«Я посадил в ваши сердца семена знаний, вскоре они прорастут, и распустятся прекрасные цветы истинной дхармы» - Васудева Шри Кришна.
«Махабхарата»… Как много в этом слове для сердца индийского (да и русского тоже) слилось, как много в нём отозвалось. «Махабхарату» по праву называют пятой ведой. Здесь есть возможность получить ответ из глубины веков, воспользоваться, так сказать, мудростью времён.
Красной нитью сквозь сериал проходит понятие дхармы, обсуждение, принятие решений и влияние их на судьбу человека. У понятия «дхарма», как я поняла, в русском языке нет конкретного слова-аналога, но согласно энциклопедиям – Дхарма, (санскр. dharma) - индийский философский и религиозный термин, в одном из аспектов - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает». В другом аспекте, под «дхармой» подразумевают неделимые единицы бытия - законы Мироздания. Также, дхарма может означать высший долг, сочетание совести, благочестия и служения. Дхарма проходит через жизнь каждого индийца как путеводная нить. Следовать дхарме бывает нелегко. Она может противоречить личным привязанностям и печалить сердце. Но считается, что только следуя дхарме можно достигнуть гармонии и душевного равновесия (то есть - счастья!).
Каждая строчка великого эпоса переполнена мудростью, любовью и всепрощением. События, описанные в «Махабхарате» произошли за 5 тысяч лет до нашей эры, и ознаменовали уход Кришны в вечную обитель. Составной частью «Махабхараты» является «Бхагавад-Гита», или «Песнь Бога», которая представляет собой диалог, произошедший перед сражением на поле Курукшетра, между Васудевой Кришной и его другом и учеником Арджуной.
Наверное, «Гиту» будут комментировать и читать до тех пор, пока на Земле существует человек, питаясь и наслаждаясь мудростью ушедших веков. Неизменным же осталось одно - её глубокий смысл и важная практическая составляющая для людей.
Недавно в сети наткнулась на статью о том, что жить согласно ведическим принципам вообще и по принципам «Махабхараты» в XXI веке так же глупо, как использовать лучину при разведении костра. К сведению неизвестного автора, даже сейчас, в XXI веке, люди добывают огонь подручными средствами по разным причинам, но это не так важно. Куда важнее другое - каким будет ваш огонь: оберегающий вечным знанием или испепеляющий невежеством.
Герои эпоса на протяжении повествования росли и развивались, становясь по-настоящему целостными личностями. Если персонаж отрицательный - это покажут наглядно. У хитрого и злобного Шакуни видны чёрные пятна на зубах - так изобразили «кариес». Гнилые зубы по преданиям - атрибут лживых и коварных личностей. Вообще, когда показывали этого Шакуни на протяжении всего сериала, я видела в нём Шрама, брата короля Муфасы из мультфильма «Король Лев». Прямо один в один попадание, хитрый как лис, коварный как змея, и подлый как шакал. При этом трусливый и мерзкий, который однако может плести очень коварные интриги. Для меня он был самым отрицательным персонажем во всём сериале. Даже Дурьодхан, его старший племянник, не был настолько злобным, как этот Шакуни.
Достоинств у сериала много: 1. Возрастной ценз 6+. На протяжении всех 267 серий вы не увидите НИ ОДНОГО поцелуя, не говоря уж о постельных сценах. При этом эмоции порой зашкаливают - когда мать вынуждена бросить своего ребёнка, или послать на смерть, когда любимые встречаются взглядом, когда погибают близкие люди. 2. Жизненные ценности. Беспредельное уважение к старшим, полное подчинение родителям, святым мудрецам - для нас это кажется фантастикой. Дети являются главной ценностью, они всегда желанны и любимы. В каком ещё сериале будет высказана мысль, что ни слава, ни богатство не способны принести счастье? Вот выполнение своего ДОЛГА на протяжении жизни - другое дело.
Любимые моменты - это вплетённые в канву сериала, наставления Кришны, когда сюжет «ставят на паузу» и разжёвывают поучительный смысл происходящего. Рассуждения обаятельного улыбчивого бога, хочется записывать в отдельный блокнотик, чтобы не забыть. Они не выглядят поучениями, а скорее притчами и рассуждениями. Каждый раз Кришна повторяет: «Подумайте об этом», позволяя зрителю самостоятельно делать выводы. От его улыбки я просто таю, это ж надо умудриться быть таким лучезарным на протяжении стольких серий!
Во многих сериях подробно показано проведение обрядов, много времени уделяется личным страданиям. Поучимся у индийцев не ставить личное благо выше общественного.
Главная ценность сериала - содержание. Тут есть над чем подумать. Сериал рассказывает прежде всего об отношениях людей между собой, есть много мудрых советов, к которым стоит прислушаться. Благодаря наставлениям Кришны, я усвоила пять главных принципов дхармы - Знания, Любовь, Справедливость, Преданность и Терпение. А основа дхармы - Сострадание, то на чём держаться все эти пять принципов.
Сериал переносит нас в особенный мир. Красивый, богатый, красочный, где божественное и человеческое переплетаются, где ценится праведность, преданность, отвага. Но самое впечатляющее - это глаза. Фильм полон крупных планов и сцен, где не произносится ни слова, но всё прекрасно читается по глазам, настолько они красноречивы.
Сериал мудрый, он ненавязчиво вызывает у смотрящего человека вопросы и даёт ответы, основанные на древних знаниях. «Махабхарата» - кладезь мудрости и дверь к осознанию. Шикарный, ёмкий и глубокий по своему содержанию сериал, который произвёл на меня неизгладимое впечатление.
После его просмотра, что-то изменилось в моём сознании, и в восприятии всего окружающего. Правда. То что раньше меня жутко бесило и раздражало в людях, даже мелочи, теперь меня не перестало раздражать, НО, я научилась контролировать своё раздражение, научилась спокойно принимать всё, что происходит вокруг меня. Научилась смирению и терпению, двум, из нескольких принципов дхармы. Это очень меняет взгляд на происходящее вокруг и на отношение к жизни. И это реально помогает, когда терпимо принимаешь что-то, не бесишься по пустякам, умеешь контролировать своё раздражение и свой гнев, то начинаешь лучше понимать себя, тогда и жизнь вокруг становится светлее, спокойнее и умиротворённее.
Однозначно рекомендую к просмотру и неважно с какой целью: почерпнуть мудрости, духовно развиться или просто посмотреть ради интереса, мне кажется, с какой стороны ни подойди, сериал понравится. Оторваться невозможно. Но этот тот редкий случай, когда совмещается приятное с полезным и время не проводится впустую. Ибо интересно, познавательно, эмоционально окрашено и, в тоже время, всё это сопровождается моментами обдумывания, осмысления, осознания, анализа.
Посмотрев сериал, понимаешь, что человечество не особо-то и изменилось за тысячелетия. Борьба, войны, любовь, амбиции, жадность, желания - всё это есть и будет. В «Махабхарате»Кришна пытается открыть нам глаза на то, что истинно, а что временно. Быть может, стоит прислушаться к голосу, доносящемуся из глубины тысячелетий?
Цель «Махабхараты» - подвести людей к пониманию Вед. Поэтому «Махабхарату» называют энциклопедией ведической культуры.
Имеющий уши да услышит! Кто хочет понять жизнь и причину поведения людей должен посмотреть.
Этот текст и в дальнейшем его, я считаю, гениальная экранизация - источник вневременной мудрости, то есть он актуален и в наше время. Мы можем видеть аналогии событий в своей семье, в семьях других людей, в организациях и на уровне государств.
Те, кто сможет видеть и слышать через строки, наверно, многое поймут в этой жизни. Но, как и Библию, каждый человек сможет видеть и осознавать на своем уровне сознания: кто-то будет смотреть на декорации, а кто-то в смыслы.
Я, человек, который воспитывался на Ведах, но получил 3 высших классических образования, в том числе психологическое, заверяю, что 'Махабрахара' - одно из самых глубоких творений о жизни и взаимоотношениях людей на этой Земле.
Я благодарю каждого, кто обратил внимание на этот сериал и смог сделать выбор в пользу духовного знания и просвещения.
Я благодарю каждого человека, который принял участие в экранизации этого творения. Каждый из Вас дал надежду людям на светлую жизнь на Земле: без войн, страданий и болезней, к которой человечество еще так долго будет идти, если выживет.
Весьма любопытно познакомиться с древним эпосом. Сложные хитросплетения сюжета. Любопытные вставки с поучительными выводами, о некоторых из них хочется поразмышлять. За это 10+.
Но потом создатели явно решили, что зрители уже никуда не уйдут, и стали безбожно затягивать события. На целую серию могли растянуть, как одни прячутся под корягой от других, и по 10 раз показывать изумлённые лица тех и других. И такого становится всё больше и больше. Динамика полностью пропадает. Плюс всё больше жестокости и несправедливости, которая растягивается на десятки серий. В общем становится не так уж приятно смотреть.
Ну и центральная завязка всего эпоса, кажется, не особо актуальна для современных людей: если дал обещание, нужно ли его держать, даже если это принесёт огромные проблемы тебе, твоим близким, вообще всем людям? Т.е. твоё обещание вошло в противоречие с тем, что ты считаешь правильным. Кажется, современный человек откажется от своих обещаний ещё на моменте 'принесёт проблемы тебе'. А здесь люди держатся за свои обещания, даже видя их губительность. И мораль в том, что держать обещание не самоцель, а способ сделать хорошо, и в случае если ты видишь, что делаешь плохо, здравый смысл важнее. Кажется, в индийской культуре перекос прямо противоположный от проблем современного общества.
В любом случае довольно любопытно. Но очень затянуто.
Фильм снят по мотивам древнеиндийского эпоса, и, само собой, неизбежно изобилует религиозными сюжетами, что, наверное, немного утяжеляет восприятие полностью непосвященной публикой. Впрочем, для популяризации индуизма с его многотысячным пантеоном богов задумка вполне может себя оправдать (как минимум, вы поймёте, что Кришна - одна из аватар Вишну.
Бюджет картины (время сейчас такое, всё измерять монетой)) больше миллиарда индийских рупий (в рублях примерно число соразмерное). Актёры, как и положено, с чертами 'истинных ариев' и даже довольно характерные, но очень неохотно стареющие в кадре сообразно хронологии сюжета)… На экране порой мелькает откровенно 'недорогой' реквизит, например, в виде пластиковых цветочных лиан, а спецэффекты частенько выдают свою нереальность.
Вывод после просмотра сего творения (если касаться содержания, а не оболочки) созрел немного безрадостный: зло этого мира невозможно преодолеть без вмешательства сверхъестественных сил, зато превратить эту жизнь в 'кромешный ад' - вполне под силу простым смертным...)
Я смотрю этот сериал уже больше года, но не весь, а наиболее полезные его части. Меня не волнуют ни декорации, ни второстепенные герои, ни спец. эффекты, ни обилие слёз и другие проявления эмоций. Меня завораживает сцены, где Кришна учит Арджуну, Драупади или других героев эпоса. Эпос я читала. Конечно содержание сериала далеко не везде совпадает с текстом эпоса. И, может быть, создатели фильма сделали правильно, соединив отдельные части эпоса в стройную сюжетную линию, несколько их переосмыслив. Современному человеку так легче воспринимать и более понятно, какие события из чего вытекают. Я хочу сказать об игре актёров. Все актёры подобраны идеально и играют естественно, без лишних ужимок и эффектных поз. Но, конечно, выделяются своей красотой как физической, так и духовной главные действующие лица, особенно Арджуна и Кришна. Можно было бы поменять их местами в предыдущем предложении, но речь пойдёт дальше о Кришне. Я никак не могу сопоставить образ, созданный Саурабхом с его современным качеством. Он настолько в обыденной жизни обыкновенный, кроме роста, что удивляет, как его нашли на эту роль. А он создан именно для этой роли! После этой роли ему просто нельзя больше никого играть. Конечно, актёр есть актёр, но на мой взгляд, Саурабх Радж Джей не пустой человек. Иначе роль Кришны ему бы не удалась. Ведь он в этом сериале просто Бог. И играя Шиву и других богов, он не достигает той божественности, что в 'Махабхарате'. Я не говорю уже о его танцевальном искусстве. По-моему В.Леонтьеву предлагали сыграть роль И.Христа на что он ответил, а как же он потом будет петь после такой роли! Одно с другим не совместимо. Я думаю, что и Саурабх тоже не может себя найти в другом качестве. Может быть, я ошибаюсь, пусть он меня простит.
Этот фильм воспитывает, возвышает духовно и красота обстановок, природы, костюмов и украшений создают приятное позитивное настроение. Но больше всего фильм раскрывает учение Кришны, которое не идёт в разрез ни с какой религией. Начинаешь пересматривать свою жизнь, поступки, меняются мысли и даже характер. Вслед за Хакимовым А.Г. я тоже советую посмотреть этот сериал и подумать глубоко и серьёзно над развитием отношений как между людьми, так и в обществе. Воспитать в себе главные моральные ценности и вообще задуматься о причинах и следствиях в нашей жизни.
В сказке всегда лучше, чем в жизни. Тем боле если у сказки исторический авторитет.
Сам по себе сериал интересный, и мысли, которые затрагиваются в нём также важны для человека. Также снят боле менее неплохо. И за весь состав переводчиков конечно огромное спасибо. Но, какое же балабольство вся эта Махабхарата. Сколько противоречий и расхождений в самой этой так называемой великой Дхарме (согласно сериалу конечно). Сколько путаницы. Как будто писатели Махабхараты и Дхармы не согласовывались друг с другом? Но это и понятно, ведь люди, которые писали это, жили в разные эпохи и воспринимали текущую жизнь согласно своему мировозрению и современным насущным проблемам. Вот сколько бы ни писали и ни дополняли друг друга, но похоже истинную суть Дхармы так и не смогли достигнуть. Но почему же не достигли, ведь столько якобы великих умов (мудрецы, боги, полубоги, гуру, цари, и так далее) породила великая мать Бхарат (Индия)?.
Временами этот сериал напоминал мне корабль, который вышел из точки А и должен достигнуть точку Б, как окончание своего пути, но почему то в дороге запутался, ибо в пути ему обнаружились разные новые неиспытанные доселе пути (тропы, линии жизни, тропы судьбы, испытания), и корабль не в состоянии перескочить, обойти, проигнорировать эти тропы, эти испытания. Он как будто обязан их испытать, их пережить, пронести через свою текущую суть, через своё текущее сознание и душу. (Он как будто изначально запрограммирован пережить эти новые, открывшиеся ему тропы). Может быть весь этот на первый взгляд бесконечный и противоречащий процесс испытаний и есть Дхарма, и только через него и никак иначе можно достигнуть так называемую Нирвану? А, что интересно происходит после Нирваны?
Помнится, еще в детстве меня заинтересовал древнеиндийский эпос «Махабхарата», но читать его было очень тяжело. Количество персонажей уже на первых страницах зашкаливало, а постоянные отступления от основного сюжета создавали в голове жуткую путаницу. После нескольких неудачных попыток я оставила идею изучить это древнее произведение. Но однажды мне рассказали об экранизации Махабхараты, и я с удовольствием ее посмотрела не один раз.
Несмотря на то, что индийское кино я не люблю, этот сериал показался мне произведением очень достойным. Приятно удивил визуальный ряд – прекрасно подобранные актеры, шикарные костюмы, приятные пейзажи. Видно, что люди отнеслись к своей работе с уважением и любовью. Не резала глаз игра актеров, если не считать эпизодических персонажей. Сценарий также выстроен очень адекватно. И потому даже человек несведущий в индуизме и индийской мифологии без проблем вникнет в происходящее. Правда, в первых сериях не совсем было понятно, что такое дхарма – собственно главное понятие Махабхараты. Но о ней говорят так много и подробно, что в итоге все становится ясно. Вообще сериал очень подробный: героев мы видим от рождения до самой смерти. Я надеюсь, что сценаристы все-таки никоим образом не исказили информацию из первоисточника и не добавили отсебятины. Пожалуй, единственный технический дефект сериала – это довольно-таки примитивные спецэффекты. Все эти светящиеся стрелы, магические сражения выглядят по-детски. Я не говорю уже про грим змеиного царя Такшаки и обезьяноподобного бога Ханумана. Актеры выглядят как сбежавшие с детского праздника аниматоры с приклеенными проволочными хвостами и плюшевыми головами. Но это все-таки не американский блокбастер, и потому прелести этого сериала не умаляет.
Главная ценность здесь – в содержании. После просмотра голова не останется пустой, как после просмотра какой-нибудь бразильской мыльной оперы. Разум наполняется духовным знанием, философией, которую при желании можно применить на практике. Лично мои ценности и взгляды на многие вещи поменялись после просмотра. Махабхарата - произведение сильное и жизненное. Оно рассказывает прежде всего об отношении людей между собой и дает советы по таким вопросам как воспитание детей, отношение детей и родителей, мужа и жены и т.д. Начинается оно легко и даже временами шутливо, но с каждой серией растет напряженность и разочарование героев в своей жизни. Видишь, как каждое брошенное зерно, каждый поступок приносит свои плоды. В кульминационный момент – унижение царицы Драупади на царском собрании, которое и послужило поводом для войны, я просто рыдала. Настолько остро показана проблема морали, которая собственно и привела к упадку династии. Не менее трагичными выглядят многие эпизоды уже на поле сражения. 18 дней битвы насыщены событиями и показаны очень подробно. Также дается простое разъяснение Бхагават-гиты – священного индийского текста.
Я считаю, что это прекрасное произведение как для ищущих духовное знание людей, так и для тех, кому просто интересно познакомиться с культурой Индии. Меня лично этот сериал сподвиг и на то и на другое.
На данный момент Махабхарата является самым лучшим сериалом в духовном плане. В нем есть всё,что только может быть. Здесь мы видим как это Всё играет свои роли. Какие происходят события, кто и как на них реагирует, как наши герои живут свои жизни в любви и благости, как справляются с трудностями и бедами, какие у них складываются отношения, как они пришли к своей гармонии, чего делать нельзя, что делать опасно, и как вообще жить и чем руководствоваться в своей жизни, чтобы быть счастливым и праведным или же наоборот невежественным...Всё это производит огромное впечатление, заставляет переживать, радоваться и плакать - эмоции настолько сильны и искренны, что приводят душу человека к особым трансформациям, настоящему преображению.
Актёры фильма-это настоящие боги просто. Особенно хочется выделить Кришну (Саурабх Радж Джейн). Он просто создан для этой роли.
В целом, мне все понравились-это лучшая комбинация актёров. Каждый актёр внёс своё прекрасное в сериал.
Махабхарата-это настоящее жизненно-важное пособие для всех людей. Он меняет жизнь, меняет человека, его поведение, его мысли и даже ценности. Побольше бы таких сериалов и таких актёров.
Очень хочется поблагодарить всех-всех, кто работал над сериалом!
Очень сильный фильм. Особенно глубоко он воспринимается с русским переводом Абхинанда прабху (Москва) и озвучиванием матаджи Яшодарани (Десногорск). Вопросы праведности, долга и чести... Насколько глубоко там показаны отношения между мужчиной и женщиной - прямо, как учебное пособие: как общаться так, чтобы не задевать мужское эго, как выстраивать гармоничные отношения внутри семьи. Очень проявлена тема материнства, тема дружбы. Благородство и любовь к Богу. О многом заставляет задуматься, многое прочувствовать...
Фильм малобюджетный. Кошмарный грим, тряпичные доспехи и оружие из папье-маше, ужасная бездарная постановка баталий и драк. Дико дешёвые спецэффекты. Сюжет прилично перековеркан, но в принципе не смертельно. Концовки со смертью и попаданием пандавов в рай нет. Бхагават-гита с 207 и всего на несколько серий. Полфильма - сцены с вытаращиванием глаз, плаксивые речи и диалоги в стиле 'Капитан очевидность'. Фильм вытягивает неплохой подбор актёров и авторитет самого повествования. Самое главное, что продюсеры как-то воскресили Майкла Джексона и он тут сыграл Драупади. Смотреть можно, но не без перемотки.