К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В редеющей касте возрастных почитателей бокса бытует мнение, что золотое время любимого спорта закончилось с развитием платного телевидения и нынче соревнование за выявление сильнейшего превратилось в бизнес со своими акулами и подводными камнями. И действительно, читая в таблоидах о сорвавшемся бое «звездных мальчиков» из-за не поделенного гонорара, трудно не признать, что времена, когда элитные боксеры щеголяли на публике своим мастерством едва ли не каждый месяц, имели свои положительные стороны. Правда, была в этом солнечном прошлом и теневая сторона под названием итальянская мафия. Именно она узурпировала мир бокса, пропитав его, как бинт кровью, мухлежами и подтасовками. А несогласные с безотказными предложениями заканчивали свой путь либо на дне неизвестности, либо неизвестно где, пока много лет спустя их захороненные останки не находили во время строительных работ.

С выходом его величества Нуар на голливудские киноэкраны, казалось, сам дядя Сэм велел снимать киноленты о подпольных терниях бокса, которые без особого труда вписались бы в концепцию безысходной пессимистичности жанра. К сожалению, киношных дел мастера решили иначе (кто сказал мафия?). В частности, популярная на то время кинокомпания RKO пошла по пути адаптации. Заплатив тысячу долларов, она выкупила у Джорджа Марча права на поэму «Подстава» и, немного сгладив расовые краеугольные камни, выпустила в 1949 году одноименный фильм. Вместо негра-двоеженца с уголовным прошлым на освещенный квадрат ринга выпустили престарелого тяжеловеса Билла «Стокера» Томпсона, чьи лучшие времена прошли, так и не начавшись. Как и в первоисточнике, его менеджер договаривается с «итальяно мафиозо» о сдаче боя и не горя желанием делиться прибылью со сделки, «забывает» предупредить об этом своего подопечного.

По словам самого Марча эта расово-верная, как сказали бы куклуксклановцы, рокировка разрушила основополагающую идею поэмы о проблеме сегрегации чернокожих. Впрочем, даже с первоначальным замыслом сюжет «Подставы» нельзя было назвать оригинальным. Однако режиссер Роберт Вайз умело компенсировал недостачу расовых предрассудков нокаутирующей комбинацией из атрибутики нуара и эстетики бокса. Вся интрига замыкается на бое Стокера, в преддверии которого фильм насыщается парами негатива, исходящего из каждого элемента захудалого и бесконечно далекого от рая городка Paradise City. Если сцена в баре, то, несомненно, с кучей беспросветных и неухоженных пьяниц. Если в кадре боксерский ринг, то покрытый стальным туманом сигаретного дыма, тогда как заполонившие спортивную арену зрители готовы вспыхнуть от накала, выкрикивая в неистовстве ритуальные призывы к убийству. И в заключении - грязная раздевалка с кучкующимися боксерами разных мастей. В ней и сосредоточена львиная доля фильма – в непрекращающихся попытках Томпсона зацепиться за любую надежду в предстоящем нелегком противостоянии с молодостью и силой перспективного юнца. А вот единственный лучик тепла в социальном мраке, светловолосая пассия главного героя (куда уж без женщин), откровенно разочаровала, справившись с возложенной ролью изволновавшейся супруги шаблонной условностью.

Но это едва заметная мелочь, особенно на фоне скрупулезно воссозданной атмосферы боя. Занимая без малого четверть часа, в освещенном квадрате ринга на равных правах сошлись нуар и бокс. Около ринга, благодаря контрастной игре света и тени, улыбающиеся личины зрителей в фетровых шляпах буквально источают своим видом жажду крови, пота и падения одного из гладиаторов ринга. В этом падении они видят все – злобу от нищеты, жизненные неудачи, орущего начальника ничтожной работы и, наконец, импульс животного инстинкта пустить чью-то кровь. Эти элементы выстраивают удивительно реалистичную адреналиновую атмосферу, не понаслышке знакомую тем, кому хоть раз доводилось созидать любимую дисциплину со зрительской ложи спортивной арены.

И без того высокий накал около ринга достигает своего пика с гонгом, возвещающим о начале поединка. Эмоционально, ближайшей аналогией разворачивающимся страстям внутри канатов служит рассказ Джека Лондона «Кусок мяса». Технически же бой ладно скроен по лекалам тогдашней школы профессионального бокса, что неудивительно с учетом биографии актеров. Так, игравший Томпсона Роберт Райан до номинации на «Оскар» за роль в фильме «Перекрестный огонь», слыл успешным боксером-любителем, удерживавшим на протяжении всей четырехлетней учебы в Дартмундском колледже первенство в тяжелом весе. А его соперник, Хэл Бэйлор, так и вовсе профи с семилетним стажем, завершивший так и незадавшуюся карьеру за пару лет до съемок «Подставы».

В целом, картина Роберта Вайза производит впечатление молниеносного удара, отсылающего прямиком на настил ринга. Забытую «Подставу» явно недооценили, как менеджер недооценил способности Томпсона. И даже спустя шесть десятилетий, произведение RKO остается мощной, целостной и железной, как прозвище Тайсона, спортивной драмой с разлетающимися снопами искр жестокого нуара. И этого запала хватит с лихвой, чтобы привести в эмоциональный экстаз как приверженцев «старой школы», так и современного бокса-бизнеса. Ведь окунуться в историю низов былого спорта никогда не поздно, было бы желание.

02 июня 2013 | 00:26
  • тип рецензии:

Прежде всего нужно сказать, что кино сделано на основе поэмы Джозефа Монкюра Марча. Узнав об этм я очень удивился - ведь фильм очень жанровый и нашел текст одноименной поэмы 1928 года.

Нужно сказать первоисточник написан очень достойно. Только главный герой - афро-американец. В первоисточнике написано так: but his skin was brown And he never got a chance at the middleweight crown (но его кожа имела коричневый цвет и он никогда не имел шанса в среднем весе).

Однако в фильме вопросов межрасовых отношений постарались избежать. Главную роль исполнил Роберт Райан, и сделал это вдохновенно. Поскольку Райан в прошлом занимался боксом особых сложностей роль ему не доставила.

Сюжет, на сегодняшний день, вполне банален - боксер, которого принуждают лечь после второго раунда размышляет о своей жизни - но снят фильм очень красиво и призы Каннского фестиваля за работу оператора весьма заслужены.

8 из 10

03 мая 2012 | 17:19
  • тип рецензии:

В рецензии множество спойлеров, так что читать лучше уже после просмотра.

На стареющего боксёра все уже махнули рукой и менеджер, взяв деньги за то, что он 'ляжет' в третьем раунде, даже не удосуживается его предупредить. А он взял и выиграл, и даже не то чтобы сильно хотел, просто так получилось.

Самоё жёсткое кино про бокс что я видел (да и нуар из самых беспросветных). Как будто режиссёр посмотрел все фильмы по теме, которые были сняты до и после него, и забабахал свою альтернативную версию. Все привычные элементы на месте, но со знаком минус. Менеджер и тренер болеют за соперника, потому что продали героя ещё до поединка, а когда перед раундом дают советы по тактике, то это без смеха невозможно слушать. Но Райан этих клоунов знает хорошо и понимает, что думать надо самому. Любовь всей его жизни выбрала именно этот вечер, чтобы разочароваться и не прийти, а он ведь нет-нет да и взглянет на пустующее кресло в четвёртом ряду. Равнодушная публика как и положено заводится, видя рвение соперников, но уже на объявлении победителя ползала толпится в проходе (прямо как в кинотеатре). И этот бокс искусством или спортом точно не назовешь, как говорится, какая-то пыльная возня. Здесь, то что на ринге актёры, а совсем не профессиональные боксёры, только в плюс.

Раздевалка интересно сделана, она дана не мельком как обычно, а это одна из ключевых сцен фильма. Грязная комнатушка, в которой десяток боксёров готовятся к выходу. Никакой штучности, уникальности. Возникает ощущение школы гладиаторов, друзей по жизни, врагов на ринге. Конечно, у режиссёра появляется возможность показать различные типажи - для кого-то это первый бой, для кого-то последний, вот этот атлетичный негр на подъёме, а герой Роберта Райана явно на спаде. Но не это главное. Главное скученность, грязь, отсутствие романтики, ощущение дешёвого развлечения для дешёвой публики.

И выигрывать-то он не сильно хотел, хоть и повторял 'уж сегодня я точно его сделаю', но это скорее по привычке. А уж когда после третьего раунда ему наконец сказали что матч проплачен, в глазах появилась и растерянность, и страх, и готовность 'лечь' в любой момент, то есть дело-то привычное. Но остановиться, к сожалению, уже не смог. А на выходе поджидают злые дяди, ведь на его выигрыше они потеряли деньги. И никто не придёт на помощь в последний момент, и счастливые случайности в этом фильме не водятся, даже больше - это и есть конец фильма, другого не будет.

Партнёрша по фильму у него неудачная, блекло смотрится.

Оказывается это экранизации поэмы и, видимо, там всё было ещё хуже (если такое возможно). Главный герой был негром (то есть там про расизм было) и под конец его вообще прибили насмерть (а Райана только покалечили).

Почитал биографии актёров, всё оказалось не так просто. Райан четыре года занимался боксом, видимо, как любитель, и даже что-то там выиграл. А его соперник 'Тигр' Нельсон так и вообще - Had an amateur record of 52-5, and a pro record of 15-8 as a boxer (как любитель выиграл 52 боя, проиграл 5, а как профессионал выиграл 15, проиграл 8). Но всё равно пыльная возня.

Два награды в Каннах - лучшему оператору и приз ФИПРЕССИ режиссёру.

8 из 10

04 марта 2011 | 01:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: