К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Мой слуга Годфри» является одним из многих классических фильмов той самой золотой эпохи Голливуда, о которой многие говорят, имея в виду порой совершенно разное под этим понятием. Но одного не отнять. Это картина о тяжелом посткризисном времени, где наглядно видно, что бушевавшие проблемы могли совершенно по-разному задеть богатых и бедных. Кто-то потерял все, кто-то, наоборот, обрел. Однако явное расслоение общества и отношение одних к другим можно отчетливо проследить в этой картине.

Жизнь будто бы игра для имеющих все, жизнь — тяжелая неподъемная ноша для тех, кто так и не заимел ни гроша. И первые порой играют с жизнями вторых. Картина выводит эту тему на первый план, когда две героини-сестры решают в рамках игры предложить бездомному Годфри стать дворецким. Тот соглашается, и события закручиваются.

Фильм режиссера Грегори Ла Кава отлично обыгрывает многие моменты, порой делает это с небывало удачными диалогами, однако явно пытаясь показать, насколько богачи бывают заносчивыми, порой на экране те выглядят чуть ли не злодеями. С другой стороны, есть и такие моменты, когда зритель понимает, что не все представленные «кошельки» являются этим своеобразным злом на экране. Ведь каждый человек уникален, он несет ответственность только за себя и свои поступки и не стоит делать вывод о каждом, основываясь на определенном знании о группе лиц. В нашем случае, на том, что все богатые люди априори не замечают бедных и все в духе, что они плохие, жестокие и невнимательные. Это, на мой взгляд, и есть важнейшая проблема проекта.

В целом же это неплохая, но скучноватая история, которую я бы вряд ли стал пересматривать и тем более советовать. Фильм в свои годы был отмечен Американской киноакадемией. Сразу шесть номинаций, среди которых четыре за лучшие мужские и женские роли первого и второго планов, а также лучшая режиссура и адаптированный сценарий. Ни одной победы фильму так отпраздновать не удалось.

В любом случае, это знаковый проект для своего времени, который обладает всеми атрибутами золотой эры Голливуда, среди которых логика повествования — герои ярко выражено борются с какой-то проблемой и, преодолевая препятствия, решают вопрос в свою пользу, четко выстроенный линейный сюжет с завязкой, конфликтом и развязкой и многие другие. Планы, яркость образов, наконец, веяния эпохи — все здесь присутствует. Однако лично для меня эта картина стала неким серым проектом без особого вывода в финале. История не зацепила, почему-то ассоциируясь с нереальностью сюжета и, как следствие, всего дальнейшего развития. Актерская игра неплоха, но на Оскар никто из артистов не наиграл.

6 из 10

08 декабря 2022 | 14:05
  • тип рецензии:

В данном фильме развращённость и порочность светских, гламурных, лакированных господ высмеивают так пронзительно и находчиво, как мало где ещё. Одна молодая прожигательница жизни впутывается в «мусорную охоту», в которой нужно искать ненужные вещи... в частности, и какого-нибудь забытого человека. Но в найденном ею бомже, который видимо и впрямь никому не нужен — даже полиция, как ни обидно, за ним не гоняется! — отчего-то прорезается чувство собственного достоинства, и он толкает расфранченную, холёную дамочку на кучу мусора. Чем и снискал внимание её младшей сестры, более проникновенной и нежной... но зато и очень ушлой!

Скоро Годфри подвернётся возможность заклеймить пошлость, криводушие, тупость понтовых снобов: «Я хотел выяснить, как ведёт себя группа совершенных кретинов. Теперь моё любопытство полностью удовлетворено».

Ну, герой вообще во всё время действия за словом в карман не лезет:



- Эта щетина ваша собственная?

- Если вы на неё не претендуете...

Диалоги сестёр, взбалмошной вертихвостки и непосредственной, милой притворщицы, тоже вполне занятны:



- Как он может быть лакеем, если у него даже нет рекомендаций?

- У последнего они были, но он украл у нас столовое серебро!

- Это простое совпадение!

Действие не позволяет отвлечься ни на миг, пленяя своей непринуждённостью и нештампованностью. Комедийность, перепалки, пикировки, склочничество, секреты, приязнь, трепетность... Воздушная, щекочущая пикантность, особенно если наивная и искренняя девушка говорит герою, что он её первый... протеже. Искусна актёрская игра, недаром столько номинаций на «Оскар» за актёрские роли. Уильям Пауэлл, конечно же, играет очень филигранно и качественно. Трезвая, взвешенная, но очень сардоническая и ироничная служанка рекомендует Годфри повесить шляпу так, чтобы он смог её потом найти, потому что скорее всего его почти сразу выпрут. Но кого выпрут или же вовсе и не выпрут... угадайте-ка по прелестному девичьему личику!

11 апреля 2014 | 21:32
  • тип рецензии:

Вот она – вечность. Кэрол Ломбард погибла в авиакатастрофе в 1942-ом, когда ей было всего-то 33. Элис Брэйди умрет от тяжелой болезни в 39-ом. Давно уже нет в живых Уильяма Пауэлла, Миши Ауэра, режиссера картины Грегори Ла Кавы… а вот этот фильм остался, и раз за разом, когда кто-то новый, родившийся много позже этих людей, смотрит «Слугу Годфри», каждый раз оживляет всех этих актеров, а самое главное, получает от них невероятно светлые импульсы…

Итак, на дворе Великая депрессия. На одну из свалок под городским мостом наперегонки прибегают две мажорные сестренки – припадочная Айрин (Кэрол Ломбард) и стервозная Корнелия (Гэйл Патрик). Девчонки ищут объект пари – «забытого человека», которого нужно будет привести для увеселительной публики на показ в отель, и получить за это свои баллы. Под «забытого человека» вполне подходит местный бездомный Годфри (Уильям Пауэлл), который отказывает в услуге Корнелии, но соглашается выручить младшенькую Айрин. Вскоре неуравновешенная младшая сестренка предлагает Годфри работу лакея в ее доме, и новый сотрудник сферы обслуживания обнаруживает, что ненормальных на его хозяйстве будет куда больше, чем две барышни. Впрочем, и у самого Годфри за плечами та еще биография…

Безвестный, и по сути, уже бесперспективный режиссер Грегори Ла Кава снимал всю свою жизнь какие-то короткометражки, затем перешел на никем незамеченные комедии, и вдруг на пятом десятке лет разразился вот этой нетленкой. После выхода в прокат «Слуги Годфри» Ла Кава в Голливуде заметят, в следующем году он снова получит номинацию, как лучший режиссер, а потом… перестанет снимать. Американские кинобиографии просто удивительны. Всю жизнь идти к признанию, добиться его, и тут же уйти с профессии. Но перейдем непосредственно к фильму.

«Мой слуга Годфри» по своей видимой характеристике относится к комедийному жанру. И здесь, действительно, смешно. При этом смешно все время. Однако Ла Кава копает куда глубже, заходя в социальную проблематику сосуществования разных классов. Но что удивительно, в фильме совершенно нет пропаганды левацкий идей, характерных для Голливуда 30-х. Вообще нет. Здесь нет социалистического кретинизма раздачи денег бедным, как в том же фильме Капры «Мистер Дидс переезжает в город». И здесь нет обвинительных приговоров в популярном в 30-х стиле «богатые виноваты уже в том, что они богатые». Классовые противоречия Ла Кава в своей постановке разрешает сообразно реалиям существования капиталистической страны – если есть у человека проблема, нужно дать возможность ему ее решить, однако решать свои проблемы он должен самостоятельно. Вот в этом аспекте Ла Кава не выходит за рамки реализма, а романтизм у него в фильме исключительно в человеческих отношениях. Отсюда и глубина фильма. Здесь не просто присутствует тонкий юмор, здесь юмор нанизан на серьезные общественные проблемы. И именно такой подход («просто о сложном») оставляет после просмотра мощное послевкусие.

Касательно персонажей отмечу, что здесь произошла настоящая химическая органика, когда абсолютно все актеры максимально убедительно соответствуют своим сценическим образам. Впечатляют все. Папашка семейства (Юджин Пэллет) с одной стороны финансовый харизмат, на котором и держится все благополучие, но одновременно терпит в доме альфонса своей жены. Миша Ауэр сыгравший этого самого «ранимого» альфонса Карло изобразил просто что-то невероятное и, пожалуй, это лучшая его роль в кино вообще. Комедийное существо-приспособленец, любящее пожрать, и пафосно впадающее в образы «волнения» вызывает смех до истеричного упадка. С большим трудом дружит с головой, невероятно глупая, но при этом позитивная мамаша семейства в исполнении Элис Брэйди. Сестренки соперницы (Кэрол Ломбард и Гэйл Патрик) чертовски привлекательны в своих образах. Старшая явно с задатками интеллекта, мощный манипулятор и настоящий игрок. А младшенькая со своими постановочными припадками и инфантильной манерой поведения – один из главных коньков всего фильма. По сценарию фильма Айрин влюбляется в Годфри, а в реальной жизни Кэрол Ломбард и Уильям Пауэлл поженились накануне съемок фильма. Правда, ненадолго. В 1939-ом Кэрол выйдет замуж за Кларка Гейбла…

Ну и Уильям Пауэлл, актер, без которого невозможно представить не только этот фильм, но и «золотое десятилетие» Голливуда в целом. Персонаж Пауэлла – это снисходительный, иногда в меру циничный, интеллектуал. И Годфри – это такой же слуга, как, скажем, из Спартака – раб. Годфри не служит, он оказывает (очень качественно) услуги, при этом всегда берет взамен. И не 180 долларов в год, а значительно больше. Это личность глубокого саморазвития и со своим нелинейным и нестереотипным видением человеческих отношений. Именно такие вот Годфри, (которых, на самом деле, и в Штатах-то единицы), сумели выйти из Великой депрессии и построить большую страну больших возможностей.

Думаю, не стоит лишний раз упоминать, что весь фильм буквально напичкан искрометными диалогами и фразами, вроде:

- Вы бьете женщин?
- Если хотите знать, то и мужчин тоже.

Искренне завидую тому человеку, который соберется посмотреть этот фильм впервые. Такие фильмы живут вне времени, а страна, которая снимает такое кино, может по праву называть себя великой.

9 из 10

01 сентября 2013 | 19:48
  • тип рецензии:

Комедия «Мой слуга Годфри» вышла тогда, когда еще Америка находилась в самой середине Великой депрессии (1929-1939 гг.). В те годы в США развивалась так называемая бурлескная комедия, суть которой заключалась в том, чтобы уйти от трудной повседневности и переключиться на экран. И картина Грегори Ла Кавы удачно вписалась в этот стиль. Отметим основные черты.

В ходе сюжета мы видим быстрое развертывание действия в непредсказуемом ключе. Сначала мы видим Годфри на помойке. Затем к нему прикатывают на дорогом лимузине две сумасбродные сестрички и приглашают его за пять долларов принять участие в каком-то увеселительном показном шоу (вот вам стык социальных барьеров, что характерно для бурлескной комедии). Одной сестре, глупенькой Айрин Буллок, его туда привести все же удается. И что Годфри там видит. Шикарно одетые люди. Мама Айрин вместе со своим слугой и… козлом с козленком, являвшихся тоже частью какого-то денежного спора. Айрин получает какой-то кубок за свою «находку». И пошло-поехало…

Перейдем теперь к самой семейке Буллок.

И по этому поводу можно вполне заметить, что «сливки» общества Буллоки, своего рода есть антипод по социальной принадлежности семейке Сикомор из такого же плана комедии «С собой не унесешь», снятой Фрэнком Капрой. Здесь у каждого свои завихрении. Папа не может покрыть денежные долги и поэтому… не может терпеть своих домашних. Мама завела себе в камердинеры полурусского Карло, который только и может, что… есть и изображать гориллу. У дочек из-за достатка тоже ум за разум заходит.

Пожалуй, только прибывший сюда работать (по счастливому случаю) галантный Годфри и есть самый нормальный в этом доме. Именно этот слуга преподносит семейству урок под названием «благодарность и порядочность». Возможно, как раз Айрин и разглядела в нем человека, а не просто слугу. Вот так. Встречают по одежке, а провожают по уму. У Годфри ничего нет, но есть свобода и… он сам.

Блестящая игра актеров. Вот именно игра, а не что-то иное. Как на Бродвее (возможно и была театральная постановка про слугу Годфри). И следствием тому – четыре (!) актерских номинации: за главную мужскую роль – Уильям Пауэлл (Годфри), главную женскую роль – Кэрол Ломбард (Айрин), мужскую роль второго плана – Миша Ауэр (Карло) и второплановую женскую роль - Элис Брэйди (мама Буллок). Интересная режиссура и сценарий. Диалоги, как было упомянуто ранее, вообще на высоте:

Мама Буллок: Когда я беру в руки газету, то всегда там кого-то убивают. Представьте себе! Мужчина утопил в ванной собственную жену.

Карло: Может, это был единственный способ искупать ее.


Комедия затрагивает многие важные вопросы, повисшие в воздухе и по сей день (и не только в Америке...). Фильм на все времена.

10 из 10

06 декабря 2011 | 09:11
  • тип рецензии:

Поиски «забытого человека» для игры «найди вещь» приводят Айрин Буллок на городскую свалку. Там Айрин, богатая и избалованная девушка, знакомится с «забытым» Годфри. В конце концов, Айрин делает Годфри предложение поработать лакеем в их доме. Приняв такое заманчивое предложение, бездомный бродяга даже не подозревал в каком «сумасшедшем доме» ему придется работать. Вскоре праздная шутка Айрин выходит ей же боком, она влюбляется в своего «протеже». Но самое главное, что сам Годфри отнюдь не тот за кого себя выдает…

Фильм имел очень большой успех в год выхода и по сей день является классическим образцом голливудской романтической комедии 30-х годов. К тому же в фильме играют легенды Голливуда - Уильям Пауэлл и Кэрол Ломбард. Поэтому неудивительно, что Американский киноинститут включил фильм в список 100 лучших американских комедий.

Грегори Ла Кава на момент съемок фильма не был знаковым режиссером и слыл большим эксцентриком, за что студийные чиновники его часто избегали. Даже при подготовке к съемкам «Моего слуги Годфри» Ла Кава и Пауэлл много спорили по поводу изображения персонажа Годфри. В итоге спор был разрешен с помощью распития бутыли виски. Ла Кава пришел утром на съемочную площадку с похмельем, а вот Пауэлл не явился, но прислал записку – «Вчера мы нашли Годфри, но потеряли Пауэлла, увидимся завтра».

На самом деле фильм в комедийной манере высмеивает высокомерное поведение и причуды богатых, которые в принципе, остаются без изменений и до наших дней. Приятный юмор, хорошие актеры, одним словом классический Голливуд. Хотя идеалом я фильм не назову.

Фильм претендовал на 6 премий «Оскар» (Номинации (6): мужская роль (Уильям Пауэлл); женская роль (Кэрол Ломбард); мужская роль второго плана (Миша Ауэр); женская роль второго плана (Элис Брэйди); режиссер (Грегори Ла Кава); адаптированный сценарий), чем установил своеобразный «оскаровский рекорд». Во-первых, это был первый год когда Академия ввела номинации за второплановые роли. Но «рекорд» в другом, - это единственный фильм который получил номинации во всех актерских категориях, но при этом не был номинирован на лучший фильм года (при том, что в тот год на лучший фильм претендовали 10 фильмов) и единственный фильм который не получил ни одной награды при аналогичных номинациях.

12 сентября 2011 | 14:24
  • тип рецензии:

Этот фильм был снят в 1936 году, в эпоху Золотого Века Голливуда, когда актрисы были настоящими кинодивами в пышных юбках и с тонкими бровями, когда спецэффектов было очень мало и зрителя больше старались завлечь неординарным сюжетом. Так что вряд ли его станут смотреть те, кто не интересуется старыми голливудскими кинолентами. Потому что то, что фильм снят очень давно, заметно сразу: он черно-белый, скрип пленки временами заглушает звук, а действие развивается очень уж неспешно, но в нем масса очарования давно ушедших времен.

Итак, события, описываемые в фильме, происходят в тридцатые годы, то есть, тогда же, когда и был снят фильм, после Великой Депрессии, когда многие люди, мгновенно обнищав, но все же найдя в себе силы жить дальше, оказались на улице без гроша в кармане. Однако вот вам звериный оскал капитализма – богачи остались и продолжали жить так же безбедно, как и прежде, позволяя себе всевозможные излишества вплоть до игр с чужими жизнями. Одной из таких игр, чем-то напоминающей современные «Дозоры», стало задание найти потерявшегося человека. И вот две сестры, Айрин и Корнелия Буллок, приезжают на свалку возле реки, чтобы предложить одному из бродяг за пять долларов выступить в роли этого самого потерянного человека. Им встречается некто «Герцог». После небольшой перепалки, состоявшейся между ним и Корнелией, он все же соглашается принять участие в этой игре. Причем, придя на место сбора богатых и взбалмошных богачей, он выглядит там единственным нормальным человеком. Настолько нормальным, что Айрин Буллок, испытывая угрызения совести за свое поведение, предлагает ему работу дворецкого в своем доме на 5-ой Авеню. Так «Герцог», или Годфри, как на самом деле зовут незнакомца, попадает в семью Буллок и погружается в мир этих немного безумных, отчасти склочных, где-то добрых и даже наивных, а в чем-то глубоко несчастных людей. В общем, это история о том, что богатые тоже плачут, о том, что зло не остается безнаказанным, а добро торжествует. Хотя, конечно, не все так просто. В фильме есть масса забавных моментов и по-настоящему остроумных диалогов. Уильям Пауэлл в главной роли просто великолепен, и временами напоминал мне Кларка Гейбла в роли Ретта Баттлера, такой же загадочный герой с таинственным прошлым, умеющий одним движением бровей усмирить истеричных дам. Среди героинь трудно выбрать главную, так что до последнего момента нельзя предугадать, выльется ли происходящая на экране комедия в мелодраму и ждет ли нас счастливый конец. Но именно этот и делает этот фильм столь необычным и непохожим на большинство современных историй, когда, зная жанр фильма, уже можешь заранее предсказать концовку.

Моя оценка 9 из 10 за некоторую затянутость в середине и несколько смазанное завершение, однако могу сказать, что точно рекомендовала бы этот фильм всем любителям старого американского кино.

9 из 10

25 июня 2011 | 23:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: