всё о любом фильме:

Забавные игры

Funny Games
год
страна
слоган«Ein Alptraum»
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке
продюсерФайт Хайдушка
операторЮрген Юргес
композитор-
художникКристоф Кантер, Лизи Кристл
монтажАндреас Прохаска
жанр ужасы, триллер, драма, криминал, ... слова
зрители
Франция  57.9 тыс.,    Германия  47.1 тыс.,    Испания  32 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время108 мин. / 01:48
Номинации:
В свой загородный дом на живописном озере приезжает муж, жена и 10-летний сын. К ним приходят два молодых парня, представившимися гостями соседей. У обоих на руках белые перчатки. Молодые люди решили позабавиться. Они убили собаку… и предложили хозяевам пари…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
63%
17 + 10 = 27
6.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене, когда преступники первый раз уходят, зрители видят один дубль (без монтажных склеек) продолжительностью более 10 минут.
    • Во время премьеры на Каннском фестивале на билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие, что публику ждет что-то по-настоящему жуткое.
    • Пауль произносит фразу «мы ещё не достигли даже стандартной длины полнометражного фильма» ровно на 90-ой минуте картины.
    • Ульрих Мюэ и Сюзанна Лотар, играющие супругов в «Забавных играх», были женаты и в реальной жизни.
    • По словам Михаэля Ханеке сначала он планировал написать небольшое эссе о насилии в СМИ, а затем эта идея подтолкнула его к созданию полнометражного фильма.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:08

    файл добавилAnya

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Фильм «Странные игры» уже немолодого (55-летнего) австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, который неожиданно заявил о себе лишь в 90-е годы («Седьмой континент», «Видео Бенни» и вышеназванная лента), был выпущен под названием «Забавные игры» на российский экран фирмой «Кармен» в пакете арт-хаусных картин (раньше мы сказали бы — «трудных» или киноклубовских) вслед за «Фейерверком» японца Такэси Китано. Оба произведения жестоки и способны смутить тех, кто негодует по поводу насилия на экране, которое якобы выплёскивается уже за его пределы и настигает нас в реальной жизни. Мы привыкли всё ставить с ног на голову — и винить в жестокости и безнравственности что или кого угодно (кино, телевидение, видео, общество, правительство, институты власти, отдельные группы населения, соседа и любого ближнего своего), но только не самого себя! (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 33 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Забавные игры» — редкий тип художественных фильмов, подходящих под описание по-настоящему шокирующих. Он на удивление легко воздействует на зрителя, — но как! — в правильных пропорциях сочетая нашу обыденность и нашу жестоксть. Это ведь так естественно ответить помощью соседу, не ожидая худшего поворота событий. Это же так буднично — попасть в переплёт, думая, что твоя жизнь в твоих руках… В нашем жестоком мире никто не застрахован от того, что в ближайший час придётся узнать получше таких же «вежливых» молодых людей.

    Постановка настолько великолепна, что буквально с первой секунды, когда мы видим едущий автомобиль, до последней, когда уже под напором душераздирающих сцен забываешь все странности, увиденные до начала главного действа, — оторваться невозможно. Интересный приём диалога с кинозрителем помимо очевидного дополнительного эмоционального воздействия, ещё сильнее даёт понять ненормальность происходящего.

    При всех достоинствах «Забавных игр» очень трудно сказать, что фильм понравился. От него становится очень тяжело и хочется побыстрее отвлечься. Но он заслуживает хотя бы 

    7 из 10

    26 декабря 2010 | 17:31

    Стоп!!!

    Забавные игры (я люблю этот фильм)

    Безумный австрийский режиссер Михаэль Ханеке может собой уже давно гордится. После этого фильма он мог вообще ничего не снимать, и все равно он был бы культовой личностью. Перед нами, возможно, самый известный фильм Ханеке. К сожалению, этот фильм люди сделали мейнстримом. Да и сам Ханеке был виноват, когда начал снимать покадровый римейк этого фильма с участием популярных звезд. Ну, это уже другая история.

    Этот фильм наделал очень много шума на разных фестивалях и нужно сказать, что абсолютно заслуженно его наградили разными призами. Перед тем как смотреть этот фильм нужно знать, что это вообще не фильм. А что это? Для меня это своеобразная реальность, которая разговаривает со мной. Если вы будете смотреть внимательно этот фильм, то вы поймете, что герои этого фильма разговаривают именно с вами. Этот фильм общается со своим зрителем.

    Это очень жестокий и грубый фильм. Но когда один из героев спросит именно у вас прямо в камеру — Зачем вы это смотрите? Я думаю, что вы найдете этот ужасный ответ. Мы просто погрязли в насилии. И я нашел для себя свой ответ. Почему я смотрел этот фильм? Потому что я люблю смотреть на насилие и жестокость. Звучит это все очень грустно, а финал этого фильма только подтверждает мои слова. Я просто люблю это делать.

    Ханеке просто щелкнул по носу этим фильмом, и все сразу задумались, в каком страшном мире мы живем. Мы смотрим жестокость, и мы обязательно будем ее перематывать и снова ее смотреть. Даже когда у героев этого фильма появляется шанс, мы снова хотим чтобы они страдали, поэтому один из злодеев говорит самую важную фразу этого фильма. Он говорит — Стоп! А потом берет пульт, и мы снова смотрим…

    Главное — это действительно вовремя остановится. А в конце, я бы хотел вам посоветовать не думать об этом фильме, просто подумайте о своей жизни. Я думаю, Михаэль Ханеке только обрадуется такому раскладу. Вот тебе и забавные игры…

    Спасибо.

    10 из 10

    4 июля 2010 | 15:47

    Не полюбить данную картину для меня оказалось невозможным.

    Я получала удовольствие с каждым кадром, наслаждение с каждой секундой.

    Так восхитительно вместить в 108 минут сарказм, «вежливость», издевательства, безысходность, ужас и реалистичность — дар.

    Я пишу рецензию и внутри меня всё кипит, впервые посмотрела этот фильм года полтора назад, но пересматривала не раз в дальнейшем.

    Это не стандартный фильм-развлечение с кровищей, тупыми диалогами, крутыми спецэффектами, сексом и проч. для того, чтобы занять себе вечер (хотя такие я очень люблю).

    Эта картина раскрывает сущность насилия. Она стебётся над нами. Над каждым из нас. Ведь как ловко двое парниш со всем справляются! У них сценарий проработан до мелочей, они просто играют и правила никто не смеет нарушать. «Вы хотели так? А мы так не хотим. Будет вооот так вот.»

    Арно Фриш сразу же своим игривым, наглым взглядом устанавливает данному фильму очень высокую планку. Игра шикарная и безупречная.

    Вообще, актёрская игра здесь просто идеальная, на мой взгляд. Характер каждого персонажа раскрыт в полной мере.

    Как я уже писала, кровь здесь вы практически не увидите. Здесь специально всё снято так, что хочется заглянуть, повернуть камеру в сторону происходящего, над нами, опять же, издеваются и не дают рассмотреть. С нами играют.

    В какой-то момент становится действительно жутко, ведь такое может произойти с каждой семьёй..

    Я бы не меняла здесь ничего: диалоги, ракурсы, внешность героев, заигрывание со зрителем, сценарий и все повороты событий, концовка. Мурашки и восторг.

    Безусловно, оригинал есть оригинал. Мне не совсем понятно, для чего Михаэль Ханеке снял вторую, почти идентичную картину (более смазливый актёрский состав, небольшие различия в диалогах, влияние США и т. д), но, наверное, на то были причины. Для меня же лучшей является эта версия.

    Это кино явно не для всех, а только для тех, кто ищет что-то оригинальное, интересное, дерзкое, смелое. На любителя, я бы сказала, кем я и являюсь.

    Эти забавные игры мне пришлись по вкусу.

    10 из 10

    13 ноября 2013 | 14:37

    Пожалуй, «Забавные игры» являются единственным фильмом Михаэля Ханеке, к которому действительно сложно подобрать аналоги. В этом смысле его можно назвать уникальным авторским творением, которое оглушительно громко ударило в своё время по Европе, захлопнув дверь известной «трилогии оледенения» и став её достойнейшим эпилогом. Неслучайно даже опытный немецкий волк Вим Вендерс на премьерном показе в Каннах, по его собственному признанию, почувствовал себя неуютно (читай: не понял). Чего уж говорить о простой аудитории, особенно, о той её части, что на взрощена на голливудоподобном материале, включая и трэш. Только они начали привыкать к мысли о том, что окружающее общество вместе с ними далеко не полноценно во всех отношениях и страшно далёко от гуманизма, им чётко и ясно указали на их аутсайдерское место в общей системе ценностей. И никаких двойных стандартов.

    Вступив ещё на заре своей карьеры в прямую и жёсткую конфронтацию с традиционными кинематографическими формами и жанрами, Ханеке наконец-то создал настоящий игровой антитриллер, заранее отказавшись визуализировать в нём насилие, не отвергая его по сути. Главное оружие режиссёра — блестящее знание человеческой психологии, его стиль — использование самореферентных художественных и технических приёмов, его цель — подчинить и изнасиловать сознание зрителя, заставив его пройти вместе с героями ужасный путь и убедиться во взаимоисключительности добра и зла. 55-летний режиссёр сосредотачивается на страданиях членов семьи, раскрывая по полной драматизм их текущего положения посредством поведения Петера и Пауля, отражающего, в том числе, и мысли самих жертв, для которых намерения и мотивация их мучителей так и остаются загадкой.

    Трудно сказать, кем на самом деле являются эти двое аккуратно и чисто одетых молодых людей, появившихся в буквальном смысле из ниоткуда. Пауль с пристально-холодным взором повзрослевшего Бенни, не стесняющийся называть своего приятеля толстым (игры играми, а за фигурой нужно следить!) — это явный лидер тандема. Зато Петер кажется более добродушным, если можно так выразиться, но это впечатление обманчиво. Оба любят спорт, в особенности гольф, сравнивают себя с известными анимационными персонажами. И наверняка у них где-то припрятана своя тетрадь смерти, регулярно пополняемая всё новыми именами.

    После выхода картины в свет критическое сообщество в Европе и других странах, как водится, разделилось на диаметрально противоположные стороны — одни хвалили её за смелость и новаторство, другие едко критиковали за то же самое. И те, и другие были правы. «Забавные игры» действительно оказались самым смелым решением в карьере Ханеке, удалившегося на недосягаемое расстояние даже от себя прежнего и имеющим куда больший резонанс, нежели любая из его предшествующих работ. С другой стороны, для самой Австрии рубежа 90-х — 2000-х такое кино было вполне типично и хорошо соотносилось с рядом «чёрных комедий», синтезирующих насилие с иронией и во многом схожих с работами Ханеке — «Тотальная терапия» Кристиана Фроша, «Налёт» Флориана Фликера, «Приди, сладкая смерть» Вольфганга Мернбергера и др.

    Вместе с тем, «Забавные игры» в известной степени являются консервативным фильмом, повторяя центральную идею всех фильмов Ханеке о зависимости внутреннего пространства человека от условий внешней среды, извлекающей из него подчас самых невиданных монстров. Здесь практически не к чему придраться, да и вряд ли нужно это делать. После просмотра остаётся масса впечатлений и отвратительное послевкусие, словно сам стал жертвой всех тех комплексов и ярлыков, которыми щедро одаривает человека созданная им же поп-культура.

    18 апреля 2014 | 13:55

    «Забавные игры» я давно смотрел отрывочно, в детстве ещё. Сейчас пересмотрел повторно. Понравилось. «Заводно-Апелисиновский» кино-язык Кубрика использован очень кстати. Очень хорошая и меткая пародия на всё современное мировое кино. Эпизод с перемоткой фильма в самом фильме говорит сам за себя. Жалко, что он не взял Канны. Жалко. Особенно момент с яйцами: такая бестактность, что аж стыдно стало за парня перед главной героиней. Гротескные ублюдки. Жестокие насмешливые подонки. Чёрный юмор переходящий в чернушный сарказм мне лично всегда был по вкусу. Адекватный трэш залог хорошего триллера. Я довольный.

    А если серьёзно, то масштаб «Забавных игр» выходит далеко за рамки обычного триллера. Это насмешка над обществом как таковым. Эти мерзавцы тыкают своих жертв лицами в их же этические нормы и семейные ценности, доводя с помощью иронии и сарказма их суть до полного абсурда и нелепости. Эта нарочито наигранная вежливость, обходительность, псевдо-культурность лишь представляет собой пресловутую «кьеркегоровскую» иронию, цель которой лишь показать во всей красе глупость и дурацкость оных морально-нравственных сентенций и разрушить фактуру, обнажить действительность природы данной системы с помощью её же штампов, только поданных под своим же намеренно сконцентрированным соусом и гиперболизированным посылом. Другими словами, язвительно изобличить данную систему ценностей в своей несуразности на усиленном контрасте между подразумеваемом и выражаемом.

    3 марта 2010 | 22:17

    Жуткий фильм. В нем нет ни моря крови, ни монстров, но как же страшно его смотреть! Я боялась каждую минуту, все ждала когда же оно начнется это море крови… так и не дождалась. Но ужас героев и их страх перед неизбежностью настолько поглощает, что понимаешь напугать может даже простой визит соседей.

    23 мая 2007 | 23:21

    Да, уж, скажу я вам, душевный садизм хуже физического. Известный немецкий режиссёр Микаэль Ханеке своим фильмом «Забавные игры» даёт в этом полностью убедиться.

    Одна семья обычного среднеевропейского, среднестатистического уровня приезжает в свой загородный дом, расположенный в очень живописных местах. Всё вроде идёт тихо, спокойно, хорошо, миролюбиво. Птички поют, природа опьяняет своей красотой, да и соседи ведут себя более, чем дружелюбно, приглашая вечерком покататься на небольшой яхте по местному живописному озерцу, поесть вместе шашлычка и просто посидеть у костра, вздохнуть, так сказать, чистый воздух окружающей природы.

    Микаэль Ханеке специально создаёт такую опьяняюще-расслабляющую атмосферу, чтобы потом её «дружно» разрушить… Двое отморозков (это станет ясно чуть позже, а пока- это внешне добропорядочные и миролюбивые парни) ненавязчиво вторгаются в жизнь и быт приехавшей семьи, и дальше… Поистине, душевный садизм вкупе с физическим не знает границ. Юнцы за какие-то минуты из милых и ласковых превращаются в физических и моральных уродов. Издеваясь и унижая каждого из членов семьи, они верно ведут своих покорных жертв к трагическому финалу.

    Фильм «Забавные игры» (действие ленты Ханеке, действительно, представляет собой жестокую и циничную игру) представляет собой очень мрачный рассказ о внешнем насилии и внутренней покорности этому насилию. Поражает, действительно, покорность, с которой члены семьи (муж и жена, (ребёнок, мальчик лет семи, не в счёт. Он пытался как-то сопротивляться насилию, но силёнок, явно, не хватало)) подвергали себя физическим и душевным истязаниям. Они, как слепые котята или скот, покорно идущий на бойню, давали себя истязать, мучить… Это, поистине, страшно и ужасно! Ведь юнцы- садисты внешне не представляли из себя каких-то супергромил и потрошителей последней стадии деградации. Ещё раз повторяю, внешне они вполне благочестивые и добропорядочные парни.

    Микаэль Ханеке весь фильм построил на контрастах и взаимоисключениях. Каждый кадр, каждая сцена пропитана внутренним садизмом и цинизмом. Режиссёр ярко показал беспомощность и бессилие обычных семей перед внешним насилием, жестокостью извне. Люди, попадая в такие ситуации, порой оказываются незащищёнными ни со стороны своих человеческих качеств, ни со стороны блюстителей правопорядка.
    Не скажу, что я в восторге от фильма (порой утомляет это нагромождение жестокости и циничных игр), но то, что этот фильм неординарный (жёсткая фреска из повседневной жизни) и необычный- это уж точно!

    7 из 10

    9 мая 2008 | 08:37

    Картина тяжелая. Просмотр оставил у меня в душе одно чувство — чувство безысходности. На месте семьи, терзаемой в течение полутора часов экранного времени больными психопатами, в принципе может оказаться любая семья. И первый вопрос, который себе задаешь — «А нужно ли снимать и смотреть такие фильмы, ведь ничего, кроме отрицательных эмоций, не получаешь?»

    Однако, дальнейшие размышления привели меня к другим выводам. Попробуйте заменить актера, играющего отца, на Шварцнегера или Лунгренда, и все, сюжет развалится. Ведь два сопляка, вряд ли справятся с человеком, владеющим искусствами единоборств, либо просто сильным человеком. Отсюда вывод — этот фильм поучителен и очень полезен для будущих мам, которые выбирают себе пару в жизни. Выйдите ли вы за муж «по любви», «по расчету» или за человека, который сможет защитить ваших детей в любой ситуации? Картина дает повод к размышлению. Полагаю даже, что ее нужно демонстрировать старшеклассникам, вместе с «Реквиемом по мечте» (реж. Д. Аронофски), как учебное пособие по подготовке к жизни в современном мире.

    Оценка 7 из 10

    7 января 2010 | 10:13

    Как-то, много лет тому назад, в годы дальней моей молодости, пришлось мне присутствовать при ограблении квартиры. Той самой квартиры, где я родилась и прожила до того всю свою жизнь. Семья была на даче, соседи на лето разъехались, оставалась я одна, и вот кто-то шумно влез в квартиру, слышались грубые возбужденные мужские голоса, кто-то ломился к соседке, кто-то — в мощную дубовую коридорную дверь, за которой находилась уже хлипкая фанерная дверь в мою комнату, вышибить которую ударом ноги не представляло труда. И, надо сказать, мне тогда стало страшно. Очень страшно. В голове у меня лихорадочно вертелись несколько способов того, как можно поступить в этой ситуации, но все они были далеко небезопасны и заведомо раскрывали грабителям мое местонахождение. Я не знала, как поступить. И я чувствовала страх и беспомощность, ибо только в кино легко взять в руки первое попавшееся орудие и за пару минут справиться с многочисленным противником.

    Так бывает во многих боевиках. Но не в картине Михаэля Ханеке «Забавные игры». Это страшная картина. Пожалуй, самая страшная и незабываемая, которую мне довелось видеть. Ибо режиссер, снявший фильм, сумел стереть грань между залом и экраном, вовлёк зрителя в само действо картины, втянул его в треугольник «жертва-мучитель-зритель», где действие то и дело с экрана соскальзывает в реальность, в зал, он не дал смотрящему остаться в стороне, заставил в полной мере прочувствовать ситуацию изнутри, испытать панику, ужас, беспомощность, безнадёжность обыкновенной семьи, попавшей в лапы к изощрённо циничным отморозкам. Фильм 97-ого года настолько сильно воздействовал на человеческую психику, что на показ его на Каннском фестивале в зал не допускались беременные и дети, а зрителей предупреждали о присутствии в фильме почти непереносимых сцен насилия. И тем не менее, зал реагировал бурно и нервно. И это при том, что в «Забавных играх» сцены физического насилия практически отсутствуют, за исключением одного маленького эпизода в самом начале — удара клюшкой по колену, и одного, столь же небольшого, в самом конце. Кинокритик Андрей Плахов назвал «Забавные игры» самым шокирующим фильмом Европы.

    Два симпатичных молодых человека в белых костюмах, Питер и Пауль, в течение двух часов экранного времени и двенадцати часов сюжетного глумливо и жестоко измываются над семьей из трех человек. Действие камерное, происходящее почти весь фильм на территории дома и дачного участка. Казалось бы, ничто не предвещает беды. Обыкновенная семья: жена Анна, муж Георг и их двенадцатилетний сын Жоржи приехали в свой загородный дом отдохнуть. Покататься на собственной яхте. Пообщаться со знакомыми. Просто соседка послала за яйцами одного из своих молодых родственников. Это очень вежливый, улыбающийся, предупредительный юноша. Только ужас какой неуклюжий. Взял и уронил яйца. Нечаянно обронил мобильник в раковину с водой. А вот и приятель его пришел. Хочет попробовать клюшку для гольфа. Он тоже очень вежливый. Только подзатянулось это посещение, и несмотря на то, что мальчики такие культурные, что-то странное в их поведении, глумливое, хотя это так неуловимо, что подошедшему от яхты мужу даже сложно так сразу объяснить… А потом всё завертится так, что мало не покажется. А мальчики будут всё такие же предельно вежливые и беспредельно жестокие… Они не задумаются о «твари дрожащей» — они всего лишь забавляются от скуки.

    Ханеке изучал не только театральное искусство, но и философию, и психологию. В «Забавных играх» он включил все эти свои умения в действо и создал не просто жёсткий, ошеломляющий психологический триллер, но фильм-игру. Здесь всё по-настоящему и всё понарошку. Мальчик стреляет в бандита в минуту отчаяния из ружья, но ружьё незаряжено, но когда из ружья выстрелит бандит, в нём окажется пуля. Когда действие пойдёт не по сценарию, разработанному подонками, один из них схватит пульт и отмотает сцену назад, заставив пойти события так, как им задумано. Это еще больше усилит неизбежность. А обращения Пауля и Питера с экрана в зал сделают зрителя соучастником происходящего. Фильм показывает не только насилие, которое может неожиданно совершиться над каждым человеком, но и заставляет зрителя оценить свое собственное отношение к жестокости. А самое главное к тому, что оно показывается как шоу.

    «Ты рассуждал о трудностях коммуникации между материальным и нематериальным мирами», — говорит один из этих подонков другому почти в самом конце фильма и начинает рассуждать о возвращении из мира придуманного в мир реальный, практически приближая самих себя вплотную к тому, что происходит уже не на экране, а в зале. Чтобы каждый понимал — это может произойти завтра и с тобой. Мы, созданные современной этикой, современным искусством, современными СМИ, маньяки, те, которых вы сами все равно оправдаете трудным детством, так уж вы воспитаны, мы придем и уничтожим вас. Так это выглядит перед тем, как Пауль и Питер отправятся издеваться над следующей семьей.

    В 2007 г. Ханеке снял ремейк по собственной картине, практически один к одному, сдублировав каждую мизансцену, каждое слово и жест героев. Только актёров взял других, американских. Ибо хотел донести свою картину и до американского зрителя. Но фильм провалился в прокате. За десять лет новое поколение привыкло к жестокости настолько, что его не проймёшь даже «Забавными играми».

    И напоследок воспоминание Андрея Плахова: «Я вспоминаю свои ощущения от Ханеке, когда фильм «Забавные игры» показывался на Каннском фестивале, это был юбилейный фестиваль. В общем, действительно, очень закаленные фестивальные волки, некоторые наши коллеги известные просто вышли из зала где-то за 10 минут до конца фильма и спасались в баре за бокалом виски. Потому что было ощущение такого мощного удара».

    1 октября 2010 | 19:00

    «Забавные игры» — произведение, которое закрепило за Михаэлем Ханеке славу беспощадного и циничного режиссёра, и воздвигло его в ранг одних из самых влиятельных и обсуждаемых творцов киноискусства наравне, скажем, с Ингмаром Бергманом. В 1997 году на Каннском фестивале был представлен фильм «Забавные игры». Во время премьеры на билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие, что публику ждет что-то по-настоящему жуткое. А ещё говорят, что половина зрителей, включая знаменитого режиссёра Вима Вендерса, покинули показ «Забавных игр». Такие подробности, связанные с премьерой фильма на главном европейском кинофестивале, непременно интригуют и готовят к чему-то действительно умопомрачительному. Поначалу Ханеке хотел написать небольшое эссе о насилии в СМИ, однако это желание переросло в намерение создать полнометражную картину. Решившись на это, Ханеке создал, пожалуй, лучшую свою работу (если не обращать внимания на мнения относительно «Белой ленты», которую признают венцом творения Ханеке).

    «Забавные игры» начинаются с того, что перед нашими глазами вновь предстает счастливая семья из крепкого мидл-класса. Они радостно едут в свой загородный дом, играя в «угадай мелодию», надеясь, что их ждёт отменный отдых. Однако как только семейство въезжает в открытые ворота и начинает распаковывать вещи, их планы нарушают два смазливых мальчика Пауль и Питер, которые хотят всего лишь одолжить немного яиц. Молодые люди, на первый взгляд, не представляют никакой опасности. Напротив, своей доброжелательностью и выражением светских манер они внушают только доверие. На руках Пауля и Питера — белые перчатки, в душах — сокрытые от всех садистские наклонности. Слово за слово и парни уже вступают в конфликт с Георгом (отец семейства) и Анной (мать). Конфликт набирает обороты и перерастает в пугающее и тревожное действие, чтобы в итоге завершиться на сокрушительной эмоциональной ноте.

    Пауль и Питер берут на себя роль демиургов, имеющих право вершить человеческую судьбу. Более того, они управляют экранным действием. Да-да, представьте, что герои фильма сами решают, по какому пути будет развиваться повествование, они противопоставляют себя логике сценария, устанавливая правила игры. Начиная «забавную игру» с ни в чём не повинным семейством, Пауль и Питер запускают маховик неотвратимых событий, которые неминуемо приведут к смерти. Неотвратимость и неминуемость смерти — главный элемент кинопроизведения «Забавные игры», чётко артикулированный Михаэлем Ханеке. Чего уж там, этот элемент главенствует и в нашей жизни. Смерть уравнивает всех — ведущий постулат экзистенциализма, философского направления, которое Ханеке тщательно штудировал на кафедрах Венского университета. Неизбежность гибели главных героев фильма «Забавные игры» видится во всём: спасительные артефакты (например, телефон или ружьё) оказываются бесполезными предметами; в руках Пауля и Питера находится пульт дистанционного управления, который может отмотать назад незапланированные сюжетные ходы, вселив ещё больше отчаяния в зрителя.

    Самые шокирующие и тошнотворные сцены в этом фильме заключаются не в прямолинейной расчленёнке, не в жестоких телесных экзекуциях, а в перевёрнутом, сокрытом от зрителя действии, что подталкивает зрителя к домысливанию и дорисовыванию. Фильм «Забавные игры» оскорбляет нас тем, что сцены насилия и неминуемое движение к смерти в нём чередуются с дружескими подколками о весе, разговорами об этикете и досужими рассуждениями о литературных персонажах. Ну, представьте себе хотя бы на минуту маньяка-доброжелателя, который вместе с унижением своей жертвы проявляет о ней заботу. Душераздирающий оксюморон, бесспорно. Итак, два смазливых инди-мальчика, одетые в выглаженную форму игроков в гольф, препарируют райские кущи «благороднорождённых», персонифицируя собой Абсолютное Зло (вспоминайте Бенни из второй работы Ханеке). На зажравшиеся в неге потребительства головы обрушивается иррациональное, неизвестное, отчуждённое. Михаэль Ханеке показывает внутренне безмятежное и улыбчивое насилие по деструктивное силе не уступающее ординарному месиву. Вот оно: развитие темы деструкции буржуазного благосостояния. Хотели? Получите эстетскую версию, олицетворённую двумя интеллигентными парнями.

    В отличии, например, от дебютной работы Ханеке «Седьмой континент», которая кончается «молчаливым отречением», в «Забавных играх» мы вынуждены наблюдать за «болтливым уничтожением» Анны и Георга, а также их маленького сына. Содержание этой, по мнению критиков, «экспериментальной» работы выдаёт вопиющую дерзость Михаэля Ханеке как творца. Австро-немецкий режиссёр является одним из тех кинематографистов, которые бросают все силы на провокацию зрителя. Михаэль Ханеке, как и датчанин Ларс фон Трир, признаёт главной целью своих фильмов вытащить людей из норы, в которую они залезли в нежелании сталкиваться с реалиями жизни.

    5 ноября 2011 | 04:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>