всё о любом фильме:

1944

1944
год
страна
слоган-
режиссерЭлмо Нюганен
сценарийЛео Куннас
продюсерИлкка Матила, Кристиан Таска, Мария Авдюшко, ...
операторРейн Котов, Март Таниэль
композиторЯак Юриссон
художникКалью Киви, Маре Райдма
монтажКиммо Таавила, Тамбет Тасуя
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
€1 620 000
зрители
Эстония  115.6 тыс.,    Финляндия  8.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
время96 мин. / 01:36
В фильме рассматриваются военные события, происходившие в Эстонии в 1944 году, в период от июльских боёв в Синимяэ до ноября, когда полуостров Сырве был уже завоёван войсками Советской Армии. Война показана глазами участников событий с обеих враждующих сторон — эстонцев, которые воевали и на стороне немецкой армии в 20-й эстонской дивизии Waffen-SS, и в составе 8-го Эстонского стрелкового корпуса Советской Армии. Для жителей Эстонии это была война, в которой каждый делал свой личный выбор. Именно с таким нелёгким выбором сталкиваются главные герои картины — солдаты противоборствующих сторон Карл Таммик и Юри Йыги — а также их сослуживцы, родные, близких и совсем незнакомые люди…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 643 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первая часть фильма рассказывает историю кучки эстонских фашистов, которые уже не ясно за что сражаются. Один эстонец плачется полфильма о том, что его семью при присоединении Эстонии к Советскому союзу сослали в Сибирь. Сия личная обида привела его на фронт и сценаристы считают, что такая мотивация для того, чтобы убивать людей вполне может иметь место.

    Из батальной сцены создается впечатление, что горстка немцев может отбить любую атаку и эта неуязвимость в свою очередь заставляет воспринимать советских солдат как пушечное мясо. Этим навивается известная пропагандистская идея о том, что Советская армия одержала Победу не благодаря таланту командиров и самоотверженности бойцов, а вот такими бесплодными атаками.

    В одном из эпизодов эстонцев награждают фотокарточками с автографом фюрера. Реакцией эстонцев на награждение создатели фильма пытаются показать независимое мышление эстонских солдат, что их не эстонская форма одежды на момент войны — лишь стечение обстоятельств. На самом деле в это трудно поверить, особенно когда в новостях рассказывают об очередном шествии недобитых СС-их старичков, увешанных бережно сохраненными нацистскими крестами.

    Демонстрируя сцену воздушной атаки, авторы фильма снова пытаются перетянуть симпатии на сторону эстонских фашистов. Показывать вот такую однобокую войну, значит не договаривать правду, правду о том, как эстонцы из подразделения СС принимали присягу на верность нацисткой Германии, а также участвовали в карательных операциях, уничтожении населения и занимались грабежами.

    В одном из боев, советские эстонцы «пожалели» фашистских эстонцев. Авторы фильма яростно пытаются возродить какой-то национальный патриотизм, оправдать солдат воюющих и на той и на другой стороне. На деле, эстонцы подчинялись сильной стороне, которая входила на территорию их страны, но вот почему то к Германии они претензий не имеют, а вот к России до сих пор относятся с недоверием.

    Не обошлось и без стереотипов о русских, которые так запросто пьют самогон, прямо во время обсуждения будущего плана наступления. И конечно не обойдется без злодейского красного офицера, жаждущего крови подростков, готового стрелять по своим или сослать семьи непокорных подчиненных в Сибирь. Как не печально, но без таких офицеров редко обходятся и наши современные сериалы о войне, так что грешить на заграничных режиссеров уже не ловко.

    Примечателен вот какой эпизод. Когда воин красной армии входит в свое поселение и не находит свою семью, то совершенно спокойно говорит, о том что всех угнали в Германию, мол они вернутся, а главное дом целый и сам живой. В то же время фашистский эстонец из-за ссылки своей семьи в Сибирь чуть ли не с катушек съехал. То есть ссылка населения в Германию, в концлагеря представляется авторами фильма меньшим злом, чем ссылка в Сибирь (например, в колхоз).

    Авторы картины старались сделать ленту наиболее нейтральной, поэтому собственно вели повествование как от немецкой, так и от советской стороны. Однако личная неприязнь авторов картины к советам на мой взгляд все таки проскальзывает.

    В принципе от зарубежного фильма не следовало ожидать чего-то другого и определенная сдержанность в русофобии немного подкупает. Это самое опасное — заставить зрителя думать, что картина объективная, а затем аккуратно нанизывать на сюжетный стержень необходимый материал, который сформирует «нужную» зрительскую позицию.

    Однако, надо быть на чеку и давать должную оценку таким фильмам: 2 балла (за некоторые сцены, в которых фашистам таки дали прикурить). Кстати примечательно, что средняя оценка IMDb больше 9 (это 53 проголосовавших эстонца), а средняя оценка пользователей Кинопоиска чуть больше 5 (более 500 зрителей). Так что можно быть спокойным, наш зритель на идеологическом фронте врага не пропустит, а тем более в канун празднования 70-летия Великой Победы!

    Фильм посвящается всем, кто боролся и погиб за независимость. Спрашивается, а кто же боролся за независимость, СС-цы или бойцы Советской армии? Судя по тому, что находясь в составе СССР эстонцы считали себя зависимыми, то рискну предположить, что СС-цы сражались за независимость…

    Считаю, что тем кто интересуется тематикой второй мировой войны данный фильм посмотреть не помешает, в первую очередь для того, чтобы знать какими приемами пользуются на западе и быть готовым представить контраргументы в информационном противоборстве.

    2 из 10

    15 мая 2015 | 19:55

    Отличнейший фильм!

    Вторая мировая война глазами эстонцев, разделенных линией фронта и сражающихся на стороне немцев и на стороне Красной армии. Что характерно, представления о войне, правде и свободе у тех и других одинаковые, так же как и родина.

    Сценарий весьма небанально выстроен — благодаря зеркальному повторению сюжета, мы видим разные стороны ситуации, разные варианты личного выбора, разные судьбы, связанные воедино.

    Убийца, предатель, спаситель, жертва — на войне эти роли меняются мгновенно, и этой непредсказуемостью она страшна. Особенно такая — когда один народ разделен, и внешние силы используют его в своих интересах.

    Главное при просмотре преодолеть когнитивный диссонанс первых 15 минут фильма (скорее всего, он возникнет у всех, кто воспитан на отечественном кино о войне). Отбросьте свои предубеждения, «либерал» вы или «патриот», просто смотрите. Аплодисменты создателям «1944»: фильм сделан просто с виртуозной «политкорректностью»: здесь представлены почти все возможные позиции, но ни одна из них не осуждается (пожалуй, кроме политрука).

    И, кстати, единственный русский в фильме показан отличным малым.

    12 ноября 2015 | 22:27

    Это, пожалуй, один из лучших, если не лучший фильм о войне, что мне доводилось видеть. А посему первое, что я хочу сказать:

    НЕ ЧИТАЙТЕ описание к фильму! Не пытайтесь предполагать, о чем и с каким уклоном он снят (есть риск ошибочно допустить, что это — злостная пропаганда фашистов-русофобов), а просто возьмите и посмотрите. Не ставьте оценку по принципу «не смотрел, но осуждаю».

    Все известные мне фильмы о войне представляют лишь одну сторону. «Мы» — это всегда хорошие и добрые. «Они» — всегда нелюди и психопаты. Какая бы страна ни снимала фильм, камера почти всегда следует за героями строго одной стороны, героически сражающимися с противником. Однако «1944» сделал шаг вперед.

    Итак, перед нами предстает Эстония — маленькая страна, чье население соизмеримо с населением одного крупного российского города. Страна, не способная оказать серьезное сопротивление попыткам военного и политического давления. И вот эту страну раздирают на части 2 могущественные державы.

    Первая — фашистская Германия, одержимая идеей высшей расы и мирового превосходства, с дичайшими гонениями всех «нечистых» и зверскими концлагерями.

    Вторая — СССР — страна репрессий, расстрелов, паранойи ("вокруг одни шпионы, да враги народа»), доносов, раскулачивания и лишь чуть менее жутких трудовых лагерей.

    Большинство (не все: как всегда, в семье не без урода) героев картины не имеют ни малейшего желания воевать ни за одну из этих стран, однако судьба их заставила. До кого-то первой добралась Красная армия и рекрутировала их в добровольно-принудительном порядке, до кого-то — войска СС с тем же результатом. Итог — граждане одной страны вынуждены воевать друг с другом в войне, которая несет им лишь смерть и разруху.

    В фильме мы не «привязаны» к одной из сторон, у нас есть возможность понаблюдать за обеими сторонами, узнать их героев и понять, что и там, и там — живые люди, со своими историями, трагедиями, мотивами. Нет добрых «наших» и нелюдей «их». Есть лишь 2 группы обычных людей, втянутых в жестокие игры неадекватных политиков.

    О Второй мировой войне снято много шедевров: как наших советских, так и зарубежных. Все они прекрасно подчеркивают горести и ужасы войны, но не раскрывают главного: что враги — такие же люди, как и мы, просто с промытыми мозгами ("мы», впрочем, тоже, разве что в меньшей степени). Родись Гитлер в СССР — и вся история случилась бы в нашей стране. Родись Гитлер в Канаде — и скромная, далекая от политики Канада стала бы оплотом мирового фашизма. Ни мы, ни другие страны не являемся особеными. Нет у нас иммунитета к убеждению, не действуют на нас по-другому идеи о превоходстве над другими, обретенная власть и попавшее в руки оружие. «Плохие» и «враги» — прежде всего, обычные люди, ставшие жертвами либо обстоятельств и принуждения, либо того, как функционирует человеческий мозг, но большинство фильмов это опускают. В «1944» же это четко показано, что вызвало у меня восторг.

    Впрочем, фильм порадовал меня не только своей сутью и моралью, но и чисто кинематографически. Смотрится он легко (если такое можно сказать о фильме про войну) и с интересом, сцены сражений сделаны достойно, атмосфера проработана великолепно. Все актеры (у многих из которых это первая роль) сыграли потрясающе. Зрителя ждут внезапные сюжетные повороты, мир и война, счастье и горе.

    Из минусов отмечу лишь то, что несмотря на негативное представление как Германии, так и СССР в фильме, по СССР создатели фильма прошлись с особой «любовью» (взять ту же сцену, где советский самолет с поразительным упорством пытается расстрелять маленькую девочку — явный перегиб палки… хоть кто знает? Глупо предполагать, что абсолютно все солдаты, воевавшие на стороне СССР, были белыми и пушистыми, и что среди них не затесалось ни одного одержимого убийствами морального урода), что создало некоторый дисбаланс. Но все же на отражение общей идеи это практически не повлияло, а успехи в чисто кинематографической части окончательно убедили меня поставить данному кино

    9 из 10

    9 апреля 2015 | 20:27

    Перед самым просмотром фильма я уже примерно знал чего от него ожидать… оставалось лишь провести параллели с Утомленными солнцем 2, и оценить качества самого фильма. Честно говоря я был приятно удивлен, узнав, что большая часть фильма посвящена советским солдатам, а не солдатам SS как предполагалось.

    Какой можно сделать вывод после короткого знакомства с эстонскими солдатами из этого корпуса? Вспомним как эстонцы встречали немцев? Как героев, как освободителей, соответственно большинство пошло сюда служить на добровольных, патриотических началах. Какая может быть тут неприязнь немцев? Солдаты не хотят брать карточки с Гитлером? Это потому что немцы были оккупантами или же по тому, что не оправдали их надежд и не уничтожили СССР? Но и тут загвоздка, т. к. дивизия была сформирована в начале 1944, и набиралась только из идеологически верных Третьему Рейху людей.

    Далее события фильма знакомят нас с советской стороной. Первая же встреча и вот оно — сравнение Германского нацизма и Советского сталинизма. Изверги советы стреляют по невинным гражданским, детей убивают. Тут намечается три вопроса: пилоты Ил-2 были слепыми, тупыми или садистами? Стреляли изначально по колонне СС, которая шла аккурат между беженцами, в итоге ни одного солдата не убили, а убили кучу гражданских, а затем зачем-то полетели добивать детей. Стоит сказать, что обычные советские солдаты себе такого не позволяли, а здесь не а бы кто, а офицеры-летчики, элита советского общества по тем временам, и не заметить что это были гражданские в белом, с такой высоты было не возможно. Бессмысленно расстреливать БК, когда есть боевое задание и рядом грузовики груженые фрицами. Не забываем еще, что уже почти конец войны, у летчиков солидный опыт.

    Следующая встреча с советами выдает нам еще одного персонажа — капитана, должность которого не упоминается. Либо это был командир батальона (но тогда почему он в звании капитана, как и командир роты), либо комиссар, общая риторика персонажа более всего подходит под этот образ. Но опять же, создатели фильма видимо не знали, что институт комиссаров был ликвидирован 9 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».

    Отдельно стоит сказать о тактике боя «ватников», конец войны, а в представлении режиссера советы все еще тупо бегут на пролом, не познав за годы войны ни крупицы военного искусства. Реальное положение дел к 1944 было таковым, что у командиров Красной армии было уже достаточно опыта и техники, чтобы и людей не вести на убой, и задачи успешно выполнять (банально солдаты могли следовать за Т34, шедшими с ними в параллель).

    Но в целом общий уровень клюквы по сравнению с михалковским творением разительно отличается, фильм получился гораздо менее русофобским, чем Утомленные солнцем 2. Нет и никакой критики проклятых коммунистов, солдаты вполне себе спокойно относятся к своей службе. Русский снайпер в роте получился одним из самых приятных персонажей, хотя на волне русофобии могли бы сделать типичное американское клише в стиле — водка+ушанка+балалайка.

    Качество съемки, игра актеров на очень высоком уровне, героев по крайней мере хочется понимать и сопереживаешь им. События развиваются достаточно быстро, нет никакой нудятины, предсказуемости в сюжете также нет, много интересных сюжетных поворотов. Несмотря на указанные мной выше несуразицы и не состыковки, фильм смотрится вполне нейтрально, нет здесь какого-то такого предвзятого отношения к СССР, захваченный советскими войсками город вполне себе живет мирной жизнью, ни расстрелов, ни изнасилований, ни прочей клюквы. Не в этом его главная идея заключается. Фильм даже не о тяжелой судьбе маленькой нации, которая оказалась на пути двух сверхдержав, а у судьбе людей, выбирающих для себя из двух зол меньшее. Если же отбросить идеологическую составляющую, а оценивать именно сюжет, игру актеров, качество самого фильма то фильм тянет на твердую 7. Но опять же огульно хаять фильм из-за искажения истории (которой здесь по минимуму) не стоит (это вам не Company of Heroes 2).

    7 из 10

    11 апреля 2015 | 00:34

    Фильм стоит посмотреть, чтобы увидеть новые тенденции в манипулировании сознанием масс.

    Авторы, безусловно, талантливы и фильм мог бы быть хорош, если бы был снят в свободной стране.

    То, что это фильм про эстонских киборгов, которые на раз мочат русских в составе СС и так же бойко глушат немцев в составе РККА — это как бы нормально, это не удивляет, чей фильм, тот и киборг.

    Попытка показать войну с двух сторон — задумка хорошая. но авторы лукавят и лукавят сознательно. Поэтому война в составе Советской армии показана многолюдно — со множеством персонажей кроме эстонцев — тут тебе и политотдел, и русское веселье в освобожденном Таллине. При войне в составе СС отделение эстонцев находится в безвоздушном пространстве. В фильме они не встречают ни одного немца — ни живого, ни убитого. Я так понимаю, чтобы не подчеркивать подобострастие при контактах высшей расы и людей второго сорта. Потому, что та война, которую ведут эстонцы-эсэсовцы — это не война за свободу, а война за право лизать немецкий сапог. И авторы это прекрасно знают.

    И еще они знают то, что эта фронтовая война — лишь маленький эпизод в деятельности эстонских частей СС, а всю войну они провели в основном карателями. И в том, что в соседней Белоруссии погиб каждый четвертый житель — это заслуга не столько немцев, сколько эстонцев, латышей и западных украинцев. Но все это никак не отражается не только в фильме, но даже в настроении и праздных разговорах киборгов.

    Зато в составе Красной армии эпизод попытки расстрела пленных мальчишек-эстонцев не просто показан, он один из ключевых в фильме. Не говоря уже о маниакальной страсти пилота штурмовика расстрелять именно маленькую девочку на своей (!) советской территории.

    В итоге, Гитлер «не оправдал надежд», а эстонских крестьян с приходом Советской армии «жалко». Все в русле новейших тенденций пересмотра истории.

    В результате фильм при заявленной претензии на объективность очень четко выстроен в профашистской и антисоветской направленности. Очень талантливая манипуляция.

    8 мая 2015 | 06:10

    Тип рецензии будет нейтральным, потому что даже посмотрев фильм непредвзято — он оказался очень сереньким.

    С точки зрения художественности и какой-либо значимости этот фильм не является ярким антивоенным или показывающим реальность человека оказавшимся на чужой для себя войне (пример фильм Сергея Лозницы В тумане).

    Здесь же можно увидеть точную копию любого финского фильма о войне. Много грустной, задумчивой музыки, много моментов для покояния, много простых персонажей и обязательное уничтожение смешанной колонны с мирным и околовоенным персоналом(степень ненависти во время зимней войны с Финляндией была высока). Но для финов это вполне обосновано и с точки зрения менталитета и исторически, а вот тут явный плагиат и искажение истории. Не буду привязываться к явным нестыковкам в фильме, просто хотелось бы сказать режиссеру, что Балтийский флот «не чесал яйца в Кронштадте» (цитата из фильма), а вполне себе принимал участие в освобождении Советской Эстонии уничтожив более 100 немецких судов, в 8-м стрелковом корпусе было много эстонцев-добровольцев, и да — фины были замечены в неприятии фашистских приветствий и атрибутики, а вот эстонцы как им об этом не мечтается, — нет.

    Но да Бог с ним. Фильм художественный, а не документальный. Любители оружия, смогут увидеть хорошо сохранившееся оружие, что как я повторюсь — присуще любому финскому военному фильму. Немного колориту мог добавить тот факт, что эстонцы сами изготавливали петлицы с буквой Е и мечом, что могло указывать на степень их патриотизма, но режиссеру не до этого, он перерисовывал своих патриотов с финского добровольческого батальона СС и свалился в клише с комиссарами, расстрелами и так и не смог из него вылезти.

    Резюме такое, если смотреть кино о других точках зрения, то качественное. Увы, режиссер при создании данного фильма похоже ничего не чувствовал.

    17 ноября 2015 | 10:34

    Авторы сразу берут быка за рога, в начальных титрах сообщая, что во время аннексии Эстонии Советским Союзом было призвано в ряды Красной армии 55 тысяч человек. После захвата Эстонии немецкими войсками они, в свою очередь, тоже укрепили свои ряды 72 тысячами эстонцев. В фильме показаны события 1944 года, когда Красная армия освобождала (оккупировала по эстонской версии) Эстонию и эстонцы, воюющие на разных сторонах, соприкоснулись. Первая половина фильма — взгляд из окопов эстонцев, воюющих на стороне Германии в составе 20-й дивизии СС, а затем мы переносимся внутрь эстонских подразделений наступающей Красной армии. Сразу бросается в глаза разница в показе. Немецкие эстонцы — «истинные арийцы», подогнанная по фигуре форма, чистые блиндажи, аккуратные траншеи, укреплённые брёвнами. Бьются они просто как голливудские супергерои — краснопузые падают штабелями. Отношения между военослужащими умильно-братские, командир — отец солдатам, а под его эсэсовской формой бьётся горячее эстонское сердце. Естественно, что население трогательно относится к своим защитникам, подкармливая их такими аппетитными разносолами, что у меня, как зрителя, начал усиленно вырабатываться желудочный сок. Картина меняется во второй половине фильма. Расхристанные, в мятой, мешковатой одежде, толпы советских солдат проигрывают даже во внешнем виде. Внешнее окружение подчёркивает их неряшливость и ту разрушительную силу, которая стоит за ними. Если немецкие эстонцы помещены в обрамление пасторальных пейзажей, то советские бродят среди городских развалин, а сцена марш-броска подразделения по лесной дороге занимает одно из центральных мест в фильме — в тяжёлых шинелях, в тяжёлых сапогах бегут они по грязной, скользкой дороге, а упавших переезжают танки — красная военная машина не должна останавливаться из-за таких мелочей, как жизнь одного, двух, трёх человек. Воюют они тоже странно — танки используют только для того, чтобы их подбили меткими выстрелами немецкие эстонцы. За все бои, показанные в картине, танки выстрелили по противнику раз, максимум — два. Остальное время они отрывались от своей пехоты и бесстрашно искали возможность попасть под прицел врага. Пехота в своей бестолковости не уступает танкистам — прёт и прёт под пули, выискивая, как и положено по новейшей истории, любую возможность своими трупами завалить врага и, тем самым, победить. В отличие от командира немецких эстонцев, командир советских вместил в себя все возможные пороки, разве что не был уличён в мужеложстве (хотя, пардон, это уже добродетель). И ещё один эпизод, перечёркивающий все возможные споры о нейтральности авторов: по дороге бредёт вереница беженцев, среди которых затесалась и машина с отступающими немецкими эстонцами. Внезапно появляются советские самолёты и начинается расстрел безоружных, большей частью, людей. Солдаты спрятались в лесу, гражданские, в конце концов, тоже разбежались, а вот маленькая девчушка застыла посреди чистого поля. И начинается охота на ребёнка — ревут моторы, свистят пули — только самоотверженность эсэсовца вырвала девочку из лап смерти, которые тянулись к ней из русских самолётов. Специально заменил слово «советских» на «русских», и вот почему. Я не знаю эстонского языка, да и через голос переводчика не очень хорошо слышна оригинальная речь, однако, мне редко удавалось расслышать слово «советский», а куда чаще выскакивали разные вариации на тему русский, в том числе и что-то, похожее на «иваны». Так ли это — утверждать не буду, а лучше закончу на этом.

    Те, кто смог дочитать текст до конца, могут подумать, что я возмущён, раздражён и разгневан. Отнюдь, у меня давно уже на такие вещи выработался иммунитет, я давно уже знаком с продуктами жизнедеятельности российского кинематографа и встречаю там ещё и не такое. У того же заслуженного Бесогона Российской Федерации и похлеще штучки увидишь. Авторы «1944» постарались показать, что это была не их война, что Сталин и Гитлер, символы сцепившихся на территории их страны колоссов, одинаковы враждебны Эстонии и победа любого из них принесёт их стране несчастья. «1944» — вполне типичный фильм, демонстрирующий набор идеологических и исторических штампов, которые сейчас в ходу. Только из-за этого я не жалею о потраченном времени. Да и снят он вполне добротно, а о смысловом наполнении я высказался выше.

    3 января 2016 | 14:44

    Драматургия на службе у пропаганды.

    Коротко:

    1) Главная задача фильма (неважно: исходящая лично от режиссера или проамериканского НКО) приравнять в сознании молодежи коммунизм и немецкий нацизм. Надо отдать должное, яд такого рода лжи умело пропитан в правду о ВОВ.

    Часто показана жестокость красной армии, и не показана таковая (в противовес) для СС соединения. Это подается под соусом частных случаев — люди бывают разные.

    2) Если о Художественной стороне фильма: Мое личное убеждение, что пренебрегая в кино Технологией войны (основой реализма в описании войн) режиссеры военной тематики теряют возможность выразить психологизм. Но по своей драматургии этот фильм все же неплох.

    Длиннее про пункт 1):

    В первый и, пожалуй, последний раз пишу рецензию, но фильм не оставил равнодушным. Однако выражусь сдержано.

    Я отсмотрел множество европейского кино про ВОВ (ВМВ), и конечно, для меня этот фильм, в основном, представляется набором отработанных сюжетных схем и штампованной лирики. Однако, протестировав фильм на младших братьях и их друзьях, я убедился, что для «юного» зрителя он кажется довольно достоверным. В фильме удалось избежать явной клюквы, как выясняется для поколения с 17-25 этого уже достаточно, чтоб поверить в неявную (старший из младших брат и 2 его тов. учатся на биофаке МГУ, т. е. речь о людях неглупых).

    Когда говорят о пропаганде, сразу подразумевают политический заказ, но здесь конечно, авторы фильма работали по собственным убеждениям, ведь эстонцу, латышу необходимо быть уверенным, что советский летчик истребитель Готов Насквозь Прошить маленькую девочку или группу лиц с детьми (спасибо хоть СС-овцев рядом поставили). И что десять СС-овцев способны истребить около человек ста русских с пятью танками, бегущих в полный рост под пулемет. Справка: В 1939 году немцы часто по-ошибке уничтожали друг друга, они учились воевать 2 года, как и первые 2 года армия СССР выплавляла среднее командное звено. В фильме батальные сцены как минимум нетипичны: из серии необстрелянные под командованием прачки против СС). И такого пафосного синтепона в фильме много.

    Главный рубеж для такой пропаганды — показать что, в той войне РККА так же убивали детей (так же массово и цинично) как и нацисты. Потихоньку он преодолевается в умах и наших сограждан (судя по комментам). Убивали ли детей при раскулачивании, троцкистов это Именно другой вопрос, поскольку это Не Относится к РККА (1939-1947гг), имеющей на 1944 освободительную идеологию. Животные действия вермахта наравне с СС доказаны в международных судах, а вот НКВД начала 30-х и Красная Армия это разные вещи.

    Часто фильм на грани: еще чуть — и можно в суд подавать за оскорбление чести и достоинства тех, кому Вечная Светлая Память.

    ВЫВОД (в который раз верифицировал для себя): сознание режиссеров и деятелей искусства, в принципе, как правило, не в состоянии передать психологизм военной тематики, как и ее матчасть (фронтовики, такие как Никулин, Шукшин есть логичное исключение), лучшие из их творений, как правило, больше чем на агитпроп не тянут. Не относитесь серьезно к Художественному кино о войне, читайте статьи и ориентируйтесь лучше на документальное кино.

    И обязательно пишите рецензии для такого искусства. На мой взгляд этот фильм стоит — «Предать забвению».

    4 из 10

    10 апреля 2015 | 12:50

    Не смотря на то, что многие отзываются о фильме отрицательно, я право сказать не понимаю почему.

    По моему скромному мнению фильм получился отличный и я постараюсь объяснить почему он произвел на меня впечатление.

    В наше время очень редко можно встретить фильм о Великой Отечественной или, если брать шире, Второй мировой войне, который не затронут пропагандой и, как правило, детскими ляпами. Но этот фильм можно охарактеризовать, как относительно непредвзятый. В нем нет ни восхваления нацистских захватчиков, ни советских освободителей, да и крупных ляпов под тип изнасилования немецких женщин на трупах ССовцев советскими солдатами я не заметил, разве что порой они перегибали палку с жестокостью воюющих сторон.

    «…забудьте о своем прошлом, здесь выживают те, кто держит свой язык за зубами…»

    В сюжете нет особой цели или смысловой нагрузки — в фильме просто показана война Первую половину фильма мы наблюдаем за эстонским подразделением СС в составе армии Третьего рейха. Главный герой — простой солдат, а его товарищи мало чем от него отличающиеся не являются какими — то зверскими фашистами, которых мы привыкли видеть в других фильмах о той войне. И здесь вовсе не говорится о том, что они безгрешны — они просто солдаты, которых мобилизовали против их воли, и в самом начале фильма об этом говорится. Они воюют, погибают и главный герой все это время усиленно страдает, но на середине фильма происходит неожиданная смена ролей, и вот главный герой становится трупом, а ярлык первенства переходит к советскому солдату, который его убил и пытается передать письмо сестре убитого им солдата другой армии, к тому же того, чью семью он когда то сдал аннексировавшим Прибалтику советским солдатам. И нет в фильме обвинений в фашизме, в коммунизме, в фильме есть только боль от войны, ее жестокость и горе, которое несут абсолютно все вне зависимости от стороны конфликта или убеждений, умудряясь при этом не терять чувство юмора. Этот фильм прививает чувство, когда хочется чтобы все эти люди просто сели и перестали друг друга убивать непонятно зачем. Фильм о маленькой гражданской войне в стране, которая совсем не собиралась ни с кем воевать.

    Игра актеров более или менее реалистична и натуральна, ты смотришь на живых людей, их переживания и их судьбы, судьбы которые жестоко и не глядя ни на что, перемалывает война и идеология.

    Минусы в фильме тоже выражены весьма ярко, как и плюсы — переборщили с жестокостью, это явный минус, учитывая что некоторые герои выставлены прямо таки кровавыми тиранами и моральными уродами, что конечно же было, но не в таких масштабах. Так же есть ряд минусов в технической составляющей, о которой, я пожалуй расскажу подробнее.

    «Можешь выбросить винтовку, здесь, на фронте, от этой палки мало толку»

    Минусы технические в фильме присутствуют, но и не сильно бросаются в глаза, особенно зрителю обычному, не придирающемуся к мелочам.

    В целом все не плохо — форма и вооружение соответствуют временным рамкам, Михалкову стоит поучиться, стрельба, взрывы и прочее — весьма реалистичны. Если втянуться в фильм, то становится страшно, когда ты видишь что на тебя прет ревущая толпа советской пехоты с танками или победная атака на позиции ССовцев, которые не спешат сдаваться. Но непонятно одно — почему советская пехота бежит сломя голову на пулеметы видя, что это немного…не разумно, это было бы объяснимо если бы действия фильма разворачивались в 41, 42 году, но в 1944 подобная тактика уже не использовалась — командиры стали умнее, а умирать перед самым концом войны хотелось все меньше. И непонятно еще одно — откуда в эстонских СС взялись такие хорошие пулеметчики? Честное слово, если бы в реальности один пулеметчик укладывал столько советских солдат, то к концу войны в СССР осталась бы пара выживших людей, не более. Ах, ну и конечно же самолет, который не мог отличить солдата СС от маленькой девочки в белой одежде тоже оставил осадок. В остальном, технически, фильм выполнен очень даже реалистично.

    12 апреля 2015 | 00:46

    Я одинаково негативно отношусь к сталинскому и гитлеровскому режимам, но данный фильм оставил внутри меня какой-то вакуум для размышлений и негатива. Фильм рассказывает о эстонских солдатах, одним выпало воевать в немецкой армии в 20-й эстонской дивизии Waffen-SS, другим в составе 8-го Эстонского стрелкового корпуса Советской Армии.

    Создатели пытаются показать жизнь простого солдата обоих противоборствующих сторон и порой им это удаётся неплохо, разговоры в блиндаже, размышления о довоенной жизни выполнены неплохо. Также радует и саундтрек, и визуальный ряд со спецэффектами, которые для скромного бюджета выполнены очень качественно.

    И возможно создателям удалось снискать больше лавров, продолжи они движение в этом направлении, ведь действительно в фильме показаны негативные черты обоих режимов (смехотворная награда в виде фотокарточки Гитлера с автографом и типичный образ советского комиссара), но создатели допустили ряд грубейших просчётов, стремясь показать негативные стороны в первую очередь советского режима. Просто несколько примеров подобного:

    1. Если наступают и обороняются эстонцы с обеих сторон, делают это они грамотно и чётко, в точности соблюдая военную науку, но если же наступают и обороняются русские, то это подано как тупое бегство к/от позициям противника в желании, наверное, поскорее покинуть этот мир.

    2. Во время отступления нескольких эстонских солдат с мирными жителями, прилетает советский самолёт и начинает стрелять исключительно по гражданским, а потом заходит на 2-й круг, чтобы добить одну маленькую девочку(!), которая выжила после первой атаки.

    3. Во время наступления эстонских бойцов РККА на Таллин произносится такая фраза, что Балтийский флот «чешет яйца в Кронштадте», хотя это грубое искажение исторических фактов.

    Очень жаль, что несмотря на интересную идею, хорошую игру актёров, множество удачных художественных и сценарных моментов и великолепную техническую часть, создатели пошли на угоду политической конъюнктуре и идеология в фильме очерняет все его положительные стороны, при том, что фильм должен был быть анти идеологический. Хотя всё равно советую к просмотру любителям военных фильмов, а также тем кто хочет посмотреть на удачные и неудачные отражения реалий тех лет.

    5 из 10

    14 марта 2016 | 21:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>