Забытый шедевр одного из пионеров отечественной мультипликации Вячеслава Левандовского. Объемный кукольный фильм с участием детей-актеров был снят накануне войны по мотивам кукольных спектаклей Сергея Образцова, а в марте 1941 года его впервые увидели зрители. По словам историка анимации Георгия Бородина, в этой старой ленте «мастерство Левандовского достигло вершин, не превзойдённых советскими аниматорами даже в 1950 – 1960 годы». Для более достоверного изображения эмоций персонажей авторы применили технологию «сменных масок», когда отдельно под каждого героя фильма подбиралось своё количество фаз для выражения надлежащего диапазона настроений (~20 фаз).
От Зины и Коли ночью сбегают игрушки, с которыми ребята плохо обращались. Кукла с подрисованными усиками жалуется, что дети сделали из нее мужчину, другие игрушки демонстрируют свои «увечья». Узнав, что их игрушки сбежали, малыши тут же устремляются за беглецами. С помощью Мышки-волшебницы маленькие герои уменьшаются в размерах, после чего попадают в Кукольную страну. Там по требованию обиженных игрушек над ними проходит суд. После приговора суда дети, в обличье кукол, должны попасть в руки злого мальчика. Выдающийся советский кинорежиссер Александр Птушко прочитывал здесь особый мотив борьбы за социальное равенство и осмысливал все события в фильме с «классовой точки зрения». Так или иначе лента достойна внимания.
8 из 10