всё о любом фильме:

Страна ОЗ

год
страна
слоган«Скоро Новый год! Пора выбрасывать ёлки!»
режиссерВасилий Сигарев
сценарийВасилий Сигарев, Андрей Ильенков
продюсерСофико Кикнавелидзе, Дмитрий Улюкаев
операторДмитрий Улюкаев
композитор-
художникАнтон Поликарпов, Надежда Васильева
монтажДаша Данилова
жанр комедия
бюджет
$1 500 000
сборы в России
зрители
Россия  93.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время95 мин. / 01:35
Новый год в России — стихия неуправляемая и беспощадная. Именно в это волшебное время непостижимый колорит русской души проявляет себя во всей красе. Пока жители Екатеринбурга готовятся к главному национальному празднику и шинкуют оливье, Ленка Шабадинова спешит до боя курантов принять смену в киоске на улице Торфорезов. Но она даже не подозревает, что новогодняя ночь приготовила для нее свой безумный сценарий.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.90 (657)
ожидание: 89% (1629)
Рейтинг кинокритиков
в России
95%
20 + 1 = 21
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Через день после того, как был построен киоск в одном из дворов Екатеринбурга, к нему потянулись первые «покупатели». Иногда приходилось останавливать съемку, чтобы объяснить им, что пиво бутафорское.
    • В одной из сцен фильма в роли самого себя снялся мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
    • Изначально роль барда должен был исполнять Сергей Маковецкий, а на роль Романа соглашались сперва Константин Хабенский, а потом — Фёдор Бондарчук. Гоша Куценко пришел в фильм, когда съемки уже были в полном разгаре.
    • Все трюки в картине актриса Яна Троянова исполняла без дублера. Во время съемок одного из эпизодов она заработала сотрясение мозга.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене горения киоска использовалось 200 литров солярки. Тушили его три пожарных расчета в течение часа.
    • еще 2 факта
    Трейлер 02:19

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 258 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    … Улица Торфорезов в родном городе действительно существует, впрочем, как и многое из того, что показал Василий Сигарев в своем ожидаемо-скандальном фильме «Страна Оз». Назвать это чудовищное — не «плохое», а обильное на разнообразных человекоподобных монстров в единицу времени — роуд-муви «новогодней комедией» мог только воспаленный мозжечок непроспавшегося прокатчика.

    Пожалуй, лично моему восприятию «Страны Оз» навредило только одно — излишняя погруженность в контекст. Слишком много было написано и сказано про этот фильм еще до премьеры, и все это — правда. Любопытно, что никто из аналитегов — по крайней мере, из тех, с чьей помощью погружался в контекст я — не отметил очевидное сюжетное и стилевое сходство сигаревского кино с другим культовым алко-трипом русского бездорожья — мытарствами Венички Ерофеева. Но если Веничку в конце пути ждет волоокая дива, то сигаревскую Ленку Шабадинову — сомнительное удовольствие в виде ночной смены в ларьке на ТОЙ САМОЙ мистической улице Торфорезов. В самом же ларьке в ожидании феи-избавительницы творится непотребство в виде традиционной пьянки с философско-сексуальным уклоном, которую меж собой разыгрывают Баширов (третий десяток лет в роли Толика) и соавтор сценария Андрей Ильенков.

    А на шабадиновской дороге — трэш и угар, фейерверки с копрофагией, Ройзман в шикарном камео (да, он и правда мэр!), плачущий клипмейкер Симонов, обдолбанный Цыганов, Куценко с Хиросимой на голове, снегурка Хазанова с черным фаллосом, Чурикова торгует «Авоном» — и лишь предлоги цензурны в этом безумном мире. Каждая из звезд купается в своем эпизоде с явным удовольствием, соревнуясь в степени шокирующего воздействия на зрителя и одновременно — надругательства над собственным амплуа (от интеллигентнейшей Чуриковой, например, столько мата со времен «Курочки Рябы» не слышали). На экране все это выглядит весьма огненно — во всех смыслах.

    Огонь, кстати, один из ключевых элементов сигаревской wonderland, что вполне оправданно, учитывая неизъяснимую тягу русского народа отмечать наступление января немотивированным взрыванием всего и вся. В кадре — петард примерно столько же, как на среднестатистической Торфорезов минут через 20 после начала года, да и венчает всю историю очистительный пожар и ритуальное пепелище. При этом, несмотря на (псевдо)фантасмагоричность происходящего, новый фильм Сигарева, как и предыдущие его работы, страшно документален. Еще до просмотра я убедился в этом, лично поучаствовав вечером 31-го декабря — не на улице Торфорезов, конечно, но «на районе», который деликатно можно поименовать «спальным», — в диалоге, который вполне мог бы произойти в «Стране Оз». «Слышь, братишка, — бешено вращая глазами, вопрошал человек, выскочивший из белой «бэхи», — тут вообще «Русский фейерверк» есть?». Я честно ответил, что не местный, и человек умчал в снежную даль. Мораль сей басни такова, что морали нет никакой — просто вокруг безумие и угар, сестра сломала копчик, и добраться из Малой Ляли (а вот такого населенного пункта, кстати, нет — только Новая) до улицы Торфорезов не никакой возможности, да и смысла — Страна Оз у нас на всех одна, и «Ягуар» с пивасом, слава Гудвнну, везде найдется.

    2 января 2016 | 12:00

    Неожиданно трогательный фильм Сигарева «Страна ОЗ» своей честностью, отстранённостью, подлинностью изображения напомнил ранние рассказы Чехова, в которых многие современники писателя видели лишь безыдейность, безразличие, насмешку над человеческой жизнью и нелюбовь к людям.

    Известное высказывание Михайловского в «Русских ведомостях» в 1890 году «Господин Чехов… не живёт в своих произведениях, а так себе гуляет мимо жизни и гуляючи ухватит то одно, то другое» прозвучало рефреном тогдашних тревожных статей и невольно протранслировашее интеллигентское непонимание и неприятие своих же собственных отражений и нежелание потрудиться, чтобы осмыслить происходящее в книге.

    Посыл: ежели ты показываешь дерьмо, изволь определиться для чего ты это делаешь и что из этого следует, — до сих пор никуда не делся. К тому, что определяться, думать и менять что-то в себе и в своей жизни нужно прежде всего читателю, что задача автора, извините, не тыкать мордой в говно, воспитывая высокие идеалы и исправляя характеры, — к этому читатель тогда оказался не готов — и, судя по реакции на фильмы Сигарева, никогда не будет готов.

    Другое дело, что о чём бы ты не говорил, о любви или дерьме, важен талант. Талант, в каком-то смысле, и есть любовь. Вернее, его нет без любви. Но это совершенно не значит, что любовь должна проявляться в этаких цветочках, хэппи эндах, фантастической учтивости, вежливом поддакивании и покачиванье головы в такт вездесущей глупости, гримировании реальности, воздушных поцелуях заедаемого поп-корном катарсиса и прочей симуляции жизни. Вовсе нет. Талант — это что-то неизведанное, но сразу же узнаваемое по тому, что начинает происходить с тобой, когда ты смотришь фильм или на картину, или в окно, или в книгу, или слушаешь музыку, или движешься в танце. Без него и любовь — какое-то скучное предсказуемое дерьмо.

    Режиссёру «Страны ОЗ» нельзя отказать в таланте, написал бы безликий обозреватель художественных смыслов, которые ограничивают друг друга в его трафаретном восприятии. вот хватило бы только таланта его зрителям, которые при желании могут выбраться из своих интеллектуальных ям, отыскивая в картине какие угодно аллюзии и реминисценции, будь то Беккет, Тарантино, Рабле, Буковски, Сорокин, Мышкин, Амели, Стеллинг, Гоголь или кто-то другой, что-то другое; мысль может двигаться в самых непредсказуемых направлениях.

    Главное, чтобы она, мысль, появилась. Иначе всё так и останется. И мы по-прежнему будем жить как придётся. Не снимая своих разноцветных очков, не замечая жизни, не совершая волшебства.

    Одна знакомая девушка на работе постоянно пила чай и кофе из одной и той же кружки. Очень долго из той же самой кружки. Ничего особенного. Только кружку она никогда не мыла. С каждым разом налёт внутри становился всё темнее, а рисунок снаружи постепенно стирался. Девушка была невероятно красива. Кружка оставалась неизменно грязной.

    Что это было? Мелочи быта на фоне серьёзных задач рабочего процесса? Несущественное на пути к далёкой цели и мечте? Разоблачающий контраст? Лень? Или что-то ещё?

    15 января 2016 | 01:03

    Довелось посмотреть вчера на предпремьерном показе в Новосибирске. Впечатление отвратительное.

    Хоть Сигарев и сказал, что они старались пойти навстречу широкому зрителю, но все-таки фильм получился очень авторским. Этакая арт-хаусная комедия.

    В буквальном смысле это конечно не комедия. Практически нет ничего смешного. Зато очень много мата, брани и всякого рода противных и неприятных сцен. Кому-то это, наверное, будет смешно. Некоторые даже интересовались «режиссерской» версией с незапиканным матом. Вот уж настоящие «ценители» культуры.

    Большое внимание уделено «проблеме» хождения в туалет. Показано, как многие герои справляют разную нужду, а также некоторые из них обсуждают тему дефекации. Думаю, в этом есть какая-то авторская задумка, но какая непонятно, а вот смотреть противно.

    Наша страна показана в «лучших традициях» современного отечественного арт-хауса. Всё мрачно, грязно, плохо. Нормальных людей почти нет, зато много отвратительных персонажей. Что поделаешь, без этого не дадут призов на конкурсах и фестивалях.

    Над тем, что хотел сказать автор данным кино, предстоит как следует подумать. Может быть путешествие главной более менее нормальной героини, по стране Оз и знакомство с её отвратительными местами и персонажами. Может быть страна 03 (ноль три)? Больная страна. Опять «диагноз» нашему обществу и стране? Опять всё плохо, мрачно, беспросветно. Надоело уже. И главное, наша страна совсем не такая. Зачем показывать все самое плохое, да еще и сильно утрировать?

    В фильме просматриваются аналогии с книгой «Страна ОЗ» или «Волшебник изумрудного города». Чтобы расшифровать все авторские идеи, нужно знать эти произведения и уметь понимать авторское кино.

    Думаю, это кино не понравится широкому зрителю, как бы авторы не старались. Прежде всего, это мрачный арт-хаус для эстетических мазохистов. Широкому зрителю картина будет просто непонятна, а смеяться над некоторыми сценами и матом мало кто будет.

    1 декабря 2015 | 08:31

    Честно говоря, не знаю, чего я ожидала от данного фильма, но увидела я совсем другую историю, которая понравилась мне гораздо больше трейлера.

    Есть такое чудесное время в нашей стране, когда может произойти и происходит всё что угодно, причем чудесное время как в хорошем, так и в плохом смысле. Имя этому времени Новый год. И именно в эту даже не ночь чудес (а время в новогодние дни имеет свойство растягиваться и ужиматься самым непостижимым образом) героиня фильма Ленка Шабадинова отправляется на свое новое рабочее место — продавщицей в киоске на улице Торфорезов в Екатеринбурге. И тут начинается всё самое удивительное в её жизни.

    С одной стороны столько приключений не может свалиться на голову одному человеку в один день. Но с другой стороны… Это Россия, это Новый год.

    Я бы определила жанр фильма как роуд-муви, всё-таки весь фильм героиня пытается добраться до конечного пункта. По пути героине встречаются различные персонажи, абсурдные, гротескные, но, в то же время, такие узнаваемые, словно наши соседи или родственники. А в киоске ее тем временем ожидает сменщик с приятелем, в жизни которых эта новогодняя ночь тоже не пройдет без следа.

    В фильме задействовано много хороших и разных актеров, известных и не очень, но каждый к месту и сыграл пусть даже маленький эпизод, но от души.

    Яна Троянова — как жаль, что так редко снимается в кино, но каждая ее работа — маленькая жизнь, которую проживаешь вместе с ее героиней.

    Гоша Куценко — ему идет играть роли таких немного (или много — сразу и не поймешь) безбашенных брутальных мужиков.

    Александр Баширов — совершенный крышеснос! Искренне веришь в сумасшедшую параллельную реальность, в которой существует его герой Дюк.

    Я рекомендую этот фильм к просмотру по двум причинам. Во-первых, он действительно классный. А во-вторых, это наша современная реальность, таких Ленок Шабадиновых по стране ходит тысячи, таких Дюков можно найти в каждой подворотне. Но реальность словно пропущена через фильтр и уже кажется не такой страшной, а даже и смешной, хотя все-таки я бы не считала «Стану ОЗ» комедией.

    10 из 10

    16 мая 2016 | 06:25

    Лена (Троянова) — инфантильное белокурое чудо в чёрной шапке с милым бриллиантом на макушке. В преддверии Нового года выразительный грек (Акперов) скинул с балкона её сестру Ирку (Белова) — влюблённую, отчаянную и от любви грубую. В день празднования грек сделает это ещё раз, но уже на глазах Ленки. Для брошенной трюк окажется концом отношений, сломанным копчиком и гипсовыми трусами. Для Лены — началом пути волнительных приключений. Пункт А — местная екатеринбургская больница; пункт Б — улица Торфорезов, где в ларьке её ждёт грустный сменщик Андрей (Ильенков), пишущий прозу о человеческой природе, и его друг Дюк (Баширов), зверь этой самой природы. Меж точками — водитель под бутиратом (Цыганов), солидный лысый мужчина Роман (Куценко) в компании собачки Дюди, плохой бард (Симонов) с портретом Стивена Кинга и прочие персоны.

    Предыдущий фильм Сигарева «Жить» рассказывал о смерти как эпидемическом явлении, случающимся со всеми независимо от возрастов и положений — семейных, социальных или религиозных. Глухие удары трёх трагичных судеб, крупные мучительные планы и флегматичная музыка Павла Додонова колко опустошали тела зрителей и оттягивали пост-просмотровые разговоры пятнадцатиминутным молчанием. Реакция иных сводилась к быстрому «La merde». В психологических играх с проекциями душ покойных, жутких-жутких криках и разговорами с церковью фигура Сигарева как режиссёра рисовалась так: эстет c чуткими руками при огромных и сбитых кулаках; в пальто, но с дыркой от огнестрела в районе груди; с ясными мыслями, меж которых скользит русский мат. Случился конфликт фестивальной формы и человека, чью простоту эта заумность прячет зря.

    В «Стране ОЗ» же искренность и неприхотливость режиссёрского взгляда не маскируется дрожащей камерой и арт-хаусными претензиями. Дырка в пальто зияет ярче, речь звучит грубее и человечнее, а раны на рабочем кулаке видны ещё отчётливее — благодаря оттопыренному вверх среднему пальцу. Каждый ожог в этом фильме или нелепая гематома — автобиографические истории либо самого Сигарева, либо экранизации прозы его со-автора Ильенкова.

    Хулиганский подход значит вовсе не критику или снобский смех над образами отечественной жизни. Напротив, режиссёр пропитывает весь фильм самоиронией и любовью ко всему тому беспорядку, что творится в стране и наших головах. Красота в фильме всюду: на балконе мёрзнут пельмени, органические гранаты бросаются на снег, на кухне висит турник, резиновые сапоги стеснительно скрипят. Плюсом: расстроенная гитара, умопомрачительное слайд-шоу под «Милую мою», спрятанная фляга с вискарем, взорвавшийся «Дюшес» и отрубленная свиная голова. Романтика неподдельная и рвущая. Показывая главную сорочинскую ярмарку страны, автор структурно образует кольцо. Выйти нельзя: можно только вертеться — в собственные удовольствия и смех. Что очень удачно. Ритмически картина подобна математическому року: разгон автомобиля сменяется статичным общим планом площадки с закрытым био-туалетом; искренне женские посиделки нарушаются резким ударом в глаз; наступление Нового года и бой курантов сняты в таймлапсе и даны неаккуратно и коротко, не отвлекая нас от главного. А главное — это то, что делают вокруг люди.

    Ленка подобно муратовской героине повторяет каждому встречному вечную новость: «А у меня сестра копчик сломала». Роман в костюме «Боско» серьёзно предлагает прокатиться с ледяной горки и гордо показывает Ленке приёмы борьбы. Мать троих красавцев читает стихотворения про *** (путан) и проговаривает «Эйвон» как «Авон». Бард — во своё спасение — спускает Ленку с балкона, крича: «Воооры!». Дюк ложится на осколки разбитого стекла. Андрей со злобой говорит известную рифму, отвечая на вопрос мальчика «Где?». Всё это честно и так по-нашему. Однако многое здесь достигает эффекта довлатовской прозы: смешное прерывается по-светлому грустным, невинное — мерзким, романтичное — трагичным.

    Конечно, будет гон. На мат, на резкую жесть, на (несуществующие, по правде говоря) гиперболизации. Тот самый средний палец поднят лишь для кино новогоднего пошиба — искусственно милого, надоевшего и одноцветного. Для смелых, остроумных и вдумчивых жителей в праздники эта картина станет отдушиной: посмеёмся в голос и подумаем. О том, почему всё это есть и не любить это нельзя.

    15 ноября 2015 | 22:14

    «Страна ОЗ» — самая смешная российская картина за последние несколько лет! Пора признать, что жизнь меняется, действительность иная, смеяться над рязановскими комедиями мы будем только с нотками умиления и даже ностальгией. «Страна ОЗ» — это здесь и сейчас, сегодня! Такой фильм Минздрав должен призвать ставить все российские телеканалы в предновогоднюю ночь, чтобы нейтрализовать безумную новогоднюю стихию.

    То, что это все-таки фильм, а не до боли знакомая реальность, напоминает блистательная игра известных актеров. Гоша Куценко буквально реабилитировал себя как актер за игру во всех «Елках» и «Моркови». Яна Троянова в образе девушки немного не от мира сего — снова поражает своей актерской игрой. После «Волчка» и«Кококо» она уже доказала, что способна исполнить любую характерную роль. В этом фильме ее героиня просто «святая простота» и тем интереснее наблюдать за перевоплощением. Александр Баширов поднялся над привычными в его кино-репертуаре ролями пьянчуг. В отличие от героев в балабановских фильмов, в «Стране ОЗ» он в предстает как настоящий философ. Евгений Цыганов, весь год эпатировавший прессу событиями своей личной жизни, наконец предъявил зрителям настоящую актерскую достойную работу. И пусть у него всего лишь эпизод, образ точен и сыгран безупречно! Владимир Симонов после исполнения нереалистичных олигархов в «Духлесе» вдруг получил роль, которая в его кино карьере, навернео, пока самая яркая! Женская половина зала рыдала и хрюкала во время просмотра сцен с Симоновым и Трояновой. Алиса Хазанова и Дарья Екамасова должны получить свою порцию славы за исполнение роли снегурочек! И невозможно обойти вниманием яркую и безумно талантливую Инну Чурикову! Ее фразы, в прочем как и многие реплики из «Страны ОЗ» абсолютно точно станут крылатыми!

    Режиссер Василий Сигарев нанес самую лучшую пощечину всему закону о мате, всей бредовсти сознания, которой нас зомбируют чиновники из телевизора. Пока народ безмолствовал, а его запикивали, Сигарев, как глашатай на площади трубил о том, что «неладно что-то в нашем королевстве» ! Пора вызывать 03! И как верно говорит слоган из трейлера фильма: «Новый год больше не будет прежним!»

    10 из 10

    5 декабря 2015 | 15:02

    Отличное, талантливо снятое и сыгранное кино о том, как провинциальная девушка Ленка Шабадинова в надежде на лучшую жизнь перебралась в областной центр и пытается в предновогодний вечер добраться до своего нового рабочего места в киоске, переживая по пути кучу приключений. Ленка именно такая, какими и бывают люди из небольших городов — неиспорченная вечным нашим бегом куда-то, спокойная, рассудительная, честная и просто хорошая. И вот встречаются ей люди очень разные.

    Можно бесконечно долго спорить и доказывать, что таких явных уродов в реальности в России не найдешь. Только как можно не видеть, что это сатира, гротеск, и фактически показаны все достаточно типичные проблемы, которые есть в обществе. Наркотики, алкоголь, какие-то нереализованные желания, философия ннеобразованных алкоголиков за бутылкой. Мать содержит троих сынков-тунеядцев, которые ее лупят. Псевдо-интеллигент, слушающий бардов и мечтающий изменить жене. Много еще разного, словами лучше не пересказывать, а увидеть самим. Да, где-то стыдно признаваться себе, что вот такие вот у нас празднования, вот такие бывают люди. Ну так и авторы хотели показать, какими быть НЕ нужно, так что в этом плохого? Актеры замечательно справились с ролями. Яна Ленку сыграла просто здОрово, Баширов, как всегда, точное попадание в персонажа. И Инну Чурикову ничуть не унижает такая роль.

    Все-таки это же новогодняя сказка, хоть и невеселая, поэтому конец у нее почти хороший. Пожалуй, даже неправдоподобно хороший для такого кино. Но надо же верить иногда в удачу, пусть даже и для такой феноменально невезучей девчонки, как Ленка.

    Отличное послевкусие у фильма, очень жаль, что критики этого не замечают. Потому что все равно хороших людей больше!

    9 из 10

    ставлю за избыток мата. Все-таки, на мой взгляд, не было необходимости в таком его количестве. Ясное дело, показывать настоящее празднование — и не материться — никак нельзя. Но зачем так много-то?

    4 мая 2016 | 15:35

    Прежде всего, хочется сказать, что фильм позиционирует себя как комедия. Но можно ли назвать «это» комедией? Ну, если вам нравится слушать одноообразные шутки про дефекацию и зацензуренный мат на протяжении девяноста минут и — то, может быть, Вы и назовете этот фильм комедией. Но лично я за весь фильм улыбнулся только два раза с двух гэгов (о смехе даже речь не шла), а это безусловно мало для фильма, который позиционируется как комедия.

    Дефекационный юмор, откровенный трэш и полное отсутствие сюжета — это всё, что есть в этом фильме. Просто полтора часа прогулок среди маргиналов, у которых весь юмор сводится к вышеупомянутой теме.

    Не знаю, как люди умудряются найти в нем хоть какие-то отголоски смысла, мне этот фильм показался просто пустой тратой времени.

    Есть фильмы, которые также затрагивают низменные темы, которые достойны просмотра, но этот фильм не из их числа.

    17 декабря 2015 | 21:22

    Фильм «Страна О3» произвел на меня положительное впечатление. Сидя в зале под эту очень приятную глазу картину, я наблюдал за реакцией зрителей и был приятно удивлен. Смеялись все, от 16 до 50 лет. Что сказать о картине, в принципе, судя по многим отрицательным отзывам о фильме, можно и посудить, что многих он смог задеть и даже обидеть. Для меня, человека, который живет в часе от города, в котором снимали, сею картину. Фильм не только мне понравился, а даже захотелось пересмотреть его, и посмеяться от души над многими моментами.

    Актеры: В Яне Трояновой я не сомневался, прекрасная актриса. Хочется больше фильмов с её участием. Гоша Куценко приятно удивил, наверное, многие не заметили, как он виртуозно смог передать ощущение, что, например, я разговариваю с настоящим Уральским жителем. Про остальных говорить просто бессмысленно, каждый внес вклад в картину, нет персонажа, который бы не запомнился вам. Даже в продавце фейерверков, я узнал многих продавцов моего города.

    Музыка: Прекрасно сопровождает весь фильм композиция «Ghetonia — La Rondinella»

    Подводя итог, фильм прекрасен и очень чувственен, все-таки новогодний. Сценарий отличный. Каст актеров великолепен. Мат в фильме никак не мешает.

    10 из 10

    4 января 2016 | 17:00

    Все киноработы В. Сигарева так или иначе посвящены социальному дну: люмпен-пролетариям, гопникам, шпане, в общем, персонажам песни М. Науменко «Гопники». К этому можно по-разному относиться — видеть в этом территориальное происхождение режиссёра (Нижний Тагил как средоточие пролетариата), личный интерес, потребность обозначить остросоциальные проблемы. И этот, и предыдущие фильмы, безусловно, талантливы; собственно, Сигарев и ещё Звягинцев, на мой взгляд, представляют собой лучшую режиссуру современности, чей язык по оригинальности не отличается от языка Тарковского или Данелия. В то же время этим работам далеко до смысложизненных вопросов, философских обощений, хотя они к ним тяготеют, и уж это точно — диагноз времени.

    Сам фильм «Страна Оз» (или «Страна 03») снят в некоей стёбовой манере, с элементами юмора. В духе постмодерна, Л. фон Триера или Гринуэя, здесь большое место уделено т. н. «низовому дискурсу» — фекалиям, половым сношениям, натурализму и т. д., выступающим в то же время именно как дискурс, но не как констатация; здесь вопрос из разряда тонкой грани между литературным и обыденным матом, художественной эротикой и порнографией. Сюжет фильма можно назвать на грани фола: пролетарская девушка (а-ля «Ален Делон говорит по-французски») идёт в Новый год устраиваться на новую работу в киоск, но так и не доходит, по пути попадая то в один, то в другой переплёт, оказываясь и на ледяной горке, и в чужой квартире, и в СИЗО, и на больничной койке. Все персонажи пьют, матерятся, демонстрируют беспросветное дно жизни. В то же время «Страна Оз» не оставляет ощущения тягостности, это именно очень интересный фильм, смотрится быстро, на одном дыхании, в отличие от «Волчка» и «Жить». Фильм ровным счётом не предлагает никаких «рецептов» спасения, выхода, он, как ни странно этически нейтрален, а ненависть, агрессия и бескультурье персонажей воспринимаются как нечто уже данное, находящееся внутри них самих и не вызывающее протеста. Данный ракурс, при всей его спорности, вызывает 2 проблемы: то ли здесь формируется некое представление о том, что в жизни больше ничего нет и не нужно (что не так, и с этим нужно бороться, т. к. это миф — считать, что в России нет интеллигенции, культуры, и всё что показано, характерно для страны в целом), то ли это вызов-проблема, в духе того, что «нужно что-то делать». Последнее следует собственно из цифр 03 — вызов скорой помощи. Отдельно бросается в глаза своеобразный контраст: показаны все блага цивилизации — микроволновки, автомобили, интернет (то, что у героини «нет» интернета — скорее принянутый факт, нежели чем отражение реальности), современные дома, новогодние убранства, — и всё это на фоне абсолютного убожества характеров, нравов, отношений. Возможно, в этом и состоит главный посыл фильма — показать, что решение внешних, материальных проблем не отменяет проблем внутренних.

    В любом случае это — интересная, талантливая работа, не оставляющая ощущения бесцельно проведённого времени.

    27 января 2016 | 23:46

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>