова стал человеком, а не пауком. Вообще-то прозвище Паук он получил ещё в детстве от матери, поскольку был зачарован рассказами о том, как плетётся тончайшая паутина, в которую терпеливые и хитроумные пауки заманивают свою добычу — например, мух. Прихотливая человеческая память тоже похожа на сплетённую сеточку из мириад нитей, тянущихся в разные стороны и пересекающихся друг с другом. Деннис-Паук усиленно пытается вспомнить совершенно выпавшее из головы личное прошлое и восстановить его в мельчайших деталях, чтобы вернуться к собственному естеству, вновь почувствовать себя человеком. Однако пугающее открытие заключается в том, что лучше было бы вовсе не возвращаться в места, где жил ещё маленький мальчишка, который подозревал своего отца в убийстве матери ради интрижки с вульгарной проституткой. По сравнению с этим губительная метаморфоза, происшедшая с героем «Превращения» Франца Кафки, покажется лишь эффектной метафорой. Куда хуже обнаружить внутри себя наличие нечеловеческих качеств, которые даже мозг отказывается воспринимать, выталкивая куда-то на задворки сознания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2537 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Еще один фильм на психологическую тему от признанного мастера этого жанра Дэвида Кроненберга. Фильм, в котором все очень и очень по-взрослому серьезно. Кроненберг если уж начинает знакомство с темой психологии, то начинает с самых азов, с детской психологии. Очень подробно, даже с излишней дотошностью, нам показывают историю зарождения, развития и, возможно, окончательного осознания психологического нездоровья. Хотя, почему нездоровья? Где провести границу, разделяющую понятия здорового и нездорового в психологии.

    Очень глубокий фильм, насыщенный метафорами, анализом, воспоминаниями, образами из прошлого, настоящего и будущего, созерцанием и сравнением, самокопанием и самопознанием. И каждая деталь, каждый образ вычерчен четко и достоверно.

    Неотрывно следя за сюжетом, Вы не замечаете, как превращаетесь в безвольную жертву, которую поймал в свои замысловатые сети гениальный паук Кроненберг. Он виртуозно заманивает Вас в тонкую, прочную, липкую паутину, хитро расставив аппетитные приманки: Рэйфа Файнса, Миранду Ричардсон и Габриэля Бирна. Загипнотизированные и очарованные их мастерством, Вы не замечаете, что уже полностью опутаны зловещей и мрачной паутиной повествования, парализовавшей Ваше сознание, и уже не можете ни пошевелиться, ни вдохнуть, ни выдохнуть. Остается только пассивно наблюдать, как тошнотворно-завораживающе огромный паук-Кроненберг поедает Ваш мозг. Даже если удастся на мгновение выбраться из сюжетной паутины, Вы все равно добровольно вернетесь на заклание, привлеченные умело расставленными монстро-гением Кроненбергом ловушками-приманками, и позволите ему разобрать Ваш мозг на запчасти.

    Бонус-спойлер. Миранда Ричардсон. Заранее не хотелось бы портить сюрприз, но, увы, этот сюрприз раскрывается уже при знакомстве с действующими персонажами и актерами, их представляющими.

    Совет. Чувство после просмотра фильма не очень приятное. Да и какое может быть чувство, если Вы осознаете, что Вами только что закусил гениальный паук-Кроненберг.

    29 апреля 2013 | 20:09

    Пожалуй, это самый прекрасный фильм, что я видел за последнее время. В фильме показана настоящая борьба, без стрельбы и другой ерунды, которая только отвлекает. В фильме показана борьба главного героя с самим собой, которая длиться уже не один год, которая продолжается с переменным успехом. Показаны моменты, когда герой был готов уже сдаться, но он не сделал этого и продолжил свой бой. Он пытается выглядеть достойно, скрывает свои глубокие раны, прячет их от других. Он продолжает бороться даже тогда, когда это кажется невозможным, когда практически любой согласиться с поражением и он… побеждает!

    Этот фильм показывает настоящий подвиг. Герой разорвал «мучительное однообразие циклической воспроизводимости одного и того же содержания».

    Фильм довольно сложно воспринимать и понимать, так как надо учитывать, что психика (особенности мировоззрения и восприятия) может сильно отличаться от привычного. Сложно представить, что можно не идентифицировать человека или начать его воспринимать по-другому. Также сложно представить, что можно перепутать реальность с вымыслом. Поэтому кажется, что в фильме какие-то проблемы с сюжетом, но это не так. На самом деле мы видим мир так, как видит его герой. Здесь нет возвратов назад, где показывается история его жизни.

    Здесь сам герой возвращается назад и переживает всё заново. В своей борьбе он пробует множество оружия, которое мы не можем понять, он создавал его ни один год — блокнот, коробка с непонятными вещами, всё это так мало для нас значит. Он вырабатывает привычки — своё искусство боя. Иногда он на грани отчаяния, но никогда он не прекращает борьбы.

    И если этот фильм сложно воспринять, то представьте, какого было главному героя, когда у него впервые начались проблемы.

    Наверное, это один самых из самых трагичных фильмов, которых я видел, вторым можно назвать Пробуждение.

    10 из 10

    1 июля 2008 | 21:46

    Это очень простая история и невероятно красивый фильм, хотя я пока не знаю, хочется ли мне читать книгу. Как сценарист Патрик МакГрат великолепен, но оценить его, как писателя, я еще не готова. Думаю, особенную роль здесь сыграли режиссура Дэвида Кроненберга, великолепная операторская работа Питера Сушицки, известного по работе в фильме «Империя наносит ответный удар» и, конечно же, удивительная музыка Говарда Шора. Ее как будто не слышишь, но она словно гипнотизирует, унося все дальше и дальше в мир болезненной фантазии Дэниса Клегга.

    Писать обо всем этом довольно сложно. Как рассказать о красоте пятен плесени, похожих на тесты Роршаха, или краснокирпичной стены заброшенной фабрики с оконными проемами, заложенными серыми блоками? О великолепии кружева металлоконструкций газового завода, прелести грязной воды, пустых улиц так, чтобы вы словно увидели их моими глазами?

    Главный герой прекрасен. Мне, похоже, близок такой типаж — полупрозрачный бледный носатый блондинчик невероятно тонкой душевной организации. Он, как будто, в ближайшее время намерен растаять в воздухе, погружен в состояние глубочайшей рефлексии, независимо от сюжета и рода занятий. Чудовище смотрит на вас печальными голубыми глазами, и ваше сердце сжимается от сострадания и любви. Ведь все-таки нравится человек, а не его болезнь.

    Я с большим уважением отношусь к Рейфу Файнсу, но еще ни в одном фильме он не был настолько хорош, таким же красивым. Дэнису Клеггу присуще какое-то особое очарование невинности. В мультсериале «Сауз Парк» был мальчик по имени Баттерс, и мне кажется, что это Дэнис в детстве. Он так же страдает от одиночества, общей социальной неустроенности и психических травм вследствие очень жестокого воспитания. Вы, возможно, меня не поймете, я не знаю, приходилось ли вам быть идеальным ребенком, но это по-настоящему сложно. В фильме у мальчика как будто заботливая, хоть и депрессивная матушка, а отец в кадре ни разу его не ударил. Он лишь побеседовал с сыном, когда тот стал вести себя странно. Однако сам мальчик в фильме выглядит очень забитым, а такие вот душевные разговоры в жизни, как правило, чередуются с жестокими наказаниями.

    «Паук» — чудовищная трагедия. Может, это сугубо личное, но мне кажется, фильм о том, как ненормальная обстановка в семье, жестокость и ханжество лишили ребенка нормального детства, друзей и стали причиной шизофрении. Судя по поведению взрослого Дэниса, родители наверняка особенно заботились от его нравственности, рассказывали мальчику об Иисусе, наказывали за вызывающее поведение и громкий смех, а сами, когда, как им казалось, ребенок не видел, живенько тискались по углам. Для хрупкой психики мальчика этого оказалось достаточно.

    А потом его мать исчезает. В жизни отца появляется новая женщина — Ивонна. Дэнису трудно смириться с такой переменой, и это стало причиной трагедии. Прошло двадцать лет, Дэнис прошел курс лечения в психиатрической клинике, но эта женщина снова рядом. Она снова приходит над ним посмеяться, растлить и унизить. Желание появляется с едким запахом газа, паучиха раскинула сети.

    Дэнис всячески защищается, надевает за раз по пять рубашек, пальто, оборачивает заскорузлое тельце газетами, он напуган и очень несчастен. Он — паук в паутине своих сновидений. Паутина — оружие и защита. И веревочные конструкции, сооружаемые Дэнисом, и рисунок разбившегося стекла, и фермы газового завода напоминают о подлинной паутине, этом хрупком и жутком сооружении. Ситуация взрывоопасна, все зыбко, емкость для газа — это не только напоминание о преступлении, но и символ непрочности бытия. Все очень запутанно, и сам сюжет фильма напоминает белесые дряблые паутинные нити, что осенью разлетаются по ветру, цепляются за лицо и одежду. И в этом, вроде бы, нет ничего страшного, но все же порой неприятно и не по себе. Кто знает, какие шутки способны выкинуть наше сознание и наша память.

    Фильм прекрасен, его обязательно стоит смотреть. Надеюсь, что увидев его, люди станут чуточку внимательнее и добрее к своим детям.

    10 из 10

    25 января 2011 | 20:50

    Одним из моих любимых режиссеров является Дэвид Кроненберг. Его фильмы отличаются мрачной атмосферой и глубокой психологической составляющей. Он — настоящий мастер своего дела, способный надолго остаться в памяти у зрителя. Не так давно я посмотрела одну из его работ под названием» Паук».

    Сюжет

    Мужчина, пробыв большую часть своей жизни в больнице, возвращается в свой город. Он давно забыл о том, как нужно правильно взаимодействовать с обществом, общаться с другими людьми и даже просто улыбаться. У него появилось огромное количество времени, чтобы вспоминать прошлое. Постепенно в его разуме выстраивается странная картина былого, в которой потерялся его здравый рассудок.

    У человека есть стремление заполнять пустоту какими-то вещами. Деннису оно не чуждо. На протяжении всего фильма он пытается найти давно потерянный смысл своей жизни. И когда у него все же получается залатать огромную пробоину в душе, он понимает, что это было самой большой ошибкой.

    Но прежде, чем зритель сможет восхититься бесподобным финалом, ему предстоит пройти длинный путь по измученному и больному разуму сумасшедшего. Такая дорога, несомненно, трудна даже для нас, наблюдателей со стороны, но нельзя даже вообразить, как же тяжело приходится главному герою. Сначала вяло и почти заметно боль подступает к сознанию Денниса. Она слепо ведет его по заросшим травой узеньким тропам прошлого. Петляя среди воспоминаний, тропинка сворачивает в самые заветные и сокровенные уголки. Постепенно из обрывков памяти составляется единая картина. И тогда Деннис начинает ломаться. Боль со второго плана плана переходит на главный фон, расползается по нему своей отвратительной массой, заполняя опустевшую душу мужчины. Он понимает, что в случившимся виноват только он сам. Нет, он и раньше знал об этом, но только спал под плотной пеленой безумия. Года в больнице не привели его к истине. Ему показало ее простое человеческое любопытство, легкий порыв которого окончательно загубил и без того жалкую жизнь.

    Актерская игра

    Рэйф Файнс потрясающе исполнил роль Денниса. Он максимально реалистично передал его состояния: от опустошенного безумца до полного эмоций и отчаявшегося человека. Он играл этого персонажа, он жил в его образе, вложив в него частичку души. Очень сильная и запоминающаяся игра. Больше добавить нечего.

    Итог

    Наш разум — удивительная вещь. Иногда он создает иллюзию во благо. А мы стремимся помешать ему спасти нас. И в конце нас ждет долгое падение в бездну пустоты.

    10 из 10

    27 февраля 2016 | 16:57

    «Одежда делает человека. И чем меньше самого человека, тем больше требуется одежды…»

    Одно из сильнейших киновпечатлений последнего времени. Фильм-пазл от выдающегося канадца Дэвида Кроненберга с невероятным англичанином Рэйфом Файнсом в главной роли. Мрачное погружение в изломанный, больной мир очень странного и совершенно одинокого человека. Его прошлое затянуто плотной, собственноручно сплетённой паутиной, в которую он сам же и угодил. Жутко реалистично. Безумие в чистом виде — без прикрас и спецэффектов.

    Рэйф Файнс… Что тут скажешь? Потрясающе прожитая на экране жизнь. Вот смотришь на него и понимаешь: перед тобой действительно очень-очень больной человек. Эта реалистичность и перерождение меня совершенно потрясли. Несомненный триумф актёрского мастерства. Я всё никак не могла уцепиться за самого Файнса, за ИГРУ — как будто и не играл, как будто и вправду такой.

    Впечатление от фильма остаётся какое-то удушливое, и, тем не менее, я всё время к нему возвращаюсь.

    P.S. Думаю, «Паук» не из тех фильмов, которые рекомендуешь к просмотру…

    10 из 10

    25 июля 2012 | 16:57

    На этот фильм я наткнулась чисто случайно, подруга сказала, что хочет посмотреть его. Я же, прочитав краткое описание и увидев актера, исполнившего главную роль, сразу заинтересовалась этим произведением кинематографа. Очень интересно наблюдать на экране не за экшеном, бурный действием и прочей суетой, а за происходящим в душе и голове персонажа.

    К счастью, мои ожидания оправдали себя. С первого кадра атмосфера какого-то сумасшествия и безысходности захватывает зрителя. Картина начинается с изображения вокзала, а дальше камера крупным планом переходит на главного героя. По внешнему виду Паука уже можно наблюдать безумие, происходящее внутри него, бурю переживаний и эмоций умалишенного. Далее Мистер Клэг оказывается в доме, где обитают не опасные для общества сумасшедшие. А потом начинается долгое блуждание по паутине подсознания главного героя. Зритель проходит по лабиринту Паука, понимая его изнутри.

    Рэйф Файнс отлично справился с ролью душевнобольного. Всклокоченные волосы, множество слоев одежды, желтые пальцы от постоянного курения — все это создало образ, но самое главное — актерская игра, Файнс смотрелся безупречно. Будто он прожил жизнь Паука, а не сыграл. Остальные актеры меркли на его фоне.

    После просмотра фильм оставляет странный осадок, атмосфера, в которую ты был погружен на протяжении всего просмотра, так и западает тебе в сердце и душу на некоторое время. Вряд ли можно забыть такой фильм. Он заставляет думать, понимать.

    Конечно, не всем понравится «Паук». Не легко вникать в идею, блуждать по закоулкам разума, собирать осколки разбитого прошлого и настоящего, но именно этим предстоит заниматься все 94 минуты просмотра.

    Думаю, этот фильм нашел своих почитателей. Я же очень благодарна Дэвиду Кроненбергу за «Паука». Психологические триллеры мало кому удаются так хорошо.

    8 из 10

    14 мая 2013 | 20:41

    Абсолютно невменяемое кино, нарочито безыскусно снятое, в котором на протяжении всего экранного времени… ничего не происходит. Не происходит в реальном мире, но внутри главного героя творятся такие события, что мы не в силах их постичь. Просто невероятно, что можно полтора часа просто смотреть на душевно больного человека, который невнятно бормочет и неадекватно себя ведёт, и при этом быть настолько вовлечённым в фильм.

    Именно «Паук» показывает самую реалистичную, правдивую, жизненную картину безумия, без прикрас, высокопарных красивостей и пафоса. Вот так всё выглядит на самом деле. Увидел женскую грудь в детстве- получил психоз. Случился рецидив- угодил в психушку. Ни один другой фильм не подкрадывается к теме безумия и его причины так близко, как «Паук».

    Суть в том, что фильм построен так, что Деннис Клег для зрителя является дверью, с одной стороны которой находимся мы, а с другой- его безумный внутренний мир, в котором кипят события. Кроненберг, как режиссёр, не раскрывает перед нами эту дверь, но через гениальную игру Рэйфа Файнса позволяет нам подслушать, что за ней происходит, и посмотреть в замочную скважину. Отчасти потому, что если показать этот мир, он уже не будет казаться нам таким непостижимым и страшным, а отчасти потому, что даже Кроненберг не знает, что же там в действительности происходит. И это, знаете, действительно страшно.

    9 из 10

    13 апреля 2009 | 15:47

    Этот мир так прекрасен, но нам не захочется в нем жить. В этом сплетении светла и тени, между нитями паутины и нитями судьбы.

    Между кирпичных домов и старых историй. Искать следы настроений от романов Франца Кафки или Сэмюэля Беккета. Но находить только паука и его жизнь.

    Фильм о памяти.

    На самом деле картинка настолько целостная, что складывается впечатление, будто актеры, деревья, камни, трава и все, что мы видим в фильме, было создано только для него. Будто за кадром такого и нет. Будто на самом деле небо красное и то что мы видим — фикция, обман зрения или что-то еще.

    Запредельно!

    Если я и увижу фильм получше, то наверное в следующей жизни.

    10 из 10

    и даже больше.

    23 января 2011 | 17:01

    Почему смотрел: Давид Кроненберг — знаменитый гид по закоулкам человеческого сознания. Он заглядывает в его тупики, исследует его возможности, расширяет наши знания о нем. И этот фильм — еще один путь в его лабиринты. Фильм отмечен наградами в Канаде и в фестивальном мире.

    Сюжет Деннис (Ральф Файнс), после десятилетий проведенных в сумасшедшем доме, выходит из него и приезжает в родной город, где и поселяется в реабилитационном центре для контроля. Родной город однако оживляет дремавшие в его душе воспоминания и видения и кошмары и события прошлого снова начинают тревожить его больное сознание.

    Как это сделано Фильм внешне простой и понятный. но лишь на первый взгляд. Шизофренический мир Денниса представлен в фильме не менее чем пятью слоями.

    - мир объективной реальности, в которой развивается действие фильма

    - мир реальности, в который однако начинают вторгаться образы и кошмары сознания Денниса

    - мир реалистических воспоминаний Денниса. Он имеет достаточно отчетливую особенность — в нём Деннис постоянно присутствует как невидимый наблюдатель за действием, часто находясь рядом с собой маленьким. Выражено это очень щемяще.

    - мир воспоминаний Денниса, в который тоже вторгаются его тогдашние фантазии и видения.

    - наконец самый сложный и глубокий мир- мир полной субъективной реальности Денниса, не имеющий стыковок с реальным миром на уровне событий.

    Эта сложная и структурно красивая конструкция и определяет смысл и содержание фильма.

    Артисты Не могу не сказать совершенно восторженных слов про игру Ральфа Файнса. С первой же встречи с его героем, этот изломанный исковерканный больной образ врезается в тебя. Этот настороженно- безумный взгляд, это беспомощная сутулость, это затаенное безумие в глазах, эти вспышки ярости и паранойи. Это просто нужно видеть, блестящая работа, на мой взгляд не вполне оцененная по достоинству.

    Другая великолепная актерская работа в картине — это роль Миранды Ричардсон.

    Она создает совершенно великолепный, эталонный образ примитивной, наглой, порочной и распутной бабы, причём исполняет его совершенно вдохновенно. Некоторая его особость, о которой я, чтобы не спойлерничать, умолчу, нисколько не мешает восхититься этой блестящей работой.

    Впечатления Возможно, уже понятно, что самые положительные. Кроненберг мастерски и искусно погружается в тайники болезненной человеческой психики, препарируя историю болезни в занимательной и захватывающей форме. В этой истории, как и во всех историях подобного рода, существует некоторый элемент «мошенничества», но иначе нельзя. Это глубокое погружение в тайники человеческой психики неминуемо рождает вопросы о том, а что это «объективная реальность» и какое отражение ее в голове человека ? Все ли там так же, как на самом деле ? И что это такое, «на самом деле» ?

    Нужно отметить ту искусность и я бы выбрал слово «невозмутимость», с которой Кроненберг смело смешивает вышеупомянутые слои повествования, добиваясь сложной «3D» — картины больного рассудка.

    Должен сказать однако, что центральная «паучья» метафора фильма не произвела на меня большого впечатления. Мне показалось, что она, хоть и эффектна, но «работает» лишь на внешнем поверхностном уровне, не затрагивая более глубинные слои повествования. Возможно, что в литературной основе это выражено более чётко.

    Подытожу. Серьезная, зрелая, интереснейшая работа Кроненберга, сочетающая глубину и занимательность. Пожалуй, это пока из наиболее понравившихся его фильмов. Радикальность «Экзистенции» и «Автокатастрофы» ушла, пришла глубина.

    Очень хорошо.

    На полях На правах полушутки. С выпиской Денниса из сумасшедшего дома явно поспешили.

    8,5 из 10

    10 февраля 2014 | 16:11

    Человек превращался в муху, производил выводки выродков, мутировал и самоуничтожался. Врастали в плоть гаджеты, засасывал видеодром, растворялась реальность экзистенции. Рождался венерический ужас, трансформировался в сифилис духа. В воздухе пахло катастрофой, а Кроненберг был велик и ужасен. Но потом пришел паук. Сложно сказать, почему нехитрый роман Патрика МакГрата заинтересовал одного из ярчайших представителей боди-хоррора. Книга примечательна исключительно развязкой да созданием тягучей атмосферы лондонского лимба, населенного безвольными мертвыми душами. На этом ощущении бессилия, собственно говоря, и построен фильм Кроненберга. Еще никогда у него человек не был так слаб, вытолкнут на обочину жизни, заперт в клетке собственного сознания. Его герои, как бы ни были они зависимы от обстановки, всегда сами выбирали это рабство: сами вставляли видеокассету, вживляли биопорт в позвоночник, освобождали свой гнев, тщеславие, похоть. Деннис Клег другой. Он безумен, а безумие не выбирают. Здесь и сейчас трансгрессию сменяет мотив отчуждения. Сгорбленный человек сходит на перрон Кингс-Кросса и неуверенно направляется к своему новому пристанищу. Из психиатрической клиники его перевели в некое подобие приюта для ограниченно дееспособных, расположенного в том районе Лондона, где прошло детство Паука. Где была убита его мать.

    Глазами душевнобольного героя мы смотрим на его новую жизнь, скованную четырьмя концентрическими кругами. В экстерьере — пустынный квартал неприветливых улиц, набережная мелкой речушки и возвышающаяся над всем этим газовая станция, внушающая смутную тревогу. Внутри пансионата — казенная бедность, декорированная грязными обоями, облупившейся краской и ржавыми разводами на кафеле. По мрачным интерьерам мечется человеческая оболочка с единственным стремлением — спрятаться, забиться в угол, замереть в позе эмбриона, обхватив себя руками, зарыться в надетых одна на другую засаленных рубашках. Чем меньше человека, тем больше на нем одежды. Последний круг — сознание. Герой силится вырваться из ловушки памяти, исписывая потрепанную тетрадь неразборчивыми каракулями своего прошлого. Реальность рвется рефлексивными флешбеками и кутается в тончайшие тенеты заблуждений. Защитные механизмы срабатывают психосоматически, то и дело парализуя конечности. Интуитивный страх воспоминаний подтверждается монтажной логикой: в решающие моменты портал памяти захлопывается, а герой символически то разбрасывает по комнате паззл, то отдает доброму доктору последний осколок разбитого зеркала, то истерично выдирает страницы дневника и запирает их в чемодан. Но в конечном итоге ему все же ничего не останется, как сжать в кулаке связку ключей, чтобы отпереть самый дальний, самый темный чулан сознания. Так шаткая обезличенность окружающего мира, мира чуждого и враждебного, не способного стать домом, прогибается под грузом детских психосексуальных травм.

    По словам самого Кроненберга, «Паук» и задумывался как очная ставка Сэмюэла Беккета и Зигмунда Фрейда. Что ж, с превеликим сожалением можно констатировать, что Беккет был эффектнее, но победил почему-то Фрейд. Странным образом выходит, что именно развязка, в которой заключалась вся соль романа, именно однозначность финала все портит. Беккетовское художественное пространство с его сюрреалистичной хрупкостью, перманентной и неисчерпаемой тревожностью просто не выдерживает напора голых фактов. Тело фильма, распятое между Эдиповым комплексом и комплексом Мадонны-Блудницы, внушает осязаемое чувство неудобства своей беспомощностью. Да, режиссерское мастерство очевидно прослеживается в деталях. В том, как, казалось бы, неуловимо трансформируется восприятие матери в сознании Паучка. Раз — образ шлюхи из бара накладывается на образ миссис Клег, надевающей вместе с новой ночной сорочкой надежду на свою желанность. Два — красная помада очерчивает губы, и что-то в голосе неуловимо меняется, между ней и сыном появляется дистанция. Три — миссис Клег уходит из дома на поиски загулявшего мистера Клега и больше не возвращается. Деннис считает отца врагом, думает, что тот убил жену, чтобы привести в дом какую-то проститутку. И в каком-то смысле это действительно так: «основной инстинкт» победил материнский. Ко всему прочему, в здешнем раздвоении женского образа забавно наблюдать линчевские мотивы, особенно учитывая, что Кроненберг активно отрицал всяческое их сходство. Покорная миссис Клег противопоставлена вульгарной Ивонне, как Сэнди Уильямс — Дороти Валленс в «Синем бархате», при этом обе героини носят одно лицо, как Рене и Элис из «Шоссе в никуда».

    Да, любопытно. Да, ладно скроено. Основная же проблема хорошего, если честно, фильма, не позволяющая ему стать чем-то большим — замкнутость в самом себе. Чуть позже, в «Опасном методе», постановщик, аргументируя неудовлетворенность Юнга теорией его старшего товарища, поставит в укор последнему то, что его подход всего лишь объясняет причины болезни, но не ведет пациента дальше, к исцелению. То же с «Пауком». Бенефиса Рэйфа Файнса в роли потерянного нервического бормотуна явно недостаточно — нужна либо сверхидея, либо — если уж речь идет об иллюзорности реальности, о том, как человек, подобно пауку, сам сплетает ее из обрывков своего восприятия — элемент сомнения. Что-то, что заставило бы разувериться в окончании игры, правильности сделанных выводов. Закрученное спиралью шоссе или, на худой конец, вращающийся волчок. В конце концов, беккетовщина гораздо убедительнее выглядела в «Счастливых днях» Алексея Балабанова, на территории Дэвида Линча лучше всех играет сам Дэвид Линч, а встраивание сюжета в типовую психоаналитическую схему еще раз подтверждает, в какую невообразимую попсу превратился старик Фрейд. Паучок выпускает хрупкую нить, чтобы соткать тончайшую, как муслин, сеть, но она рвется, рвется, рвется, и, в ответ на режиссерский вопрос: «Кто вы, мистер Клег?» — эхом доносится: «Где вы, мистер Кроненберг?»

    12 декабря 2014 | 19:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>