Как часто мы идем по улице и задумываемся о людях, проходящих мимо? Часто ли нам хочется узнать где живет незнакомый прохожий, в каком доме, на каком этаже, в какой квартире? Возможно многие задумывались об этом, но никогда не воспринимали всерьез эти мысли и тем более не собирались следить за незнакомцами. Иначе думает герой «Преследования» – дебютного фильма Кристофера Нолана.
В атмосферной нуарной экспозиции герой, сидя на допросе, рассказывает неизвестному мужчине о своем странном хобби. Ему просто нравится преследовать людей, ему неважен пол, в его умысле нет сексуального подтекста. По первым минутам герой кажется зажатым интровертом, которого не воспринимает всерьез общество. Он молодой безработный, живущий на пособие и считающий себя писателем. Однажды его параноидальное желание приблизиться, войти в чужую жизнь воплощается в реальность. Один из преследуемых замечает героя и предлагает ему пойти по его стопам – стать взломщиком квартир.
Уже в своем дебютном фильме Нолан демонстрирует очертания его будущего неповторимого и узнаваемого режиссерского стиля. Нелинейное повествование, превосходный навык внутрикадровой работы с музыкой, наличие нескольких мощных сюжетных твистов и так далее. «Преследования» можно назвать артефактом и краеугольным камнем всего Нолана. Особенно это заметно после того, как вы посмотрите все фильмы режиссера в обратном порядке от самых новых, до самого первого. Это кино будто было создано с таким расчетом. В каждом его фильме есть что-то, какая-то маленькая деталь, отсылающая к его раннему творчеству.
Люди часто делают что-то тайное, но иногда в глубине души они надеются, что их раскроют, заметят, поймают. Они не наигравшиеся дети, только теперь они играют с жизнью, любовью и честью.
Изначально фильм 'Преследование' похож на 'Бойцовский клуб'. Безработный писатель от скучной жизни или в поисках вдохновения отправляется на улицы следить за простыми людьми. Он следует за ними, наблюдает. Буду честен, от скуки и я такое проворачивал пару раз, но ничего интересного в их прогулках я не заметил. Однако наш герой наживает себе на задницу приключений. Оказывается, что он следил за вором, который пробирается в чужие квартиры и не только ворует, но и издевается над теми, кого обкрадывает: ворует трусы, забирается в коробку с самыми личными вещами и разбрасывает их, прячет одну из двух серёжек, кладёт ранее сворованные женские трусы в карман порядочному семьянину. Типичный Тайлер Дерден, только без философии, скорее Гринч даже. Наш герой начинает ходить с ним на дела и после этого начинаются неприятности. Весьма увлекательная история получилась с двойным сюжетным поворотом, я даже удивился. Но не сказал бы, что я был сильно увлечён. Просто очень хороший детектив.
Что касается основных персонажей, то здесь их три: главный герой - безработный писатель, вор-извращенец и женщина, которую они обокрали. Первый и последняя умом не блещут, но это вполне похоже на простых людей, а второй циничный и меркантильный, но всё же гений. К тому же мне понравилась игра актёров.
Атмосфера нолановского фильма блещет уже в дебютном. Чёрно-белая картинка добавляет ещё большей 'нуарности' этому фильму. А саундтрек поразительно схож с будущими его фильмами. Сразу видно, что Нолан знал, чего хочет.
Атмосферный нуарчик с интересными сюжетными поворотами.
Сейчас имя английского режиссёра Кристофера Нолана надёжно закрепилось на вершине режиссёрского Олимпа. До выхода каждой новой картины режиссёра сопровождается отсчётом дней в календаре или ожиданиями чего-нибудь эпического, иногда координально нового. Чаще всего так и бывает. Пусть режиссёр занимается, в основном, экшен-фильмами или научной фантастикой (причём очень качественно), но при этом сохраняет неплохие 'личные' истории. Да, я отлично понимаю, что сейчас многие вспомнят недавний 'Довод' или 'Дюнкерк' и, пусть я согласен со всеми недостатками, чо чаще всего всплывают в различных рецензиях, в целом, фильмами я остался доволен...
Да, Кристофер действительно заслуженно заработал зрительскую популярность. Но всё это пришло с годами и опытом; сам режиссёр развивал свой талант с каждым фильмом. А что же с дебютной картиной Нолана? Сейчас я постараюсь Вам рассказать.
Фильм 'Преследование' вышел более двадцати лет назад и, пусть некоторая известность пришла к режиссёру только со следующей картиной, здесь видны многие 'фишки' Нолана, которые в будущем будут выделять его от других режиссёров.
Во-первых, события в фильме разбросаны не в хронологическом порядке. Следующий фильм - 'Помни' - будет практически строится на этом.
Во-вторых, формат кадра. Здесь, как мне кажется, это было простой необходимостью, но в следующих картинах игра с форматами добавляет некоторую эффектность.
В-третьих, у основных персонажей - кроме вора Кобба - нет имён (причём' Кобб' не настоящее имя). Если в этом фильме подобное можно назвать неким 'заигрыванием', то в фильмах 'Дюнкерк' и 'Довод' это настоящий трюк, игра, 'фишка'...
'Преследование' - хороший фильм, 'Начало Нолана', его истоки как режиссёра. Сейчас он, конечно, не даст 'закалённому экшенами и боевиками' ничего нового и зрелищного, но, в целом, один раз просмотреть стоит, тем более он относительно короткий. Фильм больше для ознакомления, нежели для вынесения какого-то поучительного итога. Не скажу, что обязателен к просмотру, но фанатам Нолана, думаю, будет интересно посмотреть на становление их любимого режиссёра
Пересматривая 'Начало' и 'Мементо' - любимые фильмы Кристофера Нолана, я задался целью изучить всю его фильмографию. Она оказалась достаточно скромной, что облегчает задачу донельзя. И вот в мой цепкий взор, наконец, попал первый и, пожалуй, самый малоизвестный фильм режиссера - 'Преследование' или 'Following' на языке оригинала.
Первое, что сразу бросилось в глаза - это стилистика картины. Черно-белый визуал, нуарная атмосфера радуют глаз. По общей экспозиции, атрибутам и эстетике, фильм пропитан декоданским настроением, что нетипично для Нолана.
Бюджет 'Преследования' архискромный, можно сказать 'сняли за бесплатно'. У фильма не было серьезного продвижения, при этом, то, что был, а это 6000 тыс. доллара бюджета окупились с лихвой. Игра актеров выше всяких похвал. Их внешний вид полностью соответствует смысловому наполнению и мотивации персонажей. Жаль, что потом я их нигде не видел толком.
Картину можно назвать 'артхаусной'. Однако, здесь уже четко прослеживаются типичные для Нолана приемы. Прежде всего, это рубленая, разбитая череда событий повествования. По окончании просмотра, зритель самостоятельно должен сложить пазл последовательности действий персонажей и обстоятельств воедино, дабы получить в своей голове цельность происходящего. Напоминает 'Мементо', не правда ли? Понятное дело, что здесь Нолан использовал только зачатки подобных режиссерских замыслов, но если вы знакомы с фильмографией, то уже в 'преследовании' можете твердо и четко отследить данную особенность.
Порадовала прямая отсылка к произведениям Федора Михайловича Достоевского, в частности, к 'Преступлению и наказанию'. Конечно, сеттинг Нолана в корне отличен от классического русского писателя, однако идея и лейтмотив, которые использовал Нолан при становлении своего главного героя поражает и одновременно восхищает сходством. Чувствуется, что Нолан, при составлении диалогов обращался к психологии, применял методы НЛП. Манипуляция главным героем буквально сквозит через весь фильм. Самое забавное, что эти воздействия работают, герой постоянно на сломе, он погружен в рефлексию и сомнения, как следствие.
Картина, выглядит как 'кино не для всех', но это заблуждение. Стилистически, она может показаться таковой, но на деле это абсолютно не так. Больше всего она походит на студенческую работу, довольно качественную, но при это очень камерную, низкобюджетную. С моей точки зрения это очень сильный дебют режиссера, где уже мы можем наблюдать общий авторский почерк и посыл Нолана. Местами, конечно, сыровато, но на это закрываешь глаза, зная, что это только ПЕРВАЯ работа. Рекомендую посмотреть всем поклонникам Нолана, запутанных сюжетов, а также ценителям нуарного стиля в картинах! Блестящий дебют, однозначно стоит вашего внимания!
Цикл «Никому ненужные рецензии от никому ненужных людей»
Работа №4
Итак, «Преслдование» - это первый полнометражный фильм Нолана с небольшим оттенком нео-нуара, в котором уже начались проявляться особенности линейки «Written and directed by Nolan», но ещё не в полную силу.
1. Кастинг и актерская игра
Скажу честно – даже если я что-то и напишу про актеров, то всем будет всё равно, потому что никто их и не знает в современном мире. Отмечу только, что весь каст старается, и нет уровня Кристиан Стюарт.
2. Музыкальное оформление
Его тут нет. От фильма в 70 минут с мизерным бюджетом в 6 тысяч долларов я не требую саундтрека.
3. Техническая сторона фильма (монтаж, операторская работа и т.д.)
Фильм снят «по-любительски» на черно-белую пленку. Это подчеркивает эффект нео-нуара.
4. Сюжет
Насчет нелинейности повествования (которое станет главной фишкой «Помни») – это как пазл, который, если немного внимательнее следить, собрать достаточно легко. Поэтому данный фильм интересно собирать в уме.
5. Похожие творения
Естественно, я не могу упомянуть про идейное продолжение «Преследования» - «Помни» (на этот фильм, скорее всего, будет следующая рецензия)
6. Подводя итог
Нолан дебютировал с интереснейшей картиной. Она является не полным и трудновоспринимаемым бредом, а хорошей логической задачкой. Небольшая доля психологического триллера, нео-нуар и неожиданная развязка – всё это делает «Преследование» фильмом, который вызывает острое желание пересматривать его снова и снова.
'Всякий молодой безработный считает себя писателем.'
Это сейчас британо-американский режиссёр, сценарист и продюсер Кристофер Нолан зарится на звание лучшего постановщика современности, постепенно поджимая на пьедестале различных мэтров искусства, подойдя практически вплотную к казалось бы незыблемым позициям самого Мартина Скорсезе. Но как и все режиссёр Кристофер Нолан должен был с чего-то начинать. И если же не брать в расчёт несколько короткометражек, то первым фильмом Нолана стал криминальный триллер 'Преследование', вышедший в ограниченном прокате в 1999-ом году. Поставленный за смехотворную сумму в 6 тысяч долларов, триллер заслужил похвальные отзывы от критиков, получив ряд премий, в том числе на кинофорумах, проводимых в Ньюпорте и Роттердаме, и ещё в ряде может и не самых значительных фестивалях, но всё-таки внимание на себя Нолан обратил. А теперь мы уже знаем его как культового режиссёра трилогии о Бэтмене, лент 'Престиж', 'Начало', 'Интерстеллар'...
Но все они были в будущем у Нолана, а пока вернёмся к его полноценному дебюту в полнометражном кино. И для старта Нолан выбрал довольно сложный жанр - неонуар, снимаемый в чёрно-белых тонах. Его главным героем стал обычный с виду парень по имени Билл, но ради не совсем вразумительной цели он следит за людьми, объясняя это тем, что таким образом пытается найти вдохновение для будущей книги. Во время слежки он поставил для себя несколько обязательных правил, но вскоре начал сам же эти правила нарушать. В конце концов, на преследовании его ловит некто по имени Кобб, оказавшийся профессиональным взломщиком. Но только мораль Кобба несколько странная: он не ищет тем самым способа обогатиться, не делает это рад острых ощущений, он объясняет преследователю, что лишь эмоциональная встряска поможет людям, к которым он вломился, найти новый путь в жизни. И становится очевидным, что Кобб, как и многие талантливые преступники, является сильным психологом. И бедный парнишка, связавшийся с Коббом, постепенно попадает под его влияние...
Тут надо понимать, что это лишь общие черты 'Преследования', так как кроме особенностей мелодраматического криминала Нолан (а он ещё и лично написал сценарий к картине) вложил в сюжет неожиданный поворот, отчего вроде бы ясные и понятные персонажи внезапно поворачиваются к зрителю совсем другим лицом будто бы они воплощения двуликого Януса. Конечно, пыльная, словно крошка серого кирпича, картинка немного выводит из состояния равновесия, но именно такой визуалистикой Нолан подчеркнул индивидуальность своего творения и то, что ему не страшны любые вызовы в профессии (а свою состоятельность и притязания он затем доказал, но об этом уже известно). И совет всем потенциальным зрителям состоит в том, что 'Преследование' нужно смотреть внимательно, при этом глаза не будут разбегаться от количества персоналий, но это ограничение лишь поможет понять всю суть ленты и даже, возможно, сделать собственные выводы по происходящему и, также возможно, даже предвосхитить развязку.
И в обязательном порядке надо вспомнить о том бюджете, которым обладало 'Преследование'. За 6 тысяч долларов крайне сложно снять приемлемое кино, но Нолан умудрился это сделать, и при этом необходимо понимать, что ни одного мало-мальски узнаваемого актёра здесь не будет, актёры знают себе цену, ими управляют агенты и профсоюзы, так что Нолан воспользовался теми людьми, которые были в его распоряжении. Джереми Теобалд, сыгравший Билла, до этого появлялся в двух короткометражках у Нолана и решился сыграть и в полном метре. И вполне успешно, от искусственности его исполнения челюсти не сводило, так что Джереми Теобалд выполнил поставленную задачу. А вот почему его дальнейшая карьера не пошла в гору - вопрос. Запомнится и Алекс Хоу в роли Кобба. Изумительный психолог с талантом криминального гения. Но для Хоу кино закончилось вместе с последним днём съёмок 'Преследования', а жаль, ведь потенциал у Алекса Хоу имелся. А вот Люси Расселл, сыгравшая этакую femme fatale, давшую фильму остроту давно известной и часто эксплуатируемой формулы 'сherchez la femme' часто и много играет в кино и на телевидении. Партнёрскую помощь парочке, состоящей из Билла и Кобба, она предоставила отличную.
В общем, 'Преследование' - это дебютный проект Кристофера Нолана. Вряд ли можно было ожидать, что кино, снятое за 6 тысяч долларов, покажет себя, но талант ныне широко известного и многими любимого постановщика проявился уже на самом старте карьеры. Немного сложный в визуальном плане (ведь это же чёрно-белый неонуар!), несколько запутанный, но с неожиданной развязкой и методичной подачей материала фильм. Как детектив подойдёт для просмотра, но будьте готовы смотреть его внимательно, чтобы не упустить некоторые моменты, дающие всецелое понимание картины 'Преследование'.
Если заглядывать чуть вперёд, то всего через каких-то пять лет Нолан начнёт снимать свои главные картины в жизни, а через пятнадцать и вовсе доберётся до космоса и чёрных дыр. Но в 99-ом, смотря из грязных лондонских окон на серые и тесные улочки, трудно представить, что эти кинематографические флешбеки молодого режиссёра станут основной темой всех поднимаемых им историй.
Всё начинается с некой исповеди: человек без имени рассказывает незнакомцу о том, как он проводит своё время, преследуя случайных прохожих. Психологическая сублимация это или некий способ рефлексии - не совсем понятно, но через некоторое время главный герой Джереми Теобальда переступает черты установленных правил и провоцирует своими действиями роковую встречу.
Собственно, характерное хичкоковское влияние с примесью новой французской волны раскрывается в дебюте Кристофера совершенно явно. Тут и волнительный мрачный саундтрек Дэвида Джульяна присутствует, и сама мрачная нуарная атмосфера давит на зрителя. Давит, конечно, не сильно, но вполне достаточно, чтобы проникнуться сюжетом, который движется в ломаном ритме, переодически смахивая на артхаус.
По итогу всё встанет на места, возможно, немного укачает «пьяная» операторская работа, но все получат своих героев, лохов, пару ограблений и убийственную Люси Рассел, словно сошедшую с обложек модных журналов 60-х. Для такого бюджета - более, чем достойно.
Фильм на любителя, но он демонстрирует умение вести две сюжетные линии, которые независимо друг от друга способны заинтриговать. Нуар-съёмка отсылает к прошлому веку, а знание истории кинематографа позволяет оценивать подобные картины с толком, с чувством, с расстановкой.
От рассказа главного героя зрителей буквально с первых секунд просмотра бросают во флэшбэк, где уже начинается удивительная история преследования. Позже в событиях прошлого будут также применены флэшбэки и флэшфорварды, что уже даёт характер стилю режиссёра. Тем более вторым проектом станет «Помни», где события вообще следуют в противоположном порядке. То есть, Кристофер Нолан не разработал свой стиль в процессе съёмок, а изначально следовал такой нелинейной последовательностью. Время – ключевой элемент в картине, так как в зависимости от времени персонаж может быть в одном месте или в нескольких (буквальная цитата Джокера из «Тёмного рыцаря», угадайте, кто режиссёр?).
Рассказ повествует о странном человеке, писателе (это даже синонимы), который для вдохновения бродит по улицам Лондона, следит за незнакомцами, провожает их до мест назначения и следует чётким правилам. Простая, но от этого не менее странная деятельность героя, понятна, смысловой нагрузки здесь не наблюдается. Акцентируешь внимание на затемнение экрана между эпизодами, такой монтаж эпохи 60-х радует ностальгическими (по фильмам, разумеется) проектами. Можно даже сравнить «Преследование» с работами Альфреда Хичкока. Тем не менее, у Криса всего 70 минут хронометража, отчего события набирают обороты. Поражает ещё приём, при котором ты не чувствуешь спешки, а внезапная встреча с незнакомцем будто заготавливалась очень долгое время.
Отношение к молодому человеку меняются, так как и без того странное занятие сводит его с Кобом, деятельность которого уже пресекает законы. Нелинейное повествование, отчего поначалу путаешься с положением героя и его местонахождением. Так как это не объясняется, просто следующий эпизод в уже линейном хронометраже. Мотив Коба забавный, эдакий Робин Гуд, только в более грязных делишках. После сведения персонажей наступает химия и расставление приоритетов, отчего сразу видно активное влияние сильного и уверенного в себе Коба и тихого, замкнутого в своём мире, Молодого преследователя.
К чему может привести такая компания? К опасным делам, которые сказываются на персонаже. Как вдруг: затемнение экрана, другая, совершенно иная сцена, где главный герой в ином обличье обыгрывает отличные романтические попытки с дамой у барной стойки. Что? Вот реально. Рассказ не прерывался, не забываем, что это всё большой флэшбэк, но внезапная смена положения путает. Режиссёр специально уделяет точное время, чтобы представить нам новую сцену, показать персонажей (отчего Преследователя узнаёшь буквально второй раз), дабы после очередного затемнения экрана вернуть нас к дуэту воров лондонских коммуналок.
Здесь стоит подумать, так как неизменный образ Молодого человека тут как тут. Вот, что поражает в этом кино. Оно снято просто, обычно, бюджет всего 6 тысяч Бенджаминов Франклинов, но со вкусом. Так ты погружаешься в разные истории, которые развиваются независимо друг от друга, отчего невозможно выстроить хронологию. В одном из эпизодов воровского дела (назовём первую сюжетную линию так) на двери висит знак Бэтмена. Забавная деталь, учитывая, что в 2005 году Кристофер запустит трилогию о Тёмном рыцаре.
Романтический эпизод (соответственно вторая сюжетная линия) также развивается с подключением доверия персонажей, с открытием дамской души и просьбами, на которые мачо способен. Пока в одной из сюжетных линий не происходит метаморфоза главного персонажа, что позволяет провести хронологию событий. Финальные детали отлично демонстрируют изменения тихони-преследователя, так как зрителю известны последующие события. Великолепный ход с пересечением параллельных линий дарит бурю эмоций и восторг. Снять интересную историю в нелинейной последовательности, чтобы выдвинуть на пересечении сюжетных линий одну концовку, шокирующую зрителя – задача сложная. Мораль можно заключить только одну: воровать плохо. Да и следить за прохожими тоже такое себе занятие.
Дебютный проект удался, потому что игра со временем отразиться на всех (!) последующих работах режиссёра: от обратного повествования до путешествий сквозь сны, от временных скачков Николы Тесла до Теории струн и Горизонта событий. Вот, где зарождается талант.
Нередко откладывали просмотр дебютного фильма гения всея Руси в долгий ящичек. Им вполне понравились почти все его работы в качестве состоявшегося режиссёра, начиная с перезагрузки Бэтмена. Вот требовалось идеальное время, дабы всё же взять и посмотреть 'Преследование', как таки бывает с тем, когда девушка поджидает прекрасного момента для маленького прощания с девственностью. Ясно сегодня утром в небе набухли угрюмые тучи, полил освежающий ливень на восьмой день лета, настроение 'там внизу' расцвело пышным бутоном.
Чо ж, отличное кино для дебюта, надо отметить. И компактная история в 70 минут без ненужного развёртывания отдельных сюжетных линий, и вполне камерная обстановка в тесных пока улицах Лондона, и замысловатое повествование в душке набившего оскомину наверху 'Криминального чтива'. Как-то даже ловко, плавно и непринуждённо получилось-с у Кристофера Нолана аккурат в конце XX века. Главный герой, словно кафкианский неудачник, легко попадает прямо в искусно сплетённую паутину. Одиночкой быть непросто. Особенно в большом городе.
Чо мы для себя почерпнули? А хочется слыть одиноким никудышным доходягой с соломенной трубочкой в виде пособия по безработице: но лучше не стоит жить в густонаселённом местечке. Ограбят, изнасилуют, обворуют, похитят, изобьют, подставят. Умертвить могут тоже. Тама с чего так просто, не спрашиваете? Дак потому, что у такого вида одиночек нет ни друзей, ни простых связей на стороне, ни близких родных, чтобы дать понять жестокому миру: его просто так взять не получится. В противном случае, здравствуй, тюрьма, психушка, кладбище.
Профессиональный вор с интересной фамилией Кобб в лице обаятельного и уверенного в себе Алекса Хоу вообще пускался в рассуждения, достойные уст Тайлера Дёрдена. Приветик, Клуб Преследования! Действительно уже, по обстановочке в квартирке можно много чего рассказать о хозяине или хозяйке. Либо можно ответственно подойти к своей роли и чётко манипулировать неподготовленным подсознанием одинокого дурачка года. Увы, гляди в оба, сомневайся, будь начеку - это не про него. Он-то думал, всё под контролем. Но так в фильмах.
В конце, когда сбрасываются маски, раскрываются нюансы или выясняются истинные мотивы, сидишь себе вполне довольный. Ну, вот всё зрителю выложили, нечего больше пока скрывать. Отрывайся, салютуй и понимай, где зарождался стиль Нолана. Блокбастеры ставить научился, конечно. Для многих почему-то они интеллектуальные блокбастеры. Не слишком громко? Кино просто нормальное снимает британский подданный, вот чего приукрашивать да перехваливать. Так что включаем 'Пи', смешиваем с 'Преследование', получаем Нечто?
Занимательный фильм, в котором есть все: сюжет, идея и блестящее исполнение.
Наверное, самая сильная сторона этой картины - это все же сюжет, его невероятные повороты, подкрепленные параллельным монтажом, буквально приковывают к экрану. Где-то в Лондоне встречаются два человека с необычными хобби, с самого начала мы знаем, что их сотрудничество закончилось плохо - один из них сейчас дает показания на допросе. Теперь перед нами как бы сразу две сюжетные линии, взаимодополняющие повествование. Великолепный ход!
На фоне процветающих в то время английских фильмов про английских мафиози, полных грязи, драк и кровопролитий, фильм Нолана смотрится еще более изысканным и аутентичным. Интересно, что нанесенный на фильм отпечаток невысокого бюджета в виде черно-белой пленки, непрофессиональных актеров, иногда дрожащей камеры в ритм движению героев, вовсе не портит фильм, а делает его необычней, концентрирует внимание на идее.
Только посмотрев этот фильм, я наконец поняла смысл нолановской короткометражки 'Жук-скакун', идейно они совершенно параллельны, более того, этот фильм - это развернутая иллюстрация той метафорической мысли: на каждого жука найдется свой человек, желающий и могущий его прихлопнуть.
Этот фильм - это феноменальный дебют блестящего режиссера, который со временем удивит мир еще более яркими картинами!