How much is the Fish? или «Большой агги» о великом вожде итивимуитов.
Отправившись на север, с целью его исследования, режиссер Роберт Дж. Флаэрти решил снять документальный фильм о жизни эскимосов. Его настолько вдохновила жизнь итивимуитов (эскимосов), что целый год он решил посветить их вождю по имени Нанук, что в переводе значит «белый медведь» и снял 79-минутный черно-белый немой фильм, которым я насладился на одном дыхании. «Нанук с Севера» можно без преувеличения назвать лучшим документальным фильмом в своем роде, или как говорят эскимосы: лучшим большим агги. Роберт Флаэрти познакомил зрителей с народом итивимуитов глазами самих эскимосов. Он же является и продюсером, и оператором данной ленты. Ему блестяще удалось запечатлеть просторы северной Унгавы – бесплодной дикой земли, с множеством ледников, насквозь продуваемая ветрами. Пришлись мне по сердцу начальные кадры, где, безусловно, видна задумка автора, в которых режиссер знакомит нас с семейством Нанука. Мы видим своеобразную лодку, называемую «каяк». Она вмешает в свою «утробу» одного человека, однако из нее выходит все семейство вождя.
В кинокартине показана обыкновенная жизнь Нанука и его семьи, их выживание, борьба за существование. Кормятся эскимосы исключительно охотой, особенно на оленей. Занимаясь охотой, Нанук собирает шкуры медведей, моржей, тюленей, а затем меняет их на торговой фактории на ножи, бусы и конфеты. Вождь Нанук – очень смелый человек. Он убил семь полярных медведей с помощью обыкновенного гарпуна, но при этом необыкновенно добр и заботлив не только по отношению к своим близким, но и по отношению своих собак.
Была проделана огромная работа для создания данной кинокартины самим режиссером. Ведь он бок о бок жил с этим народом, терпел все тяготы и лишения; каждый день замерзал от пронизывающего холода. Он проник в самую душу Севера. «Печальный свист ветра, пляшущая по стенам иглу (снежное жилище эскимосов) метель и протяжный вой вожака упряжки Нанука – все они олицетворяют собою печальную душу Севера» — вот, что говорил сам режиссер. Была также проделана огромная монтажная работа Хербертом Эдвардсом, Чарльзом Гелбом и Робертом Флаэрти. Музыка композиторов Р. Шрамма и С. Силвермана великолепно гармонирует с пейзажами, эмоциями героев и буйствами природы.
После просмотра картины, я пришел к выводу, что режиссер очень педантичный человек. Ведь для чего он снял эту ленту? Безусловно, его заинтересовала жизнь эскимосов, но кроме этого, для того, чтобы мы не судили книгу по обложке, что, как бы мы не жаловались на жизнь, есть люди, которым намного хуже, но они не унывают, улыбаются судьбе и рвутся в бой до победного конца.
Картина научила меня многому. Теперь, если я окажусь в таких же суровых условиях, то не умру с голода и холода. Например, для постройки иглу нужен плотно спрессованный ветром снег; для поимки рыбы наживка не нужна. Просто к концу лески нужно прикрепить два кусочка моржовой кости. Узнал, что температура в иглу должна быть минусовой, чтобы стены и купол не начали таять; тюлений жир используют в качестве топлива; мох для растопки и т.д.
Кинолента «Нанук с Севера» увидела свет 11 июня 1922 года, однако сам Нанук так и не узнал о своей мировой славе – он умер от голода, отправившись на охоту за оленем в глубину материка незадолго до премьеры фильма.
'Нанук с Севера' - это очень интересный, содержательный, поучительный документальный фильм, который является единственным и первым в своем роде. Нелёгкая жизнь эскимосов показана натуральна, без каких либо прикрас и даже без малой доли фальши. Всё сделано искренне, с душой и по настоящему, отчего ещё больше хочется любить этот не ограненный алмаз, и первое слово в кинематографе.
А от его многослойности и большей содержательности лишь рад, лучше устройство эскимосского народа и не покажешь. Узнал очень много нового и полезного. Жаль, конечно, что сам Нанук умер не узнав даже о своей популярности... Ну да ладно, зато его память до сих пор живет во многих сердцах, вот теперь и в моём место останется. Безусловно, рекомендую всем к просмотру, это прекрасное пособие по выживанию, это как учебник по истории, только мы на это еще и смотрим.
Этот документальный немой фильм об эскимосе Нануке и его большой семье, живущей на берегах Гудзонова залива в Канаде.
Главный герой - Нанук( медведь) – был хорошим охотником, который старался прокормить своих детей, жену и себя в том числе. Он строил иглу - жилище для эскимосов, убивал тюленей, ловил рыб в океане. Жена смотрела детей и в каких- то моментах помогала мужу. Они были очень дружны и всегда помогали, поддерживали друг друга. Одним словом - Нанук со своей семьей разделяли радости и сложности всей суровой северной жизни.
Режиссер данного фильма - Роберт Флаэрти, который провел среди эскимосов 16 месяцев, чтобы описать и показать зрителям, как можно более точно всю годовую жизнь этого народа. Безусловно тяжело: север, никакой цивилизации, суровые морозы, но тем не менее ему удалось точно отразить сложную жизнь эскимосов.
Идея данного фильма- это показать жизнь этого племени, и, наверное, показать отношение между людьми. Ведь именно в таких сложных условиях важно проявить заботу, любовь, быть отважным и не бояться трудностей.
Можно с уверенностью сказать, что основная задумка режиссера полностью воплощена. Ведь этот фильм заложил основу дальнейшему развитию документального кинематографа. И хотя он был выпущен в 1992 году, довольно- таки давно, но история Нанука и его семьи надолго запомнилась многим зрителям.
Посмотрев этот удивительный фильм, я была в восторге. Настолько точно были отражены моменты из их северной жизни, очень правдиво и ярко. От просмотра невозможно было оторваться, настолько это завораживало. Все- таки этот фильм является драматической ценностью. В нем заложен определенный смысл, и, наверняка, после просмотра зритель о многом задумается. Я советую каждому посмотреть это немое документальное кино.
Небольшой глоток жизни на путь становления обширного кинематографа.
В среде последних событий не лишний повод пренебречь с высказыванием о жестокой политики, безнравственных конфликтов и о многом другой обширной античеловечности, которые просто забыли что есть жизнь в век индустриальной эпохи. Но данная моя тема сейчас скорее об обратной стороне людских идеалов отражённой в прекрасной, мною увиденной первой сформировавшийся в кинематографичном историзме документалистике 'Нанук с Севера'.
Основополагающей темой к является не что иное как обыкновенное детализированное отображение места человечности в суровых некомфортабелизированных условиях жизни в полярно тундровой опустошённой местности.
Фильм заснят с обыкновенно простым повествовательным изложением с отсутствием ощущаемого места присутствия работы других лиц. Режиссёр самого фильма являлся сам по себе талантливым человеком, для него киноязык присущ откровенности, исследовательской заинтересованностью ( ведь до производства самого 'Нанука' Флаэрти неоднократное количество раз изучал сам народ полярных эскимосов) сосредотачиваясь на первостепенной цели, заснять саму житейскую отвлечённость не требуя постановочной актёрской обыгровки сцен, а самый простой обиходный жизненный цикл кадра, проявляющийся не в актёрской самореализации, а в самом познавательно доступном самобытном действия в кадре. В последствие чего, опыт, разработанный Робертом Флаэрти стал вдохновляющим примером для будущих документалистов-режиссёров, в конечном итоге ' Нанук с севера' принёс колоссальный вклад большому кинематографу.
В заключении чего вернусь к присущей теме 'человечности' являющийся главным апогееничным механизмом исследовательской противостояния в условия вечной мерзлоты. Фильм не является угнетённым в этом замысле, а наоборот сам по себе с весёлым окладом показывает крайне не простую жизнь семьи-эскимосов, имеющих необходимый присущий моральный дух общей сплочённости перед каждодневной проверки их на прочность. Людям, имеющим при себе богатый внутренний опыт приспосабливания к окружающей среде переживают каждый последующий день на условных инстинктах с простодушными положительными чертами. В самих традиционных условиях без промышленно общественного вмешательства ( по определённым временным меркам), люди являющиеся рабами природовозренческой стихии, становятся сами по себе человечнее нашего современного житейского строя повседневно зависимого потребительскими факторами на предметы роскоши и удобства, с вытекающими уже являющимися другими первоочередными задачами.
Наблюдая за самим процессом можно неоднократно подискутировать на пользу и недостатки традиционных жизненных идеалистических взглядов, изречёнными в этом фильме ярким, весёлым, задушевным тоном из наблюдения достаточно отдалённой от наших взглядов жизни.
'Поистине великие люди всегда просты: их поведение безыскусно и непритворно'. Ф. Клингер
Американское кино, как правило, ассоциируется у меня с масштабными фильмами о людях 'высшего общества'. Люди, которые живут в больших городах, размышляют о наболевшем, о проблемах внутреннего характера.
'Нанук с Севера' же первым кто вышел за пределы этого. Нам показывают места куда еще не коснулась цивилизация. Герои фильма не думают о том, как они будут выглядеть на пленке, что о них подумают люди. Они просты, они не читали книжек, не смотрели фильмы, не общались с другими людьми, но тем не менее в них есть вся та человеческая красота: взаимовыручка, доброта, уважение друг к другу, ответственность, забота. А все только потому что от нас этого требует природа, без этого невозможно выжить, когда под рукой у тебя нет никаких средств. Они не могут зайти в магазин и купить поесть, когда голодны, не могут включить отопление, когда холодно. Они находятся один на один с природой и их главная задача - выжить и продолжить род.
Интересно заметить, что простота не только на камере, но и за ней. Если почитать про историю фильма, то можно заметить такие факты, как то, что камера запотевала, когда с холода заносили в тепло. Приходилось полностью разбирать на части, у самого Флаэрти не всегда получалось собирать обратно самому и на помощь к нему пришел один из эскимосов, который никогда до этого и не видел камеру. За вечер они собрали ее и с тех пор он стал помощником режиссера.
Однажды полюбив этот народ, Флаэрти все больше и больше вникал в их быт, заражался их мировосприятием. Он понял, что природа Севера, несмотря на тяжелые условия для жизни, не враг человеку. Человек здесь уже рождается с безусловной любовью и доверием к бескрайним снежным просторам, морозу и белому свету. Ему не надо бороться с природой, ему надо учиться с ней взаимодействовать.
Хотели бы Вы побывать пару дней на Севере? Где-нибудь на Чукотке или на Аляске, например? Там, где круглый год царил бы только лютый и беспощадный мороз? Там, где вместо привычных нам домов и зданий стояли бы самодельные ледяные жилища, а вместо ежедневного похода в супермаркет нам предстояла бы охота и рыбалка? Хотелось бы…. Но в целях собственной сохранности, лучше посмотреть на всю эту диковинную красоту со стороны…. А ведь американский режиссер Роберт Флаэрти дал нам такую возможность, да притом еще в 1922 году, сняв свой первый документальный фильм «Нанук с Севера».
В нем нам посчастливится оказаться свидетелями жизни (выживания) лучезарного эскимоса Нанука и его семьи. Всего лишь пара-тройка дней из «обыденного» существования представителей чуждой нам культуры, возможно, коренным образом повлияют на наше дальнейшее отношение к жизни. Картина начинается с того, как мужчина-эскимос причаливает на своей лодке к ледяному берегу, выходит из нее сам, а затем заботливо помогает выбраться из нее сначала ребенку, а потом и жене. Сколько любви и преданности заключается в одном только этом жесте! Наш герой Нанук – глава семьи, мужчина, охотник. На нем лежит большая ответственность: он должен держать своих родных в постоянной сытости и тепле, вопреки любым обстоятельствам и погодным условиям. И пусть даже Нануку придется ради этого пожертвовать самим собой, но он не оставит этой своей миссии. Ежедневно он вместе со своими братьями отправляется на охоту, откуда обязательно возвращается с пойманной добычей: будь то рыба или огромная тушка моржа. Затем семья равноценно делит между собой мясо, а кожа убитого животного вместе с мехом идут на изготовление шубок или покрывал. Где же живут эти северные обитатели? Иглу – стандартная зимняя хижина эскимосов изо льда и снега. Как же строятся подобные жилища, а, главное, как в них жить? На этот вопрос Флаэрти дает нам наглядный ответ. Помимо долга перед собственными семьями, в менталитете эскимосов заложено и чувство ответственности за своих соплеменников. Ярким подтверждением тому служит одна из сцен, посвященная охоте на моржа: соплеменники, видя, что их товарищ не справляется со своей жертвой в одиночку, тут же толпой сбегаются к нему на помощь. Один только этот эпизод стоит целого просмотра.
Удивительно, настолько наша планета многогранная и разная. Ведь на ней могут спокойно уживаться такие аморфные потребители и обыватели, как мы, и такие необыкновенные эскимосы, ежесекундно бросающие вызов всемогущей природе и ее стихиям. Пожалуй, этот занятный факт и побудил Роберта Флаэрти отправиться в продолжительную экспедицию на Крайний Север Америки и итоге подарить нам сей шедевр. И Нануку, и его соплеменникам, а также режиссеру спасибо за знакомство c этим поразительным народом, который определенно заслуживает от зрителя как минимум простого человеческого уважения.
Первый фильм о жизни эскимосов или новый виток в мировом документальном кино
После выхода в свет «Нанука с Севера» (а это произошло в 1922 году), можно считать, что документальное кино совершило новый виток в своей, еще молодой, истории. Во-первых, снял фильм человек, не имевший доселе отношения к кинематографии. Роберт Флаэрти – геолог и картограф, работал неподалеку от Гудзонова залива. В 1913 году в одну из экспедиций взял с собой кинокамеру, решив запечатлеть жизнь эскимосов. Там, на севере Унгавы*, Флаэрти нашел своего главного персонажа фильма, и, впоследствии, друга – бесстрашного Нанука. Несмотря на то, что первый фильм о Нануке и его семье сгорел, Флаэрти решил еще раз поехать в гости к своему северному другу.
Режиссер с репортерским беспристрастием показывает нам повседневность итивимуитов**: охота на моржей и тюленей, переезд из одной кочевки на другую, разведение изо мха огня в скромном жилище. И все это снято без заранее подготовленного сценария (да и какой-там мог быть сценарий, когда перед тобой, по сути, первобытные люди), без подготовленных моментов и наигранных ситуаций. В кадре запечатлена жизнь, какая она есть. Эмоции есть эмоции (… Нанук ест сырое мясо тюленя и радуется жизни после долгой вынужденной голодовки), ситуации есть ситуации (маленький сынишка Нанука играет со щенком, спотыкается о заснеженные кочки и пытается не упасть). Конечно, фильм наполнен веселыми и не совсем обычными, для современного человека, моментами. Меня удивил кадр, когда Нанук подплыл на каноэ к очередному берегу, дабы устроить новою кочевку и найти необходимое пропитание для себя и своей семьи. Из маленькой, с виду, лодки выходит он сам. Затем из небольшого отверстия средней части лодки выходит его жена, потом… старший ребенок, младший, и, в довершение, резвый пес. Просто удивляешься изобретательности, казалось бы, нецивилизованного и бесхитростного народа. Однако исторически сформированный быт и суровые условия внесли свои правила жизни.
Раньше разные деятели кино (в особенности, неигрового), последователи братьев Люмьеров, снимали вычурные зарисовки из жизни «высшего общества», забавные сценки, нередко сомнительного содержания, инсценировки событий, поданные как хроникальные. То с приходом Флаэрти на Западе и Дзиги Вертова в Советском Союзе (и, скорее всего, Европе в целом), мир получил полноценное документальное кино. Получил именно хронику – цепь реальных последовательных событий, запечатленных на камеру. И чтобы понаблюдать за цепью событий, понять их значимость в общественной среде – требовалось немало часов, дней (порой даже месяцев и лет).
По моему мнению, неоценимый вклад Роберта Флаэрти в мировой кинематограф заключен и в том, что он решился снять жизнь заброшенных людей. Снять то, что даже не могли и не желали его американские коллеги-кинематографисты. Ведь создавать игровые фильмы было куда веселее, безопаснее и прибыльнее. Вероятно, голливудские боссы (а продюсерская система уже в те годы была довольно развитой), посчитав идею полярника нереальной и сумасшедшей, не стали его спонсировать. Но Флаэрти победил. Пусть даже ценой неимоверных усилий. Он взял на себя и спонсирование своего детища, и сам его снимал, монтировал. Считаю, что Флаэрти можно считать как одного из пионеров авторского кино (этот термин вошел в обиход на несколько десятилетий позже и относился, по большей части, к игровому кино). Пусть не кино в целом, но уж документального, это точно.
10 из 10
*Унгава – залив на северо-востоке Канады;
**Итивимуиты – племя эскимосской народности, обитающее на берегах Гудзонова залива в Канаде.
Настоящие, а не названные революции в искусстве происходят нечасто. Можно сказать, что все нынешние художественные формы были плодом определенного переворота, гениальной идеи, озарившей чью-то светлую голову. Кино, изначально придуманное как движущиеся картинки, спустя несколько десятилетий было объявлено «важнейшим из искусств», а американский картограф Роберт Флаэрти по стечению обстоятельств стал одним из родоначальников документального жанра, и его именем называют фестивали даже в России.
«Нанук с Севера» по сегодняшним меркам очень простая черно-белая немая хроника жизни Западных эскимосов, за созданием которой стоял колоссальный труд и подлинное горение автора, мечтавшего запечатлеть борьбу за существование маленького северного народа. Едва ли не впервые люди своими глазами могли увидеть, как живут те, до кого не добралась цивилизация даже в виде автострад. Роберт Флаэрти провел фактически полевое этнографическое исследование, фиксируя годичный цикл быта эскимосов на тысячи и тысячи футов пленки, проживая с ними и минуты радости, когда после голодных месяцев удается охота на гигантского моржа, и минут горестей, когда пронзительный холод насмерть сковывает обессиленных собак. История создания этой ленты сама по себе является человеческим подвигом.
1920-ые годы. Не изобретено даже звуковое кино. Определенную сложность при просмотре неанглоязычным зрителям составят кадры длинного текста, поясняющие происходящие далее события. Закадровый голос зачастую обязателен для документалистики, тем более, когда в фокусе реалии абсолютно другой культура. Даже в XXI веке «Нанук с Севера» для многих может стать источником интереснейших сведений: как построить окошко в иглу, как зимуют тюлени под восьмифутовым слоем льда, и как пять человек и один пес могут уместиться в узенький каяк.
Осознание, что есть люди, не знающие, что такое тепло и питающиеся сырой пищей в условиях полярной ночи раздвигает границы понятия выживаемости и приспособляемости. К тому же, цивилизация стремительными шагами разрушает первобытные общины, особенно такие самобытные и популярные, как эскимосские, и не постановочные съемки тех времен, когда аборигены Крайнего Севера лишь раз в полгода видели «белого человека» - это неоценимая возможность окунуться в другой мир другого времени.
Роберт Флаэрти был очень необычным режиссером. Скорее уж даже исследователем, который пришел в этот мир в крайне неподходящий век для своего извечного стремления открывать все новое или же попросту исследовать малоизученные и почти не познанные горизонты. Он стал человеком, который открывает чудеса и вот что именно вышло из подобных перемен сопряженных с самой простой случайностью и маленьким осколком искренней удачи...
Его первый фильм одновременно напоминает «Короткого змея» Бушерона и холодную прозу Джека Лондона. А также заметки всевозможных исследователей, которые с необъяснимой отвагой устремлялись в дальние путешествия, надеясь открыть нечто новое или уже очень давно забытое обычным человеком. Людей, способных отдать собственные жизни для достижения почти всегда призрачной для иного большинства мечты.
Это история о Нануке. Храбром и крайне простом по своей природе человеке, который называл фильм о самом себе «большим агги» и на краткий миг по воле одного лишь случая сумел очутиться внутри только зарождающегося в то время нового искусства. Сосредотачиваясь в основном на самом старине Нануке (чье настоящее имя звучало как Аллакариаллак), Флаэрти умудряется показать целую народность маленьких героев, способных на постоянное выживание в пределах ледяной пустыни. Призрачные герои снежных пустошей, почти полностью вмерзшие в саму ткань удивительного по своей искренней сердечности повествования… На самом деле это самые простые люди. Маленькие снежинки с полой, но насыщенной жизнью, скрытой во множестве проблем и, конечно же, постоянном голоде внутри этих ледяных и беспощадных пустошей. Повседневная смерть со стороны матушки природы и отсутствии фортуны в самый необходимый для выживания момент…
Найла — та, что улыбается и ее немногочисленные дети… Нанук — это вождь целого племени и в большинстве случаев именно он ответственен за выживание всех вышеуказанных людей. Охота на ленивых тюленей или убийство рыбы голыми зубами. Этот постоянно улыбающийся с виду безмятежный человек отвечает за все факторы выживания собственного рода. Трудно брать на собственные плечи подобное бремя, однако легендарный для своего племени охотник с ним справляется и не демонстрирует даже слабых элементов подобного груза и ответственности за жизни остальных. Нанук — это улыбающийся бог, следующий вслед ветрам и прихотям погоды. Он не понимает всю важность того внимания, которое ему оказывает Флаэрти хотя и осознает всю ценность подобного запечатления на волшебную пленку «большого агги». Теперь Нанук действительно бессмертен... Великий охотник стал Богом, которого увидит большее количество людей в сравнении с общей массой камушек и валунов на его же собственном материке размером с Англию. На полумертвой земле снежных скал и самой природы, следующей по пятам любого человека.
Этот фильм более чем прост… Более того — он банален в тех крохотных и стеклянных гранях, которые ему отметил Флаэрти для своего первого кинематографического опыта в пределах снежной пустыни и отважных людей, заслуживающих всяческого уважения со стороны ныне проживающих пределы собственной же жизни на зеленом и давно завоеванным цивилизацией шариком под устаревшим названием Земля. Неоднократно эту ленту отмечали особым вниманием, так как она есть первым опытом великих путешественников документального кинематографа. На свет еще не появился Херцог и Кусто еще не вышел из пучины океана. Не было воздушного шара, который облетел все мыслимые страны и материки. Был только Флаэрти и его отважные маленькие люди, следующие по собственному жизненному пути и всем преградам, встающим перед ними. Нанук был первым. Он тот, кто создал целый жанр и, несмотря на все заслуги, он умер голодной смертью в вышеупомянутой ледяной пустыне. Герои и первооткрыватели также умирают… Но они же продолжают собственную охоту на сердитого тюленя до тех самых пор, когда их сможет вспомнить по крайней мере один единственный зритель, совершенно случайно узревший чудо северных просторов.
'Нанук так и не понял, почему я устроил всю эту шумиху вокруг него'.
Прекрасный, с любовью сделанный фильм о семье канадских эскимосов, много раз попадавший в сферу внимания этнографов и культурологов и положивший начало визуальной антропологии.
Роберт Флаэрти был фанатом своего дела, один из островов Гудзонского залива даже назван в его честь. Эту картину он создал с наивностью первооткрывателя, попавшего под дикое очарование находки. Главный герой под любовным взглядом режиссера сияет, как драгоценный камень. Нанук – отчасти животное (он и похож на мехового зверя, когда, извиваясь, кидается в нору за песцом); он – главный в животной стае, семью он укладывает на пол лодки, а для собак строит отдельное иглу. Отчасти он герой: есть в Нануке, бросающемся на утлой лодочке в холодные воды Атлантического океана, величие. А главное, Нанук – воплощение той мечты, разгадку которой увидел в эскимосах Аксель у Кустурицы – мечты о 'бесстрашном, симпатичном, неунывающем' человеке на своем месте.