Стандартные демократические выборы без выбора. Ещё один отличный пример, профессионально играя на идеологических и бытовых противоречиях, используя сарказм и иронию, умело формируют должное понимание наивным и необразованным либералам.
Представители аристократии в 1940-х годах были достаточно в сложной ситуации: красное движение зажигает сердца молодёжи и образованной интеллигенции по всему миру, норовя отобрать наворованное многими предыдущими поколениями и ввести новый культурный код в понятие «свобода». Ещё не для всех были очевидны грядущие успехи фашистского блока в борьбе и приостановлении расцвета социализма, доллар ещё не стал мировой валютой, и все усилия кинематографа усиленно направлялись на антисоветскую пропаганду.
Формируемая в сознании западного общества пропасть между СССР и капиталистическим западом, в произведении «Ниночка», проявилась в привычном формате истории о том, как «любовь» победила идеологию «закрепощения». Выбор героини Гретты Габро происходит между уже устоявшимися в сознании зрителей архетипами: обворожительный Мелвин Дуглас и умело подобранный образ ключевой фигуры страны Советов, «московского комиссара», которого играет патентованный злодей Бела Лугоши – заслуженный Дракула, Вампир и Белый Зомби.
Формат комедии, «совершенно не обременённой политизированностью», настолько высоко оценили, что выдвинули аж на 4 номинации премии «Оскар» (лучший фильм, лучшая актриса, лучший сценарий, лучшая оригинальная идея), но все призы унес в тот предвоенный год не менее политизированный фильм «Унесенные ветром».
Много лет спустя, значительно деградировавшее и пропитавшиеся избыточной пропагандой Голливуда «наши», «русские люди» описывая данную картину часто используют оборот, «просто шедевр для тех, кто дружит с чувством юмора», так и не осознав всю силу «иронии» и «сарказма» в работе по трансформации системы ценностей.
Фраза, часто повторяемая сегодня в рунете иностранными агентами влияния в «Смех — это не только средство противостояния злу, но и инструмент ментальной гигиены», отлично сработала тогда и продолжает действовать сегодня, но уже в образе современных комедий от ТНТ и СТС, а также массовом засилии всевозможных Камеди.
Слова Ниночки «у нас — высокие идеалы, у них — хороший климат», уже давно потеряли свою актуальность, так информационно алгоритмическая операция против советского народа была проведена успешно.
Франция. 30-е годы. Советские эмиссары: Бульянов, Иранов, Копальский прибывают в Париж, с заданием партии продать национализированные драгоценности и на вырученные деньги купить продукты и оружие. В процессе сделки выясняется, что часть бриллиантов принадлежала до революции великой русской княгине Сване, которая претендует на их возвращение. Она посылает своего юриста - ловеласа Леона уладить дела с 'красными бизнесменами', которые, вдохнув сладкой 'буржуйской' жизни не очень охотно хотят возвращаться в СССР. Почувствовав неладное, Кремль посылает в Париж своего самого надёжного агента Нину Ивановну Якушеву (Грета Гарбо), а точнее 'непреступную Ниночку' - женщину с железным характером и каменным лицом. Ей поручена великая миссия - вернуть драгоценности княгини советскому народу. Любвеобильный Леон, узнав об этом, решает соблазнить 'коммисаршу' и расстроить планы Москвы. Но вот что из этого получилось...
Приятная черно-белая история о превратностях судьбы, которая стала уже классикой. Никак не хочу вдаваться в политику в этой картине, она здесь обособлена и саркастически подана - смотрится актуально до сих пор, честно. Громадная пропасть между нашими странами видна во всём невооружённым глазом, но Любич смог сместить проекцию 'верхов' на обычные чувства людей и это несказанно радует. Ироничный подход и повествование знакомства Ниночки и Леона очень смешные и душевные.
Гарбо просто восхитительна в образе жёсткой безэмоциональной машины, которая медленно но уверенно двигается к своей цели. Рекомендую этот фильм всем кто не зациклен на политике и адекватно воспринимает всю абсурдность происходящего на экране.
Сразу же должен заявить, что легкая, искрометная американская комедия Эрнста Любича «Ниночка» 1939 года - фильм антисоветский. Но все-таки смотреть его стоит даже самым отъявленным «совпатриотам». Я даже уверен, что современному зрителю многие обстоятельства станут гораздо более понятными, чем советским зрителям той поры, если бы они имели возможность этот фильм тогда увидеть. Разумеется, такой возможности они тогда не имели. И очень жаль, потому что упустили возможность увидеть ослепительную Грету Гарбо, очень тепло, душевно и с юмором сыгравшую советскую женщину Нину Ивановну Якушеву, что, само по себе, у американских зрителей никаких отрицательных эмоций вызвать не могло. А вот тайный интерес к забугорной действительности и к ее благам у советских людей практически никогда не исчезал, классический тому пример Эллочка Людоедка.
Итак, троица советских сотрудников Наркомата Внешней Торговли прибывает в командировку в Париж с заданием выгодно продать национализированные драгоценности императорской семьи. Дело по тем временам банальное. Вспомните, например, книгу и фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Национализированные и конфискованные ценности аристократии, церкви и буржуазии сосредотачивались в Гохране для покупки на Западе продовольствия для молодой Советской республики. Там было показано, что в карманах некоторых нечестных его сотрудников и курьеров часть ценностей исчезала без следа. Менее известна история бездарно, при содействии хитроумных антикваров, за гроши проданных сокровищ советских музеев: шедевров Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка, Хальса, Веласкеса. Теперь их можно увидеть на почетных местах в Национальной галерее Вашингтона. Так что история, рассказанная в «Ниночке», отнюдь не выдумана для потехи зрителей.
Три товарища из Наркомвнешторга, немного напоминающих троицу комиков «Братья Маркс» - Иранов, Бульянов и Копальский снимают самый роскошный номер в парижском отеле и предаются всем радостям свободной жизни. В их полное доверие входит адвокат из бывших, граф Леон д’Англу (Мелвин Дуглас), который по просьбе своей подруги и любовницы, русской эмигрантки, одной из истинных владелиц царских сокровищ – великой княгини Сваны (Ина Клер), должен решить проблему к взаимной выгоде заинтересованных сторон. Не забыв при этом «откатить» советским продавцам. По-купечески широко загуляв в Париже, товарищи-коммерсанты неожиданно узнают, что к ним едет ревизор из Москвы. На вокзале они ожидают встретить сурового «Некто». «Вот этот похож на товарища!» - устремляются они к одинокому человеку в сером плаще и кепке с двумя чемоданами. Они почти угадали, ибо это оказался партайгеноссе, которого кто-то поприветствовал на перроне – Хайль Гитлер! Нет, в качестве ревизора из Москвы прибыло лицо прекрасного пола – сама Грета Гарбо!
Грета Гарбо, кажется, во второй раз в своей жизни играла русскую женщину. Первой была Анна Каренина. Но теперь это русская большевичка: строгая, принципиальная, холодная, недоступная и загадочная. Образ вполне в привычном стиле знаменитой актрисы, но именно в фильме Любича с ней произойдет удивительная метаморфоза. «Гарбо смеется» - этот слоган был вынесен на афишу. Да, в этой картине Гарбо от души безудержно хохотала! Обаятельный Леон смог не только рассмешить посланницу страны Советов, но и пробудил в ней любящую женщину.
Эрнст Любич снискал себе репутацию мастера постановок стильных, салонных фильмов, и здесь это заметно чувствуется. Однако по контрасту он сумел показать весьма реалистично жизнь в стране Советов. Первомайский парад, убогий быт советских коммуналок, где на праздничное пиршество гости должны принести по яйцу, чтобы полакомиться омлетом. Разумеется, провальная экспедиция в Париж советских коммерсантов в реальности закончилась бы для них плачевно, тем более, что московского комиссара играет патентованный злодей Бела Лугоши – заслуженный Дракула, Вампир и Белый Зомби. Однако мы смотрим все-таки комедию, причем голливудскую комедию, и, стало быть, не обойдется без хэппи-энда.
Оглушительному успеху фильм обязан не только режиссерскому и актерскому мастерству, но и блестящим качествам сценария, над которым работали большие мастера этого дела: Чарльз Бреккет, Уолтер Рейш и Билли Уайлдер – в будущем великий режиссер. Должен сказать, что фильм хорошо переведен на русский и озвучен, так что не теряется легкость и остроумие диалогов. В 1940 году «Ниночка получила 4 номинации на премию «Оскар», (лучший фильм, лучшая актриса, лучший сценарий, лучшая оригинальная идея) но все призы унес в тот предвоенный год супер-фильм «Унесенные ветром ». К сожалению, «Ниночка» - предпоследний фильм, в котором снималась великая Гарбо. В 1941 году она скромно и незаметно покинула феерический мир кино. Но киномир не забыл самую прекрасную женщину ХХ столетия и в 1954 году присудил ей «Оскар» за совокупный вклад в искусство кино.
История о том, как Любовь победила революционную идеологию
Фильм «Ниночка» был обречен на успех прекрасным сценарием, замечательной режиссурой Эрнста Любича и, конечно же, участием звездных голливудских актеров. Любимцы публики – Грета Гарбо и Мелвин Дуглас – предопределили зрительское внимание к этой кинокартине. И, едва выйдя на экраны, фильм «Ниночка» был зачислен в классическую коллекцию кинокомедий Голливуда.
Впрочем, поначалу далеко не всё происходило гладко. Этот кинофильм даже пытались бойкотировать (не пускать в кинотеатры), поскольку тема «большевиков» в США была запретной. И руководству Кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer пришлось оправдываться в прессе, а авторы будущего шедевра вынуждены были переделать некоторые сцены и переписать диалоги, для того, чтобы «коммунисты» выглядели максимально анекдотично, а никак не победителями. Так на эпизодическую роль комиссара Разинина был приглашен «главный монстр Голливуда» Бела Лугоши, который до этого прославился исполнением Дракулы, Франкенштейна и прочих кинозлодеев.
Да и Грета Гарбо долгое время не могла вжиться в роль «комиссарши» без страха и упрёка. По воспоминаниям режиссера Эрнста Любича у сексапильной Гарбо никак не получалось выражение лица «холодной статуи», однако после тщательных репетиций образ удался. В конце концов, фильм «Ниночка» вышел в прокат со слоганом «Гарбо смеется!», и всем стало понятно, что смеется она над «страной Советов». Только после этого долгого закулисного (идеологического) противостояния, фильм «Ниночка» вышел на экраны Америки и был выдвинут в четырех основных номинациях на премию «Оскар» 1940 года.
А в России массовый зритель впервые увидел эту замечательную комедию только в начале 90-х годов прошлого века. И любимой сценой русских стала не смеющаяся Грета Гарбо, а улыбающийся Ленин (что само по себе невозможно представить).
Рекомендую фильм «Ниночка» всем, кто не обременен политизированностью и «дружит» с чувством юмора.
Фильм 'Ниночка' стал предпоследним фильмом Греты Гарбо, так же эта была ее единственная полноценная комедийная роль, и очень приятно было ее второй раз увидеть в роли русской женщины.
Трое советских эмиссаров приезжают в Париж что бы продать драгоценности которые до революции принадлежали великой княгине, для них уже забронирован номер в скромной гостинице, но раз уж они выбрались в новый свет, то почему бы не провести свою командировку в самом роскошном отеле Парижа, да к тому же в королевском номере? Это конечно не по 'социалистки', но сами себя они уговаривают и оправдывают такими словами: 'Но кто сказал, что нас озаряют идеи?'
Как уже стало понятно, они выполняют свою работу медленно, расточительно, да к тому же той самой графине, которой по праву принадлежат эти драгоценности, стало известно об этом деле и она отправляет своего посредника Леона (а по совместительству и любовника) выкупить их до того, как они попадут в руки к ювелирам. Своими 'капиталистическими уловками' он еще больше искушает наших товарищей и они и дальше продолжают весело проводить свой деловой отпуск. В этом круговороте событий Москва, недовольная тем, как трое эмиссаров выполняют свои обязанности, посылает своего лучшего посланника - Нину Якушову, что бы та разобралась со всем. Она сильна, верит в свою страну, несгибаема и упряма. Но она женщина, которая тоже почувствовала прелесть парижской жизни, а позже - любви.
Да, это звучит все очень сентиментально, раньше было много таких фильмов, возможно даже больше, чем в наше время, но то, как снял эту картину Эрнст Любич, какими шутками и диалогами приправили весь фильм сценаристы, я наверно, такое кино вижу впервые. Во-первых, тут нет никакого антисоветского или антикоммунистического посыла, и то кто пишет в том, что он тут есть, не понял фильм. Здесь ни разу не оскорбляли ни Маркса, ни Ленина, ни великую социалистическую революцию. В данном фильме показаны 'белые' (княгиня Свана) и 'красные' (Ниночка). Но нет никаких сравнений со 'старой' Россией и 'новой'.
Вообще не хочется писать о политике в этой рецензии, единственное что показал в этом фильме Любич - это огромную пропасть между СССР и капиталистическим западом, но он ни разу не намекнул, хорошо ли это, или плохо. Очень много было невинных шуток, на подобии: 'Я не хочу попасть в Сибирь', 'Если бы Ленин был жив, он сказал что вы не можете позволить себе жить в дешевой гостинице, разве вас не волнует престиж большевиков? - Ну, с Ленным не поспоришь', или момент на вокзале, где главные герои встречали 'достопочтенное лицо' и приняли немецкого фашиста за своего? Ну и поведение героини Греты Гарбо, когда она заходит в королевский номер, который якобы ей заказали, а она сравнивает себя с коровами или с нашими коммуналками? Или когда она разговаривает с Леоном и момент в ресторане, когда последний пытается её рассмешить. Вообщем, возможно с моих слов и не кажется это все забавным, но я очень сильно посмеялась. Может в последнее время я и не очень люблю смотреть сентиментальное кино, но тут все это затмевают шутки между суровыми советскими товарищами и лукавыми капиталистыми.
Мне фильм понравился, я уверена что пересмотрю его снова для поднятия (или поддерживания) хорошего настроения. Спасибо Эрнсту Любичу за этот фильм, таких уже наверное нет и никогда не будет. Кстати, у него есть так же антивоенная комедия 'Быть или не быть', так что если вам понравился данный фильм, не жалейте времени и посмотрите.
Мерседес Д'Акоста, близко знавшая Грету Гарбо и дружившая с ней, в своих мемуарах пишет о великой актрисе следующее: 'Чтобы понять Грету, вам надо понять Север. И пусть оставшиеся годы она проведёт в южном климате, всё равно останется северянкой, со свойственными Северу трезвостью ума и замкнутостью. Чтобы понять её, вы должны по-настоящему понять ветер, дождь, угрюмое низкое небо. Она создана именно их этих стихий, в прямом и переносном смысле. В этой своей инкарнации, она до конца своих дней останется 'ребёнком викингов', которому не даёт покоя мечта о снеге'.
Прошу прощения за такое отступление, но продиктовано оно порывом истинных и искренних чувств после просмотра картины 'Ниночка'. Стыдно признаться, но раньше я не видел ни одного фильма с Гретой Гарбо. И как же здорово, что знакомство с этой удивительной женщиной и актрисой, я начал именно с этого фильма. Взрыв мозговых клеток, мощнейший выброс адреналина, припечатанные гвоздями в память, сцены из фильма! Мельчайшие тонкости и штрихи к портрету Греты Гарбо, можно увидеть в её 'Ниночке'. Как непосредственно в образе, так и в самом фильме.
Фильм Энеста Любича меня очаровал и покорил. Пронзил насквозь всё моё нутро. Идеально прописанный сценарий, вкупе с синхронно, идущей след в след режиссурой! Разве такое может остаться незамеченным ? Венчает же старания сценаристов и режиссёра упоительная и безграничная игра Греты Гарбо и Мелвина Дугласа. Если вы разочаровались в любви, если вам стало скучно жить на свете, то эта картина отроет перед вами иные горизонты, она покажет и докажет на деле, что любовь есть, пусть безответная для кого-то, пусть полная драмы и отчаяния, пусть обманная, как в песне про незыблемый Большак, но она есть! Вот чем стало для меня кино 'Ниночка'.
А какое роскошное начало фильма ! Мы ещё не видим Грету Гарбо в действии, но видим трёх обезумевших от счастья русских мужиков, которые попали в Париж. Прибыли они от советского государства с одной важной миссией: как можно дороже продать бриллианты и драгоценности, экспроприированные в своё время у одной княгини. Разве могли Бурьянов, Иранов и Копальский в страшном сне предположить, что помимо аппетитных французских девочек и сигарет, им предстоит нешуточная борьба за эти самые драгоценности, ведь княгиня Свана живая, не усопши и более того, находится в том же отеле, что и русские. Когда силы оказались не равны, а именно пред ликом русской троицы нарисовался Леон (Мелвин Дуглас), трёх русских мужиков охватила неподдельная тревога. Вернись они на Родину без результатов, товарищ Сталин раздумывать об их судьбе не станет, сошлёт в Сибирь и баста. А тут ещё из СССР прилетает специальный представитель. Мама дорогая. Просто без ножа зарезали наших товарищей. И побрели они на вокзал. Встретивши Нину Якушеву, они были шокированы не меньше моего. Твёрдая во взгляде и в речах, идеологически верная Стране Советов Нина, взяла бразды правления это троицей в свои рабоче-крестьянские руки. И...понеслась душа в рай.
А какая придумка со шляпой на вешалке ? Нет, вы помните, как она в первый раз её увидела ? Русскую женщину буквально покоробило то того, что 'такое' могут носить на голове. А второй взгляд ? Этот взгляд я запомню на всю жизнь. Выходя из отеля, Ниночка так стрельнула глазками в сторону шляпки, просто держите меня семеро, держите меня трое! И, наконец, в Ниночке проснулась уснувшая долгим и безмятежным сном женщина, вследствие чего шляпка была взята в плен! Это надо видеть!
А как вам Леон ? Уверенный и крепко стоящий на своих буржуазных ногах господин. Не знавший поражений ни на каких фронтах, тем более с женщинами. Приступив к неприступной крепости, именуемой Ниночкой, герой Мелвина Дугласа просто был раздавлен и обескуражен. Его анекдоты, его манеры, его хитрость, всё пошло прахом. Ниночка Якушева кремень, атлант и гигант. И всё же, приходится констатировать, что любовь творит чудеса. И в такую любовь, как у Ниночки с Леоном, я глубоко и искренне верю!
Фильм Эрнста Любича можно растащить на цитаты, на комедийные эпизоды и блестящую актёрскую игру. Не сомневаюсь, что именно эта картина явилась прародительницей многих комедий. Она дала путёвку в жизнь не одному хорошему кино и не одной талантливой личности. А всё почему ? Грета !!! И спасибо тебе, Мелвин, что не испортил праздника, подаренного Гретой, который теперь всегда со мной!
«События этого фильма происходят в Париже в те прекрасные дни, когда сирена означала девушку, а не сигнал воздушной тревоги, и когда француз гасил свет, это не было связано с воздушным налётом».
В холл респектабельной парижской гостиницы заходит мужчина, явно ошарашенный увиденной роскошью, от помощи управляющего отказывается, выходит. Следом второй, третий — это посланцы молодой Советской власти, делегация Комиссариата по торговле, приехавшая по важному делу — им поручено реализовать конфискованные у буржуев драгоценности. Товарищи из Москвы заказали делегации гостиницу попроще, но перспектива жить без горячей воды пугает больше, чем вероятность оказаться в Сибири за растрату народных средств. Вскоре выясняется, что часть ценностей принадлежала Великой княгине Сване, которая намерена помешать планам русских. Для возвращения украшений бывшей владелице приезжает любовник Сваны — Леон, он блокирует сделку с ювелиром, а в ожидании решения французского суда втирается в доверие к приезжим, устроив грандиозную попойку. Начальство по присланной телеграмме понимает, что ситуация зашла в тупик, и на помощь незадачливой троице посылают спецпредставителя Нину Ивановну Якушеву — Ниночку (Грета Гарбо).
Поначалу фильм воспринимается как совсем уж дурацкая, практически не смешная пародия на советскую действительность, единственно светлое пятно в которой — внешнее сходство одного из героев с Сергеем Филипповым, и даже появление безусловной звезды тех лет, блистательной Греты, не сразу меняет впечатление. Ниночка в момент появления — настоящий сухарь, без мимики, без эмоций, сухой тон, беседа только по делу, это женщина, отвечающая на предложение поужинать: «свои калории я уже получила», называющая себя «шестерёнкой в великом механизме эволюции», её образ вскоре начинает утомлять так же, как ужимки троицы. Видимо, она так запугана страшилками про капиталистов и их развращающее влияние на идейных революционерок, что не даёт себе права расслабиться даже на минуту. Но при воспоминании о нуждах простого народа суровое лицо спецпредаставителя Якушевой дрогнет, и это уже не женщина-робот, сильные и страстные слова её не оставляют равнодушными зрителей: «Сколько стоит номер? - Две тысячи. - В неделю? - В день. - А вы знаете, сколько стоит корова? Две тысячи. Значит, прожив здесь неделю, я обойдусь русскому народу в семь коров. Кто я такая, чтобы обойтись в семь коров?».
Подобная принципиальность вызывает уважение, но не всегда помогает, товарищ Якушева излишне самонадеянно заявляет тройке коллег, что их ошибок она не повторит (никаких переговоров с княгиней и её представителем). Говорят, что сказать Богу о своих планах, значит рассмешить его, в данном случае так и происходит, внезапно вмешивается непреодолимая сила — любовь! Случайная встреча на улице, слово за слово, настойчивость джентльмена, переходящая в навязчивость, и вот оно — невероятное превращение — от сухаря не остаётся и следа, есть только живая, очень обаятельная женщина, страстная и естественная, хотя сам переход от одного состояния к другому тоже вызывает недоумение своей внезапностью.
Если задаться целью составить список странностей сценария, режущих глаза и слух российского зрителя, то получится весьма длинный перечень, по сути, это развесистейшая клюква в предельно концентрированной форме. Неподготовленному зрителю может стать дурно, видимо, этим и объясняются обвинения в слишком выраженном антисоветизме. Несуразности продолжаются в течение всего фильма, но это ведь комедия, да и игра Гарбо многое сглаживает. При внимательном рассмотрении оказывается, что это же практически ода русской Женщине! Своеобразная, конечно, и всё-таки: в 16 лет она служит в кавалерийской бригаде, пьёт водку и расправляется с польскими уланами, позже занимается торговыми делами, находится в прекрасной спортивной форме, поднимаясь по лестнице быстрее, чем на лифте, танцует в Париже в вечернем наряде, отдаёт подруге самую свою ценную вещь, а уж мужчину уводит мгновенно и навсегда! Великая княгиня дорого заплатит, чтобы только она исчезла из поля зрения, но и это не поможет. Создатели фильма проявили уважение к русским женщинам уже самим фактом приглашения на роль звезды такого масштаба, образ хоть и комедийный, но сильный, немного жаль, что фильм так и не вышел в российский прокат — ни в перестройку, ни позже.
Партнёром Гарбо по фильму стал популярный актёр тех лет Мелвин Дуглас. Его Леон настоящий специалист в науке обольщения, он обаятелен, находчив и способен мгновенно изменить свою жизнь. То несколько униженно намекает богатой любовнице на платиновые часы с бриллиантами, то мчится на огонёк новой любви, не считаясь ни с какими трудностями. При обсуждении актёрского состава отдельного упоминания весьма достойна небольшая, но очень заметная роль начальника Ниночки — комиссара по торговле Разинина. Его играет Бела Лугоши — самый харизматичный Дракула из всех, бравшихся за эту роль. Здесь же Дракула стал старше и вырос до ответственной должности в аппарате Советской власти, это выглядит весьма забавно при всей суровости созданного Лугоши образа. Выразительность игры главных героев вполне искупает высокую плотность шпилек в адрес нашей страны, большим плюсом является отсутствие медведя, балалайки и ушанок — эти штампы про русских появятся в кино позже. Для людей, не бывавших в СССР, команда сценаристов (среди которых сам Билли Уайлдер!) справилась весьма неплохо.
У этой картины есть ещё одна изюминка - это единственная комедия в фильмографии знаменитой шведки. Её можно смело назвать лучшим фильмом Греты Гарбо, которая предстаёт здесь в полном блеске своей женской и актёрской силы, к сожалению, это предпоследний фильм великой актрисы - после окончания Второй Мировой войны она не смогла вернуться в кино. Кого-то из зрителей сразу затягивает в водоворот шуток и нелепых ситуаций, а кому-то фильм открывается, как аромат духов — в несколько этапов: сначала идут нотки лимона, бергамота, эстрагона, потом, во второй фазе добавляется «нота сердца» - вербена или розовая эссенция, а затем третья, заключительная фаза — сандал и ваниль. Начальная нота может показаться резковатой, но подождите, не спешите судить, дождитесь «ноты сердца», и весьма вероятно, что вы полюбите этот фильм при всей его, местами нелепой, а местами весьма смешной и душевной пародийности.
Во-первых: простая, но хорошая комедия. Наивная. Сентиментальная. Но увлекает. Уайлдер, как всегда, напирает на диалоги.
Во-вторых: интересно с исторической точки зрения - спокойный, почти космополитический взгляд Запада на коммунистическую Рашу и наших иммигрантов. Действительно удивляет отсутствие в фильме антисоветской пропаганды, антисоветчина здесь в смехе и в самой жизни, которая всё расставляет по своим местам.
По телику такое кино не показывали и не будут.
Есть одна сцена, над которой хохотал чуть не до слез: трое советских эмиссаров ожидают на вокзале приезда назначенного руководителя, которого не знают в лицо, и вдруг видят бородатого мужчину чрезвычайно важного вида в костюме, кепке, с пальто и чемоданом и... принимают его за своего... и в некотором роде, он действительно свой.
«Ниночка» - американская мелодрама далекого 1939 года, которая получилась атмосферным, добрым и замечательным фильмом. Кино смотрится легко и оставляет лишь только положительные эмоции после просмотра. Мелодрама эта снята достойно, сценарий неплохой, а игра главной актрисы шикарна.
Мы видим советскую женщину, которая приехала во Францию по работе. У нее свои принципы, свое убежденное советское мировоззрение. Но когда она открывает для себя новый капиталистический мир, то это все манит ее и соблазняет. Ниночка знакомится совершено случайно с одним человеком, который станет любовью всей ее жизни…
У этой мелодрамы четыре номинации на премию Оскар, но больше всего меня порадовала игра Греты Гарбо. В этом фильме она была шикарна, и от нее просто невозможно оторваться. Она была удивительной актрисой: красивой, загадочной, искренней. Я люблю фильмы с ее участием, и в этой мелодраме ее Ниночку невозможно не полюбить.
Где мой угол? К сожалению, у них сдаются целые номера
Париж. Город-сказка, город-мечта особенно для тех людей, которые живут в оруэлловской системе запретов – Советском Союзе. Именно оттуда – с «общества будущего», но очень тусклого настоящего прилетает троица товарищей торгпредства СССР, которым необходимо продать национализированные драгоценности… но случается конфуз. У сокровищ находится бывшая хозяйка княгиня Сван, чей возлюбленный юрист Леон подал иск во французский суд, и драгоценности «до выяснения» арестовываются. Разрешить ситуацию в Париж приезжает уполномоченный представитель от страны советов – Нина Якушова.
Ай да Любич, ай да сукин сын. Этот немец после однотипных комедий в начале 30-х с Морисом Шевалье, честно говоря, многими виделся уже в архивах кинохроники, а нет же – смог удивить, и снять, пожалуй, один из лучших своих фильмов. И ведь психологически ставить подобную картину Любичу было не совсем легко. Его земляки уже душевно так дрючили Европу, в Штатах к немцам-эмигрантам все больше возникало вопросов (правда, очень скоро страну захлестнет антикоммунистическая истерия, и немцев оставят в покое), а режиссер берется за тематику, где через сарказм и гротеск демонстрируется очень большая политика.
Формально «Ниночка» является антисоветским фильмом, и его не могли у нас пустить в прокат не то, что в эпоху «развитого социализма», но даже в каком-то 1991 году. И не потому что этот фильм обидный для нас, нет. Причина более глубинная: он – правдивый. Да, можно спорить по форме, по каким-то обобщенным представлениям о нашем быте, нашем общении… но что можно хотеть от режиссера, который ни разу в жизни не был в Советском Союзе, а ему приходилось снимать фильм именно по этой тематике? Наши современные режиссеры, которые сами жили в Союзе, сегодня толком не могут нормально отобразить атмосферу той страны. Поэтому ничего удивительного нет в том, что Любич углубился в визуализацию всевозможных стереотипов о Союзе и русских. Но как же он их мастерски обыграл!
«Ниночка» хороша в первую очередь двумя особенностями. Первая (опять же, на мой взгляд) – это лучшая роль в кино Греты Гарбо. До сих пор ума не приложу, ну почему она в 35 лет завязала с кинематографом… Красавица, талантище, и ведь, оказывается, умеет не только произносить томные монологи (которые уже обстебали все кому не лень в Голливуде), но и сниматься в глубокомысленных комедиях. А «Ниночка» оказалась ее предпоследним фильмом. И здесь Грета блистала. Чертовски интересно было наблюдать ее трансформацию от «железобетонной большевички», до познающей мир гламура (да просто, человеческий мир) леди. Боже, какая же она классная была…
Вторая особенность фильма – это просто умопомрачительные диалоги. Вот все что было в фильме с большими острыми углами, все нивелировала эта виртуозная игра слов. Я приведу только самые яркие моменты, чтобы можно было оценить общий уровень картины:
- Как дела обстоят в Москве?
- Очень хорошо. Последние массовые суды пользуются большим успехом. Русских станет меньше, но они станут лучше.
-И сколько это (номер в гостинице – авт.) стоит? -2000 франков.
- В неделю?
- В день.
-Вы знаете, сколько стоит корова? 2000 франков. Если я проживу здесь неделю, то обойдусь советскому правительству в семь коров. Кто я такая, чтобы стоить советскому правительству семь коров?
-Товарищ, я восхищаюсь вашим пятилетним планом уже 15 лет.
- Ниночка, я вам хоть немного нравлюсь?
- Ваш внешний вид не вызывает у меня отвращения.
- Ах, этот Бурганов. Никогда не знаешь, то ли он идет в ванную, то ли в органы.
«Ниночка» по своему идейному пассажу почти на десятилетие опередила литературную нетленку Оруэла «1984», но при этом американцы макая «наших», умудрились сделать это и тонко, и не злобно, и совершенно не антирусски. Мне, например, не стыдно за наше советское прошлое, более того, я вижу в нем массу предметов для гордости. Но когда тебя макают по делу, - а «Ниночка» тролит советское общежитие ой как по делу – то крыть нечем. Как учил наш земляк Ленин – учиться, учиться и еще раз учиться. Любич снял чертовки позитивный фильм о нашем не простом вчера.