всё о любом фильме:

Трамбо

Trumbo
год
страна
слоган«Are you now or have you ever been...»
режиссерДжей Роуч
сценарийДжон МакНамара, Брюс Кук
продюсерКевин Келли Браун, Моника Левинсон, Майкл Лондон, ...
операторДжим Дено
композиторТеодор Шапиро
художникМарк Рикер, Лиза Маринаццио, Джесси Розенталь, ...
монтажАлан Баумгартен
жанр драма, криминал, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  135.2 тыс.,    Испания  24.5 тыс.,    Россия  12.3 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время124 мин. / 02:04
Номинации:
Далтон Трамбо, один из самых успешных голливудских сценаристов, автор «Римских каникул» и «Спартака», не подозревал, что черный список «Hollywood 10» реально существует, пока сам не попал туда и не был навсегда выкинут из жизни фабрики грез…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (45 751)
ожидание: 99% (1507)
Рейтинг кинокритиков
в России
79%
11 + 3 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В гостиной дома Трамбо на стене висит свидетельство о приёме в члены студенческого братства «Delta Tau Delta». Далтон Трамбо действительно принадлежал к этому братству в годы учёбы в Колорадском университете в Боулдере.
    • Стив Мартин однажды заявил, что когда-то в молодости его тогдашняя подруга и её близкие познакомили его с совершенно новыми для него идеями и постулатами. Её отца звали Далтон Трамбо. Кто это такой, Мартин понятия не имел.
    • Хелен Миррен и Ричард Портноу снимались вместе в фильме «Хичкок» (2012), ещё одной картине, сюжет которой разворачивается в Голливуде ушедших лет. Сюжет фильма в основном сосредоточен на создании «Психо» (1960), в котором сыграла Джанет Ли. «Трамбо», в свою очередь, рассказывает о создании фильма «Спартак»(1960), в котором снялся муж Джанет Ли Тони Кёртис.
    • В 1950-е годы сценарии Далтона Трамбо были удостоены двух премий «Оскар» в номинации «лучший сценарий», но Трамбо не получил ни одной из них. В титрах обоих фильмов были указаны другие авторы сценария, так как сам Трамбо был в чёрном списке. Первым фильмом, за который Трамбо получил награду, стали «Римские каникулы» (1953), романтическая комедия с Одри Хепбёрн и Грегори Пеком в главных ролях. Здесь автором сценария был указан Йен МакЛеллан Хантер, который действительно писал сценарии к фильмам и тоже впоследствии оказался в чёрном списке. В 1993 году, уже после смерти Трамбо и Хантера, Американская киноакадемия попыталась забрать у семьи Хантера статуэтку и передать её вдове Трамбо. Сын Хантера Тим, режиссёр («На берегу реки», «Текс» и другие) отказался расстаться со статуэткой, так что Американской киноакадемии пришлось выдать вдове Трамбо другую. В титрах фильма «Римские каникулы», вышедшем на DVD в 2003 году, вместо Хантера указана фамилия Трамбо. Вторым фильмом, завоевавшим Трамбо награду, стала драма «Храбрец» (1956). Здесь в титрах была указана фамилия Роберта Рича. В отличие от Хантера, Рич не имел вообще никакого отношения к написанию сценариев. Он просто был племянником одного из продюсеров фильма. В мае 1975 года, приблизительно за полтора года до смерти Трамбо, Американская киноакадемия вручила ему золотую статуэтку за сценарий к этому фильму.
    • Вначале предполагалось, что роль Далтона Трамбо исполнит Гэри Олдман.
    • В перерыве между съёмками Алан Тьюдик развлекал детей (включая Элайджа Мисковски, игравшего в фильме его сына), подражая голосам Короля Карамели («Ральф»), герцога («Холодное сердце») и Алистера Крея («Город героев»). Узнав, что Алан также принимал участие в озвучении компьютерной игры-шутера «Halo 3», дети до конца съёмок просто ходили за ним по пятам.
    • Это уже третий художественный фильм за последние четыре года, в котором Джон Гудман сыграл роль владельца или топ-менеджера кинофирмы. Он уже снимался в фильмах «Артист» (2011) и «Операция «Арго» (2012). Кстати, обе эти картины получили «Оскара» в номинации «Лучший фильм».
    • Фильм основан на реальных событиях.
    • У Трамбо был билет члена Коммунистической партии за N 47187.
    • Как утверждает режиссёр Джей Роуч, многие сцены, где Трамбо пишет либо сидя за столом, либо лежа в ванне, были придуманы Брайаном Крэнстоном, что называется «на ходу». Более того, перед камерами Крэнстон действительно записывал на бумагу целые предложения.
    • Четверо актёров, занятых в «Трамбо», снимались у Бена Аффлека: Брайан Крэнстон и Джон Гудман снялись в «Операции «Арго», Дайан Лэйн сыграла роль в фильмах «Смерть Супермена» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а Эль Фаннинг — в «Ночной жизни», которая готовится к выходу на экран.
    • Все фильмы, которые Джей Роуч снял до «Трамбо», были комедиями.
    • Отто Преминджер был в действительности и режиссёром, и актёром. Он снялся в анимационном фильме «Хоббит» (1977) Артура Ранкина мл. и Джулза Басса. Дин О`Горман сыграл в трилогии «Хоббит» (2012-2014) Питера Джексона.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Этого не было в реальной жизни, однако в фильме показано, как Эдвард Г. Робинсон совершает акт предательства по отношению к друзьям, называя их на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности палаты представителей конгресса США коммунистами. Робинсон четырежды выступал перед Комиссией, но ни разу не назвал ни одного имени своих знакомых, даже тех, кого подозревал в симпатиях к коммунистам. Он признался, что сам стал жертвой обмана со стороны организаций, служивших коммунистам прикрытием, но ни Далтона Трамбо, ни кого-либо ещё коммунистами не называл. Робинсон заявил, что считает их, как и себя, либералами, и что некоторые из них периодически приглашали его на митинги и другие мероприятия, однако коммунистами не называл никого.
    • еще 11 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 191 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трамбо это предельно простая, но благодаря этому во многом честная лента рассказывающая о немалом отрезке жизни известнейшего сценариста Далтона Трамбо. И рассказывает достаточно подробно, интересно, но уж слишком шаблонно и обыденно.

    Складывается впечатление, что где то в Голливуде хранится чёткая инструкция с указаниями, что должно обязательно присутствовать в уважающем себя байопике. И любое отступление от этих правил карается презрением киноакадемии. Вот и здесь мы видим одну из стандартных схем. Сначала нам представляют счастливого героя, потом у него случаются жизненные невзгоды, с которыми он благополучно справляется к финалу фильма.

    При этом личность самого Трамбо довольно не типична для подобных лент. Его вряд ли можно назвать положительным героем, но при этом он искренне готов бороться за свои идеалы. Да и сами гонения на всех коммунистов США спустя время выглядят очень идиотской и надуманной инициативой.

    Весь фильм это такое метафорическое извинение Голливуда перед множеством кинодеятелей пострадавших за свои убеждения.

    7 из 10

    22 сентября 2016 | 16:31

    1947 год. Талантливый и успешный сценарист Далтон Трамбо в числе прочих коллег по работе оказывается «забаненным» в чёрный список Голливуда за свои политические убеждения, которые ещё вчера никого особенно не волновали. Сомнительная попытка отстоять свои права по пятой поправке конституции загоняет его вдобавок и в тюрьму. Выйдя на свободу, Трамбо приходится, несмотря на бывшую репутацию, начать зарабатывать деньги с чистого листа с максимумом палок в колеса.

    Отмокая в горячей воде, он надеялся вместе с кожей смягчить мысли до беспроблемного усваивания материала, поданного на тарелочке Голливудом. Но, как и в случае с героем фильма, вода лишь направляла мысль в нужное русло. Обостряла думалку. Кто ты, Далтон, ради чего жертвовал семьёй и был ли ты таким уж убеждённым коммунистом? Потому что по фильму хрен догадаешься.

    Как это на церемонии награждения толкают речи: «Хочу поблагодарить всех! Господа Бога, всю съёмочную группу, разносчика пончиков, домашнего хомячка Спиди, и персональное «Спасибо!» Джею Роучу за отсутствие известного поганого титра «Основано на реальных событиях (выдуманных сценаристами)». Йеп, эта история определённо вымышлена, но автор не несёт в свете какой-то там указанной левой книги-биографии большую ответственность. Известному комедиографу Роучу (трилогии «Остин Пауэрс» и «Знакомство с родителями») вверено было рассказать интересную историю по мотивам, что он и пыжится делает. А придирки могут быть лишь в плане обоснованности тех или иных заявлений и действий.

    Фильму, приуроченному то ли к 110-ому дню рождения, то ли 40-летней годовщине смерти оскароносного сценариста «Спартака», «Исхода» и «Римских каникул» Далтона Трамбо не только надлежит раскрыть жизнь и удивительные приключения, ха-ха, Трамбо, но и подзатерянную уже во времени тему гонения голливудской партячейки коммунистов в период «красной паники» конца 40-ых годов.

    В последнем Джей, увы, разбираться досконально не стал (а ведь когда-то в его сатире «Игра изменилась» проглядывалось желание покопаться в политических подковёрных интригах). Снова борьба интеллигентных воинов света против тупых властей. Ну а касательно истории, типично так по-голливудски события в «Трамбо» притянуты литературным негром к формату биопика. Вот он эксцентричный герой — Далтон, вот его верные друзья с набором глуповатых шуток и преданная, но не безропотная семейка, а вот они злодеи — бульварная разоблачительница Хедда Хоппер и актёр Джон Уэйн (вот тут, конечно, Роуч прошёлся по острию ножа!). Трамбо бы, пожалуй, обиделся. В финальном спиче то он поумневший как раз выступает против стереотипов, однобокости и поиска виноватых. «Оглядываясь на ту тёмную эпоху, не поддавайтесь искушению искать в ней героев и злодеев». А сценарий его будто ехидно компрометирует всем этим набором дурацкого ремесленника. Словно и не биопик это вовсе, а ехидное переписывание истории за кем-то, для лучшего усвоения массами. Нет сэр, двоякость нам не нужна.

    В реальности партийная деятельность коммунистов-голливудцев, стоявших у очень важного рычага пропаганды (из-за этого то весь сыр бор), была и правда довольно скудноватая, исподтишка, так сказать, но у Роуча вообще доходит до смешного пустословия — что эта так называемая «Голливудская десятка» здесь делает, кроме как громогласит о своей приверженности коммунизму во имя непонятно каких убеждений. Ведь все они в конечном итоге придерживаются противоположного образа жизни и дорожат своими миллионами, домами и бассейнами. При этом вони о равноправии дофига, ведь авторам почему-то кажется удачной конвертация политических убеждений в постыдный символ толерантности — как если бы в фильме придирались к цвету кожи или сексуальной ориентации. Киношный Трамбо повсюду бахвалится своими убеждениями, но лишь вначале ими оперирует. Далее эта сквозная нить просто теряется из виду. В общем, всё что касается борьбы властей с комми — одномерно, упрощённо и умолчанно.

    Позанимательней кажется та часть фильма, где вышедший из-за решётки одарённый сценарист Трамбо начинает с куда большей, нежели раньше, изворотливостью, подобной незабвенному режиссёру Эду Вуду-младшему, зарабатывать на жизнь. На безрыбье сгодится всё — переписывание сценариев би-муви и откровенного трэша («Пришелец и пастушка»), продвижение под псевдонимами вещей посложнее, получение Оскаров нанятыми людьми, впоследствии заручение поддержкой удачных покровителей в числе Отто Премингера и Кёрка Дагласа. Вдали от серьёзных тем Джею уютнее, поэтому в эти моменты энергии в фильме побольше. В общем, что касается исторического дискусса, тут уж увольте. В плане же интересной истории режиссёру удалось снять неплохое и забавное кино, в котором хоть и много надуманного, но оно при этом не даёт заскучать. Но хотелось бы, конечно, увидеть более «оттеночную» биографию в будущем.

    6 из 10

    12 сентября 2016 | 16:12

    После выхода байопика о женщине, осуществившей «американскую мечту» изобретением самовыжимающейся швабры, в душу закрались страхи и сомнения — неужели закончились в Голливуде истории о по-настоящему особенных, неординарных и удивительных людях?! Но фильм Джея Роуча о талантливом сценаристе Далтоне Трамбо, попавшем за свои политические взгляды в «чёрный список», развеял эти опасения — истории остались. Вот только с их воплощением на экране бывают проблемы.

    Первая часть фильма, рассказывающая о коммунистических собраниях, отстаивании своих прав, противостоянии Трамбо звёздам Голливуда уровня Джона Уэйна, судебных заседаниях в конгрессе, тюремном заключении — всё это представляет собой схематичный перечень фактов из жизни популярного сценариста и скорее напоминает хронику, чем художественное кино. При этом происходящее на экране выглядит довольно сумбурно за счёт не совсем уместной частой смены ярких красок черно-белыми. Конечно, понятно желание создателей фильма яркими цветами аля «Великий Гэтсби» показать «золотой век Голливуда», вот только вся эта цветная мишура резко контрастируют и аляповато смотрятся на фоне совершенно серого, скучного повествования, тем самым вызывая ассоциации с другим недавним неудачным байопиком «Большие глаза», где броским внешним видом прикрывается заурядно снятая история.

    Данный же фильм оживает лишь в моменты, рассказывающие о личной жизни Далтона Трамбо, о его отношениях с домочадцами. И здесь, наряду с отличной игрой Брайана Крэнстона заслуживают похвалы Дайан Лэйн и Эль Фаннинг в ролях жены и дочери сценариста соответственно. Но вот самый яркий образ, на мой вкус, получился у неподражаемого Джона Гудмана, сыгравшего взбалмошного продюсера второсортных картин Фрэнка Кинга. Вот уж где стопроцентное соответствие персонажу!

    А ещё, фильм «Трамбо» — это картина о кинематографе. Но и здесь режиссёр потерпел неудачу. Конечно, хронометраж фильма не безграничен (если ты не Тарантино), но когда вся работа над созданием фильмом показано настолько поверхностно — минута клацанья на пишущей машинкой в ванне, передача сценария, просмотр по телевизору вручения Оскара за этот сценарий — то кажется, что лучше бы вообще не касаться этой темы, чем воплощать её подобным образом.

    Возможно, главной причиной такого большего количества изъянов в интересной по своей сути истории стал выбор человека на место режиссёра. Всё-таки Джей Роуч практически всегда снимал незатейливые, местами примитивные и пошловатые комедии, ориентированные на непритязательного зрителя. И, к сожаления, попробовав себя на совершенно новом серьёзном уровне, Роучу не удалось полностью избавиться от веяний своих прошлых работ.

    В целом же, фильм «Трамбо» заслуживает внимания как минимум за то, что знакомит зрителей с необычным человеком с удивительной и неповторимой судьбой.

    6 из 10

    23 января 2016 | 13:00

    В общей специфике могу сказать однозначно и без прикрас, что это — отличный байопик, являющийся крепким, хорошим фильмом.

    Здесь рассматривается на должном уровне не заезженная, извиняюсь за такое выражение, тема расовой дискриминации или полового принижения. Тут в центре сюжета также стоит человеческое неравенство, однако выраженное уже в политических взглядах. И за этим довольно интересно наблюдать, ибо кино чётко даёт понять одну вещь: человек является гением в любом случае и несмотря от его общественно-выдержанных особенностей да политических верований, которые никак не должны препятствовать его содержательной мысли содействовать с иными людьми.

    «Трамбо», как и многие иные биографические ленты, содержит в себе всё тот же минус, а именно довольно скучное, долгое повествование с углублением в жизненные профессиональные специфики. Однако картина вобрала в себя вместе с тем и присущие подобным творениям плюсы: проработанность костюмов под стать эпохе разворачивающихся событий; четкое определение мировой культуры, отражённое доскональна точно в фильме; реально существующие люди, которых здесь мастерски изображают актёры, стараниями не только гримёров, но и природы похожие на героев былых лет. В общем, за внимание к деталям, а также аллюзии на множество социальных особенностей, то есть и проблем в том числе, времён от конца 40-ых до конца 60-ых годов мне лично данное кино хочется лишь похвалить.

    Вместе с тем в воспевающей заслуги речи затронув и прекрасную актёрскую игру, которой также хвастает сия лента. Характеры героев показаны на высшем уровне и поверьте, каким бы не был по натуре персонаж, то есть подхалимом или добрым товарищем, зритель это ощутит в полной мере, что непременно заставит его каким-либо образом чувствовать актёра и его роль, ибо ни одно лицо в данной ленте не является картонным вырезом. И Хелен Миррен со своей одиозной Хеддой Хоппер да Брайон Крэнстон с неоднозначным Далтоном Трамбо, за которого он уже небезосновательно номинирован на «Оскар», — это лишь верхушка айсберга, в ледяных закромах которого зрителя ждут проработанные и запоминающиеся герои, которыми полнится данная лента.

    «Трамбо» — это картина о борьбе не только с внешним режимом, но и с самим собой. Это не история перевоспитания. Это история о людях, подверженных перипетиям внешнего мира, ввиду которых не прекращается вечный внутренний диссонанс. И вот это «швыряние» своей сущности из угла в угол — вот что здесь отображено, в конечном итоге и разрешено, ибо концовка довольно ясно даёт понять, что человек — существо властное над собой, способное к самореализации и самостоятельному успокаиванию не зависимо от аспидов окружающего мира. Как сохранить в себе стойкий, бесшовный стержень воли, притом не прекращая под воздействием всеобщего давления, которое буквально норовит создать из тебя камень, любить и выражать свою любовь тем, кто тебе дорог — вот, о чём данный фильм.

    Он хорош собой, он красив, он удачно сочетает в себе и роскошь «Великого Гэтсби» База Лурмана и ламповость «Одержимости» Дэмьена Шазелла, он обладает замечательным актёрским составом, который отыгрывает на всю мощь своих, так сказать, имён. Да, он вполне способен показаться скучным во многих моментах, но Джей Роуч создал кино, четко следуя всем канонам биографической ленты, вместе с тем сохранив и некоторые присущие им огрехи. Однако это не плохо, нет. Ибо это показывает всю проработку, весь тот труд, что создатели вложили в картину, которая заслуживает внимания зрителей.

    P.S. Спасибо за внимание.

    26 января 2016 | 14:17

    О «Трамбо» слышала уже давно. Люблю байопики, люблю кино, поэтому естественно было очень интересно, что же получится у Джея Роуча, к которому у меня довольно неоднозначное отношение: я положительно отношусь к «Знакомству с родителями», но вот «Остин Пауэрс»… многими любимый, но не мной. Кроме них, ничего у этого режиссёра не видела, а это комедии, поэтому не понимала, может ли он создать добротную драму.

    С самого начала фильма на нас обрушился поток информации про СССР, про коммунизм. Сейчас тяжело представить, как в глубоко демократических США, где слова нельзя против свободы быть тем, кем ты хочешь, сказать — сразу засудят, происходила такая дискриминация. Но она имела место быть. И нехилая.

    «Фильмы — это самое сильное средство влияния в мире. И они заражены вредной информацией от этих предателей» ©

    Прям попахивает Северной Кореей, где, как я слышала, расстреляли несколько человек за просмотр южнокорейских сериалов, безвреднее которых тяжело что-то придумать. Американцы, конечно, до расстрела не дошли, но сумели довести многих до ручки.

    Трамбо, правда, оказался крепким орешком. Я увидела в нём сильного человека, который готов пойти против всего мира ради своих взглядов. Да и чем коммунизм так плох… в своём первом прочтении, а не в том, во что это превратилось в рамках моделей коммунистических стран… Ну, хотя пусть даже чем-то и плох, но человек ведь имеет право быть тем, кем хочет. Тем более страну свою любит, зла не желает, шпионом не является.

    Если честно, очень тяжело было наблюдать за историей реально талантливого человека, труд которого сливали в унитаз и удешевляли на протяжении долгих лет. Хочу сказать, что Роучу удалось показать мне драматизм ситуации, заставить сопереживать Трамбо при всём том, что он, мягко говоря, был несвятым… Меня бы такой человек раздражал. Нудный, муторный, упёртый, бескомпромиссный, эгоцентричный… Но при всём этом я увидела в нём огромную душу и доброту. Спасибо огромное Крэнстону за претворение такого многогранного образа в жизнь!

    С другой стороны, вся драма показана через призму юмора, что неудивительно, Роуч же, но этот юмор был всегда к месту. Я над ним не смеялась, но он здорово снимал напряжение. В каком-то смысле образ Трамбо комичен, однако это не умаляет всей драмы: три момента в фильме вызвали у меня искренние слёзы и ещё многие заставили искренне сопереживать Трамбо, его семье, друзьям.

    Если говорить о его семье, то шикарная Дайан Лэйн сыграла спокойную, верную жену, настоящую хранительницу очага. Умение Клео сплотить, собрать семью воедино вызывает восхищение. Вообще мужским персонажам фильмов — номинантов Золотого Глобуса очень везёт на женщин рядом, хочу сказать.

    Хелен Миррен с изысканностью и стилем сыграла отрицательный персонаж. Её выражения лица, её образ в целом великолепны! А какие шляпки… ммм…

    Ещё очень запомнилась старшая дочь Трамбо Ники. Немаловажную роль в этом скорее всего сыграла Эль Фаннинг. Уже не в первый раз играет дочерей. И всегда превосходно! Не придраться! Одна их общая сцена с Крэнстоном как раз пробила меня на слёзы.

    Я считаю, что получился очень удачный байопик, где нет резких перепрыгиваний с одного на другое, где всё ясно даже тем, кто не читал книгу, по которой снят фильм (что редкость!), где всё на своих местах. Не думаю, что здесь что-то из жизни приукрасили — всё очень реалистично и «по-обычно-человечески». Я прониклась, я сопереживала, я говорю своё «Да»!

    8 из 10

    5 января 2016 | 02:12

    В первую очередь сразу надо отметить, что актёр Брайан Крэнстон, сыгравший главную роль в фильме «Трамбо», номинирован на премию «Оскар», что само по себе уже является хорошим поводом для просмотра. К тому же данная картина биографична, и рассказывает нам не о вымышленных персонажах, а о вполне конкретных людях, чья история заслуживает отдельного внимания. Далтон Трамбо — успешный голливудский сценарист, чьи политические взгляды стали не угодны его стране, за что он и был приговорён к тюремному сроку и внесён в «чёрный список», закрывший для него путь в профессию. Но Трамбо от своих принципов не отказывается, решая пойти хитрым путём — он продолжает писать блистательные сценарии без претензий на авторство, тем самым постепенно взламывая фальшивую систему киноиндустрии.

    В первые же минуты фильм окунает зрителя в атмосферу «голливудщины», со всем её пафосом и шиком. Но, надо отдать должное, режиссёру, чем больше углубляешься в сюжет, тем больше эта атмосфера располагает и втягивает. Будто начинаешь увлекательную игру, попадая на стилизованную вечеринку, в высший свет, и наслаждаясь возможностью понаблюдать за богемой, подслушать их интриги, и попереживать вместе с ними от души! Выпуклые образы, страстные речи, яркие эмоции. Всё на уровне — очень красиво, очень скандально и очень не просто. Люди во всех странах и во все времена сходят с ума по разному. И кем бы ты ни оказался, на какой бы высоте не стоял, судьба может в любой момент завернуть в другую сторону, как бы заставляя взглянуть на привычные для тебя вещи, другими глазами. Это фильм про выбор, про предательство, про дружбу, про семью, про творчество и про кино. Думаю, каждый сможет найти здесь для себя тему, которая не оставит его равнодушным.

    25 февраля 2016 | 17:33

    Ежегодно в предоскаровской гонке есть ряд фильмов, которые задают лейтмотив всей церемонии. Палитра тем нынешних оскаровских фаворитов настолько ярка и разнообразна, что выделить единый их лейтмотив невозможно, но все же я возьму на себя смелость предположить, что в период нынешних непростых взаимоотношений между Россией и Западом, лейтмотив нынешнему Оскару будет задавать тема «Холодной войны» между СССР и США, недаром ведь целых два фильма, засветившихся в числе номинантов, так или иначе эту тему затрагивают. Первым был шпионский триллер Стивена Спилберга «Шпионский мост», вторым стал «Трамбо» Джея Роуча, в котором режиссёр решил обратиться к позорной странице американской истории, когда дважды оскаровский лауреат (пусть и заочно), обладатель почётной награды Гильдии писателей США, голливудский сценарист Далтон Трамбо подвергся в стране, кичащейся своими демократическими свободами, гонениям за свою приверженность идеям коммунизма.

    Заря 50-ых годов, самый разгар холодной войны между СССР и США. Далтон Трамбо — талантливый писатель, востребованный голливудский сценарист, считающий себя убеждённым последователем марксистко-ленинских идей. До определённой поры правительство, учитывая былые заслуги Трамбо в качестве военного журналиста и его популярность, закрывает глаза на его политические убеждения, считая их проявлением эксцентричности, однако когда нагнетаемая истерия, гласящая, «что каждый коммунист является шпионом Москвы», перехлёстывает через край, Трамбо становится одним из изгоев. После одиннадцати месяцев, проведённых в тюрьме, Трамбо оказывается в Голливуде персоной нон-грата, студии отказываются с ним сотрудничать, коллеги по кинематографическому цеху позволяют оскорбительные нападки… Однако Трамбо примером всей своей жизни доказывает, что настоящий талант всё это сломить неспособно.

    Как и от «Шпионского моста», от «Трамбо» не стоит ждать тщательно задокументированной хроники жизни человека, заслужившего своей жизнью всяческих наград и реалий, но волею чужих страхов ставшего изгоем — выдумки в картине предостаточно. Решившись поднять в своём фильме настолько смелую тему и пытаясь сделать его максимально правдивым, Роуч затронул все стороны травли Трамбо — и нападки со стороны врагов, и предательство бывших друзей, и красноречивые косые взгляды сокамерников, и подлые проделки соседей… Формально придраться вроде бы не к чему, но эти эпизоды так и остаются разрозненными эпизодами фильма, неспособными воссоздать целостной атмосферы напряжённости и паранойи, царившей в те годы в США. Не красит творение Роуча и излишняя спекуляция на драматизме — приукрашенная драматургия (после всего одиннадцати месяцев заключения Трамбо почему-то не узнаёт собственных детей), несколько притянутые за уши конфликты и абсолютно карикатурная героиня Хелен Миррен, напоминающая какую-нибудь Стервеллу Девиль из «101 далматинца», нежели серьёзную антагонистку Трамбо.

    Однако творению Роуча при всех его неточностях нужно отдать должное хотя бы за то, что он в столь непростое время доказал, что в насквозь лживом США ещё есть люди, стремящиеся к объективности — ведь «Трамбо» — это реверанс Голливуда почившему сорок лет назад несправедливо обиженному соотечественниками писателю, талант которого страна долгие годы пыталась тщетно затоптать. Немалая заслуга в этой дани уважения принадлежит Брайану Кренстону, заслуженно номинированному на золотую статуэтку и эффектно заткнувшему рот тем, кто считал, что звезда сериала «Во все тяжкие» не стоит и мизинца Гари Олдмана, которому роль Трамбо отводилась изначально — Трамбо Кренстона не только талантливый автор и великолепный оратор, он ещё и заботливый муж и отец, и достаточно противоречивая историческая личность, позволившая актёру раскрыть все грани его таланта. Благодаря великолепной игре Кренстона смотреть «Трамбо», как минимум нескучно. А если добавить к этому тот факт, что фильм Роуча, даже несмотря на вышеуказанные огрехи, получился достаточно уверенным байопиком, апеллирующим к нисколько не красящей Америку истории, то он вас точно не разочарует.

    7 из 10

    26 февраля 2016 | 14:15

    Во времена Великой депрессии многие американцы вступили в коммунистическую партию, выразив тем самым свой протест против действий страны. Известный голливудский сценарист Далтон Трамбо стал одним из таких. Рискуя собственной карьерой, он отстаивал свои права, которые включали свободу выбора. Однако уже шла Холодная война и любой такой поступок вызывал подозрение на шпионаж, а значит, расценивался как измена, тем более кино считалось сильным средством влияния на умы. Трамбо со своими коллегами вступил в конфликт с правительством, а также с язвительной колумнисткой Хеддой Хоппер, но потерпел неудачу и отправился в тюрьму. Выйдя на свободу, он обнаружил себя в чёрном списке, наряду с другими деятелями кинематографа. Семью необходимо было обеспечивать, поэтому он начал писать под чужими именами, в то время как правительство перестало интересоваться его персоной, полагая, что упёртый сценарист изменил свои политические взгляды, да и больше не мог быть впутан в шпионскую деятельность, видимо.

    Новая лента Джея Роуча, прославившегося комедиями (последняя, кстати, была политической), оставляет двойственное послевкусие: фильм то бодрит и веселит, то откровенно заставляет скучать. Если в первой половине ленты режиссёр задаёт тон напряжённому противостоянию горстки людей с правительством, то вторая половина превращается в обычные будни голливудского сценариста, попавшего в опалу; к тому же политические убеждения и принципы уже перестают интересовать постановщика. Конечно, борьба идёт за завесой, втихую, и Трамбо продолжает заниматься своим делом, но из-за отсутствия прежней остроты, вспышка драматизма угасает, а конфликт внутри семьи попросту выглядит как исторический эпизод, выявленный в удобное время для нагнетания драмы. К плюсам в первую очередь следует отнести замечательного Брайана Крэнстона с его привычной харизмой, который играет строгого, но в то же время доброго усача, не расстающегося с мундштуком. Роуч не идеализирует своего героя, местами даже показывает эгоистичные черты его характера. Впрочем, практически все здесь не без изъяна, начиная стервозной журналисткой в ипостаси Хелен Миррен и заканчивая агрессивным продюсером шлаковых фильмов в изображении Джона Гудмана.

    Далтон Трамбо хоть и жертва обстоятельств, но постановщик не давит из зрителя слезу, а ведёт местами бодрое и увлекательное повествование. смешанное с немалой долей юмора. Фильм приоткрывает завесу над личностью известного сценариста, причём делает это без излишней протоколированности. Картине есть, чем заинтересовать зрителя, но она далеко не всё затрагивает, к сожалению, или лишь мельком, поскольку опалу сценариста, как и его дальнейшее преображение, хотелось бы увидеть в более ярком и экспрессивном свете, то есть вместо бережного представления фактов — попытку достичь психологических глубин. Проще говоря, посыл того, что каждый имеет право говорить и быть услышанным — не вдохновляет должным образом.

    4 января 2016 | 20:13

    Далтон Трамбо стоял за написанием сценариев к таким знаменитым картинам, как «Римские каникулы» и «Спартак», однако на этот раз его собственная бурная жизнь становится основой голливудской картины. Помимо его творческого пути фильм проливает свет и на борьбу за свободу слова, которую вел Трамбо, являвшийся приверженцем коммунистических взглядов. Главную роль играет Брайан Крэнстон, отмеченный за свою работу номинацией на Оскар.

    Основные повествовательные проблемы фильма связаны прежде всего со сценарием. Сюжет переключается то на Трамбо-сценариста, то на Трамбо-активиста, то на Трамбо-семьянина, но все же автор никак не может определиться, на чем именно стоит фокусироваться и какой аспект сделать второстепенным. В результате отдельные элементы картины выглядят очень разрозненными. По ходу просмотра создается впечатление, что сам режиссер более заинтересован описанием творческой стороны жизни Трамбо, потому что эпизоды из борьбы с маккартистами представляют из себя довольно монотонный пересказ, тогда как описание писательских похождений протекает очень бодро. Недостаток сценария еще и в том, что проблема отношения к коммунистам в Америке рассматривается преимущественно со стороны главного героя, поэтому полностью ее масштаб в картине представить не получается. Плюс, нельзя сказать, что в фильме полностью передана атмосферы эпохи — внушительная часть действия происходит в павильонах, которые мало что могут поведать об особенностях описываемого временного периода.

    Если и есть какая-то постоянная на протяжение всего фильма, так как это уровень игры, демонстрируемый Брайаном Крэнстоном. Именно он здесь выступает главным локомотивом, и благодаря нему у биографического полотна появляется душа. Нельзя забывать и о фееричном Джоне Гудмане, беспощадно крадущим экран во время каждого своего появления. Тон картины в целом очень серьезный, и его персонаж служит полезной и необходимой разрядкой. Конечно, нельзя относить это к недостаткам, но Луис Си Кей в фильме выглядит чуть ли не как анахронизм. Причина в том, что играет он по сути самого себя. Тут уже личность актера начинает преобладать над его персонажем.

    По-настоящему выделится «Трамбо» может только за счет актеров. Где-то под этим байопиком спрятан фильм, который гораздо лучше итого результата. Не хватило разве что одной полировки сценария, чтобы найти его и вывести на поверхность.

    7 из 10

    23 февраля 2016 | 20:56

    Время полезных затей,
    Профанация наших идей…
    (гр. «Гражданская оборона)


    Кинематограф всегда был и остается мощным орудием пропаганды. Недалекие умы, считающие что всё, что не оформлено в плакатно-прямолинейном тоне, не является пропагандой, особенно хорошо поддаются непрямому воздействию. После формирования убеждений доказать обратное особо упёртым индивидам не смогут даже откровения людей, напрямую причастных к производству кинофильмов в промышленных масштабах. Мысли, что политически или общественно выгодные фильмы задумываются в секретном штабе горсткой теневых владык мира, выглядят откровенно глупо, за счет чего являются основным контраргументом против допущения возможности пропагандистского настроя тех или иных лент. До осознания и понимания сложности действующего механизма внутренней цензуры большинство легковнушаемых граждан додуматься тяжело, и даже если кто-то откроет частичную правду, они от неё отмахнутся.

    Биографический фильм «Трамбо» затронул несколько неоднозначную тему гонений коммунистов в послевоенной Америке. Многолетнее противостояние между двумя сверхдержавами и их идеологиями принимало причудливые формы. Отрицать существование в этом конфликте технологий информационной войны бессмысленно и глупо. И даже спустя столько лет, когда одна из сторон практически перестала существовать, идеологический прессинг никуда не делся, лишь сменил вектор. Теперь рассказы о том, как ужасен Советский Союз звучат не там, за океаном, а здесь, на его останках. Несомненно, это большая победа в информационной битве. А когда в биографическом фильме показывают вполне однозначные, не допускающие двояких трактовок, сцены травли и гонений целой группы людей, какая часть зрителей про себя подумает «В Советской России их бы просто расстреляли»? Кто заметит, что в стране, без устали кичащейся «Свободой, Равенством, Справедливостью», некие заинтересованные лица вовсю используют служебные полномочия, дезинформацию и шантаж для продвижения собственных интересов и безосновательного ущемления прав других людей? Куда делать хвалёная свобода слова? Многие ли уловят отсутствие состава преступлений, доказательной базы, каких бы то ни было действий, кроме неодобренных Партией политических взглядов? Электорату по обе стороны так долго и упорно промывали мозг на предмет того, что коммунисты — не люди и к ним якобы не применимы общепринятые нормы морали, что отголоски этой пропаганды до сих пор эхом гудят в головах, заглушая звук собственных мыслей.

    Впрочем, авторы фильма, понимая неоднозначность вопроса, не слишком задерживаются на нем. По сути, это лишь зачин, начало конфликта. Трамбо ловко троллит самого Джона Уйэна (или, если хотите, умело оперирует аргументами в беседе, чтобы поставить оппонента перед осознанием хрупкости его позиции), в ответ его пытаются загнать в угол каверзными вопросами, но, не сумев, попросту обвиняют в неуважении к суду. Да, не играть по правилам тех, кто хочет выставить тебя идиотом, но не имеет для этого ни навыков, ни базиса, это явное неуважение. Потом начинается медленная, мучительная ломка личности. Нет, никаких изуверств и пыток нет, лишь бессильная злоба творца. И в ответ на травлю со стороны властей приходится идти на сделку с совестью.

    Сам фильм вышел довольно скучным и затянутым. Более-менее интересное действо сосредоточено в первой части, зачин конфликта, и в последней, где он благополучно разрешается. Промежуточное звено банально провисает, увеличивая хронометраж. Несомненно, здесь рассказывается история угасания идеалов Трамбо (ну как показана — парой сцен быстренько закрыли тему), взамен озаботившись темой заработка, знакомой исполнителю главной роли Брайану Крэнстону ещё со знакового телесериала «Во все тяжкие». В некоторые моменты герой даже будет напоминать Хайзенберга, правда, недолго. Но смотреть на череду мелькающих дат утомительнее, чем читать страницу на Википедии. Полагаю, сделать центральный сегмент фильма можно было бы и увлекательней, если подойти к делу с фантазией.

    В остальном это крепкая работа, умело избегающая любого острого угла. Своеобразное эссе о признании некоторых ошибок прошлого с обязательным хэппи-эндом. Неудобные и подозрительно разумные политические взгляды не слишком афишируются, а после незаметно тают, злоупотребляющие властью (читай: оклеветавшие героя) служители закона мимолётом уличены в должностных преступлениях, что-то вроде справедливости восторжествовало и получивший заслуженное признание герой читает проникновенную речь, в которой как бы подразумевается, что всё плохое, что случилось, это просто результат страшного времени, а не манипуляции недобросовестных и вполне конкретных людей (хотя в реальности сам Трамбо говорил подобное лишь о тех, кто сотрудничал со следственной комиссией). И жизнь, мол, наладилась, хотя былые идеалы оказались задвинуты на задний план, а вперед выступили вполне себе меркантильные сделки с перемоловшим его обществом на его, общества, правилах. Такая вот пастораль и идиллия.

    И вроде все ужасы остались в прошлом, самое плохое уже закончено, и теперь всё правильно и как надо. Об остальном можно умолчать, упомянув вскользь или отставив за кадром, пустив скупой титр в конце, замяв стыдливые страницы истории под шумок пустого признания незначительной оплошности. Главное — закончить на мажорной ноте, потому что концовка запоминается лучше и оставляет послевкусие, которое, так или иначе, скажется на общем впечатлении.

    Какая уж тут идеологическая подоплёка и внушение?

    6 из 10

    10 января 2016 | 18:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>