Секс при детях, расчлененка, дегенеративные коммуняки, грязь и мандарины — новый хит от талантливейших кинематографистов!
Извините. Не люблю писать отрицательные отзывы, но тут просто промолчать не могу. Взять, к примеру, фильм 'Спасти Ленинград' - там и образы, и драматургия, и арки персонажей, и смысл. А тут?
Тут спекуляция на натурализме. Это не драма, это рядовой детектив в антураже (и под фантиком) 'войны'.
Давайте внятно, так внятно, чтобы отбить охоту у киноделов создавать подобные шедевры в принципе. Чтобы стыдно и совестно было оттаптываться на нашей истории. Чтобы не записали мнение в субъективщину и вкусовщину - мочить буду строго профессионально.
Начинается с фундамента - драматургии. Здесь, как ясно из титров, по некоему роману. Если видишь адаптацию в России - не считай, что это что-то более глубокое, наоборот это будет значить, что фильм как правило пустой. Но это фильм, самодостаточное произведение и оценивать будем его. Автора сценария.
Выстроено всё крайне бездарно. Работы с тайнами нет. Авторы хотели три часа держать в напряжении только одноразовым (!) приемом утаивания главного злодея? Не работает. Насилие совершил над собой, досмотрев сериал до конца, на скорости 1.5х.
Моменты, когда зритель знает больше героев- работают не на саспенс, а на подавление интереса (зритель думает 'когда же они, тупые, догадаются-то').
Арок персонажей нет. Просто нет.
Нет альтернативного фактора. Сидите и переживайте, как говорится. А почему? Потому что надо показать в рекламной паузе майонез.
Для чего вы снимали? Почему нет уважения к материалу? Ладно, вернусь к драматургии.
Интриги нет, образа будущего нет. Мотиваций персонажей нет. Ложные отсылки к тем, кого мы должны были принять за злодеев - не разрешаются.
Что в КАДРЕ конкретно:
- говорят про расчлененку
- говорят про людоедство
- ведут себя, как звери и животные
- свои стреляют в своих весь фильм (исключение - последняя серия)
- свои предают своих
- дается представление о ленинградцах, как о жителях АДА, 'который спустился на землю' и 'самое низкое из людей вышло'.
А ГДЕ ПОДВИГ, где честь и достоинство персонажей? Где суть того явления, которое назвали 'Ленинградец'? Ведь, выжили-то благодаря тому, что в большинстве (!) своем люди как раз-таки ОСТАЛИСЬ ЛЮДЬМИ!
Этого в фильме нет.
Общество показано, как общество отбросов и волков.
Меня забавит, что людям - продюсерам, режиссеру, совершенно не совестно такое снимать.
Вы думаете, здесь какие-то образы есть, детали? Ладога показана как артерия Жизни? Думаете, тут осмыслена какая-то деталь персонажа хотя бы какого-нибудь? Нет! Под 'Ладогой' вам покажут сразу голое снежное поле. Как люди - радуются дороге и как ее находили или справлялись с трудностями? Не, не слышали. Мы авторы современной драматургии, мы читали, что все должны 'конфлихтувать', а о смысле не знаем ничего.
Или в показе людей того времени и был истинный смысл у авторов?
Немцы если и задумываются о трагедии, ими устроенной, только на словах.
Вообще, замечательная работа!
Оператор - просто бездарно выполнил свою работу. Картинка сериальная, плоская. Заполняющий плоский нерельефный свет, всё видно - чтобы домохозяйка не парилась. Но отчего такое пренебрежительное отношение к домохозяйке и неуважение к материалу? Лучше бы вы продолжили снимать очередных морских дьяволов. Какая там работа на образ, драматургическое выражение внутреннего мира персонажа! Вы что, чур. Тупо снять, тупо смонтировать - 'и так сойдет'.
Актеры. Серебряков старается, но не везде понимает, что он там делает. Мерзликин тоже не понимает, и эксплуатирует себя как типаж. Самая бездарная роль у Раппопорт - 'знаменитая актриса' просто напрочь не понимает, что это кино, нужны микроэмоции - выйдя из театра и привыкнув к нарочитой подаче, всё это выдаёт в виде бездумных охов и ахов. Это бездарно. Хочу забыть.
Единственный человек, кто серьезно отнесся к работе - молодой парень, сыгравший водителя. 100% попадание в эпоху и в состояние! Не знаю, как тебя зовут, но желаю тебе творческих побед!
Композитор! Ему на ускоренной промотке, похоже, показали кино, и ткнули пальцем три места (!) и сказали 'наваяй что-нить', и он тут же на синтезаторе (!) набросал двумя (!) пальцами. Мне стыдно. Это позор. Позор тем, кто так либо распилил деньги, либо не уважает свою профессию. Я как зритель краснел за вас.
Консультанты, художники! Я прочитал книгу о Блокаде лет 20 назад, и в первой же книге сообщалось, что машины ездили с ОДНОЙ включенной фарой, чтобы и видно было, но и не привлекать фашистов. Боже мой, даже они сами в фильме показывают хронику, где едут с одной фарой - а сами снимают и включают две фары. Такой пофигизм, лень открыть было и хотя бы одну книжку прочесть. Лень вглядеться в собственно показанную хронику. Ну это редкий случай такого откровенного треша. Когда не веришь вообще ни-че-му.
Надписи на ящиках наклеены скотчем (! карл). Кровь то гуашевая, то кетчуп. Ни режиссуры, ничего.
В общем, напишу, почему я не могу поставить 1 балл. Потому что это очень много. Но кинопоиск может расценить, будто это какой-то хейт, поэтому я ставлю
Если по этому фильму будут изучать историю школьники?
Такие фильмы действительно нужны для молодого поколения - для памяти о пережитом в войну... Ко многим положительным и не совсем положительным отзывам я присоединяюсь, но хотелось бы заметить, что зритель может быть некомпетентен в вопросах военной технике, спец. маскировке и т.д., но то, что на поверхности - бытовые кадры - закладывают мнение об общей тенденции. И потом, на основании таких эпизодах в хороших фильмах, у молодежи складывается убеждённое 'знание' якобы фактов...К сожалению, при всём уважении к труду режиссёра, актёров и т.д., если уж фильм снят близко к реальности, то режиссёр должен понимать, что будет впечатление от каждого мельчайшего штриха (для чего-то он показан режиссёром...?). В начале фильма задержан 'взгляд оператора' на 2-х бутербродах - щедро, для военного времени и во время жесточайшего голода в городе, намазанных маслом,- у военного, руководителя более высокого ранга, а Серебряков с жадностью проглатывает голодную слюну. Что за штрих, зачем? Это от слова 'художественный', но ориентированный на документальные факты и...начинаем с малого (сначала только бутерброды, упитанная связистка, очень энергичная, рядом с начальником складов...)? Да, начиная с бутербродов - потом снимаются фильмы уже как 'подтверждающие' якобы эти факты, например, фильм 2018г. Красовского 'Праздник' (действие помещено авторами в вымышленный пригород блокадного Ленинграда предновогодней ночью 1941 г.). Ну, не забывайте, уважаемые сценаристы и режиссёры, что молодёжь, школьники, как правило, смотрят о войне, в основном, не документальные фильмы, а художественные!! И если 'капать' сначала маленькими дозами, а потом 'бомбануть' по молодым мозгам целым фильмом ('Праздник') - то, как объяснять молодым, что на смерть за Родину шли и солдаты и командиры! Где та школа режиссёров, которая понимала роль кино?? Как, например, понимала её величайший режиссёр Татьяна Лиознова в своём фильме 'Семнадцать мгновений...' - каждый штрих, по возможности, каждый кадр был взвешен на достоверность!!
Что понравилось. Великолепные просто актерские работы Алексея Серебрякова, Ксении Раппопорт, Андрея Мерзликина. Довольно оригинальная для нашего кино тема – «дорога жизни» через Ладожское озеро. И пусть масштаб показанной в сериале «дороги жизни» несоизмерим с реально существовавшим, а вполне заслуживает названия камерного, общего впечатления это всёж не портит. Да и замёрзшая (на дворе зима 1941/1942 гг.) Ладога (древнее Нёво) как всегда прекрасна, даже под белой шубой. Жуть блокады Ленинграда показана мельком, несколькими широкими мазками – но эти эпизоды реально цепляют за душу. Хорошо закручена детективная интрига сюжета – противостояние нацистских диверсантов и советских контрразведчиков. Идущие по льду, под обстрелом, грузовики с открытыми дверьми, дабы в случае ухода машины под лёд у водителя был бы шанс на спасение… Это сильно.
В общем и целом сразу же скажу что «Ладога» снята намного лучше той же «Военной разведки », и не уступает как минимум «СМЕРШУ». А ещё вспомнились мне старый советский военный фильм «Дважды рождённый» и недавний белорусский шедевр «В августе 44-го»…
А вот теперь пойдут вопросы. Во-первых, при просмотре сериала возникает такое чувство что сценаристы по капле выдавливали из себя довольно специфическое отношение к Советскому Союзу. Отсюда – фактическое противопоставление разведки и контрразведки. Разведчики-армейцы думать, в общем (и особенно, когда припрёт), умеют. В НКВД же думают, оказывается, исключительно кулаками. Неа, я отлично понимаю что в состоянии временного цейтнота и при угрозе масштабной диверсии на «дороге жизни» герой Серебрякова (сам некогда репрессированный, а затем возвращённый в строй) просто не имеет ни времени, ни желания, ни возможности на долгие психологические игры с подозреваемыми. Но, однако, на лицо таки тенденция. Ладно хоть что не ворует и верен принципам, беспощаден к врагам и ворюгам... Не буду я сомневаться в возможности человеческого организма на сверхусилие, называемое потом просто подвигом. Но вот в наивность офицера, оставленного следить за тайником работающего на фрицев диверсанта - вот в это я верить отказываюсь просто категорически. Как и в то, что на стратегическом объекте могли тогда спокойно трудиться и относительно свободно перемещаться люди, в своё время очень неслабо от Советской власти пострадавшие.
Как очень покоробила фраза офицера абвера о том, что они, немцы, всего- то лишь де «политические противники» большевиков. А вот у их агента к красным свой личный счёт. И вот это уже вполне близко к тогдашним реалиям. Да не просто политические противники они были, и не просто большевиков. Архивраги, шедшие уничтожать наш народ практически под самый корень, лютые цивилизованные варвары, вот кто они были… Что, кстати, очень хорошо показано в самом фильме. Пара эпизодов германской рациональной бесчеловечности, по сравнению с которой методическое избиение на противной стороне выглядит просто несерьёзно.
А ещё очень выразителен оказался главный отрицательный герой. Да и агентурное имя ему подобрали соответствующее. Очень хорошо выразившее его изменившуюся под влиянием ненависти внутреннюю суть…
Короче говоря, в общем и целом, смотреть данный сериал можно. И даже нужно. В память о выживших и погибших в ту страшную блокаду. И отстоявших таки Ленинград. Вот смотрел я на идущую по льду колонну грузовиков – и вспоминал относительно недавний репортаж про поднятую со дна Ладоги полуторку… Вечная память погибшим тогда. Вечная память и вечная слава.
Несколько лет назад я спросил у одного студента-второкурсника, будущего педагога, что же такое «Дорога жизни». Но он ничего о ней не знал… Вот почему моё отношение к сериалу «Ладога», невзирая на всё его недостатки, всё-таки в конечном итоге однозначно положительное.
Мини-сериал на околоблокадную тему, снятый к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда. Сама блокада показана в картине лишь короткими, но резкими и пронзительными мазками. Основная же история касается автобригады, снабжающей продовольствием осажденный город. Естественно присутствует любовная линия, линия сотрудника НКВД и сопутствующая с ней линия шпиона-диверсанта, которая кажется здесь чужеродной.
+ Отличный актерский состав серьёзно повышает смотрибельность. Ксения Рапопорт и Андрей Мерзликин - суперроли, полная выкладка и вживление в роли. Алексей Серебряков и Дмитрий Назаров также отлично преподнесли своих персонажей. Актёры вытаскивают довольно среднюю постановку на более высокий уровень.
+ Довольно много трагичных и действительно трогательных моментов, ужасы и тяготы войны показаны достаточно достоверно и душещипательно.
+ Понравилась вскользь проскочившая сценарная вставка, исторический факт, использованный здесь в качестве помощника для сюжетного ответвления, на который никто вероятно даже внимания не обратил. А я недавно прочитал статью в GEO о советском ученом-ботанике Николае Вавилове и фактически созданном им банке растений мира - коллекции Всероссийского института растениеводства - гигантский труд, начатый им еще в 20-30-е годы прошлого века. Так вот в блокаду реально сотрудники коллекции героически сохранили ценнейшие экспонаты, которые просто можно было съесть и не умереть с голоду.
Выдержка из статьи: с 8 сентября 1941-го Ленинград окружен кольцом блокады, связь со страной прервана. В осажденном городе царит страшный голод, тысячи людей умирают. А в самом центре, на Исаакиевской площади, хранится несколько тонн продуктов — семена, корни, плоды. Мешочки с сушеными бобами. Контейнеры с зерном и орехами. Как уберечь это сокровище?
С тех пор как их начальника увезли на «черном воронке», сотрудники института растениеводства о нем ничего не слышали. Несмотря на смертельный голод, бомбежки и мороз, они хранят семена, проверяют их всхожесть, высевают для обновления. Днем и ночью сторожат здание на Исаакиевской площади. Подвешивают ящики с семенами к потолку, чтобы до них не добрались крысы, заполонившие город после того, как люди съели всех кошек. Сжигают в подвалах все деревянные предметы, чтобы не замерзла и не пропала картошка.
Но голод сильнее. Сотрудники института слабеют с каждым днем. Разбирая миндаль, прямо за столом умирает хранитель арахиса и масличных культур Александр Щукин. От голода погибают эксперт по овсу Лилия Родина и Дмитрий Иванов, успевший перевезти на другой склад тысячи пакетов с рисом. Коллеги скорбят — и продолжают работать. Даже на пороге смерти никому не приходит в голову взять семена себе. За все время блокады из коллекции института не пропадет ни одно зерно.
Эти экспонаты, как раз и есть тот ценный спецгруз, перевозка которого и становится поворотным сюжетным моментом в сериале. А упоминание о необычной картошке видимо есть факт осведомленности создателями телефильма об этом историческом факте (простите за тавтологию).
- К сожалению, в сериале очень много нелогичностей и передергивания, штампов и шаблонов, слишком линейный и довольно предсказуемый сюжет. Нет, злодея конечно сразу не вычислить, но структурно всё довольно примитивно, очевидным выпячиванием подсказок и представлением злодеев ровно по одному за серию, детективная составляющая себя дискредитирует.
В целом, сериал понравился, доносит атмосферу и эмоции в нужном диапазоне, актеры отлично справляются, но есть много шероховатостей и зазубрин кинематографического характера, которые несколько портят общее впечатление.
Увы, отечественный кинематограф приучил зрителя к тому, что лучшие фильмы о войне уже давно были сняты, а по сему можно как бы и не стараться. Редкие картины превозмогают эту горькую данность. К таким (уже 'к счастью') относится и 'Ладога', груз ответственности и ожиданий от которой только лишь усугублялся тем, к какой важной дате это кино было приурочено - 'к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады'. Не думаю, что в России есть много людей, которые никогда не слышали о блокаде Ленинграда, а если и есть таковые, то они вряд ли достойны внимания. А этот фильм внимания как раз очень даже достоин.
Если пунктирно обозначать его достоинства, то получится следующее: актерская игра (главное трио (Ксения Раппопорт, Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин) + хорошо сыгранные второстепенные роли), интересное жанровое решение - детектив, достоверность художественная (в отличие от достоверности исторической, к которой, наверное, при желании можно и придраться), целостная атмосфера (словно кусок льда, вырезанный из замерзшей Ладоги), постоянное движение и развитие сюжета (нет переливания из пустого в порожнее, характерного для некоторых сериалов).
Еще меня, например, приятно удивило то, что этой истории чужда однобокость. Нет картонности и надуманности: правы только наши, а кто не наши - неправы. Увы, грешили против своих же и наши. И признание главного антигероя в этом смысле ужасает:
- Я вас всех рвать буду на куски.
- Там же дети.
- А мои сестры - 5 и 7 - не дети? Я их мясом отца покойного выкармливать пытался, а они все равно померли от голода!! Я их за домом похоронил. А потом и мать! А вы меня в лагеря за краюху хлеба...
Страшно делается здесь не от факта людоедства, а от факта насилия своих над своими. Страшно и непонятно. Не может понять и принять этого обезумевший и продавшийся немцу злодей, как не может понять, что через свое предательство вред он не проклятым комунягам нанесет, а безвинным детям, таким же, как и сестры его. И забывая об этом, он сравнивается с теми, кого ненавидит всеми фибрами души.
Когда сталкиваешься с подобным неразрешимым конфликтом, с такой вот дикой непоправимой сутью, с которой невозможно договориться, которой невозможно изменить, всегда чувствуешь отвращение к устройству мира, к людям, которые творят все это друг с другом из века в век, и чему конца нет и не будет.
Вообще 'Ладога' - это фильм не только и не столько о подвиге города, выстоявшего, не сдавшегося, вынесшего то, что и вынести, кажется, нельзя, а о тех людях, которые ценой своей жизни помогали городу, которые, перевозя такие важные грузы, прокладывали 'Дорогу жизни', но для них-то она каждый день была 'Дорогой возможной смерти'. И в этом смысле подвиг их велик: не каждый даже чисто физически, на клеточном уровне, способен заставить себя выйти под пули и снаряды ради пусть и своих, но таких далеких и почти чужих. Я думаю, что именно это очень помогло нашим дедам в той войне. Этот редкий у кого-то природный, а у кого-то приобретенный (путь иногда и под дулом пистолета) дар жертвенности.
8 из 10
P.S. Хорошо, что у нас еще снимают такие фильмы - серьезные, вдумчивые, где-то пугающие и отрезвляющие, но интересные и важные.
Почти девятисотдневная блокада Ленинграда – тяжелая и потрясающая реальность бывшей войны, которая после нее превратилась в набор штампов, идеологически отполированную картинку. Есть почти диаметрально противоположные взгляды на историю этого события и трактовки. Не мне их судить. Но в детстве застала еще много живых блокадников, которые рассказывали о пережитом ими без рисовки, а в пионеры нас принимали у «Цветка» на Ржевке возле плиты, где выбито: «Савичевы умерли все».
Начало понравилось, хотя бутафоры перестарались и бутафория лезет в глаза. Дальше – больше, да и сюжет начинает скакать, как веселый жеребенок по всем канонам дешевого детективчика. А больше всего не понравилось ощущение реального бардака и суматохи в городе, на дороге, в Осиновце, в Кобоне. Одно из основных, что вспоминали все, что, не смотря на голод, хоть качало и едва переставляли ноги от голода, но в городе был абсолютный порядок, единение и человечность. Ведь никакая удесятиренная милиция никогда бы не смогла противостоять валу диверсий, паникеров, шкурников, которые были и их хватало в миллионном городе.
Эпизод с воробьем в самом начале настроил на вполне достоверный лад, но дальше вкрапления реалистичных эпизодов становятся случайными и не привязанными к месту и логике, да и постановка их весьма бутафорская. А кадры кинохроники пущенные для вящей реалистичности разительно отличаются от следующего за ними фильма.
Даже мне, человеку не связанному с войной и историей совершенно не понятно, почему сооружения на льду не замаскированы, не присыпаны снегом, не покрашены в белый цвет? Почему зенитная установка стоит стационарно на машине, когда машин и так был дефицит? Где вообще порядок, управление движением, отлаженный механизм дороги? Где моряки легендарной Ладожской военной флотилии будущего адмирала Черокова, которые и обеспечивали до самого ледостава доставку грузов по Ладоге, а после охрану и оборону уже ледовой дороги? И вообще, если бы был такой бардак и пионерлагерная самодеятельность, как в фильме, едва ли можно было бы говорить о цифрах реально доставленного в голодающий город. К моменту действия фильма ладожский маршрут доставки грузов существовал уже несколько месяцев и был уже организован и отлажен, изменился только способ, не корабли, а сначала конные санные обозы по едва вставшему льду, а после автомобилями и даже поездами по намороженной по льду железнодорожной колее – это факты.
Ледовую дорогу реально бомбили, а не резвился одинокий рейнджер на черном мессере. Потому, что был приказ Гитлера не допустить снабжение города и обороняющих его войск. Поэтому обстреливали с берега и бомбили караваны судов, нападали корабли с итальянскими и немецкими экипажами специально доставленные в северную часть Ладожского озера, атаковали и бомбили Кобону, Новую Ладогу, всю Дорогу Жизни до самой Ржевки так же интенсивно, как сам осажденный город. В фильме же основной опасностью названы полыньи от теплых ключей и течения. А чем же тогда занимался целый отряд ледовой разведки и прокладчиков трассы?
Мелькнувший в кадре буер. Это здорово, что вспомнили про буерников. Они действительно были и было их не мало. Только вот сам буер и парус произвел почти гнетущее впечатление. Один бывший буерник мне показывал в детстве остов буера со следами от осколков снарядов, который реально участвовал в обороне ледовой дороги, так вот это конкретный класс спортивных аппаратов, которые и использовали. Это многоместная конструкция, где размещалась зенитная пушка с расчетом, так, что это не те санки с тряпочкой, которые увидела. А полощущий парус это в принципе нонсенс, у буера нет другого движителя, кроме ветра.
Молчу, что за ноябрь и декабрь 41-го не только лютые морозы, а город завалило снегом, сугробы до второго этажа… Но как позже выясняется, профессиональный опытный разведчик как дешевый юный филер крадется за своей бывшей женой мимо марширующего мимо него слепо-глухо-немого милиционера, это нормально, а потом еще и оказывается, что он изначально знает, где она живет! Во здорово! Я плачу от радости…И такого в фильме натыкано куча.
За первую часть фильма, за старательность известных хороших актеров, за поднятую тему, за то, что напомнили об уже забытом в текучке и суете 9 из 10. За вторую часть фильма, за работу бутафоров, за проработанность сценария и постановочного объема, за уровень достоверности и историчности 1 из 10. В результате
Вот уж и правда: перед нами не мини-сериал, а макси-фильм! Думается, с этим никто спорить не будет. Конечно, он специально выпущен к 'круглой дате' (70-летию окончательного снятия блокады Ленинграда), но это не тот случай, когда телевизионщики и киношники соревновались, кто круче снимет 'военно-патриотический' сериал к очередному 9 мая... Здесь всё глубже, тоньше, реальнее. И здесь редкий случай, когда 1-му каналу хочется сказать искреннее 'спасибо' за 'Ладогу' от всех нас, зрителей! И пожелать ему и впредь следовать тем же курсом и не опускать взятую высокую планку!
...Не знаю, как вы, но я считаю самой тяжёлой и драматичной именно первую серию. Тут и ужасные будни Ленинграда образца декабря 1941-го, и гибель ребёнка героини Ксении Раппопорт, в чём она винила (во многом справедливо) прежде всего саму себя: мать, с таким трудом сберегшая малыша в блокаде и 'не досмотревшая', 'расслабившаяся' после... Но эта мужественная женщина, действительно настоящая ленинградка, не сломалась и решила мстить фашистам за своё горе, как может- крутя баранку на Дороге жизни, взамен отобранной возвращая жизни другим... На многих эпизодах первой серии я просто ревел от боли в сердце и душе. Но потом первый эмоциональный, потрясающий удар сменился вполне ровным основным Действием. Не знаю, может, так и надо было? В противном случае, от перенесённого стресса многим зрителям пришлось бы пить валерьянку с корвалолом или вообще вызывать 'скорую'...
Очень жаль, что у меня нет сведений, как работал с актёрами и вообще со съёмочной группой главреж Велединский. Но по фильму видно, что достаточно сурово, в большом приближении к реалиям (я бы просто посадил бы всех на блокадный паёк, чтобы 'прочувствовали'!). Все знаковые актёры картины сыграли просто прекрасно, и это их действительно едва ли не лучшие работы за всю карьеру. Но самый глубокий поклон всё же Ксении Раппопорт! Ещё пара таких ролей, и она вполне справедливо может 'забронзоветь' и стать в один ряд с великими и знаменитыми актрисами советского кинематографа!
...Однако даже к классическим фильмам есть некоторые претензии. Как и к 'Ладоге'. Во-первых, мне частично не понравился монтаж. Он по-современному резок и динамичен, из-за чего порой от выбивающей слёзы сцены идёт молниеносный переход к чему-то 'деловому'. Ну так же нельзя! Человек ведь не компьютер, где за доли секунды можно поменять страницу! В кино и телевидении для этого используются так называемые 'перебивки', смягчающие визуальный и эмоциональный переход от одной темы к другой. Любой студент ВГИКа это знает. Но, похоже, создатели 'Ладоги' о 'перебивках' либо забыли, либо намеренно от них отказались ('устарели'). И совершенно напрасно. В данном, тяжёлом фильме монтажные склейки 'стык в стык' оправданны в динамичных эпизодах, а в других местах просто необходимы 'переливы' (знаю сериалы, которые чуть ли не полностью смонтированы 'переливами', и они прекрасно смотрятся!). И почти последнее. Что это за интернетная скорость в финале, когда предотвращается заражение мандаринами? Спешили к 'хеппиэнду'? Не похоже на правду, как и ещё кое-что. У диверсанта на крыше машины была нанесена некая буква, чтобы немецкие лётчики грузовик не трогали. Вопрос: а наших лётчиков, прикрывавших Дорогу жизни, разве не заинтересовал бы сей странный знак (а бдительность тогда была на высоте)? Вот и думайте...
Из достоинств фильма отмечу то, что это первый сериал после знаменитого сериала Блокада (по книге Чаковского) про блокаду Ленинграда. Актерская игра хороша получился очень хороший детектив.
Из минусов коих много. Некоторое историческое несоответствие например штрафбаты. Не показа прокладка дороги, не показаны реальные бои за дорогу. Мог получится очень хороший сериал особенно по сцене с упавшим голубем. Голодные люди накидываются на птицу норовя ее съесть атмосфера передана блестяще, но потом мы видим главную героиню и тут я кричал- не верю!- ну не похожа она на жительницу Блокадного города, ну никак. Тоже самое и про ее сына. Создатели не смогли передать именно этого и поэтому они открестились от Ленинграда и все действия происходят по ту сторону озера. Сцена с нападением самолета, вместо расстрела колонны он гоняется за девушкой и не показаны наши истребители как будто их и не было и немцы поодиночке бес сопротивления атакуют колонны автомашин, что является чушью. Показан маленький эпизод из жизни дороги и мне этот эпизод понравился с точки зрения детектива, но в некоторых местах я просто кричал не верю, потому что это было явным бредом.
70-летию освобождения города-героя Ленинграда посвящается...
По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,
Как ветер.
Мы не встречаем Новый год –
Он в Ленинграде незаметен.
Вот Первый канал и пришел к своему логическому завершению. Показывая нам сериалы об эпохе прошлого, самый популярный на нашем телевидении канал наконец дал возможность зрителю увидеть фактически подлинный шедевр, лучший сериал о военном времени, который только можно было увидеть за последние десять лет. Дата, к которой была приурочена премьера фильма (именно фильма, а не сериала - слишком высокий уровень, да и сам проект выглядит скорее одним большим фильмом, растянутым на 4 серии) тоже немаловажна для нашего, русского народа - освобождение Ленинграда от 900-дневной блокады - кошмара и трагедии, которую не довелось больше пережить ни одному городу в мире за всю историю. Это фильм о самой жестокой войне в истории, о людях, которые были вынуждены не жить, а выживать в это страшное время, об ужасах той войны, которые показаны достаточно жестко и правдиво, и, к счастью, без перегибов. 'Ладога' - это тяжелая драма о страшном переплетении нескольких человеческих судеб в одной большой мировой катастрофе, которая нанесла самый болезненный удар именно нашей России.
Эта история о загадочном сплетении судеб людей, которых война и так помяла и испытала на прочность. Это история о матери, на глазах которой погиб ребенок, а ей пришлось бессильно смотреть на смерть сына; это история о чекисте, которому пришлось принести в жертву свое возможное семейное счастье и погибнуть для своей семьи; это история о только что оправданном следователе НКВД, который давно потерял свою семью; это история о немецком диверсанте, у которого, однако, был повод, чтобы перебежать к немцам, но это не оправдывает того ужасного поступка, который он собирается совершить. Здесь сплелась интригующая линия шпионского детектива, стандартная (но такая искренняя) любовная линия двух людей, многое потерявших в этой войне, а главное - здесь в первую очередь показали второе лицо той войны. Не сражения и громогласные подвиги наших солдат (которым тоже надо отдать должное), а то, как люди погибали и мучились из-за фашистского зверства. То, как иностранные звери в военной форме оправдывали убийства невинных стариков и детей высшей целью, положенной на благо человечества.
И когда смотришь на все это, понимаешь, что картина получилась очень сильная и насыщенная. И в первую очередь холодная. И холодно зрителю становится не того, что видишь, как мерзнут актеры на экране, а от того, насколько жутким, ледяным и безжизненным кажется мир. Вернее, в нем есть какая-то жизнь, но она еле теплится, и все время норовит угодить в полынью.
Эта холодная, морозящая душу во время просмотра атмосфера - то, что выделяет фильм среди других постановок на тему войны - действительно великолепно передавалась с экрана. История, которую рассказали нам создатели фильма, забралась в самую душу, и до сих пор там остается - вот как нужно снимать фильмы на военную тематику, да будет это уроком Бондарчуку с его не плохим, но уж слишком глянцевым и голливудским 'Сталинградом', который по сравнению с этой картиной насквозь пропитан фальшью. Здесь же стоит похвалить решительно всех - начиная от композитора Алексея Зубарева, чья невероятно грустная музыка просто пронизывала зрителя насквозь, поддерживала эту атмосферу, которой пропитан весь фильм. И эта музыка остается в памяти надолго.
Стоит похвалить практически всех актеров без исключения, но особенно это касается тройки главных героев. Андрей Мерзликин, сыгравший здесь главную роль, создал свой лучший за всю свою карьеру образ положительного героя. Его персонаж - самый интересный и загадочный герой фильма, а так же самый добрый и заботливый. Шикарный актер Алексей Серебряков очень высоко сыграл следователя НКВД - тоже яркий и по-своему неповторимый образ особиста, ведущего на трассе собственное расследование. Роль невозмутимого сыщика, профессиональной ищейки, мастерски выученной спецслужбами - роль, для которой он создан. Не случайно ему в основном такие роли и доверяют. Но особенно стоит похвалить невероятно элегантную и восхитительную в любом, а особенно в данном образе Ксению Раппопорт - уж здесь она отыграла на высший балл, возможно, как и Мерзликин сыграв свою лучшую роль. И более того, по ходу просмотра складывалось такое впечатление, что тройка главных актеров реально прожила всю эту мучительную жизнь на съемочной площадке - так натурально они вжились в свои роли.
И, конечно, стоит похвалить режиссера картины Александра Велединского - без его грамотного руководства этот проект мог бы и не стать лучшим телефильмом за последние десять лет. Такое кино, которое великолепно снял Велединский, не стыдно показывать в кинотеатрах - и если бы была возможность, 'Ладога' обязательно бы стала 'Лучшим фильмом на иностранном языке' на Оскаре.
Про фильм 'Ладога' в узких кино кругах и актерской среде еще год назад ходили слухи, что сценарий потрясающий и главное это- подбор актерского состава. Состав актеров точно подобран, передан колорит военного времени. С замиранием сердца я смотрела этот мини- сериал и было холодно и страшно, наверное, это и есть успех сценариста Олега Маловичко, он смог сквозь строки донести до актеров, режиссеров, постановщиков и главное до зрителя всю значимость этой дороги для блокадного Ленинграда, показать трагедию каждого (вот выше писали про священника, про бывшего заключенного и прибалта и про не логичность сценария, но я пожалуй, не соглашусь, потому что как раз прелесть этой автобазы, что за короткий отрезок времени, была показана трагедия всего народа и каждого в отдельности. Посмотрите есть все слои населения, есть хирург отказывающий покинуть город, есть ученые и картошка уникальная- такая роскошь, но никто не посмел ее съесть, есть мать потерявшая ребенка и готова она помогать другим, детдомовские дети, медсестры, есть воры и мародеры - это жизнь! И как раз без купюр она показана. Весь ужас военного времени, можно почувствовать смотря чудесный мини-сериал.
Ведь о бравых войнах, капитанах, летчиков -сложенны фильмы, рассказы, легенды. но ведь война она была всех и каждый сделал вклад в победу. А так ярко подвиги простых водителей, обеспечивающих пайком Ленинград - не были показаны. Спасибо всем кто работал над фильмом, а особенно спасибо сценаристу, не было бы идеи, не увидели бы такой фильм! Браво, Олег Маловичко!