всё о любом фильме:

Кукушка

год
страна
слоган«She's Making Peace One Man at a Time»
режиссерАлександр Рогожкин
сценарийАлександр Рогожкин
продюсерСергей Сельянов
операторАндрей Жегалов
композиторДмитрий Павлов
художникВладимир Светозаров, Марина Николаева
монтажЮлия Румянцева
жанр драма, военный, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$310 827
зрители
Швейцария  70.3 тыс.,    Германия  33.1 тыс.,    Финляндия  15.3 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время100 мин. / 01:40
Номинации (1):
Сентябрь 1944 года, несколько дней до выхода Финляндии из Второй Мировой войны. Финскому снайперу-смертнику Вейко, прикованному к скале, удается освободиться от цепей. Капитан Советской армии Иван арестован СМЕРШем, и тоже только чудом остается в живых.

Солдатов враждующих армий приютила у себя на хуторе саамка Анни. Для нее они не враги, а просто мужчины. И все трое говорят на разных языках…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
55 + 8 = 63
7.0
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Анни-Кристина Юусо — коренная представительница народности саами. До «Кукушки» она не снималась в кино, работала на финском радио, вела передачи на языке саами. Русского языка совершенно не знала.
    • В одной из сцен Пшолты в исполнении Виктора Бычкова в рассказе о своей жизни упоминает, что напарник увел у него женщину: «Бычков Виктор его звали. И что она в нём нашла? Ни кожи ни рожи».
    • Название фильма имеет двоякое значение. С одной стороны «кукушка» — прозвище финских снайперов (коим является один из героев), с другой — имя главной героини в переводе с саамского.
    • Фильм снимался на Кандалакшских сопках.
    • Съёмки длились в течение полутора месяцев, чтобы натура в кадре соответствовала происходящим событиям (ключевая дата — 19 сентября, день выхода Финляндии из войны).
    • Виктор Бычков поправился на 20 килограммов для съёмки в фильме, чтобы уйти от образа Кузьмича из «Особенностей национальной охоты».
    • Музыка к фильму создана на основе звуков народных инструментов саами.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта работа Александра Рогожкина, можно сказать, нравилась многим уже заочно, всего лишь по доходящим слухам относительно её содержания. И действительно — питерский сценарист и режиссёр избрал на сей раз несколько неожиданный поворот в цикле «Национальных особенностей», создав как бы «Особенности межнационального примирения», чего и в помине не было в его «Блокпосте», внешне трагикомическом, но лишённом каких-либо иллюзий по поводу противостояния на Северном Кавказе. Однако в «Кукушке» вооружённый конфликт с финнами — дело давнее и подзабытое. Не каждый ныне способен чётко представить себе, какая «непопулярная» война с белофиннами велась накануне Великой Отечественной, для чего существовала «линия Маннергейма» и какие взаимоотношения связывали Финляндию с фашистской Германией вплоть до сентября 1944 года, когда и происходит действие фильма. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1307 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Красивый, смешной и в тоже время мудрый фильм! Это, наверное, самая любимая и удачная тема режиссёра Рогожкина (которая прослеживается не в одном его фильме), когда люди, разговаривающие на разных языках, начинают понимать друг друга… Или не понимать, и вести себя презабавно.

    Гениальный фильм!

    4 сентября 2006 | 19:18

    Этот фильм Александра Рогожкина из разряда тех, в которых в ходе всей истории пару раз звучат выстрелы, столько же раз гремят взрывы от разорвавшихся снарядов, сброшенных бомбардировщиком и место действия не меняется. Но зато здесь замечательно раскрываются судьбы трёх совершенно разных людей и их характеры предстают перед нами во всей красе. Интересно наблюдать за тем, как двое мужчин, каждый из которых воюет на своей стороне и женщина, проживающая в домике, расположенном на берегу озера, и, продолжающая заниматься по хозяйству, общаются друг с другом на разных языках.

    Начинается всё с того, что немецкий отряд приковывает финского солдата Вейкко (Вилле Хаапасало) к скале при помощи толстой цепи. Параллельно с этим капитана Красной армии Ивана (Виктор Бычков) везут к месту допроса по дороге, проходящей неподалёку от места, где прикован Вейкко. Финский солдат становится свидетелем того, как конвой, сопровождающий Ивана, подвергается атаке бомбардировщика. Лишь по счастливой случайности Иван остаётся в живых и оказывается в небольшой хижине одинокой представительницы народности саами. Вскоре, освободившись от участи смертника, к ним прибывает и Вейкко.

    Начиная с середины жанр фильма можно охарактеризовать как комедию. И на это есть, по крайней мере, пара причин. Иван, не перестающий сомневаться в том, что разгуливающий под боком Вейкко — приверженец фашизма, тот стремится любыми способами доказать Ивану, что он с войной покончил и устал от неё и Анни, женщина, которая постоянно находится в домашних заботах. Как бы ни старалась троица, но они никак не смогут понять друг друга. Точнее, они даже и не стараются разобраться в том, что каждый из них пытается донести своему собеседнику. На этом фоне забавно смотрится Вейкко, не прекращающий говорить что — то себе под нос. Освоившись в родном доме Анни и на некоторое время перестав быть пешками в войне, двое мужчин окунаются в бытовые проблемы.

    Какими бы ни были забавные ситуации, все они зарождаются потом, на фоне уже не столь открытого конфликта между Иваном и Вейкко. Последний ещё и одет в соответствующую форму. Иван поначалу насторожен. Он ждёт атаки со стороны потенциального врага и отказывается доверять к изначально настроенному добродушно, по отношению к русскому человеку, и не желающему проявлять какую — либо агрессию, Вейкко. Только потом капитан становится вполне милостивым русским человеком. Анни, окружённая тихой природой севера, видит в двух солдатах, привыкших к будням совершенно иного характера, всего лишь двух мужиков. При этом к одному из них она проявляет откровенную симпатию.

    Ожидаемый со стороны сюжета подвох или накал страстей, порой кажется вот — вот вспыхнет. Но нет, этого не происходит. Хотя и есть в наличии один момент, позволяющий сделать вывод, что благополучного финала можно уже и не ждать. Тем не менее, ситуацию спасает, наверное, привычный для тех краёв шаманский ритуал, существенным образом влияющий на финал картины. И после такой сцены фильм приобретает лёгкую атмосферу сказки.

    7,8 из 10

    31 января 2016 | 17:52

    Война без войны… Удивительно жизненный символизм. Война как фактическое происшествие, существующее лишь на пожелтевших бумагах, в следах запекшейся крови на мозолистых руках и разорванных гильзах, и ее отсутствие как моральное «само собой разумеющееся» в омытых слезами сердцах и растоптанной человеческой вере…

    «Кукушка» Александра Рогожкина — я бы назвал «Трое в жизни, не считая войны» — это один из самых благодушных гуманистических посылов, которые я когда-либо видел. Повествуя как раз о том, что такое «война без войны», картина режиссера, создавшего «Особенности национальной…», со свойственной ему иронией доказывает, что все люди — братья… Братья-дураки, пока еще не осознавшие своей природы, пока еще сталкивающиеся лбами и раздирающие друг друга в кровавые клочья. Братья-дураки, обязанные любить свою родню, понимать ее душою, прощать и принимать такой, кою она и является. Братья-дураки, ссорящиеся из-за пустяков и примиряющиеся в скорбном подсчете погибших родственников. Братья-дураки… Что еще скажешь?

    И все ж от них вернусь к их обличителям. «Кукушка»… Согласно поверьям, эта птичка сжила со свету своего мужа (подобно войне, убившей человека — своего Адама, родившего ее уж не знаю из чего), в ее образе возвращались души умерших, а сама она являлась вестницей «с того света». А еще так кличут снайперов-смертников. Опять же, так зовут очаровательную и бойкую Анни в исполнении госпожи Юусо…

    Пожалуй, снова упоминать о яркости Рогожкинских героев нет никакого смысла, ибо они всегда ею завидно отличаются. Давно ясно: каждый из персонажей Александра Владимировича по-своему жизненно-цветаст, что позволяет оставить в памяти неискушенного зрителя чуть ли не плакатный фундамент национальной души и характера. Хотя не успокоюсь, пока не скажу, что после первого просмотра «Кукушки» Бычков навсегда для меня перестал быть Кузьмичом, а в Хаапасало, сидящем за рулем непонятного автомобиля, я и по сей день вижу забавного пацифиста Вейко. Однако я все же не знаю, чья это заслуга — актеров иль режиссера. В любом случае, она отличается дивным талантом (заметьте, не мастерством, способным лишь на ровные, монотонные события, а именно талантом!).

    И, конечно же, следует отметить чуть ли не «Ким Ки Дуковское» молчаливо-мудрое созерцание окружающего мира, радикально противоречащее кровопролитным ужасам войны. Кажется, Андрей Жегалов через собственное возвышенное любование созданием Божьим сумел наглядно отразить пред зрителем весь «глубинно-наземный» смысл замечательной «Кукушки».

    Прибавьте к вышесказанному приятный общедоступный юмор; качественное режиссерское, операторское, актерское, композиторское воплощение актуальной жизненной задумки (да-да, и в наше время тоже, ибо одна страна и «как бы один» язык еще не дает вам гарантии полного понимания); душевную атмосферу; высший гуманистический смысл; «верхостояние над мерзостью жизни» — и у вас получится отличное «горячительное» кино Александра Рогожкина, которое накукует вам долгие-долгие годы жизни.

    Да, кстати не забудьте помнить, что все мы — не просто братья, а еще и люди…

    27 октября 2008 | 20:46

    Любому, кто хоть краем уха слышал о «зимней войне» с Финляндией в 1939-40 гг. или о боевых действиях против суоми в ходе ВОВ, обязательно вспомнится эта патриотическая песня финского народа, которая, на мой взгляд, могла бы стать отличным саундтреком для «Кукушки».

    Дело ведь в том, что хотя песня и должна поднимать боевой дух солдат, она, по сути своей, точно о том же самом, о чём и фильм — о мире без войн, о человеческом счастье и душевном равновесии, которое необходимо каждому, независимо от национальности и политических взглядов тов. Молотова или кого бы то ни было.

    В картине множество моментов, которые красноречивее любых фраз свидетельствуют об упорстве и изобретательности Вейко, доброте и нежности Анни, человечности и отзывчивости Ивана. Добавляют интереса фильму не только мелкие бытовые подробности повседневной жизни саамов, но ставшие поистине спасительными для раненных Ивана и Вейко навыки шаманизма и знахарство Анни.

    Поразительной красоты северная природа создаёт столь удивительный фон для событий, что просто поражаешься: как же можно было взять в руки оружие, позабыв о том, что так прекрасно вокруг тебя, что постоянно призывает всех и каждого: не убий, живи и радуйся.

    И самым важным, наверное, кажется заключительный вывод режиссёра, озвученный сидящей на пригорке Анни. Смерть никогда никого ни с чем примирить не сможет. Это может сделать только жизнь. Жизнь, которую спасли, и которую породили.

    15 октября 2011 | 14:38

    Поставил Кукушке высшую оценку, потому что мало кому удавалось сделать запоминающейся картину с тремя актерами на экране. Можно пересчитать по пальцам. Еще труднее это сделать, если актеры говорят на трех (!) разных языках. При этом мало кто рискнул бы взяться за дело с таким причудливым актерским составом. Эксперимент Рогожкина удался на славу!

    11 апреля 2006 | 04:04

    Ни за что бы не стала смотреть этот фильм, прочитав о чем он. Меня такие вещи совсем не интересуют. Но в один прекрасный день смотреть было нечего, а этот фильм многие годы лежал у меня среди кучи арт-хауса, подаренного мне моим дядей. Ну, думаю, гляну одним глазком, что смотрит мой дядя. И знаете, неплохо так. Даже не ожидала, что кино окажется совсем нескучным, а порой даже смешным. Этому фильму прекрасно бы подошло название «Трудности перевода»,т. к. вся история закручена именно на непонимании между представителями разных национальностей, но так как София Коппола уже заняла это название, фильм всего-то — «Кукушка» — банально назван в честь главной героини. Но от этого оно не теряет своей харизмы. Да, эта история обладает своим обаянием.

    Удивительно, как весь фильм может держаться всего на троице колоритных актеров!В кадре всего три героя, но от этого только лучше. Каждый персонаж полностью раскрыт, у каждого есть своя особенность. Анни Кристина-Юусо, Виллэ Хаапасало и Виктор Бычков настолько вписались в свои образы, что кажется будто они были ими!Очень естественно играют. Причем никто из их троих не отстает. Каждый друг друга достоен по уровню игры.

    Несмотря на то, что фильм в какой-то степени о войне, он вышел легким и комедийным. В нем много шуток и забавных ситуаций. И смысл прекрасный. Побольше бы таких фильмов.

    7,5 из 10

    25 августа 2012 | 12:02

    Фильм абсолютно прост для зрителя. Его может понять любой человек. Но тем не менее глубина его соизмерима с фильмами в жанре арт-хаус.

    Вообще я удивлен, что очень мало откликов. Я не видел ни одного человека, который смотря данный фильм, и которому фильм не понравился.

    В фильме нет абсолютно ничего лишнего, наносного и фальшивого: ни единого кадра, не единого слова.

    Это подлинный шедевр как режиссера, так и актеров, так и всей съемочной команды.

    За что им огромное человеческое спасибо!

    9 января 2009 | 18:58

    Сентябрь 1944-го года, несколько дней до выхода Финляндии (19 сентября) из Второй мировой войны. Финскому снайперу Вейко, прикованному цепью к скале, удаётся освободиться от оков. Капитана Советской армии Ивана Картузова замполит везёт в часть судить за вредное стихоплётство, однако, благодаря нелепой атаке бомбардировщика Иван чудом избегает расстрела.

    Оба солдата — приговорённые смертники, оба не хотят воевать, оба будто заново рождаются. Оба попадают в хижину к одинокой женщине-саами Анни, которая и даёт приют представителям двух враждующих армий, поскольку для неё они не враги, а просто мужчины. Первые полчаса Рогожкин умудряется обходиться почти совсем без слов, завораживаясь логикой простых физических действий. Но когда трое героев соединяются на хуторе, сюжет начинает двигать вперёд лингвистический казус.

    Все трое говорят на разных языках, не понимая друг друга. При этом каждый разговаривает как бы с самим собой, слыша в ответ исключительно то, что хочет услышать. Притом, что в фильме гармонично уживается несколько тем, главным, как раз, становится нахождения общего языка как в буквальном, так и аллегорическом смысле. Хотя поначалу и кажется, что фабульный анекдот обратится, скорее всего, комедией ошибок.

    Молодой финн Вейко пытается сказать русскому, что не хочет причинять ему зла. В то время как Иван продолжает твердить свое: «Да замолчи ты, фашист», — и пытается объяснить Анни, как она ему нравится. А Анни на это отвечает, что ему нужно беречь здоровье. Сама девушка неравнодушна к симпатичному Вейко, и не раз делает ему пространные намёки. А когда Вейко спрашивает у русского его имя, упорно считающий финна фашистом Иван отвечает: «Пшёл ты». «Замечательно — Вейко, Анни, Пшолты. Вот и познакомились!» — заключает находчивый финн…

    Как бы вывернутые наизнанку национальные характеры представляют оборотную сторону русской души — по большей части недоверчивой и настороженной. В этом смысле на русского куда больше походит простодушный финн. Когда Иван пытается его убить, Анни, чьи потомки принадлежат к самым древним жителям северной Европы, сохранившим в своей культуре языческие традиции, начинает шаманский ритуал и вытаскивает Вейко из страны мёртвых, куда уже собралась переместиться его душа.

    Так комическое начало сменяется трагической кульминацией и становится понятно, что на самом деле Рогожкин снимал совсем не комедию, а притчу о том, как люди совершают непоправимое из-за того, что не хотят понимать другого. О том, как можно слушать, но не слышать друг друга.

    11 октября 2012 | 20:04

    Один из моих любимых фильмов. Образец военного фильма без присутствия войны в кадре. Это песнь о мире. Песнь о том, что все мы, являясь совершенно разными удивительно похожи. Песнь о том, что даже на войне можно оставаться человеком. Песнь о том, что война чужда самому духу человечности, о том, что все мы, как бы это банально не звучало, братья и не важно, какой у тебя разрез глаз, цвет кожи или политические убеждения, важно всегда, даже в самых сложных и неординарных ситуациях оставаться человеком.

    Просто и гениально перед нами открывается история взаимодействия трех совершенно разных людей, совершенно разных культур, но не смотря на все отличия и разночтения, герои разговаривая на разных языках умудряются понимать друг друга.

    У американцев есть «Столкновение», фильм о том как люди сталкиваются, взаимодействуют, меняют и ломают жизни друг другу, а у нас есть «Кукушка», безумно душевный милый и добрый фильм, в котором культуры не сталкиваются, а объединяются для того, что бы выжить, выжить в этом безумном жестоком мире.

    Актеры для этой картины выложились даже не на сто, а на все двести процентов. Кто бы мог подумать, что «Кузьмич», может настолько проникновенно, чисто и живо играть, кто бы мог подумать, что Вилли Хаапсало актер, кто бы мог подумать, что дебютантка Анни-Кристина Юусо сможет создать такой яркий запоминающийся образ.

    В общем огромное спасибо Александру Рогожкину за такой чистый, душевный и умный фильм.

    8 апреля 2007 | 00:17

    «Кукушка» — один из самых странных фильмов о войне. В нём война отходит на второй план, и на замену ей выходит жизнь с её горестями и радостями. Удивительное противопоставление одного другому.

    В «Кукушке» всего три главных героя. И на протяжении фильма мы проживаем вмести с ними отрезок их жизней, в котором судьба свела трёх совершенно разных людей, говорящих на разных языках, вместе. Свела, чтобы потом их дорожки опять разошлись в разных направлениях, для того, чтобы продолжились не только их жизни.

    Настолько простой и понятный всем фильм, что его вполне можно смотреть и без перевода. Иногда слова даже мешают понять простые жизненные истины, такие как любовь, дружба, рождение. И в то же время глубокий и философский фильм, с тонким юмором. Фильм на грани. Вообще это, наверное, самое лучшее определение для этого фильма. Фильм на грани культур, на грани войны и мира, на грани понимания, на грани дружбы и ненависти. Тонкая извилистая дорожка человеческой жизни на грани рождения и смерти.

    Идея фильма очень проста, но сколько мастерства понадобилось его создателям, чтобы сделать из неё идеальный фильм, без единой лишней детали и без единой недосказанности.

    Режиссер и сценарист Александр Рогожкин был знаком мне до этого фильмы как тонкий знаток русской души и русских традиций по фильмам из цикла «Национальных особенностей». Но в «Кукушке» он показал себя как знаток любой человеческой души в независимости от национальности.

    Проста и незамысловата Лапландская природа, но как и финского снайпера-смертинка Вейко, она поражает и чарует зрителя. Чему не является помехой даже объектив камеры. Создатели фильма переносят нас в какой-то свой необычный мир, в реальность которого бывает тяжёло поверить. Ведь чтобы заметить всю красоту природы, как и жизни, нужно остановиться и посмотреть по сторонам. Фильм ненавязчиво учит нас очень многому, стоит просто внимательно его смотреть.

    10 из 10

    Просто не могу поставить меньше одному из любимейших фильмов. При каждом просмотре открываю для себя всё новые и новые детали. новые мысли рождаются в голове и новые струнки в душе затрагивает этот замечательный фильм.

    21 августа 2011 | 21:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>