всё о любом фильме:

Дьяволицы

Les diaboliques
год
страна
слоган«See it, be amazed at it, but... BE QUIET ABOUT IT!»
режиссерАнри-Жорж Клузо
сценарийАнри-Жорж Клузо, Жером Жероними, Рене Массон, ...
продюсерАнри-Жорж Клузо, Жорж Лорау
операторАрман Тирар
композиторЖорж Ван Пари
художникЛеон Барсак, Карвен
монтажМадлен Гюг
жанр ужасы, триллер, драма, детектив, ... слова
зрители
Франция  3.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время114 мин. / 01:54
Директор частной школы Мишель Деласаль — плохой муж и очень плохой человек. Его не выносят коллеги, жена Кристина и даже его любовница Николь. Кристина, которой на самом деле принадлежит школа, хочет развода, но Мишель заявляет, что скорее убьёт несчастную женщину, чем допустит своё разорение.

Доведенные до предела, бывшие соперницы решаются на крайний шаг — утопить Мишеля во время уикенда. Останется только спрятать труп, заявить в полицию об исчезновении и забыть об этом кошмаре. Но вдруг тело исчезает, а Кристину начинают преследовать странные видения… Тем временем, отставной инспектор Фише начинает поиски исчезнувшего мужа директрисы.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
36 + 1 = 37
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало» (Celle qui n`etait plus, 1952).
    • Городок, куда едут главные героини фильма, — Ньор, родной город режиссера.
    • В 1996 году был поставлен ремейк. Главные роли в нём сыграли Шэрон Стоун и Изабель Аджани.
    • Права на роман Буало-Нарсежака, по которому снят фильм, хотел приобрести Альфред Хичкок, но опоздал всего на несколько часов. В утешение Буало и Нарсежак специально для Хичкока написали роман «D`Entre les Morts» («Из мертвых»), по которому тот снял фильм «Головокружение» (1958).
    • еще 1 факт
    Трейлер 01:34

    файл добавилКиноПоиск

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Относительно творчества выдающегося французского режиссёра Анри-Жоржа Клузо, который нередко обращался к криминальной тематике и анализировал поведение людей подчас в экстремальной ситуации на грани между жизнью и смертью, можно сказать, что его фильмы внешне страшны в ещё меньшей степени, нежели эксперименты Альфреда Хичкока на тему виновности и невиновности отдельного индивида. Но именно «Дьявольские души», психопатологический триллер о замышленном и осуществлённом убийстве (хотя жертвой оказывается в итоге совсем не тот человек, которого, как мы думали, собирались убить), представляется наиболее пугающим по атмосфере, а пара кадров вполне могут вызвать внезапный ужас. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    У ночного костра, под огромной луной…дети любят рассказывать вот такие страшилки. В черной-черной комнате черной-черной ночью сидят черные-черные люди и смотрят черно-белое кино. Две приличные женщины, которым периодически чудятся странные вещи, тащат плетеный гроб без колесиков, и везут его, и снова волокут по ступенькам. Ах, насколько было бы удобнее, если б гроб оказался тем самым пресловутым страшилочным гробом на колесиках… «Хотите? — смачно улыбаясь, вопрошает добрый мсье режиссер, — пожалуйста!» И точно, вот и он, такой знакомый с детства, беленький и блестящий! Эх, сюда бы еще красные перчатки! «Перчатки найти оказалось сложно. Чемодан подойдет?» — и вот уже главная «ля фамм», именно та, которую надо было с самого начала «шерше», пакует вещички в красный чемодан. И кто поручится, что у нее в кармане не запрятаны пресловутые красные перчатки-удушительницы?…

    У — подозреваю, либо женоненавистника, либо отъявленного казановы — Озона было 8 женщин, и ни к чему хорошему это не привело. Здесь женщин всего две, и результат так же плачевен. Две диаметрально противоположные дьяволицы, белая и черная, мощная и хрупкая, здоровая и больная, мадам и «несовершеннолетняя», плюс и минус, находятся в самом центре обиталища непривлекательных, стареющих, да и просто отвратительных мужчин, и даже дети элитной частной школы — сплошь мальчишки a la республика ШКИД. Формула «Шерше ля фамм» срабатывает в этой задачке-страшилке безупречно. Все коварные планы, все хитрости и уловки…укоризненный Христос с иконостаса Кри-Кри лишний раз напоминает: мол, берегитесь сосуда диавольского, и не дай бог вам оказаться главным героем страшной полуночной истории… Живым не выберетесь.

    Или выберетесь?! Ах, мсье режиссер, ну и шутник же вы! «Отдай мое сердце!» — «Сердца нет. Забери пока рогатку, несносный мальчишка…»

    27 марта 2012 | 10:14

    Хозяйка и директор элитной частной школы Кристина (Клузо) и её подруга-учитель Николь (Синьоре) больше не могут выносить издевательства и мерзкий характер Мишеля (Мёрисс) — мужа первой женщины и любовника второй. Он вмешивается в жизнь школы, хамит учителям, несправедливо обижает детей, напивается, и вообще считает себя здесь хозяином. Доведённые до ручки Кристина и Николь решают избавиться от Мишеля, утопив его в бассейне. Однако вскоре становится понятно, что всё идёт не по их плану.

    Фильм «Дьяволицы» поставлен по мотивам детективного романа «Та, которой не стало» французского творческого тандема «Буало — Нарсежак». Известно, что права на экранизацию этого произведения хотел приобрести сам Альфред Хичкок, однако Клузо обогнал его буквально на несколько часов. Есть все основания полагать, что впоследствии Хичкок более пристально следил за этими писателями, так как уже через несколько лет снял по их новому роману одну из своих лучших картин «Головокружение». Но вернёмся к «Дьяволицам».

    Анри-Жоржу Клузо удалось снять практически эталонный для того времени психологический триллер, в котором присутствует лихо закрученная детективная интрига, несколько сцен «мучительного» для нервов саспенса и неожиданная (по-крайней мере, для того времени) концовка. В конечных титрах даже присутствует просьба к зрителям, не рассказывать детали финала тем, кто ещё не смотрел этот фильм (забавно, что примерно в то же время и примерно те же слова произносили театральные актёры в конце известного спектакля по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка»). Конечно, в XXI веке финал не кажется таким уж неожиданным, видали мы развязки и позаковырестей. Однако выбрать один из двух-трёх очевидных вариантов до самого конца не представляется возможным. Да и не в развязке дело, а в том как умело режиссёр нагнетает обстановку ужаса, в которую оказались втянуты две главные героини.

    Мне не очень понравилось как сыграла исполнительница роли Кристины актриса Вера Клузо. Не хочется делать глубокие выводы об её таланте, основываясь на крохах биографии из Википедии, но по-моему сам факт того, что Вера начала сниматься в кино только в возрасте 39 лет и только в фильмах своего новоиспечённого мужа Анри-Жоржа, уже говорит о многом. Я не поверил ни её страху, ни её истерикам. А вот Симона Синьоре классно изобразила несколько хамоватую «бой-бабу» с тяжёлой судьбой и стальными нервами. Также «омерзительно» хорош и Поль Мёрисс — жертва женского заговора.

    Я не могу советовать картину «Дьволицы» всем и каждому, но, на мой взгляд, это весьма пристойный образец психологического триллера, даже без скидок на время его создания. Сюжет интересный и динамичный, саспенс в конце прекрасный, а развязка, как минимум, любопытная.

    8 из 10

    23 июня 2015 | 11:58

    И правила сайта, и финальные титры запрещают раскрывать главный сюжетный поворот фильма, а без этого говорить о нём ой как непросто… Что ж, придётся обходиться только самым началом да намёками.

    Драма разворачивается в декорациях частной школы, немногочисленный персонал которой — люди вполне опустившиеся, а ученики ка-то подчёркнуто порочны, хоть и составляют только фон. Владелица школы — Кристина, но управляет ею её муж Мишель. Он испытывает довольно очевидное удовольствие, публично унижая жену, и при этом требует, чтоб она вела себя пристойно и не позорила его. В частности, всем, включая, кажется, учеников, известно, что его любовница — учительница Николь. Однако и ей Мишель стал изменять. Религиозные принципы не позволяют Кристине развестись — и вот Николь, объединённая с нею ненавистью к Мишелю, предлагает убить его…

    В основе фильма лежит, в сущности, та же концепция, что у «Сердца-обличителя», помноженная на взаимное недоверие и неприязнь двух женщин, не имеющих причин симпатизировать друг другу и оказавшихся в положении Макбета и его жены… Напряжённое ожидание меняет модус, но не ослабевает весь фильм: сперва это подготовка, затем — мучительное «когда же найдут» и, наконец, обречённое «что ещё откроется, когда же он всё узнает». Благодаря такой вариативности зритель не может к нему привыкнуть, и эффект не ослабевает. Фактически, мы будто смотрим три триллера — результатом становятся не всегда хорошо проработанные и будто ведущие в никуда сюжетные линии, однако в «Дьяволицах» главное — атмосфера, и такие детали замечаешь только после просмотра.

    Я хотел было похвалить актёров, но понял, что, хотя их игра не вызывает никаких нареканий, но хвалить её как-то неудобно: глубины в персонажах нет, и Вера Клузо, в сущности, играет только забитость и обмороки, Шарль Ванель — ехидную улыбку… Актёры хороши, но сценарист и режиссёр мало им дали работы.

    В целом «Дьяволицы, несомненно, заслуживают просмотра — это яркий фильм и по-настоящему сильный триллер. Может, не очень глубокий — но его достоинства это искупают.

    25 марта 2014 | 23:52

    Ух, какой фильм! Любо-дорого посмотреть! И если не с первых минут, то по истечению минут эдак 40, становится так интересно и ты ловишь себя на мысли, что старина Альфред Хичкок не случайно хотел приобрести права на роман Буало и Насержака. Да, он всем свои существом чуял, что картина может быть классной. Что в принципе и произошло. Да. И не хуже, чем в лучших фильмах сэра Альфреда. Нисколько не хуже. Анри-Жорж Клузо и компания постарались на славу и в грязь лицом не ударили. Не знаю, будет ли преувеличением, но я бы эту картину отнёс к жанру нуар, к лучшим его представителям.

    Итак, частная школа. Школа для мальчиков. Подростки шумят, бузят, ведут себя, как и подобает их возрасту. Но, как сказал бы герой Георгия Буркова, сейчас не об этом. О чём же ? Да о том, что директор этой самой школы, просто исчадие ада. У него такая милая и симпатичная жена, а он издевается и унижает её прилюдно. Разве это дело ? Разве это по-мужски ? Более того, у него есть любовница и связь с последней он не скрывает. В общем сущий монстр. И ведь не на свои гуляет, на чужие, собака серая. Но злодею и этого мало.

    Видя страдания Кристины или Кри-Кри, как её называет муж, Николь (Симона Синьоре) решает помочь бедной женщине и отправить её супруга и своего стало быть любовника в путешествие в один конец, то есть к праотцам. Кри-Кри (Вера Клузо) сомневается, мечется, и… уступает настойчивости своей коллеги по работе. Завязка есть, теперь дело за малым…

    И начинается самое интересное. Фильм захватил, зажал в тиски и ты уже неотрывно следуешь за всеми его участниками и событиями. Несмотря на то, что Кристина поддалась на уговоры Николь, ты ей симпатизируешь. А кроме того, безумно хочется узнать, чем дело кончится. Ну, а последние минуты, финальные сцены, это сумасшедше прекрасная игра Веры Клузо. Для меня это откровение. Нет ни тени и намёка на фальш, равно, как и у других действующих лиц. Но Вера просто Супер! Браво! Готов кричать долго и долго! Одно меня огорчает, что актриса напророчила этой картиной себе смерть от сердечного приступа. Ей бы жить и жить, и дарить людям свет своими работами.

    Поль Мёрисс тоже понравился, не как герой разумеется, а как сыграл злодея. Очень хороший актёр. Если в «Электрической вдове» он не проявил в силу сюжета весь свой потенциал, то в этой картине, отведённого ему времени вполне хватило, чтобы создать идеальный отрицательный образ. Что до Симоны Синьоре, то она как всегда хороша и безупречна. Да и ещё. Возвращаюсь к последним минутам фильма. Мне было страшно, не побоюсь в этом признаться. Вот такое вот оно кино! Высший балл и в список любимых фильмов!

    10 из 10

    9 июня 2015 | 16:52

    Фильм-нуар возник в конце 20-х, и его снимали отнюдь не только англичане, но и вполне себе немцы и французы. Расцвет жанра пришелся на 40-е-60-е годы, и рецензируемая картина как раз попадает под данный временной отрезок. На деле — «Дьяволицы»(1954) — классика французского кино подобного направления, по которой американцы даже сняли свой ремейк под названием «Дьявольщина»(1996). В нем Изабель Аджани играла в паре с Шарон Стоун, а роль мужа героини Аджани исполнял Чазз Пальминтери.

    Если с «Дьявольщиной» я был уже давно знаком, то с первоисточником ознакомился сравнительно недавно. Как известно, фильм снят по роману Буало — Насержака «Та, которой не стало». На деле, Буало — Насержак это творческий тандем, который составили писатели Пьер Буало и Тома Нарсежак. Начиная с 50-х и вплоть до 90-х они написали целую кучу романов, но «Та, которой не стало» признается лучшим произведением начального периода. Этот роман есть в очень достойном русском переводе. Гуглите.

    Анри Жорж-Клузо по счастливому стечению обстоятельств предвосхитил покупку прав на экранизацию книги у Альфреда Хичкока, и в целом, думаю, «великий и ужасный» британец не смог бы экранизировать книгу лучше Клузо, потому что последний, сам прекрасный сценарист, как нельзя лучше произвел адаптацию данного литературного произведения. К тому же, мы возможно бы никогда не увидели замечательный фильм Хичкока, вышедший в этом же году — «Окно во двор»(1954).

    Сюжет приводит нас в одну из французских частных школ, в которой увядает молодая женщина Кристина. Она подвергается постоянной тирании со стороны супруга — Мишеля, и ее единственной отдушиной, за которую она цепляется в своем адском существовании является ее подруга Николь, преподающая здесь же. Когда градус кипения достигает высшей точки, они решаются на крайнюю меру, а именно убить Мишеля, и скрыв тело, продолжать спокойно жить дальше. Но, осуществив свое намерение, они сталкиваются с еще большим кошмаром. Кристину преследуют настойчивые и пугающие доказательства, что муж, труп которого они притопили в бассейне, продолжает преследовать ее. То его призрак замечен в окне на заднем фоне на общей школьной фотографии, то тело внезапно исчезает из бассейна. К тому же, к расследованию подключается местный детектив в отставке…

    Несмотря на то, что сюжет мне был известен в мельчайших подробностях, смотреть фильм было все равно интересно. Тем более, что американский и французский фильмы отличаются несколькими мелкими деталями.

    Вера Клузо (Кристина) являлась женой режиссера Анри Жоржа-Клузо, и снялась в его нескольких фильмах. К сожалению, она сравнительно рано умерла, но ее актерский талант несомненен.

    Симона Синьоре (Николь) пожалуй, здесь самая известная актриса. Несмотря на немецкое происхождение, снялась более чем в шестидесяти картинах преимущественно французского и итальянского производства. Здесь играет очень здорово, постоянно курит сигареты и в острые моменты изображает стальной взгляд на застывшем восковом лице. Кстати, в 1960-м за лучшую женскую роль в фильме «Путь наверх»(1958) она получила «Оскар».

    Черно — белые тона только сгущают атмосферу, делая фильм еще более насыщенным внутренними тенями. Смотреть или нет — странный вопрос. Однозначно смотреть, и получать удовольствие.

    8 марта 2015 | 09:16

    Классический нуар — явление в большей степени американское, чем европейское, однако и среди кинолент Старого Света встречаются достойные представители «черного кино». «Дьяволицы» — это в большей степени триллер с нуар-элементами, чем полноценный фильм-нуар, однако именно эти отличительные черты «черного кино» добавляют фильму атмосферы и таинственности.

    Впрочем, даже сам сюжет не подкачал. Начинается история с того, что жена и любовница одного очень неприятного человека решают объединиться и отомстить ему. Их терзают сомнения и страх, однако они доводят дело до конца. И когда уже кажется, что все прошло гладко, начинают появляться странности, которые буквально сводят одну из героинь с ума… Сюжет здесь преподнесет еще немало сюрпризов и в целом он настолько хорошо, что даже сегодня, много лет спустя, в состоянии удивить современного зрителя.

    Актерская игра героев и героинь также на высоте. Лично бы я отметил очаровательную Веру Клузо, которая играла была даже слишком хорошо для роли жены, обычно такие красивые актрисы играют любовниц.

    На мой взгляд, «Дьяволицы» — один из лучших триллеров за всю историю Мирового Кино. Стильный, необычный и удивляющий — этот фильм запомнится каждому, кто решит с ним ознакомиться.. . А возможности для различной трактовки одних и тех же событий заставляют думать и размышлять о произошедшем даже после финальных титров.

    9 из 10

    25 апреля 2016 | 11:25

    - Лучше умереть, чтобы этого не видеть!
    - Умри, дорогая, умри. Только побыстрее…


    Мишель Деласаль обладает мощнейшей отрицательной харизмой. Пронзительный взгляд, не терпящий возражений тон, несколько властных жестов — и вот уже приходится исполнять очередной его приказ. Страдают все без исключения, но особенно достается жене Деласаля Кристине и бывшей любовнице Николь. Работает вся эта троица в частной школе, поэтому большинство внутрисемейных разборок и унизительных сцен происходит прямо на глазах у детишек. Как же бороться с таким тираном? Выход один: в лучших традициях жанра «нуар» его нужно утопить, причем не где-нибудь, а в ванной, после чего сбросить тело в школьный бассейн, ведь тогда точно никто ни о чем не догадается. Этим и собираются заняться на досуге объединенные ненавистью к месье Деласалю Кристина и Николь.

    Кинолента «Дьяволицы» представляет собой отличный пример искусного жонглирования жанрами. Вначале можно наблюдать традиционную инсценировку идеального убийства, в котором, как обычно бывает в таких случаях, все видится полностью распланированным, а затем в одночасье рушится. После загадочного исчезновения трупа Деласаля амплитуда окружающего напряжения делает резкий скачок и начинает расти экспоненциально. Нареченные режиссером «дьяволицами» Кристина и Николь, впервые в жизни отважившись на убийство, боятся теперь не только полиции, но и соседей по дому, школьного привратника, и, конечно же, самого Деласаля, который пропал без вести то ли живой, то ли мертвый. Здесь же режиссер немедленно подключает детективную завязку, а заключительная часть будет превращена в самый настоящий хоррор.

    Если говорить о нуар-составляющей фильма, то общий пессимистический фон усугубляется тем, что у Кристины серьезные проблемы с сердцем, а переживаний на ее долю выпадает чрезмерно много, поэтому перманентный стресс больной девушки становится главной эмоцией ленты. Но основную роль в создании атмосферы все же играет город, где происходят события. Территория колледжа в контексте паранойи двух девушек напоминает теперь Догвилль Ларса фон Триера, где на первый взгляд все хорошо и спокойно, но стоит копнуть чуть глубже, и будет вскрыта инфернальная сущность тихого городка. Недаром это произведение Клузо часто трактуют так, будто дьяволицы с первых минут уже находятся в аду. Смущает лишь присутствие детей, однако по творчеству французского режиссера можно понять, что дети у него давно перестали быть символом невинности.

    Анри-Жоржа Клузо называют «французским Хичкоком», и наиболее логичным было бы сопоставить двух авторов в том, что они умеют едва ли не лучше всего — напугать своими фильмами. «Чтобы создать саспенс, дайте зрителю больше информации» — слова британского режиссера. Например, в том же «Психо» мы узнаем о сумасшедшей старухе задолго до того, как детектив заходит в ее дом, что вызывает сильнейший страх ожидания; можно сказать, что Хичкок предпочитает отводить своей аудитории позицию «над схваткой». Клузо напротив, минимизирует количество доступной информации, заставляя зрителя ассоциировать себя с наиболее слабым и малознающим героем (в «Дьяволицах» это Кристина). При этом оба прекрасно знают, что и в какой момент нужно показывать в кадре: медленно открывающаяся со скрипом дверь, звуки шагов на лестнице, таинственный человек, лицо которого камера избегает показывать — подобные детали вкупе с продуманной игрой света и тени делают финальные минуты «Дьяволиц» столь жуткими, но также и являют собой почти полное цитирование последней сцены с преступником из «Окна во двор». В то же время, такие ленты как «Психо» и «Головокружение» сняты Хичкоком явно не без влияния триллеров Анри-Жоржа Клузо, так что понять, кто кого больше копирует, в этой блистательной паре мастеров не представляется возможным.

    Последними эпизодами автор настолько бесцеремонно водит зрителя за нос, что это заслуживает отдельного описания. Пытаясь усидеть на двух стульях, Клузо обманывает, предлагая сначала предельно материалистическое решение исходной ситуации, а в самом конце оставляя сюжетную лазейку для любителей мистики и открытых финалов. Помогает осуществить эту авторскую задумку один из учеников колледжа, довольно неоднозначный персонаж, выступающий не то медиумом и проводником в мир иной, не то просто наглым фантазером. В итоге зритель оказывается брошен на произвол судьбы и сам вынужден решать, чем же является фильм «Дьяволицы»: пугающим рассказом об идеально спланированном убийстве или мистической историей с неопределенной концовкой.

    23 июня 2012 | 16:00

    Коварный план, превратившийся в череду маний, настигших героинь; скрытая лесбийская любовь двух разных по характеру женщин; и тайна, которой покрыт весь сюжет. Французский нуар, полный жесткого цинизма и давящих реалий — подходящая характеристика для фильма. Кристина и Николь — несчастные женщины, доведенные до отчаяния. Жизнь, обернувшаяся грязью, затянула их и довела до убийства, превратив в Дьяволиц. Но жертва вернулась, и словно неистребимое зло готова к мести.

    Увлекающий сюжет сталкивается с испытанием временем: методы уже не столь эффектны, но по-прежнему великолепны. Клузо знатно посмеялся над школой и браком, но его юмор мало кто воспринял всерьез. Актрисы под его началом уверенны в своих образах, но видимо не понимали, что персонажи войдут в историю. Их игра натуральна, но идеальной называется с трудом. Рассчитанный под эксперимент, фильм стал признанной классикой, не лишенный признаков остроумия и иронии — неоднозначная трактовка финала прямо говорит об этом.

    За ярко прослеживаемом пессимизмом скрывается вера в избавление и возможная [контр]месть, в которую так хочется верить. В сравнении, «Дьяволицы» шикарны сценарием и режиссурой, но до хичкоковского «Головокружения» им далеко.

    29 апреля 2012 | 15:14

    Анри-Жорж Клузо снимал эту картину после всемирного успеха «Платы за страх». Думаю, что знаменитый перфекционист поставил себе цель снять фильм не хуже, чем предыдущий и взялся за психологический триллер, в очередной раз «вторгшись» на территорию Альфреда Хичкока.

    В успехе «Дьяволиц» многое предопределил потрясающий сценарий, основанный на романе гениальнейших Буало и Нарсежака. Кстати, через несколько лет по их произведению один талантливый британец снимет «Головокружение», но это уже совсем другая история.

    Клузо в своем привычном стиле создает собственную модель мира. В детском пансионе, являющимся центром событий, все подчинено определенной логике. Шаг за шагом мы проникаемся в быт обитателей этого места, по ходу оказываясь посвященными в детали готовящегося убийства.

    Собственно, картина проигрывает в динамике, которая по полной программе компенсируется напряжением. Конечно, концовка сейчас кажется вполне предсказуемой. Думаю, что она казалась предсказуемой и в те годы. Ведь, задолго до создания «Дьяволиц» вышли «Газовый свет», «Ребекка», «Под знаком Козерога».

    Поэтому, помимо сюжетных формул Клузо предложил на суд зрителей просто потрясающую актерскую игру и возможность весьма неоднознаных интерпретаций.

    Симона Синьоре блистает в главной роли. Она изображает настоящую хладнокровную хищницу. Все остальные актеры просто дополняют ее, но делают это умело. Вера Клузо, Шарль Ванель, Пол Мёрисс — просто великолепны.

    Другое дело, что за кадром остается природа привязанности двух героинь. Последующие фильмы Клузо (особенно Пленница) дают все основания для того, что он предполагал самые смелые интерпретации причины их связи.

    Но более всего меня поразил открытый финал фильма. Ведь, на самом деле, строго говоря, мы можем только предполагать чем завершилась история.

    Однако я думаю, что «Дьяволиц» слишком перехвалили. Картина получилась яркой и интересной, но она во многом пересекается с «Набережной ювелиров». Ну а если анализировать творчество Клузо в целом, то она явно уступает «Плате за страх» и «Манон».

    В итоге: Клузо на равных соперничает с Хичкоком на его «сюжетной» территории. Закрученный триллер о неоднозначных взаимоотношениях мужчины, его жены и любовницы, получился оригинальным и во многом неожиданным.

    8 из 10

    29 декабря 2012 | 05:28

    Получивший в 1953 году «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за фильм «Плата за страх», режиссер Анри-Жорж Клузо выпускает спустя два года не менее блистательную картину под весьма броским названием «Дьяволицы», снятую по роману «Та, которой не стало» Пьера Буало и Тома Нарсежака. Фильм изобилует различными приемами кинофелии: от слепого подражания Альфреду Хичкоку (которому, кстати, предлагали снять данный фильм), до осознанного заимствования стилистических изысков весьма распространенного тогда на Западе жанра нуар. Однако эти элементы вплетены в фильм настолько искусно, что не в коем случае не вызывают подозрения в его творческой несостоятельности, скорее, наоборот, подчеркивают восхищение Клузо своими американскими коллегами. Зритель получает в свое распоряжение неоднозначное кино, которое с удовольствием будет перебрасывать его от почти физического напряжения до гомерического хохота и далее, к леденящему кровь ужасу. Переходы эти сделаны настолько плавно, что вы даже не заметите их, погрузившись с головой в сюжет фильма.

    Мишеля Деласаля нельзя назвать хорошим человеком. Являясь директором частного учебного заведения, он вызывает неприязнь у своих учеников и коллег по работе из-за скверного характера, а его тирания по отношению к жене и нежелание пойти на развод, вынуждают несчастную женщину предпринять крайние меры, а именно раз и навсегда избавиться от супруга-деспота. Помочь ей вызывается подруга по имени Николь, бывшая любовница Мишеля, имеющая к нему личные счеты. Воспользовавшись удобным случаем, женщины убивают своего «общего возлюбленного» и обставляют все, таким образом, будто он погиб по своей вине. Однако им не дано было знать, что покойник не захочет быть покойником — исчезнувший труп Мишеля начинает вести себя как вполне живой человек, чье присутствие становится настолько осязаемым, что «дьяволицам» уже не до разработанного ими плана: одна пытается сбежать, другая сдаться полиции…

    Идея свести вместе Симону Синьоре и Веру Клузо замечательна. Диаметральная противоположность актрис, как в плане внешних данных, так и актерского исполнения, подчеркивает разницу их экранных героинь, совершающих на глазах зрителя хладнокровное преступление. Если первая предстает в образе расчетливой, бессердечной стервы, по сути, подтолкнувшей подругу убить мужа, то вторая вызывает сплошь сочувствие к своей больной и хрупкой натуре со слабым сердцем.

    Режиссер виртуозно играет со зрителем, превращая триллер о предумышленном убийстве в самый настоящий фильм ужасов, черно-белая гамма которого, лишь усиливает эффект неописуемого кошмара, в который сами того не осознавая попали главные героини. В одной из финальных сцен, «дьявольщина», происходящая на экране, начнет зашкаливать все мыслимые нормы — вы не за что не забудете эти тени на стене, скрип деревянных полов, постукивание печатной машинки…

    Финал картины может поразить, ввести в ступор, лишить дара речи, но в любом случае не оставит равнодушным. Смотреть его людям со слабым сердцем не рекомендуется — есть риск не увидеть финальные титры. Причем финальный твист, придуманный авторами картины, оставит лазейку в возможности по-разному трактовать смысл фильма.

    Помню, когда впервые посмотрел фильм (мне было тогда лет 12), он показался мне невероятно зловещим. Я много ночей подряд не мог уснуть, прокручивая в голове сюжет фильма, особенно его концовку. Сказать, что мне было не по себе — это значит, ничего не сказать. Пересмотрев картину спустя многие годы, я, ставший к тому времени прожженным, циничным киноманом, уже не нашел ее такой страшной. Удивительно, но, она начала казаться мне невероятно смешной. Ведь в фильме действительно очень много юмора, нужно просто разглядеть его.

    Об актерской игре Симоны Синьоре писать как-то неудобно: она во всех своих фильмах гениальна и абсолютно недосягаема для остальных — хочется выделить двух других актеров: это Вера Клузо, супруга режиссера, сыгравшая Кристину и Шарль Ванель, исполнивший роль дотошного детектива. Оба снимались в предыдущем фильме режиссера «Плата за страх».

    В 1996 году Голливуд не удержался и снял одноименный римейк с участием Шэрон Стоун и Изабель Аджани, который получился настолько жалким и никудышным, что одно лишь упоминание его в данной рецензии кажется кощунством по отношению к оригиналу. Однако, мне все таки пришлось это сделать, дабы зритель, заинтересовавшийся шедевром Анри-Жоржа Клузо, не перепутал его с современной подделкой.

    9 из 10

    7 октября 2009 | 20:20

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>