всё о любом фильме:

Страна ОЗ

год
страна
слоган«Скоро Новый год! Пора выбрасывать ёлки!»
режиссерВасилий Сигарев
сценарийВасилий Сигарев, Андрей Ильенков
продюсерСофико Кикнавелидзе, Дмитрий Улюкаев
операторДмитрий Улюкаев
композитор-
художникАнтон Поликарпов, Надежда Васильева
монтажДаша Данилова
жанр комедия
бюджет
$1 500 000
сборы в России
зрители
Россия  93.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время95 мин. / 01:35
Новый год в России — стихия неуправляемая и беспощадная. Именно в это волшебное время непостижимый колорит русской души проявляет себя во всей красе. Пока жители Екатеринбурга готовятся к главному национальному празднику и шинкуют оливье, Ленка Шабадинова спешит до боя курантов принять смену в киоске на улице Торфорезов. Но она даже не подозревает, что новогодняя ночь приготовила для нее свой безумный сценарий.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.90 (716)
ожидание: 89% (2753)
Рейтинг кинокритиков
в России
95%
20 + 1 = 21
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В 2015 году на 22 ММКФ «Лiстапад» в Минске фильм получил Диплом «За высокую художественность звукового решения».
    • В одной из сцен фильма в роли самого себя снялся мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
    • Все трюки в картине актриса Яна Троянова исполняла без дублера. Во время съемок одного из эпизодов она заработала сотрясение мозга.
    • Изначально роль барда должен был исполнять Сергей Маковецкий, а на роль Романа соглашались сперва Константин Хабенский, а потом — Фёдор Бондарчук. Гоша Куценко пришел в фильм, когда съемки уже были в полном разгаре.
    • Через день после того, как был построен киоск в одном из дворов Екатеринбурга, к нему потянулись первые «покупатели». Иногда приходилось останавливать съемку, чтобы объяснить им, что пиво бутафорское.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене горения киоска использовалось 200 литров солярки. Тушили его три пожарных расчета в течение часа.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 257 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Получилась довольно мягкая чернуха — наподобие «Жмуриков», до «Зеленого слоника» далеко, хотя и здесь фекальная тема была поднята. Причем о фильме трудно сказать что-то конкретное: он не плох и не хорош. Даже не могу определиться — своевременный он или должен был появиться лет 10 — 15 назад (по крайней мере, в нашем городе — Волгограде — подобные киоски были приметой 15-летней давности, сейчас они повсеместно заменены торговыми павильонами или полностью вытеснены сетевыми магазинами). А может быть этот фильм будет актуален через 3 — 5 лет (в зависимости от того, как будет в дальнейшем развиваться экономическая ситуация в нашей стране).

    Ни разу за весь фильм я не засмеялся. Возможно, создатели этого и не ждали от зрителя. Картина получилась ближе к какой-то социальной драме, с оттенком иронии и сарказма, от души приправленных чернухой. На протяжении всего действа герои безбожно матерятся, порой в буквальном смысле разговаривая матом. Нередко поднимаются весьма неприятные темы — по сути, сюжет строится путем перехода от одного представителя социального дна к другому. Причем таким представителем может оказаться и вполне респектабельный по внешнему виду человек.

    А вот оценить реализм я не могу: мне не доводилось встречать столь недалекого человека, как главная героиня. При этом политический юмор оказывается, что называется на злобу дня. Пошутили и про Жириновского, и про Навального. И получилась такая солянка: вроде как шутим про актуальные на сегодня темы, но в обстановки 15-летней давности. И над героями, который в реальной жизни еще нужно поискать.

    6 из 10

    16 февраля 2016 | 09:17

    Режиссёр Василий Сигарев, известный своими жёсткими драматическими фильмами «Волчок» и «Жить», сменил вектор творческого направления и снял кино в жанре комедии под названием «Страна Оз». Зная авторскую манеру Сигарева, я ожидала чего-то выгодно выбивающегося из ряда российского комедийно-новогоднего, которым традиционно наводняют кинотеатры, начиная с декабря месяца. И действительно: на фоне фильмов, которые один другого адовее в плане бессмысленности, как пустые ракушки, внутри которых нет и намёка на что-то живое, читай — интересное, «Страна Оз» выглядит на голову выше. В то же время режиссёр не изменил своему привычному «чернушному» стилю — будем называть вещи своими именами.

    Главная героиня «Страны Оз» Лена Шабадинова — инфантильная, немного психически заторможенная девица не от мира сего, которая весь фильм пытается добраться до места своей новой работы — торгового киоска на улице Торфорезов — и попадает в череду нелепых экстремальных, смешных и не очень, ситуаций. Яна Троянова сыграла главную роль в фильме ярко и искромётно, несмотря на минимум произнесённых фраз, среди которых шизофренически часто повторяются две — «А у меня сестра копчик сломала» и «А где улица Торфорезов?». Но главное в фильме — то, что вытворяют люди, которых она встречает на своём пути: здесь создателями показана целая коллекция образов из русской жизни, их новогодние безумства и быт. Самые яркие и показательные из них — герой Гоши Куценко, который решает взорвать коробку с фейерверком, поставив её на голову; водитель под бутиратами (Евгений Цыганов), который ложится спать прямо за рулем своей движущейся машины; интеллигентная женщина в годах (Инна Чурикова), умудрившаяся вырастить троих хамоватых сыновей-лоботрясов; подвыпившие весёлые гопники, стреляющие из травмата из окна своей машины с криками «С новым годом!». Но фееричный персонаж Дюк в исполнении колоритного Александра Баширова по праву затыкает их всех за пояс — больше всего дегенератского в фильме вытворяет именно он.

    В «Стране Оз» размыты границы реальности и художественного вымысла: увеличительное стекло в руках создателей? А есть ли оно?

    Если вспомнить сказку Фрэнка Баума, то можно увидеть в Лене и в подобранной ею собачке Дюде главных героев его Страны Оз, которые идут на поиски своего улетевшего домика (в нашем случае — киоска), где в это время перепивший приятель её сменщика кричит в пьяном угаре «Я Бастинда!». Но поскольку реалии вокруг вовсе не сказочные, а суровые уральские (фильм снимали в Екатеринбурге — родном городе В. Сигарева), то слово «Оз» тянет расшифровать образно как «ноль — три», что будет логично, учитывая, что поступки персонажей фильма нередко граничат с патологией, а похождения неминуемо приводят их в службу 03.

    Ключевой фразой в фильме мне видятся слова персонажа Дюка: «Унижение — это основа жизни». В подтверждение их главная героиня весь фильм попадает в унизительные ситуации, но, будучи морально непробиваемой, умудряется из них худо-бедно выбираться и в финале находит своё счастье.

    Сомнительным в фильме мне кажется лишь то, что шутки в нём нередко доходят до уровня пошлых и плоских. Но с другой стороны, можно ли было снять кино на на заданную тему, избегая подобных шуток — вопрос открытый.

    Возвращаясь к мысли, почему «Страна Оз» выглядит выигрышно на фоне всего ныне представленного новогодне-комедийного: кино Сигарева авторское — позиция режиссёра видится за каждой сценой и репликой, пропитанными самоиронией, переходящей в тонкую сатиру, к тому мракобесию, что иногда творится в головах носителей «русской загадочной души». Оголяя их порочные стороны, режиссёр смеётся и плачет вместе со зрителем, потому что, как и зрителю, ему всё это знакомо не понаслышке — сцена с фейерверком, по словам Сигарева, автобиографична — и в финале они одновременно недоумевают и радуются тому, что жизнь всё же победила смерть каким-то неизвестным науке способом…

    8 из 10

    13 января 2016 | 13:54

    Фильм Василия Сигарева «Страна ОЗ» не показывает отечественному зрителю ничего нового, не открывает перед ним занавеса глубоких философских идей режиссера (которые якобы здесь присутствуют) и ничуть не интригует своим сюжетом.

    Теперь обо всем поподробнее. В «Стране ОЗ» мы видим историю провинциальной девушки, которая перебралась из деревни в город в надежде найти лучшую жизнь. Однако режиссер делает акцент вовсе не на этом. Через приключения глупенькой Леночки перед зрителем якобы раскрывается суровая российская действительность. Все это сопровождается нескончаемым обилием мата и, мягко говоря, далеко не самых эстетически приятных кадров. Одним словом, фильм полностью состоит из самой настоящей «чернухи». Причем эта «чернуха» доведена до абсурда и очень далека от реализма, о котором говорят многие критики.

    Что насчет юмора? Так здесь он построен на вышеописанном обилии мата, который порой ну совсем не вписывается. Абсолютно неуклюже смотрится юмор, направленный на «разбирающихся» в политике людей, который строится исключительно из гражданской позиции режиссёра. Здесь и Навального упомянули, и про Жириновского не забыли. Актуально? Да. Смешно и гармонично смотрится в фильме? Нет. За весь фильм улыбаться вас заставят 2-3 момента и не более. Улыбке этой поспособствует игра актеров, которые в фильм действительно здорово вписываются, с этим не поспоришь.

    Что хорошо? Хорошо, что у картины есть своя конкретная идея — добро все-таки имеет место быть в современном мире. Весь остальной более глубокий философский подтекст фильма затмевается вышеописанной «чернухой».

    Какую цель преследовал режиссёр? — очень спорный вопрос. С одной стороны, его можно оправдывать и говорить, что просто не получилось сотворить задуманное, поскольку его замысел был действительно сложен. С другой стороны — обилие рекламы внутри картины, слоган картины и дата её выхода наводят зрителя на грустную мысль, что цель фильма — добиться внушительных кассовых сборов и не более. Здесь уже каждый решает за себя. Возможно, Сигарев решил убедиться в правдивости русской поговорки о двух зайцах на собственном примере.

    Подведём итоги. Из «Страны ОЗ» у Сигарева не получилось сделать веселую и легкую юмористическую картину. Так же как и не получилось у него сделать картину, которая показала бы российскую действительность, заставила бы зрителя взглянуть на себя со стороны. В итоге мы видим нелепое совмещение этих двух идей, в результате которого получается фильм «ни о чём».

    5 из 10

    3 января 2016 | 01:28

    Я был настроен на полный негатив к этой картине с самого начала!

    И это вполне обоснованно, все таки русский арт-хаус аморален и бездарен в большей своей степени. А тут нас уже постером готовят к трешу, плюс трейлер подчеркивает весь абсурд творящийся на экране. Так что я рассчитывал увидеть ужасный фильм с кучей мата и сортирным юмором, показывающий что мы все быдло… Это я и увидел! Но, есть кое что удивившее меня, это контраст. Другими словами, трейлер меня обманул, он как бы говорит — все кого ты здесь видишь глупые или плохие люди, на деле же это не так. Персонажи Лены и Романа раскрываются по ходу развития сюжета, их мотивация становится более понятной и от этого к ним проникаешься (Куценко в образе Романа, мне вообще одного из братьев напомнил, может чудить когда лишнего выпьет, но при этом оставаться хорошим человеком).

    Итак, в целом картина звезд с неба не хватает, но и аморальностью не давит. Есть здесь сцены смешные, есть трагичные, есть и отвратные. В связи с этим, я понимаю как отрицательное так и положительное отношение к фильму, но лично для меня кино «путевое». Ведь перед просмотром я думал, что больше 2-3 баллов я ему не поставлю и тут такое удивление…

    7 из 10

    22 августа 2016 | 21:13

    «Страна ОЗ» — это, однозначно, фильм-диалог, вызывающий противоречие в твоем, казалось бы, устоявшемся восприятии окружающего мира. Он полон живой иронии, беспардонных рассуждений о смысле жизни и очень четких наблюдений эпизодов непостижимой российской реальности. А ведь это и есть самая настоящая правда! Нас окружают чудаки, а для кого-то мы и сами ими являемся. И чудаки эти иногда безобидные, несут радость и хороший повод «поугарать» над ними, а иногда опасны и разрушительны в порывах своей души. И те, и другие важны. Ведь они как лакмусовая бумажка, выставляют напоказ то, чего мы сами стыдимся, боимся признать, считаем своей слабостью. И речь не только о каких-то качествах, которые принято считать негативными. Речь о заветной правде — быть тем, кто ты есть. Уметь от души посмеяться над происходящим абсурдом, выжить в любой непонятной ситуации и сохранить способность верить. Даже при всей, казалось бы, жесткости и своеобразности языка, которым говорит Сигарев, с первых кадров чувствуется трепетная любовь, с которой он обращается к зрителю.

    Отдельно хочется отметить еще две поразительных составляющих «Страны ОЗ» — потрясающий актерский состав и неожиданные смелые образы, в которых артисты предстали. Ни одной проходящей роли. Это браво! И отдельное достижение — диалоги. Много уже было разговоров на тему нецензурной лексики, которой в фильме более чем… Но хочу поделиться своим впечатлением, как человека ее не особо применяющего, а потому обычно остро реагирующего на наличие таковой. Остается ощущение полной гармоничности и уместности каждого матерного слова, а не то чувство, когда тебя обругали с экрана. И в первую очередь, улавливаешь суть! За эту работу авторам отдельное спасибо — вдумчиво и очень осознанно вплели в историю такой непростой инструмент, как настоящую русскую речь.

    В качестве итога — это комедия, жесткая, беспардонная, абсолютно живая, но комедия. Да, она обнажает, в том числе, и какие-то наши не самые приятные стороны жизни, но и дает на них альтернативный взгляд. Ко всему можно относиться легче, ироничнее. Так что, отличное будет кино, чтобы поймать настроение Нового года!

    30 июля 2015 | 00:49

    Неожиданный экземпляр по-настоящему веселой новогодней комедии от самого мрачного режиссера современности. Как и полагается по праздничным стандартам за основу взята сказка, адаптированная для комично-трагичной русской души. Вместо Элли обычная Ленка Шабадинова, и топает она не к волшебнику Изумрудного города, а на новую работу в большом городе. Теперь она ни какая-нибудь битая жена из села Малая Ляля, а новая сменщица в пивном и почти изумрудном ларьке на улице Торфорезов. В нарядном платье и тонких колготках — праздник же, она бродит по «стране ноль три». Находится для нее и свой пес вместо Тотошки. А в стране этой живут и страшилы без мозгов, и бессердечные железные дровосеки, а еще трусливые львы-барды. Ленка Шабадинова со всеми встретится, поставит на место саблезубых снегурочек по вызову, повстречает толстопузых пауков, сидящих на шее своей мамаши, и даже переживет поездку с водителем под бутиратом (короткая, но меткая роль Евгения Цыганова).

    Интересно, что на роли этих ярких персонажей согласились самые неожиданные актеры. И если Александру Баширову не привыкать мастерски справляться со сложными ролями людей низкого разряда, а Гоше Куценко не привыкать органично вписываться в почти любые романтические роли, то увидеть Инну Чурикову, Алису Хазанову или Евгения Цыганова в таких пусть и маленьких ролях, но таких удачно неидеальных и даже непристойных образах — настоящий эксперимент. А для них — прекрасная возможность немного похулиганить с экрана. И не просто наигранно покривляться в очередной пародии с идеально гладким юмором, а уверенно выйти за рамки. Выйти так, чтоб прямиком в народ, в самый угар абсурда, смеха и истинного юмора реальной жизни. А особенно той ее стороны, которая так ясно проявляется в новогодние праздники.

    Кажется что народ ждет весь год, копит силы, запас неуправляемой энергии, патроны, чтобы в одну ночь выпалить все накопленное. Карнавал этого безудержного новогоднего веселья бесстыдно в прямом и переносном смысле бьет по голове. В это время может случиться все что угодно. Все невероятное и странное, страшное и счастливое. Встречи, расставания, ошибки, прозрения и прочие безобразия. После такого всеобъемлющего приключения можно и без ног остаться, а можно и другим человеком проснуться. Даже герои традиционной предновогодней «Иронии судьбы» тоже в свое время построили свой притягивающий к экранам магнит на небольшом, но все-таки хулиганстве. Пьяное путешествие из Петербурга в Москву привело к семейным развалам, но все-таки закончилось счастьем.

    Вот и здесь, не нарушая законов сказочного жанра, современная героиня, смелая и многозначительно молчаливая Ленка Шабадинова с мечтой о лучшей жизни просто не может сгинуть в клетке со свирепыми чудищами или найти свое счастье в пивном ларьке на улице Торфорезов. Ведь это все-таки настоящая новогодняя сказка, значит, конец обязательно должен быть счастливым и немного со слезой!

    8 декабря 2015 | 17:46

    Эталонный русский язык, крепкий, отборный, способный заткнуть за пояс и самых оголтелых матершинников, что важно — свежий, смешной, естественный и всегда уместный. Копро, дилдо, гомо, проститутки, водка, шампанское, виски, сигареты, бракованная пиротехника, извращенцы, эйвон, говно и Тотошка в придачу — полный набор для встречи Нового года. Садись, выбирай, наслаждайся.

    Со времен «Жмурок» Балабанова Сигаревская «Страна 03», пожалуй, самая отвязная отечественная комедия. Трэш, угар, абсурд, широкий размах, отсутствие тормозов и каких-либо рамок — высмеяно, кажется, всё, и даже удивительно, что фильм выпустили в прокат. Вспышка в глаза, удар под дых, пощечина с размаха. При этом условная пошлость и чернуха совсем не пошлы и не черны, в отличие от туалетных шуток и вылизанного лоска большинства современных комедий. Глупость естественна, когда ее подают как глупость, всё на своих местах, когда названо по имени. И если говорить о «народной комедии», пора выкинуть за борт современности «Горько» и иже с ними. Ибо вот она — «Страна 03».

    Но за искрами фейерверков, за утрированным безумием, за трехэтажным матом несложно увидеть сценариста и режиссера Василия Сигарева, автора фильмов «Волчок» и «Жить». Да, волчок вырос и даже почти выучился говорить — ему так важно рассказать, что «сестра сломала копчик», а помимо этой фразы она знает еще несколько слов, которые время от времени неуклюжими птенцами срываются с губ, словно вываливаются из гнезда. Но она так и не научилась жить, в чем и признается прямо и просто. Теперь ее зовут Ленка Шабадинова, и из своей деревни она приехала в большой город, где никак не может прижиться. Как не чувствуют почвы под ногами и другие герои фильма, львы, которые не львы, а трусливые котята, не очень умные, но совсем не страшные страшилы, русские дураки, но не которые беда, а скорее так, недоразумение, не умеющие, но желающие жить. И так, слово за слово, сцена за сценой, из отдельных стежков складывается картина той самой загадочной широкой русской души, которой нужна помощь, и так и не устроенной жизни страны, где за широкими жестами, громкими словами и бесшабашными поступками маскируют личную неудовлетворенность и неприкаянность. Время набирать 03.

    27 декабря 2015 | 01:04

    Что такое российское кино знает каждый. Но не так плохо то, что оно… «экскрементально» само по себе, как то, что «продукты его жизнедеятельности» в виде убогих комедий, жалких подражательных потуг на голливудские блокбастеры или фальшивой мелодраматичности вытесняют с экранов кино оригинальное и авторское. В этой ситуации каждый выкручивается как может. Молодые и талантливые режиссеры, такие как Быков или Сигарев делают все от них зависящее, а именно — качественные, конкурентоспособные фильмы. Однако по цензурным и экономическим соображениям последние оказываются сняты, не успев окупить и четверти вложенных средств. На мой взгляд, совершенно правильно поступил Юрий Быков, чей фильм «Дурак» утек в сеть еще до премьеры. Режиссер, трезво оценив ситуацию, не только не выдвинул претензий к рутрекеру, но и задаром залил фильм на ютуб. В итоге двухчасовая лента набрала несколько миллионов просмотров, все основные блогеры рунета тут же сделали на нее обзоры, а сама картина (с крайне скромными художественными достоинствами, но потрясающей социально-этической проблематикой) прочно закрепилась в топ-250 на КП, где успешно располагается и по сей день. Сигарев же почему-то избрал другую политику. Мало того, что он запрещает все, что можно, хотя фильм уже давно и безвозвратно размножился в интернете, так еще и ругается с модераторами рутрекера, посылает зрителей в кинотеатры (и не только), не стесняясь в выражениях. В общем, ситуация для режиссера складывается крайне непритязательная, что, впрочем, не отменяет художественных достоинств фильма.

    Действие картины разворачивается по двум, прямо противоположным сюжетным линиям. Первая абсолютно статична и представляет из себя диалог двух друзей, празднующих Новый Год в закрытом помещении продуктового ларька. Один — уже немолодой, молчаливый и скромный продавец «Андрюша», страдающий от перверсивных сексуальных фантазий и сублимирующий их в форме рассказов (роль исполняет Андрей Ильенков — писатель и соавтор сценария, который и придумал эту историю). Его друг по кличке «Дюк» (в безукоризненном исполнении Александра Баширова) — персонаж куда более прозаичный. Дюк, судя по наколкам, бывший зек. Страдает периодическими расстройствами психики. Предрасположен к интеллектуальной деятельности. Имеет твердые убеждения по любому вопросу. Легко переносит боль и даже умеет мирно заснуть на битом стекле. В общем персонаж крайне своеобразный, не лишенный мифологического налета широкой русской душевности, свойственной ныне исключительно нашим пьяницам и безумцам.

    Вторая сюжетная линия, по контрасту с первой, развивается в беспрестанном движении и чем-то напоминает (а иногда и откровенно цитирует) феллиниевские «Ночи Кабирии». Главная героиня — молодая девушка Лена Шабадинова (бессменная муза режиссера Яна Троянова) пытается добраться до того самого заветного киоска, где она должна сменить «Андрюшу». Героиня Трояновой также выписана крайне оригинально. Почти весь фильм она молчит, а по чистоте характера и непосредственности поведения напоминает то ли недалекую девушку из сериала «Реальные пацаны», то ли гениального «идиота» Достоевского. По дороге к ларьку Ленка встречается с разными людьми и попадает в ситуации, вполне реалистичные, но почему-то кажущиеся невероятными и почти что сказочными.

    Фильм интересен прежде всего тем, что существует на стыке жанров и сочетает в себе радикальный натурализм и сюрреалистическую абстрактность, иносказательность и лиричность. Сквозь толщу, в буквальном смысле слова, дерьма, матов, пьяных и уродливых рож, беспредела, грубой сексуальности и насилия (свойственных российскому арт-хаусу) пробивается что-то чистое, доброе и человеческое. Да так ретиво, что картина даст фору большинству наших крупнокалиберных рождественских комедий. Собственно говоря, сама по себе «чернуха» в картине снята с изрядной долей здорового и честного черного юмора (образец которого можно видеть в другой «новогодней» ленте «Омерзительная восьмерка»). Выглядит все вроде бы непритязательно, но воспринимается почему-то легко и непринужденно. Честно говоря, нашумевший эпизод, где герой-бард в порыве бурной, но краткосрочной страсти случайно заливает своим животворным семенем морду собачки Дюди, которая думала о своем собачьем и не сознавала всю трагическую значимость ситуации, пробрал меня буквально до слез. Вот уж всем cumshotам cumshot. Также, следует сразу сказать, что фильм изобилует фекализмом во всех его проявлениях. Практически каждая сцена обязательно сопровождается либо мочеиспусканием, либо дефекацией, не говоря уж о заветной фантазии «Андрюши», которая заключается в том, чтобы какая-нибудь молоденькая девушка на него наложила. Однако все это преломляется сквозь призму комического восприятия, отчего картина в итоге предстает пародией не только на заезженные новогодние комедии, но даже и на самое себя, т. е. на всякого рода «чернуху» с ее непременными атрибутами.

    О матерном лексиконе в фильме стоит упомянуть отдельно. Сегодня, в связи с бесконечными цензурными запретами, матерная культура в кино постепенно вымирает, но Василий Сигарев снимает так, словно никаких запретов вообще не существует. Мат льется песней и вопреки своему семантическому и эстетическому значению, в чем-то даже услаждает слух, вызывая необъяснимую радость. Пусть ревнители нравственности проклинают и бичуют мат. От этого он становится только сильнее. Ведь ничто не способно выразить эмоциональное состояние души полнее и глубже, нежели одно-единственное «крепкое словцо». А высказанное с экрана оно приобретает еще и дополнительный коннотативный окрас, и оперировать им, в конечном счете, целое искусство, в котором отлично разбирает Василий Сигарев.

    В чисто техническом отношении, при крайне скромном бюджете, все выглядит небогато, но очень даже прилично. Весь фильм (первоначальная версия которого исчислялась двумя с половиной часами) выдержан в ровном темпе. Сцены лениво и плавно, но чрезвычайно гармонично и естественно перетекают друг в друга. Актеры играют безукоризненно и с большим энтузиазмом. Собственно, в фильме собран весь «цвет» российских сериалов (Цыганов, Симонов, Камынина, Хазанова), сдобренный звездными именами Чуриковой и Куценко. Операторская работа вполне типичная, но хотя бы не раздражающая вечными подергиваниями и размытием кадра. Зато стоит отметить идеально подобранный саундтрек. В основном, музыкальный фон базируется всего на трех мелодиях — жгучей испанской гитарной серенаде, медленном вальсе Георгия Свиридова (выход фильма совпал со столетним юбилеем композитора) и минималисткой, простейшей фортепианной теме, которая к концу фильма начинает казаться просто невероятно глубокой и многозвучной.

    В целом, думаю, что картину оценят далеко не все. Чернушный юмор — вещь, крайне далекая от современного зрителя. Кто-то вообще обвиняет Сигарева в русофобстве, не замечая того факта, что пласт навоза, которым режиссер активно сдабривает свое творение, не является самоцелью и нужен лишь в качестве удобрения, для того, чтобы вырастить на этой почве скромный, но нарядный рождественский цветок, способный подарить зрителю щепотку хорошего настроения и может быть увидеть красоту, смех и добро там, где меньше всего ожидаешь их встретить. Например, в российском арт-хаусе. Чудеса, да и только!

    18 января 2016 | 08:12

    Лена (Троянова) — инфантильное белокурое чудо в чёрной шапке с милым бриллиантом на макушке. В преддверии Нового года выразительный грек (Акперов) скинул с балкона её сестру Ирку (Белова) — влюблённую, отчаянную и от любви грубую. В день празднования грек сделает это ещё раз, но уже на глазах Ленки. Для брошенной трюк окажется концом отношений, сломанным копчиком и гипсовыми трусами. Для Лены — началом пути волнительных приключений. Пункт А — местная екатеринбургская больница; пункт Б — улица Торфорезов, где в ларьке её ждёт грустный сменщик Андрей (Ильенков), пишущий прозу о человеческой природе, и его друг Дюк (Баширов), зверь этой самой природы. Меж точками — водитель под бутиратом (Цыганов), солидный лысый мужчина Роман (Куценко) в компании собачки Дюди, плохой бард (Симонов) с портретом Стивена Кинга и прочие персоны.

    Предыдущий фильм Сигарева «Жить» рассказывал о смерти как эпидемическом явлении, случающимся со всеми независимо от возрастов и положений — семейных, социальных или религиозных. Глухие удары трёх трагичных судеб, крупные мучительные планы и флегматичная музыка Павла Додонова колко опустошали тела зрителей и оттягивали пост-просмотровые разговоры пятнадцатиминутным молчанием. Реакция иных сводилась к быстрому «La merde». В психологических играх с проекциями душ покойных, жутких-жутких криках и разговорами с церковью фигура Сигарева как режиссёра рисовалась так: эстет c чуткими руками при огромных и сбитых кулаках; в пальто, но с дыркой от огнестрела в районе груди; с ясными мыслями, меж которых скользит русский мат. Случился конфликт фестивальной формы и человека, чью простоту эта заумность прячет зря.

    В «Стране ОЗ» же искренность и неприхотливость режиссёрского взгляда не маскируется дрожащей камерой и арт-хаусными претензиями. Дырка в пальто зияет ярче, речь звучит грубее и человечнее, а раны на рабочем кулаке видны ещё отчётливее — благодаря оттопыренному вверх среднему пальцу. Каждый ожог в этом фильме или нелепая гематома — автобиографические истории либо самого Сигарева, либо экранизации прозы его со-автора Ильенкова.

    Хулиганский подход значит вовсе не критику или снобский смех над образами отечественной жизни. Напротив, режиссёр пропитывает весь фильм самоиронией и любовью ко всему тому беспорядку, что творится в стране и наших головах. Красота в фильме всюду: на балконе мёрзнут пельмени, органические гранаты бросаются на снег, на кухне висит турник, резиновые сапоги стеснительно скрипят. Плюсом: расстроенная гитара, умопомрачительное слайд-шоу под «Милую мою», спрятанная фляга с вискарем, взорвавшийся «Дюшес» и отрубленная свиная голова. Романтика неподдельная и рвущая. Показывая главную сорочинскую ярмарку страны, автор структурно образует кольцо. Выйти нельзя: можно только вертеться — в собственные удовольствия и смех. Что очень удачно. Ритмически картина подобна математическому року: разгон автомобиля сменяется статичным общим планом площадки с закрытым био-туалетом; искренне женские посиделки нарушаются резким ударом в глаз; наступление Нового года и бой курантов сняты в таймлапсе и даны неаккуратно и коротко, не отвлекая нас от главного. А главное — это то, что делают вокруг люди.

    Ленка подобно муратовской героине повторяет каждому встречному вечную новость: «А у меня сестра копчик сломала». Роман в костюме «Боско» серьёзно предлагает прокатиться с ледяной горки и гордо показывает Ленке приёмы борьбы. Мать троих красавцев читает стихотворения про *** (путан) и проговаривает «Эйвон» как «Авон». Бард — во своё спасение — спускает Ленку с балкона, крича: «Воооры!». Дюк ложится на осколки разбитого стекла. Андрей со злобой говорит известную рифму, отвечая на вопрос мальчика «Где?». Всё это честно и так по-нашему. Однако многое здесь достигает эффекта довлатовской прозы: смешное прерывается по-светлому грустным, невинное — мерзким, романтичное — трагичным.

    Конечно, будет гон. На мат, на резкую жесть, на (несуществующие, по правде говоря) гиперболизации. Тот самый средний палец поднят лишь для кино новогоднего пошиба — искусственно милого, надоевшего и одноцветного. Для смелых, остроумных и вдумчивых жителей в праздники эта картина станет отдушиной: посмеёмся в голос и подумаем. О том, почему всё это есть и не любить это нельзя.

    15 ноября 2015 | 22:14

    Мне кажется, новогодние кинокомедии в нашей стране было всегда. Из самых глубин подсознания всплывают картины, как семья, усаживаясь за по возможности щедрый по тем временам стол, ждала очередную «Иронию судьбы», «Операцию Ы» или «Чародеев». Добрая традиция советского кино была продолжена его приемниками в лице «Ёлок», «С новым годом, мамы», «Полярного рейса» или «Тарифа новогодний», однако ни один из них не прижился в памяти зрителя надолго. Я не хочу сказать, что трагикомедия мастера экзистенциальных драм Василия Сигарева («Волчок», «Жить) надолго задержится в вашей памяти, но и забыть её мгновенно лишь только перешагнув порог кинотеатра вы не сможете, ибо такого новогоднего кино в нашей стране ещё не было…

    Екатеринбург, канун Нового года. Пока жители города в последние часы уходящего года успевают дорезать оливье и закупить фейерверки, по улицам города в поисках улицы Торфорезов, на которой находится место её новой работы, мечется провинциалка Ленка Шабадинова. На своём пути Ленка встречает множество людей, как хороших, так и не очень, не осознавая, что одна из встреч станет судьбоносной для неё самой.

    Сразу по выходу творение Сигарева вызвало в отношении себя множество полных гнева тирад, ведь Василий замахнулся на изображение праздника, который и телевидением, и кино преподносится нам как самый светлый и чудесный праздник. Многие из нас, ориентируясь на те самые детские воспоминания, до сих пор наивно полагают, что так оно и есть, но Сигарев от кадра к кадру, от сюжета к сюжету «Страны ОЗ» деконструирует это утверждение, открывая глаза зрителя на то, чего он сам никогда не решится признать — с щедрого барского плеча нашего правительства десятидневные новогодние праздники стали для страны поводом для беспробудного пьянства и вакханалии. Я не берусь говорить за всю страну, но за большую её часть отвечаю точно. Не верите? Включите после новогодних праздников криминальную сводку — вам всё станет ясно без лишних слов. И все гневные тирады в адрес Страны ОЗ» -это подсознательные страхи тех, кто боится узнать себя в героях Баширова, Екамасовой, Цыганова, Снигирь, Симонова или Куценко, остающимся единственным оплотом оптимизма в этой мрачной трагикомедии. Если честно, то только благодаря ему и искренней Яне Трояновой «Страна ОЗ» не оставляет после просмотра гнетущего впечатления.

    Некоторые тут пытаются провести аналогии между «Страной ОЗ» и «Горько» в пользу последнего, мол за беспробудным пьянством Крыжовников умудрялся скрыть глубокий подтекст, реабилитировавший его в глазах зрителя, что за вакханалией скрывался конфликт отцов и детей, их интересов и культур. При всём моём негативном отношении к дилогии Крыжовникова, я готов признать, что какой -либо философский подтекст у Сигарева отсутствует напрочь, однако по сравнению с Крыжовниковым, Василий оказывается честнее со своим зрителем, вот его- то кино -это настоящая энциклопедия народной жизни, настоящее «народное» кино — какой народ -такое у него и новогоднее кино.

    Вы, наверное, думаете, что после всего елея, который я вылил на «Страну ОЗ», она получит от меня положительную оценку. Ошибаетесь-в творении Сигарева есть нечто, что никогда не позволит мне дать подобным творениям зелёного цвета — фильм просто шокирует обилием матерных выражений (я смотрел его без кинотеатральных купюр), умудряясь вложить их даже в уста заслуженной Инны Чуриковой, снимавшейся в «Стране ОЗ» тайком от мужа Глеба Панфилова. Я готов был принять все от героев Баширова, Симонова или даже Куценко, но не от Инны Чуриковой. Всё это вкупе с пьяными монологами Баширова разговорами о копрофагии и дефикации, скорее всего, закроет творению Сигарева путь на международные кинофестивали (при этом «Жить» присутствовало в программе кинофестивалей Берлинского и Венецианского, а «Страна ОЗ» получила несколько ценных призов отечественных кинофестивалей), но оно, наверное, к лучшему — зачем миру видеть народ, для которого похмелье — не недуг, а панацея от него?

    6 из 10

    10 января 2016 | 13:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>