всё о любом фильме:

Женщина в песках

Suna no onna
год
страна
слоган«The most provocative picture ever made»
режиссерХироси Тэсигахара
сценарийКобо Абэ, Эйко Ёсида
продюсерКиити Итикава, Тадаси Ооно
операторХироси Сэгава
композиторТору Такэмицу
художникТотэцу Хиракава, Масао Ямадзаки
монтажФусако Сюдзуй
жанр триллер, драма, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Ники Дзюмпэй, углубленный в себя энтомолог, собирает насекомых на японском побережье. Его встречают несколько местных жителей и предлагают ему ночлег у женщины. Они приводят Ники к хижине, находящейся на дне песочной ямы, куда он должен спуститься по веревочной лестнице к женщине, Киоко.

На следующее утро он замечает, что лестницу убрали…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
24 + 0 = 24
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименному роману Кобо Абэ.
    • Полная режиссёрская версия имеет хронометраж 147 минут.
    Трейлер 02:52

    файл добавилmyyshka

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Простодушие американских критиков, оценивающих иностранное кино, порой может действительно позабавить, но, как ни странно, в их почти детских высказываниях есть что-то, близкое к истине — в соответствии с поговоркой о «глаголящих устах младенца». Вот, например, японский фильм «Женщина в песках» характеризуется ими как… классический триллер. А почему бы эту ленту, впервые принёсшую международную славу 37-летнему режиссёру Хироси Тэсигахаре (в частности, он получил специальный приз на кинофестивале в Канне), на самом деле не интерпретировать вовсе не на символическо-бытийном уровне романа Кобо Абэ, а словно хичкоковский саспенс. Ведь рассказ о человеке, который незаметно для себя попал в смертельную ловушку, откуда он позже вообще не пожелал выбраться, приняв некие условия кафкианской игры с собственным роком, по-настоящему держит в напряжении и страхе, а надвигающиеся зыбучие пески производят сильнейшее впечатление, как в триллере. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 3 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Женщина в песках» — это не просто драма. Одно дело драма, затрагивающая личностные вопросы, то есть когда, допустим, тема одиночества пропускается через индивидуальность конкретного человека, — это психологическая драма. А в «Женщине в песках» личность героя не имеет принципиального значения, он там не индивидуализируется. Как в притче даются некие формулы бытия. Фильм весь пропитан философией экзистенциализма, заметно влияние Хайдеггера.

    «Ты отгребаешь песок, чтобы жить, или живёшь, чтобы отгребать песок?» — ключевая фраза в фильме. Главная загвоздка философии экзистенциализма в том, что поиски им смысла всегда приводят в тупик. Смысл жизни — это занятная игра. Нам всегда нужно во что-то верить. Нам необходимо вводить в цель какую-то гипотезу. Какое-то предположение должно быть изначально, а оправдается оно или нет — заранее никогда не знаешь. Если одна гипотеза противоречит истине, мы тут же сочиняем новую.

    Мы всегда подсознательно предъявляем ко всему определённые требования. Если мы хотим погрузиться в дебри экзистенциальной философии, мы берем, например, «Бытие и Время», и достигаем своей цели. Но в кино не за этим приходишь. Вопреки всему должна быть захватывающая красота смысла. Грустно, что фильм не идёт дальше трактата по философии. Изобразительность частично съедается какой-то ложной целью, хотя гипотеза изначально хороша.

    Особенно интересен процесс развёртывания идеи «сырого песка» (песок — водная помпа). Смысл в протяженности есть. Образы наслаиваются пластами, и к концу вырастает целая система (песочный мир). Если б это был сухой песок, я думаю, такого впечатления бы фильм не производил. В «Женщине…» нет несимволичных деталей. Воспринимать песок сухим — это привычно, нормальная рациональная логика: ну да, летает в воздухе, не даёт пожрать… Это какие-то очевидные вещи, которые становятся неотъемлемой частью нашей жизни, и мы даже перестаем их замечать. Песок скапливается, надо отгребать постоянно, иначе хана. Это ежедневная рутина каких-то дел не на себя, а на этих, — которые там сверху всем заправляют («тараканьи бега» Киосаки, если на примитивном уровне). А в этой истории вообще круто сделано, там прямо в жбан: всё на песке, в песке, песком, о песке. И человек показан в песках. То есть песок — это символ мироустройства, пространства в котором существует человек. Есть вот этот сыпучий песок — это все преходящее, временное, не имеющее истинной ценности, жизнь этим завалена так, что ничего другого мы, в общем-то, и не видим. Между тем, сама эта субстанция пространства не безжизненна, она тоже живет, в ней происходят какие-то процессы, как в организме. Вот женщина понимает дыхание этой стихии. Она, хоть и не может научно объяснить, но чувствует интуитивно (это, во-первых), и потом женщины более внимательны, наблюдательны, способны к эмпирическому освоению. Она говорит, что песок разъедает всё: дерево гниет, обувь портится. Она понимает власть песка над собой и покоряется тем законам, которые он ей диктует, поэтому она отгребает песок ночью, пока он сырой и знает, как удобней взять лопату, чтоб устать меньше. В логике её возможностей она гармонично вписывается в этот мир, она показана мудрой. Показана иконически как женщина. А герой выглядит очень жалко, так по насекомьи не хочет со всем этим смириться. Он долгое время просто не понимает того, что происходит. Это до тех пор, пока он не обнаруживает свойство песка «к конденсации». Вот тут открывается перспектива взаимодействия с телом мира. Дальше понимание ускользает от меня, нельзя отнимать недосказанность, нельзя показывать эту убогую картину злорадства человечишки над своим маленьким колодишком. Впечатление отвратное. Лучше бы он просто растворился где-то в пустыне, забытый своими преследователями, потому что самое главное он уже осознал, и перестал выглядеть насекомым.

    Художественно фильм прекрасен. Но концовка все-таки обескураживает. Возможно, так выражена потребность покоя, попытка спрятаться от давящего космоса мира в собственном микрокосме. Не спорю, это даёт покой персонажу, но разве это не отнимает ощущение космоса у зрителя? Если предположить, что это и есть задуманный эффект, то хочется напомнить, что «знание без веры — философия», сухая и равнодушная как песок…

    За неоднозначность

    10 из 10

    8 июня 2010 | 23:34

    Если представить мир — сосудом: из песка, воды, людей и всколыхнуть его. На каком, уровне, окажется человек? Возможно в песочной, иссушающей нутро яме, где борьба с самим собой переходит в смирение, а появившийся ветер, создавая причудливые узоры на песке, замедляет скорость движения и напоминает о себе в оставленных письменах.

    Есть одна притча о сне человека, который, смотря на небо, видел картины своей жизни. В этот момент, на песке, появлялись две цепочки следов (одни — его, другие — от ног Господа). Когда перед ним промелькнула картина самого несчастного времени жизни, осталась одиночная цепочка следов. Человек спросил в тот момент у Бога, почему тот отказался от него в самый тяжелый момент жизни. Господь ответил, что нес его на руках, поэтому на песке осталась одна дорожка следов.

    В картине, главный герой, как человек из притчи, чувствовал себя несчастным, пока не наполнил свое сердце смыслом и не нашел Бога в себе самом. Пока не освободился от собственного «я» и прошлых привязанностей, которые, в сущности, вписали его имя в некролог, а не как он мечтал, в этнологический словарь.

    Картина, за всей ее нарочитой зашифрованностью, раскрывает простые, всем известные истины: страх одиночества, желание оставить след в истории и каждодневная борьба со стихией (внутри себя и за пределами собственной оболочки) — это и есть жизнь, в которой каждый стремится к определенным высотам.

    Режиссеру картины, удалось запечатлеть видимость появления на песке воды из пыли, медленными струями и огромными, «водными» потоками, обрушивающимися на мирных жителей. Примерно так я вижу начало зарождения пустыни. Где море, за миллионы лет, отступало и высыхало, но оставило за собой огромные территории пустынь, которые, находясь в постоянном движении, под действием эндогенных и экзогенных процессов, преобразовывают одну форму в другую.

    Две стихии (песка и воды), объединяют мужчину и женщину в борьбе за свои идеалы. Она — за свой дом, он — за обретаемый смысл жизни. Найти пустынное золото (воду), спасти от одиночества, поделиться любовью, стать свободным, подавить чувство зверя в себе — это лестница в небо, тот просвет, который должен человек найти в себе сам. И тогда после тяжелых бед придет достойная награда!

    Картина безупречна визуальной составляющей, поиском своей родины и трансформацией человека в личность.

    10 из 10

    9 июля 2011 | 21:37

    Восток и Запад вновь сошлись, будто два знакомых с детства антагониста, в старой как мир битве за единственную человеческую душу. Не так, чтобы в этом человеке было что-то особенное. Совсем наоборот, Ники Дзюмпэй обычное лицо из толпы. Такие десятками проходят мимо вас в будничной суете. Скромные пешки, не сильно заботящиеся о каждом новом шаге. Они согреты своими маленькими желаниями и гордостями, и самое последние, в чем вы смогли бы их заподозрить, так это в том, что их душа в ближайшее время превратится в пустынный полигон. Здесь будут кипеть страсти, вспыхивать новые надежды и увядать старые мечты. На губах застынет сухой привкус песка, а в глазах вспыхнет один единственный риторический вопрос. Что может изменить природу человека?

    Кобо Абэ и Хироси Тэсигахара руками немытых крестьян бросают нашего энтомолога-любителя в песчаную яму. Здесь есть все, чтобы выжить: еда, питье, одежда, физический труд, женщина. Отрешись от старого мира, забудь о своей мечте, стань ненужной строчкой в справочнике натуралистов, и обретешь тихий покой и счастье. Да, ты ограничен периметром песочной клетки, но зачем куда-то бежать? Чтобы доказать всему миру, что ты чего-то стоишь? Заявить о себе людям, которым до тебя нет и не будет дела? Ведь таков был смысл твоей жизни, до тех пор, пока ты не попал в сыпучий капкан. Мир за стенками жгучего плена будет все также холоден и безучастен к твоим мольбам. Там, на такой желанной большой земле, о тебе никто не вспомнит, потому что некому, а главное, незачем это делать. Так скажи, чем этот новый дом хуже твоего старого? Только тем, что тебя в нем удерживают насильно.

    Взяв за нулевую точку отсчета почти кафкианский эпизод с заточением, Кобо Абэ недрогнувшей рукой выворачивает «Замок» наизнанку. В «Женщине в песках» странноватая деревушка все еще населена гротескными обитателями, чей ежедневный циклический и, скорее всего, бессмысленный ритуал по прежнему является мерилом времени и символом неотвратимого рока. Но указатели вывернуты в обратном направлении, а компас абсурдистской логики, взбесившись, начинает отплясывать недурственную чечетку. Здесь все как в обычной жизни, несмотря на полную иррациональность окружающего мира. Чтобы выжить, ты должен работать. И пусть действия начисто лишены внятных объяснений, за них тебе дают кусок хлеба. Этого достаточно, чтобы дотянуть до следующего дня, а там, вновь работа. Замкнутый круг, бегство из которого возможно лишь при помощи безумного плана.

    Выступая осязаемым союзником сюжету, изображение всеми способами пытается убедить зрителя в реальности всего происходящего. Черно-белые кадры создают изящную иллюзию хроники, нарочито крупные планы насекомых аккумулируют эффект документалистики. Каждый эпизод безмолвно шепчет: «Оглянись, это все настоящее. Такое может произойти на самом деле». Аллегорическая притча о гибели и перерождении невольно превращается в сухой набор фактов. И лишь песок на протяжении всего фильма остается емкой и стильной метафорой. Символизируя то вечность, то мгновения, то свободу, то клетку, наполняя жизнь подобием смысла и с усмешкой отнимая малейшие надежды, песок становится живым организмом, чарующим свидетелем и мудрым рассказчиком. Он знает все, что было и что будет. Именно он, а вовсе не люди, решает, кому здесь дальше жить, а чьи минуты утекают в Лету. Даже море, столь вожделенное, робко прячет свои объятья перед песчаным брегом. Песочные дюны — вот истинная сила стихии и страсть природы.

    День за днем Ники Дзюмпэй растворяется в окружающем песке. У него больше нет сил и желания бежать. Смирившись и приняв свою участь, он, наконец, обретает свободу. Природа человека изменена. Что стало причиной этого? Любовь, страдание, раскаяние? Но, кто вам сказал, что сущность Ники поменялась? Изменилась одежда, ненужные документы полетели в огонь, колбы с насекомыми превращены в гору мусора. Но изменился ли сам человек? Тот самый, что стоит сейчас возле бочки, наполненной водой. Тот самый, что повинуясь закону сердца должен рвать на себе волосы, и жалобно восклицать: «за что?», потеряв только что двух близких людей — сожительницу и нерожденного ребенка. Нет, сейчас его занимают совсем другие мысли. Он сделал важное открытие, и это открытие по достоинству оценят жители деревни. Те самые, что еще вчера потешались над ним, приравнивая его к бездушному зверью. Сегодня они будут его уважать.

    Ники Дзюмпэй никогда не вернется в Токио. Да и зачем? Он нашел то, что искал. На самом деле ему нужны были не насекомые, а признание, слава. И он с лихвой ее получит, сидя в песочной ловушке и упиваясь своим маленьким открытием. Тщеславие, слишком живучий порок, чтобы время и страдания смогли вытравить его из человеческой души.

    19 декабря 2012 | 19:47

    Странное кино и местами довольно скудное. Ближе к середине мне хотелось выключить и забыть навсегда этот фильм, но я кое-как переборол себя, о чем я ни в коем разе не жалею.

    Первое что хочется отметить — прекрасный и необычный сюжет. Картина смотрится довольно интересно, но где то до середины, потом минут 20 лично для меня были страшными муками, но ближе к концовке ситуация опять улучшается и интерес к просмотру появляется вновь.

    Порадовала игра актеров, имен которых я не знал и не запомнил, но со своими образами они справились довольно неплохо, а актер, исполнивший роль ученого вообще достоин десятка высших кинематографических наград за свою роль.

    Очень красиво показана пустыня. Я и не думал, что этот сухой и безжизненный песок можно будет так красочно и ярко показать на экране. В общем — пейзажи на высшем уровне. Кроме этого нельзя не заметить, что почти каждый кадр выставлен в высшей степени интересно и, скорее всего, профессионально.

    Довольно любопытным было смотреть на этого самого ученого в двух ипостатях: 1 -я — Он властвует над жуками и прочими тараканами, получая от этого искреннее удовольствие. 2-я — он помещен в эту самую яму и сам стал «подопытной крысой», за которым все наблюдают и устраивают различные испытания. Да, он старается сопротивляться, он старается выбраться и т. п., но чем больше он старается, тем больше понимает безвыходность и ничтожность своего нынешнего положения.

    Картина, конечно же, символична и символов этих я увидел два — яма и песок. Уж очень сильно на них заострено внимание режиссера. И яму ассоциируют с «гиблым местом» и песок тут уж очень загадочный и т. п.

    Музыка в фильме скорее больше бы подошла к какому нибудь триллеру — довольно напряженная и создает особую атмосферу, хотя эту картину к триллеру лично я бы ну никак не отнес.

    Ну и нельзя не упомянуть о гениальной и многозначной концовке картины, которая действительно приводит в шок.

    8 из 10

    1 июня 2010 | 16:27

    По песчаному берегу моря бредет человек с оборудованием для ловли насекомых. Еще немного удачи — и имя его появится в конце длинного латинского названия невзрачной пустынной мушки. Городской костюм, документы в кармане брюк, отпускные на три дня и заранее купленный обратный билет придают его следам на зыбком песке четкий отпечаток уверенности. Законопослушный гражданин, профессиональный учитель, энтомолог-любитель, семейный человек и свободная в своих мыслях и поступках личность. Но, задетый невидимой рукой ветра, верхний слой песчинок уже сыплется на дно заготовленной для него западни. Чудовищный в своей абсурдности кошмар — унижение насекомого, пойманного в банку с удушливым формалином. Проснуться, вырваться, сбежать. Отомстить.

    Мастер японской авангардной прозы, Кобо Абэ создал потрясающую клаустрофобную фантазию, пугающе реалистичную в деталях и завораживающую в своем символизме. Режиссеру Хироси Тэсигахаре, взявшемуся в 1963 году за собственную интерпретацию «Женщины в песках», удалось передать не только идею, но и переложить на киноязык особую сенсорность книги. Каллиграфическое мастерство оператора Хироси Сэгавы, чередующего гипнотизирующие натурные съемки песчаных дюн с фактурной выразительностью крупных планов помогло актерскому дуэту органично вписаться в эту Вселенную песочного безумия. Эйдзи Окада и Кёко Кесида постепенно исчезают в синусоидной бесконечности пустынных пейзажей, находя себя в архетипичности Мужчины и Женщины. Плоское экранное изображение становится вдруг физически осязаемым — барханы изящно перетекают изгибами в плавную линию плеч, мягкую округлость груди и теплую впадинку живота. Женщина, так опасно и отчетливо отделившаяся от фона, превращается в волнующий силуэт. Пересохшее горло и драгоценная влага, мгновенно испаряющаяся с воспаленной поверхности кожи мужчины. Податливость и покорность. Войти в нее как в эти пески, просочиться, заполнить, подчинить и… потерять себя. Безвозвратно.

    Тору Такэмицу, расщепивший музыкальный фон картины на тысячу мучительно-сладких оттенков боли, замкнул цепь тока между внутренней экспрессией книги и ее экранизацией. Объявив своей творческой целью привнесение «грязных» царапин шума в царство чересчур организованной и выхолощенной музыки, композитор написал оригинальный психоделический саундтрек к фильму, основанный на смешении инструментальных жанров, соединив воедино звенящую мелодичность и шероховатую дисгармонию. Фильм превратился в гимн отчуждению, насилию, эротизму, ужасу и эмоциональной бездне, куда погружался главный герой. Картина Тэсигахары по мере просмотра постепенно начинает действовать на нервы, заставляя задыхаться от бессильной ярости, будоража первобытной чувственностью, тревожа инфернальной красотой своей черно-белой эстетики. Иррациональная реальность фильма проникает в поры зрительского воображения так же настойчиво и неумолимо, как и вездесущая антиматерия песка.

    Признание финальной сцены поражением — это тот самый лакмус, который очень точно выявляет разницу в базовых мировоззренческих системах востока и запада. Словно резонанс на шедевр Тэсигахары, в 1976 году была снята экранизация романа Буццатти «Пустыня Тартари» — кинопритча о текучести и необратимости жизни, об утраченных возможностях и бесплодных мечтах. Вместо постепенно сводящего с ума саундтрека Такэмицу — обесцвеченная, высушенная, словно обезвоженная музыка Морриконе. Взамен вырытой в песке ямы — военная крепость в пустыне. Пассивность как ловушка духовной старости, раз и навсегда принятый устав как воплощение безжалостной жизненной рутины, высасывающей силы, отнимающей желание куда-то стремиться и что-то менять. Кафкианство против конфуцианства, экзистенциализм против буддизма, безысходность смирения против переосмысления жизни и осознания принципиально иного смысла существования.

    Символично, что два великолепных фильма, казалось бы, сходных ситуативно и созвучных по заявленной проблематике, дистанцируются друг от друга по своему внутреннему посылу. В отличие от персонажей «Пустыни Тартари», главный герой «Женщины в песках» за два часа экранного и три месяца реального времени проживает сложную цепь духовных перерождений. Фильм постепенно и безжалостно, словно ластиком, стирает его прежнюю личность ситуацией навязанной предопределенности. По древнему и не имеющему обратной силы закону отрицания, призрачная многослойность его «эго» перемалывается в мельчайший песок. Превращается в пыль дурная бесконечность множественности ролей, порожденных и навязанных цивилизацией, культурой, социумом. И когда, казалось бы, не остается ничего, кроме пустоты…

    На водной глади вздрагивает и покачивается отражение незнакомого, давно небритого лица человека в местной одежде. Пальцы медленно и с наслаждением погружаются в прозрачную купель новорожденной души. Дно песочной ямы, вывернутое наизнанку и ставшее выпуклой вершиной холма. Математик, художник, поэт и философ, Хироси Тэсигахара поставил простой и гениальный кинолабораторный опыт, продемонстрировав появление новой человеческой личности из утраченных с внешним миром связей, потери прежних иллюзий, истонченной пограничности бытия. Проходя через первозданность, первобытность, предельное упрощение витальных процессов, герой «Женщины в песках» парадоксальным образом извлекает совершенно иной смысл своей жизни — как драгоценную воду из бесплодных песков пустыни. Истинность его новой реальности — в обретении себя через отказ от сверх-необходимого, в помощи другим и борьбе за насущное. Философия жизни, опирающаяся на самые простые человеческие истины и задавшая самый главный вопрос: «Кто ты?»

    19 декабря 2012 | 14:19

    «Женщина в песках» — это не только один из самых лучших фильмов японского кинематографа, но и одна из самых удачных и мастерски снятых экранизаций в мире.

    Всё началось с того, что режиссёр Хироси Тэсигахара, увидев пьесу «Западня» по роману Кобо Абэ «Женщина в песках», был очень недоволен, и тогда же решился сам заняться экранизацией. Так же в создании фильма принял участие сам Кобо Абэ, это, конечно же, и отразилось на фильме в лучшую сторону.

    Честно говоря, мне повезло, ведь я сначала прочитала роман, а потом только уже и посмотрела кино, хотя в большинстве случаев получается наоборот. Оторваться от книги, конечно, не могла, она как зыбучие пески затягивала, и в итоге всё читалось на одном дыхании. К счастью, плохих книг мне практически не приходилось читать, и непросто сейчас меня удивить сильно хорошей книгой, но только не в этом случае, ведь никогда подобного мне не доводилось читать! Это настолько тонкий роман, в который проникаешься очень глубоко, начинаешь осознавать грань человеческого существования и задумываться о принадлежности к самому себе. Как бы уныло не звучало, но эта история очень похожа на нашу жизнь, и выбраться из подобной ямы могут далеко не все, а некоторые вообще готовы смириться с чем угодно, позволяя системе управлять над собой.

    Если говорить о самом фильме, то понимаешь, что более чётко и грамотно снять кино просто невозможно. Очень редко, когда в экранизации не упущена ни одна важная деталь, когда актёры просто чувствуют и вживаются в свои роли, когда режиссёр добросовестно снимает и в первую очередь думает не о прибыли, а о качестве фильма, относясь к этому ни как к бизнесу, а как к произведению искусства! К большому сожалению таких фильмов единицы, и как раз «Женщина в песках» совершенно заслуженно входит в эти единицы.

    Уже с самого начала можно смело наслаждаться красотой кадров, экзотикой, операторской работой, все эти песчаные пейзажи и деревня выдержаны на прекрасном художественном уровне, и очень удачно, что фильм сделали чёрно-белым. И, конечно же, фильм подслащивает головокружительная музыка гениального композитора — Тору Такемицу. И актёры просто вписались в роли, особенно отдельное спасибо актрисе Кеко Кисида. На моё удивление, когда я читала роман, то в образе «тетки» я представляла женщину именно с лицом и мимикой этой актрисы!

    Не могу так же оставить в тени кое-что: давайте-ка вспомним тот момент, когда главный герой просит жителей деревни, чтобы они выпустили его под их же присмотром немного погулять, мол, он исправился и усвоил свой урок. Они согласились, но только с тем условием, что если только он сделает «это» с женщиной на глазах у всей деревни! Мне понравился этот момент в фильме в первую очень в том, как режиссёр художественно изобразил её: вдруг жильцы, склонившись над ямой, начинают злорадствовать, на некоторых надеты традиционные театральные маски и скрылись они в безумном танце, а музыкальное сопровождение вызывает самые сумасшедшие ощущения! В этом моменте режиссёр добавил немного своей фантазии, и в итоге получилась самая красивая и безумная сцена в фильме. И далее мужчина, словно предавшись безумию, потерял грань морали и был готов на самые немыслимые вещи, совершенно не думая о собственном достоинстве и уж тем более о чувствах женщины.

    Очень хочу посоветовать всем перед просмотром фильма, почитать роман Кобо Абэ «Женщина в песках».

    3 сентября 2011 | 22:30

    Человеческая жизнь коротка, как и недолговечны следы на песке, их смоет первая волна ветра.

    Хироси Тэсигахара предлагает рассмотреть вопрос о ценности нашего существования и о смысле бытия. Это история не конкретного человека, это история тысяч возможных жизней. Размышляя о том, кто такой человек, и что его делает таковым, Хироси Тэсигахара обращается к произведению Кобо Абэ «Женщина в песках». На первый взгляд внешний конфликт кажется понятным. Ники Дзюмпей, ученый энтомолог проводит три дня отпуска в пустыне в поисках нового вида насекомых. Открыть новый вид — путь к известности, возможность попасть в список энтомологического словаря. В последний день отпуска ему любезно предлагают ночлег местные жители. Дом находится в низине песчаной ямы, куда не добраться без веревочной лестницы. Спустившись в старенькую тесную хижину, счастливый ученый получает теплый прием хозяйки. Особые странности разговора и быта не смущают его, ведь хозяйка так приветлива. То, что большую часть времени молодая женщина отгребает песок от своего дома по ночам, просто для него выглядит чудно. Мало ли какие в пустыне обычаи? Женщину зовут Киоко и о ней мы узнаем немного, но это «немного» вся ее жизнь. Интрига раскроется утром, когда Ники Дзюмпей осознает, что он стал пленником местных жителей и будущим мужем женщины которую увидел впервые прошлым вечером. Ситуация переворачивается. Ученый всю жизнь ловил насекомых и вот теперь сам оказался в пространстве, откуда нет выхода. Пустыня это не город, здесь все живет по своим законам.

    В этой картине затрагивается огромное количество тем: политические, социологические, психологические, моральные, религиозные, мировоззренческие, философские, да любые! Потому что каждый человек имеет право на жизнь и на выбор. Ники Дзюмпей, цивилизованный человек, городской житель и не может терпеть неволи, главной идеей становится побег. Он борется за свою жизнь, как умеет. Пытается сбежать по крутым склонам песка, что невозможно, рушит в гневе без того хрупкую лачугу, шантажирует своих обидчиков, даже сплетает лестницу, но все бессмысленно. Ники начинает работать. Умереть на дне песчаной ямы, в сотнях километров от родного города, в безызвестности является глупой жертвой, ради чего? Очень жаль признавать, что человек существо приспосабливаемое. Однако у всего есть вторая сторона, как у медали, некое жизненное противоречие: день-ночь, песок-море, луна-солнце. Возможно, он что-то упустил, не увидел очевидных подсказок судьбы, ведь не так просто объяснить, почему происходят с нами те или иные события… Фильм снят на черно-белую пленку по настоянию режиссера, не смотря на то, что киноиндустрия позволяла сделать красочное кино. Черный и белый тона имеют множество оттенков, главное их рассмотреть, порой однозначные вещи таят в себе противоречия.

    В восточной философии говорится, женщина есть земля, а мужчина небо. С неба льет дождь — орошает землю, — она расцветает. Киоко — образ любящей ласковой доверчивой женщины. Она гармонично вписывается в этот мир, она любит свою родину и понимает ее стихию. «По ночам лучше спать раздетыми» — советует героиня… Мы видим, как трепетно оператор показывает нагое женское тело, становится понятно, насколько она хрупка и беззащитна, единственное, что ей нужно — забота. «Женщине трудно одной при такой-то жизни» — снова подсказывает она. Пустыня — женщина, лишенная мужчины. Ники видит это, но такая жизнь не для него, он протестует. Вода станет главным средством их соединения.

    Этот фильм — притча. Многие взаимосвязи утрачены мы никогда не узнаем полной биографии героев, например, как Киоко оказалась в песочной яме, где ее родители, откуда она знает город Токио, имеется ли паспорт? Да в этом и нет необходимости. Основные изменения происходят с Ники, который привык управлять своей жизнью, убивая невинных насекомых ради интересующей коллекции. Судьба играет с ним. Три месяца, три долгих месяца ученый мечтает выбраться из ямы, чтобы увидеть море и пытается как то договориться. Просьба за просьбу. Ученому — море, жителям — зрелище. Прилюдное изнасилование — вот цена, за короткую возможность почувствовать свободу. То что принято называть стержнем человека, именно это вдруг ломается, только подзучивает звуковик. Словно бесы, отовсюду появляются люди в масках с барабанами; их варварский карнавал, кружит над двумя беззащитными существами и требует, требует зрелища. «Все равно мы свиньи» — шепчет Ники, убежденный в своей ничтожности. Он потерял все что имел, уважать ему себя не за что. Сцена построена в гротескном стиле, очень театрально. Этот спектакль усиливает финал, о котором зритель не догадывается. Безусловно, сцена вызывает сочувствие герою, но чтобы переродиться, надо сначала умереть. И режиссер, и автор помогают ученому уничтожить себя. Действуя по принципу — «Мало что упал, на тебя еще и наступили» — японская пословица.

    Изможденный борьбой, Ники Дзюмпей не верит в возможные изменения ситуации. Но внезапно открытый способ добычи воды в пустыне — забытый школьный урок «Конденсация» — переворачивает понимание черного и белого в картине. Изменения, которых он ждал, произошли в его сознании. Имея шанс бежать, Ники Дзюмпей долго всматривается в свое отражение; открытие, предельно необходимое для местных жителей, обязывает его остаться. Больше не будет недостатка в пресной воде, он овладел особым знанием и жаждет поделиться. Теперь его место здесь в песках. Последним звеном в цепочке событий, усиливающим правильность этого выбора, является беременность Киоко. Автор Кобо Абэ возможно дает подсказку, что сопротивление не единственный путь, да и бежать некуда, если внутри нет гармонии. Пройдя сложный путь духовных перипетий, Ники Дзюмпей обретает иной смысл своего существования.

    13 марта 2014 | 15:06

    Чем больше смотрю восточное кино, тем больше мне оно нравится. Отчасти тем, что у восточных творцов какое-то совершенно оригинальное видение экзистенциальных вопросов и привычных сюжетов кинематографа.

    Например, в ленте «Женщина в песках», который американские критики определили как классический триллер (может, именно поэтому японский режиссер получил номинацию на престижную американскую премию «Оскар»), Тэсигахара идет дальше, нежели это принято делать в данном жанре. Для него это не просто способ испугать зрителя, держа его в напряжении и ожидании развязки, но и возможность поразмышлять о месте человека в этом мире.

    Энтомолог Ники Дзюмпей мнит себя Властелином планеты, вершит судьбы маленьких беспомощных жуков, пауков и пр. Но в то же самое время сам оказывается подопытным кроликом. Чем сильнее он сопротивляется, тем более жестоким способом ему указывают его новое положение.

    Все это вызывает сильное воздействие, конечно, не без помощи прекрасной тревожной музыки и кадров с безнадежной бесконечно растянувшейся пустыней. Но особенно поражает концовка, а Тэсигахара заслуживает бесконечного уважения, потому что не побоялся, в отличие большинства режиссеров, орудующих в «триллерных дебрях», не только отступить от привычного хэппи-энда, но и усилить эффект безуспешности человеческих попыток познания мира.

    16 апреля 2010 | 21:48

    «Женщина в песках», — фильм или роман? Я бы посоветовал роман. Не только потому, что в моём опыте роман был первый и, соответственно, в фильме не было нерва неизвестности, но и потому, что, на мой взгляд, роман гораздо органичнее содержит свою же собственную условность, оставаясь глубже и свободнее для впечатлений и умозаключений.

    В экранизации, — в этой или любой другой, — таятся и «бес дословности», и «бес недосказанности», — когда фильм и роман (причём, фильм-то всегда вторичен) опираются друг на друга, собственно, друг другу мешая. Почему никак не удаётся экранизировать «Мастера и Маргариту»? — Потому что нет никакого смысла снимать слова. И вот почему «Сталкер» Тарковского это и есть «Пикник на обочине», — что бы ни говорили Стругацкие.

    Предвиденно режиссёром или нет, но я был лишён не только чистоты взгляда, но и чуда трансформации Слова в Образ, — не о принудительной свободе песка и инверсиях в энтомологии, нет, — здесь всё выше похвал, — а о почти животном стремлении к свободе и её окончательном обретении. — Там, где не ищешь. Как в книге. Этого в фильме я не увидел.

    - Вместо чего кульминацией фильма стала нелогичная, фальшиво-чувственная сцена «Всё равно мы все свиньи!». — И ведь нет, в итоге! Для чёткой экранизации актёр (и режиссёр) должен быть конгениален буддистскому видению, жажде, традиции.

    Герой книги — наблюдательный, тонкий, как многие японцы, упорный и самостоятельный ум; герой фильма — мелкий мещанин, даже в момент «освобождения» жадно думающий о «полезности» своего «открытия», о той же записи в Энциклопедии, только теперь уже другой, не энтомологической. — Неубедительно.

    Но песок — ДА! И «Женщина в песках» — ничего. Хотя и не совсем та, что в романе. — Не совсем та. Поставил бы 8, но технически фильм снят виртуозно. Это стоит посмотреть. Хотя лучше — почитать.

    9 из 10

    14 июля 2011 | 22:49

    Экранизация лучшего романа великого японского писателя-экспрессиониста и философа Кобо Абэ «Женщина в песках» является самой известной работой режиссера Хироши Тешигахары. Этот фильм затягивает, как зыбучий песок, и мало кого способна оставить равнодушным.

    Напряженная атмосфера, виртуозная сценарная обработка сюжета, сработанная, кстати, самим Кобо Абэ, дополняется идеально точной композицией кадра и потрясающей работой художника по свету — незабываемая картина, которую можно просмотреть много раз и каждый раз находить в ней нечто новое, доселе еще не понятое и не прочувствованное.

    Одним словом, признанный шедевр японского кино, известный во всем мире, к сожалению забытый русским зрителем, ибо последний его показ в нашей стране значится за 1969 годом, а по телевидению демонстрировался в 1995 году в рамках «фестиваля японского кино», проводимого тогда на Первом канале.

    3 марта 2008 | 05:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>