Продолжаем изучать евро-вестерны и следить за приключениями апачи. В этот раз Виннету и Олд Шаттерхэнд сталкиваются с подписанием мирного договора между индейцами и колонизаторами. Вестерн буквально называется именем героя Олда Шаттерхэнда, который разрывается между защитой индейцев и борьбой против злодеев. Ключевым событие выступает то, что антагонисты идут на подставы, угрозы и бесчинства, только чтобы помешать подписанию договора.
В повествовании включены и другие племена, которые враждебно относятся к Виннету, и солдаты, которые понимают, что индейцев необходимо остановить. Повествование дарит нам постоянные погони, предупреждения сторонников, обманы и хитрые действия злодеев. Но фильм, хронометраж которого почти два часа, наскучивает однообразными поездками.
Линия Шаттерхэнда интересна. Мы видим понимающего индейцев человека, который старается добиться справедливости. Но при этом некоторые его помыслы вызывают недоумение. Включение в сюжет мальчика-сироту отлично дополняет злодейские планы. Вот только авторы много внимания уделили разговорам и ненужным поездкам. Встреча с другим племенем индейцев и разоблачение злодеев – это хороший ход; обоз с группой граждан и провизией – это слабый ход для заполнения хронометража.
Вроде бы из линии обоза мы можем заключить, кто является предателем, но это также было показано сценой в салуне. В общем, к одному и тому же факту фильм приходит с разных сторон. Но там, где надо растянуть повествование (линия с похищением), картина стремительно подводит нас к кульминации. Проблема фильма в том, что как такового экшена и сражения с индейцами здесь мало. Игра в шпионские игры, мелкие перестрелки и постоянное перемещение героев с одной локации на другую. Только в кульминации мы получаем разряд сражения и переживания за героев.
В целом, как вестерн, фильм себя оправдывает. Мотивы прописаны хорошо, зритель понимает важность будущих событий, поэтому конфликты и угрозы обострены, как никогда. «Сокрушительная рука» и Винетту передают обычаи индейцев, показывают справедливость вождя (а, порой, и его рассеянность), чтобы подвести зрителя к разоблачению злодеев и сражению.
Мало было динамики, можно было сократить эпизоды с размышлениями и демонстрацией природы.
Белые бандиты во главе с негодяем Диксоном и команчи во главе с вождем Большим Медведем при поддержке капитана Брэдли плетут интриги, чтобы развязать войну между поселенцами и апачами. Они нападают на мирную ферму и караван поселенцев, маскируясь под апачей. Их планам мешают Олд Шаттерхенд и Виннету.
Очередную картину серии по мотивам романов Карла Мая снял аргентинский режиссер Уго Фрегонезе. В 50-х он работал в Голливуде и снял несколько вестернов ('Бродяга в седле', 'Барабаны апачей'). Фрегонезе сработал жанровую картину по американским рецептам, сняв несколько масштабных сцен, типа нападения апачей на американский форт, задействовав сотни статистов (фильм стал самым дорогим в серии о Виннету). И даже ввел в картину элементы эротики: обнаженная метиска Палома в исполнении немки Делии Лави купается в горном водопаде (впрочем снято все весьма целомудренно).
На первом плане как всегда пара Баркер-Брис, злодеев играют Рик Батталья (первое, но отнюдь не последнее его появление в данной киносерии) и Гай Мэдисон, звезда голливудских вестернов 50-х ('Капитан', 'Последняя граница'). В небольшой роли воина апачей появляется молодой Гойко Митич.
Очередная серия приключений Виннету и Олда Шаттерхенда. На сей раз снятая больше по голливудским лекалам.