Малобюджетная фантастика, порой, способна подкидывать сюрпризы в виде подобных фильмов. Казалось бы, простецкий дешёвый до невозможности космоужастик в стиле «Чужого», но на таких минималках, что пальчиковый кукольный театр выглядит реалистичнее. Тут до меня выложено две рецензии, но люди, их писавшие, похоже, досмотрели только до появления монстра, а потом бросили это занятие по причине отвращения, дикого смеха, уныния (нужное подчеркнуть). Итак, раз уже речь зашла о творении Ридли Скотта, то давайте немного сравним эти фильмы. Не для того, чтобы поугорать, нет. На полном серьёзе. Оставим в стороне грустную тему: визуальную составляющую и спецэффекты. В центре внимания только сюжеты.
В «Чужом» интрига нагнетается постепенно, а пик её приходится на момент появления грудолома из тела несчастного персонажа. Дальше сюжет абсолютно линеен: закрытое помещение, где есть убийца и его жертвы. Никаких хитрых ходов или «двойного дна» не прослеживается от слова совсем. А вот в «5-м пассажире» всего этого в достатке. Главное, заставить себя досмотреть до конца, ибо параллели с фильмом Ридли Скотта в определённый момент заканчиваются, и вскрывается то самое двойное дно, что меняет отношение к фильму коренным образом. Во всяком случае, у меня изменило.
Что в «5-м пассажире» действительно неплохо, так это основная идея. Её бы в добрые умелые руки отдать, да деньжатами сверху присолить, сварили бы нормальное кино. Но, получилось то, что получилось. Основная проблема фильма, даже не убогие спецэффекты, а исполнительница главной роли. Не знаю, кто сказал Морган Лэрайа, что она актриса. Наверное, родители сильно восхищались тем, как дочь в семилетнем возрасте изображала ведьму на Хэллоуин. Девочка и поверила. В титрах она значится ещё и как сценарист. На втором месте, поэтому, не берусь судить, насколько велик её вклад в сценарий. Возможно, отвечала только за свою героиню, показав её, даже не андроидом, а деревянной куклой от начала и до конца. Перефразируя Достоевского, Морган Лэрайа могла бы сказать так: «Я хотела Сигурни Уивер сделаться, оттого и в фильме снялась». Родион Раскольников убил старуху-процентщицу, а Морган Лэрайа напрочь лишила жизни своего персонажа в «5-м пассажире».
Теперь, о пресловутых спецэффектах. Монстра вообще не стоило показывать в таком виде, как это было сделано. Не столько, чтобы не позориться, а исходя из внутренней логики сюжета. Представьте себе, она там есть, и вполне прослеживается, несмотря на корявую реализацию неплохой задумки. Вот тут я хочу остановиться на второй проблеме фильма ¬– неправильно расставленных акцентах. Хорошо поданная история всегда предполагает, что зритель сам может сделать логические выводы на основании увиденного на экране, и заподозрить наличие двойного дна ещё до того, как оно вскроется. К сожалению, создатели «5-го пассажира» этим не озаботились в должной мере. Намёки присутствуют, но они слишком неочевидны, а в некоторых случаях откровенно тупо показаны. Отдельно хочется остановиться на названии. Оно не отражает сути фильма, и у меня сложилось впечатление, что это банальная ловушка для зрителя. Годом ранее, в 2016-м вышел отличный фильм «Пассажиры», а потому схожее название способно привлечь внимание любителей кинофантастики.
Подведём итоги. Идею убило исполнение. Как говорили во времена моего детства, замах на рубль, удар на копейку. Попробую скалькулировать общую оценку. Идея – «десятка», без всякого сомнения. Спецэффекты – «минус два» (пожалеем низкобюджетную фантастику; )). Актёрская игра, прежде всего, исполнительницы главной роли – «минус три». В сухом остатке – «пятёрка».
На фильм наткнулся после многочисленных отрицательных отзывов '5-ому пассажиру'. Мои ожидания, следовательно, были занижены еще до просмотра. Картина, конечно, оказалась не так плоха, но всё равно плоха.
Начну с приемлемого. Актеры не совсем бездарны. Да, они симпатии не вызывают, но и откровенно не бесят. Вы, скорее всего, останетесь к ним равнодушны во время просмотра этого фильма. Они бегают, кричат, суетятся, но смотрится всё это с желанием зевнуть. Ничего особенного.
Цвета неплохие в картине. Где-то ярко, где-то мрачно. Я, во всяком случае, считал, что будет хуже.
Закончу отвратительным. Нелепая компьютерная графика в некоторых моментах. Даже в современных компьютерных играх стараются ролики сделать реалистичнее.
Эффект 'помех в телевизоре' в моментах, когда события развиваются динамично. Это говорит о нежелании создателей тратить средства на яркие и запоминающиеся сцены и об экономии времени на съемках '5-ого пассажира'.
Первая половина фильма скучная и нудная. Нам просто показывают поведение героев в условиях, в которые они попали. Вторая половина скорее смешная, чем пугающая. Монстр выглядит забавным, передвигается и ведет себя курьезно. Выглядит это все комично, по-детски. Это просто надо увидеть. А потом посмеяться и забыть.
Итог:
'5-й пассажир' не фильм ужасов, а скорее фильм-пустышка. Как такового жанра он не имеет, ибо я не могу отнести его к какому-либо жанру. Для драмы он откровенно слаб, для ужасов он откровенно смешон, нелеп и т.д. Если вы хотите просто убить время под пиво и в компании веселых людей, то можете попробовать посмотреть это творение.
Единственное, что может зрителю приглянуться в этом космическом трэше (он космический и по тематике, и по сюжетной бредятине), так это вполне себе презентабельный постер. Он атмосферный, жутковатый, немного пугающий и стилистически здорово окрашенный в холодные цвета межзвездного пространства.
Фильм начинается с внештатной ситуации на космическом корабле, из-за которой люди вынуждены погрузиться в спасательный челнок и отчалить с гибнущего судна. Волею судьбы на борту капсулы оказывается пять человек, хотя она предназначена только для четверых. Постепенно нарастающее напряжение в отношениях между людьми усугубляется тем, что на борт челнока проникает инопланетная тварь, которая не прочь поживиться человечинкой.
В общем-то, идея фильма пусть и не нова, но тем не менее достаточно интересна. Конечно, киновселенная знает массу космических монстров и этим уже не удивить искушенного зрителя. Тем не менее, фильмы о космосе почти всегда смотрятся с удовольствием, ведь насколько неизведан Космос, настолько широки и возможности киношников в теме исследования внеземных пространств.
Создатели «Пятого пассажира» добавили сюда еще и острый социальный вопрос – вопрос выживания в условиях, когда необходимо делать жестокий выбор. В данном случае описывается ситуация, когда группа людей четко разделена на касты, где есть так называемые феодалы и чернь, которой можно пожертвовать ради спасения сеньора.
Будь в режиссерском кресле опытный человек, будь у фильма хотя бы средний бюджет, наличие пары-тройки продюсеров, монтажеры и операторы, а также умеющие играть актеры, вполне возможно, что «Пятый пассажир» получился бы неплохим проектом. Вот только ничего этого в фильме нет.
Совершенно убогая актерская игра людей, которые маячат в кадре не вызывает ничего кроме разочарования и неприязни. Дело даже не в том, что ни одна из физиономий неизвестна, а в том, что обладатели этих физиономий не умеют играть от слова совсем. Примитивные спецэффекты, особенно четко обозначенные при появлении космической твари не позволяют сказать, что смотришь фильм 2018 года, скорее середины 70-80-х годов прошлого века. Тот монстр, который представлен здесь являет собой латексно-синтетическую штуковину, двигающуюся посредством автоматического механизма. Ну, чтоб было понятно: примерно такие же хреновины использовал Джон Карпентер в «Нечто» в 1982-м. Если вычесть из числа 2018 число 1982, получится 36 – именно столько лет разделяет эти два фильма и если применительно к «Нечто» можно оправдать такие спецэффекты, то к «Пятому пассажиру» никак нельзя! Да и «Нечто» - это эталон и даже сегодня и фильм, и спецэффекты, применяемые там, были и остаются на высоком уровне!
Внешний антураж, включающий интерьер космического корабля и челнока, выполнен в стиле «античное убожество» и напоминает еще один адовый космо-хоррор «Дракула 3000» с Каспером Ван Дьеном в главной роли. Я конечно понимаю, что все зависит от финансовых возможностей, но для демонстрации космоса, внешней части корабля, а также для различных космических гаджетов деньги в бюджете нашлись, а для того, чтобы хоть как-то приблизить внутреннее пространство к тому, что можно наблюдать в фильмах о космонавтах, похоже, уже не хватило центов…
Фильм плох. Откровенно плох и не привлекателен. Я даже не знаю ради чего стоит его включать, может, для того чтобы удостовериться в его качестве? Лучше посмотреть на постер и на этом закончить, ибо за ним (постером) тьма разочарования и уныния…
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.